мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 6. Старец-настоятель архимандрит Моисей (Путилов) Как писал отец Ювеналий, «когда отец Моисей сделался настоятелем, из зданий, ныне украшающих Оптину пустынь, существовали в теперешнем виде: одна церковь (Казанская), колокольня, старое здание трапезы, настоятельский корпус, два братских корпуса деревянных и два каменных одноэтажных. Был и собор Введенский, но очень тесный. Была и больничная церковь в память явления Владимирской иконы Божией Матери, но без притвора и пристроек. В настоятельство же отца Моисея Введенский собор распространен и устроены два боковых придела с крытыми папертями; к больничной церкви сделана пристройка; в старой братской трапезе устроена церковь во имя преподобной Марии Египетской; построена кладбищенская церковь. Над двумя одноэтажными каменными корпусами надстроены верхние этажи; вновь построено семь братских корпусов внутри монастыря; каменная ограда с семью башнями, новый большой корпус для братской трапезы, библиотека, гостиницы (восемь корпусов с тремя флигелями для богомольцев различных сословий); два конных двора с братскими келиями, скотный двор, заводы кирпичный и черепичный; мельница близ монастыря выстроена вновь; новое братское кладбище, весь скит с его церковью, келиями и службами – все это возникло при отце Моисее» 61 . Перечисляя все, что создано с Божьей помощью в монастыре отцом Моисеем, отец Ювеналий говорит и о том, что сделано было впоследствии. «На земле, – пишет он, – Высочайше дарованной монастырю в 1853 году, устроен был хутор для сбора сена и для рыбной ловли. Заведен прекрасный рогатый скот крупной породы. Улучшены прежние и вновь устроены большие огороды, сделавшиеся необходимыми при умножении числа братии и богомольцев. Разведены фруктовые сады около монастыря и на хуторе. При вступлении в должность отца Моисея Оптина пустынь владела всего 197 десятинами и 1564 кв. саженями земли под монастырем, лугами, огородами, озерами, дорогами и лесом, из которых было 80 десятин собственно леса и луговой земли, за исключением неудобной и находящейся под строением, реками и дорогами до 50 десятин, а в год кончины отца архимандрита Моисея было у обители 348 десятин, 1464 кв. саженей земли, и в том числе 188 десятин леса. Отцом Моисеем устроено каменное помещение для монастырской библиотеки... устроена и самая библиотека. Началом последней послужило множество книг (до 2100) и немало рукописей, принадлежавших лично отцу Моисею. Монастырская ризница обогатилась прекрасными и многочисленными облачениями. Церкви – хорошею стенною живописью и иконостасными иконами в окладах. Личное бескорыстие и нестяжательность подвижника-настоятеля привлекали усердие богомольцев к обители и ее храмам, а это усердие и помогало отцу Моисею в деле устройства монастыря» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Письмо 74 Ваше Преподобие! Боголюбивейший Отец Моисей! Приятнейшие ваши строки, при казенном пакете приложенные, и самое доставление онаго было для нас новым свидетельством той христианской любви и того искреннего и прямодушного благорасположения, под покровом которых мы жили в вашей Богоспасаемой обители. Не нужно в пространных словах изъяснять пред Вами нашу благодарность; ваше собственное сердце может вас уверить гораздо лучше всяких слов. При помощи ваших молитв окончили мы наше путешествие благополучно, больный с Троицкой Лавры стал ходить, а на место приехал почти здоровым. Просим покорнейше засвидетельствовать наше искреннейшее почтение о. Антонию и благодарность за его любовь. Сделайте одолжение, скажите наш усерднейший поклон скитским о. Леониду и о. Гавриилу,– также много пособлявшему нам с вашего благословения в келейных потребностях, о. Митрофану. И наконец,– препоручая себя вашим молитвам и желая вам всех благ, с сердечною преданностию и почтением, честь имеем пребыть Вашими покорнейшими слугами Дмитрий Брянчанинов и Михаил Чихачев Октября 26 дня 1829 г. Письмо 75 Ваше Преподобие! Почтеннейший Отец Моисей! Странствующий брат Демутье сказывал мне от Вас поклон. Весьма Вас благодарю и весьма рад, что как Вы, так и прочие старцы благополучны и здоровы. Вам известно, что живущий в Оптииском Ските рясофорный Монах Иоанн единственно ради меня у вас остался, что имел я к нему особенную любовь, равно и он ко мне. И потому прошу Вас убедительно отпустить чадо мое ко мне, отпустите его с миром! Я в совершенной уверенности, что если вы его, вкупе со старцем его, ко мне отпустите, то он, будучи питомец послушания, яко на крыльях ко мне полетит и прибытием своим крайне меня утешит. Может быть, я могу быть в чем-либо для Вас полезен, то за ваше одолжение постараюсь послужить со всяким усердием. О. Антонию, братцу Вашему, мой усердный поклон, и в знак памяти прошу принять по сей же почте посылаемую печать, равно как и я имею от него финифтяный образок. Пожелав вам всех благ и прося святых молитв, имею честь быть Ваш покорный слуга и Богомолец.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В 1842 г., находясь по делам в С.-Петербурге, А. познакомился с Т. Б. и А. М. Потёмкиными, к-рые пригласили его посетить Святые горы в Харьковской губ., где задумали возобновить обитель. «Сердце мое наполнилось чувством радостного изумления, когда в первый раз неожиданно представилось мне, в чаще леса из-за Донца, меловая скала, у подножия коей мне суждено было оставаться. Я понял, что это место создано для пустыни и что не по какой-либо прихоти опять возродится тут обитель»,- вспоминал впосл. А. Летом 1842 г. графиня Т. Б. Потёмкина посетила Глинскую пуст., к-рая произвела на нее глубокое впечатление. Потёмкины начали хлопотать о восстановлении Святогорского мон-ря по образу Глинской пуст. и уставу игум. Филарета. 15 янв. 1844 г. имп. Николай I утвердил доклад Святейшего Синода о восстановлении Святогорского мон-ря, настоятелем к-рого был назначен А., 27 февр. возведенный в сан игумена. 21 апр. 1844 г. А. с 12 насельниками Глинской пуст., изъявившими согласие перейти в Святогорский мон-рь, прибыл в Святые горы, где сразу же начались строительные работы. За короткое время были сооружены настоятельский, братский, просфорный, экономский корпуса, гостиница, трапезная, поновлена древняя Успенская ц., на Святогорскую скалу устроена прочная крытая лестница. Древние пещеры были очищены, устроена пещерная ц. во имя св. Иоанна Предтечи, поновлена пещерная ц. во имя преподобных Антония и Феодосия печерских. Мон-рь обнесли прочной каменной стеной. В обители А. устроил столярную, бондарную, слесарную, кузнечную, саночную, портную и живописную мастерские, пасеку и свечной завод, открыл книжную и иконную лавки. Богослужение в мон-ре совершалось по чину Глинской пуст., братия ежедневно открывала помыслы духовнику. А. руководил всеми сторонами жизни мон-ря, обращаясь за советом и поддержкой к настоятелю Оптиной пуст . прп. Моисею (Путилову) . В 1850 г. за труды по возобновлению Святогорской пуст. А. был возведен в сан архимандрита. В последние годы жизни А. начал строительство скита во имя прп. Арсения Великого для иноков, стремившихся к безмолвию.

http://pravenc.ru/text/76236.html

Преподобный Антоний Оптинский. Автор прижизненного портрета: иером. Гавриил (Спасский) Двадцатого августа мы празднуем память преподобного Антония, старца Оптинского. Преподобный Антоний, в миру Александр Иванович Путилов, родился в городе Борисоглебске Ярославской губернии в 1795 году в благочестивой семье, где ближайшие родственники: старшие братья, дядя, двоюродная сестра — тяготели к монашеской жизни. Семья Путиловых подарила России трёх монахов-молитвенников Семья Путиловых подарила России трёх монахов-молитвенников, и после смерти отца три сына на его памятнике у алтаря церкви Всех святых написали: «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни , Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Жизнь будущего старца неоднократно подвергалась многочисленным смертельным опасностям, но Промысл Божий сохранял его невредимым. В 1812 году Александр попал в плен к французам и после десяти дней страданий и издевательств чудом бежал. В двадцать один год юноша отправился в рославльские леса к старшему брату — монаху-отшельнику отцу Моисею, а после говаривал: «Приехавши к брату погостить, я прожил у него 24 года». Через четыре года был пострижен в иноческий чин, первый день ангела встретил в безмолвии и молитве и радовался этому: «Воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя». Ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное очищение отхожих мест Молодому послушнику поручали самые тяжёлые работы: рубить дрова, собирать для удобрения огорода по проезжим дорогам конский помет, готовить еду. За любую провинность «ставили на поклоны», и он так привык к этому, что бывало «скучал» без епитимьи в виде поклонов. Позднее вспоминал: «Я имел характер самый пренесносный, и старец мой чего-чего не употреблял, чтобы смирить мою жестоковыйность. Но ничто так не смирило моего окаянства, как ежегодное по нескольку раз, в течение шести лет, очищение отхожих мест». Как-то темной дождливой осенней ночью отправили Александра через глухую лесную чащу на реку проверить сети. С молитвой, за послушание, дошёл он до реки, рыбы не оказалось, но на обратном пути он почувствовал удивительную радость и лёгкость, а вокруг, среди тьмы, разлился свет. Так Господь Сам утешал инока.

http://pravoslavie.ru/73045.html

В апр. 1829 г. о. Леонид из-за разногласий с настоятелем иером. Маркеллином покинул обитель, а вслед за ним уехали и Брянчанинов с Чихачёвым. Друзья побывали в Свенском мон-ре, где беседовали с затворником иеросхим. Афанасием, учеником прп. Паисия (Величковского) , затем - в Белобережской пуст., а в мае прибыли в Оптину пуст., куда перешел прп. Леонид. Но и здесь настоятель прп. Моисей (Путилов) сомневался, смогут ли молодые дворяне соблюдать монастырские правила. Действительно, как вспоминал М., им пришлось пережить как неблагосклонность нек-рых насельников, так и суровость монашеского быта (они сами готовили себе похлебку из круп без масла, а вместо ножа Чихачёв использовал топор). Болезни обоих, а также нездоровье матери Брянчанинова, желавшей видеть сына, привели осенью 1829 г. к возвращению его в вологодскую родительскую усадьбу Покровское, куда пригласили и Чихачёва. По дороге друзья молились у мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре , после чего Чихачёв исцелился, и у мощей свт. Димитрия Ростовского в ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре . 26 окт. того же года, по приезде в с. Покровское, они написали оптинскому строителю прп. Моисею (Путилову) благодарственное письмо. В усадьбе их встретили радушно, в приходской Покровской ц. была возможность еженедельных исповеди и причастия. Но отец Дмитрия вновь стал требовать от него поступления на мирскую службу. В февр. 1830 г., в начале Великого поста, друзья вместе выехали в Кириллов Новоезерский в честь Воскресения Христова монастырь , где жил старец архим. прп. Феофан (Соколов) . Сырой климат островной обители привел к ухудшению здоровья Брянчанинова, и в июне того же года родители прислали за ним экипаж и перевезли его в Вологду. В это время в мон-ре проживали буд. послушник Троице-Сергиевой пуст., историограф и письмоводитель дворянин П. П. Яковлев, которого Чихачёв охарактеризовал впоследствии как «деятельного помощника» архим. Игнатия, «образованного, необычайно трудолюбивого, добросовестного», и с которым подружился, и А.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

Затем: Желая Вам всех истинных благ и утешения от Господа в постигшей Вас и Обитель печали, имею честь поручить себя Вашим Святым Молитвам и с чувством искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Игнатий, Епископ Кавказский 23 сент. 1860 года. (О. Моисей: Получено 16 октяб 1860.) Письмо 83 Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Архимандрит! Приношу Вам искреннейшую мою благодарность за воспоминание Ваше о мне и поздравление с Праздником Праздников – Воскресением Христовым. Поздравляя и Вас с оным, усерднеише желаю Вам всех истинных благ и приветствую Вас всерадостным приветствием: Христос Воскресе! Воистину воскресе Христос! О. Антоний 1 извещал и меня о возведении его в сан Игумена. Введенский монастырь, в котором почивают родители преп. Александра Свирского , имеет порядочный денежный доход (до 4-х т. р. с), 800 десятин земли с весьма хорошим землепашеством. Судоходная река Оять, на которой стоит монастырь, обилует прекрасною рыбою. Вещественные средства монастыря, вероятно, при о. Антонии усилятся: остается пожелать ему многочисленного и благонравного братства. Местоположение монастыря уединенное, а сообщение с Петербургом водою самое удобное на протяжении 300 верст. Поручая себя Вашим Святым Молитвам, с чувством истинного уважения и преданности имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугой Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский 12 майя 1861 года. (О. Моисей: 28 – получено.) Письмо 84 Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший Отец Архимандрит Моисей ! Приношу Вам искреннейшую благодарность за поздравление Ваше и Ваши благие желания мне, грешному. Равномерно поздравляю и Вас с наступившими Праздниками и Новым Годом, прося Вас покорно передать таковое же поздравление всем знакомым мне Отцам и Братиям Святой Обители Вашей. Прошедшим летом и осенью я чувствовал здоровье мое крайне расстроенным, особливо при путешествии с Кавказа, в Москве я подвергся сильнейшему припадку, коего последствия могли бы быть очень неприятны, если б они не были предупреждены обильным кровопусканием. Сюда едва дотащился и здесь чувствовал себя весьма нехорошо, кажется теперь начинаю поправляться, но из келлий еще не выхожу. Положением своим весьма доволен и признаю его устроенным особенною милостию Божиею.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Как видим, у Оптинских старцев в роду были крепкие молитвенники, иноки, священники или просто глубоко верующие, благочестивые люди. Интересно, что по свидетельствам современников, на всех старцах Оптинских с детства лежала печать избранничества, особого Божия благоволения. Будущий преподобный Макарий нередко слышал слова своей любимой матери, которая говорила о тихом и кротком сыне: «Сердце моё чувствует, что из этого ребёнка выйдет что-нибудь необыкновенное». Про преподобного Иосифа его наставник, протоиерей говорил: «Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное». Преподобному Илариону мать еще в семилетнем его возрасте предсказывала будущее монашество. Да и сам отрок с детства чувствовал в себе стремление стать монахом. Отца преподобного Исаакия I во время его путешествия в Киев в 1809 году, как раз перед рождением сына, известный Киевский старец, иеромонах Парфений, приветствовал словами: «Блаженно чрево, родившее монаха». Преподобный Варсонофий вспоминал, как в детстве они с отцом встретили таинственного странника, который сказал про малыша: «Помни, отец, это дитя в своё время будет таскать души из ада!» Характерной особенностью всех Оптинских старцев была собственная благочестивая жизнь в миру, молитва, любовь к храму и богослужениям. Будущий преподобный Макарий, в возрасте пяти лет потерявший любимую мать, чтил уединение, много читал, особенно духовные книги. Находил утешение в игре на скрипке. Не поддерживал попыток родных женить его, да и не имел к этому стремления. Душа его искала других радостей – духовных. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Когда Тимофею (преподобному Моисею) исполнилось восемнадцать лет, его вместе с четырнадцатилетним братом Ионою отправили на службу в Москву к откупщику Карпышеву. Можно представить, сколько соблазнов и искушений можно было встретить в столице неопытному юноше. Но Тимофей не обращал внимания на мирские соблазны. Здесь, в Москве, было много духовных святынь, можно было достать больше духовной литературы, и Тимофей даже в лавке не расставался с духовными книгами, откладывая их только с приходом покупателей.

http://pravoslavie.ru/56923.html

11-я часть – «О Священном Писании» – состоит из глав «Воззвание к чтению Слова Божия», «Наставление, как читать Слово Божие», краткого пересказа книг Нового Завета, толкования на некоторые места, симфонии по предметам, упоминаемым в Новом Завете, и др. (ф. 178, 10953). В фонде Оптиной пустыни в ОР РГБ хранится несколько трудов о. Арсения, не связанных с «Подвижническим сборником». Это, в частности, «Письма о плодотворности замечания и записывания полезных мыслей», куда вошли разрозненные воспоминания, духовные рассуждения, пересказы отдельных текстов Священного Писания и трудов отцов Церкви. «Письма...» посвящены нескольким темам: занятию Иисусовой молитвой, внимательности при молитве, «духовной сухости» и способам борьбы с ней, посещению храма, памяти смерти, безмолвию (ф. 214, Опт.–411, 412) 8 . Еще одну книгу составили автобиографические сочинения «Записки для моей грешной, окаянной и слабой памяти» и «Излияние сердца» (ф. 214, Опт.–449). В собрании рукописных книг библиотеки Симонова монастыря хранится «Сборник учительный» (ОР РГБ, ф. 886, оп. 1, 30) с записями о. Арсения («О духовной сухости», «О возбуждении к молитве», «О средствах для внутреннего мира»), которые перекликаются с «Письмами о плодотворности замечания и записывания полезных мыслей». В Отделе рукописей Государственного Исторического музея, в собрании Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, находится текст «Четыре книги о молитве» с этимологическим разбором слова «молитва» в некоторых языках, очерком истории внутренней молитвы в разных религиозных традициях и проч. (ГИМ, Воскр. По копии из Парижской Славянской библиотеки в журнале «Символ» было опубликовано еще одно сочинение иеромонаха Арсения – «Память о молитвенной жизни старца Василиска, монаха и пустынника сибирских лесов» 9 . Автор обильно заимствовал материал из произведений схимонаха Зосимы (Верховского) , описателя жизни и молитвенных подвигов старца Василиска. При этом «Память…» написана иным языком, в другом жанре – в форме послания «возлюбленному о Господе брату», в ней есть и самостоятельные рассуждения о. Арсения. К текстам, вышедшим из-под пера духовного писателя, можно добавить обнаруженные мной в ОР РГБ 3 его письма: оптинским иеромонахам Моисею (Путилову) (1834 г.) и Антонию (Путилову) (1835 г.), а также литератору Н. В. Сушкову (1865 г.) 10 . С юного возраста Валентина Троепольского отличала склонность к самопознанию, рефлексии, духовной жизни, молитве. Впоследствии он рассказывал, что уже в 13-летнем возрасте «пламенел желанием созерцательной жизни» 11 . Юноша постоянно думал о монашеском призвании. Будучи студентом Московского университета, он спрашивал себя: «Могу ли оставить звание к уединенной жизни, обратиться к общественной? Никак! Ибо, оставивши, буду несчастен как в сем веке, так и в будущем» 12 . Основным стремлением в его жизни стали любовь к молитве (особенно к Иисусовой молитве), изучение ее теории и практики. Эта тема заняла центральное место и в его литературном творчестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

В 1787-1797 гг. В. м. именовался пустынью, из 6 насельников лишь иером. Феодорит имел священный сан, митр. Платон вспоминал, что он «сам клиросную должность правил». Митрополит неоднократно обращался к имп. Екатерине II Алексеевне с просьбой об увольнении его на покой с пребыванием в В. м., однако императрица отклоняла прошения. Монастырская гостиница, ныне братский корпус. 1893 г. Фотография. 2004 г. Монастырская гостиница, ныне братский корпус. 1893 г. Фотография. 2004 г. 24 апр. 1797 г. В. м. неожиданно посетил недавно коронованный имп. Павел I с семьей (Платон (Левшин) в 1763-1773 преподавал вел. кн. Павлу, а также его невесте вел. кнг. Наталии Закон Божий). Обитель настолько понравилась государю, что 1 мая 1797 г. он издал указ о возведении пустыни во второклассный мон-рь, приписной к ТСЛ, и об учреждении при нем Вифанской ДС для 100 учащихся. В. м. получил штат монашествующих и ежегодное жалованье в размере 2633 р. 80 к., на пищу и одежду насельникам отпускалось еще 340 р. в год. Император пожаловал В. м. 533 дес. и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому мон-рю, с 1801 г. В. м. получал также доходы с 3 мельниц, к-рые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митр. Платон устроил у входа в свои покои обелиск. В 1804 г. в мон-ре жили 8 насельников. Митр. Платон, скончавшийся в нояб. 1812 г., по завещанию был погребен в Лазаревской ц. рядом с гробом прп. Сергия. Над гробницей под стеклом хранились его митра, дикирий и трикирий, справа от гробницы - полное облачение, слева - белый клобук, мантия и посох. У гроба иерарха ежедневно совершались панихиды, были отмечены случаи исцелений, по верованиям окрестных крестьян, митр. Платон особенно помогал больным детям. О посмертном явлении митр. Платона в храме В. м. рассказывал прп. Антоний (Медведев) прп. Моисею (Путилову) в окт. 1839 г. (РГБ ОР. Ф. 214. 359-360). Платон (Левшин), митр. Московский. Портрет. Кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. (ГИМ) Платон (Левшин), митр.

http://pravenc.ru/text/158880.html

Внешняя история Оптиной подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанная в XV в., в Смутное время она была совершенно разрушена польскими отрядами. На основании старых синодиков можно предполагать, что до своего разрушения монастырь этот был «мужеско-женским», а мужским стал лишь после своего возобновления, вскоре после Смуты. В 1717 г. при Петре Великом пустынь была на несколько лет закрыта, возобновили ее в 1726 г., но на протяжении XVIII в. она оставалась маленькой обителью, число иноков в которой не достигало десяти. Митрополит Московский Платон Левшин (1775–1812), который, подобно митрополиту Гавриилу Петрову, возобновил и привел в порядок множество монастырей в своей епархии , обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки. Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Песношского монастыря (1788–1811), привести монастырь в порядок . Этот Макарий был связан со школой старца Паисия Величковского, с которым он состоял в переписке. Макарий направил в пустынь монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем Оптиной, Авраамий в основном занимался внешним устройством пустыни. Главная заслуга в устроении внутренней жизни обители принадлежит настоятелю Моисею Путилову († 1862). Раньше он спасался в рославльских лесах, где был настоятелем одной из пустынь. Когда в 1820 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский) основал скит около Оптиной, Моисей поселился там, а в 1825 г. епископ назначил его настоятелем скита. Моисей пригласил еще нескольких пустынножителей (Антония, Илария, Савватия), все они были приверженцами строгого общежительного устава в духе наставлений Паисия и неукоснительно соблюдали его. Время настоятельства Моисея (1825–1862) было самым важным периодом в формировании особого духа Оптиной, особого строя ее внутренней жизни . Старчество введено было здесь отцом Леонидом Наголкиным (1768–1841) [ 1317] . Лев Наголкин вырос в мещанской семье, около 10 лет служил он у одного купца, но потом оставил это место и в 1794 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436690/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010