Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Идея " Москва - Третий Рим " в русской истории. Долгий 19 век. Император Александр Второй. Кандидат философских наук И.С. Вевюрко, передача 22 30.08.2022 23:00 Илья Сергеевич Вевюрко Александр II Освободитель — император, при котором была произведена отмена крепостного права и проведены реформы, модернизировавшие русское общество. Судьба этого императора — это во многом судьба России. Для его воззрений характерно было представление о незыблемости самодержавия и существующей государственности России как оплота ее единства, о Божественном происхождении царской власти. Он признается отцу, ознакомившись с Россией в путешествии: " Считаю себя счастливым, что Богом поставлен всю жизнь свою ей посвятить " . Став самодержцем, он отождествлял себя с Россией, рассматривая свою роль, свою миссию как служение державному величию Отчизны. Как же осуществлялся Промысл Божий и идея Москвы как Третьего Рима во время правления этого государя? Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/08/30/23-0...

        В русской революции произошла встреча и соединение двух мессианских сознаний — мессианства пролетариата с мессианством русского народа. Русский народ как бы отождествился с пролетариатом, с которым он совсем, конечно, не совпадает эмпирически. В душе русского народа издревле глубоко запало мессианское чувство великого религиозного призвания. Еще в XV веке инок Филофей построил теорию о Москве, как о третьем Риме. После падения Византийского царства русское царство осталось единственным православным царством в мире, единственным носителем истинной православной веры. Все остальные народы изменили чистоте христианской веры. Москва есть Третий Рим, новый и последний Рим. Это мессианское сознание осталось в русском народе на протяжении столетий, претерпевая различные метаморфозы. Оно претерпело трагический надлом в религиозном расколе XVII века и приобрело новые формы в левом крыле раскола. Оно перешло к верхнему культурному слою XIX века, к русским писателям и мыслителям. Оно в секуля- 19 ризованной форме осталось у русских революционеров XIX века и в крайней форме выразилось у анархиста Бакунина. У Достоевского выразилось это мессианское чувство в идее русского народа, как народа богоносца. Когда К. Леонтьев потерял веру в положительное религиозное призвание русского народа, то он начал верить, что русский народ родит из своих недр антихриста, т. е. все же обладает мессианством, но темным. И в своей последней, не только секуляризованной, но и совершенно обезбоженной форме русское мессианство проявилось в большевизме, в коммунизме. И коммунизм русский верит, что свет придет с Востока, что свет русской революции просветит буржуазную тьму Запада. Русский народ не осуществил своей старой идеи Москвы, как Третьего Рима. Императорская Россия была очень далека от того, чтобы походить на Третий Рим. Но вместо Третьего Рима он осуществил Третий Интернационал. И в этом Третьем Интернационале произошло зловещее сочетание русской национальной мессианской идеи с интернациональной, пролетарской мессианской идеей. Вот почему русская революция, вдохновленная пролетарской интернациональной идеей, все-таки есть русская национальная революция. Религия коммунизма не русского происхождения, но она своеобразно преломилась в русском религиозном типе. Русскому же религиозному типу присуще эсхатологическое ожидание наступления царства Божьего на земле.

http://predanie.ru/book/221184-stati-v-n...

Так А. Тойнби в своем «Исследовании истории» пишет: «Тогда как «великая идея» греков [ имеются в виду мечты современных греков о возрождении Ромейской Империи за счет Вооруженных Сил России. - П.П.] представляет собой драматический и странный исторический факт, аналогичное зерно, посеянное на русскую почву, дало серьезные исторические последствия, которые и сейчас, в середине XX века, возможно, еще не развернулись в полной мере. Когда прозрачная тень возрожденной Римской Империи – призрак призрака эллинского универсального государства – была наконец ликвидирована оттоманским завоеванием Константинополя в 1453 г., русская боковая ветвь Православия в это время прилагала усилия, чтобы создать свое собственное универсальное государство. В 1472 г. Великий князь Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего Константинопольского Императора Константина, и принял герб – двуглавого восточноримского орла. Русские не были узурпаторами, бросающими вызов живым владельцам титула. Они остались единственными наследниками. Таким образом, они не были отягощены внутренним чувством греха. Чувство того, что греки предали свое Православие и за это были наказаны Богом, сильно отразилось на далекой Русской Церкви, где антилатинские настроения были очень сильны. Русским казалось, что если греки были отвергнуты Богом за Флорентийскую унию, мыслившуюся как замена Православию, то сами они получили политическую независимость за преданность Церкви. Русский народ оказался последним оплотом Православной Веры. Таким образом, он унаследовал права и обязанности Римской Империи» [ Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1996. С. 405-406]. Далее Тойнби отмечает: «Использование русскими авторитета Восточной Римской империи для доказательства веры в бессмертие своего универсального государства – прежде всего в политических целях – требовало значительных усилий, чтобы уберечь Третий Рим от судьбы, которая постигла Первый Рим и Рим Второй» [ Тойнби А. Дж. Постижение истории. С. 406]. А. Тойнби особо подчеркивает, что «Политическая миссия Третьего Рима никогда не сводилась к тому, чтобы спасать или реформировать Второй Рим.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/05/vs...

Псковская земля вошла в состав единого Русского государства одной из последних — в 1510 г., но связи между Псковом и Москвой сложились гораздо раньше, еще в XIV веке. Из Московской летописи мы знаем, что в 1380 году на Куликовом поле в войске Дмитрия Донского был и отряд псковичей во главе с князем Андреем Ольгердовичем. Знаменитая концепция «МоскваТретий Рим» впервые была озвучена именно в Пскове. Эту идею в первой четверти XVI века в письме псковскому дьяку Мисюрю Мунехину провозгласил насельник Елеазаровского монастыря старец Филофей. Фраза «МоскваТретий Рим» означала, что Московское великое княжество, как единственное тогда православное государство, призвано оказывать покровительство вселенскому Православию перед лицом опасности с Запада и Востока. В 1581 году Псков осадило 50-ты-сячное польское войско во главе с королем Стефаном Баторием. После нескольких попыток штурма неприятель покинул город. По сей день об этой осаде напоминают стены Покровской башни Пскова, крупнейшей оборонительной башни в Европе. Согласно Псковской летописи, в 1582 году горожан чрезвычайно напугало внезапное появление настоящих крокодилов, которые вышли из вод реки Великой и даже покусали несколько человек. Не подвергая сомнению летописное сообщение, современные исследователи считают, что диковинные животные были привезены в Псков из жарких стран предприимчивыми купцами и во время перевозки сбежали от своих хозяев, посеяв в городе небывалую панику. В Отечественную войну 1812 года Псковская губерния оказалась под угрозой вторжения армии Наполеона. Для формирования ополчения население собрало 14 миллионов рублей. Псковичи есть и среди героев войны 1812 года. Это генерал П. П. Коновницын и партизан А. С. Фигнер. С давних пор жителей Пскова и его окрестностей называют «скобарями». Несмотря на множество легенд, происхождение этого слова остается неизвестным. Нет единого мнения даже о том, где на Псковской земле живут скобари: жители некоторых районов не считают себя скобарями. При этом большинство псковичей считают это древнее название почетным.

http://foma.ru/pskov-tolko-faktyi.html

Так ли говорил Иеремия или нет, но русские подхватили саму эту мысль. Псковский монах Филофей заявил, что «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти» 2944 . Кто бы ни был родоначальником этой идеи, но мысль о том, что Москватретий Рим, удачно выразила богословское осмысление исторической роли России. «Третий Рим стал настоящей теократией… На Востоке, особенно в Москве, учение Церкви приобрело еще большую исключительность чем на Западе/… Вершиной знания была теология» 2945 . Только в новое время русское богословие включая идею третьего Рима обрело свою самобытность. Третий «Становление средневековой теологии» и четвертый «Реформация Церкви и догма» тома мы всецело посвятим развитию христианского учения на Западе, однако в новое время обе ветви Церкви, разделившейся в результате схизмы между Востоком и Западом, еще раз столкнутся с теми же вероучительными проблемами: сектантством и ересью, рационализмом и атеизмом. Поэтому в 5-м томе «Христианское учение и современная культура» мы опять вернемся в Россию 16–17 веков и рассмотрим восточное православное и сектантское учения как часть «кризиса православия на Востоке и Западе». Здесь мы поговорим и о позднейших периодах развития русской и греческой мысли. Тем не менее мы не сможем всего этого понять без осмысления «духа восточного христианства» в его развитии и становлении, пришедшемся на период с 7-го по 17-й века. Первоисточники АВТОРЫ И ТЕКСТЫ Abd. Margar. Abdisa of Nisibis. The Book of the Pearl (Liber Margaritae) Act. script.Wirt. Acta scripta theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani D. Hieremiae. Wittenberg, 1584 Ado. Chron . Ado of Vienne. Chronicle Aen.Par. Graec. Aeneas of Paris. Book against the Greeks Agap. Cap. Agapetus, deacon of Constantinople. Chapters of Admonition (Capita admonitoria) Agath. Ep. Pope Agatho I. Epistles Alc. Trin . Alcuin.The Faith of the Holy and Undivided Trinity Ps.Alc. Proc. Pseudo-Alcuin. Book on the Procession of the Holy Spirit, Addressed to Charlemagne An.Comn. Alex. Anna Comnena. Alexiad Anaph.Jac. Anaphora of the Holy Mar Jacob (i.e., James) Brother of Our Lord and Bishop of Jerusalem Anast.Bibl.CCP(869)pr. Anastasius Bibliothecarius. Preface to Acts of the Fourth Council of Constantinople (869) Anast.S. Hex. Anastasius of Sinai. Anagogical Contemplations on the Hexaemeron Ps.Anast.S. Pseudo-Anastasius of Sinai Jud.al. Second Dialogue against the Jews (Adversus Judaeos dialogus alius) Jud.dial. Dialogue against the Jews Jud.parv.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да. Конечно. …залы были полны молодежью. А сейчас меня слушают по радио, опять сложилось так, как было раньше, в поздние советские годы: бабушки и, во всяком случае, люди старшего поколения. Они к серьезному разговору тянутся. Они любят и они хотят. А с молодежью не получается. И поэтому вот передачи, предания… вот что такое церковное предание? Это когда мы передаем следующему поколению, вот. Вот этого передания, предания не получается. Но остается один, так сказать, исконно русский вопрос: а что делать-то? Мы же не можем сказать: «Ну вот видите, эти не могут, тут мы с языком немножко не поднаторели пока еще». Чего делать? Каким образом решать эту одну, другую, третью проблему? Мы должны продолжать работать. Мы должны. И то, что, слава Богу, такие передачи, как ваша передача, как канал «Спас», как другие несколько каналов и некоторые передачи на радио, они продолжаются. Мы должны делать до конца, то, что называется, вот этот, так сказать, последний окоп. Мы — последний окоп. Когда старец Филофей в XV веке сказал про третий Рим, «Москватретий Рим», он не имел в виду, что мы вот такой третий Рим, который завоюет опять весь мир. Нет. Он имел в виду, что за нами ничего уже нет. Мы — последний окоп. Но мы должны до последнего свое исповедание, свое служение совершать — и Богу, и Родине, и Церкви. Николай Николаевич, а вот эта проблема языка, да, вот еще на ней чуть-чуть хотел бы остановиться. Да. Как по-Вашему, где граница, когда ты, меняя форму и стремясь быть понятым и понятным вот в этих новых реалиях, а сегодня это опять же для молодежи, если это визуальная культура очень часто, да. Вот скажем, у нас есть, я смотрю что делают многие православные сайты. Хотя там тоже говорят, что возвращается традиция, как сейчас их называют, лонгридов — больших текстов. Но вместе с тем появляются такие, как карточки, на которых там тезисы, буквально по одному предложению. Это легче воспринимается и так далее. Вот где граница допустимого, профанации? Я понимаю, что общий вопрос, сложно наверное сказать, но все-таки. Ведь это тоже важно. Ведь не все можно сказать в каких-то там визуальных формах без потери смысла.

http://foma.ru/nikolay-lisovoy-legche-ko...

Вскоре она вновь обращается к изучению грамот, опубликованных Франсиско Тринкерой, о чем свидетельствует подборка материалов под общей обложкой, озаглавленная «Греч. частно-юридич. акты из южн. Италии. Мрам. Дворец 1924 г. » (Оп. 1. Ед. хр. 92). Некоторые результаты предпринятого изучения этих грамот были ею доложены в разряде ГАИМК. Под обложкой с записью «Instrumenta dotalia» и пометкой «прочитано в разряде 11.VII.1924 птн.» находится текст сообщения, озаглавленный «Заметка о предметах материальной культуры из византийской Южн. Италии (по брачным договорам из Syllabus graecarum membranarum Trinchera)», в которой говорится о 66 предметах из 13 документов, и выписки к ней (Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 96–114, 115–135). В одной из книг библиотеки СПбИИ РАН нашлись вложенные между страниц листы с выписками, показывающие, что брачные договоры как вид документа и через 40 с лишним лет привлекали интерес исследовательницы. Эти листы содержат сопровождаемые переводом и аннотациями тексты генуэзских документов начала XV в., опубликованных Марией Луизой Баллетто. 1943 Вскоре Е. Ч. Скржинская с целью «познакомить разряд с материалом и ходом ежедневной, текущей работы» делает еще одно сообщение, основанное на вышеупомянутых грамотах, текст которого вместе с выписками озаглавлен «Testamenta», содержит разбор 9 завещаний XII–XIII вв. и сопровожден пометой: «Сообщено в разряде 1.VIII.1924 птн.» (Оп. 1. Ед. хр. 92. Л. 76–85, 86–95). Италия и Русь В архиве имеются 4 папки, озаглавленные «Венеция – Москва» (Оп. 1. Ед. хр. 88–91). В одной из них, имеющей также подзаголовок «К истории итало-русских связей в конце XV в.», находится законченная работа, относящаяся к одному из важнейших вопросов русской истории: судьбе византийского наследства и политическим предпосылкам возникшей позднее идеи «Москватретий Рим». Работа предположительно должна была называться «Венеция – Москва» (Оп. 1. Ед. хр. 89. Л. 170: «упомянуть в статье «Венеция – Москва " »), на обложке папки она названа «1) Очерк об Иване Фрязине и Иване Тривизане», а на отдельных листах определенная автором как «Оторванная от «Барбаро и Контарини о России» часть работы, заключающая тему об Иване Тривизане и Софье Палеолог. И венецианские документы (в связи с Иваном III)» – на листке при собственноручной рукописи и «Иван Тривизан (отделено от -й главы Барбаро)» – на листке при машинописном тексте (Оп. 1. Ед. хр. 88. Л. 1а, 60а).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Идея " Москва - Третий Рим " в русской истории. Долгий 19 век. Император Николай Первый, ч 3. Автор и ведущий кандидат философских наук И.С. Вевюрко 09.08.2022 23:00 Илья Сергеевич Вевюрко 11апреля 1854 г. был обнародован Высочайший манифест «О войне с Англиею и Франциею». В нем Николай I возлагал ответственность за последствия ввода русских войск в Молдавию и Валахию на Лондон и Париж: «Мы не искали и не ищем завоеваний, ни преобладательного в Турции влияния, сверх того, которое по существующим договорам принадлежит России. Тогда же встретили мы сперва недоверчивость. А вскоре и тайное противоборство Французского и Английского Правительств, стремившихся превратным толкованием намерений Наших ввести Порту в заблуждение. Наконец, сбросив всякую личину, Англия и Франция объявили, что несогласие Наше с Турцией есть дело в глазах их второстепенное; но что общая их цель — обессилить Россию, отторгнуть у нее часть ее Областей и низвести Отечество Наше с той степени могущества, на которую оно возведено Всевышнею Десницею». Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/08/09/23-0...

Это чудовищное решение! Оно скрывает преступления, совершенные при разделе Югославии, при ее бомбежках и уничтожении естества всех славянских народов. Караджич защищал самобытность сербского народа. Да, это была война, порой жестокая война, в которой были свои жертвы. Но судебных мер не принимается ни в отношении США, ни в отношении основных преступников и воевавших сторон, что ставит вопрос о правомерности, правомочности и гуманитарности суда. В этом есть и наша мера ответственности за преступление, которое совершилось при попустительстве России. Но все равно это нисколько не снимает всю трагическую, драматическую и абсолютно бесчеловечную меру, которую применяют к человеку старшего возраста, человеку, который не совершал этих убийств, а боролся за свое Отечество и за свой народ. Можно поставить ему в вину то, что он вел эту борьбу, но думаю, что такого рода сопротивление всегда будет в мире. Какие-то мировые силы попытаются еще побороться за Караджича или, может быть, будет изменено решение, абсолютно ничего общего не имеющее со справедливостью и законностью. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Братья, вставайте! Отступать некуда: позади Москва - Третий Рим! < > Ужас. Мир перевернулся. Издеваются, как хотят. Братья, вставайте! Отступать некуда: позади Москва - Третий Рим! С нами и за нами!! 1. Господи! Помоги Радовану! Позор. Только и можно сказать. Нынешние власти. И Россия. Сколько же будет продолжаться это надругательство? Только что Джон Керри переговаривался с нашими в Москве. Штаты будут определять, кого казнить, кого миловать. Будут диктовать нам, что, мол, народ наш не увидит ни подъема, ни роста экономики, пока действуют санкции. То есть, мы под американским гнетом, под американским прессом, под американской оккупацией, под американским контролем - и наших власть придержащих это устраивает. Будут вытанцовывать, уговаривать, выторговывать, выпрашивать. Это ужас. Только что передавали по тв о форуме союза промышленников и предпринимателей. Достаточно на таких, как Улюкаев, посмотреть. И на других. На всех этих американских марионеток. Предательство, сдача, исторический позор нынешних деятелей. Под аккомпанемент М.Гусмана, купающегося и светящегося перед телекамерами и перед американским министром. Но суд истории нелицеприятен. Все вернется на круги своя, все будет расставлено по местам. И все нынешние будут расставлены. Позором покроются их головы и память им будет соответствующая. Господи! Помоги Радовану!

http://ruskline.ru/news_rl/2016/03/25/ro...

Сейчас в современном российском образованном обществе бытует ложное представление, что фигура Старца Филофея и его формула « МоскваТретий Рим» была в центре церковного и государственного внимания со времени появления его Посланий. На самом деле пик интереса к Посланиям Старца Филофея о Третьем Риме пришелся на вторую половину XVI столетия и был наглядно зафиксирован в Соборной Грамоте 1589 года об учреждении Патриаршества Московского всея Руси. Потом такой интерес пошел на спад, хотя его идея в той или иной форме анонимно закрепилась в сознании церковно-державных элит России вплоть до провозглашения России Империей в Октябре 1721 года. Ещё во второй половине XVII века не только Послания Старца Филофея, но и сама формула «МоскваТретий Рим» ушли из зоны внимания не только народного, государственного внимания, но и в среде Священноначалия. Православная Российская Империя, конечно, однозначно мыслилась как продолжательница Православной Ромейской Империи, но без должного церковно-исторического обоснования с помощью русских церковных документов XVI столетия, а скорее, по самому «очевидному» факту. Некоторые исследователи пишут, что впервые Послание к дьяку Мунехину Мисюрю появляется на страницах российской печати в 1846 году — в I томе «Дополнений к Актам Историческим». Однако ни в первом томе «Дополнений», ни в прибавлениях к остальным одиннадцати томам такой публикации не было. Так что впервые Послания Старца Филофея, вероятнее всего, были опубликованы тогда ещё совсем молодым канонистом Императорской Казанской Духовной Академии Алексеем Степановичем Поповым — крохотным тиражом в научном повременном издании при Духовной Академии «Православный Собеседник» в 1861-1863 годах . Кто был публикатором и автором предисловий, в издании не сообщено, на А.С. Попова в связи с теми публикациями указывает историк Церкви и канонист ХХ века И.Г. Смолич. Пожалуй, вторым русским исследователем, который цитировал текст Старца Филофея, в 1869 году был киевский ученый В.С. Иконников . В 1872 году в журнале «Православное Обозрение» вышло эссе тогда ещё молодого (31 год) ученого В.И. Ключевского «Псковские споры» . Как этап освоения Филофеева духовного наследия весьма важен труд 1883-1884 годов Н.Ф. Каптерева «Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях» . После публикаций В.С. Иконникова, В.О. Ключевского, Н.Ф. Каптерева на Послания Псковского Старца в 1888 году обратил внимание другой киевский ученый — главный исследователь в Царское время наследия Старца Филофея — Василий Николаевич Малинин (1849-19??) . Ещё через год вышла работа П. Знаменского «Разбор сочинения Н.Ф. Каптерева» . В научном мipe возникает реакция на публикацию такого рода ученого из Дерптского университета М.А. Дьяконова:

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010