Две полунощницы Син. 865, состоящие из целой системы ночных последований – часов, заключают в себе 13 молитв, которые, по большей части, встречались уже выше, особенно – в «последовании ночи» Син. 368. Каждая из четырех частей первой полунощницы содержит по две молитвы, а второй – по одной, за исключением третьей её, части, имеющей две молитвы. Первая, вступительная часть как первой, так и второй полунощницы молитв не имеет. Из восьми молитв первой полунощницы 2-я, 4-я и 7-я молитвы соответствуют 1-й, 8-й и 2-й молитвам ночных часов по Син. 868; 1-я молитва («Тя благословим»), 5-я («Господи Вседержителю»), 6-я («Владыко Боже Отче») и 8 я («Величая величаю Тя») читаются на нынешней полунощнице; наконец, 3-ей поставлена молитва; «Господи Боже наш, сонную леность отгнавый от нас и призвавый нас званием святым». Из пяти молитв второй полунощницы 1-я, 3-я и 5-я молитвы соответствуют молитвам 9-го, 10-го и 11-го часа по Син. 868; 4-я совпадает с 6-й молитвой предыдущей полун-цы, а 2-я – особенная: «Согреших на небо и пред Тобою, Владыко, прости ми многая моя прегрешения». На «почасии ночи» положена молитва 3-го часа ночи по Син. 868. 8. Тропари и молитвы после кафизм. Изучая состав чина 12-ти псалмов, нельзя не обратить внимания на совпадение входящих в этот состав тропарей и молитв с известными нам тропарями и молитвами после кафизм. Достаточно сказать, что в нашей печатной Псалтири среди тропарей и молитв после кафизм оказывается не менее 25 тропарей, вполне совпадающих с тропарями чина 12 псалмов в широком смысле. Рукописные славянские и греческие Псалтири могут значительно увеличить это число. 19 И нужно заметить, что здесь мы имеем дело не с какими-либо случайными совпадениями. Тропари и молитвы келейного правила псалмопения – с одной стороны, и тропари и молитвы после кафизм – с другой, не только допускают простые совпадения, но нередко сохраняют и одинаковую последовательность, располагаясь в одинаковом порядке. Так, напр., тропари; «В беззакониих зачався», «Аще праведник едва спасается» и «Объятия отча», будучи последовательно расположенными тропарями 1-го, 2-го и 3-го часа в «последовании ночи», по Син.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Вторая редакция отличается от предыдущей тем, что на каждом часе, после «Отче наш», имеет две молитвы и два тропаря между ними. Заключительное «Господи помилуй» повторяется здесь и три раза, и 12–30–50 раз. Третья редакция встречается в наиболее древних рукописях и содержит в себе часы с почасиями; чем существенно отличается от первых двух редакций. В Синайском Часослове 12 и в Часослове Спб. Публичной б-ки 57, относящихся к этой редакции, излагаются совершенно тожественные последования суточных служб; при чем часы с почасиями представляют значительные особенности. Так, на каждом часе, вместо обычного часового тропаря-прокимна, по субботам указываются два особых тропаря. После «Отче наш» непосредственно следует «Господи помилуй» 30 и две молитвы; первые молитвы совпадают со вторыми молитвами предыдущей редакции («иные св. Василия»), вторые – особые. После молитв, без отпуста, начинается почасие – по чину – обычное, но с особым составом псалмов, тропарей и молитв. Каждое почасие имеет два тропаря и две молитвы; тропари все – те же, что и на часах второй редакции, те же и первые молитвы; вторые молитвы – иные. Не подходит к общему строю только почасие 1-го часа. На этом почасии, после «Приидите поклонимся» и трех псалмов, положены две особые молитвы; далее следует: «Слава и ныне», «Славная приснодева», Трисвятое, «Отче наш», два особых тропаря и третья молитва; затем – «Господи помилуй» 30, и отпуст. – Последование часов 3-го, 6-го и 9-го с изобразительными озаглавливается: «чин обедници». Чин часов с междочасиями по Софийской рукописи 1052 несколько отличается от предыдущего. А именно, в этом чине, вместо двух молитв, на каждом часе и почасии указывается только одна первая молитва , при чем «иные молитвы св. Василия» положены на почасиях, а не на часах; «Господи помилуй» произносится большею частью 50 раз, и положено не после «Отче наш», а в конце службы, после молитвы; почасие 1-го часа по чину не отличается от прочих; последование 3-го, 6-го и 9-го часа с изобразительными, хотя и составляет одну службу, с молитвами – предначинательной и заключительной, но особого заглавия не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   3-й час. Иерей в епитрахили, перед царскими вратами, совершив три поклона, произносит возглас «Благословен Бог наш...» Чтец – «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш» и последование 3-го часа, как обычно. По окончании третьего псалма чтец глаголет «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды) с 3 поясными поклонами. «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Другой чтец глаголет – «И ныне» – и начинает рядовую кафизму. «Аллилуиа» между «Славами» поется, как обычно. После 3-й «Славы» сам чтец заканчивает «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Иерей пред царскими вратами глаголет тропарь 3-го часа «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» по тому же чину, как и тропарь 1-го часа. По исполнении тропаря и поклонов иерей возглашает «Слава», чтец – «И ныне» и Богородичен «Богородице, Ты еси Лоза Истинная». Во время Богородична полагаются 3 поясных поклона. И далее все последование часов по порядку, указанному в Типиконе и Часослове.    На 6-м часе читаются тропарь пророчества, прокимен и паримия.    В конце 9-го часамолитва Ефрема Сирина только с 3 поклонами.    После молитвы 9-го часа отверзается завеса царских врат, певцы поют «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Каждый стих сопровождается поясным поклоном, а последние три стиха «Помяни нас, Господи», «Помяни нас, Владыко», «Помяни нас, Святый» – с поклонами земными. Затем чтец глаголет – «Лик Небесный», «Верую», «Ослаби, остави», «Отче наш» и кондаки.    Кондаки на изобразительных читаются в следующем порядке: в храме Христовом – кондак храма, дня, рядового святого по Минее, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». В храме Богородицы – кондак дня, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – храма Богородицы. В храме святого – кондак дня, храма святого, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне». «Честнейшую», «Именем Господним». Иерей на солее произносит «Боже, ущедри ны» и молитву святого Ефрема Сирина с 16 поклонами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Таже молитва: владыко Боже, отче вседержителю: и посем, Приидите, поклонимся: трижды: и поклоны 3. и глаголем междочасие 3-го часа, псалом 29: Вознесу тя Господи, яко подъял мя еси: псалом 31: блажени, ихже оставишася беззакония: псалом 60: услыши Боже моление мое: Посем, Слава, и ныне, трисвятое, и поклоны 3. По Отче наш, тропарь, глас 4: Боже отец наших: Слава, мученцы твои Господи: И ныне, Стена необоримая: Господи помилуй, 40. Слава, и ныне: честнейшую херувим: иерей, молитвами святых отец наших: и поклоны 3 великия. И посем молитва великаго василиа: Господи Боже наш, твой мир давый учеником: Присовокупляем же и час 6-й, с поклоны, якоже предречеся. и по 17 поклонех, и по молитве: владыко Боже отче вседержителю: Приидите, поклонимся, трижды: и поклоны 3. и глаголем междочасие 6-го часа, псалом 55: Помилуй мя Боже, яко попра мя человек: псалом 56, Помилуй мя Боже, помилуй мя: псалом 69: Боже, в помощь мою: Слава, и ныне, трисвятое, и поклоны 3. тропарь, глас 1: спаси Господи люди твоя: Слава, Болезньми святых: И ныне, молитвами Господи всех святых: Господи помилуй, 40. Слава, и ныне, честнейшую херувим. иерей, молитвами святых отец наших: и поклоны три великия, с молитвою святаго ефрема, и посем молитва великаго василиа: Боже и Господи сил: Присовокупляем же 9-й час, с поклоны, якоже предречеся, и по 17 поклонех, и по молитве, глаголем: Приидите поклонимся, трижды: и поклоны 3. И глаголем междочасие 9-го часа, псалом 112: Хвалите отроцы Господа: псалом 136: Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим: псалом 139: Изми мя Господи от человека лукава, от мужа неправедна избави мя. Слава, и ныне, трисвятое, и поклоны 3. По Отче наш, тропарь, глас 8: Просветивый земныя крестом: Слава, яко разбойник: И ныне, Нас ради распятаго: Господи помилуй, 40. Слава, и ныне: честнейшую херувим: иерей: молитвами святых отец наших: и великия 3 поклоны. Посем молитва великаго василиа: владыко Господи, Иисусе Христе, Боже наш: Посем, благослови душе моя Господа: Слава, Хвали душе моя Господа: И ныне, единородный сыне: И во царствии твоем: и блаженна гласа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Син. 868, оставляя часы без молитв, вместе с тем для почасий назначает по три молитвы, соответственно трехчастному составу почасий. За утратой в рукописи начальных листов, в 1-м почасии сохранилась только одна последняя молитва, усвояемая в Ватопед. 350 преп. Никону. На 3-м почасии положены молитвы: «Боже Вседержителю, Отче Господа нашего И. Христа, единороднаго Твоего Сына» (см. Син. 12, 3 час), «Господи, Спасе мой» (см. Син. 865, 3 час) и «Господи, высоту и землю» (см. Син. 865, 3 почасие); на 6-м почасии – молитвы: «Господи над всеми и чрез всех и во всех» (см. Син. 12, 6 час), «Господи, яко благ и человеколюбец Бог , многия милости сотворивый со мною, ихже несмь достоин» и молитва Манассии, царя иудейского (2 Паралип. в конце); на 9-м почасии – молитвы: «Нищ и убог восхвалит Тя», «Господи, якоже волиши» (см. Син. 12, 9 час) и «Благословлю Тя, Господи» (см. Син. 865, 9 час). В Син. 867 уцелело только два почасия – первое и последнее; другие два утрачены. На 1-м почасии положена краткая молитва: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всегда презирающему согрешения наша», а на 9-м – молитва «Иже душу, на древе вися» (см. Ватопед. 350, 9 час). Первая молитва в древнеславянских памятниках встречается в числе утренних молитв. По Син. 870, в конце 1-го почасия читаются три молитвы: «Иже на всякое время», «Владыко Господи вседержителю и творче всяческих, Отец щедрот и Бог милости, от земли создавый человека» и «молитва иная к Богородице» – «Нескверная, неблазная»; две последние молитвы произносятся с воздеянием рук. Остальные почасия совсем не имеют молитв. В древнеславянских Часословах Син. 12 и Спб. 57 на 1-м междочасии непосредственно после псалмов положены молитвы «Отче святый, Иже солнце сы правьдьное» (см. Типогр. 46, 1 час) и «Владыко Господи Боже Отче Вседержителю» (3-го часа), а в конце службы указывается молитва «Боже, оцести мя грешника, не остави мене». Остальные междочасия имеют по две заключительных молитвы; первыми стоят молитвы, приведенные в Соф. 1052 на часах, а вторыми – особые молитвы: на 3-м междочасии – «Господи, Господи, Иже высоту и землю пядию измерив» (см. Син. 865, 3 почасие), на 6-м – «Нищь и убог» (см. Син. 868, 9 почасие), на 9-м – «Господи, Иже еси над Лазорьм плакався».

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

868), VI «Помяни, Господи, в вере скончавшихся», VII пропущена, VIII «От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице» (молитва утренняя) и «Благодарим Тя, Господи Боже наш, возставившаго нас от ложей наших и вложившаго в уста моя слово хваления». Две полунощницы Син. 865, подобно ночному последованию в Син. 868, заключают в себе 13 молитв, по большей части, тех же, что и в указанном последовании. Каждая из четырех частей первой полунощницы содержит по две молитвы, а второй – по одной, за исключением третьей ее части, имеющей две молитвы; первая, вступительная часть как первой, так и второй полунощницы молитв не имеет. Из восьми молитв первой полунощницы 2-я, 4-я и 7-я молитвы соответствуют 1-й, 8-й и 2-й молитвам ночных часов по Син. 868; 1-я молитва («Тя благословим»), 5-я («Господи Вседержителю»), 6-я («Владыко Боже Отче») и 8-я («Величая величаю Тя») читаются на нынешней полунощнице; наконец, 3-ей поставлена молитва: «Господи Боже наш, сонную ленностъ отгнавый от нас и призвавый нас званием святым». Из пяти молитв второй полунощницы 1-я, 3-я и 5-я молитвы соответствуют молитвам 9-го, 10-го и 11-го часа по Син. 868; 4-я совпадает с 6-й молитвой предыдущей полун-цы, а 2-я – особенная; «Согреших на небо и пред Тобою, Владыко, прости ми многая моя прегрешения». – На «почасии ночи» положена молитва 3-го часа ночи, по Син. 868. Древнеславянские чины «великого мефимона» и «ночных часов» в отношении молитв совершенно расходятся с нынешним чином 12-ти псалмов и, кроме предначинательных молитв «Боже святый ныне Владыко небесный царю, И. Христе» – в первом чине – и «Господи И. Христе Сыне Бога живаго, Имже вся створена суть» – во втором, назначают еще по одной молитве для каждого трипсалмия: I «Господи Боже наш, Отче истиньнаго Света» (см. Ватоп. 350), «Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благых» (6 каф.), III «Господи мой, Спасе мой, Вскую мя еси оставил» (см. 3 поч. Син. 868), IV «Господи, видиши беду мою, принуди мя, Господи, любо хощю, любо не хощю, спаси мя» (в Спб. 57 вырвана).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Нисколько не удивительно, после этого, если между, так сказать, второстепенными частями повечерия – второй и третьей, а равно и малым повечерием, составляющими как бы почасия великого повечерия, и между чином 12-ти псалмов, куда входят также дневные почасия, можно находить немало точек соприкосновения, свидетельствующих о взаимном родстве между теми и другими. Обратим внимание на псалмы. Оба псалма второй части (50 и 101) и молитва Манассии положены на 4-м часе ночи, по Соф. 1052 ; там же мы находим и великое славословие из третьей части; пс. 69 встречается раньше, на 3-м часе ночи, а псалмы 142 и 150 входят в состав почасий 3-го и 9-го часа, по Ватопед. 350 и Син. 868. – Тропари повечерия, по преимуществу, совпадают с тропарями дневных почасий. Так, здесь мы встречаем все тропари второй части обычного повечерия (см. нынешнее 1-е почасие), а также тропари третьей части: «Многая множества» (3-й час Син. 865), «Все упование» (1 поч. Син. 865), «Преславная Приснодево» (1 поч. Син. 870 и др.); тропарь «Упование мое Отец» положен на обычной полунощнице. Из тропарей малого повечерия тропарь «Боже отец наших» встречается на почасиях 1-го, 3-го и 6-го часа (Син. 865 и друг.), «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы» – на обычном 6-м почасии, «Со святыми упокой» – на обычной полунощнице, «Иже во всем мире» – в числе седальнов-мученичных 4-го гласа. – Наконец, и среди молитв в дополнительных частях повечерия немного найдется таких, которые были бы свойственны только повечерию. Молитва второй части – «Владыко Боже, Отче Вседержителю» – читается на обычном 3-м часе и на обычной полунощнице, а равно и на почасиях (напр. 1 поч. Син. 12); из молитв третьей части и общих с ними молитв малого повечерия м-ва «Иже на всякое время» является обычной молитвой всех часов и полунощницы, встречается она и на почасиях (1 поч. Син. 865); м-ва «Нескверная, неблазная» читается на 1-м часе (Син. 865), а м-ва «И даждь нам, Владыко» положена на 4-м часе ночи, по Соф. 1052 . Не оспариваются пока у повечерия лишь две последние молитвы; «Владыко мпогомилостиве» и «Ненавидящих и обидящих нас»; но эти молитвы носят общий характер и прямого отношения к повечерию не имеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Часы: I. 74, 14; II. 29; III. 54; IV. 5; V. 7; VI. 40; VII. 31; VIII. 8; IX. 51; X. 95; XI. 104; XII. 55. 16 По сравнению с предыдущим памятником здесь лишь та разница, что вместо пс. 110 поставлен пс. 140, вм. 80–8. вм. 81–51, вм. 93–95 и вм. 56–55; причем порядок остается неизменным. Очевидно, перед нами последования совершенно однородные, и только неполнота синайской рукописи лишает нас возможности установить ближайшее родство между рассматриваемыми памятниками. Заслуживает внимания выражение «καννες ψαλμν» равнозначащее выражению «κανν τς ψαλμωδας» в свою очередь вызывающему на сопоставление с употребительным ныне в церковно-богослужебном языке наименованием «канон». Изложенная в Афинской Псалтири схема псалмопения находит живое воплощение в последовании дневных и ночных часов, находящемся в Синайском Часослове 868. Здесь каждому псалму предшествует «Приидите поклонимся» 3, а после псалма произносится «Слава и ныне», Трисвятое, «Отче наш», затем следует тропарь, «Слава и ныне» – богородичен, Господи помилуй 40, поклоны и молитва . Таким образом, каждый в отдельности псалом является средоточием особой службы, сходной по чину с однопсалмными почасиями. И, в частности, правило дневного псалмопения является здесь именно в виде особых трехчастных почасий. Однако истинная природа этих почасий легко обнаружится, если мы рассмотрим состав их псалмов. За утратой первого часа в рукописи, начнем с почасия третьего часа. На почасии третьего часа положены псалмы: 41, 39, 6, на почасии шестого часа: 65, 76, 114; и на почасии девятого часа: 150, 110, 111. Из них только пс. 39 и 76 не встречают себе соответствия в приведенных выше «правилах» (καννες) дневных псалмов», все же остальные псалмы не отступают даже от порядка, указанного в этих правилах. Точно также и псалмы ночных часов, входящих в состав «последования ночи», находятся в полном соответствии с вышеприведенными «канонами ночных псалмов», а равно с псалмами 9-го часа по Син. 864. Для двенадцати ночных часов Син. 868 последовательно указывает псалмы. 74, 26, 55, 101, 7, 40, 31, 80, 91, 6, 95 и 56 с 69-м. Из этих 13 псалмов только 5 псалмов не находят себе соответствия в упомянутых памятниках. – «Последование полунощных пений» входит в «последование ночи», как его неотъемлемая часть, но вместо одного псалма имеет пс. 118-й и молитвы царей Езекии и Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Евхаристическая молитва вся покрылась песенным каноном. В других частях литургии вследствие тайности молитв произошла иная перемена: умножение ектений. Ектении эти внесены не только для заполнения паузы между возгласами предстоятеля, но частью и для того, чтобы дать знать, о чем молится предстоятель. Так, ектения об оглашенных повторяет молитву предстоятеля. Просительная ектения по перенесении Даров на престол приглашает молиться «о предложенных честных Дарех», просительная ектения по освящении Даров – об освященных Дарах. Затем явилась заамвонная молитва . Едва ли, однако, все это заменяет потерю, вызванную, может быть, уже слагавшимся отдалением духовенства от мирян. Краткий исторический очерк служб суточного круга 14 Часы молитвы у евреев (3, 6 и 9) Подобно тому как началом литургии послужили обычаи еврейской вечери и синагогального богослужения, точно так же и прочие наши службы ведут свое происхождение тоже от еврейских молитвенных обычаев. В храмовом богослужении евреев в течение дня полагалось три молитвы, соответственно трем дневным жертвам: первая молитва утром, между восходом солнца и третьим (т.е. 9-м) часом, когда приносилась утренняя жертва, после нее обыкновенно произносились псалмы, торжественно читались молитвы, и богослужение заканчивалось благословением священника. Вторая молитва в полдень, когда приносилось бескровное приношение (из муки, вина), и, наконец, третья молитва вечером, около 9-го часа (три часа пополудни), когда приносилась вечерняя жертва, со своими молитвами, но песнопениями она обыкновенно затягивалась до солнечного заката. Уже в плену вавилонском евреи заменяли эти жертвы молитвами. Позднее, в рассеянии, особенно же после разрушения второго храма, этот обычай укрепился окончательно: древние жертвы были заменены богослужением в синагоге, причем это богослужение сохранило ритуал храмового богослужения. По сведениям Плиния, христиане уже собирались на общую молитву дважды в день – утром и вечером. Вечерняя молитва при наступлении ночи в первые века соединялась с евхаристическим собранием.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

   На 1-м часе кафизмы нет. Читается (но не поется) тропарь «Заутра услыши». «Слава, и ныне» – Богородичен часа «Что Тя наречем», потом – «Стопы моя направи». «Да исполнятся уста моя». По Трисвятом – тропарь «Скоро предвари». «Господи, помилуй» (40 раз). «Иже на всякое время». «Господи, помилуй», трижды. «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим». «Именем Господним благослови, отче». «Боже, ущедри ны». «Аминь». Молитва «Господи и Владыко» (три великих поклона), молитва «Боже, очисти мя» (12 малых поклонов), один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко». Трисвятое (конечное). Возглас. «Господи, помилуй» (12 раз). «Христе, Свете Истинный». «Взбранной Воеводе». Отпуст великий. Многолетны: «Великаго Господина...».    Часы отправляются великопостные с поклонами и молитвой «Господи и Владыко» и постовыми тропарями «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа» и др. Тропари не поются, а читаются. Кафизм на часах не бывает. На 6-м часе после Богородична «Яко не имамы дерзновения» – тропарь пророчества, глас 3-й – «Царю Святый Всесильне». «Слава, и ныне» – тот же тропарь, «Вонмем». Прокимен, глас 6-й – «Спаси, Господи» и стих «К Тебе, Господи, воззову». «Премудрость». «Пророчества Иоилева чтение». «Вонмем». Паримия. «Вонмем». Прокимен, глас 7-й – «Господь крепость людем Своим даст» и стих «Принесите Господеви». «Скоро да предварят ны» и т. д. по Часослову.    В конце 6-го часамолитва «Боже и Господи Сил». «Приидите, поклонимся»... и 9-й час, в конце его молитва «Владыко Господи Иисусе». И тотчас изобразительны: «Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя», «Слава», – «Хвали, душе моя, Господа», «И ныне» – «Единородный Сыне». Блаженны – «Во Царствии Твоем», скоро, без пения. «Слава, и ныне» – «Помяни нас, Господи, егда приидеши», «Верую во Единаго Бога», «Ослаби, остави», «Отче наш». Возглас. Кондаки в храме Христовом – кондак дня и рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан». В храме Богородицы – дневной, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – кондак храма Богородицы. В храме святого – дневной, храма святого, рядового святого, «Слава» – «Со святыми упокой», «И ныне» – «Предстательство христиан», «Господи, помилуй» – 40 раз, «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим». «Боже, ущедри ны». Молитвой «Господи и Владыко» (три великих поклона), молитва «Боже, очисти мя грешнаго» (12 малых поклонов), один великий поклон с молитвой «Господи и Владыко».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010