(Петрович; 1677, Белград - 27.07.1730, там же), митр. Белградско-Карловацкий. Род. в семье Петара и Елисавки. Учился в греч. школе в Белграде. Во время Великого переселения сербов 1690 г. перешел на австр. земли. В г. Сентендре продолжил обучение при дворе патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , к-рый рукоположил его во диакона. Затем в мон-ре Печская Патриархия был пострижен в монашество с именем Моисей патриархом Печским Каллиником I . Во иерея был рукоположен на австр. территории митр. Бачским Стефаном (Метохийцем) . Вернулся в Печскую Патриархию и получил чин протосинкелла. В 1709 г. патриархом Каллиником I в мон-ре Печская Патриархия был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Дабро-Босанским (см. Дабро-Босанская епархия ). В 1713 г. был выбран главой Белградской митрополии. После австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и последовавшего присоединения к Габсбургской империи области Банат, Сев. Сербии с Белградом и части Боснии в 1718 г. М. в Вене просил присоединить их к Карловацкой митрополии , а его поставить главой объединенной митрополии или признать автономию Белградской митрополии. Т. к. венские власти не были заинтересованы в укреплении церковного единства сербов, в сент. 1718 г. было удовлетворено только 2-е его предложение. Автономию Белградской митрополии в 1721 г. признал и патриарх Печский Моисей (Райович) . Несмотря на запрет властей участвовать представителям Белградской митрополий в Сербском народно-церковном соборе в 1722 г. в Петроварадински-Шанце (ныне Нови-Сад), М. на нем присутствовал и единогласно был избран коадъютором и «сопомощником» при больном митр. Карловацком Викентии (Поповиче) с правом наследования. Хотя венские власти препятствовали тому, чтобы «сербы составляли единое целое», и объявили коадъюторство М. недействительным, после смерти митр. Викентия (1725) на соборе 27 февр. 1726 г. было принято решение о включении Сербии и Баната в состав Карловацкой митрополии и об избрании М. митрополитом Карловацким. Имп. комиссар утвердил его только как Карловацкого митрополита, но сербские представители добились de facto объединения Белградской и Карловацкой митрополий в единую Белградско-Карловацкую митрополию благодаря тому, что М. стал администратором Белградской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563998.html

Сразу после переселения, 6 апр. 1690 г., была издана и вручена патриарху Арсению III «Invitatoria» (Приглашение), к-рая призывала сербов встать на защиту Габсбургской империи и давала за это право свободного исповедания Православия. Характер 2 указов о привилегиях, дарованных в 1690 г., и по одному в 1691 и 1695 гг. отражал военные нужды империи и степень участия сербов в ее военных кампаниях. Так, после австр. победы в битве под Сланкаменом (1691), одержанной благодаря сербскому отряду Йована Монастерлии, привилегия, данная 21 авг. 1691 г., закрепила за патриархом часть светских полномочий над его паствой. Привилегия от 4 марта 1695 г. утвердила структуру епархий. Сербские привилегии неоднократно подтверждались: 7 авг. 1706 г.- имп. Иосифом I, 8 окт. 1713 г.- имп. Карлом VI, в Защитном дипломе (10 апр. 1735) и 26 апр. 1743 г.- имп. Марией Терезией. Но постепенно эти привилегии утрачивали силу либо отменялись, что ухудшало положение сербов и способствовало навязыванию им унии. К. м. вела широкую просветительскую деятельность, поддерживала высокий уровень церковных школ, к-рые признавались наравне с др. школами в империи; благодаря этой деятельности сербы могли противостоять ассимиляции и сохранить свою религ. и национальную идентичность. После австро-тур. войны 1716-1718 гг. в состав Габсбургской империи вошли обл. Банат, Сев. и частично Центр. Сербия с городами Белград, Валево и Крагуевац - земли, на которых находились Валевская, Темишварская и Вршацкая епархии Белградской митрополии во главе с митр. Моисеем (Петровичем) . Вскоре автономию Белградской митрополии признали имп. Карл VI и 15 авг. 1721 г. Печский патриарх Моисей (Райович ; 1712-1725), который пожелал, чтобы после смерти тяжелобольного митр. Карловацкого Викентия (Поповича) эта митрополия объединилась с К. м. в Славяно-сербскую митрополию, а ее главой стал митр. Моисей (Петрович). Но австрийские власти не одобрили пожелание патриарха, поэтому в 1722 г. на Соборе в Петроварадински-Шанаце (ныне в черте г. Нови-Сад) митр.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

В 1713 г. Д. учредил судебный орган из 12 старейшин - «суд владыки Даниила». Его власть распространялась на все черногорские племена, и с 1723 г. он имел право выносить суровые наказания за преступления кровной мести, которая была широко распространена среди черногорцев. В 1719 г. Д. назначил себе преемника - своего племянника архим. Савву (Петровича) , и в том же году Печский патриарх Моисей (Райович) хиротонисал его во епископа. Д. первоначально был похоронен в малой Успенской ц. мон-ря Подмаина. В 1747 г. его останки перезахоронили в новой Успенской ц. монастыря, а в 1897 г. - в часовне на скале Орлов-Крш в Цетине. Д. считал себя не только наследником черногорских митрополитов, но и воевод-правителей Черноевичей. В 1732 г. на одном Евангелии Д. написал: «Даниил, воеводич сербской земли». Главной его целью было возрождение серб. гос-ва под скипетром рус. царя, к-рый, «если Бог даст, будет греческий, сербский и болгарский император». Программа внешней политики Д. выражена в письме 1713 г. к брату, кн. Раде: «Я - москов, москов, москов!» Он был защитником Православия, которский католич. еп. Марин Драго писал о нем: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность». Он боролся с «тремя идолами» своего народа - прелюбодеянием, сребролюбием и грабежами с кровопролитием. Язык его писем и посланий простонародный, изобилует библейскими и богослужебными цитатами. Лит.: Письмо черногорского митр. Даниила А. П. Курбатову от 1 янв. 1721 г.//Рус. зритель. М., 1829. 17/20. С. 198-199; Черногорский владыка Даниил//Славянский мир. СПб. 1878. 10. С. 290-302; ОДДС. 1879. Т. 2. Ч. 1. С. 612-614; 1915. Т. 22. С. 490-507; Г. Црна Гора у доба владике Данила. 1955; С. Ucmopuja Црне Горе. 1997. С. 37-81; Б. Владика Данило у Петрограду у 1715. г.//М. у почаст: Зб. радова. Титоград, 1984. С. 13-34; А. Кратка ucmopuja Mumponoлuje Црногорско-приморске: 1219-1999. 1999. С. 23-26; В. Дuhacmuja и 2000. С. 37-43; Р. Црна Гора и Pycuja. Београд; Подгорица, 2005. С. 19-20, 27, 29-31, 42-48, 52-66; Маркуш J. Каталог-диптих епископа и митрополита Зетских, Црногорских и Приморских од 1219. до у Цphoj гори. 2006. С. 55-58.

http://pravenc.ru/text/171276.html

Уже в 1716г. (по другим данным - в 1717г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской. В 1719г. Печский патриарх Моисей (Райович-Чурла), во время своего посещения Черногории, рукоположил в епископы племянника Даниила – архимандрита Савву (Петровича-Негоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. Долгое правление Саввы (1735-1781) показало, что выбор владыки Даниила был неудачен. Владыка Савва был полной противоположностью своему энергичному дяде. Он был скромным пастырем, не отличавшемся твёрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождения от турецкой зависимости. При нём большое влияние приобрёл его двоюродный брат Василий. Митрополит Даниил умер 4 января 1735г. в монастыре Подмаина в Будве, где и был похоронен в малой Успенской церкви. В 1747г. в этом монастыре была построена Большая Успенская церковь, прах владыки перенесли в нее. Отсюда в 1856г. останки были перенесены в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест. Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. О нем которский бискуп Марин Драго писал: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность.» Именно владыка Даниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добился Св. Петр Цетиньский и официально подтвердил черногорский князь Николай I.

http://pravoslavie.ru/39870.html

Часть далматинского священства не признала его хиротонию и по-прежнему подчинялась митрополиту Дабро-Босанскому, а сербы Боки-Которска - митрополиту Черногорскому. Сначала резиденция еп. Никодима находилась в мон-ре Крка и он именовался «епископ Кркский». Он заботился о благолепии богослужения, возобновил в 1694 г. мон-рь Драгович, перенес кафедру в Шибеник. Много внимания уделял защите православных от навязывания им унии, но был вынужден уйти на Св. Гору, чтобы избежать подчинения католич. епископу Сплита. В 1707 г. вернулся на кафедру и вскоре умер, а епархия на долгое время осталась без епископа. Патриарх Печский Моисей (Райович ; 1712-1725) во время посещения Далмации призывал сербов к противостоянию угрозам правосл. вере ( В. Изабрана дjeлa. Capajebo, 1982. Т. 1. С. 27). Активные защитники Православия подвергались арестам. Неск. месяцев провел в тюрьме свящ. Симеон Кончаревич, к-рый в 1750 г. на Церковно-народном Соборе в далматинском Косове, несмотря на запрет венецианских властей, был избран епископом Далматинским. В 1753 г. власти изгнали его с кафедры. 4 года он жил в дер. Попина (совр. Велика-Попина) обл. Лика и управлял епархией через архим. Никанора (Раевича). Когда он понял, что не сможет вернуться на кафедру, уехал в Россию, чтобы известить рус. царя о тяжелом положении сербов в Далмации и просить его помощи. В 1762 г. пытался вернуться в епархию, но власти выслали его в Россию. Далмация официально получила первого правосл. епископа, когда попала под власть французов. В сент. 1808 г. по предложению ген.-проведитора В. Дандоло ген.-губернатор О. Мармон учредил правосл. епархию с центром в Шибенике. 26 марта 1810 г. имп. Наполеон утвердил избрание на кафедру еп. Венедикта (Кралевича) . Тогда же к епархии были присоединены Бока-Которска, Пула и Перой. 8 нояб. 1813 г., после передачи Далмации под власть Австрийской империи, еп. Венедикт перешел в юрисдикцию Карловацкой митрополии. Но 6 апр. 1819 г. в Вене он лично передал властям прошение о введении в Далмации унии и просьбу направить в открытую им в Шибенике семинарию учителей-униатов.

http://pravenc.ru/text/168664.html

5. Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Ι. Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1. Св. Савва I 1219 -1233, 1236 2. Св. Арсений I 1233 -1263 3. Св. Савва II 1263-1271 4. Даниил I. 1271 -1272 5. Св. Иоанникий I 1272 -1276,1279 6. Св. Евстафий I 1279 -1286 7. Св. Иаков 1286 -1292 8.Св. Евстафий II 1292 -1309 9. Св. Савва III 1309 -1316 10. Св. Никодим I 1317 -1324 11. Св. Даниил II 1324 -1337 12. Св. Иоанникий II 1338 -1346 Патриархи 1. Св. Иоанникий II. (1338) -1346 -1354 2. Св. Савва IV 1354 -1375 3. Св. Ефрем 1375 -1379 4. Св. Спиридон 1379 -1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 -1392, 1399 5. Даниил III 1392 -1398 6. Савва V 1398 -1406 7. Даниил IV 1406 8. Св. Кирилл I 1406 -1419 9. Св. Никон 1420 -1435 10. Феофан 1446 11. Никодим II 1446 -1453 12. Арсений II 1455 -1463 13. Св. Макарий (Соколович) 1557-1571, 1574 14. Антоний 1571 -1575 15. Герасим 1575 -1586 16. Савватий. 1587 17. Никанор 18. Иерофей 1589 -1591 19. Филипп 1591 -1592 20. Иоанн 1592 -1614 21. Паисий I 1614 -1648 22. Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648-1655, 1659 23. Максим 1655 -1674, 1680 24. Арсений III Чарноевич 1674 -1690, 1706 25. Каллиник I 1691 -1710 26. Афанасий I (Райович) 1711 -1712 27. Моисей (Райович) 1712-1726 28. Арсений IV (Шакабенда) 1726 -1737, 1748 29. Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739-1746 30. Афанасий II (Гаврилович) 1746 -1752 31. Гавриил II 1752 32. Гавриил III 1752 33. Викентий I 34. Паисий II (Грек) 35. Гавриил IV (Грек) 36. Кирилл II 1758 -1763 37. Василий (Бркич) 1763 -1765, 1772 38. Каллиник II (Грек) 1765 -1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1. Мелетий (Павлович) 1830 -1833 2. Петр (Иоаннович) 1833 -1859 3. Михаил (Иоаннович) 1859 -1879 4. Феодосии (Мраович) 1883 -1889 5. Михаил (Иоаннович), вторично 1889-1898 6. Иннокентий (Павлович) 1898 -1905 7. Димитрий (Павлович) 1905 -1920 II. Церковь в Австро-Венгрии Карловацкие Митрополиты

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

4 . Митрополия Преспанско-Битольская. Кафедра – Битола 5 . Митрополия Американо-Канадская и Австралийская и другие. Предстоятели Сербской Православной Церкви Церковь в Королевстве Сербском и Османской Империи Архиепископы 1 . Св. Савва I 1219 –1233, 1236 2 . Св. Арсений I 1233 –1263 3 . Св. Савва II 1263–1271 4 . Даниил I. 1271 –1272 5 . Св. Иоанникий I 1272 –1276,1279 6 . Св. Евстафий I 1279 –1286 7 . Св. Иаков 1286 –1292 8 . Св. Евстафий II 1292 –1309 9 . Св. Савва III 1309 –1316 10 . Св. Никодим I 1317 –1324 11 . Св. Даниил II 1324 –1337 12 . Св. Иоанникий II 1338 –1346 Патриархи 1 . Св. Иоанникий II. (1338) –1346 –1354 2 . Св. Савва IV 1354 –1375 3 . Св. Ефрем 1375 –1379 4 . Св. Спиридон 1379 –1389 Св. Ефрем (вторично) 1389 –1392, 1399 5 . Даниил III 1392 –1398 6 . Савва V 1398 –1406 7 . Даниил IV 1406 8 . Св. Кирилл I 1406 –1419 9 . Св. Никон 1420 –1435 10 . Феофан 1446 11 . Никодим II 1446 –1453 12 . Арсений II 1455 –1463 13 . Св. Макарий (Соколович) 1557–1571, 1574 14 . Антоний 1571 –1575 15 . Герасим 1575 –1586 16 . Савватий. 1587 17 . Никанор 18 . Иерофей 1589 –1591 19 . Филипп 1591 –1592 20 . Иоанн 1592 –1614 21 . Паисий I 1614 –1648 22 . Св. муч. Гавриил I (Раич) 1648–1655, 1659 23 . Максим 1655 –1674, 1680 24 . Арсений III Чарноевич 1674 –1690, 1706 25 . Каллиник I 1691 –1710 26 . Афанасий I (Райович) 1711 –1712 27 . Моисей (Райович) 1712–1726 28 . Арсений IV (Шакабенда) 1726 –1737, 1748 29 . Иоанникий III Грек (впоследствии Патриарх Константинопольский) 1739–1746 30 . Афанасий II (Гаврилович) 1746 –1752 31 . Гавриил II 1752 32 . Гавриил III 1752 33 . Викентий I 34 . Паисий II (Грек) 35 . Гавриил IV (Грек) 36 . Кирилл II 1758 –1763 37 . Василий (Бркич) 1763 –1765, 1772 38 . Каллиник II (Грек) 1765 –1766 Митрополиты (после восстановления автономии, а затем автокефалии Церкви) 1 . Мелетий (Павлович) 1830 –1833 2 . Петр (Иоаннович) 1833 –1859 3 . Михаил (Иоаннович) 1859 –1879 4 . Феодосии (Мраович) 1883 –1889 5 . Михаил (Иоаннович), вторично 1889–1898 6 . Иннокентий (Павлович) 1898 –1905

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

296-310 310-311 МОИСЕЙ (XIV или 1-я треть XV в.), прп., Белозерский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских и Соборе Вологодских святых) МОИСЕЙ прп., Киево-Печерский, чудотворец, в Дальних пещерах почивающий (пам. 28 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 311-313 313-314 МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ прп. (пам. 23 февр.), сир. пустынник (другой) - см. в ст. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей, Зевина, Полихроний, Моисей, Дамиан, преподобные МОИСЕЙ (Путилов Тимофей Иванович, 1782-1862), схиархим., настоятель Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустыни, прп. (пам. 16 июня, 11 окт., в Соборе всех святых, в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе Ростово-Ярославких Святых)) 314-321 МОИСЕЙ прмч. Синайский (другой) (пам. 14 янв.) - см. в ст. Синайские и Раифские преподобномученики МОИСЕЙ (Мэчиник), священник, сщмч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом Сараем, Софронием из Чоары и Иоанном из Галеша, мч. Опрей Миклэушем) Румынской Православной Церкви 321-323 323-324 324-325 МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель 325-326 326-329 МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) 329-331 МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии 331-333 333-334 334-335 МОИСЕЙ БАР КЕФА (ок. 813 или (более вероятно) 833), епископ Сирийской яковитской Церкви, богослов и писатель 335-337 337-338 338-345 МОИСЕЙ УГРИН († сер. 60-х - нач. 70-х гг. XI в.), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, прп.(пам. 26 июля, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, 7 мая - в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова мон-ря)

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились к нему все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае. И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лице свое покрывало». (Исх. 33, 19 –23; 34, 1 –4, 5 –8, 28 –33) Когда Моисей передал народу дальнейшие установления, принятые им от Бога на горе Синай, то он приступил к приведению их в исполнение. Прежде всего позаботился он об устроении передвижного храма, в котором с этих пор должно было совершаться общественное богослужение. И тогда стали приходить к нему «все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для всех священных одежд». «И сказал Моисей сынам Израилевым: смотрите, Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, из колена Данова. И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтоб уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь. Как повелел Господь, так и сделали сыны Израилевы все сии работы. И увидел Моисей всю их работу. И благословил их Моисей. И сказал Господь Моисею, говоря: в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания, и поставь в ней ковчег откровения, и закрой ковчег завесою; и облеки Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он был священником Мне. И сделал Моисей все, как повелел ему Господь, так и сделал. В первый месяц второго года по исходе их из Египта, в первый день месяца поставлена скиния. И поставил (Моисей) двор вокруг скинии и жертвенника и повесил завесу в воротах двора. И так окончил Моисей дело. И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их».

http://pravoslavie.ru/2812.html

Все замечая, о. Моисей часто отлагал вразумление на долгое время и потом напоминал о проступке; такое вразумление действовало сильно. Прежде чем наставлять монаха, о. Моисей молился за него и всегда вглядывался, спокоен ли тот, с кем он должен говорить. Помня твердо слово Златоуста: “О исправлении того только должно сомневаться, кто в аде находится с бесами”, о. Моисей имел необоримое доверие к совести человеческой. Одного печника, много раз обманывавшего о. Моисея и много раз им прощенного, эконом хотел прогнать. Печник обещал исправиться; у него не было и рубашки на теле, а только кафтан, и о. Моисей жалел его. — Когда же он исправится, батюшка, — уговаривал эконом, — он известный негодяй! — Как, — ответил о. Моисей, — человек хочет исправиться, а ты говоришь, что он негодяй! Сам ты негодяй, ступай! Крутых, строгих мер о. Моисей не употреблял и говорил, что нужно подождать, пока Господь коснется сердца человека. Вообще же о. Моисей приноравливался к характеру и духовной степени каждого. Получив в жизни великую пользу от чтения духовных книг, о. Моисей любил приобретать их. Из Калуги он много привозил их, выписывал духовные журналы. Прочтя книги, он отдавал их в монастырскую библиотеку. При о. Моисее Оптина пустынь, под непосредственным руководством старца о. Макария, издала 16 духовноаскетических книг древних подвижников. Эти книги о. Моисей целыми тюками рассылал бесплатно в разные стороны. Всюду ища пользы духовной, он говорил: “Наше дело сеять; Бог даст, когда-нибудь будут и плоды”. Посылая за сбором на обитель, о. Моисей заповедывал монахам, входя в дом, читать “Отче наш” для смягчения сердец; при переправах через реки советывал призывать на помощь св. Николая Чудотворца. Так, вникая во все многоразличные отрасли монастырской жизни, совершал о. Моисей свое служение; но главная его заслуга состоит в поддержании в Оптиной старчества. С любовью приняв в Оптину старцев Леонида и Макария, он и сам преклонил пред ними свою волю, никого без их совета не определял и не постригал, советовался с ними во многом. Обладая сам в высокой степени даром рассуждения, о. Моисей, зная, что руководитель в духовной жизни должен быть один, на всю жизнь воздержался от руководства братии словом, касаясь ее лишь по внешним делам послушания. Мало того, он ото всех и посторонних скрывал свои старческие дарования. И многие, слыша его общеназидательный разговор, не знали, какой высокой духовности перед ними муж. Только однажды, в присутствии о. Макария, пришлось о. Моисею сделать наставление. Исполненная силы речь так и лилась из его уст, и все изумлялись не столько речам его, сколько постоянному его молчанию при таких дарованиях. Таким образом, столь много потрудившись для духовного преуспеяния Оптиной, о. Моисей сумел казаться большинству простым и добрым иноком, способным заботиться лишь о внешних нуждах обители, и утаил то высокое духовное разумение, какое стяжал подвижническою своею жизнью.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010