Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Дервент [румын. Dervent], муж. мон-рь Томисской архиепископии, митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви. Находится в исторической обл. Добруджа близ с. Галица, жудец Констанца. Тур. название Д. переводится как «место переправы». Первые достоверные сведения о существовании здесь, на месте древнего христ. кладбища, мон-ря относятся к IX в. В 1036 г. монастырская церковь была разрушена печенегами. В XIII-XVII вв. в этой местности неоднократно возникали монашеские общины. В нач. XIX в. на месте древних скитов Добруджи было построено неск. мон-рей, в основном в сев. ее части,- Кокош, Челик-Дере и др. В нач. следующего столетия верующие обратились с просьбой в Томисскую епископию (с кафедрой в Констанце) об основании мон-ря, поскольку место это посещало множество паломников и от источника и хранившейся здесь святыни - Св. Креста происходило много чудесных исцелений. 24 февр. 1924 г. еп. Томисский Иларий (Теодореску) издал указ об учреждении жен. мон-ря. Еп. Геронтий (Николау), вскоре сменивший на кафедре еп. Илария, решил преобразовать мон-рь в мужской. 5 июля 1936 г. закладной камень в основание храма был освящен еп. Геронтием. На строительство были сделаны частные пожертвования, в т. ч. земельные, со стороны состоятельных представителей местного общества. Буд. настоятель и духовник мон-ря иером. Елевферий (Михаил) в качестве сборщика за 3 года обошел все окрестные села; крестьяне работали на строительстве и предоставили монахам гужевой транспорт. Возведение церкви было завершено в 1942 г. Главный престол был посвящен прп. Параскеве, левый придел - Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня (здесь был помещен чудотворный Крест), правый - вмч. Георгию. 13 сент. церковь была освящена. В 1959 г., во времена гонений на правосл. верующих, Д. был закрыт. В 1970 г. монастырская церковь была вновь открыта как приходская для с. Галица. В февр. 1990 г. в Д. началось возрождение монашеской жизни. Были построены новые кельи и гостиница для паломников, обустроен источник. Среди сохранившихся святынь мон-ря - чудотворные Крест и икона Божией Матери «Милостивая» (подарена мон-рю в 1940). В пятницу Светлой седмицы, в день празднования иконе Божией Матери «Живоносный Источник», от мон-ря к часовне у источника проходит многотысячный крестный ход. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/171723.html

«Евфимиева пещера – это одна из самых замечательных не столько в природном, сколько в историческом отношении пещер в регионе Велико Тырново, да и во всей Болгарии. При этом она неизвестна в достаточной степени ни широкой публике, ни спелеологам. Возможно, причиной тому – ее труднодоступность. Пещера находится в непосредственной близости от северного (заднего) входа в Патриарший монастырь Святой Троицы рядом с Велико Тырново. Хорошо различимый треугольный вход в пещеру находится почти в центре цепи отвесных скал, он немного повернут к северо-западу и располагается на высоте около 20 метров, причем к нему ведет хорошо оформленный, но заросший и небезопасный кулуар (ложбина в склоне, направленная вниз по линии тока воды. – Ф.К.). Пещера является самой северной из трех сходных по местоположению и происхождению пещер, находящихся над хозяйственным двором монастыря. Она представляет собой частично влажную, двухэтажную, наклоненную на +3 м пещеру диаклазного происхождения. Впечатляет, что в народном сознании сохранялась память об этой пещере, так как на протяжении вот уже многих веков передается предание о жизни в ней святого Феодосия Тырновского, а потом и его ученика, святого Евфимия Тырновского (об этом см. «Археологические и исторические заметки» Васила Берона, «Тырновскую хронику» академика Ивана Радева и др.). В результате экспедиций 1980-х годов, предпринятых студентами-историками Великотырновского университета, подтвердились рассказы о пещере и было локализовано ее местонахождение. Монахи монастыря Святой Троицы с уверенностью говорили, что именно в этой пещере обитал святой Евфимий Тырновский, прежде чем стать Болгарским патриархом. Отсюда и название пещеры. Евфимиева пещера стоит в одном ряду с такими болгарскими святынями, как пещера святого Иоанна Рыльского около Рыльского монастыря. Пещера впервые была открыта и нанесена на карту членами ПК «Дервент» при ТД «Академик» в июне 1978 года. По инициативе ТД «Академик», к 2006 году предполагается реализовать проект по ознакомлению посетителей монастыря с этой исторической достопримечательностью» (Евгений Коев. ПК «Дервент» при ТД «Академик-ВТУ». В. Тырново, 2005).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Храм при монастыре и по сей день стоит в побелке, никто не взялся его расписать после Захария Зографа, на нем лишь несколько новых фресок, противоречащих церковному канону. В настоящее время не хватает средств для полной и соответствующей канону росписи этой замечательной церкви. Справа от храма белеет часовня, отреставрированная на средства известного тырновского издателя, с красивой резьбой по дереву, цветной живописью по стеклу и новыми фресками, среди которых центральное место занимает образ Иисуса Христа. Между церковью и часовней Иисуса Христа (восстановленной усилиями тырновского издателя) расположена могила с мощами митрополита Иосифа Тырновского (1070–1918) – «начальника военного духовенства во время Европейской войны». На севере находятся хозяйственные постройки, а на юго-востоке – вход на территорию комплекса. В западной части двора расположены монастырские постройки, а также часовня святого Евфимия Тырновского. Справа от монастырского входа есть колодец, украшенный куполом, на котором изображены шестикрылые серафимы. Недалеко от монастыря у р. Янтра находится Шишманов колодец (согласно легенде, царь Иван Шишман заложил тут источник), а к востоку от монастыря – «Медвежий колодец». С противоположной стороны от обители у перевала Дервент под отвесными скалами располагается Преображенский монастырь. Патриарший монастырь Святой Троицы до 1946 года официально был мужским, но полностью обезлюдевшим. Тогда Тырновский митрополит Софроний возложил на брата Севастиана из Преображенского монастыря (позднее возведен в сан архимандрита, преставился на 82-м году жизни в марте 2008 года) ответственность за хозяйство в заброшенном монастыре Святой Троицы. С 1948 года монастырь официально становится женским, и поначалу монахини живут в старых приземистых хозяйственных постройках. Отец Севастиан (родился в с. Малки Преславец Тутраканской области 26 июля 1925 года) принял активное участие в восстановлении зданий нового, теперь женского, монастыря, обновил его хозяйство, создал мастерскую со станками. Позднее он был назначен эфимерием и вместе с покойной игуменьей монастыря монахиней Евдокией, которая не один десяток лет пребывала в этом сане, был столпом духовной жизни в этом Божьем уголке. Сейчас монастырь является женским, с храмовым праздником Пятидесятницы. Святая обитель принимает паломников, но не предусматривает их проживания и питания. Она объявлена памятником культуры и принадлежит Великотырновской епархии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Священным Синодом в марте 1958 года по данным, имевшимся тогда в архиве, составлен список священников и епископов СПЦ, погибших на территории так называемой НДХ (Независимой Державы Хорватской) от рук усташей в период с апреля 1941-го до конца 1944 года. В мартирологе Сремской епархии (после войны отделенной от Белградской архиепископии) под номером 173 повествуется о мученической кончине игумена Рафаила (Момчиловича): «25 августа 1941 года в монастырь в сопровождении нескольких усташей ворвался пристав Никола Бунтак и арестовал игумена и еще трех монахов – Димитрия, Германа и Феофана. Отец Рафаил с монахами был увезен в Славонскую Пожегу. В поезде ему вырвали бороду, избивали, заставляя петь песни сербских четников . На вокзале в Славонской Пожеге арестованные до 9 часов вечера ждали поезда из Славонского Брода, на котором привезли еще 400 арестованных сербов из уездов Босанский Брод и Дервент. На вокзале усташи связали сербов по четверо, во главе колонны поставили отца Рафаила с тремя монахами и повели по городу. По дороге усташи избивали сербов так, что старики, и среди них игумен Рафаил, спотыкались и падали; это приводило усташей в еще большее ожесточение, их избивали, выкрикивая: «А ну, четники, спойте свою песню “Святый Боже”!». Затем узников привели в больничный двор, в котором был устроен лагерь, выстроили и избивали каждого по очереди. После побоев их, едва живых, заставили бегом бежать к баракам. Игумен Рафаил, измученный и истерзанный, потерял сознание и упал, и те, кто бежал вслед за ним, вынуждены были бежать по его телу. Игумен-мученик, избитый до неузнаваемости, был помещен в лагерную больницу, а спустя четыре дня его перевезли в Сербию, в одну из белградских больниц. В больнице было установлено, что у отца Рафаила сломано пять ребер, многочисленные внутренние кровоподтеки. 3 сентября 1941 года игумен Рафаил скончался от полученных травм». Из этого текста, составленного в канцелярии Синода на основании имеющихся в архиве данных, очевидно, что преподобномученик Рафаил (Момчилович) умер в белградской больнице после мучений, перенесенных в Славонской Пожеге, и захоронен на одном из белградских кладбищ или в каком-то из массовых захоронений, местонахождение которого тогда не было установлено. Один Господь Всеведущий знает место земного упокоения новомученика, душа же его пребывает в вечном блаженстве у подножия престола Божия.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

В Боснии считают от 123,000 до 135,000 босняков- католиков 239 . Они населяют большею частию города: Яйце, Скопле, Фойницу, Тешан, Левно, Травник и Дервент. Меньше всего их в ново-пазарском округе. В 1855 г. у них считалось 8 монастырей, 13 училищ, 54 прихода и 92 священника 240 . Богомильство проникло в Боснию из Болгарии. Число еретиков здесь постепенно увеличивалось оттого, что они сюда бежали из Сербии при Симеоне и Стефане Неманичах, а также от преследований папы Иннокентия III. Кулин и Нинослав, державшиеся богомильства, охотно принимали их к себе. Вмешательство и угрозы папы и венгерского короля заставили Кулина отказаться от ереси. Но при Нинославе богомильство снова усилилось в Боснии. Правда, убеждения католиков (1221 г.) и оружие венгерского короля Белы IV (1224 г.) так подействовали на Нинослава, что он два раза отказывался от ереси и даже отдал сына своего в заложники, как ручательство искренности своего отречения; но отречение было только на словах: он умер еретиком. Богомильства держались многие правители Боснии– Стефан Тврьтко, Младен, Стефан Котроманичь, Стефан Остоя, Тврьтко Трвьтковичь и другие 241 . Богомильства держались даже боснийские иерархи и иноки. Из иерархов вт. этом отношении известны: Даниил (у 1204 г.), Мирослав (1307 г.), Радингост (1320 г.), Радослав (1366 г.). Радомир (1404 г.), Милоэ (1446 г.). Епископ «босанской церкви» не только на языке пародном, но и официально назывался Дед босанский, или господин Дед босанской церкви, или наставник и свершитель босанской церкви и избирался из иноков. Как у ересеначальников – богомилов Василия и Петра было 12 апостолов, так и при босанском Деде был собор из 12 братий, которые назывались поглавитыми, сведоками и вредителями босанской веры. Боснийские иноки заподозрены были в богомильстве, потому что они, как богомилы, называли себя исключительно христианами, мало употребляли во время богослужения церковные книги, монахи и монахини жили вместе, подобно древним мессалианам, выдававшим себя за бесстрастных.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Тотчас же, отринув свои суеверия, он попросил у короля коня и оружие и, сев верхом, поехал низвергать идолов; а надо сказать, что верховный жрец их веры не мог носить оружие или ездить верхом, кроме как на кобыле. Он же опоясался мечом, взял в руки копье, сел на коня и направился к месту, где находились идолы. Все, кто видели его, решили, что он сошел с ума. Приблизившись к капищу , он сразу же осквернил его, метнув в него копье; потом, просветленный знанием истинного Бога, велел он бывшим с ним разрушить и сжечь капище вместе со всем, что в нем было. Место, где стояли те идолы, еще можно увидеть к востоку от Эборака, над рекой Дервент . Ныне оно зовется Годмундингахем , и это то самое место, где верховный жрец по вдохновению истинного Бога осквернил и низверг алтари, которым прежде поклонялся . XIV. Как король Эдвин и его народ обратились и о том, где Паулин их крестил И так король Эдвин со всеми знатными людьми своего народа и с множеством простолюдинов принял веру и благодать святого крещения в год от воплощения Господа 627–й, через 180 лет после прибытия англов в Британию. Крестился он в Эбораке в день Святой Пасхи накануне апрельских ид , в церкви святого апостола Петра, наскоро построенной им из дерева по обету, когда он был оглашенным . В том же городе он устроил резиденцию для епископа Паулина, своего учителя и наставника. В скором времени по совету Паулина он начал строить большую и красивую базилику из камня, внутри которой должна была заключаться уже выстроенная церковь. Заложив фундамент, он начал возводить вокруг прежней молельни стены квадратной базилики, но прежде чем они поднялись на должную высоту, король погиб жестокой смертью, и работу завершил его наследник Освальд. Паулин продолжал учить Слову Божию в этом королевстве еще шесть лет, и король до самой своей смерти всячески помогал ему. Все предуставленные к вечной жизни уверовали и были крещены ; среди них были Осфрид и Эдфрид, сыновья короля Эдвина от Квенбурги, дочери короля Мерсии Керла , которые родились, когда король был в изгнании.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

О том, как Кутберт предсказал свою смерть отшельнику Герберту Святые Кутберт и Герберт. Иконописец: Айдан Харт Вскоре Кутберта пригласили в Лугубалию рукоположить диаконов в священники и, по обычаю, благословить королеву . Был там священник святой жизни по имени Герберт , давно уже связанный с Кутбертом узами духовной дружбы. Он вел отшельническую жизнь на острове посреди большого озера, из которого вытекает река Дервент. Каждый год он приезжал к Кутберту слушать его наставления о пути к вечному спасению. Узнав, что тот гостил в Лугубалии, Герберт поехал туда, чтобы, вдохновившись, как всегда, советами Кутберта, с еще большим рвением стремиться к Царству Небесному. И вот когда они услаждались небесной влагой Божественного учения, Кутберт сказал как бы нечаянно: «Спрашивай меня, брат Герберт, обо всем, что тебе нужно узнать. Ибо мы в последний раз встретились в этом мире во плоти. Вижу, близится время, когда я должен буду оставить земную юдоль». Услышав это, Герберт пал на колени и, заливаясь слезами, проговорил: «Прошу тебя во имя Господа не оставлять меня, твоего преданного товарища! И умолить Бога милостивого, чтобы мы, вместе служившие Ему на земле, вместе отправились бы и на небеса и предстали бы там перед Ним, созерцая славу Его. Ты знаешь, что я всегда старался жить согласно твоим наставлениям, а если по человеческой слабости или неведению ошибался, то тотчас спешил исправиться, к твоему пущему удовольствию». Епископ углубился в молитву, и вскоре открылось ему от Господа, что исполнится то, о чем он молился. «Встань, брат, и не рыдай, – проговорил он. – Возрадуйся и возвеселись, ибо Божией милостью нам будет даровано просимое нами». Течение событий подтвердило правоту предсказания. После расставания они, действительно, больше не виделись, но их души оставили тела в один и тот же миг и вместе были доставлены ангелами в Царство Небесное, чтобы предстать престолу Божию. Однако Герберт перед смертью был сражен долгой и мучительной болезнью. Это было устроено по милости Божией, чтобы Герберт, отстававший в добродетелях от человека Божия Кутберта, своими страданиями уравнялся в славе со своим заступником и был сочтен достойным покинуть тело в один час с ним и вознестись в небесную обитель вечной благодати.

http://pravoslavie.ru/52636.html

Через год после их прибытия в королевство король западных саксов Квихельм , пытаясь лишить короля Эдвина короны и жизни, подослал к нему убийцу по имени Эомер. У него был с собой короткий меч , обоюдоострый и смазанный ядом, чтобы, если рана от меча не сможет убить короля, яд довершил бы дело. В день Пасхи он явился в королевский дворец, что стоял на реке Дервент и вошел в зал, притворившись, что принес послание от своего господина. Подойдя ближе, он неожиданно выхватил из–под плаща меч и кинулся на короля; его любимейший слуга Лилла, увидев это, но не имея в руках щита, заслонил господина своим телом . Враг нанес удар с такой силой, что убил слугу и, пронзив мечом его тело, ранил самого короля. Тотчас на убийцу набросились со всех сторон с оружием, но в суматохе он сразил преступным оружием еще одного из воинов короля по имени Фортхер. В ту же ночь святой Пасхи Господней королева родила королю дочь по имени Энфледа. В присутствии епископа Паулина король возблагодарил своих богов за рождение дочери; епископ же обратился к Господу Христу и открыл королю, что это его молитвами королева родила младенца благополучно и без боли. Подивившись тому, король пообещал, что, если Бог дарует ему жизнь и победу над тем, кто подослал к нему убийцу, он отвергнет идолов и станет служить Христу; в подтверждение этих слов он позволил епископу Паулину окрестить свою новорожденную дочь. Ее крестили в день Святой Пятидесятницы, первой из всего народа нортумбрийцев, и вместе с ней крестились одиннадцать ее родичей. Когда король залечил свою рану, он собрал войско и пошел на западных саксов, убив или принудив покориться всех тех, кто, как он установил, злоумышлял против него. После этого он с победой вернулся к себе домой; однако он не мог принять таинство Христовой веры сразу же, хоть и не служил больше идолам с тех пор, как пообещал служить Христу. Сначала он терпеливо учился вере у достопочтенного епископа Паулина, а после спросил совета у тех своих приближенных, которых почитал мудрейшими . Сам он, будучи рассудительным по природе, часто пребывал в молчаливом раздумье, но в глубине души не мог решить, что ему делать и какую религию исповедовать. Х. Как папа Бонифаций послал письмо королю, побуждая его принять веру

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

После двух лет епископства он вернулся на свой остров, поскольку был предупрежден Божественным оракулом, что близок день его смерти или, точнее, день его перехода в ту жизнь, которая только и может называться жизнью. Об этом он с обычной своей искренностью рассказал немногим людям, но в таких темных словах, что поняли его только позже; однако некоторым он сказал об этом прямо. Был там священник почтенной жизни по имени Хереберт, давно уже связанный с человеком Божьим Кутбертом узами духовной дружбы. Он жил отшельником на острове посреди большого озера, из которого вытекает река Дервент ; каждый год он приезжал к Кутберту и слушал его рассуждения относительно вечного спасения. Узнав, что Кутберт отправился в город Лугубалию , он поехал туда, надеясь благодаря его советам еще более вдохновиться стремлением к небесам. Когда они освежили друг друга струями небесной мудрости , Кутберт сказал:»Брат Хереберт, спрашивай меня обо всем, что тебе нужно знать, и обсуди все вопросы, ибо после расставания мы никогда больше не увидим друг друга в этом мире плотским зрением. Я уверен, что близится время, когда я должен буду оставить земную юдоль «. Услышав это, Хереберт упал на колени и со вздохами и слезами сказал:»Молю тебя ради Господа не оставлять меня, но помнить твоего вернейшего спутника и просить милостивого Бога, чтобы мы, вместе служившие Ему на земле, вместе отправились бы на небеса и предстали там перед Ним. Ведь ты знаешь, что я всегда жил согласно твоим указаниям, а если по слабости или неведению ошибался, то старался сейчас же исправиться в соответствии с твоей волей». Епископ предался молитве и потом, узнав в духе то, что спрашивал у Господа, сказал:»Восстань, брат, и не плачь, но возвеселись, поскольку высшей милостью нам даровано то, о чем мы просили». Течение событий подтвердило правоту предсказания, ибо после расставания они больше не виделись во плоти, но их души оставили тела в один и тот же день, а именно в десятый день до апрельских календ ; вместе они предстали блаженному оку, и вместе были доставлены ангелами в Небесное Царство. Но прежде Хереберт был изнурен длительной болезнью–как мы думаем, по небесной милости, чтобы его заслуги, меньшие, чем у блаженного Кутберта, возросли благодаря страданиям и боли долгого недуга. Уравнявшись в славе со своим заступником, он был сочтен достойным оставить тело в один и тот же час с ним и вознестись в то же обиталище вечной благодати.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

На следующий год королева Этельбурга родила дочь, которую назвали Энфледой и крестили в день Пятидесятницы вместе с двенадцатью другими нортумбрийцами. Настолько важным было это событие, что даже папа Бонифаций направил послание королю, а затем и королеве, обязывая Эдвина принять святое крещение. И Эдвин крестился в 627 году, отмеченном также разрушением главного языческого храма и идолов их собственным верховным жрецом в Нортумбрии, в городке под названием Гудманхем в Йоркшире, чего и добивался святой Павлин. Король Эдвин принял таинство крещения в день Пасхи 12 апреля, вместе с ним крестились многие как из знати, так и из простых людей. Эдвина крестили в Йорке в деревянной церкви во имя апостола Петра, которую воздвиг сам король. Позднее она была перестроена в каменную. Можно предположить, что народ крестился в другом месте, например в реке Дервент, рядом с которой находилась королевская резиденция. До сих пор часть этой реки рядом с римской крепостью у города Мэлтон носит название «Иордан» в память о тех исторически значимых событиях. Следующие шесть лет святой Павлин проповедовал по всему северу. В эти годы он крестил и четырех сыновей короля Эдвина, а также его вторую дочь, внука и внучатую племянницу, будущую святую Хильду. Однажды в королевском поместье Иверинг около Глендейла святитель Павлин 36 дней подряд наставлял в вере, оглашал и крестил людей в реке Глен, которая сейчас носит название Боуэнт. В Холистоуне области Кокетдейл королевства Нортумбрии святитель в 627 году крестил сразу три тысячи человек в «источнике Божией Матери», который здесь когда-то забил из земли и где со временем рядом была устроена купальня. Еще святой Павлин крестил в реке Свейл рядом с Кэттериком, где ему помогал преданный диакон Иаков, впоследствии прославленный в лике святых (память 17 августа). Святитель также проповедовал в Камберленде и построил каменную церковь в месте под названием «Камподун», которое можно отождествить с нынешним городом Тэнфилд в Йоркшире. Святой Эдвин Из Нортумбрии вера христианская должна была распространяться далее. Столь сильными были вера и усердие короля Эдвина, что он лично уговорил короля восточных англов Эрпвальда вместе со всем его народом принять христианство. Святой Павлин же проповедовал к югу от реки Хамбер в районе Линдси. В Линкольне святитель крестил местного сельского старосту, по имени Блэкка, и всю его семью. Здесь святитель воздвиг каменную церковь «красивой работы» (по словам святого Беды), в ней он в 628 году посвятил Онория, будущего архиепископа Кентерберийского , в сан епископа. Он также крестил в реке Трент в районе Литтлборо и близ Саутуэлл графства Ноттингемшир, и здесь ему тоже помогал верный диакон Иаков.

http://pravoslavie.ru/32404.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010