Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Евгений Васильев. Фотография. Бутырская тюрьма. 1936 г. Васильевич Васильев (20.12.1892, Москва - 24.11.1937, Дальневосточный ИТЛ), сщмч. (пам. 11 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из семьи священника. Поступил в МДА, после ее закрытия большевиками учился частным образом, сдавая экзамены преподавателям академии. Дата рукоположения во иерея неизвестна. Служил настоятелем Успенской ц. в с. Косине Ухтомского р-на Московской обл., недалеко от к-рого находилось чтимое верующими Святое оз., где паломники купались и набирали воду. Е. сумел отстоять Успенскую ц., к-рую местные власти постановили закрыть и использовать под склад зерна. 31 марта 1936 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Его обвинили в «распространении ложных слухов об исцелениях» на Святом оз. На следствии Е. отказался признать свою вину, заявил, что знает о мн. случаях исцелений после купания в Святом оз. 2 июля особым совещанием при НКВД был приговорен к 3 годам ИТЛ, наказание отбывал в Сибирском ИТЛ, позднее переведен в Дальневосточный ИТЛ, где и скончался. Место захоронения неизвестно. Имя Е. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 25 марта 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-43315. Лит.: ЖНИР: Моск. Доп. Т. 3. С. 174-177. игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/text/186931.html

Московские депутаты обсудили перспективы сотрудничества с Церковью Москва, 18 марта 2004 г. 16 марта состоялось заседание объединенной комиссии Московской городской думы и Московской областной думы по координации законотворческой деятельности, на котором был рассмотрен вопрос о взаимодействии органов государственной власти с религиозными организациями в Московском регионе в целях профилактики религиозного и национального экстремизма, сообщает Regions.Ru. Социальное развитие нашего общества может успешно осуществляться только на основе исторической и культурной преемственности и традиционных духовно-нравственных ценностей. Большую роль в духовно-нравственном образовании как общества в целом, так и подрастающего поколения может и должна сыграть Церковь. По словам депутата Московской городской думы Михаила Москвина-Тарханова, сотрудничество с Церковью не просто желательно, но является насущным требованием сегодняшнего дня. По исследованиям социологов были выявлены конфессиональные предпочтения москвичей. Выяснилось, что 50 процентов взрослых москвичей позиционируют себя как православные, а каждый 10-й москвич является прихожанином церкви. Показатель доверия к Православной Церкви - это единственный рейтинг доверия, превосходящий доверие к Президенту: он достигает 80 процентов. Исключительная роль Православной Церкви в Москве очевидна: Православие имеет тысячелетнюю историю в России и является культурообразующей религией в нашем обществе, поэтому сотрудничество государства с Православной Церковью очень важно в социальном плане. При этом надо учитывать, что город имеет средства и ресурсы, а Православная Церковь - огромное количество добровольцев, которые способны работать. Мусульмане среди жителей столицы составляют 5 процентов и, по словам Михаила Москвина-Тарханова, их тоже необходимо вовлекать в социальную работу, а также проводить определенные мероприятия по регулированию отношений с целью предотвращения экстремизма. Кроме этого в Москве имеется около 2 процентов верующих других конфессий, среди которых есть экстремистские группировки и тоталитарные секты: сайентологи, муниты, кришнаиты и другие. Они малочисленны, но активны: часто смыкаются с молодежными группировками, провоцируя религиозную и национальную рознь, создавая, таким образом, в нашем обществе опасный потенциал. Для того чтобы предотвратить рост тоталитарных сект, органам государственной власти необходимо сотрудничать с представителями различных национальных групп, проживающих в Москве и Московской области, а также религиозных конфессий.

http://pravoslavie.ru/9276.html

– Г.Р. ) разрешить связать означенную церковь в несколько рядов железными обручами», что и было исполнено при настоятеле архимандрите Серафиме (Богоявленском). В советское время началась борьба ученых-энтузиастов с властями за сохранение памятника. 13 июля 1921 года Главмузей требовал исправить двери церкви и снабдить надлежащими запорами «с целью охранения находящихся в храме весьма художественных иконостасов». В 1922 году 26 июля Главнаука жаловалась в Главное управление домами ГПУ на коменданта, изъявшего «деревянные подпорки, поддерживавшие сильно обветшавшее сооружение, а также заготовленный для той же цели лес; выходная дверь сорвана с петель и ненадежна, подперта железным брусом. Желательно, чтобы были приняты меры к удалению нечистот, необходимо восстановить внутренние подпорки, отсутствие их может служить причиной разрушения древнего сооружения». Сретенский монастырь опекал и защищал архитектор-реставратор Дмитрий Петрович Сухов (1867–1958). В ответ на телефонограмму из Моссовета о решении устроить клуб окружного управления связи в надвратной церкви, Главнаука 14 марта 1924 года дала согласие «при условии сохранения в неприкосновенности внешнего старинного облика этой церкви и находящихся близ нее колокольни и древнейшей на Москве церкви Марии Египетской». Дату начала сноса храма преподобной Марии Египетской – 6 мая 1930 года – архитектор Петр Дмитриевич Барановский (1892–1984) отметил в своем дневнике как трагическую для отечественной культуры. Возрождение Сретенского монастыря возобновило и почитание святой Марии Египетской в обители. Вечером 25 марта 2004 года в московский Сретенский монастырь был доставлен ковчег с мощами преподобной Марии Египетской. Святыню торжественно встретили духовенство, братия и прихожане обители. Мощи великой святой были привезены из греческого монастыря святителя Николая на острове Андрос. В проповеди привезший в монастырь святыню наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон сказал, что мощи преподобной Марии Египетской, которые до революции были главной святыней монастыря, вернулись на свое место. Вечером в Великую среду 15 апреля 2009 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения придела во имя преподобной Марии Египетской в соборе Сретения Владимирской иконы Богоматери. Москвичи снова молятся Владимирской иконе Божией Матери вместе со святой Марией Египетской и снова находятся под благодатной защитой святых мощей преподобной. По материалам: Григорий Романов, Святыни Сретенского монастыря. Статья 2. Святые мощи преподобной марии Египетской в Сретенской обители. http://pravoslavie.ru/33423.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41483

Вениамин, епископ Воронежский и Задонский (Смирнов Василий Васильевич) Первоначальное образование получил в Курской духовной семинарии. В 1855 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 9 ноября 1856 года назначен инспектором Воронежского духовного училища. 31 марта 1862 года пострижен в монашество, 4-го апреля рукоположен во иеродиакона, а 5-го – во иеромонаха. 3 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии. 22 мая 1866 года переведен инспектором Псковской духовной семинарии. 26 марта 1868 года возведен в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии. 4 марта 1879 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского. С 5 апреля 1882 года – епископ Оренбургский и Уральский. С 1 мая 1886 года – епископ Воронежский и Задонский. Скончался 7 мая 1890 года. Погребен в Благовещенском соборе. Епископ Вениамин ничем не отличался как ученый муж, даже красноречием не блистал, но по жизни своей был строгим аскетом. Пищу принимал весьма воздержанно, в молитве же пребывал постоянно. В мыслях и словах был всегда сдержан. И прежде чем сказать, сначала строго обдумывал и тогда говорил. Располагал к себе пасомых глубоким смирением, доверчивостью и любовию ко всем, и особенно к сиротам, и усердным служением в храмах епархии. В оренбургский период жизни епископ Вениамин был участником собрания архиереев в г. Казани, где вместе с другими епископами подписал пастырское воззвание к старообрядцам. Литература: Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). Пермь, 1899. – С. 199–200. Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 14. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1407. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 453. Православное обозрение. – 1885, сентябрь. – С. 193–201. – 1886, май. – С. 367–391; июнь-июль. – С. 409–416. Известия по Казанской епархии. – 1886, 11. – С. 263. Самарские епархиальные ведомости. – 1886, 9, офиц. – С. 183–210; неофиц. С. 10. – С. 199–208. Церковные ведомости. – 1890, 14–15. – С. 114. Воронежская старина. – Воронеж, 1902–1916, 1908, в. 7. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 846. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 552; т. 2. – С. 1705. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

206. Григорий (Лебедев), еп . Шлиссельбургский. Евангельские образы: Дневник размышлений над Евангелием. Благовестие св. евангелиста Луки//БТ. 1980. Сб. 21. С. 170–180. 207. Максимов Ю. В . [Рец. на кн.:] Глубоковский Н. Н. Св. Апостол Лука, Евангелист и дееписатель. М., 1999//АиО. 1999. 3(21). С. 380–381. 208. Тестелец Я. Г. Маршалл И. Х. Евангелие от Луки: Комментарий к греческому тексту: Реф. кн.: Marshall I. H. The Gospel of Luke: A commentary on the Greek text. Michigan, 1978//АиО. 2000. 1(23). С. 26–39; 2(24). С. 38–56; 3(25). С. 29–42; 4(26). С. 37–44; 1(27). С. 39–55; 2(28). С. 30–47; 3(29). С. 35–63; 2002. 1(31). С. 37–60; 2(32). С. 37–47; 3(33). С. 16–33; 4(34). С. 42–61; 2003. 3(37). С. 33–49; 4(38). С. 19–37; 2004. 1(39). С. 42–61.] Иоанн 209. Вестель Ю. А. В начале было слово: Очерк о первом стихе Евангелия от Иоанна//МБ. 1997. Вып. 4. С. 46–56. 210. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Комментарий к 3-й главе Евангелия от Иоанна: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]/Еп. Михаил (Мудьюгин) //БТ. 1973. Сб. 10. С. 102–109. 211. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Некоторые материалы для изъяснения текста: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» ( Ин. 15, 3 ): [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 151–155. 212. Прокопчук А., свящ. О плане построения Евангелия от Иоанна//БСб. 1999. 2. С. 41–46. 213. Строганов В., свящ . «Мехи новые» четвертого Евангелия//БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 166–173. Лексический и структурный анализ текста Евангелия как богосл. трактата. 214. Экхарт М. Изложение Святого Евангелия от Иоанна. Гл. 2-я//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 138–150. См. также 453, 2059. Деяния святых апостолов 215. Левинская И. А. Деяния апостолов: Комментарий//МБ. 1998. Вып. 5. С. 46–58. 216. Левинская И. А. Бог высочайший в деяниях: язычество или иудаизм? ( Деян. 16, 16–18 ): [Докл. на Междунар. конф. «Проблемы библейской текстологии, экзегетики и перевода». ББИ, Москва, 25–27 сент. 1998 г.]//МБ. 1999. Вып. 6. С. 52–55.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аполлос, епископ Слободско-Украинский и Харьковский (Терешкевич) Родился в Малороссии. Окончил Киевскую духовную академию и назначен учителем в Новгородскую духовную семинарию. В 1780 году пострижен в монашество. В 1786 году определен игуменом Александро-Ошевенского монастыря Олонецкой епархии. В 1787 и 1788 годах состоял священником российского флота в иностранных государствах, имея под начальством флотских священнослужителей. С 1790 года – ректор Архангельской духовной семинарии и архимандрит Сийского Антониева монастыря. 9 марта 1803 года перемещен настоятелем Курского Знаменского монастыря. 14 октября 1813 года хиротонисан во епископа Слободско-Украинского и Харьковского. Скончался 20 января 1817 года. Задолго до смерти преосвященный Аполлос почти совершенно потерял зрение. Окружающий мир он мало видел телесными очами. Но, отличаясь строгой и благочестивой жизнью, он зорко видел духовными очами. После смерти довольно богатая библиотека его была передана в Ростовскую духовную семинарию. Литература: Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 704. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 326. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1416. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 215. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 638, 821, 965, 996. Список украинских писателей Кеппена в материалах П. Ефремова. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 2. – С. 914; т. 5. – С. 427; т. 6. – С. 189. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 71. Историко-статистическое описание Харьковской епархии. [ Филарет (Гумилевский) ]. – М., 1852–1858, 1852, отд. 1. – С. 48. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 215. Православный собеседник. – Казань, 1899, январь. – С. 107. Харьковские епархиальные ведомости. – 1869, 1 и 6. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 2271. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 2. – С. 237–238. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дионисий, епископ Пермский и Екатеринбургский (Цветаев Дмитрий Матвеевич) Родился в селе Рождественское (или Пенное) Кромского округа Орловской губернии в семье священника. В 1788 году поступил в Орловское духовное училище. В 1792 году перешел в Севскую (Орловскую) духовную семинарию. 7 марта 1800 года, по окончании семинарского курса обучения, определен учителем той же семинарии. 20 ноября 1800 года пострижен в монашество, 21 ноября рукоположен во иеродиакона, а 6 декабря – во иеромонаха. С 24 февраля 1802 года – префект Орловской духовной семинарии. С 15 марта 1804 года – строитель Николаевского Одрина монастыря, а с 25 декабря того же года – игумен Брянского Свенского Успенского монастыря. 22 октября 1805 года возведен в сан архимандрита Брянского Петропавловского монастыря и в том же году, 25 октября, назначен ректором Орловской духовной семинарии. С 9 июля 1809 года – настоятель Орловского Успенского монастыря. 18 января 1811 года переведен в Астраханский Спасо-Преображенский монастырь и 10 августа того же года назначен ректором Астраханской духовной семинарии. С 21 июля 1821 года – настоятель Московского Донского монастыря; с 11 октября того же года – член Московской синодальной конторы. 15 июля 1823 года хиротонисан во епископа Пермского. 21 апреля 1828 года уволен от управления епархией и назначен в Москву для священнослужения и крестных ходов. Скончался 24 апреля 1846 года в Московском Богоявленском монастыре. Погребение совершал преосвященный Филарет (Дроздов) в Знаменской церкви Спасо-Андроникова монастыря. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1408. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 246. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 908, 910, 911, 918, 941. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 246. Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранны е и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. – Тверь, 1888, ч. 1. – С. 62. Православный собеседник. – Казань, 1899, февраль. – С. 200. Русский архив. – 1903, кн. 1, 3. – С. 370;кн. 2, 6. – С. 220. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 393. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 70. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Панихиду по М. отслужил в Ризоположенском храме на Донской ул. известный московский свящ. Николай Голубцов. 4 мая 1952 г. М. была похоронена на заранее выбранном ею Даниловом кладбище Москвы. Могила почиталась верующими, на ней горела неугасимая лампада, однако с течением времени оказалась полузабытой. Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва) Рака с мощами блж. Матроны Московской (Покровский жен. мон-рь, Москва) Массовое народное почитание М. началось с возрождением в стране церковной жизни и появлениями публикаций о блаженной и явленных ею чудесах. В 1993 г. вышло жизнеописание М., составленное З. В. Ждановой. Хотя в этом 1-м издании присутствовали неточные, исторически недостоверные и богословски искаженные сведения о М., оно способствовало распространению почитания блаженной среди верующих. На ее могилу на Даниловом кладбище вновь началось многолюдное паломничество. Народное почитание побудило священноначалие к рассмотрению вопроса о прославлении М. Комиссия по канонизации тщательно изучала подвижническую жизнь и подвиг благочестия М., совершаемые ею прижизненные и посмертные чудеса. Было составлено достоверное жизнеописание М. 8 марта 1998 г. на Даниловом кладбище были обретены честные останки блаженной, гроб с ними был доставлен в Данилов во имя преподобного Даниила Столпника московский мужской монастырь . 1 мая того же года после торжественной литургии и панихиды честные останки М. были перенесены в московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь и помещены в нижний Покровский храм. Синодальная комиссия по канонизации святых, рассмотрев подвижническую благочестивую жизнь М., не нашла препятствий к прославлению ее в лике местночтимых святых. 2 мая 1999 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественное причисление М. к лику местночтимых святых. Серебряная рака с мощами была установлена в нижней церкви Покровского храма. Определением Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г. М. была причислена к лику общецерковных святых. М. является одной из наиболее известных и почитаемых святых Русской Православной Церкви. Ежедневно Покровский монастырь в Москве, где покоятся ее мощи, посещают ок. 5 тыс. паломников, а в дни памяти святой их число достигает 20 тыс. чел. На поклонение М. приезжают верующие из многих стран. Практически во всех храмах Русской Православной Церкви имеется ее образ. Во имя М. освящены более 30 храмов и часовен, из них 14 - на территории Москвы и Московской обл.; храмы во имя М. построены в Архангельске, Белгороде, Екатеринбурге, Ессентуках, Казани, Орле, Самаре, Сочи, а также в Днепропетровске, Торецке и Харькове (Украина), в Майами (США) и во мн. др. городах и населенных пунктах; в Боснии и Герцеговине в с. Ритешич близ г. Добой устроен мон-рь Сербской Православной Церкви во имя М.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

Досифей, епископ Орловский и Севский (Ильин) Родился в 1751 году. Образование получил в духовном училище и Орловской духовной семинарии. По окончании семинарии был в ней преподавателем, а затем префектом и ректором. В 1788 году пострижен в монашество. С 31 января 1793 года – архимандрит Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом и присутствующий духовной консистории. 25 марта 1795 года хиротонисан во епископа Старорусского. С 26 октября 1798 года – епископ Орловский. 4 июня 1817 года уволен на покой с назначением управляющим Спасским Чолнским Трубчевским монастырем. Скончался 16 июня 1827 года в Чолнском монастыре. В Орловской епархии преосвященный Досифей всю свою деятельность посвятил заботам о просвещении детей духовенства, устройству училищ (в Брянске и Ливнах), обновлению брянских монастырей. Он вел борьбу с усилившимся в Орловской епархии расколом. Епископ Досифей отличался крутым нравом. Литература: Погожев E. Н. (Поселянин E.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). – Пг., 1917. – С. 433. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, 168. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1407. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 40, 60, 9 05, 922. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, 168. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20, 66. Русский инок. – 1911, вып. 9, май. – С. 46. Русская старина. – 1904, сентябрь. – С. 688–690. Православный собеседник. – Казань, 1899, январь. – С. 105. Исторический вестник. – 1906, апрель. – С. 265. Русский архив. – 1871, 12. – С. 2067, 2069. – 1895, кн. 1, 3. – С. 295. – 1904, кн. 1, 4. – С. 648. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 11. – С. 409. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 2. – С. 1708. Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 6. – С. 605. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из-за орбитального движения Земли каждая звезда, расположенная вблизи плоскости эклиптики то приближается, то удаляется от Земли, что можно обнаружить с помощью спектральных наблюдений. 5 марта 1616 г. Рим за подписью папы Павла V официально определяет гелиоцентризм как опасную ересь по трем причинам: · противоречие буквальному смыслу Св. Писания (Ис. Нав. 10:12-13; Пс. 103:5; Еккл. 1:5 и др.); · Земля – центр Домостроительства спасения; · невозможно при помощи научных методов прийти к точным выводам об устройстве мироздания. Допустимым считалось рассмотрение системы Н. Коперника как  абстрактной математической модели, удобной в расчетах, но не описывающей действительной реальности ( инструментализмили конвенционный подход). Принималась также компромиссная модель датского астронома Тихо Браге (1546 - 1601), которая представляла собой комбинацию учений Птолемея и Коперника: Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты — вокруг Солнца. Они были изложены в письме Галилея к своему другу  бенедиктинцу Бенедетто Кастелли (Castelli). Макмаллин Э. (McMullin Е.),  проф. Дело Галилея. Резюме доклада. Пер. с англ. А. Фарутина под ред. А. Бодрова, Кэмбридж-Москва: Фарадеевский институт по науке и религии – ББИ св. ап. Андрея, 2010. – С. 2. Цит. по: Дмитриев И.С. Искушение святого Коперника: ненаучные корни научной революции. Изд-во С.-Петербургского Ун-та.- СПб., 2006 г.- С. 15. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебник.- Изд. 2-е, перераб. и доп. ИНФРА-М.- М., 2004 г.- С. 189. 31 октября  1992 г. папа Иоанн-Павел II  публично признал, что в XVII в. богословы РКЦ в процессе над Галилеем допустили ошибку. Как ни серьезны были угрозы при «вразумлении частным образом», Ломоносов не «пришел в чювство» и не раскаялся, а, дав волю своему темпераменту, принялся произносить тут же, в присутствии членов Синода, «ругательства и укоризны на всех духовных за бороды их». Предполагавшийся «разговор» перешел в перебранку. Синод не стал бы, может быть, предавать ее огласке, зная, какие сильные при дворе люди могут заступиться за дерзкого академика, однако сам Ломоносов усложнил дело, создав серию сатирических «пасквилей». - Примечания// Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений/АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи, 1732—1764. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 1068.

http://bogoslov.ru/article/2288128

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010