Спустя много времени, когда Моисей вырос, а по хронологии проходит около 40 лет, он увидел, как один египтянин издевается над его собратом. Здесь показано рабство, которое вошло уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился и убил египтянина. Что же он услышал, благодарность? Отнюдь. На другой день, когда он стал мирить двух ругающихся между собой братьев, он услышал слова: «Не хочешь ли нас убить, как убил египтянина?» Моисей понял, что раз пошел слух и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть. И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои кувшины водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал: «Позовите его, пусть он ест хлеб» и отдал за него свою дочь Сепфору. Она вспоминается в Библии неоднократно, также и в Требнике, в чине бракосочетания. Моисей был счастлив в своём браке и полюбил эту женщину. У него родилось два сына, одному имя — Гирсам, «потому что, говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова» (Исх. 18:4). " Моисей поселился у мадиан, потомков Авраама, т.е. это были родственники по крови. У Авраама после смерти его жены были еще женщины и вот от них родился Мадиам, который и стал родоначальником этого народа. Это было бедуинское племя, которое, в общем, далеко было от той чистоты духовной жизни, которая была у Иакова с его семейством. Важно, что Иофор был священником, т.е. там было сохранено истинное Богопочитание, что и позволило Моисею жить у них. Иофор одновременно называется Рагуилом, но это одно и то же лицо. Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, согласно хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода:

http://sedmitza.ru/lib/text/432096/

Спустя много времени, когда Моисей вырос, а по хронологии проходит около 40 лет, он увидел, как один египтянин издевается над его собратом. Здесь показано рабство, которое вошло уже в сердце еврейского народа. Моисей заступился и убил египтянина. Что же он услышал, благодарность? Отнюдь. На другой день, когда он стал мирить двух ругающихся между собой братьев, он услышал слова: «Не хочешь ли нас убить, как убил египтянина?» Моисей понял, что раз пошел слух и об этом говорят, то ему осталось недолго жить, потому что по закону египетского народа убивший египтянина, тем более чужестранец, должен был умереть. И поэтому Моисей убежал из Египта в землю Мадиамскую и сел у колодца, где в то время дочери священника Иофора пытались наполнить свои кувшины водой, а пастухи им мешали. Моисей встал на защиту этих женщин и отогнал пастухов, сделал доброе дело. Они пришли и рассказали отцу своему, что некто египтянин оказал им такое благодеяние. И отец сказал: «Позовите его, пусть он ест хлеб» и отдал за него свою дочь Сепфору. Она вспоминается в Библии неоднократно, также и в Требнике, в чине бракосочетания. Моисей был счастлив в своём браке и полюбил эту женщину. У него родилось два сына, одному имя – Гирсам, «потому что, говорил Моисей: я пришлец в земле чужой; а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова» ( Исх. 18:4 ). Моисей поселился у мадиан, потомков Авраама, т.е. это были родственники по крови. У Авраама после смерти его жены были еще женщины и вот от них родился Мадиам, который и стал родоначальником этого народа. Это было бедуинское племя, которое, в общем, далеко было от той чистоты духовной жизни, которая была у Иакова с его семейством. Важно, что Иофор был священником, т.е. там было сохранено истинное Богопочитание, что и позволило Моисею жить у них. Иофор одновременно называется Рагуилом, но это одно и то же лицо. Моисей пробыл у Иофора до того времени, пока умер царь египетский. Это царское правление, согласно хронике, длилось 40 лет. После смерти фараона Моисей, видимо, получил весть, что он может возвратиться к себе в землю. Весть о возвращении в Египет совпала с особым моментом в жизни Моисея, избранием его на служение Богу как пророка. Об этом нам говорят следующие слова 3 главы книги Исхода:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

У ряда христианских святых отцов, вполне возможно незнакомых с преданием о происхождении косноязычия Моисея, имеется другое, аскетическое толкование его отказных слов: О, Господи! человек я не речистый, (и таков был) и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Отцы-аскеты думали, что Моисей говорил вполне нормально, а бессловен стал в смирении своем, когда заговорил Бог . Св. Василий Великий : «Так и Моисей, быв наказан всей премудрости Египетской ( Деян. 7:22 ), и, как вероятно, превосходя всех египтян дарованиями и смыслом, не сознавал себя худогласным и косноязычным ( Исх. 4:10 ); а когда услышал говорящего с ним Бога, тогда почувствовал свое безгласие и косность языка» Толк, на пр. Исаию, гл. 6, с. 350]. Подобное рассуждение у прп. Варсануфия Великого и Иоанна: «И Моисей, получив от Бога повеление принять управление народом, сказал: худогласен есмь и косноязычен ( Исх. 4:10 ), и Бог простил ему, потому что он сказал так не из противоречия, но от великаго смирения» ответ 582]. 3.5 Образование Моисея При дворе фараона Моисей получает блестящее образование. Египетская наука того времени достигла высокого совершенства, и едва ли кто тогда мог состязаться с знаниями египетских жрецов и мудрецов. Образование раскрыло блестящие умственные способности Моисея. Умственная одаренность отрока вполне соответствовала его внешней красоте. Моисей овладел научными и тайными знаниями египтян, что было необходимо для его будущего служения. Св. Писание кратко говорит: И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах ( Деян. 7:22 ). Кстати, интересно, что не речистый и косноязычный Моисей был силен в словах! Кратко свидетельствует также св. Григорий Нисский : «Моисей воспитывался при царском дворе и получил языческое образование» О жизни Моисея, вступл. 18]. О чрезвычайных умственных способностях Моисея говорит Иосиф Флавий: «Сообразно предсказанию Господа Бога, Моисей вскоре по общему отзыву стал вследствие силы ума своего и презрительного отношения к трудностям всякой работы одним из лучших представителей еврейства... Ум его развивался несообразно с его возрастом, так как тот соответствовал бы по силе более зрелым годам. Мощь этих способностей обнаруживалась (у него) уже в раннем детстве, и тогдашние поступки его уже свидетельствовали о том, что в зрелом возрасте он совершит гораздо более необычайные вещи» Иуд. древности, II, 9, п. 6]. В наше время отрок Моисей был бы назван вундеркиндом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

33 глава. Затем обещает Моисею дать Ангела для изгнания хананейских народов из земли их, а Сам отказывается идти с евреями за их жестоковыйность и чтобы не убить на пути Моисея. Далее Господь наказывает Моисею, чтобы евреи сняли праздничные одежды свои и утварь, – и взяли они от горы Хорива одежды свои и утварь свою. Моисей снимает свою кущу, устанавливает ее вне полка, вдалеке от него, и прозывает ее скинией свидения. Всякий, кто взыскивал Господа, входил в эту скинию. Когда же входил в нее Моисей, народ весь стоял и смотрел у дверей своей кущи и смотрел за отходящим Моисеем до тех пор, пока он входил в самую скинию. Когда же Моисей взошел в скинию, сошел столп облачный и остановился пред дверями скинии: из облака Сам Господь говорил с Моисеем. Весь народ видел столп облачный, стоящий пред дверями скинии, – и вот весь народ встал и поклонился каждый из дверей кущи своей. И Господь говорил с Моисеем лицем к лицу так, как говорит кто-нибудь со своим другом; по окончании богособеседования Моисей отпускаем был из скинии в полк, а слуга Моисея Иисус Навин не выходил из нее. Моисей сказал Господу: вот Ты говоришь мне: поведи людей этих; между тем не открыл, кого пошлешь со мною. А Ты сказал мне: Я знаю тебя больше всех и ты имеешь благодать у Меня. Итак, если я имею благодать у Тебя, открой мне Себя Самого, чтобы я раздельно и ясно видел Тебя и самым делом обрел благодать пред Тобою и что этот многочисленный народ есть Твой народ. Господь говорит ему: Я Сам буду идти пред тобою и упокою тебя. Моисей Ему: если Сам Ты не идешь с нами, то не выводи меня отсюда (язык любви, не хотящей разлучаться с Богом). Да и как, в самом деле, будет известно, что имеем благодать у Тебя и я и люди Твои, если не в том только случае, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будем прославлены больше всех народов, какие есть на земле. Господь говорит Моисею: и это слово, которое ты сейчас сказал, Я исполню, потому что ты обрел благодать у Меня и Я знаю тебя больше всех. Моисей говорит: покажи мне славу Твою. Господь отвечал, что человек не останется жив, если увидит лице Его, существо Его, впрочем, прибавил: вот у Меня место, и ты стань на камне. Когда пройдет слава Моя, Я положу тебя в расселине камня и покрою тебя Своею рукою, пока мимоиду; затем отыму руку Мою, и тогда ты увидишь след Мой, зад Мой, но лице Мое не явится тебе. Страшно помыслить, в каком положении был бы Моисей в то время, когда Господь проходил над ним в Своей славе, и какое неописанное блистание Божества, невыносимое для бренного ока, было в это время. Да, по всей справедливости и Моисей, говоривший с Богом лицем к лицу, не вынес бы этого блистания, этого бесприкладного величия Божества. Когда Господь был в облаке, тогда можно было говорить лицем к лицу, но теперь – не то. Если и тогда явление Бога на Синай поколебало землю, то что будет с этим бренным телом, которое носит человек, с его душою, всегда нечистою пред Богом? – Смерть, исчезновение!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   Дочь фараона, со служанками, пришла купаться на это место. Заметив корзинку, она велела достать ее. Когда она увидела плачущего младенца, ей стало жалко его. Она сказала: «это из еврейских детей».    Мариам подошла к ней и спросила: «не поискать ли для него среди евреек кормилицу?»    Царевна сказала: «Да, пойди и поищи».    Мариам пошла и привела мать. Царевна сказала ей: «возьми этого младенца и вскорми его мне; я дам тебе плату». Та с великою радостью согласилась.    Когда младенец подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, и он был у нее вместо сына. Она дала ему имя Моисей, что значит: вынутый из воды.    Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской. Но он знал, что он еврей, и любил свой народ. Однажды Моисей увидел, что египтянин бьет еврея. Он заступился за еврея и убил египтянина. Другой раз, Моисей увидел, как еврей бьет другого еврея. Он хотел остановить его, но тот дерзко ответил: «не хочешь ли ты и меня убить, как убил египтянина?!» Моисей испугался, видя, что об его поступке стало известно. Тогда Моисей убежал из Египта, от фараона в другую страну, в Аравию, в землю Мадиамскую. Он поселился у священника Иофора, женился на его дочери Сепфоре, и пас его стада.    Однажды Моисей ушел со стадами далеко и был у горы Хорива. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал, то есть был объят пламенем, а сам не горел.    Моисей решил подойти ближе и посмотреть, отчего куст не сгорает. Тут он услышал голос из средины куста: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, потому что место на котором ты стоишь, святая земля. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова».    Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся посмотреть на Бога.    Господь сказал ему: «Я увидел страдания народа моего в Египте и услышал вопль его и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен, то есть заикался, то Господь дал ему в помощь брата его Аарона, который бы говорил вместо него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

В это время у одного еврея из колена Левиина родился сын. Мать три месяца скрывала его от египтян, а когда дальше нельзя было скрывать, сплела из тростника корзинку, осмолила, положила в нее младенца и поставила корзинку в тростник, у берега реки, дочери же своей Мариами велела наблюдать издали, что будет с младенцем. В скором времени на реку пришла купаться дочь фараона, увидела корзинку и велела служанкам достать ее. При виде плачущего младенца, царевна сжалилась над ним и заметила: «верно, это еврейское дитя». В эту минуту подошла Мариам и спросила: «не позвать ли тебе кормилицу из евреянок, чтобы она вскормила младенца? Царевна согласилась, и Мариам позвала свою мать. Когда младенец вырос, мать привела его к дочери фараоновой; последняя усыновила его себе и назвала его Моисеем, что значит–взятый из воды. Моисей вырос при царском дворе и был научен всей мудрости египетской, но он не забывал, что он еврей, и любил свой народ. Раз он увидел на работах, что египтянин бьет еврея. Моисей вступился за еврея и убил египтянина. Об этом узнал фараон и хотел казнить Моисея, а потому он бежал из Египта в землю Мадиамскую, поселился у священника Иофора, женился на его дочери и пас его стада. 24. Призвание Моисея Однажды Моисей был со своими стадами у горы Хорива. Здесь он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Моисей подошел ближе и услышал из куста голос: «Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я увидел страдания народа Моего в Египте и иду избавить его от руки египтян и ввести в землю Ханаанскую. Иди к фараону и выведи народ Мой из Египта». Моисей заметил со смирением: «кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести сынов Израилевых?» Господь ответил ему: «Я буду с тобою, и вот знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ Мой из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе». Моисей сказал: «вот я приду к сынам Израилевым, а они спросят: как имя Пославшему тебя?»-- Я есмь Сущий (Иегова). Вот имя Мое», ответил Господь. Чтобы сыны Израилевы поверили Моисею, Господь дал ему силу творить чудеса. По повелению Божию, Моисей бросил бывший в его руках жезл на землю, и жезл превратился в змея, так что Моисей в испуге побежал от него; но Господь велел ему взять змея за хвост, и змей обратился в жезл. Затем, по слову Божию, Моисей положил руку за пазуху, и она вся покрылась проказою; снова положил руку за пазуху, и рука стала по-прежнему здоровою.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

«Вот земля, — сказал Господь Моисею, — о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь» (Втор. 34:4). Здесь же, на вершине горы, Моисей скончался. Кончина его окутана тайной, и по сей день никто не знает, где искать место его погребения. В течение тридцати дней народ оплакивал своего великого вождя и законодателя. Моисей был для них не только освободителем, но и духовным воспитателем. Своей законодательной мудростью он неорганизованное израильское племя возвел на ступень, близкую к государственному устройству. Дав народу Божественные законы и религию, Моисей сделал его в духовном отношении светом для древнего мира. Но сколько сил и какое терпение нужно было иметь Моисею, чтобы бывших рабов и идолопоклонников сделать свободными людьми, преданными Единому Истинному Богу. Моисей вправе был сказать о себе, что он «носил» израильтян, как кормилица носит на своих руках младенца. Его любовь к своему народу имела жертвенный характер. Это был духовный исполин, с исполинским умом и большой добротой и кротостью сердца, великий законодатель и святой пророк. «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу… и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля» (Втор. 34:10–12). Но Моисей был лишь представителем религии закона — подготовительной ступени к более совершенной религии благодати. Поэтому свое дело и свой закон он не считал окончательным, а прямо в своем пророческом вдохновении предсказывал о другом, более высоком Пророке, Который придет после него с проповедью о благодарной новозаветной религии любви. «Пророки из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — говорил Моисей своему народу, — Его слушайте» . В своей жизни и деятельности Моисей как пророк, законодатель я вождь ветхозаветной Церкви был прообразом Пророка, Законодателя и Главы Церкви новозаветной — Господа нашего Иисуса Христа.  Земля обетованная, на границе которой стояли теперь израильтяне, представляла собой ту небольшую гористую полосу, которая известна нам под именем Палестины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

Второе Богоявление И все-таки, несмотря на всю непостижимость виденного семьюдесятью старейшинами на Синае, они были только лишь на склоне горы и поклонились Господу издали. Далее Моисей оставляет их и восходит на гору по зову Ягве один. Он один узрит славу Ягве изнутри. И взошел Моисей на гору; и покрыло облако гору. И слава Ягве осенила гору Синай; и покрыло ее облако шесть дней, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака (также потом на горе Фавор Отец Небесный воззовет в облаке к Мессии, Сыну Своему). Вид же славы Ягве на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака, и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей ( Исх. 24:15–18 ). Вот теперь Моисей в средине облака славы Ягве. Там он получает две скрижали, сделанные Богом, на которых Бог Сам написал Свои десять заповедей, Божественный Декалог. Там в облаке славы Ягве Моисей проводит свой первый сорокадневный пост. Укрепляемый славой Божией, он не вкушал пищи тленной. Св. Иоанн Дамаскин : «Ибо прежде всего Моисей, в посте безотлучно пребыв с Богом в течение сорока дней и опять других сорока [второй пост Моисея. – Г.Ф.], несомненно изнурял себя постом» Точн. излож. правосл. веры, кн. 4, гл. 23]. А Тертуллиан говорит; «Моисей и Илия постились сорок дней и подкреплялись только Богом» воскресении плоти, 61]. Старейшины видели Бога, и ели и пили, а Моисей вошел в незримое Божие и не ел и не пил. Десять заповедей Божиих воссияли из славы Ягве на Синае. Данные под покровом облака, они осиявают путь странников земли. Позади Египет, впереди – Ханаан. А посреди – Синай. Дороги пустыни ведут чрез вершину горы Богоявления. Можно отметить три ступени Боговосхождения. Первая – это храм, или место стояния Божия, место, освященное присутствием Божиим. Вторая ступень – благодать Божия или слава Ягве. Это – Господь Являемый, благодать, Божественная энергия. Третья ступень – невосходимая, это Сам Бог Ягве незримый в сущности Своей. 7.6. Неполное возобновление Завета Божия после поклонения Израиля золотому тельцу и ходатайство Моисея

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Жизнь Моисея также символически разбита на три периода: 40 лет жил в Египте до бегства, еще 40 лет жил в изгнании до получения Откровения и 40 лет водил евреев по пустыне. В мадиамской земле Моисей женился на Сепфоре, дочери Иофора, который, как и Мелхиседек, являлся священником истинного Бога. Все годы вынужденного изгнания Моисей пас овец у своего тестя. Но судя по всему, его никогда не оставляло желание помочь своему народу. Пребывание в пустыне перед призванием на служение - частый сюжет в библейской истории. Находясь один под огромным небом, особенно ночью, праведный человек переживает величественную непостижимость Бога. Однажды, находясь у горы Хорив, Моисей увидел терновый куст, объятый необычным пламенем и не сгоравший куст/по-славянски " неопалимая купина "/. " Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, Господи!/образ готовности: " вот я весь пред Тобою "/И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь свою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая... Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака и Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога " ./3, 4-6/Видение Моисея оказалось фоном со-беседования с Богом, а сам несгорающий куст стал многоплановым прообразом: и Израиля, страдающего, но не уничтоженного, и Церкви, которая непобедима, и двухприродности Христа, и приснодевства Марии. Господь сообщает Моисею, что Он, " услышав вопль " народа Израиля, идет избавить его от египетского гнета, для чего Ему нужен верный исполнитель - Моисей. Призвание Моисея удивительным образом описано в виде диалога Бога и Моисея, в котором Творец уговаривает Моисея взяться за этот подвиг, а Моисей всячески отказывается. " Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести сынов Израильских? " - " Не бойся, Я буду с тобой " . " Кто поверит в это? " - " Ты поразишь их чудесами " . " Но фараон меня не послушает. " - " Я поражу Египет казнями Моими и фараон отпустит вас " . " Но я человек не речистый и косноязычен - как мне говорить с евреями? "/есть древний апокриф о том, что Моисей в детстве обжег язык горячим углем и потому стал " гугнив "/- " Брат твой Аарон будет растолковывать людям то, что Я скажу тебе " ./см.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (ст. 15–20). Часть вторая (гл. XXXI–XXXIV). – Во второй части Второзакония повествуется о последних распоряжениях Моисея, о последних откровениях ему Бога и о кончине его. – Записавши свои последние законодательные речи (– второй закон) в книгу, Моисей опять собрал всех сынов Израилевых и объявил им, что не может долее предводительствовать ими, ибо по воле Божией не должен перейти Иордана, что при помощи Божией Иисус Навин будет предводительствовать ими и победить Ханаанских народов, и они не должны бояться этих народов (31:1–6). Затем Моисей призвал Иисуса Навина и, убеждая его быть мужественным, ободрял его тем, что он предназначен ввести народ этот в землю обетования и разделить ее ему на уделы (ст. 7 и 8). Потом, передавая священникам и старейшинам книгу Второзакония, Моисей заповедал им читать закон сей всему народу в субботний год, в праздник кущей (ст. 9–13). После этого, по повелению Божию, Моисей вместе с Иисусом Навином стали у входа в скинию, и Господь здесь явился им в столпе облачном и, объявив Моисею, что после его смерти народ отступить от своего Господа, впадет в идолопоклонство, нарушит завет и тем вызовет грозный суд Божий, повелел им написать обличительную песнь и научить ей сынов Израилевых во свидетельство на них и в оправдание грозных судеб Божиих, а Иисусу Навину Господь сказал, чтобы он был тверд и мужествен в предстоящем завоевании Ханаана (ст. 14–23). Моисей тот-час же составил по вдохновению Божию и написал такую обличительную песнь; пересмотрел все свои прежние писания и составил одну книгу Закона, которую передал священникам и левитам, носящим кивот завета, и повелел хранить ее одесную ковчега завета во святом-святых, а потом приказал собрать всех старейшин колен, судей и надзирателей (ст. 24–29). Пред собравшимися начальниками Моисей произнес боговдохновенную обличительную песнь (31:30–32:43). Потом Моисей и Иисус Навин изрекали эту песнь и всему народу и учили запомнить ее наизусть (ст. 44–47). Наконец Господь повелел Моисею взойти на гору Невò, чтобы посмотреть оттуда на прекрасную землю Ханаанскую и умереть (ст. 48–52). Теперь пред самою своею кончиною Вождь народа собрал все двенадцать колен израилевых и подобно умирающему патрхарху Иакову изрек каждому колену свое прощальное пророческое благословение, а на всего Израиля призвал благословение Господа, хранителя его и защитника от всех врагов (гл. XXXIII). После этого Моисей взошел на гору Нево, на вершину Фасги, откуда Господь чудесно показал ему всю землю обетованную и где Моисей и умер «словом Господним»; погребен же он был в долине против Веффегора, но место погребения его осталось для народа неизвестным. Сыны Израилевы оплакивали своего великого вождя тридцать дней (гл.34:1–8). Иисус Навин, исполненный духа премудрости, был достойным преемником Моисея; но пророка, подобно Моисею, как сам он предсказывал (ср. 18:15), не было у Израиля (ст.9–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010