Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже. Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня. Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8). Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно. Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

http://pravoslavie.ru/98568.html

На девятом часе (соответствует 3-му часу дня) воспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа и указывается на значение Его смерти для вечного спасения верующих в Него. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности. а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). б) На каждом часе троекратно поется постовой тропарь часа, с земными поклонами. в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии. г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...», с великими (земными) поклонами. д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными. Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником). ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСОВ 3-го, 6-го и 9-го Великопостные часы начинаются возгласом священника: Благословен Бог наш... Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный... Трисвятое по «Отче наш». Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй (12 раз). Слава, и ныне. Приидите, поклонимся... (трижды). Затем на третьем часе следует чтение трех псалмов: «Услыши, Господи, правду мою...» (16-й псалом); «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» (24-й псалом) и «Помилуй мя, Боже...» (50-й псалом). Час шестой читается непосредственно по окончании третьего часа и начинается возглашением чтеца: Приидите, поклонимся... (трижды), затем читаются три псалма: «Боже, во имя Твое спаси мя...» (53-й), «Внуши, Боже, молитву мою...» (54-й) и «Живый в помощи Вышняго...» (90-й псалом).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди (апостолов), глас 8-й: «Светила богозрачная...», «Слава» – ин седален Триоди (апостолов), глас тот же: «Апостольская двоенадесятице...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Непостижимаго Бога...». И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской. По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство...». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 4-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «...молитвами, Господи, апостол Твоих и святителя Николая, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает...», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...», и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Приими гласы раб Твоих...». «Благо есть» (дважды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стояще...». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен...». Молитва: «Небесный Царю...». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час . 1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя...». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный...». По традиции, поется «Взбранной Воеводе...». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-18/

По 3-й песни и малой ектении – седален Триоди, глас 3-й: «Теплотою веры…» (см. по 2-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «Слава» – ин седален Триоди, глас 2-й: «Препрославленная благодать…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы), «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Необоримую молитву…» (см. по 3-м стихословии на утрене вторника 5-й седмицы) . И читается вторая половина Жития прп. Марии Египетской. По 6-й песни и малой ектении – кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…», и икос, глас тот же: «Христово врачевство…». После синаксария – блаженны Триоди (Великого канона), глас 6-й . На 9-й песни поем «Честнейшую». (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни и малой ектении – светилен гласа (в данном случае – 8-го; см. в приложении Триоди). После 1-го исполнения светильна – окончание: «…молитвами, Господи, Предтечи Твоего, и спаси мя». «Слава» – тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», «И ныне» – опять тот же светилен, с окончанием: «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя». («Достойно есть» обычно не поется.) «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…», «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения. Стихиры на стиховне Триоди, глас 7-й (см. на утрене вторника 5-й седмицы; с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Поем Тя, Пречистая Богородице…». «Благо есть» (дважды) . Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Тропарь Часослова: «В храме стояще…». «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…». «Именем Господним…». Иерей (перед царскими вратами): «Сый благословен…». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Чтец: «Аминь», и тотчас без отпуста утрени читается 1-й час . 1-й час читается без кафизмы. Тропарь 1-го часа: «Заутра услыши…» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. Стихи часа: «Стопы моя направи...» и «Да исполнятся уста моя...» – читаются . По Трисвятом – кондак Триоди (Великого канона): «Душе моя, душе моя…». В конце – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Непосредственно после поклонов священник произносит молитву: «Христе, Свете Истинный…». По традиции, поется «Взбранной Воеводе…». Отпуст великий и многолетны.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

Если служба часа совершалась в притворе, то произносится малый отпуст. Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Лик (хор): «Слава, и ныне. Господи помилуй (трижды). Благослови». И затем иерей произносит самый отпуст: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, преподобных и богоносных отец наших, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». На это лик отвечает троекратным «Господи помилуй», и все находившиеся в притворе (иерей, чтец, хор, братия и миряне) переходят в храм, где начинается малая вечерня. Если же служба часа совершалась в храме, то отпуст совершенно опускается, и малая вечерня начинается сразу после молитвы 9–го часа. Малая вечерня Иерей, став перед царскими вратами, 13 начинает, глаголя: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. 14 Приидите, поклонимся... (трижды)» и читает 103–й («вечерний») псалом «Благослови душе моя Господа...» тихим и кротким (умиленным) голосом. По псалме: «Слава, и ныне. Аллилуиа (трижды). Господи помилуй (трижды). 15 Слава, и ныне». И, сразу затем, поются 16 «Господи воззвах» (на глас недели). 1–й лик (хор) поет стих: «Господи воззвах к Тебе...» (как на великой вечерне), 2–й лик: «Да исправится молитва моя...» 17 . Следующие за тем стихи 140, 141 и 129–го псалмов совершенно опускаются. Вслед за этим поется стих «От стражи утренняя...» и первая стихира Октоиха, 18 1–м ликом. 2–й лик поет стих: «Яко у Господа милость...» и вторую стихиру. 1–й лик стих: «Хвалите Господа вси языцы...» и третью стихиру. 2–й лик стих: «Яко утвердися милость...» и четвертую стихиру. Затем поется: «Слава, и ныне» и т. н. «малый догматик» 19 – богородичная стихира на глас недели, находящаяся в чине малой вечерни Октоиха, вслед за ней 20 чтец читает «Свете Тихий...» и затем иерей и хор поют вечерний прокимен. Вечерний прокимен «Господь воцарися» возглашает иерей, два с половиною (а не четыре с половиною, как на великой вечерне) раза. Иерей: «Вонмем. Мир всем (при этих словах, обернувшись к народу, иерей благословляет его). Премудрость, вонмем, прокимен, глас 6-й: Господь воцарися, в лепоту облечеся». 1–й лик, на 6–й глас поет: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Иерей, стих: «Облечеся Господь в силу и препоясася». 2–й лик, на тот же глас: «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Иерей, первую часть прокимна: «Господь воцарися». 1–й лик допевает вторую часть прокимна: «В лепоту облечеся».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И наш современный устав, и, в особенности, древние памятники вполне ясно отличают «тропари царских часов со чтениями» 304 от самого последования часов. При этом тропари и чтения в древнейших памятниках не всегда распределяются между отдельными часами, а часто сосредоточиваются на службе одного какого-либо часа, напр. третьего, составляя как бы особое последование. Такой именно чин царских часов излагается в Евергетидском Типиконе XII в. По этому Типикону, в навечерие Рождества Христова 1-й час, как и всегда, соединяется с утреней и совершается без тропарей. Все тропари вместе с чтениями положены на 3-м часе, после обычного богородична, и подразделяются на четыре части, из которых каждая сохраняет вместе с тем наименование соответствующего часа. Состав обычный; допущена, правда, незначительная перестановка в ряду тропарей и, кроме того, во второй части, соответствующей 3-му часу, положено чтение из послания к Евреям: «Братие, имуще дерзновение» (10:19). Тропари поются по дважды со стихами, а третий тропарь каждой части поется еще и третий раз – на «Слава и ныне», для чего оба хора сходятся вместе на средине храма. После этого произносится малая ектения, и следуют чтения. При чтении пророчеств, по Уставу, полагается сидеть, а при чтении апостола – стоять. По прочтении евангелия, поются три следующих тропаря, и произносится ектения, затем идут чтения, – и так далее. После четвертого евангелия, которым заканчивается последование 12-ти тропарей, произносится ектения, «в которой, по обычаю, вспоминаем, – как говорит Типикон, – только игумена с братией, и прежде отшедших отец наших». За возгласом «Яко милостив и человеколюбец Бог еси» сряду читается: «Господь Бог благословен», Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 45 и обычная молитва «Иже на всякое время». Потом – три поклона, молитва 3-го часа, – и непосредственно следует 6-й час. Девятый час совершается особо, «в свое время»; «а междочасия поем в келиях наших», – замечает Устав. Это обычный порядок. – В воскресные дни и по субботам часы, по Евергетидскому Уставу, не поются в общем собрании. Однако пение тропарей не отменяется и не переносится на другой день; а все тропари часов распределяются между вечерней и утреней, – распределяются так: тропарь «Слыши небо» поется на «Господи воззвах», вместо повторения третьей стихиры; тропарь «Приидите, христоноснии людие» заменяет стихиру на «Слава и ныне»; пять тропарей с положенными для них стихами поются вместо стихир «на стиховне»; остальные четыре тропаря исполняются на утрене, в качестве хвалитных стихир; тропарь «Удивляшеся Ирод» совсем не поется на рождественской службе и переносится на день памяти святых младенцев, 29 декабря. Что же касается чтений, то некоторые из них тоже перемещались на другие службы. В частности, все паремии читались на вечерне; из евангелий одно читалось на утрене, другое на вечерне, третье на литургии 305 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Так как в притче о 10 девах Господь Иисус Христос изобразил Себя под образом жениха, пришедшего в полночь, то христиане, подражая мудрым девам, завели обычай освящать этот час молитвой, чтобы встретить Господа, бдящими. Полунощница состоит из псалмов 50-го и 118-го, изображающего блаженство людей непорочных, песни «Се жених грядет в полунищи…» и соответствующих молений. Утреня – это самая большая по объему и сложная по структуре служба суточного круга, состоящая из четырех частей, в которых наиболее полно осуществляются все элементы богослужения: и пение, и моление, и чтение, и богомыслие. Часы (5–8) Далее следуют маленькие службы суточного круга, одинаковые по своей структуре (начальные молитвы, три псалма, тропари, общая для всех часов молитва, и особая заключительная молитва в конце каждого часа.), которые установлены для того, чтобы совершать их именно в тот отрезок времени, с которыми связаны те или иные воспоминания и называются они часами. 3 час – это воспоминание сошествие Святого Духа на апостолов, 6 час – распятие Господа Иисуса Христа, 9 час – смерть Его кресте. Еще есть 1 час, но он был установлен, так сказать, «по случайному поводу» и поэтому не имеет конкретно с ним связанного воспоминания. Правда его наличие пытаются оправдать воспоминанием суда Пилата над Господом и не только этим, но содержание 1 часа ничего такого не предполагает. Дело в том, что он появился из-за усердия некоторых палестинских монахов, которые решили, что между утреней (в составе бдения) и 3м часом слишком много свободного времени и установили его совершение ( преподобного Кассиан Римлянин. Писания. Кн 3. Гл. 4 ). Сегодня 1 час стал практически постоянным приложением к Утрени. Но в этом качестве он не имеет особого значения и его в таком случае можно не совершать. Хотя если кому-то покажется крамольным такое мое предложение и захочется исполнить Устав полностью, то пусть тогда не забудет включить в свое келейное правило почасия или междочасия (упрощенный вид часов), которые Иерусалимский устав так же предписывает.

http://azbyka.ru/video/05-sutochnoe-bogo...

По исполнении тропарей диакон произносит: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «Господь рече ко Мне…»; стих: «Проси от Мене, и дам Ти языки…». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Михеина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (глава 5). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Ко Евреем послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Евр., зач. 303). Обычно после чтения Апостола иерей вполголоса произносит: «Мир ти», на что чтец также вполголоса отвечает: «И духови твоему». «Аллилуия» после Апостола не положено, но сразу диакон возглашает: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Матфея святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мф., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропари: «Стопы моя направи…» и «Да исполнятся уста моя…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 3-й: «Дева днесь Превечное Слово…». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время…», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны…». Чтец: «Аминь». Иерей: «Христе, Свете Истинный…» . Чтец : «Приидите, поклонимся…» (трижды), и начинает 3-й час. Во время чтения псалмов 3-го часа (66-го, 86-го и 50-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают малое каждение храма: кадят окрест Евангелие, иконостас, предстоятеля и молящихся. По окончании 50-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написовашеся иногда…», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». Певцы поют тропари со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 6-й: «Сей Бог наш…», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих: «Бог от юга приидет…», 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Прежде Рождества Твоего…». Чтец – стих: «Господи, услышах слух Твой…», 2-й лик – тот же тропарь. «Слава» – 1-й лик – тропарь, глас 3-й: «Иосифе, рцы нам…», «И ныне» – 2-й лик – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2023-01-06/

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Закона и пророков...». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст 1-го часа: «Иже на горе Фаворстей...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 6 (1-го канона со ирмосом). На входе: «...преобразивыйся на горе...» (и до отдания, кроме воскресенья). По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобномученика. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобномученика. Апостол и Евангелие – дня и преподобномученика. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое...» (см. в службе прмч. Дометия). Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли...», со стихами (по обычаю). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; см. в службе прмч. Дометия), или стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Срадуйтеся нам...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, взыдем на гору...» (см. в службе прмч. Дометия).

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-20/

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 5-й: «Закона и пророков…». По Трисвятом – тропарь преподобномученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст 1-го часа: «Иже на горе Фаворстей...». На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь преподобномученика. Кондак только праздника. На Литургии блаженны праздника 1-го и 2-го канонов, песнь 1-я – 6 (1-го канона со ирмосом). На входе: «…преобразивыйся на горе…» (и до отдания, кроме воскресенья). По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь праздника, тропарь преподобномученика. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. В храме Богородицы – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак праздника. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь праздника, тропарь храма, тропарь преподобномученика; кондак храма. «Слава» – кондак преподобномученика, «И ныне» – кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и преподобномученика. Апостол и Евангелие – дня и преподобномученика. Задостойник праздника. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей...». Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 4-й – 3 (см. в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Прообразуя Воскресение Твое…» (см. в службе прмч. Дометия). Вход. Прокимен великий, глас 7-й: «Бог наш на Небеси и на земли…», со стихами (по обычаю). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; см. в службе прмч. Дометия), или стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Срадуйтеся нам…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Приидите, взыдем на гору…» (см. в службе прмч. Дометия).

http://patriarchia.ru/bu/2021-08-20/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010