Внешняя история Оптиной подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанная в XV в., в Смутное время она была совершенно разрушена польскими отрядами. На основании старых синодиков можно предполагать, что до своего разрушения монастырь этот был «мужеско–женским», а мужским стал лишь после своего возобновления, вскоре после Смуты. В 1717 г. при Петре Великом пустынь была на несколько лет закрыта, возобновили ее в 1726 г., но на протяжении XVIII в. она оставалась маленькой обителью, число иноков в которой не достигало десяти. Митрополит Московский Платон Левшин (1775–1812), который, подобно митрополиту Гавриилу Петрову, возобновил и привел в порядок множество монастырей в своей епархии  , обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки. Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Песношского монастыря (1788–1811), привести монастырь в порядок  . Этот Макарий был связан со школой старца Паисия Величковского, с которым он состоял в переписке. Макарий направил в пустынь монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем Оптиной, Авраамий в основном занимался внешним устройством пустыни. Главная заслуга в устроении внутренней жизни обители принадлежит настоятелю Моисею Путилову († 1862). Раньше он спасался в рославльских лесах, где был настоятелем одной из пустынь. Когда в 1820 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский) основал скит около Оптиной, Моисей поселился там, а в 1825 г. епископ назначил его настоятелем скита. Моисей пригласил еще нескольких пустынножителей (Антония, Илария, Савватия), все они были приверженцами строгого общежительного устава в духе наставлений Паисия и неукоснительно соблюдали его. Время настоятельства Моисея (1825–1862) было самым важным периодом в формировании особого духа Оптиной, особого строя ее внутренней жизни  . Старчество введено было здесь отцом Леонидом Наголкиным (1768–1841)  . Лев Наголкин вырос в мещанской семье, около 10 лет служил он у одного купца, но потом оставил это место и в 1794 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Поручая себя Вашим Святым Молитвам с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Епископ Игнатий 1 января 1862-го года. Мой адрес: в Ярославль. Письмо 85 Ваше Высокопреподобие Высокопочтеннейший Отец Архимандрит! Удостоившись получить Ваше всеприятнейшее писание от 27 ч. Июля и особо посланную печать, не могу достойно возблагодарить за таковую отеческую к моему недостоинству благосклонность. Но быв много почтен и утешен от особы Вашего Высокопреподобия вместе с братом моим Антонием Вашим милостивым благоволением, побуждаюсь долгом принести искреннейшую и всечувствительнейшую Благодарность мою в убогих сих строках. От души желая, да даст Вам Господь Бог помощь Свою в благоустройстве и духовном назидании вверенной Вам обители, к таковой цели согласно Вашему требованию из Братства здешней обители я с удовольствием душевным готов отпустить кто пожелает. Нимало не нарушая свободы монаха Иоанна, требуемого Вами, я представил Его воле рассмотреть Ваше к нему предложение и ответить Вам по собственному Его чувству. Таким образом изъявляя мое усердие, всенижайше прошу ваших св. молитв и продолжения Вашей отеческой о Господе любви, с истинным почитанием честь имею быть Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга и сомолитвенник недостойный Строитель И Моисей с Антонием и всею о Христе Братиею 15 Августа 1834 Оптина Пустынь. Письмо 86 Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит! Небезызвестна Вашему Высокопреподобию обитель наша Оптина и ее положение, в коей Вы некоторое время изволили быть и недостаток ее видеть. По возложенной на меня должности имея попечение о приведении ее в Благоустройство с доставлением нужного спокойствия ее обитателям, занялся постройкою вокруг Монастыря каменной ограды и по тесноте Соборной Введенской церкви распространением оной; при воззрении Всевышняго пособием некоторых Благотворительных Особ в прошедшие три года выстроили две стены ограды с башнями, а к церкви пристроили с обеих сторон два придела на место бывших в трапезе. Но на довершение сего начатого строения требуется еще немало иждивений. По сему случаю, а равно и по касающемуся ходатайству о деле обительском посылаю нарочито в С. Петербург обители нашей монаха Иоанникия для испрошения от усердствующих к Благотворению лиц вспомоществования. Причем поставляя в виду и Вашу Благосклонность, приемлю дерзновение всепокорнейше просить о благодетельном Вашем содействии Ему доброю рекомендациею известным Вам Благотворящим Христолюбивым Особам, ибо, не знавши никого, трудно найти пособие; таковое Ваше содействие для обители будет незабвенным памятником для нас, обязанных Вашею любовию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Затем: Желая Вам всех истинных благ и утешения от Господа в постигшей Вас и Обитель печали, имею честь поручить себя Вашим Святым Молитвам и с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Игнатий, Епископ Кавказский 23 сент. 1860 года. (О. Моисей: Получено 16 октяб 1860.) Письмо 83 Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Архимандрит! Приношу Вам искреннейшую мою благодарность за воспоминание Ваше о мне и поздравление с Праздником Праздников – Воскресением Христовым. Поздравляя и Вас с оным, усерднеише желаю Вам всех истинных благ и приветствую Вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Воистину воскресе Христос! О. Антоний 1 извещал и меня о возведении его в сан Игумена. Введенский монастырь, в котором почивают родители преп. Александра Свирского , имеет порядочный денежный доход (до 4-х т. р. с), 800 десятин земли с весьма хорошим землепашеством. Судоходная река Оять, на которой стоит монастырь, обилует прекрасною рыбою. Вещественные средства монастыря, вероятно, при о. Антонии усилятся: остается пожелать ему многочисленного и благонравного братства. Местоположение монастыря уединенное, а сообщение с Петербургом водою самое удобное на протяжении 300 верст. Поручая себя Вашим Святым Молитвам, с чувством истинного уважения и преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский 12 майя 1861 года. (О. Моисей: 28 – получено.) Письмо 84 Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Архимандрит Моисей ! Приношу Вам искреннейшую благодарность за поздравление Ваше и Ваши благие желания мне, грешному. Равномерно поздравляю и Вас с наступившими Праздниками и Новым Годом, прося Вас покорно передать таковое же поздравление всем знакомым мне Отцам и Братиям Святой Обители Вашей. Прошедшим летом и осенью я чувствовал здоровье мое крайне расстроенным, особливо при путешествии с Кавказа, в Москве я подвергся сильнейшему припадку, коего последствия могли бы быть очень неприятны, если б они не были предупреждены обильным кровопусканием. Сюда едва дотащился и здесь чувствовал себя весьма нехорошо, кажется теперь начинаю поправляться, но из келлий еще не выхожу. Положением своим весьма доволен и признаю его устроенным особенною милостию Божиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Архимандрит Моисей ! Приношу Вам мое усерднейшее поздравление с великим Праздником Праздников, желая Вам всех истинных благ и приветствуя Вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе! По предварительному моему объяснению с Начальством, я надеюсь быть уволенным весною на побывку в Оптину Пустыню, куда полагаю прибыть в конце майя. Не откажите в милостивом приеме страннику! Позвольте просить Вас отвести мне келейку в Скиту или монастыре, если на гостинице не имеется отдельной келейки; ибо мне не хотелось бы остановиться в общем коридоре с светскими людьми. Последние две недели поста и настоящую пасхальную неделю рассчитываюсь с сильною простудною болезнию, по причине которой не мог быть даже и в первый день Пасхи у церковного Богослужения. Поручая себя Вашим Святым Молитвам с чувством отличного уважения н совершенной преданности, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим послушником Архимандрит Игнатий 1856-го года 20 апреля Сергиева пустыня. P. S. Примите на себя труд передать о. Игумену Антонию мой усерднейший поклон и поздравление с Праздником. Письмо 79 Христос Воскресе! Ваше Высокопреподобие Высокопреподобнейший Отец Архимандрит! Примите мое усерднейшее поздравление с наступившим Праздником Праздников и вместе искреннейшую признательность за поздравление Ваше меня, грешного, крайне нуждающегося воскреснуть от сна душевного и присноовладсвающего мною уныния. Весьма радуюсь о даровании штата Скиту. Это дарование штата, видно, есть и утверждение Скита: ибо доселе он существовал как архиерейская церковь . Обстоятельство, весьма важное для обители и скита! Очень основательно Вы говорите, что одно Ваше представление и представление Вашего Епархиального начальства были бы недостаточными без особого ходатайства, устроившегося как бы мановением Божиим, для доставления штата Скиту. По мановению Божию, за услуги Обители Вашей всему Христианскому Обществу, Московский Митрополит, Санкт-Петербургский Митрополит, Обер-Прокурор Св. Синода, добрейший Граф Толстой, как бы заодно, согласились дать Скиту штат. Бумаги – темное дело; живое ходатайство имеет огромную и благодетельную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1809 г. Тимофей Путилов был определен в число послушников Свенского монастыря, но через некоторое время вынужден уехать в Москву за увольнением, и больше не вернулся в Свенскую обитель. В 1811 г. по совету иеромонаха Адриана (в схиме Алексия), отправляется в Рославльские леса под духовное руководство иеросхимонаха Афанасия (Степанова), который имел духовное трезвение и дар умной молитвы. Там Тимофей был пострижен о. Афанасием в мантию с именем Моисей, и провел под его руководством в пустынножительстве 10 лет. От опытного старца о. Моисей приобрел дар молитвы и внимания к себе. В 1816 г. к о. Моисею присоединился его младший брат Александр, который был келейно пострижен в монашество с именем Антоний. О. Моисей вспоминает, что когда пришел в Рославльские леса, пустынники – иеросхимонах Афанасий, о. Досифей и о. Дорофей жили в трех кельях. О. Моисей поселился со старцем Афанасием, построив для него и для себя новую келью 225 . Жизнь пустынножители вели самую скудную, ничего не имея в кельях. Питались одними огородными овощами, хлеб вкушали редко, когда присылали помещики. Летом собирали грибы и ягоды. На чай старцы смотрели как на роскошь, и употребляли как лекарство для поддержания сил. Не менее скудной была и одежда пустынников, на ногах носили лапти. Почти весь день пустынники простаивали на молитве – церковной или келейной, оставляя ее лишь в случае выполнения различных работ и послушаний. Любимым занятием о. Моисея и его брата Антония было переписывание книг, которые они привезли в пустынь и приобрели во время поездок в Москву и Киев. У старца Афанасия было много рукописных переводов святоотеческих книг, сделанных Паисием Величковским . Братья из них делали выписки, составляя различные рукописные сборники, в которых изложены правила христианской, а особенно монашеской жизни 226 . Подвижничество старцев состояло в следующем – о. Моисей и Антоний по 18 часов проводили стоя на молитве, совершали до 800 поклонов, держали строгий пост и воздержание. Но самое главное, что большинство пустынников прошли школу старца Паисия лично или посредством его учеников, и стремились к духовному самосовершенствованию, которое совершалось через борьбу с телесными и душевными страстями, через следование Евангельским заповедям, через полное отрешение от прелести мира, и через обращение ума внутрь себя. Необходимо было полное отречение своей воли и всецелое послушание старцу 227 . Все это вырабатывало в пустынниках душевную чистоту, ясность мысли, силу воли и выдержку характера, – тем самым им не страшны были никакие испытания. И благодаря этому из безмолвного уединения Рославльских лесов миру являлись такие закаленные личности, как о. Моисей и о. Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Письма святителя Игнатия к преподобному Моисею (Путилову) [ 2082 ] Ваше Преподобие! Боголюбивейший Отец Моисей!   Приятнейшие ваши строки, при казенном пакете приложенные, и самое доставление онаго было для нас новым свидетельством той христианской любви и того искреннего и благорасположения, под покровом которых мы жили в вашей Богоспасаемой обители. Не нужно в пространных словах изъяснять пред Вами нашу благодарность; ваше собственное сердце может вас уверить гораздо лучше всяких слов. При помощи ваших молитв окончили мы наше путешествие благополучно, больный с Троицкой Лавры стал ходить, а на место приехал почти здоровым. Просим покорнейше засвидетельствовать наше искреннейшее почтение о. Антонию и благодарность за его любовь. Сделайте одолжение, скажите наш усерднейший поклон скитским о. Леониду и о. Гавриилу, — также много пособлявшему нам с вашего благословения в келейных потребностях, о. Митрофану. И наконец, — препоручая себя вашим молитвам и желая вам всех благ, с сердечною преданностию и почтением, честь имеем пребыть Вашими покорнейшими слугами   Дмитрий Брянчанинов и Михаил Чихачев Октября 26 дня 1829 г. Ваше Преподобие! Почтеннейший Отец Моисей!   Странствующий брат Демутье сказывал мне от Вас поклон. Весьма Вас благодарю и весьма рад, что как Вы, так и прочие старцы благополучны и здоровы. Вам известно, что живущий в Оптинском Ските рясофорный Монах Иоанн единственно ради меня у вас остался, что имел я к нему особенную любовь, равно и он ко мне. И потому прошу Вас убедительно отпустить чадо мое ко мне, отпустите его с миром! Я в совершенной уверенности, что если вы его, вкупе со старцем его, ко мне отпустите, то он, будучи питомец яко на крыльях ко мне полетит и прибытием своим крайне меня утешит. Может быть, я могу быть в чем-либо для Вас полезен, то за ваше одолжение постараюсь послужить со всяким усердием. О. Антонию, братцу Вашему, мой усердный поклон, и в знак памяти прошу принять по сей же почте посылаемую печать, равно как и я имею от него финифтяный образок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В апр. 1829 г. о. Леонид из-за разногласий с настоятелем иером. Маркеллином покинул обитель, а вслед за ним уехали и Брянчанинов с Чихачёвым. Друзья побывали в Свенском мон-ре, где беседовали с затворником иеросхим. Афанасием, учеником прп. Паисия (Величковского) , затем - в Белобережской пуст., а в мае прибыли в Оптину пуст., куда перешел прп. Леонид. Но и здесь настоятель прп. Моисей (Путилов) сомневался, смогут ли молодые дворяне соблюдать монастырские правила. Действительно, как вспоминал М., им пришлось пережить как неблагосклонность нек-рых насельников, так и суровость монашеского быта (они сами готовили себе похлебку из круп без масла, а вместо ножа Чихачёв использовал топор). Болезни обоих, а также нездоровье матери Брянчанинова, желавшей видеть сына, привели осенью 1829 г. к возвращению его в вологодскую родительскую усадьбу Покровское, куда пригласили и Чихачёва. По дороге друзья молились у мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре , после чего Чихачёв исцелился, и у мощей свт. Димитрия Ростовского в ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре . 26 окт. того же года, по приезде в с. Покровское, они написали оптинскому строителю прп. Моисею (Путилову) благодарственное письмо. В усадьбе их встретили радушно, в приходской Покровской ц. была возможность еженедельных исповеди и причастия. Но отец Дмитрия вновь стал требовать от него поступления на мирскую службу. В февр. 1830 г., в начале Великого поста, друзья вместе выехали в Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь , где жил старец архим. прп. Феофан (Соколов) . Сырой климат островной обители привел к ухудшению здоровья Брянчанинова, и в июне того же года родители прислали за ним экипаж и перевезли его в Вологду. В это время в мон-ре проживали буд. послушник Троице-Сергиевой пуст., историограф и письмоводитель дворянин П. П. Яковлев, которого Чихачёв охарактеризовал впоследствии как «деятельного помощника» архим. Игнатия, «образованного, необычайно трудолюбивого, добросовестного», и с которым подружился, и А.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

Через несколько месяцев предсказание святого старца исполнилось. На фоне общего расцвета старчества в России XIX века особенно ярко выделяется старчество Козельской Введенской Оптиной пустыни (основана в середине XV в.). Многие благодатные дарования старцев – дары прозорливости, пророчества, исцелений и – что не менее важно непрерывная преемственная связь между оптинскими подвижниками создали всероссийскую славу Оптиной пустыни. На протяжении почти целого столетия сюда стекались жаждущие исцеления духовного и телесного, требующие помощи и совета, и «никтоже тощь и неутешен отыде». С Оптиной пустынью связаны многие славные имена религиозных деятелей, философов, писателей. Здесь бывали H. В. Гоголь (1809–1852), Ф. М. Достоевский (1821–1881), Владимир Соловьев (1853–1909); последний порыв умирающего Л. Н. Толстого (1828–1910) был глубоко символичен – в Оптину, а для него это значило – в Церковь Христову. Вот что писал известный русский мыслитель и публицист И. В. Киреевский (1806–1856): «Существеннее всяких книг и всякого мышления найти святого православного старца, который бы мог быть твоим руководителем, которому ты бы мог сообщать каждую мысль свою и услышать о ней не его мнение, более или менее умное, но суждение святых отцов». Такое исключительное счастье сам И. В. Киреевский имел в лице оптинского старца Макария. Оптина пустынь – один из древнейших русских монастырей. Однако тем расцветом и славою, которых она достигла в XIX столетии, она обязана двум братьям: архимандриту Моисею († 1862) и игумену Антонию († 1865; Путиловым). Архимандрит Моисей, прошедший школу подвижничества в Рославльских лесах, получавший духовные наставления от преподобного Серафима и достигший через «умное делание» высоких духовных дарований, тем не менее всегда по смирению своему старался отказываться от учительства и иерархических степеней. Архимандрит Моисей посвятил себя заботам хозяйственным: расширению и благоустройству монастыря и, главное, строительству знаменитого скита, ставшего в будущем местопребыванием святых оптинских старцев. Скитоначальником был поставлен игумен Антоний, человек удивительно кроткий, любвеобильный и обладавший редким даром сочувствия и утешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арсений (Митрофанов Алексий), игумен и архимандрит Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии. Письма к Моисею (Путилову) (настоятелю Оптиной пустыни.– А.И.)//ОР ГБЛ, ф. 213, к. 90, ед. хр. 16. Арсений, архимандрит Святогорского монастыря. Портрет. Литография//Там же, к. 111, ед. хр. 11. РЕЧЬ, сказанная при погребении настоятеля Успенской пустыни архимандрита Арсения 15 октября 1859 г. Цит. по кн.: Святогорская общежительная Успенская пустынь. М., 1867. С. 159–163. «Благий раб и верный, вниди в радость Господа Твоего» ( Мф.25:21 ) Делатель винограда Христова, пастырь словесного стада Его, отец, собрат и сослужитель наш, предстоявший на молитве у сего алтаря Господня! Ты и ныне обычно облекся в ризу спасения и одеждой веселия оделся, почто же уста твои безмолвствуют и не предначинают возвещать хвалы Господу? Почто не воздеваешь руце твои горе – к Богу? Почто отложил пастырский жезл свой и не предстоятельствуешь среди возлюбленной и многочисленной братии твоей? Ужели отныне навсегда оставляешь звание твое? Так! Чреда временного служения твоего здесь на земле у престола благодати прешла уже, и ты твориши далечейше идти, идти туда, где пред-престолом славы вовеки воспевают Богу: «Аллилуия». Чей же глас? Чей, как не Господа – Раздаятеля талантов, зревшего приумножение оных тобою, воззвал тебя от понесенных трудов и попечений, всегда неразлучных со скорбями и печалями в вечную радость свою. «Благий раб и верный, вниди в радость Господа Твоего!» Велика потеря, тягостна разлука с тобою братии твоей, предвидя ее, они молили Господа да мимо идет чаша сия от них, но судьбы Его остались непреложны, и кто дерзнет пререкать им? Не станем нарушать вечного покоя твоего, усопший отец и брат наш, рыданиями и воплями, якоже и прочии не имущии упования, но из любви и благоговейной памяти к тебе помянем хотя кратко у гроба твоего добрую жизнь и дела звания твоего. Рожденный и воспитанный в кругу куплю делающих при средствах и возможности проходить поприще земной жизни путем широким и пространным, он скоро уклонился от него как опасного, вводящего многих, идущих по нему в пагубу, и избрал путь узкий и тесный – путь иноческого самоотвержения и безмолвного уединения. Презрел богатство, оставил род и отчизну и водворился в пустынь, чая Бога спасающего от потопления греховного и от бури страстей. Не нам, немощным, проникать в тайну безмолвной жизни и иноческих подвигов. Ее зрит один только Сердцеведец, и могут понимать те, кои сами подвизаются подвигом добрым; для нас поучительны будут те дела усопшего, которые совершил он в глазах наших. И здесь всякому можно видеть, как для возлюбившего Господа «иго Его благо, и бремя Его легко есть».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Ф. 213, к. 89, д. 6, л. 15 (1809 г.), к.59,д. 1,л.39об.(1821 г.),к.86,д. 18, л. 16(1823 г.)]. В 1806 году он предпринял попытку соединиться со старцами Василиском и Зосимою, но не застал их в Тобольске. В 1810 году, приехав в Спасский Арзамасский монастырь, он был посвящен Нижегородским владыкой в иеродиакона 18 июня и в иеромонаха на следующий день [ОР РГБ. Ф. 213, к. 84, д. 39].Судя по совету, подававшемуся ему о. Зосимою в письме, узнать об умной молитве у московских старцев, монах Павел был в то время еще молодым. Подробнее о нем см. нашу публикацию «Карта Рославльских кущей» в журнале «Смоленские епархиальные ведомости» (2003. 2. С. 32). 77 Письмо о. Зосимы к монаху Павлу от 23 июля 1806 года//ОР РГБ. Ф. 214, д. 446, л. 17об.–21об.; то же: д. 448, л. 21об.– 27. Впервые письмо опубликовано А. Ю. Адриановым в сборнике «Православие и русская народная культура» (Изд. Координационно-методического центра Прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН). М., 1993. Кн. 2. С. 86–90. Также см. в кн.: Преподобный старец Зосима Верховский . Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006. С. 400–404. 78 Подробнее житие старца Василия (Кишкина) см. в сб.: Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 249–295. 81 Отец Александр (Подгорычани) – иеромонах Московского Новоспасского монастыря, исполнявший с конца 1790-х годов должность наместника. В мае 1810 года был посвящен в архимандриты и назначен настоятелем Арзамасского монастыря, где и умер 29 апреля 1845 года [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 299–309]. Сохранившиеся письма архимандрита Александра (Подгорычани) из Спасского Арзамасского монастыря к братьям Тимофею (впоследствии о. Моисею) и Ионе (впоследствии о. Исайе) Путиловым (1804–1842 гг.) представляют собой образец аскетических наставлений [ОР РГБ. Ф. 213, к. 89, д. 6]. 82 Иеромонах Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор) подвизался в Новоспасском монастыре с 1794 года и до своей смерти (в 1841 году). Был известнейший на всю Москву прозорливец и «целитель» душ [Отечественные подвижники благочестия 18 и 19 веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010