В руке у него была весьма увесистая книга. Да и голос у него оказался не как у Джеймса Бонда. — Вот, — протянул он сквозь чугунные ветви книгу, — она знала, что ты придешь сюда. — Что это? — Библия. — Куда она уехала? — В монастырь. — В монастырь? — В монастырь. — В какой. — Она просила никому не говорить. И тебе тоже. — Он упредил вопрос Платонова. — И ты прекрасно понимаешь, что если она просила, я никому не скажу. — Но. я люблю ее. — Ну и что, я тоже, — безразлично ответил Кутеев. — Она не от мира сего. — Я так мало о ней знаю. — Достаточно, чтобы поверить в то, что я сейчас сказал. — Этот мир отторг ее. Растоптал. Кутеев теперь посмотрел на Платонова с явным раздражением. — Ты так ничего и не понял о ней. Она вообще не была в этом мире. Никогда. — Что мне теперь делать? — этот вопрос Константин задал куда-то в небо. — Не знаю, может — ответ там? — Кутеев указал на «Библию». Платонов заметил две закладки в кирпиче тонких страниц. Он поспешно открыл книгу и увидел место, обведенное карандашом: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью, а учить жене не позволяю.». Это было Первое послание к Тимофею святого апостола Павла. И хотя Константин понимал, почему Маша обвела именно эти слова, но он хотел найти ответы для себя, а не объяснение от нее. Пусть и сказанное самим апостолом. Он открыл книгу там, где была вложена вторая закладка. Знакомый, иносказательный текст Апокалипсиса. И снова карандашом в десятой главе: «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет.» Именно «что времени уже не будет» зачем-то подчеркнула Маша. Пока Константин листал Библию, железные ворота закрылись. Звонить второй раз было бессмысленно. Платонов повернулся к воротам спиной и внимательно посмотрел в тяжелое осеннее небо. — Вот, Андрей Викторович, был я движда, а теперь кто? Трижда? — вопросил он то ли к небу, то ли к доктору в недалекое прошлое. — Помолись обо мне, раба Божия Мария. — попросил у серых туч Константин, и они вдруг прямо на глазах просветлели. Просветлели и посыпали крупными красивыми снежинками, и застывшая ребрами и ухабами на земле грязь удивительно быстро сменилась белоснежным пушистым покрывалом. Уже через несколько минут под ним не видно было дороги, жухлой листвы и травы, был только чистый лист, на котором можно было оставить первые следы.

http://azbyka.ru/fiction/xozhdenie-za-tr...

В то время возвратился с дороги Василий, который спас раньше Феодора от злого помысла, и пришел в пещеру, чтобы повидать живущего в ней брата, и сказал ему: «Брат Феодор, как теперь пребываешь ты в Боге? Долго я не видел тебя». Феодор удивился этому приветствию и отвечал: «Что ты говоришь, будто давно не видал меня. И вчера, и прежде вчерашнего дня, и постоянно ты был со мною, поучая меня, и я уже отправляюсь в путь, как ты приказал мне». Василий же еще больше удивился такому ответу и спросил: «Скажи мне, брат Феодор, что значит слово это ты говоришь, что и вчера, и до того, и постоянно я был с тобою и поучал тебя. И куда ты идешь? Я возвратился с дороги и не знаю ничего. Если было что над тобою от бесовского действа, молю тебя, Бога ради, не утаи от меня». Феодор же с гневом сказал ему: «Что ты искушаешь меня, зачем смущаешь душу мою: то говоришь ты мне так, то иначе. Какому слову мне верить?» и он с досадой прогнал его от себя. После такого приема Василий пошел в монастырь, а бес, в образе Василия, снова пришел к нему и сказал: «Брат, безумствовал я, окаянный, говоря тебе другое; поэтому не понимаю я досаждения, принятого от тебя; но опять говорю тебе поскорей уходи отсюда в эту ночь, взяв найденное сокровище». Сказав это, он ушел от него. После этого снова Василий пришел к нему, взяв с собою некоторых старцев, и сказал пещернику: «Они свидетели тому, что теперь три месяца, что я не видел тебя, ибо я отправлен был игуменом по монастырскому делу, и теперь уже третий день вернулся в монастырь. Ты же, едва я пришел, сказал мне, что и вчера, и до того, и постоянно я был у тебя; поэтому я думаю, что здесь был бесовский призрак в моем образе. И, если хочешь узнать истину, сделай так не позволяй никому, приходящему к тебе, разговаривать с тобою, пока не сотворит молитву Иисусову. Если не захочет ты поймешь, что это бес». Сказав это, Василий произнес запретительную молитву, призвав на помощь святых, и, мудро наставив Феодора, отошел в монастырь, в свою келью. И после этого бес не посмел более явиться Феодору. Феодор ясно понял прельщение пронырливого врага и с тех пор всякого приходящего к нему сперва принуждал сотворить молитву Иисусову, тогда и беседовал с ним. И так укрепился он на врага, и Господь избавил его от уст льва, старающегося поглотить, как случается со многими, скитающимися в пустынях и в пропастях земных, и безмолвствующих наедине в затворах, которым нужна великая сила и Божия помощь, чтобы они не были побеждены в единоборстве и поглощены душегубными зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Василий! разве ты не слышал слов Господа: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16:9); и: «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф.10:41). Доброе дело замыслил сын мой Георгий; с ним и тебе, за твой труд, предстояло увенчаться, и такую славу не всякий получит, какой ты имел быть сообщник с Георгием. Теперь же ты всего лишился; но всё-таки не отчаивайся в своей жизни, хотя ты не можешь исцелиться другим образом, кроме как покаявшись в своих согрешениях. Прикажи внести себя в печерский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, и пусть положат тебя на мою раку и будешь здоров; золото же и серебро, издержанное тобою, найдешь в целости. Это сказал преподобный Феодосий Василию, явившись явно, а не во сне. На утро же пришел к Василию со всеми боярами князь Георгий Владимирович; увидев его в сильном недуге, он с печалью удалился. Василий же, уверовав в видение святого, приказал вести себя в печерский монастырь. Когда они были у берега, вошел кто-то незнакомый к игумену печерскому и сказал: — Иди скорее на берег, приведи Василия и положи его на гробе преподобного Феодосия; когда он вручит тебе сокровище, обличи его пред всеми, что он взял пятую часть из него; и если покается, прости его. С этими словами сказавший стал невидим. Игумен Тимофей стал доискиваться относительно человека, пришедшего к нему; но никто не видел его входящим и выходящим. Игумен пошел к Днепру, привел Василия и положил его на раке святого Феодосия; и Василий восстал цел и здрав. Он стал давать игумену порученное ему сокровище, говоря: — Вот, ты найдешь здесь четыреста гривен серебра и сорок золота. Игумен же сказал ему: — Чадо! а где еще сто гривен серебра, и десять золота? Василий начал каяться и сознался: — Это я взял и издержал; потерпи, отче, и всё возвращу тебе; думал я утаить это от всевидящего Бога. Тогда высыпали золото и серебро из сосуда, где оно находилось под печатью, сочли пред всеми и нашли в целости, — пятьсот гривен серебра и пятьдесят золота; и все прославили Бога и святого Феодосия. Тогда Василий начал по порядку рассказывать о явлениях ему святого и о его деяниях о нем. Утром князь, взяв с собою врачей, пришел к месту, где видел больного Василия, желая лечить его, и не нашел Узнав, что Василий отвезен в печерский монастырь и подумав, что он уже умер, князь с поспешностью отправился в обитель и здесь нашел Василия, — точно он и не болел. Услышав от него о дивных чудесах, князь и ужаснулся и исполнился духовной радости; он пошел поклонился чудотворному гробу преподобного отца нашего Феодосия и удалился. Услышав об этом, Георгий Симонович, тысяченачальник, еще более возгорелся любовью к пресвятой Богородице и к святому Феодосию; к своему великому дару он присоединил еще гривну которую сам носил и в которой было сто гривен золота; при этом он написал следующее:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Вокруг этого места обитают четыре народа, которым мы Божией милостью возвещали слово Христа; им я, пока жив, могу, с Вашего соизволения, быть полезен. Ибо я желаю, при содействии Божией благодати по Вашим молитвам, быть в близкой связи с Римской Церковью и продолжать служить Вам среди германских народов, к которым я был послан, как написано: Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись ( Сир. 3:1 ), и далее: Уважающий отца будет долгоденствовать ( Сир. 3:6 ), и еще: Почитай отца твоего... чтобы пришло на тебя благословение от Господа, ибо благословение отца утверждает домы детей ( Сир. 3:8–9 )... 344 30 (89). Папа Захария принимает монастырь Фульда в свою юрисдикцию (751) Папа Захария – епископу Бонифацию и через него всем последующим аббатам в созданном им монастыре вовеки. Так как подлежит одобрению то, что согласуется с разумными желаниями, никак не подобает отказать основателю богоугодной обители в смиренной просьбе о полномочиях, предоставляемых в виде привилегий. И как ты просил у нас, чтобы построенный тобой монастырь Спасителя, расположенный в месте, которое называется Бохония, на берегу реки Фульды, был отмечен привилегией Апостольского престола, – так чтобы он был под юрисдикцией нашей Святой Церкви, которой мы по Божией воле служим, и не подчинялся юрисдикции какой-либо иной Церкви, – мы, идя навстречу твоему благочестивому пожеланию, данной нам властью исполняем то, чего ты просишь. Поэтому мы данной нам властью запрещаем любому священнослужителю какой бы то ни было Церкви, кроме Апостольского престола, иметь какую-либо власть над вышеназванным монастырем и даже служить там святую мессу, если его не пригласит к тому аббат монастыря, так чтобы монастырь прочно сохранял за собою привилегию подчинения Апостольскому престолу. Этим письменным изъявлением нашего решения мы так постановляем и запрещаем любым предстоятелям какой бы то ни было Церкви и облеченным любым достоинством священнослужителям притязать на власть над этим монастырем, под страхом отлучения того, кто решится каким-либо образом пренебречь пожалованным названному монастырю отличием.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ ТЫРНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Феодосий Тырновский Феодосий Тырновский, Болгарин (+ 1363 ), монах , преподобный Память 17 февраля (Болг.), 27 ноября (Болг.) и в Соборе Болгарских святых Житие преподобного Феодосия начинает со слов: " Коего народа и из которого преходного родного места происходил оный муж божественный, нелегко сказать в настоящее время, когда уже он сделал так, чтобы никто этого не знал " . Исследователи считают, что преподобный родился в конце XIII или начале XIV века, в районе Бдина (нынешнего города Видин в Северо-Западной Болгарии) . Вполне возможно, что " святой является потомком бдинских Шишмановичей и близким родственником царской семьи " . Принятие монашества и странствование по болгарским монастырям Следуя буквально божественные слова Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” ( Мф. 16, 24 ), благочестивый Феодосий покинул свой дом и отправился в Арчарский монастырь свт. Николая , где принял монашество . Под наставничеством опытного игумена Иова молодой инок скоро преуспел в послушании, смирении, посте и воздержании и в стяжании всех остальных монашеских добродетелей. Он стал известен тем, что искусно выучил Псалтирь . Такое старание и усердие не остались незамеченными игуменом, который определил его руководителем монашеской братии. Немало времени преподобный Феодосий провел в этой обители, но кончина игумена Иова, как и стремление к духовному совершенствованию подтолкнули его покинуть Арчар и отправиться в столичный город Тырнов . В окрестностях города располагалось множество монастырей. Преподобный Феодосий решил поселиться в одном из них - монастыре пресвятой Богородицы Одигитрии на холме Святая гора . Однако вскоре преподобный отправился в монастырь, расположенный недалеко от города Червена . Вероятно, это был монастырь архангела Михаила, высеченный в скалах недалеко от современной деревни Иваново.

http://drevo-info.ru/articles/13674116.h...

– Господин, ведь ты делаешь то, чего не делают люди, живущие в миру. Так поступают только в монастырях. Иди туда, и там спасешь свою душу. Ничего не зная о Боге и не представляя себе, что такое монастырь, юноша отвечал: – Возьмите меня и отведите в какой-либо монастырь. Сам я не знаю, куда идти. Некоторые из воинов, сопровождавших юношу, особенно уважали авву Серида. Посему они и пришли в его монастырь вместе с тем юношей. Игумен послал блаженного Дорофея поговорить с юношей и узнать, кто он. На все вопросы преподобного Дорофея юноша давал один ответ: – Я хочу спастись. Тогда Дорофей пришел к игумену и сказал ему: – Если ты желаешь принять его, то принимай без всякого опасения. Нельзя ожидать от него ничего злого. Игумен ответил: – Окажи ему милость, отче, и приими его к себе, чтобы он мог получить спасение, наставляемый тобою. Но смиренный инок отказывался и говорил: – Не могу я взять его к себе, ибо сие выше моих сил, не могу я наставить его на путь спасения. На это игумен возразил ему: – Я забочусь и о твоем спасении и о спасении всех вас; ты же не хочешь позаботиться о спасении одного юноши. – Если ты хочешь того, отче, – заметил Дорофей, – то спросим совета у великого старца Варсонофия. – Хорошо, – ответил игумен, – я скажу ему. Отправившись к Варсонофию, игумен возвестил ему обо всем происшедшем. Тогда святой Варсонофий сказал Дорофею: – Приими сего отрока, ибо Господь чрез тебя благоволит спасти его. После этих слов блаженный Дорофей с великой радостью принял юношу, поместив его вместе с собой в больнице. Имя тому юноше было Досифей. Когда наступило время обеда, авва Дорофей сказал Досифею: – Ступай и подкрепи свои силы, только скажи мне, сколько пищи принял ты. Возвратившись, Досифей сказал: – Я съел хлеб и пол-хлеба, а в каждом хлебе было по четыре фунта. Дорофей спросил его: – Достаточно ли с тебя сего? Юноша ответил: – Да, господин мой, сего вполне достаточно с меня. – И ты не голоден? – спросил Дорофей – Нет, – отвечал Досифей. – В другой раз, – сказал на это авва Дорофей, – ты съешь хлеб с четвертью хлеба, а другую четверть раздели на две части, и одну из них также съешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Если все же во сне к нему приходили мечтания, святой, тотчас проснувшись, уходил к реке и погружался в ее воды, рыдая и стеная. Там, даже в самый разгар зимы, святой обычно прочитывал всю Псалтырь, стоя посреди ледяных струй и погружаясь в воду в конце каждого псалма . Какие труды, какие ежедневные битвы с врагом! И милосердный Господь, ведавший, что все мысли подвижника обращены к Нему, приходил на помощь Вандрегизилу, и сей блаженный муж, духовно обливавший Его святые ноги слезами и отиравший волосами головы своей (ср.: Лк. 7: 38), суровыми воздержаниями, которые длились порой неделями, победил ополчившегося против него врага. Боббио Видя упорство Вандрегизила в духовной брани, Господь послал ему в утешение вестника. Когда однажды ночью святой по обыкновению спал на циновке в своей хижине, ангел перенес дух его в монастырь Боббио, что в стране лангобардов, называемой еще Италией , и Вандрегизил увидел и окрестности обители, и ее строения. Когда ангел удалился от него, святой захотел узнать, как же назывался тот монастырь. Тут вспомнились ему слова из Евангелия: «Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк. 14: 33) и «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23), и преподобный решил последовать этим заповедям. И вот Вандрегизил отринул все, и, взяв с собой лишь трех молодых слуг и осла, никому не известным странником пошел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего (см.: Быт. 12: 1), даже не зная, какой дорогой следует идти. Но Господь через ангела указал ему нужный путь. Так прибыл он в монастырь, который видел во сне, и без труда сразу узнал ту самую обитель, в которую Божественной силой он был введен в видении. И он остался там на какое-то время. Монахам обители ясно было, что Вандрегизил воистину воин Христов, следующий по пути спасения, а вскоре им стало известно и его благородное происхождение. Господь часто открывал ему тайные события; однако сам Вандрегизил всегда старался оставаться в тени, скрывать свои добродетели и угождать одному лишь Богу, ибо хранил в памяти слова, сказанные Спасителем фарисеям, этим лжеслужителям: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши» (Лк.

http://pravoslavie.ru/56436.html

Еще прямое указание в Евангелии о различии жизни в мире и жизни в монастыре такими словами Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня ( Мф. 10, 37 ), а если оставит отца или мать, и жену, и детей, и братьев, и сестер, и все, что имеет, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (см. Мф. 19, 29 ), т.е. еще в настоящей жизни вместо пяти или семи братьев и сестер будет иметь сто или более сестер или братьев, как вы и видели в Оптиной пустыни и в Казанской женской общине. Пишете, что многих из сестер этой общины вы видели и говорили с ними, и удивляетесь, и недоумеваете, через что они получили спокойствие духа. Отвечаю: через то, что они отреклись от мирских забот и от своей воли и делают все и поступают по духовному совету, с откровением своей совести, и своих поступков, и намерений, и сердечных помышлений духовному наставнику и наставницам. Несправедливо некоторые толкуют вам, что удаление в монастырь есть проявление малодушия, боязнь борьбы, тогда как поступающие в монастырь должны поступать на борьбу с врагом с мужеством, и с верой, и надеждой на милость и помощь Божию. Из всего сказанного вы можете видеть различие жизни в мире и жизни в монастыре. Считаю нелишним объяснить вам, что мужчины в настоящее время так же, как и в древние времена, могут буквально исполнить евангельское слово Господа: Продай имение… и раздай нищим… и следуй за Мною (см. Мф. 19, 21 ). Говорю это о мужчинах, поступающих в монастырь. Женскому полу так нельзя. Для них требуется обеспечение и в монастыре, чтобы было на что иметь келью и себя содержать. В мужских штатных монастырях дается живущим жалование из доходов, а в общежительных дается и одежда, и обувь, и общая трапеза, а в женских монастырях, как показывают примеры, неудобно всего этого иметь от монастыря, а приходится прибавлять и свои средства и по слабости телесной или по воспитанию, и по другим причинам (2, ч. 1, с. 169–170). ...Ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали, ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь разные изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, рассуди сама и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он управил путь твой (2, ч. 3, с. 78).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

И потом загладь свой проступок, бывший причиной досады, и так победишь всю силу вражью. Ибо если ты будешь сопротивляться тому, кто досадил тебе, то вдвойне досадишь сам себе, во-первых, когда поймешь, что не стерпел досаждения, во-вторых, что сам без стыда досадил брату. Больше ли ты царя Давида, которого оскорблял в лицо пред всеми Семей, проклиная его и бросая в него камнями, так что и слуги царские не вынесли той брани, и один из них сказал: " Зачем злословит этот мертвый пес моего господина и царя! Пойду я и сниму с него голову! " Но как отвечал Давид по внушению Божию? " Пусть он злословит... " ... " Может быть, Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие " (2 Цар. 16:5-12). Подумай и о том, что еще больше, как сам Царь царей и Господь господствующих (Отк. 19:16) Иисус Христос, " Который не сделал греха и в устах Которого не было лжи " (Пс. 53:9), смирил Себя и был послушен Своему Отцу до смерти. Он делал это, оставляя нам пример, чтоб мы последовали стопам Его, как и учил Он нас: " Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас " (Лк. 6:27-28). И не тяжела эта заповедь Его для тех, кто истинно следует за Ним, и принадлежащий к числу их святой Павел исповедал: " Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим " (1 Кор. 4:12). Достаточно да будет тебе, брат, оставаться в послушании на одном месте, как заповедал Господь, говоря: " Не переходите из дома в дом " . Ты знаешь, что дерево, много раз пересаживаемое, часто засыхает, и овца, блудящая от стада к стаду, бывает похищаема волком, так же случится и с тобой, если ты оставишь свой монастырь. Говорю здесь особенно о святом Печерском монастыре, в котором всякому, кто хочет, удобно спастись. Печерский монастырь подобен небу, и если кто, не желая жить в послушании, отпадет от него - уподобится гордому сатане. Печерский монастырь есть то же море, все выброшенное из которого кажется безжизненным и гнилым.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1827...

И я начал так смотреть на мир: и гонения на христиан, и войны, и природные катаклизмы – всё это потому, что Бог хочет вырастить людей, которые будут веровать в Него так, как Он хочет. И после того, как Он соберет этих людей, Он сделает то, что было у Него запланировано, когда Он создавал мир. Бог собирает верных. Если Бог хочет, чтобы кто-то пошел в монастырь, то так и будет Я окончил семинарию, пошел в монастырь. Искал духовника. Господь говорил: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего» ( Мф. 10: 24 ). Еще говорил: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф. 15: 14 ). И я начал искать того, кто меня научит, кто станет моим учителем, духовным наставником. Нашел очень хорошего духовника – архимандрита Николая (Питнаву) в Гелати (старцу сейчас 81 год). Он – аскет, большой постник и молитвенник, у него есть духовное рассуждение и сильная духовная интуиция. И я остался в этом монастыре в Гелати. Прожил там два года и меня постригли в монахи с именем Михаил. Шел 1996 год. Когда я был еще послушником в Гелати, я как-то навестил родителей. А отец в моей комнате снял все иконы – не хотел, чтобы я молился. Ночью мама стала просить его: – Не отпускай нашего сына в монастырь! Если он сейчас уйдет, он не женится никогда, а станет монахом! Отец отвечает: – Это его выбор, что я сделаю… На следующий день он заходит ко мне и говорит: – Маме плохо: у нее искривилось лицо, и она перестала узнавать нас. И отец снова повесил все иконы в моей комнате. Сказал мне: – Молись, чтобы мама поправилась! Я подошел к иконам и стал молиться: – Я не знаю, как это случилось и почему, но, пожалуйста, Господи и вы, все святые, исцелите мою маму! Сделайте так, чтобы мы легли спать, а когда проснулись – мама снова стала здорова! И мы легли спать, а когда проснулись – мама встала с постели совершенно здоровой и лицо ее перестало быть искривленным – стало совершенно нормальным. Она ничего не помнила, что с ней происходило в реальном мире, но помнила, что видела маленьких черных созданий с красными глазами, которые ее мучили.

http://azbyka.ru/way/igumen-mihail-bregv...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010