35 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (20–28 сентября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 225–228. Столбец из четырёх сставов. Писцовая скоропись идентичная той, которой составлен предыдущий документ на л. 214–223. Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, 339(1670). Челобитная датирована по датам, указанным в самой челобитной (л. 226) и в помете о доставке. (л. 225) 2192 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу благодать, милость, миръ, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа и Святого Духа. Аминь. Богомолецъ вашъ, смиренный Никонъ патриархъ , о вашемъ, государеве, душевном спасении, и тлесном здравии, и о устроении мира Господа Бога молю, и должное метание творю. В прошлом, государь, во 183 (1675)-м году по твоему, великого государя, указу и по грамоте из Монастырского приказу на Белозере воевода Иван Чаплин правил Ферапонтова монастыря на служках и на крестьянах безмрным и немилосердымъ правежем на прошлые годы доимочныхъ денег ратным людем на жалованье и за кочныхъ даточных двсти восмьдесят три рубли дватцать три алтына 2 де[ньги . И я, богомолець твой, не мога терпть болезни и бдности их крестьянской, и что ты, великий государь царь, и государыня царица пожаловали прислали ко мн, богомольцу своему милостыни денегъ двсти рублевъ отдал в Ферапонтовъ монастырь имъ, игумену з братьею и крестьяном, чтоб он против твоего, великого государя, указу окупились. И игумен з братьею послали т денги к теб, великому государю, к Москв в платеж доимочных денег. И я, богомолец твой, писал к теб, великому государю, и бил челомъ о твоемъ, государскомь, милосердии, и Ферапонтова монастыря в тх доимочных денгахь о пощаде для монастырской и крестьянской их скудости, и для прежных многих их прибылыхъ росходов. И в нынешнем, государь, во 184 (1675)-м году сентября въ 5-й де[нь] по твоей, великого государя, грамоте и указу стольникъ князь Самойло Шайсупов ко мн, Никону патриарху , приходил и о отдаче тх денег твой, великого государя,//(л. 226) указ мн, Никону патриарху , сказывал. И я, богомолецъ твой, Ферапонтова монастыря с ыгуменом, и со всею братьею, и со всми бедными християны за твое премногое благоутробие и милость и жалование Господа Бога молим и молитися впредь не престанемъ вся дни живота своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

13-е число. Память Святителя Иоанна Златоустог о Чит. о святителе 27-го января. Тропарь и молитва. См. там же. 21-е число. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это священное событие совершилось следующим образом: Родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, не имея детей, обещали, что если Бог даст им дитя, – посвятить его Богу. Бог дал им в преклонных летах дочь Марию. Когда Мария достигла трех лет, то они исполнили свое обещание – посвятили Ее Богу. Собрали родственников и знакомых, одели св. Марию в лучшие одежды, и с пением священных песней и с зажженными свечами в руках отвели Ее во храм, в городе Иерусалиме. Здесь встретил Марию сам первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница о 15-ти довольно болыших ступенях. Малютка Мария, казалось, не мога сама взойти по этой лестнице. Но едва поставили Ее на первую ступень, укрепляемая силою Божиею, Она быстро взошла на верх лестницы. Затем первосвященник, по внушению Божию, ввел Ее в самое святое место в храме, которое называлось «Святое святых». Видя все это, бывшие в храме удивлялись и думали: «верно, не простым человеком будет эта Дева». После того Св. Дева Мария осталась жить при храме и под надзором живших тут старушек, которые посвятили себя на служение Богу, занималась молитвою, чтешем священных книг и разными рукоделиями. Тропарь, глас 4-й. Днесь 516 благо воления Божия предображение 517 , и человеков спасения ироповедате, в храме Божии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает, Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева 518 исполнение. Молитва. Общая пресв. Богородице. См. 5-го Февраля. 22-е число. Убиение благоверного князя Михаила Ярославича Тверского. Св. князь был воспитан в страхе Божием своею матерью, благочестивою Ксениею. Состоя тверским князем, был возведен на великокняжеский престол во Владимире. Тогда племянник его Юрий Данилович московский, женившись на сестре хана, по своим проискам в орде, перехватил у него великокняжеский престол. Св. Михаил великодушно уступил ему великое княжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

Господин пак, сын мой, благочестивый и христолюбивый великий князь Василий Васильевич созва всей своей великой державы архиепископов и епископов, честнейших архимандритов, игуменов и все великое Божье священство; и воззрев в божественные и священные правила, изыскав святых богоносных Отцов писания, и уразумеша и познаша все лукавое Исидорово к нам прихождение, и тому всему, что Сидор принес, не внят и не прияша. Сидор же познав свое отступление от православия и злое и нечистое свое прихожение, да ночетаствомъ бежал. А после его князь великий, слыша и добре испытав цареградского царя и еже о нем собора смущения, что качнулись 2824 к римской церкви, а иные, Богом наставляемы и укрепляемы, не соединишася с ними, и волнение межи их бысть велие, яко святая Божья церкви на многие дни затворены и без петия сташа: и великий господарь наш, православный великий князь Василий Васильевич, и сын его благочестивый князь великий Иван Васильевич, не мога того видеть, чтоже коликое время церковь Божья вдовствует, и православное христианство есть 2825 без пастыря, без большого святителя, созвав архиепископов и епископов и все великое Божье священство всей своей великой русской державы, известно о всем изыскавше святых Отцов писания, и по божественным и священным правилам поставиша мене на митрополию всей русской земли православному христианству. Ныне пак, слышим, пришел тут к вам в литовское господарство от римской церкви ученик и 2826 единомышленник того отступника, Исидоров, Григорий (а именует себя митрополитом киевским и всея Руси), с папежскими листами, да и с первоначальника отступника с патриаршими Григорьевыми грамотами и с Сидоровыми, и пишется Сидор в них легатосом, кардиналом, а мне пишут отщепенцем, а сами будучи злые отступники от нравославия: а аз, милостью Божьей, поставлен на митрополию соборне, по божественным и священным правилам; а сам, сыну, добре веси божественные и священные правила. Ныне пак, сыну, приездили от короля к великому князю посольством о том отступнике о Григории королевский писарь Якуб да Ивашенец, о том, чтобы его князь великий принял и держал себя отцом и богомольцем, митрополитом; и господин сын мой князь великий Василий Васильевич, и его сын князь великий Иван Васильевич не хотят его, по божественным и священным правилам, не токмо видеть, но и слышать не хотят; также сынове и сослужебники наши, все архиепископы и епископы, все великое Божье священство и все наше православие не хочет его ни слышать: занеже, сыну, и как стало наше православие, а от Рима и от Латыни митрополит к нам не прихаживал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Все исследователи, обращавшиеся к посланию, отмечали, что оно переполнено похвальными эпитетами по адресу папы, в ряде случаев, несомненно, восходящими к соответствующей традиционной для католиков терминологии. Однако в нем не содержится четких свидетельств о том, что составители воспринимали папу как главу «тела Христова», готового вмешиваться в деятельность местных церквей и постоянно направлять их своими указаниями. Отдельные детали, о которых речь пойдет ниже, заставляют сомневаться в наличии у них такого представления. Анализируя послание, Б. Бучиньский пришел к выводу, что в нем «явно одно основе бажане — задержати свою догму, обряд, oprahiзaцiю як мога бiльшe» . Составители послания не скрывали свою приверженность греческой православной традиции. Уже во вступительной части они писали о себе как о людях, которые «от четырех... вселенъских пресветлейших патриарх греческих от устава их, обычая предания научением их греческим церковным суще породени от купели святыя и живоначальная Троица» . Еще более выразительно в этом плане другое место. Уподобляя исходящую от папы премудрость живой воде, истекающей из рая, составители послания далее разъясняют, что эта живая вода достигает «всякой твари» по четырем рекам, которыми являются четыре Вселенских патриарха — столпы Восточной церкви; они, живущие «на стране северъной», привыкли у них утолять духовную жажду. «Ея же воды,— говорится далее,— измлада суще обыкохом пити по вся дни живота нашего и мы и отцы наши, и отцы отцов наших...». «А прочих иных вод,— подчеркивается в тексте,— не обыкохом вкушати... яко противна суть естествам нашим». Поэтому, обращались составители послания к папе, «ону воду первую пошли четвероструйных сих быстрынь» . Трудно было в послании папе более определенно сформулировать мысль, что его верховной власти готовы подчиняться при условии, что вся традиционная жизнь и вероучение местной православной церкви останутся такими же, как прежде. Сформулированное в связи с этим представление, что исходящая от папы «мудрость» достигает его восточной паствы лишь при посредничестве четырех Вселенских патриархов, вряд ли можно примирить с католической доктриной о примате папы.

http://sedmitza.ru/lib/text/442964/

259). Из другой челобитной известно, что Никон заплатил 200 р. из царской жалованной милостыни в счёт погашения монастырского долга доимочных денег на жалование ратным людям: «И я, богомолець твой, не мога их многаго плача и стонания видти, и что твоего, государева, денежного жалованья привез ко мн, богомольцу твоему стряпчей твой, государевъ, Козьма Лопухин двести рублевъ, и т, государь, деньги послал я, богомолець твой, к Москв в Монастырской приказ с своим человеком, гд имъ довелося т доимочные денги платить» 31, л. 195; см. о том же: 32, л. 201). Патриарх Никон был склонен к аскетическим подвигам. Пребывание в Анзерском скиту и уединённая жизнь недалеко от Кожеозерского монастыря отвечали духовным потребностям Никона и сформировали будущего патриарха как сурового аскета. В Воскресенском монастыре патриарх Никон надел железные вериги; недалеко от монастыря была выстроена «Отходная пустынь», куда Никон удалялся во время постов на молитву. Именно здесь, в Богоявленской пустыни патриарху Никону были пророческие видения, о которых он писал царю Алексею Михайловичу. Способность к видениям не оставляла Никона и в Ферапонтовом монастыре. Подобно своему духовному наставнику и учителю, преп. Елеазару Анзерскому, патриарх Никон писал иконы, владел искусством резьбы по дереву. Патриарх Никон по духу и убеждению, образованности и стилю письма – традиционалист. Он был начитан в святых отцах и превосходно знал Священное Писание; Никон прекрасно ориентировался в церковном и светском законодательстве. В то же время патриарх, судя по богатейшей библиотеке Воскресенского монастыря, проявлял интерес к античным авторам, мировой истории, к медицине, астрологии. Однако в эпистолярных текстах Никон никак не использовал своих познаний в этих областях. Анализ текстов патриарха Никона позволил выявить разные грани его личности, проявившиеся не только в письменном наследии патриарха в виде его авторских образов, но и в его повседневной жизни, личностном поведении, деяниях, поступках. Подобно тому, как авторские образы на письме отражают отдельные черты характера патриарха Никона , его портретные образы – прижизненные изображения – во внешнем облике патриарха отражают индивидуальные черты личности московского владыки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Поистине чудесная достоверная история произошла с женщиной по имени Мэри Макговерн (1890-1957), уроженкой графства Каван, которая в 1912-м году стала одним из пассажиров «Титаника» и выжила, согласно собственному свидетельству, благодаря чудодейственной силе землицы с «Острова святого Мога», горстку которой взяла с собой в путешествие. Позднее женщина вернулась в Ирландию, где прожила до конца своих дней, и всегда хранила дома «земельку святого Айдана с его родного острова». Святителю Айдану приписывают основание монастыря в нынешнем графстве Уотерфорд – бывшей провинции Манстер на юго-востоке Ирландии – и еще одного монастыря в Лимерике на юго-западе. Вполне возможно, некоторое время он управлял монастырями Килкенни и Фиддаун нынешнего графства Килкенни в Ленстере. Во всех этих местах, равно как и в других регионах Ирландии, почитание подвижника было велико. Согласно поздним версиям его жития, после многих лет неустанных усердных трудов на ирландской земле святитель Айдан возвратился в Уэльс, где, вероятнее всего, построил обитель. По преданию, покровитель валлийцев святитель Давид умер у него на руках. Некоторые биографы святого Айдана писали, что он даже стал преемником святого Давида в должности игумена монастыря Меневия. По молитве угодника олень стал невидимым и спасся от преследователей Скажем немного о личных качествах святителя Айдана. С детства в нем отмечали благочестие, милосердие и доброту. В течение жизни угодника почитали и уважали за ученость, послушание и смирение, любовь к аскетической жизни, таланты игумена и администратора, а главное – заботу и сострадание ко всем. Святой всю жизнь был необычайно строг к себе и обычно снисходителен к другим, однако в случае необходимости он мог проявлять суровость. Святой Айдан учил своих монахов щедро делиться всем, даже последними крохами хлеба, с бедными и голодными, ибо так заповедал Сам Господь. «Раздавайте так щедро, как будто владеете всеми пастбищами в горах Ирландии», – говорил он. Святого мужа отличала любовь к животным: он часто обличал охотников, которые убивали их ради удовольствия, а не по причине голода. Известно, что однажды по молитве угодника подбежавший к нему олень стал невидимым и спасся от преследователей. Вот почему святого Айдана нередко изображают с оленем.

http://pravoslavie.ru/110651.html

Движение колливадов делится на два этапа: 1 этап колливадских споров – вопрос о поминовении усопших. Причиной этому стало строительство нового храма в скиту св. Анны. Средства для постройки росли за счет пожертвований на поминовение усопших. В результате количество поминаемых имен усопших выросло до 12000. Поминовение на Афоне совершается исключительно по субботам. В связи с этим было решено перенести совершение поминовения усопших и на воскресные дни. Это нововведение вызвало недовольство у части монахов, в знак протеста они стали выходить из церкви во время поминовения усопших в воскресенья и праздники. Постепенно монахов, отказывавшихся поминать усопших в несубботние дни, стало все больше и за ними закрепилось ироническое прозвище «колливады» (от слова «коливо», которое благословлялось во время поминовения усопших). Вскоре на колливадов начались гонения со стороны афонских властей и Константинопольского Патриарха, их обвиняли в еретичестве и даже во «франкмасонстве». Идейные вдохновители колливадов – уставщик в храме скита св. Анны Иаков Пелопонесский, Афанасий Париос, Агапий Кипрский, митрополит Коринфский Макарий Нотарас. Тем не менее, на Святой Горе нашлось много монахов, поддержавших иноков, изгнанных из обители св. Анны – впоследствии они сами стали коливадами (например, монашеская община скуртеев, с которой впоследствии будет иметь тесную духовную связь прп. Николим Святогорец (1749 – 1809); главой этой общины был о. Парфений Скуртей). В 1774 г. колливады официально были осуждены большей частью афонских монахов на Соборе в монастыре Кутлумуш и в 1776 г. Константинопольским Патриархом Софронием II (1774 – 1780). По решению Вселенской Патриархии, зачинатели колливадского движения объявлялись лишенными Божественной благодати и священнодействия, а поминовение усопших разрешалось во все дни недели, в том числе по воскресеньям. Колливады не подчинились ни решению 1776 г., ни решению Кутлумушского Собора и по-прежнему отказывались совершать поминовение усопших по воскресеньям. Постепенно главные участники колливадского движения (в частности, Афанасий Париос) вынуждены были покинуть Афон, благодаря чему идеи колливадов постепенно распространились по всей Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Варлаам Ляшевский , архим. Донского монастыря, определён 23 июля 1753; уволен от ректорства в июле 1754, оставлен архим-том Донским. Иоасаф Хотунцевский определён в 1754, из Камчатских миссионеров; 12 мая 1757 перев. в Высокопетровский. Геннадий Драницын , 12 мая 1757, из префектов; в 1758 перев. в Иосифов мнтрь. Гедеон Сломинский , 30 апр. 1758, из ректоров Троицкой семинарии, а 9 авг. 1761 перев. в Черниговский Елецкий, но там не был, а 4 сент. перев. в Бизюков. Гавриил Петров , 20 сент. 1761, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; 6 дек. 1763 хирот. в еписк. Тверского. Геннадий Грацинский ( Броницкий ?), 1 янв. 1764, из архим. Псковского Святогорского (?) монастыря; 13 апр. 1768 хирот. в еписк. Переяславль-Залесского. Антоний Герасимов-Зыбелин , 20 мар. и 1768, из префектов; 10 окт. 1770 хирот. в еписк. Архангелогородского. Феофилакт Горский , 12 окт. 1770, из префектов; в 1774 перев. в Донской мнтрь. Амвросий Подобедов , 18 авг. 1774, из префектов, а 5 июля 1778 хирот. в викария Московской епархии. Дамаскин Семенов-Руднев 24 мая 1778 перев. из Московского Богоявленского монастыря, а 5 июля 1782 хирот. в викария Московского. Павел Пономарев , 1782, из наместн. Троицкой Лавры, а 27 нояб. 1783 перев. в Симонов мнтрь. Аполлос Байбаков , 17 дек. 1783, из наместн. Троицкой Лавры, а в 1786 перев. в Воскресенский Новый Иерусалим. Афанасий Иванов , 1786, из префектов и игум. Московского Покровского монастыря; 12 нояб. 1788 хирот. в еписк. Коломенской епархии. Мельхиседек Заболотский в дек. 1788 перев. из Саввина Сторожевского; в окт. 1791 уволен, за болезнью; с марта 1792 паки в Саввине. Мефодий Смирнов , 1 янв. 1792, из ректоров Троицкой семинарии; 14 февр. 1794 перев. в Новоспасский мнтрь. Амвросий Яковлев-Орлин в мар. 1794 перев. из Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а 12 июня 1795 – в Новоспасский. Евлампий Введенский , 23 июля 1795, из ректоров Троицкой семинарии; в 1798 перев. в Донской мнтрь. Серафим Глаголевский 28 сент. 1798 перев. из Лужецкого монастыря; 25 дек. 1799 хирот. в викария Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

51) 45, лл. 278–289 об. Села Успенскаго (Кобылинка тож – М.Р.) (по Метрической книге 1759 г. названо Крапивенскаго уезду селом Новоуспенским – М.Р.) церковь Успения Пресвятыя Богородицы (потом в составе Богородицкого уезда – М.Р.). 1 . Тоя церкви иерей Александра Тиханов (55), жена ево Варвара Андреянова (54). 2 . Диякон Иван Ефремов вдов (4?), дети ево Евстратий (6), Наталия (13), Екотерина (3). 3 . Дьячек Тихон Петров (36), жена ево Ксения Иванова (37), дети их – Антон (9), Захар (6), Прохор (5), Евдокея (3); пономарь Филип Александров (23), жена ево София Алексеева (23), дети их – Александра (муж.) (3), Праскевия (6). Л. 278 – села Спасского, что на Уперте, иерей Илия Феофилактов (1774 г.). Тоя церкви приходския люди: того ж села помещицы вдовы Настасии Васильевой дочери Уваровой дворовые люди и крестьяне; помещика Николая Дмитрева сына Бибикова дворовые люди и крестьяне; помещика Ивана Никитина сына Крюкова крестьяне; помещика Ивана Васильева сына Воронцова дворовые люди; помещика Данилы Самойлова сына Копьева дворовые люди и крестьяне. 52) 46, лл. 291–298. Крапивенскаго уезду Псовскаго стану села Нововоскресенскаго (село Истленьево, Омутное тож – М.Р.) церковь Воскресения Христова (потом в составе Богородицкого уезда – М.Р.). 1 . Иерей Иоанн Космин (61), жена ево Матрона Панфилова (62), сын их дьячек Иоанн (34), жена ево Грипена (sic!) Федотова (35), дети их – Анисия (11), Иоан (6), Родион (4), Анна (1), вышеписанного иерея родная внука девица Евдокея Василиева (16). Тоя церкви приходския люди: полковника Алексия Васильева сына Исленьева дворовые люди села Нововоскресенскаго и крестьяне; ротмистра Александр Прокопиева сына Иевлева деревни Дьячей крестьяне. 53) 47, лл. 299–318. Крапивенскаго уезду (потом в составе Богородицкого уезда – М.Р.) села Огорева (село Никольское, ныне село Большое Огарево Тепло-Огаревского района – М.Р.) церковь Святаго Николая Чюдотворца. 1 . Тоя ж церкви иерей Марка Федоров (52), жена ево Праскевия Афонасьева (51), дети их – дьячек Спиридон (21), жена ево Евдокея Тимофеева (18), Иван (18), Евдокея (15).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVII-XVIII вв., М. называется святым и чудотворцем (Описание о российских святых. С. 222). М. был записан для поминания в синодик московского Успенского собора (ДРВ. Ч. 6. С. 434). Согласно описи владимирского Успенского собора 40-х гг. XVII в., «да в той же болшой церкви в приделе в Пантелеймонове лежит Максим митрополит» (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 39); аналогичную информацию содержат и др. описи собора 40-80-х гг. XVII в. (см.: Там же. С. 40-41; Виноградов. История. 1905. С. 66-67; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах. СПб., 2003. С. 37-39; Он же. Описи древних гробниц в рукописных сборниках XVII в.//История в рукописях и рукописи в истории: Сб. ст. к 200-летию ОР РНБ. СПб., 2006. С. 399-414). Придел св. Пантелеимона Успенского собора Владимира, в к-ром был погребен М., в 1774 г. был переосвящен во имя св. мч. кн. Владимирского Георгия Всеволодовича и стал именоваться Георгиевским (в 1864 этот придел был перенесен в отдельное здание). Не позднее 1708 г. над гробницей М. была построена «сень, столпы резные золочены» (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 274. Л. 28 об.; Тимофеева. 2013. С. 43). Новая сень, вероятно, была установлена при ремонте храма, в 1768-1774 гг., одновременно с устройством сеней над погребениями св. Владимирских князей. К сер. XIX в. погребение святителя находилось не в юж. галерее, где оно было еще в 1725 г. ( Виноградов. История. 1905. С. 56-57) и где располагался Георгиевский придел, а в западной (оно показано там на плане Ф. Г. Солнцева 1859 г.). Согласно Тимофеевой, погребение М. было перенесено в зап. галерею между 1725 и 1849 гг., после чего над ним была сооружена новая резная позлащенная сень, известная по описаниям 2-й пол. XIX в. Посередине на ней было клеймо, по зеленому фону к-рого имелась надпись золотыми буквами: «Максим грек священ бе в лето бытия 6791, Рожд. Христ. 1238 (sic!) в Киев прииде, частого же ради нахождения татарского преселися из Киева в великороссийский стольный град Владимир, пас Церковь Христову Максим 23 года, преставися в лето бытия мира 6812» (цит. по: Тимофеева. 2013. С. 37). На белокаменной погребальной плите в золоченой раме имелось изображение М. с наложенным серебряным венцом, рядом в серебряной золоченой ризе находилась Максимовская икона Божией Матери (ныне в собрании ГВСМЗ), надпись о явлении которой святителю помещалась на лицевой стороне гробницы.

http://pravenc.ru/text/2561548.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010