Необычный состав междочасных тропарей встречается и в некоторых других Часословах. Так, по Син. 865, на 1-м междочасии, кроме трех нынешних тропарей, указываются еще тропари: «Боже отец наших» и «Все упование мое на тя возлагаю»; далее, на 3-м междочасии приведены тропари: «Мученицы Твои, Господи», «Очищение даруй ми содеянных, Христе мой» и богородичен «От теплоты веры взываю к тебе, Богородице»; на 6-м междочасии – тропари: «Боже отец наших», «Просветивый земныя крестом» и богородичен «К Богородице прилежно ныне притецем» (отпуст. 4 гл.); а на 9-м междочасии, как и во многих других памятниках, вместо нынешнего тропаря «Яко разбойник» положен тропарь часа «Посреде двою разбойнику». В Син. 868 почасие 1-го часа утрачено; а каждое из остальных почасий подразделяется на три части, с особыми тропарями и богородичными. 3-е почасие в первой части своей имеет тропарь «Царю небесный» и богородичен «Из тебе воплотившагося», во второй – «Благословен еси, Христе Боже наш» и «Тебе и стену и покров», в третьей – «Апостолов первопрестольницы» и «Яко всех еси» (отпуст. 4 гл.). В первой части 6-го междочасия указывается тропарь часа «Пречистому образу» и богородичен «Божественнаго быхом общницы естества» (отпуст. 2 гл.), во второй – тропарь часа «Спасение соделал еси» и богородичен «Милосердия сущи источник», в третьей – «Просветивый земныя» и «Вся паче смысла» (отпуст. 2 гл.). В первой части 9-го междочасия помнщен тропарь часа «Видя разбойник» и богородичен « Агнца и пастыря», во второй – «Аще праведник едва спасается» (по 1-й каф.) и «Твое предстательство имуще» (отпуст. 1 гл.), в третьей – «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» и «Милосердия двери». Особые тропари положены также на 1-м и 9-м междочасиях, сохранившихся в Син. 867. На первом междочасии указываются тропари: «Скоро предвари», «Исправи нас во оправданиих Твоих» и «Предстательство христиан», а в заключение службы приводится богородичен «Преславная приснодево, Мати Христа Бога» и «славословие» – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе всегда презирающему согрешения наша» (по древнеславян. Рукописям – утренняя молитва); 9-е почасие имеет особый тропарь «Яко из детства жертва Богу непорочная» и обычный богородичен – «Нас ради распятаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

О прочих особенностях утрени мы говорили, но напомню их кратко: славословие обязательно читается (по будням Великого Поста Великое славословие никогда не поется, даже в праздник Благовещения, если он попадает на будни. Кстати, в Благовещение славословие поется только в том случае, если оно попадает на субботу или воскресенье Поста; если Благовещение попадает на Светлую седмицу, то славословие тоже не поется). Особенности великопостных Часов После «Приидите поклонимся» читаются три обычных псалма для каждого Часа. После этого читается кафизма (почти на каждом Часе, кроме тех, о которых мы говорили в прошлый раз – см. устав о кафизмах Великим Постом): 1-го Часа – в понедельник, 1-го и 9-го Часов – в пятницу. После кафизмы (а если это один из трех Часов без кафизмы, то сразу после обычного трехпсалмия) тропарь Минеи не глаголется Великим Постом ни на вечерне, ни на утрени, ни на Часах. Вместо него идет особый великопостный тропарь, который зависит только от номера Часа, причем этот тропарь справедливее было бы назвать не тропарем, а прокимном, потому что прокимен всегда предлагается перед Св. Писанием. Поэтому «Бог Господь» прокимном не называют, да и о стальные тропари тоже не называют прокимнами. Но в современном Богослужении не стоит называть прокимном, скажем, то, что поется на вечерне после «Свете тихий», так что сейчас это название уже более условно, и я считаю вполне справедливым назвать постовой тропарь прокимном. Далее – Богородичен, а вместо кондака Минеи – тексты из Часослова. Я намеренно употребил собирательное слово «тексты», потому что там могут быть и тропари, и кондаки (в частности, на 3-м Часе – тропарь праздника Пятидесятницы). В конце каждого Часа по возгласе «Боже, ущедри ны» – молитва Ефрема Сирина с 16-ю поклонами. На 9-м Часе – не 16, а лишь 3 поклона. Кстати, в качестве более тонкой особенности можно назвать именно возглас «Боже, ущедри ны». На всех великопостных Часах это возглас по «Именем Господним благослови, отче». Вне Великого Поста бывает несколько иначе: на 1-м и 9-м Часе – «Боже, ущедри ны», а на 3-м и 6-м – «Молитвами святых отец наших...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Она состоит: 1) из часов , 2) вечерни и 3) уже литургии . В каком порядке совершается эта литургия? Сначала идут часы, затем вечерня до входа и наконец самая литургия. И каждая из этих частей имеет свои особенности. Какие особенности часов Преждеосвященной литургии? Первая особенность та, что каждый час имеет свой тропарь, который поется по 3 раза в свое время при земных поклонах. Вторая особенность часов та, что на всяком из них читается, при земных поклонах, известная великопостная молитва св. Ефрема Сирина . Прочитайте тропари великопостных часов. 3-го часа. Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа... 6-го часа. Иже в шестый день же и час... 9-го часа. Иже в девятый час... (См. вопрос: Для чего совершается девятый час, и какая главная песнь (тропарь) сего часа? и далее.). Прочитайте молитву св. Ефрема Сирина . Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Праздности – бездеятельности, лености. Уныния – безпечности о спасении души. Любоначалия – гордости. Празднословия – пустословия, болтовни. Целомудрия – чистоты тела и души. Смиренномудрия – смирения, скромности. Ей – о. Зрети – видеть. Брата – ближнего, другого человека. Какие особенности вечерни Преждеосвященной литургии? Первая особенность та, что между паремиями в царских вратах появляется священник, держа в руках кадило и светильник, который стоял перед Святыми Дарами, крестообразно осеняет народ и возглашает: Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех. Этим указывается на тот свет веры в Спасителя, который просвещал ветхозаветных праотцев и пророков. При этом молящиеся повергаются на землю в знак благоговения к сему свету, как образу Самого Иисуса Христа. Другая особенность вечерни та, что после паремий поются, при стоянии молящихся на коленях, известные стихи из псалмов: Да исправится молитва моя...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

3) Чтение: «Приидите поклонимся» (3-ды), по указанию некоторых (см. Пособие, 329 стр.), от нед. ап. Фомы до Вознесения на всех часах отменяется. Но в Уставе о начале 9-го часа определённо сказано, что, после «Христос воскресе», следует «Трисвятое», «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз, «Слава, и ныне», «Приидите поклонимся», 3-ды; судя по этому, и на прочих часах Уставом предполагается чтение: «Приидите поклонимся»; во всяком случае, по обычному порядку, начало 3-го часа – одинаково с совершаемым отдельно 9-м часом (сн. 841 стр., 5 прим.). – См. 648 и 670 стр. печатного оригинала. 4) В богослужебных книгах они называются «богородичными часов» (Уст., 24 фвр.). 5) После этой молитвы всегда поётся «Взбранной Воеводе» (см. Обих. нот. пен. и «Служ. 1-я седм.»); в практике, впрочем, встречается однажды в год исключение: в некоторых местах 25-го дек., вместо «Взбранной воеводе», поют «Дева днесь» (см. Ц.В. 1893, 23). – Сообразно с указаниями Устава, молитву: «Христе, свете истинный», должен читать священник: в последовании понедельника 1-й седм. Вел. поста в Уставе говорится: «таже молитва: Христе свете истинный, глаголется от предстоятеля»; а в «Служ. 1-я седм.», в последовании 1-го часа, пред этой молитвой стоит надпись: «таже священник молитву». – Уже из того обстоятельства, что эту молитву предписывается читать священнику, можно заключить, что ей придаётся особое значение; а потому тем прискорбнее бывает слышать, что не успеет священник сказать: «Христе, свете истинный», как тут же, на перебой ему, начинают петь: «Взбранной Воеводе» (Рук. д.с.п. 1887, 8). – Поклонов на часах, «аще есть Бог Господь», а не «Аллилуиа» (см. 861 стр. 11 прим.), «не творим, ниже конечное трисвятое; но все просто поем. Такожде (как и 1-й час) поем 3-й, 6-й и 9-й час (Уст., 9 гл.). 6) Когда полагается отпуст на часах, то иерей произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (Служеб., последов. утрени); лик – «Слава, и ныне», «Господи помилуй», 3-ды, «Благослови», и затем иерей произносит самый отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

«Взбранной воеводе» нигде не указано, но один устав назначает этот кондак на часах в аллилуиную субботу после Со святыми упокой на Слава и ныне 2733 . 1-й час в воскресенье Воскресный час первый отличается от будничных только тропарями и кондаком. Как и на других часах, на 1 часе в воскресенье полагается тропарь воскресный, Слава святого, И ныне Богородичен часа, а кондак только воскресный, так как двух кондаков на часе никогда не полагается, а чередоваться воскресному кондаку с кондаком будничным нельзя: он может чередоваться только с праздничным кондаком, начиная от славословного (см. гл. 5 Тип.). Если два святых в воскресенье, то разумеется (чего, впрочем, Типикон не предусматривает, а только Общая Минея), что их тропари чередуются на Славе. По старым уставам Греч. ркп. Иерус. устава молчат об этом предмете. Слав. ркп. XIV в.: «по Отче наш ипакои воскресный настоящаго гласа; аще будет кондак во уставе Святаго, то зде глаголем кондак Святаго, ипакои же воскресен не глаголется» (Ркп. Моск. Син. б. 328/383, л. 10). Поздн. ркп. молчат. Старообр. уст. о тропарях, как наш: «кондак св., аще имать; аще ли ни, то глаголем кондак Б-це, гл. 6, Заступнице (Предстательство) христианом вместо ипакоя гласу… такоже и на всех часех глаголем кондак». На практике у старообрядцев по нашему уставу, только воскресный кондак чередуется и с шестеричным 2734 . Третий час Содержание часа 3-й час всегда соединяется с 6-м, образуя с ним одну службу, которая ставится в такую же тесную связь с литургией, как 1-й час с утреней и 9 час с вечерней. Общая тема 3-го часа – естественная в начале дня молитва о сохранении праведности в поведении и устранение помех этому внешних со стороны врагов и внутренних со стороны греховности нашей. Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. дня 2735 , и сошествие Святого Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час. Указанная общая тема часа развивается псалмами его, и особенно стихом часа (следовательно, средоточным пунктом его), а из двух частных мыслей его – первая дается в первых двух псалмах, а вторая – в третьем псалме и во всех песнопениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Наиболее ярко наша церковная молитвенная жизнь проявляется в богослужении Богослужение. Понятно, что наиболее ярко наша церковная молитвенная жизнь проявляется в богослужении. Богослужение, как нам всем известно, состоит в девятикратной молитве ежесуточно. Часослов содержит девять служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы (1-й, 3-й, 6-й и 9-й) и Божественная литургия. Всего девять молитв. Девятикратная молитва по Часослову. В Псалтири у царя Давида говорится о семикратной молитве. Давид говорит, что молится семь раз в день. Пребывание в молитве – это значит девять служб в сутки. Это абсолютно нереально для прихода. Как я понимаю, и для большинства монастырей тоже. И в монастырях, наверное, все-таки не девять раз в сутки братия собирается на молитву. Приходская практика (так давно сложилось) – это двукратная молитва утром и вечером. Хотя я встречал интересную практику, когда часы совершаются независимо и в свое время: в 7 утра, в 9 утра, в полдень, в 3 после обеда. Это каких-то 15 минут. Приходит чтец, и совершается молитва часа. А мы, естественно, уже не представляем, как без 3-го и 6-го часа начинать литургию. Хотя, по идее, никаких третьих и шестых часов перед ней нет. Может быть, кто-нибудь из молодых священников по ревности попробует установить у себя на приходе хотя бы чтение часов. Вечерня, утреня, полунощница – это понятно, что посложнее. Патриарх Грузии Илия II рассказывал, я это точно знаю, как однажды он был в Каире, в Египте, и застал намаз. И он видел из своего гостиничного окна, как весь город останавливается, и все, кого где застало, поклоняются Всевышнему. Это его очень поразило и впечатлило. И он устроил семикратную молитву. Однажды его спросили, что ему (а он был тогда патриархом уже почти полвека) удалось сделать за период своего служения. И он сказал: «Если что и удалось сделать, если в моем служении и есть что-то ценное, то вот эта семикратная молитва». Не знаю, как это на практике реализуется, но это интересный момент. Получается молитвенный круг. В принципе, такое можно и у себя на приходе организовать.

http://pravoslavie.ru/145857.html

Все нынешние часы и междочасия имеют однообразную форму, или чин, и однородное содержание, или состав. После обычного начала, которое часто ограничивается лишь троекратным «Приидите, поклонимся» (что бывает всякий раз, когда часовая служба стоит не на первом месте), на каждом часе читаются три псалма; чтение псалмов заключается малым славословием («Слава Отцу») и троекратным «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, – слава Тебе, Боже». Далее произносится «Господи помилуй», трижды; после чего на постных часах читается иногда кафизма. Затем следует тропарь дня (в непостные дни) или часа, иначе – «постный» (на постных часах); при чем тропарь часа повторяется трижды, со стихами. Прежде и после исполнения тропаря произносится малое славословие – на постных часах – в целом виде, а на непостных – по частям, разделенное пополам. Потом читается богородичен и исполняются, в виде тропаря, избранные библейские стихи. Этими стихами оканчивается первая, преимущественно псалмическая и наиболее характерная часть часов. Следующая, вторая часть обнимает собою ряд общеупотребительных молитвословий обычного начала – с Трисвятого по «Отче наш», включительно; ее можно бы назвать «последованием молитвы Господней», так как остальные молитвословия лишь подготовляют нас к достойному призыванию «небесного Бога-Отца». Далее идет третья часть, заключительная. После «Отче наш» положены тропари, особые для каждого часа; в непостные дни они заменяются кондаком дня. 6-й час имеет четыре тропаря, а остальные – по три; при чем тропари 1-го часа и богородичны 6-го часа чередуются по дням. Обычной связью между тропарями служит малое славословие. Затем произносится «Господи помилуй» 40 раз, и читается общечасовая молитва «Иже на всякое время»; а потом следует ряд заключительных молитвословий: троекратное «Господи помилуй», малое славословие, Честнейшую херувим, «Именем Господним благослови, отче», и отпустительный священнический возглас «Боже, ущедри ны», заменяемый иногда келейным возглашением; Молитвами св. отец наших; после чего служба заканчивается отпустительной молитвой часа, и если непосредственно не следует другая служба, то полагается малый отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В среду после часов и изобразительных вместо отпуста священник читает молитву «Владыко многомилостиве...», а молящиеся падают ниц, испрашивает «прощение» у предстоящих. В первые три дня совершается литургия преждеосвященных Даров. На вечерне, соединяемой с этой литургией, читаются две паремии. После пения «Да исправится молитва моя...» и великих поклонов читается положенное Евангелие. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. На ней оканчиваются великие поклоны (после «Буди имя Господне...»), в последний раз прочитывается молитва св. Ефрема Сирина с поклонами; оканчиваются также кафизмы, как на утрени, так на часах и вечерне. Великий Четверток. Утреня по уставу начинается в 7-м (по-нашему в 1-м) часу ночи. После пения «Аллилуия» на этой утрени поется трижды тропарь «Егда славнии ученицы...», непосредственно после которого читается Евангелие и 50-й псалом, а за ним сряду же следует канон (молитва «Спаси, Боже...» с Четвертка до Фоминой недели не читается), светилен, хвалитные псалмы, стихиры «на хвалитех», вседневное читаемое славословие и проч. После пения «Утверди, Боже...» читается первый час, тропарь и кондак Триоди. После Богородична 1-го часа «Что Тя наречем...» – тропарь пророчества, прокимен, чтение паремии из книг пророчества Иеремии. После паремии следует: «Вонмем», «Премудрость», чтец: прокимен, а вслед за ним читается молитва «Стопы моя...» и проч. Часы: 3, 6 и 9 – обычные вседневные; после молитвы 9-го часа «Владыко, Господи...», чин изобразительных; изобразительные начинаются с чтения «Блажен...», без пения их. Литургия св. Василия Великого совершается в соединении с вечернею; при пении «Господи, воззвах...», священник, по перемене бывших на нем священных одежд черного цвета на облачение другого цвета (не темного только), исходит и кадит, и по еже возвратится, творит проскомидию (обычно проскомидия совершается во время чтения часов); вход с Евангелием, после возглашения «Премудрость, прости» и пения «Свете тихий...», следует: «Вонмем», «Мир всем», «Премудрость, вонмем», прокимен, и читаются три паремии; после паремий – малая ектения, оканчивающаяся возгласом «Яко свят... ныне и присно...»; «Трисвятое», Апостол, и затем совершается по обычному порядку самая литургия. На литургии вместо «Херувимской» поется песнь «Вечери Твоея тайныя...» трижды (дважды до входа и единожды после входа), а в конце «Аллилуия» трижды; та же песнь поется вместо причастна, вместо стиха «Тело Христово приимите...»; по окончании причащения поется «Аллилуия» трижды; вместо «Да исполнятся уста наша...» поется та же песнь и «Аллилуия»; вместо «О Тебе радуется...» – ирмос 9-й песни канона «Странствия Владычня...» Отпуст: «Иже за превосходящую благость...» (см. Служебник).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

12 и др.); пред 33 пс. и пред отпустом: «Благословите святии, благослови отче» (Соф. 1052). Если изобразительные заменяют положенную на тот день литургию (по Типикону имп. Ирины, например, они пелись вместо литургии в понедельник, вторник и четверг) [ 162 ], то по Иерус. уст. на них читались дневные Апостол и Евангелие (с прокимном и аллил.); по греч. спискам Иерус. уст. они читались вслед за изобразительными псалмами и Единородный Сыне, по славянским после Блажен пред «Помяни Господи…» (приспособление к чину литургии); некоторые Часословы и на каждых изобразительных указывают Апостол и Евангелие постоянные, именно: 3 Кор. 6, 16 — 7, 1 и Мф. 25, 31–46, а в субботы заупокойные [ 163 ]. Характерно место, на какое ставились изобразительные в ряду суточных служб; древнейшие часословы их ставят после 9 часа (ср. у армян — и литургия всегда после 9-го часа); Ипотипосис указывает совершать из сряду после литургии [ 164 ]; древнейшие списки Студийско-Алексиевскогго устава тоже и сряду после них 9 час (так по крайней мере в Петров пост) [ 165 ]; позднейшие его списки (тоже в Петров пост) после 9 часа [ 166 ]; так и Иерусалимские в посты [ 167 ]; в непостные же дни вместо литургии (но не после нее) после 6-го часа. Скитские уставы На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов» [ 170 ], а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв. Надписывается первый чин: «Чин, како подобает пети дванадесять псалмов особь ихже пояху преподобнии отца пустыннии во дни и в нощи, о нихже воспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях свв. многих»; принесение этого чина в Россию усвояется архим. Печерскому Досифею (XIII b.) [ 171 ]. Претерпев, как мы видели, ряд изменений в своем составе (см. выше стр. 383 и д.) и дав начало нынешним междочасиям и прежним ночным часам, чин этот ныне имеет такой состав: по обычном начале пс. 26, 31, 56, 33, 38, 40, 69, 70, 76, 101, молитва Манасии и (вместо 12 пс.) славословие великое (в будничном виде) и молитва св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

После тропарей идут неизменяемые молитвословия: «Величаем Тя, Мати Света» (прославление Богоматери, переходящее затем в песнопение, похожее на «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало»), символ веры (на 1-м часе – иногда – евангелие, ектения, Отче наш, «Ей Господи, приклонивый небеса», и «отпуст Сына»), Кирие элейсон 41, «Свят, свят, свят», «Ослаби, остави», иногда – Отче наш (на 6-м часе), и затем «отпустительный», для каждого часа особый. – Этот ряд молитвословий напоминает нашу обедницу. – На 1-м часе, какъ отмечено было и выше (стр. 92), после «Ослаби остави» полагается молитва «Господи Боже сил, сый от начала века» (Синод. 371, л. 119: «м-ва утренеа» на 1-м песн. часе) и (иногда) пять общеупотребительных тропарей: «Владыко Боже Отче» (м-ва 3-го часа), «Боже отец наших», «Помилуй нас, Господи», «Господи, помилуй нас» и «Милосердия двери», а затем уже «отпустительный»: «Посылаяй свет, и идет» (м-ва 1 почасия). На 3-м часе к отпустительной молитве «Боже щедрот» (Син. 12, 3 почасие) присоединяются иногда и две другие: «Господи Боже Вседержителю, Отче Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа, молим и просим у величия благости Твоея» (см. Спб. 57, 3 час) и «Господи Вседержителю, Отче Мессии, даждь ми плоть нескверную» (2 каф.). «Отпустительный» 6-го часа состоит из двух еще невстречавшихся нам молитв: «Благодарим Тя, Господи Боже Вседержителю, Отче Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа, и славим Тя» и «На Тя, Господи, уповах и не постыжуся во век». На 9-м часе «отпустительным» служит тоже неизвестная нам молитва «Боже, Отче Господа и Бога и Спаса нашего И. Христа, Сына единороднаго Твоего, иже искупи ны»; к ней примыкают три употребительных тропаря: «Посреде», «Просветивый» и «Богородице, не презри» (Афоно-Андр. 861, 9 почасие), и две встречавшиеся уже молитвы: «Вседержителю Животе всех» (Спб. 57, 9 час) и «Господи, измеривый небо и землю пядию» (Спб. 57, 3 почасие). После «отпустительных» полагается обычное окончание суточных служб: «Иже на всякое время», Господи помилуй, 3-жды, «О Святая Троице, Боже наш и упование наше», Кирие элейсон 41, и длинная «молитва благословения, св. Василия»: «О Троице Святая, Отче, Сыне и Душе Святый, благослови люди Твоя», отчасти напоминающая заключительную ектению «Помолимся» на нашей полунощнице 258 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010