Они придут и сразятся с антихристом. Моисей 40 дней простоял на молитве пред Богом на горе Синай. Не знаю, были ли вы там, я тоже там был, давно, в 1979 году. Был от румынской обители в Иерусалиме, с монахами и мирянами. Мы провели там 2 дня и причастились. А Моисей провел на горе 40 дней и получил скрижали закона, начертанные перстом Божиим. Когда он спустился, бедный, после 40 дней поста и молитвы, у него ни единой мысли в голове не было, а народ ему говорил: «Мы не можем на тебя смотреть, у тебя лицо сияет ярче солнца!» А отчего это? Он сам не знал, что отражает на своем лице свет Божества, – так одуховорился, будучи там, на горе Синай. И тогда он положил на лицо покрывало. «Прикрой себе лицо, чтобы не ослепить нас», – сказали ему. И тогда он положил покрывало на лицо и так говорил с народом (см.: Исх. 34: 33–35). Вот плод собеседования с Богом! Молитва и сознание того, что стоишь пред лицем Божиим, делает тебя чистым и светозарным. Ты пронизан светом Божиим. Моисей стоял пред лицем Божиим, поэтому и сказано, что Моисей говор ил с Богом, «как бы говорил кто с другом своим» Моисей стоял пред лицем Божиим, поэтому и сказано, что Моисей говорил с Богом, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 11). Но через какое-то время и он тоже, как человек, говорит Богу: «Покажи мне лице Твое». Что же отвечает ему Господь Бог? «Моисей, Моисей, Я уже столько времени говорю с тобою…» Моисей всё чувствовал, но ничего не видел, он чувствовал, что Друг говорит ему: «Запиши Закон, сделай так-то, сделай так-то» И Бог говорит ему: «Я уже столько времени говорю с тобою, а ты еще не знаешь, что Я Бог. Ты человек и не можешь увидеть Моего лица и остаться в живых» (см.: Исх 33: 20). Это Бог сказал ему в сердце его, но он так и ни увидел Бога ни разу. Мы тоже живем верою. Это говорит святой евангелист Иоанн: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). И говорит Бог Моисею: «Ты захотел увидеть лице Мое, а Я тебе покажу Мою спину» (см.: Исх. 33: 23). Святитель Григорий Нисский, брат святителя Василия Великого, объясняет, что такое мрак Божества . Для нас это мрак, ибо свет до того велик, что мы не можем на него смотреть. И здесь же объясняет и это место, говоря: «Спина Божества – это Слово Бога воплощенного» . Моисей был послушен Богу, стоял пред Ним, исполнял Его повеления. И тут всё сходится, старое с новым. Моисей и Закон ведут нас к послушанию Евангелию и Христу.

http://pravoslavie.ru/150452.html

Битва с амаликитянами . Следующее чудо – это поражение амаликитян, которые пришли и воевали с израильтянами. Иисус Навин, ученик Моисея, руководил битвой, а Моисей в это время молился на вершине холма. Причем было замечено, что когда Моисей молится, воздевая руки, то побеждают израильтяне, когда Моисей ослабевает, то израильтяне начинают проигрывать ( Исх. 17:11 ). Тогда встали по сторонам его Ор и Аарон, которые и поддерживали его руки таким же образом, каким впоследствии были распростерты руки Христа во время распятия. Важной символической чертой является и то, что победу одерживает Иисус, а не Моисей, чем показывается немощь закона. «Ибо закон, данный как образ и тень грядущего ( Евр. 8:5 ), уже неспособен вести истинные сражения, в которых командует теперь Исполнитель закона и Преемник Моисея,– и Имя Его предвозвещено в имени тогдашнего полководца 106 .     Перед приходом на Синай по совету своего тестя Иофора, Моисей дает Израилю новое административное устроение. До этого он сам решал все проблемы, сам судил все споры, и поэтому народ с утра до вечера стоял, ожидая, когда сможет к нему попасть ( Исх. 18:14 ). Иофор, придя, увидел это и сказал, что нельзя так мучить себя и народ, что необходимо поставить десятников, пятидесятников, сотников и тысячников, которые бы решали все мелкие вопросы. И только самые важные дела должен был решать Моисей. 5.9. Заключение Завета и его смысл Конечным пунктом первой части путешествия была гора Синай, возле которой через пятьдесят дней после Пасхи был заключен Завет. Народ расположился станом у горы, а «Моисей взошел к Богу [на гору], и воззвал к нему Господь с горы, говоря: так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним. И донес Моисей слова народа Господу» ( Исх. 19:3–8 ). Как видим, Моисей выступает в роли посредника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Глава девятая. Моисей –исключительный пророк Ветхого Завета Моисей – не один из пророков Ветхого Завета, а тот, кого проповедуют и возвещают пророки. Пророки не излагают новые учения, а раскрывают учение и закон Моисея, Божественную Тору. Пророки обличают народ за нарушение Моисеевых заповедей и стремятся вернуть народ к Моисею. Моисей совершенно исключителен среди праведников и пророков, он собственно пророк, единственный в своём роде ходатай Ветхого Завета. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Ягве сделать... ( Втор. 34:10–11 ). Господь говорит восставшим против Моисея Мариам и Аарону: Слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Ягве, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моём, устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Ягве он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? ( Чис. 12:6–7 ). В чем исключительные черты образа великого Моисея? 9.1. Моисей боговидец Бога не видел никто никогда ( Ин. 1:18 ). Незримый Бог – вечная тайна для всякого тварного существа, для всякого человека. Но еще большая загадка и чудо в том, что Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). Явил в Своем воплощении в Иисусе Христе. Но явил и еще ранее на Синае Моисею. Сын Божий есть Слово Отца. Св. Кирилл Александрийский : «Сказано: Моисей глаголаше, Бог же отвещаваше ему гласом. Ибо испрашивал закон Моисей, как служитель, как посредник и пособник Божественных откровений; а Бог отвечал Своим гласом, т.е. чрез Сына: потому что голос и Слово Отца – Сын. От Него же закон, хотя и сказано, что Он чрез Ангелов ( Гал. 3, 19 ; Деян. 7:53 )» О поклонении и служении в духе и истине, кн. 7, с. 346–347]. Через таинственное Слово, Божественный Логос, при служении ангелов, Моисей принял Закон, Священную Тору. Моисей вступал в совершенно особое общение с Богом, недоступное даже пророкам, которых в Израиле было немало.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И пришел Моисей в сад к Рагуилу, что был позади дворца его, и молился Богу своему, который сотворил чудеса и освободил его из темницы той. Когда он молился, поднял глаза свои и увидел, что посреди сада воткнута палица. И подошел к палице, а было на ней написано имя господа Бога Саваофа. И подойдя, выдернул ее, и оказалось, что в его руках палица трестата, которою сотворены чудеса Божии, когда Он создал небо и землю и все, что в них, море и реки, и всю рыбу их. И когда изгнал Он Адама из райского сада, взял Адам ту палицу с собой в руки. И перешла та палица от Адама к Ною, Ной же передал ее Симу и его потомству и так, пока не дошла палица до рук Авраама. Авраам же дал Исааку, а Исаак дал е Иакову. Иаков же, когда бежал в пределы арамейские, палицу ту взял с собой. Он же ее дал Иосифу, наследием минуя братьев. И когда после смерти Иосифа египтяне разорили дом Иосифа, оказалась палица эта у Рагуила, и тот посадил ее посреди сада. И хотели овладеть ею все богатыри, которые стремились получить дочь его ( в жены), и не могли этого до тех пор, пока не пришел Моисей: кому суждена была, тот ее и вытащил. И случилось так, что увидел Рагуил палицу в руках Моисея и удивился. И отдал он ему дочь свою Симфору в жены. Моисей же прожил 70 и 6 лет, когда он вышел из темницы и взял Симфору мадиамлянку себе в жены. И отправилась Симфора путем женщин рода Иакова, не меньший удел выпал ей, чем Сарре, и Ревекке, и Рахили, и Лии 78 . Зачав, родил Моисей сына и назвал его именем Герсан, говоря, что он пуст в земле чужой. Но не совершил обряд обрезания над ним, потому что так велел тесть его Рагуил. И на исходе третьего года зачал и роидл сына и назвал его именем Елеазар, сказав, что «Бог отца моего помощником мне был, избавил меня от меча Фараона» В то время Моисей ходил по пустыне, (пася) овец тестя своего, с палицей Божией в руках. И дошел он до горы Хоривской и увидел, что стоит куст купины, объятый горящим пламенем, но не сгорает от пламени купина. И сказал себе Моисей: «Что за видение вижу, приближусь и разгляжу, почему не сгорает купина в горящем огне, почему неопалимой пребывает?» Говорил Моисей в удивлении: «Огонь все живое опаляет и съедает, отчего же купина неопалимой остается? Смотрю на огонь и посреди него вижу купину цветущую». Стал Моисей подходить к ней, говоря: «О чудо необычайное, вижу пылающий огонь, а ни одного листа от этой купины не оторвалось, вижу. О чудо это необычайное, удивления достойное». Затем воззвал к нему Господь из купины и сказал: «О Моисей, Моисей!» Тот ответил: «Что это, Господи?» Ответил Господь: «Не подходи сюда, но сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь – это святая земля».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И умер там Моисей, раб Ягве, в земле Моавитской по слову Ягве. Краткое сообщение Торы о кончине Моисеевой со значительными подробностями излагается в трактатах Агады: Дебарим-Раба 7, 11; Танхума; Танхума Гакодум; Иалкут (Шимони); Недарим, 39. Ранее уже было упомянуто о попытке Моисея изменить решение Божие о его кончине, но Бог определил Моисею умереть, не войдя в Обетованную Землю. И Моисей был побежден. Самаэль, ангел смерти, глава злых духов нетерпеливо ждал смертного часа Моисея. Но Бог посылает не его за душой Моисея, а архангела Гавриила. Однако Гавриил сам отказывается сделать это. Тогда Бог посылает архангела Михаила, но отказывается и тот. И уж только тогда допускается до этого ангел смерти Самаэль. Но Моисей гневно с помощью чудесного посоха и луча славы Ягве, исходившего от лика его, прогнал Самаэля. Бог однако вновь возвещает пророку близость его кончины (Моисей умирает по слову Ягве). Тогда пророк прощается с народом своим. «Встал Моисей, принял освящение подобно серафимам, – и сошел Господь с Вышних Высот, чтобы принять душу его, и три Ангела Служения шествовали с Господом: Михаил, Гавриил и Сагсегель. Михаил постлал ложе Моисею, Гавриил разостлал ризу виссонную в изголовье, Сагсегель– в ногах. Михаил встал с одной стороны ложа, Гавриил – с другой стороны. Моисей! – раздался голос Господа. – Закрой глаза. Моисей закрыл глаза. Сложи руки свои на груди. Моисей сложил руки.. Выпрями ноги. Моисей выпрямил ноги. Тогда воззвал Господь к душе Моисея: Дочь Моя! Сто двадцать лет Мною было определено тебе жить в теле Моисея, ныне пришло тебе время выйти из него. Выходи, не медли!... и Я вознесу тебя в Вышние Высоты и поселю тебя под сенью Престола Славы Моей, вблизи херувимов и серафимов... Облобызал Господь Моисея – и лобзанием принял душу его» с. 93–96]. Ни ангел смерти, ни архангелы Михаил и Гавриил не смогли и не дерзнули взять душу Моисея. Некогда Ягве Бог предлагал Моисею, что Ангел Его вместо Него пойдет перед народом Израильским и поведет его к Обетованной Земле. Моисей не согласился. Если не пойдешь Ты Сам (с нами), то и не выводи нас отсюда ( Исх. 32, 30–33:17 ). Так и теперь. Не ангелы, а Сам Бог берет душу пророка. По слову Ягве, лобзанием Божиим душа пророка оставляет тело, не она ли, эта великая и дерзновенная душа, вопияла: Да лобзает Он меня лобзанием уст Своих!., влеки меня, мы побежим за Тобою! И свершилось – Царь ввел меня в чертоги Свои! ( Песн. 1, 2. 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда Моисею исполнилось сорок лет, он оставил двор фараонов и поселился среди своих единоземцев, чтобы помогать им. Здесь, увидев однажды, что египтянин бил еврея, Моисей вступился за еврея и убил обидчика. Фараон, услышав об этом убийстве, хотел казнить Моисея, но Моисей убежал в землю Мадиамскую, женился здесь на дочери священника и прожил у него сорок лет, пася его стада. Однажды Моисей со стадами прошел до горы Хорива. Здесь он увидел терновый куст, который горел огнем и не сгорал. Моисей подошел поближе к кусту, чтобы посмотреть, отчего он не сгорает, и услышал из средины куста голос: «Моисей, Моисей, не подходи! Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака и Иакова. Я увидел страдание народа Моего в Египте, услышал вопль его. Пойди к фараону, и выведи народ Мой из Египта». – «Но что мне сказать», – спросил Моисей, «если меня спросят об имени Бога, Который меня послал?» Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий. Я знаю, что царь египетский не позволит вам идти, если не принудить его, и Я поражу Египет чудесами Моими, после чего отпустит вас». При этом Бог показал Моисею чудеса, которые он вначале должен сделать перед Фараоном. Моисей простился со своим тестем и отправился в Египет. Пришедши к Фараону, Моисей именем Бога Израилева потребовал отпустить евреев из Египта. Фараон отвечал: «я не знаю Бога Израилева, и израильтян не отпущу». Тогда Моисей поразил землю египетскую десятью казнями. Последнею из них было избиение первенцев египетских, начиная от первенца Фараонова до сына последней рабыни и всего первородного из скота. § 9. Пасха еврейская Пред десятою казнью Бог повелел израильтянам чрез Моисея заколоть в каждом семействе непорочного однолетнего агнца, окропить его кровию косяки и перекладины у дверей жилищ, испечь его на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами, при чем быть препоясанными, обутыми, с посохами в руках, в полной готовности к путешествию. «Ибо в эту ночь», сказал Бог чрез Моисея, «Я пройду по земле египетской и поражу всякого первенца от человека до скота, а где увижу кровь на домах, пройду мимо» Израильтяне так и сделали. И вот, когда они ели пасхального агнца, ангел Господень истребил всех первенцев египетских, а мимо жилищ еврейских, на дверях которых видел кровь, прошел. И сделался великий плач по всей земле египетской, ибо не было дома, где бы не было мертвеца. И велел фараон евреям немедленно выдти из Египта; В память спасения своих первенцев от гибели кровию агнца и своего избавления от горького рабства египтян, евреи, но повелению Божию, ежегодно, впоследствии, закалывали агнца и ели его с горькими травами и пресным хлебом, и день этот называли пасхою, что значит прошел мимо .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

– Кто остался верным Господу, – иди ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. Моисей повелел каждому из них пройти с мечом по стану и обратно, и убивать всякого, кто встретится. И пали до трех тысяч человек из числа виновных ( Исх.32:1–29 ; Втор.9:12–17, 21 ). На другой день Моисей опять взошел на гору, повергся пред Богом и, постясь сорок дней и ночей, умолял за грех народа, говоря: – Если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у тебя предназначенные для вечного блаженства. Господь отвечал, что изгладит из книги Своей согрешивших пред Ним, и, повелевая Моисею вести народ в обетованную землю, дал знать, что не будет уже сопутствовать ему особенным благоволением. Народ, услышав сию угрозу, зарыдал, и все возложили на себя покаянные одежды. Моисей усугубил молитвы, и Бог возвратил израильтянам Свое благоволение. После сего Моисей был удостоен на Синае видеть славу Господню. – Лица Моего, – сказал ему Господь, – нельзя тебе видеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. Но Я проведу пред тобою всю славу Мою и возглашу имя: Иегова… Когда же будет проходит слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а Лицо Мое не будет видимо тебе. При сем Моисей получил повеление написать слова завета в книгу и принял опять скрижали, на которых Бог снова начертал те же десять заповедей, которые были записаны на прежних. Созерцание славы Божией оставило след на лице Моисея. Когда он сошел с горы, Аарон и все израильтяне боялись подойти к нему, видя, как сияет лицо его. Моисей подозвал их и сообщил им всё, что заповедал ему Бог. После сего он положил себе на лице покрывало, которое снимал только тогда, когда предстоял пред Богом ( ; Втор.9:18–19, 10:1–4 ; 2Кор.3:13 ). Моисей объявил сынам Израилевым волю Божию о скинии и приступил к ее сооружению, поручив его указанным Богом художникам, по образцу, виденному им на Синае, во время сорокадневного на нем пребывания. Израильтяне же приносили щедрые пожертвования золотом, серебром, медью, шерстью, виссоном, кожами, деревьями, ароматами, драгоценными камнями и всем, кто чем мог. Когда скиния была готова и освящена со всеми принадлежностями елеем помазания, облако покрыло ее и наполнило всю скинию, так что сам Моисей не мог войти в нее. И поставил Моисей внутри скинии кивот завета, окованный золотом 5572 , в который вложил золотую стамну с манной 5573 , жезл Ааронов процветший 5574 и скрижали завета, а над кивотом поставил изображение двух золотых херувимов 5575 и устроил всё необходимое для жертвоприношений и всесожжений. Потом Моисей установил для израильтян праздники и новомесячия 5576 и поставил им священников и левитов, избрав для служения Богу, по Его повелению, всё колено Левиино и отдав его в распоряжение Аарона и сыновей его 5577 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Моисей был на вершине горы. Авраам и Моисей в одном лице – у кого бы не вскружилась голова? Но Моисею это было не нужно. И он вступил в борьбу с Самим Богом, славу Которого он видел, голос Которого слышал, лицом к лицу Которому предстоял! Это тайна святости, которая выше вся­кой святости. Моисей заступился за свой согрешивший народ. Он не отпускает Бога и не спускается сам. Там, на горе – схватка (брань) первая. – Не удерживай Меня, и Я истреблю их, и изглажу имя их из подне­бесной; а от Тебя произведу народ больше, сильнее и многочисленнее их 1132 ! Крепко держит Моисей Бога, не пускает Его туда вниз, удерживает гнев Его. Моисей стал умолять Ягве, Бога своего. Ягве – личный, свой Бог Моисея, пророк знает его. Умоляет Моисей: Да не воспламениться, Ягве, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы египтяне не говорили: «На погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли». Отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего. Вспомни Авраама, Исаа­ка и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: «Умно­жая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему и будут владеть ею вечно». 1133 Еще на горе во время видений Моисей видел славу Ягве, Бога своего, как огонь поядающий 1134 . И страшно ему стало, что этот огонь скатит­ся с горы, как шаровая молния, и испепелит, истребит его народ. Когда-то, придя в возраст, он отказался называться сыном дочери фараоновой и луч­ше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение 1135 . Моисей беспредельно любил свой народ, всю славу Египта отдал ради страданий с народом Божиим. И теперь этот народ должен погибнуть?! – Нет, это невозможно! И Моисей стал между разгне­вавшимся Богом и Его народом. Моисей умоляет Ягве Господа, приводя Ему три аргумента. Во-первых, Господи, Ягве Боже – ведь это народ Твой! Неужели Ты по­губишь Свое? Они согрешили, Господи, но они Твои, вот такие, какие есть. Они пляшут вокруг тельца, но ведь не телец их избрал, а Ты, Господи. Это Твои, Твои избранники.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Моисей не один из пророков, он – верх пророков. Господь укоряет и вразумляет возмутившихся против Моисея Аарона и Мариам словами: Слушайте слова: если бывает у вас пророк Ягве, то Я открываюсь ему в видении, в сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем; он верен во всём дому Моем, устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Ягве он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? ( Числ. 12:6–8 ). И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Ягве знал лицом к лицу ( Втор. 34:10 ). Единственное место Писания, где Моисей назван пророком, это приведенный текст Втор. 34, 10 . И то здесь, собственно, Моисей пророком вовсе и не назван, а говорится, что в Израиле не было больше такого пророка, как Моисей. Т.е. Моисей – пророк, но такой, какого больше у израильтян не было, он даже не просто первый среди равных пророков, а находился на качественно ином уровне богообщения, ведь его Ягве знал лицом к лицу. А уж в словах: Пророка из Среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой,– Его слушайте ( Втор. 18:15 ) – и вовсе Мессия уподобляется Моисею. И именно так, а не наоборот? Не Моисей подобен Мессии, а Мессия – Моисею. Подобно Деве Марии Богородице и Иоанну Крестителю, Моисей как бы возвышается в человеческом смысле над Мессией, Сыном Человеческим. Мать выше сына, креститель выше крещаемого, а Моисей, как Законодатель и верх пророков, наказывает своему народу слушаться Того, Кто придет после него. Послушание Моисею не обсуждается, а вот Того, Кто будет потом, слушайте тоже. Непостижимая тайна истощания Божества, Божественного кенозиса! Он, Единородный Сын и Слово Отца, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба [Моисей, раб Ягве. – И. Нав. 1,1 ], сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя.... ( Фил. 2:6–7 ). Еще псалмопевец Давид и апостол Павел удивлялись действию Отца в отношении Сына: Не много Ты унизил (умалил) Его пред ангелами ( Пс. 8, 6 ; Евр. 2:7 ), а мы удивляемся и больше – Ты, Отче, умалил Его и пред человеками, и даже пред лисицами и птицами ( Мф. 8:20 )! И в первую очередь Мессия был умален пред Матерью, как Сын, потом пред крестителем, как крещаемый, и пред Законодателем, как исполняющий закон. Не думайте, сказал Сын Человеческий, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить ( Мф. 5:17 ). Да и сколько раз Сын Человеческий скажет, что то или иное Он делает как будто не потому, что Сам этого хочет, а да сбудется прореченное через пророков ( Мф. 2:23 ), да сбудется Писание!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

После заключения Завета по велению Бога Моисей взошел на гору, где Бог дал ему каменные скрижали с заповедями. И облако славы Божией покрыло гору, а вид славы Его на вершине был подобен огню поядающему. Моисей вступил в середину облака и был на горе сорок дней, там, где был Бог. Народом остались управлять Аарон и Ор. Когда евреи увидели, что Моисей долго не спускается с горы, то собрались к Аарону и потребовали, что он сделал им бога, который шел бы перед ними, потому что Моисей пропал и неизвестно, что с ним произошло. Ор пытался удержать народ, но его убили. Тогда Аарон велел женам их вынуть свои серьги и украшения для изготовления идола, рассчитывая, что они пожалеют их. Но те с радостью отдали свои украшения, и тогда Аарон сделал им золотого тельца, и сказали они: – Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из Египта. Завтра праздник Господу. Наутро евреи принесли жертвы идолу, сели есть и пить, и стали развратничать. Бог сказал Моисею: – Спускайся вниз, ибо твой народ развратился, сделав золотого тельца. Скоро же они развратились! Этот народ жестоковыйный. Итак, оставь Меня, чтобы разгорелся Мой гнев, и Я истреблю их и произведу великий народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, чтобы Он пощадил отступников ради Своего имени и ради Завета, обещанного Аврааму, Исааку и Иакову. Тогда Господь сжалился над народом по ходатайству Моисея. Пророк стал спускаться с горы, и в руках у него были две каменные скрижали с записанными Заповедями, сотворенными руками Бога. На пути к нему присоединился Иисус Навин. Подходя к стану, они услышали крики и песни. – Это шум войны! – воскликнул воинственный Иисус. – Нет, я слышу песни и пляски, – отвечал Моисей. Они подошли к стану и увидели тельца и пляшущих евреев. Моисей воспламенился гневом и разбил скрижали, ибо народ разорвал союз с Создателем. Он сжег тельца в огне, растер его в пыль, рассыпал по воде и дал пить ее евреям. И стал Моисей в воротах стана: – Кто Господень – ко мне! Но к нему подошли только потомки Левия. Тогда Моисей велел им казнить упорных идолопоклонников, и пало от их рук три тысячи человек. На другой день Моисей взошел на гору, чтобы просить Творца за людей:

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010