Расцвет творчества К. совпал с перестройкой, когда в России усилился общественный интерес к дворянской культуре, религии, церковным традициям; начиналась эпоха возрождения забытых святынь. Первостепенной творческой задачей для К. стало определить, как национальность художника выражается в его произведениях, в чем состоит особенность рус. школы монументального искусства. Для этого К. шел по пути изучения фактов истории, биографии исторических деятелей и использования традиц. художественных форм. Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г. Памятник прп. Сергию Радонежскому . Радонеж, Московская обл. 1988 г. Важным этапом в творчестве К. стала работа над монументом прп. Сергию Радонежскому, установленным близ Троице-Сергиевой лавры (с. Радонеж, Московская обл., 1988). Он стал первым в СССР памятником духовному лицу и был возведен без согласования с органами власти. Планировавшаяся установка осенью 1987 г. была запрещена, а монумент «арестован». Однако через год под влиянием общественного мнения открытие состоялось. Монумент расположен на холме, имеет высоту 3 м и представляет собой обобщенный образ старца, на фигуре к-рого помещено рельефное изображение мальчика. С одной стороны, скульптурный образ напоминает о Житии прп. Сергия, где описано явление старца отроку Варфоломею. С другой - его можно воспринимать как образ прп. Сергия одновременно в детстве и в старчестве (подобное соединение разновременных событий в одном изображении характерно для русской иконы). Памятник прп. Сергию Радонежскому - это новая ступень в творчестве скульптора, открытие для себя истории Др. Руси, неразрывно связанной с церковной культурой, и переход от формальных художественных исканий к отечественным традициям понимания формы. Впосл. К. создал памятники мн. деятелям православной Церкви - монахам, подвижникам, молитвенникам: прп. Серафиму Саровскому в Сарове (Нижегородская обл., 1991); равноап. кн. Владимиру в Севастополе (1993, архитекторы А. Л. Шеффер, А. И. Баглей) и Белгороде (1998); прп. Илии Муромцу (Муром, 1999), равноап. кнг. Ольге (Псков, 2003); свт. Савве Сербскому (Белград, Сербия, 2004) и др. Выразителен камерный памятник вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне (Москва, Марфо-Мариинская обитель, 1990). Интересен по композиции последний из монументов - вмч. Георгию Победоносцу на бульваре Победы в Рязани (2006), ставший символом города. Для установки памятников К. приглашал к сотрудничеству архитекторов, но порой и сам выступал в этой роли, поскольку имел необходимые знания по первой, строительной специальности. Созданные К. памятники святым нередко вызывали дискуссии в церковной среде по поводу их художественного решения и соответствия канонам правосл. искусства.

http://pravenc.ru/text/1841520.html

Изучая отечественные художественные традиции, К. обратился к первым монументальным скульптурным образам Др. Руси - поклонным крестам. По подобию каменного Боровичского креста XIII-XIV вв. он создал серию поклонных крестов, установленных в 90-х гг. XX в.- нач. 2000-х гг. в Москве, Краснодаре, Белгороде, Мичуринске (Тамбовская обл.), Липецке, на границе Белоруссии, России и Украины близ с. Нов. Юрковичи (Брянская обл.), в с. Красная Поляна (Курская обл.) и др. Круговая форма памятников создавалась оригинальным приемом: лопасти креста так сильно расширялись к концам, что почти сходились. Пространственные промежутки между концами лопастей заполнялись перемычками, придающими кресту форму круга. Нижний конец крестов был удлинен, что подчеркивало вертикальную линию установки. На крестах расположены рельефные изображения: в средокрестии - 3-фигурный Деисус; в верхней части - Св. Троица; в нижней - святые. Более традиц. форму крестов с изображением Распятия с предстоящими, но меньших размеров К. использовал для установки на месте буд. памятников (напр., блгв. кн. Димитрию Донскому в Москве), в мон-рях (Новоспасский, Сретенский в Москве), в качестве надгробий певцу И. В. Талькову (Ваганьковское кладбище, Москва) и архим. Ипполиту (Халину) (рыльский Николаевский монастырь, Курская обл.). Образцом для перевода в монументальные формы для них стали аналойные деревянные резные кресты, распространенные на Русском Севере. Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г. Памятник прмц. Елизавете Феодоровне. Марфо-Мариинская обитель, Москва. 1990 г. Большое место в творчестве К. занимала тема защиты Отечества, военной истории. Он создал памятники блгв. кн. Димитрию Донскому (г. Дзержинский, Московская обл., 1997); блгв. кн. Александру Невскому (Курск, 2000); кн. Святославу Игоревичу (Запорожье, Украина, 2005); первому солдату Преображенского полка С. Л. Бухвостову (Преображенская пл., Москва, 2005). В год 300-летия строительства рус. флота в Липецке был открыт памятник имп. Петру I (1996, рельефы выполнены скульптором А. Е. Вагнером, архит. С. А. Сошников), который стал символом города. Здесь, на р. Воронеж, шли работы по заготовке материалов для строительства кораблей перед 2-м Азовским походом 1696 г. Благодаря Петру в 1700 г. стали возводиться Липские железоделательные заводы для производства пушек (ныне Новолипецкий металлургический комбинат), где и была отлита скульптура. Фигура молодого царя, показанная К. в энергичном движении, установлена на высокий постамент - ростральную колонну.

http://pravenc.ru/text/1841520.html

Данил, видеопаспорт 1vfro, родился в мае 2007 года (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50. Андрей, видеопаспорт 1ig1a, родился в январе 2013 (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). - С.50. Куда обращаться будущим попечителям Данила и Андрея. – С.51. Хорошие игры для детей Во что поиграть с детьми, чтобы им было не только интересно, но и полезно? В специальном проекте «Фомы» (предыдущие материалы см. в - пять развивающих литературных игр для детей 6-12 лет. В этом номере учимся играть в «Подбор прилагательных». « Подбор прилагательных ». Об игре рассказывает Виталий Каплан //Фома. - - сентябрь2019. – С.51. – (раздел « Люди », рубрика « У вас будет ребенок. Хорошие игры для детей »). Пять любимых фотографий фотокорреспондента журнала «Фома» Владимира Ештокина . [Владимир Ештокин — фотограф журнала «Фома», путешественник, автор множества персональных выставок, создатель уникальных 3-D панорам русских храмов и монастырей. «У фотографа, - говорит он, - как детишки у мамочки, все фотографии любимые, поэтому выбрать всего 5 из них просто невозможно. Скорее, это те фотографии, которые почему-то запомнились больше других». Публикации фото сопровождаются замечательными пояснениями автора]//Фома. - — сентябрь 2019. - С.52-59. - (раздел « Люди »). Представлены следующие фотоработы мастера: . Спасская башня Московского Кремля. Середина 1990-х годов.  - С.52-53; Авторское пояснение - С.  54; .  Казанский храм села Курба Ярославской области . 2018. - С.54-55; . Бисерово озеро. Московская область. Начало 2000-х годов. - С.56-57; . Бессмертный полк. Москва. 2017. - С.58; . Марфо-Мариинская обитель . Москва. 2017. - С.58-59. Игорь Цуканов . Живой комплекс. Как возникают храмы в новых районах: опыт Ставрополя. Фото Юлии Маковейчук; Пресс-службы Ставропольской митрополии; Из архива «ЮгСтройИнвест»; Из архива Князь-Владимирского собора//Фома. - — сентябрь 2019. - С.60-63,66-69. - (раздел « Люди »). На врезке к материалу (С.64-65) помещена великолепно проиллюстрированная подробная информационная справка « Как устроен Князь-Владимирский собор ».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9197-s...

В Москве торжественно отметили 25-летие возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия Москва, 12 октября 2017 г.      11 октября в московской Марфо-Мариинской обители милосердия отметили 25-летие возрождения обители, сообщает Диакония.ru . В этот день Церковь празднует обретение честных мощей святой преподобномученицы Елисаветы, основательницы обители. Божественную литургию в Покровском соборе обители совершил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В Марфо-Мариинской обители в честь праздника были организованы многочисленные мероприятия: реконструкция полевого госпиталя времен Первой мировой войны, мастер-классы по оказанию первой медицинской помощи, а также бесплатные экскурсии в музей великой княгини на выставку «К 25-летию возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия. 1992-2017 годы». Вечером 11 октября в Соборной палате Московского епархиального дома состоялся концерт классической музыки, организованный Марфо-Мариинской обителью. Божественную литургию в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Архипастырю сослужили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, клирики московских храмов. После Литургии у мощей святой преподобномученицы Елисаветы был совершен молебен.      27 лет назад Покровский храм находился в запустении, напомнил собравшимся епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. «5 ноября 1990 года мы с будущими сестрами милосердия – тогда учащимися медицинского училища, которые хотели бы подражать служению святой преподобномученицы – собрались и служили здесь панихиду, – поделился духовник православной службы помощи " Милосердие " .– Тогда еще святая преподобномученица не была причислена здесь, на своей духовной родине, к лику святых. Я хорошо помню, как мы стояли здесь, посередине храма, нам даже разрешили совершить каждение во время панихиды, и каким тогда был храм. Мы видим, что через 27 лет храм стал другим. Через два года обитель была передана Русской Православной Церкви, и в этом очень большая заслуга протоиерея Александра Салтыкова, который своими решительными действиями не только возвратил храм Воскресения Христова в Кадашах, но и помог возвращению здания обители».

http://pravoslavie.ru/107122.html

Арх.: ГАРФ. Ф. Р-10035. Оп. 2. Д. 19714; Д. 50724. Л. 11; Отдел документальных фондов Москомнаследия. ИАО. Квартал 408. Т. 12. Л. 53; РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 189. Л. 131-132; ЦАГМ. Ф. 714. Оп. 2. Д. 41. Д. 123. Л. 28, 30; Оп. 4. Д. 24. Л. 112; Ф. 1215. Оп. 4. Д. 12, 24. Л. 81; Оп. 6. Д. 56. Л. 49, 59; ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 76. Д. 444; ЦГАМО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 145. Л. 135; Ф. 66. Оп. 19. Д. 215. Л. 233; Д. 264. Л. 548; Центральный объединенный архив здравоохранения Москвы. Ф. 199. Ист.: Сребрянский М., прот. Наставление отца духовного сестрам Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1909; [он же]. Пояснительное слово об открываемой в Москве Ея Имп. Высочеством вел. кнг. Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1909; он же. Мысли и чувства правосл. рус. души при посещении Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1912 (переизд.: М., 2008); Трифон (Туркестанов), еп. Чин, как принимать обет сестрам и настоятельнице Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1910; Новоустроенный храм Марфо-Мариинской обители милосердия и его освящение//Моск. ЦВед. 1912. 16. С. 413-420; Устав Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 1914; Иванов С., диак. Марфо-Мариинская обитель милосердия: Ист.-бытовой очерк//Рус. паломник. 1916. 1. С. 11-13; 2. С. 26-27; 3. С. 44-45; Арсений (Жадановский), еп. Восп. М., 1995; Восп. о диакониссах Москвы//Мера. СПб., 1995. 3. С. 132-155; Мат-лы к житию прмц. вел. кнг. Елизаветы: Письма, дневники, восп., док-ты. М., 19962; Нестеров М. В., Нестерова Н. М. Помнить себя - помнить всех..: Из восп. о вел. кнг. Елизавете Фёдоровне. М., 2003; Надежда (Бреннер), мон. «Золотой святыни свет...»: Восп. матушки Надежды - последней монахини Марфо-Мариинской обители милосердия. М., 2004; Письма прмц. вел. кн. Елизаветы Феодоровны/Сост.: Т. В. Коршунова, Е. Н. Понкратова, О. С. Трофимова. М., 2011. Лит.: Владимиров В. Новое истинно-художественное в русском церк. искусстве: (Новый храм Марфо-Мариинской обители в Москве). Серг. П., 1912; Всенощное бдение в новом храме Марфо-Мариинской обители//Утро России.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Документы, проливающие свет на обстоятельства убийства Царя Николая II и членов Его Семьи, будут проданы на лондонском аукционе " Сотби "http://Советская молодежь. 07.02.1990, 24. Пуришкевич В.М. Убийство Распутина. Из дневника. М., Интербук, 1990. Подписано в печать 12.02.1990. " Сотби " о документах по Царской Семье//ТАСС. 15.02.90. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (начало)//Вопросы литературы. 1990, январь, 1. Подписано в печать 05.03.1990. Царевич – дитя-мученик//Литературная газета. 07.03.1990. Масс Татьяна. Боже, Царя храни?//Советская молодежь (Латвия). 15.03.1990. Непеин И.Г. Пресечение династии//Комсомолец (Челябинск). 30.03.1990. Привалов Кирилл. Екатеринбургский дневник?//Литературная газета. 1990, март, 10. (Интервью с Князем Николаем Романовичем)//Неделя. 1990, март, 13. (Интервью с Князем Николаем Романовичем)//Известия. 1990, март, 1565. Коробейников В. Портрет палача//Пермь вечерняя. 04.04.1990, 78. Крылов Александр. Правда о маленьком принце//Московский комсомолец. 15.04.1990. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, март, 3. Подписано в печать 17.04.1990. Горохов Дмитрий. Романовы: судьба Династии//Эхо планеты. 1990, апрель, 16. Как рождалась книга (о книге С.Скотта " Романовы " )//Эхо планеты. 1990, апрель, 16. Вронская Жанна. К великому князю – на чашку чая//Эхо планеты. 1990, апрель, 16. Охотин И. " Царский домик " в Финляндии//Имперский вестник (Канада). 1990, апрель, 10. Партия и " партии "http://Советская литература. 1990, апрель, 4. Масс Татьяна. Боже, Царя храни?//Православная Русь. (США). 14.05.1990, 9 (1414). Мастыкина Ирина. Царский Архив. Выставки//Московский комсомолец. 1990, май. Болотин Л.Е. Куда ведет дорога " Великого " Князя?//Царь-Колоколъ. 1990, май, 1. Демин В. [Болотин Л.Е.] Подлог//Царь-Колоколъ. 1990, май, 2 О будущем России//Царь-Колоколъ. 1990, май, 2 Сендеров Валерий. Перестройка прошлого. Неотмываемая кровь//Выбор. Литературно-философский альманах русской христианской культуры. 1990, 8-9. Подписано в печать 06.06.1990.

http://religare.ru/2_47504.html

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему. М., Советско-Британская творческая ассоциация " Огонек " - " Вариант " , 1990. Подписано в печать 24.07.1990. Фрейлина Ее Величества. Дневник и воспоминания Анны Вырубовой. М., Советский писатель, 1990. Подписано в печать 30.07.1990. Родиков В. " Гроб, торжественно внесенный... " Правда и ложь о расправе над Царской Семьей//Инженерная газета. 1990, июль, 7. Степанов С. Последние Романовы//Союз (еженедельная газета). 1990, июль, 24. (Об убийстве Царской Семьи)//Неделя. 1990, июль, 26. Данилов Кирилл. Убийство в Екатеринбурге//Вече. (СПб). 1990, июль, 4. Политическая хроника: Н.Михалков о Царе//Наша страна. 04.08.1990, 2087. День скорби в Буэнос Айресе//Наша страна. 11.08.1990, 2088. Политическая хроника: Монархисты на марше//Наша страна. 11.08.1990, 2088. Коробейников В. Портрет палача//Православная Русь. 14.08.1990, 15 (1420). Дружинина Е. Возле трех икон//Труд. 30.08.1990. Мстиславский С. Арест Николая II (отрывок из книги воспоминаний С.Мстиславского " Пять дней. Начало и конец Февральской Революции " ). Публикация А.Савельева//Книжное обозрение. 31.08.1990. Харников А. Убийство в Екатеринбурге: правда и вымысел. Беседа с историком С.В. Наумовым//Отчизна (СПб). 1990, август, 2. Катаева Н. Боже, царя храни!//Советский патриот. 03.09.1990, 36. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, май, 5. Подписано в печать 04.09.1990. Платонов О.А. Цареубийцы (начало)//Литературная Россия. 21.09.1990, 38. Платонов О.А. Цареубийцы (окончание)//Литературная Россия. 28.09.1990, 39. Мстиславский С. Арест Николая II (окончание)//Книжное обозрение. 07.09.1990, 36. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (окончание)//Вопросы литературы. 1990, июль, 7. Подписано в печать 18.09.1990. Служба в Суздале//Наша страна. 29.09.1990, 2095. Политическая хроника: " Воплощение нации "http://Наша страна. 29.09.1990, 2095. Николай II. Поезд последнего русского императора//Военно-исторический журнал. 1990, сентябрь, 9.

http://religare.ru/2_47504.html

Джапаков А. Часовня на месте расстрела//Труд. 25.10.1990. Родзянко М.В. За кулисами Царской власти. М., Панорама, 1990. Подписано в печать 26.10.1990. Триста лет царствования Дома Романовых. СПб., Информ-Эко, 1990. Подписано в печать 03.11.1990. Палеолог Морис. Царская Россия во время Mipoboй войны. М., Международные отношения, 1991. Подписано в печать 19.11.1990. Светлый Отрок. Сборник статей о Царевиче-Мученике Алексее и других Царственных Мучениках. М., Диалог, 1990. Подписано в печать 20.11.1990. Днепровский Роман. Группа монархистов//Наша страна. 24.11.1990, 2103. Мачульская Н. По страницам советской печати. За Веру, Царя и Отечество//Православная Русь. 28.11.1990, 22 (1427). Гранцев Н. " На бой кровавый... " (беседа с Э.Радзинским)//Аргументы и факты. 1990, 46. Боровиков Дмитрий, Гаврилов Дмитрий. Расстреляны пролетарской рукой//Урал. 1990, ноябрь, 11. Ермаков П. Воспоминания//Урал. 1990, ноябрь, 11. Родиков В. Еще раз о Царской голове//Кубань. 1990, ноябрь, 11. Политическая хроника: Крестный ход//Наша страна. 01.12.1990, 2104. Воронков В. Без права и престола//Московский комсомолец. 05.12.1990. Представление " Радонежа "http://Православная Русь. 14.12.1990, 23 (1428). Политическая хроника: Фильм о цареубийстве//Наша страна. 29.12.1990, 2108. Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия (продолжение)//Вопросы литературы. 1990, июнь, 6. Подписано в печать 25.12.1990. Буранов Ю., Хрусталев В. Голубая кровь. Тайное убийство Великих Князей//Совершенно секретно, 1990, декабрь, 12. Огрызко Вячеслав. Как бороться с беспамятством. Создадим в Алапаевске музей истории отечественного милосердия имени Великой Княгини Елизаветы Федоровны//Славянский вестник. 1990, декабрь, 5, с. 2. Энгельгардт-Юрков С.В. Есть ли будущее у монархической идеи?//Диалог. 1990, 17. Мэсси Р. Николай и Александра. М., Интерпракс, 1990. Соколов Н.А. Убийство царской семьи//Сибирь. 1990, 2. Родзянко М.В. Крушение империи. Воспоминания председателя Государственной Думы о февральской револьции. Харьков, 1990.

http://religare.ru/2_47504.html

«а) признать нецелесообразным существование лечебницы Марфо-Мариинской общины; б) предложить МУНИ расторгнуть заключенный договор на аренду помещения общиной; в) лечебное учреждение общины с оборудованием и имуществом передать в ведение Мосздравотдела; г) вопрос о целесообразности дальнейшего существования Марфо-Мариинской общины поручить проработать в административной секции МРКИ с заинтересованными органами; д) предложить Мосфинотделу взыскать с Марфо-Мариинской общины за время существования все налоги как с частной организации». Через несколько дней регистрация Марфо-Мариинской общины была признана «незаконной» и последовало «совершенно секретное» указание о срочной описи всего больничного имущества общины в связи с возможной передачей лечебницы в Мосздравотдел. В начале февраля 1925 года на заседании президиума Моссовета было принято решение аннулировать устав общины, а имущество передать на баланс одной из городских организаций. Вскоре Марфо-Мариинская община перестала существовать как юридическое лицо. Появились разного рода организации, претендовавшие на помещения храма во имя святых праведных Марфы и Марии для использования их под свои цели (клуб, диспансер и т.д.). Замоскворецкий райсовет, опечатав храм, заявил: «Опечатана домовая церковь по Большой Ордынке, 34, которой пользовались живущие в этом доме. С выселением живущих в нем граждан в Киркрай и другие пункты и с ликвидацией жилищного товарищества надобность в этой церкви миновала». Храмовая икона святых Марфы и Марии была перенесена в находящийся неподалеку храм святителя Николая «в Кузнецах», который в советское время не закрывался. С 1926 до 1928 года в Марфо-Мариинском храме и примыкавшей к нему больнице, по воспоминаниям старожилов, находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна, в которой работали бывшие сестры обители. Руководила всем княжна Голицына, арестованная в 1928 году. Жертвами богоборческого гонения оказались многие сестры, первые из которых были репрессированы уже в 1926 году. Возглавлявшую обитель В.С. Гордееву выслали в Туркестан, где она умерла 19 июля 1931 года и была похоронена при храме Покрова Пресвятой Богородицы. В 1938 году на полигоне НКВД в подмосковном Бутово была расстреляна монахиня Евдокия (Кузьминова), также являвшаяся насельницей Марфо-Мариинской обители. В 2001 году Священный Синод Русской Православной Церкви включил ее в Собор новомучеников и исповедников Российских.

http://pravoslavie.ru/31831.html

Заседание завершилось обсуждением Плана основных мероприятий программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители», а также проекта Положения о Попечительском совете программы. В рамках выполнения программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания обители» уже осуществлен вывод мастерских реставрационного центра им. Грабаря из Покровского храма и установлен Поклонный крест на территории Марфо-Мариинской обители. В ближайшее время планируется выпустить брошюру «Краткое житие преподобномученицы Елисаветы и акафист» и издать книгу «Великая княгиня Елисавета Феодоровна в воспоминаниях современников». В издательстве Марфо-Мариинской обители готовится переиздание книги «Марфо-Мариинская обитель милосердия» (под редакцией Великой княгини Елисаветы). Также выйдут в свет книги «Покровский храм» (о храме обители в честь Покрова Пресвятой Богородицы, построенном по новгородским и псковским образцам архитектором А.В. Щусевым и расписанном художниками Н.В. Несторовым и П.Д. Карелиным), «Мученики христианского долга» (воспоминания игумена Серафима (Кузнецова) о преподобномученице великой княгине Елисавете), «Молитвослов для родителей», «Молитвы матери». На лето 2007 г. намечено проведение выставки фотографий и переписки Великой княгини Елисаветы, а также детского праздника для воспитанников детских приютов. 23 февраля 2009 года будет отмечаться 100-летие со дня официального открытия Марфо-Мариинской обители милосердия. Возрождение Обители во всей многогранности ее деятельности и полноте духовной жизни, созданной ее основательницей Великой Княгиней Елизаветой Федоровной, сегодня актуально как никогда. В настоящее время возникла острая необходимость укреплять традиционное самосознание народа, развивать духовно-нравственные ценности в обществе. Воссоздание Марфо-Мариинской обители как Всероссийского центра милосердия должно стать в этих условиях одним из важнейших направлений совместной деятельности Церкви и государства.

http://patriarchia.ru/db/text/196314.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010