Слово при освящении молитвенного дома в честь Пресвятой Троицы для единоверцев в станице Темижбекской, кубанской области. Благословением и молитвами православной Церкви этот дом, бывший жилищем человеческим, освящён ныне в дом Божий. 1 Щедрый, милостивый и многомилостивый Господь «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити», «увидеть свет истины», «приять Духа небесного» и «нераздельней Троице поклонятися» (Богослуж. выр.) Эту неизреченную милость Божию возвестить, прославить, насадить в сердцах человеческих, благостным изволением нашего Архипастыря, и пришли мы в эту весь, в этот честный дом, к вам, возлюбленные братия и сестры, в святыне священнодействия молитвы. Как под сень Закхееву, тайно-действенно вошёл Господь Своею благодатью под кров этой бедной храмины и возвестил: «днесь спасение дому сему бысть», – этому малому-малому стаду Христову (приход 38 душ), обществу старообрядцев, пришедших в Церковь Господню из дебрей раскола и ставших нам «единоверными» братьями. На праздник освящения этого «дома молитвы», на это торжество веры и любви Христовой собрались, как видится, и православные люди, и единоверные нам ревнители «древнего благочестия», и старообрядцы, сущие в разделении с единою истинною Церковью – раскольники. Кто с какими мыслями, с какими чувствами пришёл сюда, в этот молитвенный дом, – это, конечно, ведомо единому Сердцеведцу – Богу. Но, какие думы в разуме нашем, какие помышления на сердце у нас в этот священный час священнодействия молитвы и служения слову, не утаим – поведаем вам с сего священного места проповеди . Единоверные чада Церкви Божией! Вы возлюбили единую святую православную Церковь ; но всё ещё не можете победить в себе приверженности к старопечатной букве в молитве и священнодействии и слове поучения. Какие установлены взаимоотношения православной Церкви к вам и вас к ней? – постараемся уяснить этот вопрос, по разуму святой Матери нашей – Церкви Божией. Есть, о единоверные нам братья! и единство у нас с вами и есть разность.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Содержание Предисловие    Творение Тертуллиана «О молитве» (Liber de oratione) это, как называют его, «золотая книга». Написано оно Тертуллианом в до-монтанистический период, хотя время его появления не может быть точно установлено, как и вообще хронология сочинений Тертуллиана остается до сих пор не разъясненною.    Сочинение ясно разделяется на две части: в первой, после выяснения сущности и характера молитвы Господней, дается ее изъяснение, а во второй находятся различные наставления, касающиеся молитвы, напр. о молитвенном настроении, о коленопреклонении при молитве, о воздеянии рук и т. п.    Перевод делается по изданию «Миня» (Patrologiae Cursus Completus, Series prima, tomus 1, col. 1149—1196). Но приняты при этом во внимание издание «Элера» (Quinti Septimii Florentis Tertulliani quae supersunt omnia, t. I, Lipsiae, 1853, р. 553—584) и издание Венской Академии Наук (Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, v. XX: Quinti Septimii Florentis Tertulliani Opera ex recensione Augusti Reifersheid et Georgii Wissowa, Pars I, Vindobonae, 1890, р. 180—200), чтения каких изданий мы иногда предпочитаем тексту Миня, что отмечается в примечаниях.    Начиная с 9 гл. в списках творения Тертуллиана «О молитве» встречаются надписания — то вполне точные, то менее точные, какими надписаниями мы пользовались. Но в большинстве случаев эти надписания сделаны нами самими.    Перевод в некоторых местах сопровождаем объяснительными примечаниями. Глава 1. О том, что молитва Господня соответствует сущности христианства и характеру его Основателя    Господь наш Иисус Христос, как Дух Божий и Слово Божие, и Ум (ratio) Божий, и Слово ума и Ум слова, и то и другое — Господь наш Иисус Христос преподал нам, ученикам нового Завета, новую форму молитвы. Ибо надлежало и в сем случае новое вино влить в новые меха и приставить новое приставление к новой одежде. Что было раньше, то вообще или отменено, как обрезание, или восполнено, как прочий закон, или исполнено, как пророчества, или усовершено, как самая вера.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Заключение «Покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак.2:18) Благодатная тишина опустилась в предзакатный час на Волоколамскую землю. Неожиданно вспорхнувший ветерок встревожил метелки камыша, что густо опоясал большой Иосифовский пруд, пробежался мелкой рябью по его водной глади и затих, запутавшись в камышовых зарослях. Всполох последнего луча закатившегося за монастырскую стену солнца зажег золотом купола Успенского собора и храма Богоявления Господня, и они ярко высветились на фоне потемневшего неба. Но вот исчезла последняя багровая полоска за западной стеной Иосифо-Волоцкого монастыря, и сумерки мягко окутали обитель, пруды и всю Волоколамскую землю. Наступило время умиротворения. В эти минуты так и хочется отрешиться от суетности жизни и прислушаться к себе, подумать о душе своей. Вот и в монастыре внешняя сторона жизни замерла, но усилилось напряжение жизни внутренней. Возносятся ко Господу молитвы о спасении душ грешных, заблудших, потерявшихся, отчаявшихся, молитвы о возрождении Отечества в былом величии его национального духа. С восстановлением Иосифо-Волоцкой обители – святыни русского Православия – неразрывно связаны последние годы жизни митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, ставшего с момента возвращения монастыря Церкви 15 мая 1989 года его игуменом. На закате архипастырского пути он принял на себя еще одно трудное послушание. «Когда меня постригали в монашество в Лавре, – вспоминал Владыка, – у мощей преподобного Сергия стоял старый монах, который вскоре умер. И только когда я был назначен епископом Волоколамским, кто-то вспомнил, что он был из Иосифо-Волоцкого монастыря». 46 Почти тридцать лет мечтал митрополит Питирим о возрождении обители. Глубоко почитая преподобного Иосифа, он, по свидетельству очевидцев, постоянно призывал его в своих молитвах, а будучи профессором Московской духовной академии, в день Преподобного приглашал семинарский хор, студентов и преподавателей на богослужение в село Спирово, где находился ближайший от монастыря действующий храм. Именем преподобного Иосифа Волоцкого Владыка назвал основанный им домовый храм в Издательском отделе. Под его наблюдением велись строительные и реставрационные работы в возрождающейся обители, при нем произошло великое событие – обретение мощей Преподобного, ранее находившихся под спудом. 12 июня 2003 года мощи были торжественно положены в раку, и теперь каждый день в монастыре начинается с братского молебна у мощей. Так сбылись слова преподобного Иосифа, который в последнем обращении к братии сказал: «Вот вам знамение: если я получу некое дерзновение и милость у Господа – место сие не оскудеет». Всей своей жизнью митрополит Питирим совершал завещанный преподобным Иосифом Волоцким нераздельный подвиг молитвы и общественного служения, невзирая на все тяготы, сложности, непонимание...

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Троицын день В пятидесятый день после Пасхи св. Церковь вспоминает событие сошествия Св. Духа на апостолов. Еще сами апостолы ежегодно праздновали этот великий первый день истории Церкви ( 1Кор. 16:8 ; Деян. 20:16 ). В постановлениях апостольских уже есть прямая заповедь о торжественном праздновании Пятидесятницы: «спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от перваго дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником, ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Св. Духа» (кн. V, гл. 20). Св. Епифаний кипрский свидетельствует, что на месте Сионской горницы, в которой Дух Святой сошел на апостолов, был построен первый христианский храм уцелевший от разрушения Тита (De mensuris, XVI). В последующее время, трудами свв. Григория Богослова , Романа Сладкопевца (VI века), Космы маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII века), Феофана, митрополита никейского (IX века), и императора Льва, богослужение Пятидесятницы обогатилось новыми песнопениями и приняло настоящую торжественность. Св. Василий Великий составил на этот день особые коленопреклонные молитвы. Но так как в то время был в полной силе (св. Епифаний, Тертулиан и др.) обычай христиан не поститься, и не преклонять колен в воскресные дни и во всю Пятидесятницу, то есть от Пасхи до дня Сошествия Св. Духа на апостолов, – обычай, узаконенный 20 правилом первого вселенского собора, – то эти молитвы положено читать за особым вечерним богослужением, относящимся уже к богослужебному кругу следующего церковного дня. Эти молитвы и теперь читаются на торжественной вечерни, совершаемой сейчас же после обедни в Пятидесятницу. И до сего дня, в пятидесятый день после Пасхи, вся православная Церковь (не исключая всех еретических и раскольничьих обществ) вспоминает событие Сошествия Св. Духа на апостолов и всем своим, весьма древним, богослужением торжественно празднует именно это событие. Этому воспоминанию посвящены все службы Пятидесятницы. Для нарочитого же прославления Св. Троицы в них нет ни тропаря и кондака, ни паремии, ни канона, ни апостола и евангелия, и во всем богослужении этого дня о Св. Троице особо напоминает лишь одна стихира Льва императора: «Приидите Триипостасному Божеству поклонимся». И во всем недельном и годовом круге церковных праздников нет ни одного дня, как нет ни одного часа в суточном богослужебном круге, в который было бы установлено особое чествование Триипостасного Божества. Все это потому, конечно, что православная Церковь все свои храмы и все свое богослужение установила во славу Пресвятой Троицы, хотя и посвящает их или бесплотным небесным силам и прославленным святым или же воспоминаниям замечательных событий из священной и церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Хронологически самым ранним является «Первое учение отроком. В немже буквы и слоги. Также: Краткое толкование законного десятословия, Молитвы Господни, Символа веры , и девяти блаженств», подготовленное по повелению царя Петра I. 1 Неизвестно, когда Феофан приступил к составлению учебника; его младший современник поэт Антиох Кантемир (1708–1744) датирует катехизис 1714 г. 2 , что представляется маловероятным. К печати учебника приступили 1 марта 1720 г. 3 Долгое время первое издание, датированное 23 июня 1720 г., было известно только по библиографическим описаниям XIX в. 4 ; благодаря изысканиям А. А. Гусевой удалось установить, что его уникат сохранился в Фонде Франке (Franckesche Stiftung, Галле, Германия). 5 Имя автора на титульном листе катехизиса отсутствует, но в письме к своему киевскому другу, генеральному подскарбию Якову Марковичу (1696–1770), от 10 мая 1720 г. из Петербурга Прокопович называет себя сочинителем: «Написал я также краткое изложение десяти заповедей, с толкованием Никейского символа и молитвы Господней, что скоро будет напечатано вместе с алфавитом для первого учения отрокам». 6 Из письма Феофана следует, что катехетическая часть учебника состояла первоначально из трех частей, а именно: толкования Декалога, символа веры и молитвы «Отче наш». Во втором самом раннем из доступных в России изданий «Первого учения» помимо этих частей присутствует еще раздел «Краткое толкование блаженств евангельских»; сложно сказать со всей определенностью, было ли это поучение уже в первом издании. Исследователи XIX в. высказывали предположение, что толкование евангельских блаженств в «Первом учении» представляет собой краткое извлечение из другого сочинения Феофана, а именно из трактата «Христовы о блаженствах проповеди толкование» (СПб.: тип. Александро-Невского монастыря, 16.III.1722). 7 Это сокращение, как считает А. Ежов, подготовил иеромонах Георгий. 8 Общее сопоставление двух текстов не позволяют усмотреть между ними буквального сходства; тем более удивительно, что краткая версия вышла из печати более чем на год раньше полной.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

I слово говоренное 8 сентября 1840 года, при освящении в городе Вильно Православного Собора во имя Святителя и Чудотворца Николая. 1 Се ныне благословите Господа все раби Господни, стоящие в храме Господни, во дворех дому Бога нашего. ( Псал. 133. 1 ). Новый храм славе Всевышнего, дом молитвы, отверст нам ныне, Православные Христиане. И сколько ощущений горестных, но и радостных, должен возбудить в нас взор на величественное сие здание; оно влечёт нас необходимо к прошедшему и напоминает нам о жребии любезного Отечества и Матери нашей Православной Церкви. Два века Русь Православная подавлена была неслыханным нашествием диких варваров востока, стенала под их игом; другие два века она боролась с западными соседями, основывавшими могущество свое на её погибели, потрясена была до основания внутренними раздорами, возбужденными коварством тех же соседей: и вот она, испытанная бедствиями, воскресла к новому бытию; укрепилась спасительным, Богом ей данным, Самодержавием; повергла в прах врагов своих; возросла до необъятного величия; простерла мощные рамена свои от востока солнца до запада; и жребий мира в деснице ее. Церковь Православная разделяла участь России. Она боролась, с одной стороны, против язычества и магометанства, с другой, против гибельного в Церкви западной единовластительства, подрывавшего чистоту древнего Православия. Она страдала вместе с чадами своими, хранила их веру, ободряла в бедствиях, благословляла на праведную брань, молилась об успехах доброго подвига, – и Всевышний услышал молитвы её. Вот и она благоденствует ныне, вместе с земным своим Отечеством; красуется благолепием храмов Божиих, а ещё более, благочестием и крепкой верой Священства и бесчисленных чад своих; внутренним благоустройством напоминает самые цветущие времена Христианства; собирает с кротостью и любовью под свои крылья прочих чад своих, исторгнутых из недр Православия происками и коварством чуждого владычества; торжествует над врагами своими, – и мы празднуем ныне торжество её во храме, сооруженном на гибель Православия злейшими врагами оного – Иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

А. Леднев, Е. Лукьянов Ангел Сан-Францисской паствы Взойдите на гору и несите дерева и стройте храм Так рек Господь Саваоф: «Народ сей говорит: не пришло ещё время, не время строить дом Господень». И было слово Господне: «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» [ Агг. 1, 2 – 4 ]. К кому обращены сии слова Господни? Задолго до Рождества Христова через пророка Аггея так говорил Господь иудеям, вернувшимся в Иерусалим из Вавилонского пленения. Но так же дословно обращение Господне отностися и православной пастве Сан-Францисской. Не те ли же слова слышатся ныне? «Не время строить храм», – говорят люди, из которых многие приобретают себе дома, живут в своих домах в полном достатке или перепродают свои дома, переходя из лучшего в лучший и всё увеличивая своё имущество. Понятно, когда такие слова слышатся из уст неверующих. Понятно, когда безбожники, ненавидя всё, что напоминает о Боге, разрушают церкви, построенные нашими благочестивыми предками. Но как то могут повторять люди верующие, сами посещающие церковь ? Церковь есть место освящённое, святое, в котором вечно пребывает благодать Божия. При освящении храма Соломонова слава Господня в виде облака наполнила дом Божий. Так было в ветхозаветном храме. Во сколько же сильнее действует благодать Божия в храмах новозаветных, в которых подается истинное очищение от грехов, в которых приобщаемся Тела и Крови Христовых, в которых постоянно Дух Святый сходит во время Литургии на освящаемые Дары и на предстоящие люди? На всяком месте можно молиться и отовсюду слышит Господь молитвы. Но гораздо легче молиться в храме, где всё располагает к молитве. Возносятся оттуда молитвы наши к Богу и низводят на нас милости Божии. Построение храма есть жертва Богу: выделение для богослужения участка земли, пожертвование Богу части своего имущества, а главное – принесение Ему своей любви, своего усердия. Воздвигались храмы при различных обстоятельствах, и при событиях радостных и печальных ставились, как свечки от всего народа, по лицу земли родной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

игумен Амвросий (Диденко) Семантика молитвы Господней 14 Семантика слов Отче. Все толковые словари (см. библиографию словарей) указывают на многозначность и многофункциональность слова «Отец». Приведём здесь для примера данные только некоторых словарей. Словарь В. И. Даля отмечает следующие значения слова «отец»: 1) отец – тот, у кого есть дети, то есть родитель, 2) отец-мать – родители, 3) Отец – Бог, Создатель, Творец, Отец Небесный, Первое Лицо, или Первая Ипостась Святой Троицы, 4) отец по священному сану – отец диакон, отец иерей Иоанн и т. п., 5) отцы Церкви, отцы собора, соборов, 6) отец рода человеческого, родоначальник, предок, прародитель – Адам, 7) отец – благодетель, кормилец, покровитель, заступник, 8) отец – старший, первый, главный – (река Евфрат всем рекам отец; гора Арарат всем горам отец), 9) отец – изобретатель науки, художества, ремесла, им прославившийся – Гиппократ – отец врачебной науки, 10) отец – корень, основание, начало, источник (санскрит – отец языков; нужда – отец догадки, отец отечества – благодушный государь), И) отец – отцы наши, то есть и отцы, и деды, и прадеды, предки, праотцы, 12) отец – у пчеловодов: улей, пень, колода с пчелами, у которого отроился молодой рой (молодой рой без своей матки от отца не отходит). Заметим, что здесь даётся и полисемия (многозначность) и омонимия слова «отец». Полный церковнославянский словарь протоиерея Григория Дьяченко даёт следующие значения слова «отец»: 1) Отец Бог – Первое Лицо Святой Троицы (Отец вечный вечного Сына Господа нашего Иисуса Христа – Лк.10:22 ), 2) Отец – Христос, Отец будущего века ( Ис 9:5–6 ), 3) Бог Отец, в рассуждении тех, коих он создал во славу Свою и усыновил по благодати, 4) под именем отца разумеется иногда дед, прадед, прапрадед; отцы во множественном числе означают предков (см. многие места Святой Псалтыри), 5) отец называется иногда по гражданскому или духовному достоинству, по гражданской или духовной власти ( Суд.18:19 ; 1Цар.24:12 ), 6) отец – основатель какого-либо сочинения, учитель, наставник какой-либо науки или знания( Быт.4:20 ; 1Пар.4:14 ), 7) отец многих языков, то есть Авраам ( Быт. 17:4–5 ), он же – отец иудеев ( Мф.3:9 ), 8) отец мнимый ( Лк.2:48 ; Ин.6:42 ), то есть не прямой по естеству отец, но по мнению других, 9) отец – иногда значит верховный начальник, заступник, покровитель ( Иов.29:16 ) (Аз бых отец немощным и убогим).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Ключ от царства небесного. Поучение о молитве Господней Поучение 1-е. О происхождении и употреблении молитвы Господней, во все времена христианской церкви Господи, научи ны молитися. Так просили Господа ученики Его, чтобы Он научил их молиться! И Господь дал им молитву, когда сказал: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесех и проч. ( Лк.11:1 ). В другой раз, Господь, вопреки ошибочному мнению некоторых, яко во многоглаголании своем услышани будут, дал наставление, как должно молиться Богу благоугодно, кратко и успешно. В известной нагорной беседе Он, к бесчисленному собранию окружавшего Его народа, воззвал снова: Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. ( Мф.6:9–13 ). Итак, мы знаем из Евангелия, что святая молитва Господня: Отче наш дважды произнесена была устами Самого Господа нашего Иисуса Христа. После сего было бы излишне говорить о том, в каком употреблении молитва сия была и долженствовала быть у апостолов, когда они, по собственному их прошению, приняли оную от Самого Господа. Не обинуяся можно сказать, что св. апостолы непрестанно молились сею молитвою, и других научали молиться именно сею молитвою. Потому, без всякого сомнения, она была главнейшею и всегдашнею молитвою и во всей первенствующей церкви Христовой. Это особенно ясно видно из того, что все первенствующие христиане, кроме примера и наставления апостолов, сами слышали на горе блаженства как молитву, так и наставление о сей молитве из уст Самого Господа, и потому несомненно возглашали ее не только дома, но даже на общественном торжественном Богослужении, как об этом свидетельствует Божественная литургия св. ап. Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского. Во 2 веке, молитву Господню называли «молитвою, которой научены мы от Самого Господа; на которой должны основываться, и которою должны запечатлеваться все другие наши молитвы», – называли «сущностию всего Евангелия, и – сокращением всего учения Христова». ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Любителям поэзии хорошо знакомы строки из стихотворения Федора Тютчева «Silentium!» («Молчание!»): Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Замечательные стихи поэта-философа о рождении в глубинах сердца мысли и трудностях воплощения ее в слово, трудностях понимания его другими людьми. По разумению святителя Григория Нисского , такая фраза может означать вот что: «Кто усиливается словами изъяснить неизреченное, тот поистине лжив, не по ненависти к истине, но по бессилию речи». Скорее всего, поэт подразумевает эти муки творчества. Но возникает вопрос: если в глубинах сердечных мысль чиста и истинна, а по изречении становится лживой по бессилию речи, не слишком ли категоричен автор? Ведь написано столько истинных книг об Истине и Правде Божией. Мы не говорим о сознательном искажении того, что у человека на сердце. Федор Тютчев состоял на службе в Коллегии иностранных дел и прекрасно знал поговорку, широко известную в дипломатических кругах: «Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». Но это очень похоже на другие слова – из псалмов царя Давида. По мнению псалмопевца, не только мысли и слова, но и весь человек есть ложь. Причем не какой-то определенный грешный, а всякий, живущий на земле (см.: Пс. 115: 2). Этот 115-й псалом входит в Канон ко Причащению, и поэтому многие православные христиане знакомы с ним. «Веровах, темже возглаголах, аз же смирился зело. Аз же рех во изступлении моем: всяк человек лож. Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его. О Господи, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабыни Твоея; растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы, и во имя господне призову. Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме». К сожалению, мы не всегда внимательно читаем слова молитв (не внимаем) и не понимаем, что значит «всяк человек ложь». Притом что чуть ниже в этом же псалме читаем: «Честна пред Господом смерть преподобных Его». Получается как бы противоречие. Пока жил на земле человек – был ложь, а скончался – может стать преподобным, святым. Как же объяснить это видимое противоречие?

http://pravoslavie.ru/115281.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010