3. Передать на решение очередного Архиерейского Собора вопрос об общецерковной канонизации священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848) и игумена Кизильташского монастыря Парфения (1816-1867). 4. Одобрить с учетом высказанных суждений представленные Комиссией проекты икон Собора новомучеников и исповедников Российских и Собора святых, которые будут прославлены на предстоящем Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году. Слушали: Рапорт архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна о переименовании Марфо-Мариинского женского монастыря в селе Зимовеньки Шебекинского района Белгородской области в Воскресенский женский монастырь (по названию главного храма) и о преобразовании Белгородского подворья этой обители в Марфо-Мариинский женский монастырь. Постановили: 1. Благословить переименование Марфо-Мариинского женского монастыря в селе Зимовеньки Шебекинского района Белгородской области в Воскресенский женский монастырь. 2. Благословить преобразование подворья обители в Белгороде в Марфо-Мариинский женский монастырь. Слушали: Рапорт архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна об открытии Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области. Постановили: Благословить открытие Свято-Троицкого мужского монастыря в поселке Холки Чернянского района Белгородской области для возрождения в нем монашеской жизни. Слушали: Прошение архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа об открытии мужского монастыря в честь Преображения Господня в селе Вожгалы Куменского района Кировской области и о назначении наместника обители. Постановили: 1. Благословить открытие мужского монастыря в честь Преображения Господня в селе Вожгалы Куменского района Кировской области. 2. Утвердить наместником обители иеромонаха Зосиму (Поздеева). Слушали: Прошение архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа о назначении монахини Кириллы (Коршуновой) настоятельницей Христорождественского Богородичного женского монастыря. Постановили: Утвердить настоятельницей Христорождественского Богородичного женского монастыря в городе Вятские Поляны Кировской области монахиню Кириллу (Коршунову) с возложением наперсного креста по должности.

http://mospat.ru/archive/86367-opredelen...

А старец Гавриил по его жизнеописанию мы знаем, что он претерпевал очень большие искушения, и очень сильные гонения. И вот его духовное чадо, наместник нашего монастыря. Он тоже прославлен в лике святых. Он позаботился о старце и пригласил его в нашу обитель. И монахи нашей обители его встречали с песнопением, и он, конечно, был тронут этой любовью. И надо сказать, что его период старчества в нашей обители был особо благодатный. Он был почитаем. Очень много к нему народу обращалось. А когда там старец Гавриил жил, в ту пору с ним подвизался еще один старец, Серафим слепой. Он не был священником, он был монахом. Тоже очень высокая жизнь. О нем мало чего известно. Но то, что в ту пору там было два старца, предание нам об этом говорит. И в эту благодатную эпоху монастыря отца Гавриила навещала в его пустыньке Великая княгиня Елизавета Федоровна. Она тоже была его духовным чадом. Она очень любила эту святую обитель. Писала в своих письмах своему брату в Германию, что это райский уголок. Окормлялась у батюшки и, надо сказать, что Марфо - Мариинская обитель состоялась молитвами старца Гавриила. Потому что Великая княгиня привозила его в Москву. Он подолгу проживал в Марфо-Мариинской обители… -Окормлял сестер. -Да. Окормлял сестер. То - есть эти две обители были связаны при жизни Елизаветы Федоровны. Надо сказать, что два любимых духовных чада: игумен Иувеналий нашей обители и игуменья Марфо-Мариинской обители утешали батюшку отца Гавриила. Его молитвами созидали две эти обители.  - Расскажите современную историю монастыря.  - Она была открыта по благословению отца Николая. Ну, в первую очередь по благословению нашего владыки архиепископа Евсевия. Поскольку инициатива исходила от Владыки. Именно он сказал, и мне он сказал: пора тебе оставлять Троице-Сергиеву лавру и заниматься делом. Хватит бегать. Нужно заниматься делом. Дел очень много. Нужно возрождать святые обители. А мы воспитаны в Лавре и были в духовном общении с очень достойными людьми. Которые знают наши церковные предания, которым учит наша церковь. И поэтому нужно принять обитель. И, естественно, это трудно было для меня.  -Какой это год был? -Это был 1995 год. И мне Владыка сказал, что если ты не веришь архиерею - вы же там блаженными старцами воспитаны - поезжай к нашему старцу отцу Николаю. И вот, когда я приехала к батюшке, он сказал мне то же самое. Действительно, это воля божия сказалась. Ну, обитель, хотя вопрос о ее открытии стал с 1995 года, нам ее не отдавали. Там, знаете, как это ни странно, ничего не было. Там был заброшенный храм, который уже определялся под снос. Поскольку на его реставрацию нужно было затратить огромные средства, а средств этих не было, и уже стоял вопрос о сносе этого храма.

http://radonezh.ru/text/pamyati-igumenyi...

1547. ПРАЗДНОВАНИЕ 400-летия установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. – 1990, 1, 4. 1548. ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам торжественного акта, посвященного 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. – 1990, 1, 18. 1549. ФИЛАРЕТ, митр. Доклад на торжественном акте, посвященном 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви 12 октября 1989 года. – 1990, 1, 20; повторно напечатана 1990, 4, 15. 1550. Слово Святейшего патриарха Пимена на праздничном приеме в честь участников празднования 14 октября 1989 года. – 1990, 1, 29. 1551. КЫРЛЕЖЕВ А. Церковные торжества, посвященные установлению Патриаршества. – 1990, 2, 68. 1552. СПЕРАНСКАЯ Е. Церковно-научная конференция, посвященная 400-летию установления Патриаршества в Русской Православной Церкви. – 1990, 2, 72. 1553. АЛЕКСАНДР, архиеп. 400-летие учреждения Патриаршества в Русской Православной Церкви. – 1990, 3, 32. 1) Празднование 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца 1554. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 20 марта 1990 года: 1. Образовать Синодальную юбилейную Комиссию по подготовке и проведению в 1992 году празднования 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского. 2. Назначить председателем Комиссии архиеп. Дмитровского Александра. – 1990, 7, 7. 1555. ВЕНОК Преподобному Сергию. (От редакции). – 1992, 3, 4. 1556. К ЮБИЛЕЮ Преподобного Сергия. – 1992, 4, 10. 1557. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 18 февраля 1992 года: О составе Комиссии по подготовке и проведению в 1992 году празднования 600-летия со дня преставления Преподобного Сергия, игумена Радонежского. – 1992, 4, X. 1558. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 12 февраля 1992 года: 1. Освободить архиеп. Александра от должности председателя Комиссии. 2. Назначить митр. Крутицкого Ювеналия на эту должность. 3. Назначить членом Комиссии еп. Дмитровского Филарета. 4. Утвердить программу празднования. – 1992, 10, V.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3239. НАРОДНЫЕ депутаты СССР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. – 1989, 7, 4. 3240. ДЕНЬ рождения Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 11, 4. 3241. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 11, 4. 3242. ДЕНЬ тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1989, 12, 9. 3243. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена на приеме в день тезоименитства 9 сентября 1989 года. – 1989, 12, 8. 3244. К КОНЧИНЕ Святейшего Патриарха Пимена: 1. От Священного Синода Русской Православной Церкви сообщение о кончине. – 1990, 7, 3. 2. Телеграммы соболезнования Священному Синоду Русской Православной Церкви. – 1990, 7, 3. 3. Заседание Священного Синода. – 1990, 7, 4. 4. Питирим, митр. Патриарх и его время. – 1990, 7, 27. 5. Иванов С. На родине Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 7, 30. 6. Соболезнования в связи с кончиной Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 2. 7. Надгробное слово Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Киевского и Галицкого Филарета, Экзарха всея Украины. – 1990, 8, 7. 8. На нетленную жизнь прихожду днесь…-1990, 8, 8. 9. Сергий, архим. Последние дни земной жизни Святейшего Патриарха Пимена. – 1990, 8, 22. 10. Нарциссов В. Воспоминания о Святейшем. – 1990, 8, 25. 11. К годовщине кончины Святейшего Патриарха Пимена. – 1991, 9, 29. 12. Белавенец С. Памяти Патриарха Пимена. – 1991, 9, 29. -------- 3245. ВЛАДЫШЕВСКАЯ Л. Памяти архиепископа Саратовского и Вольского Пимена (Хмелевского). – 1994, 4, 139. -------- 3246. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Питирима (Волочкова) во епископа Сыктывкарского и Воркутинского. – 1996, 2, 16. -------- 3247. ВЛАДИМИР, архим. Присвоение архиепископу Волоколамскому Питириму (Нечаеву) степени доктора богословия “гонорис кауза”. – 1984, 3, 53. 3248. УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР о награждении архиепископа Волоколамского Питирима орденом Дружбы народов. – 1986, 2, 5. 3249. ВЛАДИМИР, еп. Архиепископ Волоколамский Питирим-доктор богословия “гонорис кауза” Богословского факультета имени Яна Амоса Коменского в Праге. – 1986, 3, 61.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

28.11.1867 17.03.1882 24.04.1882 09.03.1885 Гермоген Добронравин 09.05.1885 11.05.1885 11.05.1885 19.02.1897 19.02.1897 19.08.1898 14.09.1898 26.03.1905 Николай Зиоров 26.03.1905 05.11.1910 Алексий III Молчанов 19.11.1910 25.06.1912 Феофан Быстров 25.06.1912 10(23)08.1921 10(23)08.1921 12(25)06.1930 06(19)03.1928 16(29)11.1928 12(25)06.1930 12(25)06.1930 29.07(11.08)1931 29.07(11.08)1931 26.09(09.10)1936 31.07(13.08)1944 27.03(09.04)1946 Иоасаф Журманов 27.03(09.04)1946 29.05(11.06)1961 01(14)08.1961 01(14)11.1961 01(14)11.1961 29.06(12.07)1965 06(19)07.1965 25.09(08.10)1965 25.09(08.10)1965 24.09(07.10)1967 Леонтий Гудимов 24.09(07.10)1967 18(31.05)1973 Антоний Вакарик 18(31)05.1973 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)07.1990 07(20)07.1990 19.07(01.08)1990 20.07(02.08) 1990 10(23)11.1990 Глеб Саввин 10(23)11.1990 19.11(02.12)1990 19.11(02.12)1990 14(27)07.1992 Василий Златолинский 14(27)07.1992 Симферопольская, обн. Основана в 1922 г. «Автономная» с 10(23)06.1925. Упразднена в 1938 г. Именовалась: Таврическая и Симферопольская; Симферопольская и Таврическая; Митрополия Крымская; Митрополия Таврическая. Викарные кафедры: Мелитопольская, Севастопольская, Ялтинская. 11(24)09.1922 17(30)01.1923 Петр Рождественский Александр Раевский 06(19)07.1924 12(25)11.1924 26.11(09.12)1924 05(18)04.1927 23.06(06.07)1927 Анатолий Соколов 21.08(03.09)1929 09(22)03.1928 30.05(12.06)1933 10.1929 11.1933 Иерофей Померанцев 27.01(09.02)1938 Синьцзянская Основана в 1935 г. Зарубежным Синодом (РПЦЗ) (местопребывание – в г. Синьцзян, Китай). Харбинское викариатство. (28.01(10.02)1935 – 1940 г. на кафедре пребывал епископ Иувеналий Килин, воссоединившийся с РПЦ в 1945 г. (Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900–1997 гг.). M., 1998. С. 254)). Восстановлена в юрисдикции Московского Патриархата в 1950 г. Самостоятельная. Вакантная. Ситхинская Основана и упразднена в 1910 г. Именование – по пос. Ситха (Аляска, США). Американское (Алеутское) викариатство. 1910 Сквирская Основана ок. 1924 г. Именование – по г. Сквира (Киевская область УССР).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее письмо Великой Княгини Елизаветы Федоровны сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия, 1918 год. «...- Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, - сказала она. Я засмеялся: - Опять в обитель? - Нет, это я так...» Марфо-Мариинская обитель милосердия, один из главных персонажей бунинского «Чистого понедельника», - до сих пор там, на Большой Ордынке. Вот только на нынешней односторонней улице трудно припарковаться. У метро «Третьяковская» работает «McDonald " s». Недалеко располагается Государственное училище эстрадного и джазового искусства. Его часто называют «колледжем», но слово «училище» - дореволюционного, дворянского окраса - звучит на Большой Ордынке более органично. Сюда приезжал рассказчик «Чистого понедельника». Он хотел зайти в обитель, но дворник «загородил ему дорогу», предупреждая, что «там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна...» Герой сунул дворнику рубль - тот «сокрушенно вздохнул и пропустил». Но только рассказчик «вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня...» Читая снова и снова «Чистый понедельник», я бьюсь над загадкой, что же - что конкретно - так поражает читателя и рассказчика (а может быть, и самого Бунина) в этом образе, который ставит в финале рассказа не точку, но многоточие... Говорят, ни один художник, писавший портрет великой княгини Елизаветы Федоровны, не оставался доволен своей работой. Красота - ослепительная в реальности - ускользала, когда ее пытались зафиксировать на холсте. А современники, знавшие княгиню лично, говорили, что в Европе есть только две красавицы - и обе Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна, супруга великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, брата императора Александра III. Может быть, потому гениальный Бунин не описывает ее лицо - глаза? губы? скулы? - что эта красота уловима только между строк, в самом духе образа, а попытаться передать ее словами - значит разбить ее?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

И прощался с Россией, которую никогда больше не увидит. Но она где-то есть. Она не исчезла. Она просто ушла. И существует где-то. Как та девушка. И это избавляет от уныния. Только этоможет избавить от смертельного уныния. Герой тихо уходит. Даёт им дорогу. И это первое его волевое решение. Что будет с ним дальше? Дальше будет множество тяжелых внешних обстоятельств. Будут революция и война. У этого замершего мгновения встречи есть конкретное время — канун нового, 1914, года. Анна Ахматова писала, что именно с этого года начался настоящий XX век... Марфо-Мариинская обитель Единственное место в рассказе, в котором двойственность преодолена. Праведные Марфа и Мария были сестрами Христова друга — Лазаря. Господь любил бывать у них в гостях. И все мы знаем евангельский сюжет, когда Марфа сбивалась с ног, чтоб достойно принять Дорогого Гостя, а Мария в это время не помогала, а просто сидела у Его ног и слушала. Эти сестры всегда противопоставлены друг другу в нашем сознании, но вдруг слились в одно нераздельное целое. Именно в Москве, в самом центре, появилась обитель с необычным уставом, с особенным типом социального служения. Это и уход от мира и — в прямом смысле — приход к нему. Даже архитектурно эта обитель соединяла в себе до этого несовместимое. Она построена не в псевдорусском (то есть стилизованном под древние постройки), официальном на тот момент, стиле. А в стиле модерн, соединяющем древнее и современное. Дело в том, что в стиле модерн строили свои церковные здания старообрядцы. И вот что интересно: долгое время старообрядцам было запрещено строительство храмов. Но в 1905 году царь Николай II издал указ о веротерпимости. У него был замысел восстановить единство русского Православия. И Марфо-Мариинская обитель тоже была шагом на этом пути. Героиня «Чистого понедельника» говорила, что уйти бы ей в какой-нибудь глухой, далекий монастырь. Но оказалась именно в Марфо-Мариинской обители. Правда, не совсем ясно, ее ли увидел герой в веренице сестер и инокинь. Но здесь важнее просто момент встречи с каким-то иным миром, который все это время был рядом.

http://foma.ru/chistyj-ponedelnik-kljuch...

И еще. Преподобномученица Елисавета смогла создать обитель, потому что у нее были огромные средства и помощь со стороны ее сестры — императрицы, со стороны высшего света. Ее просьбы не могли игнорироваться. У нее принимали лучшие профессора. Поэтому, повторяю, Марфо-Мариинская обитель — явление уникальное. И для того чтобы продолжить существование этой обители на современном этапе, Святейший Патриарх благословил, чтобы ее ядром все же была монашеская община, которая бы координировала служение милосердия, а уже вокруг нее собирались бы помощники из мирян. Марфо-Мариинская обитель еще не устроена до конца. Устроить эту жизнь весьма непросто. И создавать подобные обители, наверное, тоже сложно. Есть сестричества, которые объединяют женщин, не принявших монашества, — но они не живут вместе. Случая, чтобы сестры-мирянки решили жить вместе, я не знаю. Так что Марфо-Мариинская обитель — это уникальный опыт. Она и просуществовала в своем первоначальном виде — до революции — всего десять лет. И что будет дальше — покажет будущее. — А, собственно, на что должен быть больше ориентирован монастырь сегодня: на внутреннюю духовную жизнь или на миссионерство и благотворительность? — Монастырь, конечно же, должен быть ориентирован на внутреннюю духовную жизнь. На то он и монастырь, что это не приход, не миссионерский стан, не сестричество. Здесь главным является служение Марии: молитва, участие в церковных службах, аскетические подвиги, умерщвление плоти, борьба со страстями. Но внутренняя духовная жизнь может дать и миссионерский эффект, и вылиться в благотворительность. В обителях люди особенно гостеприимны, туда часто приходят люди, ищущие духовной жизни, ответа на свои вопросы, и обретают их. Но без молитвы все остальное будет лишено силы. Именно молитва дает монахам благодать быть настоящими миссионерами, жертвенно заниматься благотворительностью, отдавая нуждающимся все, а не некую часть, как это делают спонсоры. Поэтому монастырь должен быть ориентирован именно на молитву. Диакония.ru /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/md/db/text/2084481...

Цель моей жизни – окончательно устроить обитель милосер­дия и скит при ней, а затем собственными деньгами накоплять капитал, чтобы содержать мою обитель на тот случай, если добро­хотные пожертвования не будут для сего достаточны. Весь капитал, суммы и вещи, до сего переданные и могущие быть и впредь переданными мною или конторою моего двора при жизни моей в Марфо-Мариинскую Обитель милосердия, должны оставаться в пользу этой обители. Всякое движимое и недвижимое имущество, а также процентные бумаги и деньги, которые могут быть пожертвованы или завещаны на мое имя, оставляю после моей смерти в пользу моей Марфо-Мариинской Обители мило­сердия в Москве. Прошу меня похоронить в склепе под ныне построенной мною церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в моем владении на Большой Ордынке в Москве при моей обители мило­сердия на месте, указанном мною для настоятельниц обители, опустив мой гроб в самый низ, в землю. Прошу похоронить меня в белой одежде настоятельницы обители; в случае если я буду по­стрижена и жить в скиту и там умру, то похоронить меня все-таки в моей обители в Москве на указанном выше месте, но в монаше­ской одежде. Прежде чем хоронить меня, прошу вполне удостове­риться в действительности наступившей смерти (ввиду могущей быть летаргии). После моей кончины прошу меня не бальзамиро­вать, а только заморозить и положить в простой деревянный гроб. Омовение тела прошу поручить сестрам моей Марфо-Мариинской Обители милосердия. После положения в гроб прошу лицо мое, если возможно, иметь закрытым простой густой кисеей. В случае если умру за границей или вне Москвы, прошу положить в гроб, закрыть его совсем, перевезти в Москву и похоронить (не открывая гроба) там, где мною выше сего указано. Отпевание совершить там, где я скончаюсь. Прошу моих душеприказчиков предупредить всех, что я очень прошу не возлагать венков на мой гроб и на мою могилу; лучше, если предназначенные на покупку венков деньги будут пожертвованы в мою обитель милосердия. Если все-таки венки окажутся, прошу металлические раздать в приюты, а серебряные обратить в слитки, из коих сделать ризы на образа, церковные сосуды с надписями лиц и учреждений, возло­живших эти венки, и передать их в церковь моей обители или в скит при моей обители...»

http://fond.ru/kalendar/541/varvara/

Отношения сестер осложнились из-за Распутина. Св. Елизавета Федоровна боялась за своих родных в бурлящей предреволюционной России, напоминая им о судьбе Людовика XVI. И сама чудотворная Державная икона посетила Марфо-Мариинскую обитель: вскоре после ее обретения в день отречения Николая II икону передали на некоторое время в обитель, где перед ней совершались соборные моления, а затем вернули в Коломенское. В годы I Мировой войны в России обострились антигерманские настроения, и по Москве полетел клеветнический слух, что Елизавета Федоровна – немецкая шпионка и что она прячет у себя родного брата, будто бы прибывшего в Россию для «сепаратных переговоров». Обер-полицмейстер посоветовал настоятельнице прикрыть свободный вход в обитель, но она отказалась. 1 марта 1917 года на Ордынку приехал грузовик с вооруженными людьми, чтобы арестовать великую княгиню и отвезти ее в здание городской думы. Настоятельница предложила им самим поискать в обители оружие и родственных «германских князей» и пригласила пятерых следовать за нею. Те вернулись успокоенные: «Это монастырь и больше ничего», но после их ухода настоятельница молвила сестрам: «Очевидно, мы недостойны еще мученического венца». До трагического апреля 1918 года св. Елизавете Федоровне неоднократно предлагали переехать из обители в Кремль, или вообще покинуть Россию – и члены Временного правительства, немедленно после обыска в обители приехавшие извиняться за своих лихих бойцов, и шведский министр, который упрашивал настоятельницу по поручению влюбленного в нее в юности кайзера Вильгельма, и даже германский посол граф Мирбах, когда германское правительство после заключения Брест-Литовского мира в марте 1918 года добилось разрешения советской власти (!) на эмиграцию великой княгини. Она несколько раз могла спасти свою жизнь. И отказалась, сказав, что хочет разделить судьбу своей второй родины и не оставит в такое время сестер: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!» Говорят, что за всю   историю Марфо-Мариинской обители никогда не бывало в ней столько народу на богослужении, сколько перед Октябрем. А сразу же после Октябрьской революции игумен Алексеевского скита Пермской епархии, о. Серафим приглашал великую княгиню ехать с ним в Алапаевск, где надежные люди в скитах помогли бы ей укрыться. Она отказалась и попросила его «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански». На следующий год ей было суждено принять в Алапаевске мученическую смерть.

http://pravoslavie.ru/118.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010