О СЛАВОСЛОВИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь 1. Объяснение славословия молитвы Господней В славословии молитвы Господней напоминается молящемуся о величии Божьем, и таким образом возбуждается в нем благоговейное почтение к Богу. Как в начале молитвы словами: «Отче наш, Еже еси на небесех», молящиеся располагаемы были к возвышенному сыновнему собеседованию с Богом; так содержащимися в заключении словами напоминается им, что во время молитвы Сам Всевышний предстоит им во всем Своем величии, и что посему они обязаны во время ее от всей души стараться о том, чтобы воздавать Господу всевозможное почтение, приличное Его Существу. По свидетельству Апокалипсиса, «двадесять и четыре старцы», окружающие на небеси Престол Всевышнего, «падают пред Сидящим на Престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои пред Престолом, глаголюще: достоин еси, Господи, прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворена» ( Откр.4:10–11 ). Если же эти, высокие святостью, небесные служители Престола Всевышнего, столь благоговейно падают пред Его величием; то нам ли, бренным и недостойным тварям Божиим, приступающим ко Господу с молитвою, не воздать Ему всего почтения, какое только можем? Славословие подкрепляет в молящихся надежду на Бога. Славословие молитвы Господней содержит в себе и твердое подкрепление надежды молящихся на то, что Отец Небесный исполнит все достойные и душеполезные прошения их ( Ин.5:14–15 ); ибо в этом славословии говорится о вечном Царстве, силе и славе Того, к Кому возносят они прошения свои: то есть, если молящиеся будут живо представлять в мыслях своих, что испрашивают себе даров у Того, Который есть не только Отец Всеблагий, но и Владыка и Царь вселенной, всего видимого и невидимого, и Которого силе и могуществу ничто не может противиться ни на небеси, ни на земли; то не родится ли в них большее упование на получение просимого? Не поселится ли в них и та сыновняя воле Божией преданность, с которою они будут возлагать все заботы свои на Того, Который печется о них ( 1Пет.5:7 ); не возникнет ли в них и то твердое успокоение в Боге, при котором человек в самых злополучных обстоятельствах жизни способен бывает говорить душе своей: «Вскую прискорбна, еси душе моя? И Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога» ( Пс.41:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

игумен Амвросий (Диденко) Структура молитвы Господней 11 Фонетика Отметим здесь только те фонетико-фонологические особенности слов молитвы, несоблюдение которых приводит к тем или иным ошибкам. Это касается, в первую очередь, правильного – чёткого и ясного – произношения каждого звука, слога, слова и предложения молитвы, в подражание и в этом Божественному Учителю нашему, который, будучи совершенным Богом и совершенным Человеком, естественно, и совершенно изрёк Божественные глаголы сей молитвы. Как известно, в церковнославянском языке все звуки в любой позиции – и в начале (инициальные), и в середине (медиальные), и в конце слова (финальные) – произносятся так, как пишутся, то есть четко, ясно и одинаково сильно, а слова и предложения говорятся ни быстро, ни медленно, не душевно (эмоционально), а духовно (искренне, благочестиво и благоговейно). Не допускаются никакие ассимиляции, диссимиляции, палатализации и т. п. В условной фонетической записи весь текст Молитвы Господней можно представить таким образом: [о-т-ч-е н-а-ш/и-ж-е е-с-и н-а н-е-б-е-с-е-х//д-а с-в-я-т-и-т-с-я и-м-я т-в-о-е//д-а п-р-и-и-д-е-т ц-а-р-с- т-в-и-е т-в-о-е//д-а б-у-д-е-т в-о-л-я т-в-о-я/я-к-о н-а н-е-б-е-с-и и н-а з-е-м-л-и//х-л-е-б н-а-ш н-а-с-у-щ-н-ы-й д-а-ж-д-ь н-а-м д-н-е-с-ь//и о-с-т-а-в-и н-а-м д-о-л-г-и н-а-ш-а/я-к-о-ж-е и м-ы о-с-т-а-в-л-я-е-м д-о-л-ж-н-и-к-о-м н-а-ш-и-м//и н-е в-в-е-д-и н-а-с в-о и-с-к-у-ш-е-н-и-е//н-о и-з-б-а-в-и н-а-с о-т л-у-к-а-в-а-г-о.//Я-к-о Т-в-о-е е-с-т-ь Ц-а- р-с-т-в-о, и с-и-л-а, и с-л-а-в-а//О-т-ц-а, и С-ы-н-а, и С-в-я-т-а-г-о Д-у-ха,//н-ы-н-е, и п-р-и-с-н-о, и в-о в-е-к-и в-е-ко-в.//А-м-и-н-ь.]. Можно избежать наиболее типичных фонетических ошибок при чтении Молитвы Господней, если правильно произносить каждое слово: Отче наш (а не: оче наш), Иже (а не: еже), на небесех (а не: на небесах, нибисах), да святится (а не: да святица), Имя Твое (а не: имя Твое), да приидет (а не: да придёт), яко на небеси (а не: яко на нибиси), и на земли (а не: и на зимле), хлеб (а не: хлеп), насущный (а не: насущный), даждь (а не: даш, даж, дажд), днесь (а не: днес), дóлги (а не: долги), наша (а не: наши), должником (а не: должникам), и не введи (а не: и не веди), от лукаваго (а не: от лукавого, от лукававо).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Беседа 14. Евангелие от Матфея, глава 6, 9. «Отче наш. 1» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», в общем цикле бесед по Книгам Нового Завета. И сегодня мы будем говорить о Молитве Господней. «Отче наш» – это поистине Молитва молитв. Ее влияние можно встретить не только в христианских молитвословиях, но и в кораническом тексте (на этом настаивал академик Крачковский). Поистине христианство обладает внутренней силою оказывать влияние даже на тех людей, которые ни в коей мере не разделяют его (христианства) ценностей и верований. Ни об одной молитве во всем мире так много не написано, как о молитве «Отче наш». Прикоснуться к ее скрытому и не лежащему на поверхности смыслу означает коснуться вершины монотеистического богословия. Я не дерзаю в одной беседе хотя бы приблизиться к сокровенным тайнам, которые раскрываются в этой молитве. Сегодня мы попытаемся понять хотя бы два первых слова этого молитвенного манифеста, этой поистине молитвенной конституции, без знания которой молитвенная и литургическая деятельность Церкви едва ли была бы возможна. Без понимания духовного смысла слов этой молитвы мы не сможем правильно понять, а главное, правильно использовать весь богатый молитвенный и литургический опыт Христианской Церкви. Обличив иудеев в неправильном понимании и назначении молитвы, Христос говорит: Мф.6:9 . «Молитесь же так: Отче наш … ». Сами по себе эти первые слова Молитвы Господней могут шокировать и иудея и мусульманина: как же так, человек получает возможность обращаться к своему Создателю как к ОТЦУ?! Как объяснить эту тайну? Как понять этот парадокс? Иудеев до сих пор шокирует то обстоятельство, что Иисус Христос почитал себя Сыном Божиим, но они как-то совершенно упускают из вида, что Он всех призывал к осознанию божественного сыновства, делая всех в Себе и через Себя чадами Божьими. Другой вопрос, который неизбежно возникает: слова «молитесь же так» , не надо ли их понимать буквально и все наши молитвы свести к чтению только одной молитвы, а именно Молитвы Господней. Ответим сначала на второй вопрос, прежде чем мы перейдем к первому. Словами «молитесь же так» Господь призывает нас привести все наши молитвы в согласование с этой главной и наипервейшей христианской Молитвою. Иными словами, это молитва – эталон, тот канон, без акцентов на который не возможна ни какая наша молитвенная жизнедеятельность. Все литургическое творчество должно происходить и вращаться вокруг духовного богатства молитвы «Отче наш».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа 19. Евангелие от Матфея, глава 6, 13. «Отче наш. 6» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Четвероевангелию; и сегодня мы завершаем изучение Молитвы Господней «Отче наш». Следующий отрывок из Молитвы Господней будет в центре нашего с вами внимания: «и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:13 ). Что означают слова этих прошений? Рассмотрим прежде всего шестое прошение, молитвы «Отче наш»: «и не введи нас в искушение» . В Православном Катехизисе сказано о 6-м прошении: «В Молитве Господней под наименованием искушения следует понимать такое стечение обстоятельств, при котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех . Такие искушения приходят от плоти нашей, от мира или от других людей и от диавола. Словами Молитвы не введи нас во искушение мы просим, во-первых, о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения; во-вторых, о том, чтобы Он, если нужно нам быть испытанным и очищенным посредством искушения, не предал нас искушению совершенно и не допустил нас до падения» (424–426). Не надо думать, что сами слова молитвы, обращенные к Богу, – «и не введи нас в искушение» , означают, что Сам Бог как бы может ввести нас во искушение. Бог не является источником наших искушений. Как мы видим из Православного Катехизиса, источники нашего искушения: мы сами, мир, окружающий нас и дьявол. Апостол Иаков учит: «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» ( Иак.1:13–14 ). Бог чужд любому искушению! Сказано: «Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» ( Притч.15:9 ). В отношениях с человеческим сообществом Господь проявляет любовь и заботу о всем Своем творении. Сказано: «…Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех…» ( Исх.34:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Глава II О порядках при общественном богослужении (1–15). 1Тим.2:1 .  Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, В первой главе апостол поставил в обязанность Тимофею, как доброму воину Христову, распространение здравого учения евангельского. Но не один Тимофей обязан заботиться об утверждении Евангелия, а и вся христианская община. Во всей своей жизни она должна пролагать пути к распространению Евангелия, и прежде всего она должна иметь это в виду при совершении общественного богослужения. Что здесь речь идет именно об общественном богослужении – это видно из того, что участниками или совершителями богослужения здесь представляются одни мужчины ( 1Тим.2:8 .) Таким образом, вторая глава имеет тесную связь с наставлениями, содержащимися в первой главе и поэтому апостол начинает свою речь выражением: « итак – Прежде всего» – т. е. из всех увещаний, с какими хочет обратиться к Тимофею апостол, он на первом месте считает нужным поставить увещание о надлежащем совершении общественных молитв. « Молитвы» – ( δεσεις) – это просьба вообще. « Прошения» ( προσευχς) – всякая молитва и просительная, и благодарственная, даже обет. « Моления» ( ντεξεις) – просьба по отдельному какому-либо случаю. « Благодарения» ( ευχαριστας) – молитвы благодарственные, в противоположность всем молитвам, обозначенным тремя предыдущими выражениями. Чтобы разъяснить смысл всех этих наименований, возьмем во внимание молитву Господню. Вся она может быть названа « молитвою» ( προσευχ), но в ней находятся отдельные прошения ( δεσεις). Как скоро эти прошения обращены на отдельные предметы, получается заступление ( ντεξεις – по-русски неточно: « моление»). « Благодарение» же представляет собою, например, славословие, находящееся в конце молитвы Господней. 1Тим.2:2 .  за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, « Дабы проводить нам жизнь тихую»… Это является не целью молитвымолитва совершается, собственно, о спасении царей и начальников, в этом именно ее прямая цель, – а результатом, плодом такой молитвы. Но во всяком случае апостол не запрещает христианам иметь в виду при совершении означенной молитвы и такой благоприятный результат ее для них самих. И пятая заповедь требует почитания родителей между прочим и ввиду того, что от этого будет польза самому почитающему: « да благо тебе будет» (ср. 1Пет 3:9 ). « Во всяком благочестии и чистоте». Христиане должны не только достигать жизни тихой, спокойной, но и стремиться к тому, чтобы жизнь их была благочестивая и достойная их высокого звания (чистота – в достоинстве, с достоинством – σεμντης).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сортировать по Исключить новости Первые прошения молитвы Господней Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 4 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 1 Молитву Господню, Отче наш, мы произносим ежедневно; на службах она повторяется неоднократно. И некоторые люди на­ходят, что она очень проста, несложна, и произносят ее как нечто естественное и простое; а некоторые (в их числе и я) находят эту молитву одной из самых трудных молитв нашего православного и общехристианского обихода. Она трудна тем, что это единственная молитва, которую нам дал Господь Иисус Христос; в сущности, кроме Него, никто не может сказать ее пол­ностью, всем своим существом. Это молитва сыновства — полного, совершенного, неограниченного сыновства. Вместе с этим она нам предложена, потому что мы, как говорит апостол Па­вел, делаемся сынами Божиими, бываем приняты Богом; мы призваны постепенно вырасти в полную меру того сыновства, которое мы видим осуществленным и прославленным во Христе. И вот мне хочется сегодня продумать с вами вновь основные положения этой молитвы. Как мне кажется, начало этой молитвы: Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли — может произнести всем сердцем, всем умом, всем существом, всей жизнью и всей смертью только Господь Иисус Христос. Все мы, когда произносим эти слова, молим Бога о том, чтобы это случилось; Христос в Своем воплощении, Сын Божий, ставший Сыном человеческим, не только молился, чтобы это случилось, но всем Своим бытием это осуществлял. Мы призваны к этому же, но расстояние между мечтой и делом, между желанием и осуществлением, между тем, что мы собой представляем, и тем, к чему мы призваны, очень велико. И давайте подумаем, что значат различные слова, различные предложения этой молитвы. Мы начинаем эту молитву словами Отче наш ; мы дерзаем называть Небесного Бога Отцом. И когда я говорю “дерзаем”, я только повторяю те слова, которые мы произносим в литургии перед этой молитвой. Мы просим Бога, чтобы Он нам дал неосужденно со дерзновением произнести эту молитву. Потому что, опять-таки, назвать Бога Отцом в полном смысле этого слова может только Тот, Который является для Него подлинно, истинно Сыном; не пасынком, не блудным сыном, а Сыном в полном смысле этого слова, таким Сыном, о Котором Христос говорит: Кто видел Меня, видел Отца; о Котором святитель Василий Великий говорит, что Он — Христос — является как бы печатью, раскрытием перед нами Самого Бога непостижимого, является ликом невидимого Бога.

http://pravmir.ru/pervyie-prosheniya-mol...

игумен Амвросий (Диденко) Прагматика Молитвы Господней Прагматика предложений Структурное (фонетическое, морфологическое и синтаксическое) и семантическое содержание любого предложения «работает» на более высокий, прагматический, уровень высказывания, то есть всё служит для выражения смысла предложения при функционировании его в речи, а именно для передачи прагматического содержания предложения. Под этим важным углом зрения и рассмотрим стихи молитвы «Отче наш». Слово «прагматика» (и его производные) происходит от греческого «pragma» (дело, действие) и обозначает направление наук семантики и лингвистики, изучающих отношения между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется (ср.: семантика изучает отношения между знаками и их значениями, а синтактика (структура) – исследует отношения одних знаков к другим той же системы). Человек, пользуясь языком, употребляя ту или иную единицу языка, структурно и семантически оформленную, совершает то или иное действие, воздействие и влияние на слушающего или читающего. Такие действия называются речевыми актами, речевыми поступками, поводом и причиной которых является та или иная физическая или духовная потребность говорящего, а целью – так или иначе воздействовать на собеседника (собеседников), желая, в лучшем случае, обоюдного согласия и признания. Структурное (фонетическое, морфологическое и синтаксическое) и семантическое содержание стиха «Отче наш, Иже еси на небесех», описанное выше, служит в структуре всей молитвы для выражения речевого действия обращения (апеллятива, вокатива). Сомнений в этом ни у кого из авторов толкований нет, незначительные расхождения касаются той или иной семантической интерпретации лексических единиц, наполняющих структуру этого стиха, а именно: Отче; наш; на небесех. Структурный и семантический анализ стиха «Да святится Имя Твое», и двух других стихов с частицей «да» неоднократно обнаруживал, что эти три стиха имеют особое прагматическое содержание. Традиционно утверждается, что это – прошения, то есть что эти стихи выражают речевое действие прошения, просьбы. Однако в ходе рассуждений некоторые авторы, говоря о прошении, непроизвольно употребляют всё же слова «желание», «желает», «желают» и т.п., например: благожелательствовать Богу, пожелать Ему, поблагожелательствовать Ему ( Тертуллиан ); сознанию иудея было так понятно желание, чтобы это Имя (Бога) святилось (архимандрит Киприан (Керн)) и др., что тоже говорит о неоднозначности речекоммуникативного содержания данных стихов.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Катехизисы протестантские Катехизисы протестантские – начали появляться в свет почти одновременно с началом протестантизма, как средство для религиозного воспитания юношества в духе веры, не согласной со средневековым римским католицизмом. В лютеранских общинах первое произведение, имеющее право называться катехизисом, появилось в 1520 году. Это было «Краткое изложение десяти заповедей, символа веры и молитвы Господней» (Kurze Form der zehu Gebote, des Glaubens und des Vater Unsers), изданное Лютером. Другие протестантские богословы следовали его примеру. Но славу Лютеру составили его два катехизиса: малый (Der kleine Katechismus für die gemeine Pfarher und Prediger) и большой (Deutsch Katechismus). – Состав большого катехизиса: 1) краткое предисловие; 2) текст десяти заповедей, 3) т. наз. «Апостольского символа», 4) Молитвы Господней, 5) слов установления крещения и евхаристии (причащения). Все тексты сопровождаются объяснением, подробным и последовательным, что и составляет главную часть этого катехизиса. – Состав малого катехизиса: 1) краткое предисловие М. Лютера; 2) изложение 10 заповедей по вопросам и ответам; 3) такое же изъяснение «Апостольского символа»; 4) изъяснение Молитвы Господней; 5) учение о крещении; 6) учение об исповеди; 7) учение о таинстве причащения (Sacramentum altaris). Затем и следует ряд прибавлений: 1) семейная утренняя и вечерняя молитва; 2) молитвы пред вкушением и после вкушения пищи; 3) ряд текстов Свящ. Писания, определяющих христианские обязанности членов церкви, государства, семьи и т. д. – Оба катехизиса Лютера появились в 1529 г. и приобрели большую известность. Переведены на многие языки, особенно малый катехизис 6 . Уважение к ним выразилось в том, что они называются «народной Библией » (Laienbibel). Из катехизисов реформатских (вторая отрасль протестантов) нужно отметить следующие [см. статью «Кальвин» «Энц.» VIII]. – I. Женевский катехизис (Catechismus Ecclesiae Genevensis), написанный И. Кальвином с целью дать руководство «для воспитания детей в учении Христовом» (в 1536 году на французском языке, в 1538 году на латинском).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Поучение к поселянам по случаю молебствия на полях Православные христиане! Вот та Божия земля, на которой вы призваны трудиться и работать и трудом приобретать себе насущный хлеб, и вы пришли сюда со св. иконами, чтобы вознести свои молитвы к Богу и призвать Божие благословение на ваши поля, на ваши труды и занятия. Так, бр., и надлежит поступать: мы всегда должны трудиться и молиться, трудом и молитвою должны приобретать Божию благодать. И молимся, и трудимся, скажет кто-нибудь из вас, а все как-то плохо живется: силы наши ослабевают, труды утомляют нас, а успехов и радостей часто не видим ни в поле, ни в доме. Правда, други мои, сколько есть бедных тружеников, которые терпят великое горе и нужду, не имеют покоя во дни и в нощи? Что же сему причиною? Нужно сказать истину, что успех в наших делах, главным образом, зависит от нас самих; наши труды и молитвы часто не заслуживают Божия благословения, мы часто оказываем себя недостойными Божией благодати. Об этом-то я и хочу теперь повести с вами мою речь. Если ты трудишься и работаешь с небрежением и леностью, без веры в Бога, без сердечной молитвы, если хотя и молишься, но одним только языком, а в душе своей имеешь худые помыслы и желания, не имеешь христианской любви к своим ближним и не думаешь об угождении Богу добрыми делами, то что будут значить тогда пред Богом твои труды и молитвы? Нет, друг мой и брат во Христе, не надейся на такие труды и молитвы, – и ты не столько намолишься и наработаешь, сколько нагрешишь пред Отцом Небесным. Да и в самом деле, посмотрите, бр., на того человека, который не хочет трудиться и жить по закону Божию, чем он больше всего занимается, о чем рассуждает, какие у него порядки? Он или откладывает дела свои до другого времени и губит дорогое время в праздности, или же слышишь от него даже ропот на Самого Бога, что Бог его не милует, что ему худо жить на свете. А что же сделал он доброго, за что бы Господь послал ему Свою благодать? В храме Божием он не помнит, когда и был; обратиться к Отцу небесному с крепкою верою и сердечною молитвою он и не подумает; о грехах своих не сокрушается; воскресные и праздничные дни проводит не по-христиански; вместо того, чтобы с полною охотою и сердечною молитвою поспешать на полезную работу, он нередко пьянствует и бесчинствует; с ближними своими заводит ссору и вражду; одного злословит и осуждает, другого думает обмануть и обокрасть. А когда посмотришь на его работу, прислушаешься, какие говорит он речи, например, хоть в поле, когда он пашет или сеет, то вместо того, чтобы креститься с верою, да Бога призывать на помощь от чистого сердца, он клянет самого себя, клянет свою соху и борону, бранит соседей, клянет и мучит свою бедную скотину. Грустно становится на душе, когда посмотришь на сего жалкого труженика. И судите, православные, может ли здесь почивать Божие благословение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

Слово 30. Об образе молитвы и о прочем, необходимо потребном для всегдашнего памятования и во многих отношениях полезном, если сохранит это читающий с рассуждением Человеку, во время молитвенного прошения своего, утвердиться в уповании на Бога есть лучшая часть благодати веры. Твердость же веры в Бога не то, что здравое 173 исповедание, хотя оно и матерь веры; напротив того, душа видит истину Божию по силе жития. Когда в Святых Писаниях находишь веру, соединенную с делами, тогда рассуждения о ней не принимай за рассуждения о правом исповедании, потому что вера, доводящая до несомненности в уповании, никогда не достигается людьми некрещеными 174 или у которых ум растлен для истины. Ибо несомненность веры в людях высоких душою открывается по мере того, как они по нравам своим сообразуются в житии с заповедями Господними. Непрестанное изучение Писания – свет для души, потому что оно указывает душе полезные напоминания о том, чтобы остерегаться страстей и пребывать в любви к Богу чистотою молитвы, и также начертывает пред нами мирный путь по следам святых. Впрочем, не сомневайся в силе молитвы нашего стихословия, когда, во время молитвы или ежечасного чтения, не последует за ними сильного возбуждения и непрестанного сокрушения. Сказанное из опыта слово необходимо принимай, хотя изрекший оное и некнижный человек, потому что царские сокровища больше всех на земле, но не пренебрегают тем, чтобы принять вдобавок себе обол, взятый у нищего; и из малых потоков наводняются реки и делаются великими в течении своем. О хранении памятований Если памятование доброго, когда приводим это себе на мысль, обновляет в нас добродетель, то явно, что и памятование распутства, когда припоминаем о нем, обновляет в уме нашем срамное пожелание, потому что памятование того и другого показывает и начертывает в помышлениях наших разность самых воспоминаемых вещей, как бы перстом указует нам или на срамоту наших помыслов, или на высоту нашего жития и укрепляет в нас помыслы и движения и десных и шуих. Мы бываем заняты ими в тайне ума нашего, и в этом мысленном занятии изображается удел жития нашего, так что по необходимости непрестанно видим самих себя. Итак, не одно сие занятие вредит тому, кто имеет оное, но с ним вместе вредит и видение, а также и памятование, восполняющее это собою. И не одно делание добродетели сильно вспомоществует тому, кто упражняется в сем делании, но и мысленное представление, образуемое припоминанием о лицах, подвизавшихся в добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010