Ведение большой политической газеты дело очень сложное и трудное. От желающего принять на себя подобное бремя потребуется не только напряжение всех его умственных и нравственных сил, но и крупные денежные затраты (покупка типографии, внесение 45000 руб. залога, необходимость новому арендатору, еще не приобретшему кредита, иметь достаточный оборотный капитал, все это заставляет вложить в дело от 100–150 тысяч рублей). 449 Кроме того, ясно сознавая, что смерть такого издателя, как М. Н. Катков, должна неизбежно невыгодно отразиться на «Московских ведомостях», будущий арендатор, при добросовестном отношении к делу, должен озаботиться, не жалея расходов, усилением состава редакции и повысить заработную плату, крайне низкую в настоящее время. Действительно, я имею в виду, сохранив весь прежний состав сотрудников… пригласить, кроме того, несколько новых талантливых сотрудников, занимающих места на коронной службе. Но они соглашаются оставить службу и всецело посвятить себя тому делу и знамени, которому так доблестно служил покойный издатель, лишь в том случае, если они будут уверены, что передача мне «Московских ведомостей» гарантирует их, по крайней мере, на двенадцать лет. 450 В крайнем случае редактор соглашался на 6-летний срок аренды. В сентябре или начале октября предполагалось обсудить вопрос о «Московских ведомостях» в частном совещании из высших чиновников в составе Делянова, Победоносцева, Вышнеградского, Островского, Феоктистова и государственного контролера Д. М. Сольского. 451 Они должны были рассмотреть все кандидатуры и определить условия нового арендного договора. Но еще загодя кандидатура Петровского была согласована и одобрена большинством сановников. 28 сентября Делянов в письме испросил согласия на нее у Д. А. Толстого. Перечислив претендентов на пост редактора, министр пояснял: Следя за духом и направлением «Московских ведомостей», руководимых последнее время г. Петровским, обер-прокурор Святейшего Синода, министр государственных имуществ, управляющий Министерством финансов и начальник Главного управления по делам печати, а равно и я полагали бы оставить издание «Московских ведомостей» за г. Петровским. Он человек во всех отношениях благонадежный, пользовался уважением и полным доверием со стороны покойного Каткова и представляет сам по себе полное ручательство того, что серьезный и имеющий большое значение орган будет и впредь издаваться в том же духе, в каком издавался до сего времени. Притом все настоящие сотрудники редакции «Московских ведомостей», из коих некоторые, весьма опытные и даровитые, находятся с Петровским в самых дружественных отношениях, по всей вероятности, не прекратят своего участия в газете до тех пор, пока он будет состоять во главе редакции. 452

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Сверх того, появилась болезнь сия в Саратове и Царицыне, в некоторых местах Симбирской губернии и на Дону». Затем в том же Московских Ведомостей, в корреспонденции из Тифлиса, еще подробнее описывается ход развития её в Персии и прикаспийских областях Российской Империи, причем подробно описывается и самая болезнь, каковое описание продолжается и в 73, с выпискою изображения её из Журнала министерства внутренних дел за 1830 год (Прибавления к журналу), сделанного по распоряжению министерства. Тоже, с приложением указания медицинских средств против болезни, продолжается и в 74 и 75 тех же Ведомостей, из коих последний вышел в свет 17 сентября, а также в 76 и 77. Но о появлении холеры собственно в Москве еще ни слова не было сказано. А между тем, что она около половины сентября начала появляться и здесь, это видно, во-первых, из того, что оказывалось нужным усиленно и вдруг оповещать о ней уже с 6-го сентября, а во-вторых, из того, что когда появились ежедневные бюллетени о ходе развития болезни в Москве, под названием Ведомостей о состоянии города Москвы, начавшиеся с 23 сентября, то в первом из этих бюллетеней, напечатанном и в 78 Московских Ведомостей от 27 сентября, счет дней появления холеры в Москве начинается с 16 сентября 2 . Кроме того не даром конечно уже в 76 Московских Ведомостей (от 20 сент.) опубликовано правительственное распоряжение «о мерах к пресечению холеры,» начертанное в виде проекта министром внутренних дел графом А. А. Закревским. Если же судить по некоторым другим историческим данным, то оказывается, что и в начале сентября были отдельные случаи заболевания холерой в Москве. Известный швейцарец Ф.Л. Кристин в своем письме к графине С.А. Бобринской от 5 сентября из Москвы пишет: «нас чрезмерно пугают холерой: по 50 человек каждые сутки умирают в Астрахани, по 30 в Саратове. Послали докторов, учредили кордоны; уверяют, что зараза уже и в Тамбове, а вчера говорили, что богатый нижегородский купец ехал с двумя сыновьями – один умер дорогой, другой при самом въезде в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Польское национально-освободительное восстание 1863–1864 гг., подавляемое генералом М. Н. Муравьевым, вызывало широкий отклик в российской прессе. Польское национально-освободительное восстание 1863–1864 гг., подавляемое генералом М. Н. Муравьевым, вызывало широкий отклик в российской прессе. Возможно, имеется в виду статья М. П. Погодина «По поводу некоторых слухов» (Московские ведомости. 1863. 26 апреля). Возможно, имеется в виду статья М. П. Погодина «По поводу некоторых слухов» (Московские ведомости. 1863. 26 апреля). В одной из своих передовых статей М. Н. Катков писал: «Нас упрекают в жестокости. Мы скорее должны упрекать себя в том, что мы слишком уступчивы, слишком расположены к угодливости, слишком мало наклонны ценить свое по достоинству. Имея за себя несомненное право, мы как бы конфузимся своего права и, будучи чисты совестью, нередко действуем так, как действуют люди, у которых нечиста совесть. Вместо того, чтобы открыто и твердо исполнить то, что велит долг, мы стараемся в ущерб делу, на нас возложенному, показаться любезными и гуманными, и когда возвращаемся к исполнению своего долга, то, естественно, подпадаем упреку в доверчивости и иезуитизме» (Московские ведомости. 1863. 13 июля). В одной из своих передовых статей М. Н. Катков писал: «Нас упрекают в жестокости. Мы скорее должны упрекать себя в том, что мы слишком уступчивы, слишком расположены к угодливости, слишком мало наклонны ценить свое по достоинству. Имея за себя несомненное право, мы как бы конфузимся своего права и, будучи чисты совестью, нередко действуем так, как действуют люди, у которых нечиста совесть. Вместо того, чтобы открыто и твердо исполнить то, что велит долг, мы стараемся в ущерб делу, на нас возложенному, показаться любезными и гуманными, и когда возвращаемся к исполнению своего долга, то, естественно, подпадаем упреку в доверчивости и иезуитизме» (Московские ведомости. 1863. 13 июля). Колюбакин Николай Петрович (1812–1868) — генерал-лейтенант. Колюбакин Николай Петрович (1812–1868) — генерал-лейтенант.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАВКАЗСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Кавказской и Черноморской епархии, выходившее в Ставрополе с 1873 по янв. 1886 г. 2 раза в месяц. После разделения и переименования Кавказской епархии в Ставрополе с февр. 1886 г. стали издаваться «Ставропольские епархиальные ведомости» , продолжившие нумерацию К. е. в., а во Владикавказе с 1895 г.- «Владикавказские епархиальные ведомости» . Программа К. е. в. была составлена еще в 1868 г., тогда же по представлению еп. Феофилакта (Губина) (см.: Розалиев В. Ф., прот. Воспоминания о преосв. Феофилакте//Кавказские ЕВ. 1873. 1. С. 26-29; 2. С. 65-69; 3. С. 88-94; 9. С. 286-292; 15. С. 498-501) окружным духовно-училищным съездом на должность редактора был избран смотритель Ставропольского духовного училища Г. П. Михайловский. Однако только при новом Кавказском еп. Германе (Осецком) 19 нояб. 1872 г. Михайловский смог приступить к обязанностям редактора и исполнял их до своей кончины (22 янв. 1886), должность 2-го редактора с 1873 г. занимал И. А. Спасский, а в 1874-1875 гг.- И. П. Протопопов. Именно Михайловский, опубликовавший за свою жизнь 145 статей, не считая мелких заметок (см.: Архангельский А. В. Г. П. Михайловский: (Биогр. очерк)//Ставропольские ЕВ. 1886. 12. С. 162-196), являлся автором значительной части материалов К. е. в., большинство из к-рых анонимны или подписаны криптонимом «Г. М.». Каждый номер К. е. в. состоял из офиц. и неофиц. отделов с общей пагинацией. Большинство материалов размещалось в офиц. отделе, здесь печатались «Распоряжения высшего правительства» (высочайшие манифесты, определения и указы Святейшего Синода, распоряжения обер-прокурора и синодальных учреждений), «Распоряжения епархиального начальства» (распределения благочиннических округов, расписание проповедей в соборах, назначения катехизаторов, сведения о назначениях на должность, перемещениях и увольнениях, наградные списки и др.), распоряжения и известия, касающиеся духовно-учебных заведений (отчеты, журналы духовно-училищных съездов, утвержденные учебные программы, разрядные списки семинарий и духовных уч-щ), а также списки вакансий, извлечения из отчетов викарного епископа по обозрению церквей епархии, объявления о вакантных местах, некрологи и др. Нек-рые материалы офиц. отдела были переизданы в одном томе в систематическом порядке (Кавказские ЕВ: 1873-1882. Ставрополь, 1883).

http://pravenc.ru/text/1319756.html

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии. Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И.Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, 9, 10), Д.Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д.А. Корсакова (ЖМНП, 1891, 12), Г.А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/11, 361). В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. I. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги; «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°). Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Всем — европейской войны в ближайшем будущем. — В данном случае напрашивается сопоставление слов и мысли Достоевского с «изречением» канцлера Бисмарка, процитированным в русской печати незадолго перед началом работы писателя над сентябрьским (1877 г.) выпуском своего «Дневника»: «Венский корреспондент „Пештского Ллойда» сообщает, между прочим, следующее достоверное будто бы изречение князя Бисмарка: „Или еще до наступления зимы мы будем иметь русско-турецкий мир, или непосредственно после нынешней войны всеобщую войну» (Моск. ведомости. 1877. 12 сент. Отд. «Последняя почта»). 425 …недавно еще серьезно обращали внимание на мнение компетентных англичан ( речь Нордскота) , что можно еще до зимы замирить, — Стаффорд Генри Норскот (Northcote), граф Иддесли (1818–1887) — канцлер казначейства в правительстве Биконсфилда и лидер Палаты общин (с 1876 г.). Достоевский имеет в виду его речь «пред торговою палатой в Экзетере» (Моск. ведомости. 1877 29 сент. В ней обращалось внимание на якобы появившуюся возможность мирного урегулирования конфликта между Россией и Турцией. Автор «Ежедневного обозрения» в газете «Новое время» интерпретировал это выступление как очередной акт назойливого посредничества между Турцией и Россией в интересах английской промышленности и торговли и при полном невнимании к «внутреннему содержанию войны». В обозрении отмечалось, что часть английской печати — «Times» и «Daily news» — «одинаково пренебрежительно отзывается об этих попытках своих государственных людей», а «германская политика даже выступает резко против их воззрений». В своей полемике с английскими государственными деятелями автор «Ежедневного обозрения» констатировал: «Дальнейшее сожительство турок с христианами на Балканском полуострове невозможно» (Нов. время. 1877. 28 сент. (10 окт.). Как видно из контекста комментируемого отрывка «Дневника писателя», помимо Норскота, Достоевский подразумевал и других «компетентных англичан», ратовавших за урегулирование Восточного вопроса «в интересах английской промышленности и торговли». Эти англичане — публицисты из английской «туркофильской» газеты «Standard», о которой «Московские ведомости» писали незадолго до произнесения Норскотом его речи: «„Standard“» и теперь еще не решается отказаться от надежды, что „до наступления зимы Россия может согласиться на компромисс“, потому что, по мнению английской „Standard“, невероятно, чтобы другой подобный шанс представился весной» (Моск. ведомости. 1877. 22 сент. 426

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Безусловно, заслуживают отдельного внимания и такие значимые структурные компоненты «Ведомости из ада», как реестр адских мук в начале сатиры и симметричный ему «собор» грешников в ее финале, а также мотивы загробного суда-истязания, сопряженного с диалогом-прением сторон, а равно и бала (приема, «большого выхода») у Переходя от вопросов генезиса сатиры к рассмотрению форм и факторов ее эволюции в XIX–XX вв., отмечу, что распространение «Ведомости из ада» в дворянской субкультуре стимулировал выход в свет таких изданий, как «Почта духов» (1789 г.) И. А. Крылова и «Переписка двух адских вельмож, Алгабека и Алгамека... Перевод с арапо-еврейского языка греко-японским переводчиком в 1 791 000 году» (1792 г.) А. Одновременно в духовном сословии традиция «адских корреспонденций» нашла воплощение в творчестве архимандрита Леонтия (Яценко), создавшего в 1802 г. свое подражание «Почте в состав которого входят «Письмо 50. От гнома Зора к волшебнику Маликульмульку и с адскими газетами присланное. Тысяча восемьсот прошлаго столетия» (л.18 об.), а также «выписки с адских газет» (л. 22). Разрешение вопроса о бытовании текста «Ведомости из ада» в старообрядческой среде, несомненно, потребует новых текстологических разысканий. Однако уже сейчас можно утверждать, что процесс рецепции сатиры не был однонаправленным. Так, с одной стороны, неоднократно фиксируемые в старообрядческой рукописной традиции (отдельно и в составе «адских газет») «Стихи о пышности и табаке» на протяжении десятилетий сохраняют «родимые пятна» ортодоксальной семинарской субкультуры: «а о курении табаку и академисты духовные знают, и курить его не возбраняют, и сами С другой стороны, попавший около 1839 г. в руки выпускника Московской духовной академии, смотрителя Уфимских духовных училищ иеромонаха Филиппа (Платонова) список «Ведомости из ада», несомненно, восходил к старообрядческой традиции, поскольку финальный «грешников целой собор» открывала триада «митрополиты, архиепископы, епископы» (во вклеенном в сборник отца Филиппа списке эта строка зачеркнута

http://sedmitza.ru/lib/text/4682862/

Мнение сие долгом поставляю представить на благоусмотрение Святейшего Правительствующего Синода. Правлению Литовской семинарии, от 24 июня за 2068, с возвращением ведомости о кандидатах, могущих поступить с началом учебного года в училища, с отметками о принятии их на казённое содержание На представлении его, от 19 июня за 419, с ведомостью о кандидатах, могущих поступить с началом наступающего учебного года в училища и по бедности родителей нуждающихся в казённом содержании, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Возвращая в правление семинарии представленную при сём ведомость с собственноручными моими отметками, предлагаю оному: 1) отмеченных мною мальчиков к принятию на казённое содержание принять на таковое и объявить о том их родителям или опекунам; 2) о некоторых мальчиках, где указано мною пополнить сведения, представить мне особо для решения, кого из них принять на казённое содержание; 3) объявить о моей резолюции и тех детей родителям, в принятии коих на казённое содержание здесь отказано, включая сюда и тех, против которых по ведомости проведена мною чёрточка; 4) так как по настоящей ведомости не показано ни одного кандидата на казённокоштные места из священно и церковно-служительских детей, находящихся уже в училищах, то представить мне ведомость и тем из сих детей, которые просятся на казённое содержание, находятся ли они в училищах или семинарии; 5) показанное в сём представлении число казённокоштных мест в Жировицких и Виленских училищах, то есть 38, не может быть верно, а потому и представить мне точное число казённокоштных мест, которые окажутся с окончанием настоящего учебного года как в сих училищах, так и в семинарии, после перевода учеников в высшие классы, а также выпуска или исключения оных; 6) что касается кандидатов приложенной при сём ведомости, против которых не положено мною резолюции, правление примет их к соображению при исполнении предложения моего от нынешнего числа об учреждении причётнических классов и составлении списка кандидатам в сии классы; о тех же, которые не войдут в сей список, доложить мне впоследствии для помещения некоторых из них и в училища, если окажется возможность. Литовской консистории, от 25 июня за 2105, о составлении описей церковному имуществу по новой форме и Высочайше одобренным предположениям преосвященного митрополита Московского

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Удовлетворивши эти нужды материальные, которые, само собою, заставляли всякого, как говорится, опускать руки от охотного делания, я не сомневался уже, что вызову благородное сочувствие и энергию в лицах служащих в заведениях; потому тогда же решился приступить, и исполнил самым делом, преобразование и в самой учебно-воспитательной части. Таким образом, все шло постепенно, как бы из кольца в кольцо, снизываясь в одну целостную цепь. Размышляя, и теперь сам с собою, я изумляюсь, как всё устроялось тогда с явным благословением Божиим и благопоспешением 324 . Много, впрочем, обязан я в успехах своих действий лицам, при мне служившим и в Консистории и в Семинарии, в особенности же, бывшему в продолжение всего почти моего епископства в Смоленске, о. Ректору Семинарии 325 . Сколько по моей личной инициативе, столько же по его собственной готовности принять на себя труд Редактора, я воспользовался первыми удобствами, чтобы завести издание епархиальных Ведомостей. Это последнее дело превзошло даже мои ожидания, благодаря тому же о. Ректору, сумевшему так ясно, полно и соответственно времени представить всякому, понимающему значение и задачи этого издания, как органа для взаимного бесстеснительного обмена мыслей, сведений, предположений касательно всех явлений жизни епархиальной и разнообразных вопросов и прямых потребностей. Тогдашние Смоленские Ведомости действительно были полны жизненного содержания; они-то послужили для всех моих и прежних распоряжений и восполнением, и окончательным уяснением их значения, и средством к проведению в сознание и жизнь духовенства. «Я помню, – говорил преосв. Антоний, – что когда высокопреосв. Филарет Московский выражал мне своё несочувствие касательно издания Ведомостей, я отвечал ему, что напротив готов бы скорее сожалеть, что не мог приступить к изданию Ведомостей гораздо ранее». Сопоставляя содержание этого рассказа самого преосв. Антония о его деятельности в течение всего времени его епископства в Смоленске с тем, что явилось в печати – в епархиальных Ведомостях, хотя за последние только два года нельзя не видеть, что самоё издание Ведомостей было отнюдь не делом подражания примеру других епархий, а зародилось и вышло из запросов и потребностей местной епархиальной жизни, возбуждённых и вызванных самым движением и развитием её на почве подготовленных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Страницы всех наших духовных периодических изданий обязательно должны быть открыты для вполне свободных, ничем не стесняемых заявлений и обсуждений всего, что касается как предстоящей церковной реформы, так и всех явлений современной жизни, поскольку они соприкасаются с пастырством. Прямая же обязанность всех епархиальных архиереев, подсказываемая самыми насущными интересами церкви и православия, требует от них не только не препятствовать или как–нибудь стеснять свободные собрания и обсуждения духовенством всех вопросов, относящихся к церковной реформе и новому положению церкви, а всячески поощрять их и поддерживать. Время замалчиваний, запрещений, утаиваний от пастырей жизненных и кровных для них вопросов, время недоверия, со стороны архипастырей, к пастырским собраниям и обсуждениям, должно прекратиться навсегда; пастыри во всей своей совокупности, а не в лице только случайных архиерейских избранников, должны быть открыто признаны архипастырями своими главными полноправными советчиками и сотрудниками в устроении как всех епархиальных дел, так и в решении общих церковных вопросов. Недоверия, разделения между архипастырями и пастырями, никак не должно быть, – они должны составлять из себя одно, иметь одну душу, иначе между ними может произойти очень нежелательный по своим последствиям раскол.   Н. Каптерев. 1 Особенно много статей, относящихся к церковной реформе, мы встречаем в наших столичных газетах, каковы: Новое Время, Русь, Слово, Русское Слово, Рассвет, Новости, Московские Ведомости, Биржевые Ведомости, Русский Листок, Русские Ведомости, Санкт-Петербургские Ведомости, Заря, Петербургский Листок и др. Кроме столичных и провинциальные газеты также занялись решением вопроса о церковной реформе. Из них по этому вопросу пишут: Варшавский Дневник, Одесские Новости, Одесский Листок, Киевское Слово, Киевская Газета, Южный Край, Южное Обозрение, Севастопольский Вестник, Западный Вестник, Рижский Вестник, Либавский Вестник, Белорусский Вестник, Приволжский Край, Казанский Телеграф, Приазовский Край, Пятигорский Листок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010