Действовала обитель вплоть до 30-х годов XX века. Советская власть ее закрыла, образовав на ее месте сельскохозяйственную коммуну. Церкви были разворованы и переделаны под жилье и зернохранилища. В дальнейшем на территории обители и прилегающих к ней землях существовал совхоз. Редкие иконы и утварь сохранились или в музеях, как например, икона XIX века Воскресение Христово из собрания Русского музея, или в домах верующих. Точку в истории монастыря поставила экологическая катастрофа. В 70-х годах промышленный гигант – Сокольский ЦБК начинает сброс в реку Пельшму своих технологических отходов. На сегодняшний день концентрация химии в воде реки такова, что Пельшма признана экологами самой загрязненной рекой (!) в России. В ней погибла вся рыба и те деревни и села, что издавна стояли близ этой реки, обезлюдили. Так и село Лопотово опустело. Дома кто перевез, кто распилил на дрова, а каменные монастырские сооружения превратились в руины. Дикий бурьян выше человеческого роста заполонил теперь место некогда славной обители, а о том, что здесь когда-то жили люди, напоминает лишь выдичавший яблоневый сад. Одно из подворий монастыря располагалось в городе Кадников. При нем была выстроена замечательная часовня, которая несколько лет назад была возвращена верующим и освящена. Там регулярно проводятся богослужения священниками ближайшего Ильинского храма. Теперь, когда поклонение преподобному доступно лишь экстремальному паломнику, ему можно помолиться в этой часовне, единственном действующем храме в городе. Однако мощи св. Григория Пельшемского так и пребывают среди заброшенных руин и продолжают освящать своим присутствием наш благодатный край. Источник: Мокиевский А. История Лопотова Богородского Григорьева Пельшемского монастыря/прот. А. Мокиевский//Ферапонтовские чтения, 2004-2006. – Ферапонтово, 2007. Вып. 1: История и культура монастырей Русского Севера. С. 168-171. Основал монастырь в начале XV века уроженец Галича монах Григорий (Лопотов), пришедший в вологодские края в поисках молитвенного уединения. Пять лет прожил Григорий в обители преподобного Дионисия Глушицкого, а потом поселился на берегу Пельшмы. Вокруг его кельи вырос монастырь, в котором бывал и преподобный Дионисий. Связаны эти места с именем еще одного великого русского подвижника – святителя Игнатия Брянчанинова: вскоре после своего пострига в 1831 году он два года управлял Пельшемской обителью, привел в порядок и духовную жизнь насельников, и хозяйство монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=44520

Роман прот. Алексия Мокиевского «Незавершенная литургия» делится на пять глав, каждая из которых названа согласно особому авторскому замыслу: прот. А. Мокиевский поделил на пять частей молитвенную фразу «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Эти смысловые отрезки определяют структуру романа: Пролог 1 глава – «Благословенно Царство...» 2 глава – «...Отца и Сына...» 3 глава – «...И Святаго Духа...» 4 глава – «Ныне и присно...» 5 глава – «И во веки веков» Эпилог – «Аминь» Очевидно, что в названии глав отображена ключевая тема романа, поскольку именно с этого возгласа в православии всегда начинается вторая часть самого важного богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии, Божественной литургии, – литургия оглашенных. Напомним, что в древние времена, дабы принять святое крещение, верующие проходили весьма длительную подготовку: изучали основы веры, ходили в церковь, но молиться на литургии они могли только до перенесения Даров с жертвенника на престол. Оглашенные, готовящиеся принять веру, а также кающиеся, отлученные за тяжелые грехи от причастия, должны были выйти в притвор храма. Герои прот. А. Мокиевского и есть те самые «оглашенные», пришедшие к православной вере, которых Господь укрепил в их намерении и «огласил словом истины». Хронотоп романа весьма своеобразен – «внутреннее», романное время соотнесено с временем «большим», в котором протекают исторические события. После пролога, в котором речь идет о произошедшем десятилетнее назад, первая глава ретроспективно отправляет читателя в 20-е годы XX века. Действие последних трех глав и эпилога снова переносится в наши дни, однако все равно имеются отсылки к прошлому в виде воспоминаний героев о ранее прожитых годах. Сюжет романа строится именно на временном парадоксе. В 1920-е годы прошлого столетия отца Георгия Белова арестовывают представители Губчека непосредственно во время богослужения. Причем они пришли и помешали ходу службы именно в самый важный момент: священник подготовил в Чаше Святую Святых – хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Иисуса Христа, успел причаститься сам и как раз должен был выйти к народу, чтобы приобщить паству к Таинству Евхаристии. Согласно канону, священник не мог просто так оставить наполненную Чашу: «Я согласен пойти с вами куда хотите, но я не имею права оставить непотребленные Дары. Если нельзя закончить службу своим чередом, разрешите хотя бы потребить, ну то есть... съесть и выпить вот То, что стоит за вашей спиной. Это мой долг» .

http://bogoslov.ru/article/6193889

с ростовым прямоличным изображением З. в монашеском одеянии, с раскрытой вовне ладонью правой руки и с четками в левой, волосы волнистые, борода на конце раздвоенная (Л. 174 об.). Известен ростовой образ преподобного (1-я пол. XX в.?), находившийся на крышке его деревянной раки: святой представлен седовласым старцем с прямой, слегка раздвоенной бородой, именословно благословляющим, со свитком в левой руке. Образ хранился у прот. Валентина Парамонова, уроженца Кириллова, к-рый забрал его из Белозерска в 50-х гг. XX в. В то время он был настоятелем Воскресенского собора в Череповце и благочинным. В последние годы жизни прот. Валентин служил в ц. Воскресения словущего на Ваганьковском кладбище в Москве, где эта крышка раки стала почитаемым образом преподобного (помещена в приделе во имя свт. Иоанна Милостивого). Совр. поясной список этой иконы выполнен для Горицкого Воскресенского жен. мон-ря - З. с залысинами и проседью, с длинной и острой на конце бородой, со свитком в левой руке ( Мокиевский А., прот. Дар Зосимо-Ворбозомской пустыни//Благовестник. Вологда, 2007. 10-12. С. 34-37. Ил.). На иконе «Собор Белозерских чудотворцев» XIX в., находящейся в часовне прп. Кирилла Новоезерского в Белозерске, изображены 9 Белозерских святых в 2 ряда, З. в середине, прямолично (остальные в небольшом повороте к центру), в монашеском одеянии - синей рясе, темно-красной мантии с золотой каймой, куколь на плечах, в деснице - свернутый свиток, левая рука опущена. У святого седые волосы, большие залысины на лбу и клинообразная борода до середины груди. В составе Собора Новгородских чудотворцев З. представлен на иконе кон. XIX в. (?) из нижнего придела ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде - в левой группе вполоборота вправо как средовек с русой бородой средней величины, в куколе, со свитком в деснице, на нимбе надпись: «св. пр. Зосима Вор.». Святой показан также среди подвижников XVI в. в академической стенописи кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.) работы иеродиаконов Паисия и Анатолия в галерее, ведущей в пещерную ц.

http://pravenc.ru/text/200015.html

В творчестве прот. Н. Агафонова, осмысливающего характерные для православной прозы проблемы веры/безверия, греха/покаяния и т. д., преобладает принцип организации художественного пространства (взаимодействие светского и церковного миров), многоплановая система персонажей, проецирование библейских образов на современность. Герои произведений Н. Агафонова нередко используют в своей речи цитаты из Священного Писания, библеизмы. Приведем в пример диалог архиерея с рядовым священником из рассказа «Погиб при исполнении»:  – Я вас послал как пастыря, а вы приехали на приход овцой заблудшей. Выходит, не вы паству пасете, а она вас пасет?  – А по мне, – отвечает отец Федор, – все равно, кто кого пасет, лишь бы мир был и все были довольны . «Незавершенная литургия» – первое крупное произведение прот. Алексия Мокиевского, которое сам автор называет «православным романом», причем подобная жанровая разновидность, появляющаяся и развивающаяся в отечественной словесности на рубеже XX–XXI вв., нова для русской прозы, где традиционными разновидностями романа являлись авантюрный, психологический, бытовой, исторический, приключенческий, детективный и др. Развитие православного романа и – шире – православной прозы, как мы уже указали, во многом обусловлено все возрастающей ролью Церкви в социокультурном сознании, акцентуацией христианских ценностей в современном социуме официальной идеологией и культурой после столь долгого забвения. Немаловажное значение, заметим, в этом процессе имеет и вручаемая с 2011 г. Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, призванная содействовать развитию взаимодействия Православной Церкви и российского литературного сообщества, которой были отмечены произведения Ю. Вознесенской, В. Ганичева, А. Сегеня, О. Николаевой, И. Чароты, а также священнослужителей протоиереев В. Чугунова, А. Ткачёва, Н. Агафонова, А. Мокиевского, репрезентующих аксиологические ориентиры русского православия, пропагандирующих семейные добродетели, нередко изображающих трудный путь человека к вере.

http://bogoslov.ru/article/6193889

Таким образом, сделаем некоторые выводы относительно развития православной традиции в отечественной словесности. Источником формирования православной русской прозы становится древнерусская литература, которая не только сформировала систему православного мировоззрения, православную картину мира, но и дала большой пласт агиографической литературы. Важнейшими особенностями отечественной православной прозы рубежа XX–XXI вв. становятся храмовый хронотоп, отражение православной картины мира, поиск истины, вопросы веры, духовно-нравственный кризис личности и его последующее преодоление из-за переломных событий (преимущественно страшных обстоятельств, например войны, потери близких и т. д.) и, как следствие, обращение персонажей к Богу. Православные прозаики разрабатывают как крупные, так и малые жанровые формы, чаще всего отдавая предпочтение рассказу и повести. Вероятно, именно малая и средняя формы в наибольшей степени отвечают авторским задачам: рассказ и повесть концептуально целостны, компактны, визуально обозримы, отличаются однородностью дискурса, сюжетное развертывание в них, как правило, однолинейно, что позволяет обстоятельно и последовательно воплотить ключевую тему, православное мировоззрение и мировосприятие, систему ценностей и идеалов.   Источники и литература   Леонов И. С. Проблемы типологии персонажей русской духовной прозы XXI века//Русский язык за рубежом. 2011. С. 96–103 Агафонов Н. В., прот. Непридуманные истории. СПб.: Русская симфония, 2007. С. 312. Мокиевский А., прот. Незавершенная литургия. СПб., М.: Пальмира, 2018. С. 56-57. Мокиевский А., прот. Незавершенная литургия. СПб., М.: Пальмира, 2018. С. 102-103. Там же. С. 267. Володина Н. В. Православный роман и его автор//Вестник Русской христианской гуманитарной академии. Спб., 2006. С. 227. Там же. С. 227. Николаева О. «Небесный огонь» и другие рассказы. М.: ОЛМА Медиа Групп; Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 184. Там же. С. 187. Там же. С. 174- 175. Сухинина Н. Е. Где живут счастливые? Яхрома: Изд-во Троицкого собора, 2009. 398, с. 9. Сухинина Н. Е. Времена года. М.: Алавастр, 2014. С. 175.

http://bogoslov.ru/article/6193889

8). – Д. П. Миртов. Философия цельного знания. (Христианское Чтение 1900, кн. 10–12). – Прот. Г. В. Рождественский . О значении философско-литературной деятельности В. С. Соловьева для христианского богословия. (Христ. Чтение 1901, 2), – А. А. Бронзов. Памяти Вл. С. Соловьева . Несколько слов об его этических воззрениях. (Христ. Чтение 1900, 11, ср. Русского Богатства 1897, кн. 11, ст. Мокиевского. „Добро Владимира Соловьева“). – Никольский. Русский Ориген XIX века Вл. Серг. Соловьев. (Вера и Разум 1902, с 10 до конца года). Статья с тщательным обозрением светской и духовной посмертной критики, куда не вошло только немногое, напр. статьи проф. С. Н. Булгакова о Вл. Соловьеве в Новом Пути 1903 г за март и „Что даёт современному сознанию философия Соловьева?“ (Вопросы философии и психологии 1903 г.); Петра Струве „Владимир Соловьев“ (Мир Божий 1900, сент.); А. Ф. Конн. Влад. Серг. Соловьев. (Вестник Европы 1903, февр.); Н. Энгельгардта „Идеалы Вл. Соловьева“. (Русский Вестник 1902, кн. 11). 919 Деяния всел. соборов. Т. I, стр. 198–9. 201. 203. 222. 224. 229. 234. Можно, впрочем, догадываться, что в рассматриваемом случае александрийский нотарий Пётр имел значение alter ego св. Кирилла Александрийского , на что были вполне уважительные причины. 920 Mansi Tom. VI, col. 956. 960. 972–73. 984. 996–97. Деяния, т. III. стр. 230–1. 238. 243. 247. 252–253. 923 Эти записи в оригинале называются: ντγαφα=scripta (Mansi. VI, 769), но хотя это греческое слово и значит: „списки“, однако из связи речи видно, что здесь идёт речь не о копиях с текста актов, а о записях независимых от актов. К тому же выводу склоняют и параллельные места изучаемых актов. (Mansi. Ibidem, col. 625. Дeяh. III. 83 ). 930 Mansi, ibid. 777. Дeяh. III. 141 . – В изложении истории IV всел. собора церковным историком Евагрием, говорится, что некоторые епископы жаловались, что на соборе Ефесском 449 года слова их „записывались неверно“ и что даже в его актах нашли место такие выражения, которых „никто не произносил” (Церк.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В романе «Незавершенная литургия» прот. А. Мокиевского, построенном в соответствии со смысловыми отрезками молитвы, открывающей литургию оглашенных, ключевым становится храмовый хронотоп. Храм в романе не просто место действия, но и символическое место, куда приходят заблудшие герои, стремящиеся к добру; именно здесь они находят укрепление в православной вере, в Боге. Само богослужение в «Незавершенной литургии» мыслится основой смысла бытия; мотивы искушения, спасения души, образ ангела, помогающего заблудшим обрести себя, «рифмуются» с евангельскими мотивами и образами. Все испытания главные герои проходят, уповая на Бога, при этом все персонажи, обычные современные люди, в процессе сюжетного развертывания либо становятся верующими, либо еще более укрепляются в вере. Темы Божественного Промысла в жизни человека касается О. Николаева в сборнике рассказов «Небесный огонь». Так, у нее описываются истории монахов, их путь к монастырю; это и обет служить Богу, если человек спасется: «Спаси меня, чтобы я мог Тебе послужить!» , и сон, перевернувший всю жизнь: «Вскочил он с кровати, натянул рубашку, брюки и ринулся к местному архиерею в резиденцию» , и судьбоносные встречи: «И в этот самый миг, как только он про Бога вспомнил, останавливается возле него красный “Жигуль”, из него выходит священник, лицом ангел, и прямо к нему» . В этом же контексте весьма примечательна повесть О. Николаевой «Инвалид детства», в которой мир «святых» – мир монастырской обители – изображен с точки зрения атеистки и светской львицы Ирины, чей сын уходит в послушники, стремясь оставить грешную земную юдоль. Писательница не акцентирует абсолютную святость обитателей монастыря, в ее повествовании отсутствует проповедь христианской аскезы, напротив, ее монахи не затворники, раз и навсегда отделившие себя от мира: и философ Таврион, и иконописец Дионисий, и исцеляющий бесноватых старец Иероним изображены простыми, земными людьми, но объединяет их главное – все они исповедуют одну из ключевых православных истин: мир есть любовь, Бог есть любовь.

http://bogoslov.ru/article/6193889

С. 166-186; она же. Из истории книжных связей Белозерья и Соловков: (Кирилло-Белозерский и Соловецкий мон-ри, Нило-Сорский и Анзерский скиты)//ОФР. 2007. Вып. 11. С. 283-285; она же. Неизвестный автограф Нила Сорского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 913-919; она же. Нило-Сорский скит как центр книжности: АКД. СПб., 2009; Баранов К. В. Заметка о происхождении Паисия Ярославова//Исслед. по истории средневек. Руси. М.; СПб., 2006. С. 268-272; Семячко С. А. Был ли Нил Сорский составителем сб. «Старчество»?//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 505-512; Лифшиц А. Л. Прп. Иродион Илоезерский и основанная им Междуозерская в честь Рождества Богородицы пуст.//ВЦИ. 2009. 3/4(15/16). С. 39-92; Новикова О. Л. Лихачевский «Летописец от 72-х язык»: К истории создания и бытования//ЛиХ, 2009-2010. М.; СПб., 2010. С. 237-272; Мокиевский А., прот. К вопросу о судьбе мощей прп. Нила Сорского//Ферапонтовские чт. Вологда, 2010. Вып. 3. С. 4-7; Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012. С. 305-320; Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря XV в. М.; СПб., 2013; Куффель И. Жизнь и творчество Нила Сорского в свете продолжения исихастской традиции на Руси//КЦДР. 2014. [Вып.:] Книжники и рукописи Кирилло-Белозерского мон-ря. С. 64-71. Е. В. Романенко Иконография Прп. Нил Сорский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Прп. Нил Сорский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских святых». Нач. XVIII в. (ЦМиАР) Впервые икона Н. упоминается в монастырской описи 1672 г.: «…да вновь при строителе старце Нифонте дал вкладом образ Нила Сорского на окладе, оклад на золоте басмен, старец Павел Новозерской» (Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 115. 683. Л. 9 об.). Предание об истории написания иконы Н. содержится в агиографических текстах, посвященных преподобному. В Чуде об исцелении дочери новгородского дворянина рассказывается, что в Нилов скит вместе с родителями приехала некая отроковица, исцелившаяся от болезни глаз после явления ее матери Н. В монастыре был отслужен молебен перед образом Н.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

494 Часть этой блестящей и сильной речи помещена выше – в заключении Киевского периода биографии. 495 Из воспитанников Киевской академии следующие лица послужили при погребении своего великого представителя: 1) старшие его по выпуску – прот. Н. И. Соколов (V курса – 1831 г.) и прот. Μ. К. Павловский (VI курса – 1833 г.); 2) ученики усопшего – кроме преосв. Геннадия (XII курса, 1845 г.), протоиереи: С. А. Серафимов (X курса, 1841 г.), А. Г. Лебединцев и Г. И. Попруженко (XI курса, 1843 г.), А. А. Соловьев и М. М. Диевский (XV курса, 1851 г.); 3) ученики учеников почившего: профессор В. Ф. Певицкий, протоиереи: Μ. Ф. Чемена и Г. Я. Селецкий (все XVII курса, 1855 г.). – Было при погребении, сверх того, довольно воспитанников К. академии, не имеющих духовного сана, начиная с бывшего проф. И. Г. Михневича (VI к., 1833 г.), товарища пр. Димитрия В. Мокиевского, и кончая служащими в духовно-учебных заведениях. 498 Обстоятельные некрологи были в Епарх. В-стях – Херсонских, Рязанских и Тульских и в Церковном Вестнике. Воспоминания о Димитрии; в «Душеполезном чтении» (прот. Флоринского), в «Историческом Вестнике» (Б. К.), в «Киевской старине» (Ф. Г. Л-цева), в «Тульск. Еп. Вед.», в «Московских Ведомостях» (прот. Виноградова), в «Саратов. Листке», в «Киевск. Епарх. Ведом.», в «Церк. Вестнике» и во многих других органах печати. 499 В память о почившем архипастыре соборный иподиакон Фащевский некоторые возгласы преосвященного переложил на ноты и издал в приложении к брошюре «Памяти святителя Димитрия». Глубокую благодарность о. Фащевскому приносят почитатели покойного Владыки за то, что он дал возможность возобновлять в памяти не только внешний образ пр. Димитрия (по распространенным его портретам), но и голос его, читая нотные переложения возгласов. 504 Там же (стр. 18). – Подобный пример действенной силы пред Богом молитвы святителя Димитрия отмечен был в ранний период его служения в Туле, когда, после совершенной им в г. Черни литургии и крестного хода, губительная язва – холера ясно стала ослабевать и скоро прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Там же... С. 232. Иоанн экзарх Болгарский . Шестоднев, 6// Баранкова Г.С., Мильков В.В. Шестоднев Иоанна экзарха Болгарского. СПб.: Алетейя, 2001. С. 819. Серафим (Роуз), иером. Православное понимание Книги Бытия/пер. с англ. М.: Паломник, 1998. С. 12. Там же, с. 17. Иоанн Златоуст, свт . О творении мира, 3. С. 757. Буфеев К. прот . 3:384. Буфеев К. прот . 3:385 Там же. Буфеев К. прот . 3:386. Буфеев К. прот . 3:386. Каледа Г., прот . Введение в православную апологетику, с. 616-617. Там же, с. 618. Буфеев К. прот. 3:386. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 560. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 561. Каледа Г., прот . Введение в православную апологетику, с. 616. Буфеев К. прот . 3:389. Буфеев К. прот . 3:390. Буфеев К. прот . 3:390. Буфеев К. прот . 3:391. Каледа Г., прот. История апологетики в первые века христианства//Священник Глеб Каледа – ученый и пастырь. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 2012. С. 630. Григорий Нисский, свт. О Шестодневе//Творения святого Григория Нисского. М., 1861. Ч. 1. С. 25. Филарет Московский, свт . Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта, 2004. С. 38. (Ч. 1. Сотворение мира и история первого мира. День второй). Каледа Г., прот . Введение в православную апологетику, с. 608. Буфеев К. прот . 3:394-395. Буфеев К. прот . 3:394. Буфеев К. прот . 3:401. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 569-570, прим.; с. 581. Буфеев К. прот . 3:400. Буфеев К. прот. 3:399-400. Каледа Г., прот . Библия и наука о сотворении мира, с. 569-570, прим. Буфеев К. прот . 3:402. Василий Великий, свт . Беседы на Шестоднев, 2//Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1. СТСЛ., 1900. С. 36-37. Буфеев К. прот. 3:401-402. Буфеев К., прот . 1:76. Буфеев К. прот . 3:380. Буфеев К. прот . 3:546-574. Серебряков Н.С. Образ " кожаных риз " при описании результатов грехопадения в человеке и в мире//XIII Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2003 г. М.: ПСТБИ, 2003. С. 99.

http://bogoslov.ru/article/6169695

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010