Когда названные монахи для жалобы отлучились самовольно во Владимир и Москву, Владимирский епископ Павел за самовольную отлучку послал их на год во Флорищеву пустынь на работы и в чередное служение с тем, чтобы по прошествии года они снова вернулись в Санаксарскую обитель. Но Феодор остался недоволен таким решением и требовал, чтобы виновные были возвращены в его монастырь для несения положенной епитимьи. Когда же архиерейским указом дано было ему знать, что по 39–му правилу Апостол один архиерей имеет право запрещать в священнослужении, то Феодор в рапорте своем, не признавая себя виновным, толковал Правила и указы с досаждением и поношением для своего архиерея, что де апостольское слово и гражданские указы приказывают покоряться таким пастырям, которые хранят Божии законы и порученных им содержат законно, а не таким, которые идут против законов Божьих и судят неправедно. Епитимья виновным монахам, по мнению Феодора, была наложена архиереем неправильно и потакала их самовольству, а если бы они были присланы к нему, то епитимья им была бы чувствительнее. Феодор требовал переноса дела на суд Синода, но за смертью епископа Павла († 9.08.1769) об этом дерзновении его никакого представления сделано не было 224 . Первенствующий член Святейшего Синода Архиепископ Гавриил (Петров). Худ. А.Н. Антропов. 1774. Опираясь на все эти сведения, Синод, в который тогда входили преосвященные архиепископы Санкт–Петербургский и Ревельский Гавриил (Петров) 225 , Псковский и Рижский Иннокентий (Нечаев) 226 , Тверской и Кашинский Платон (Левшин) 227 , а обязанности обер–прокурора после снятия П.П. Чебышева с 12 мая 1774 года исправлял С.В. Акчурин 228 , на своем заседании 24 мая 1774 года нашел Феодора заслуживающим за все указанные дерзновения лишения настоятельства и священства 229 . Узнав о готовящейся над ним расправе, святой писал в Арзамасский Алексеевский монастырь своим, как он их называл, бедным нищим 230 : «Милость Божия да будет с вами! Ныне от вас следует мое отлучение, но вы о том, конечно, не печальтесь, понеже все не без воли Божией совершилось, а мы не можем оной сопротивляться и не постигаем Божий о нас промысл; а более всего должно нам знать, что Божественные судьбы ведут нас к совершенному терпению, без коего нет нам спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

В 1753 г. причт с прихожанами обратились к вятскому епархиальному начальству с просьбой о дозволении построить каменную церковь во имя Св. Димитрия с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Постройка сего храма разрешена указом Вятской духовной консистории от 4 августа за 509. К марту месяцу следующего года были заготовлены материалы. Указом Вятской духовной консистории от 11 марта 1754 г. за 398 позволено приступить к закладке храма. Каменная придельная церковь, по построении, освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы 26 октября 1771 г. по указу Вятской духовной консистории от 13 октября 1771 г. за 1150. В 1774 г., за построением каменной церкви, старую деревянную церковь разрешено разобрать (указ Вятской духовной консистории дан в апреле месяце за 644). В 1777 г. построена главная холодная церковь и освящена 26 октября в честь Святой Троицы (а не во имя Св. Димитрия). В 1878 г. теплая церковь (Покровская придельная) расширена. После перестройки в теплой церкви устроено два престола: левый - Покровский и вновь устроенный - в честь Сретения Господня. Приписная церковь Сычевская; зданием деревянная, однопрестольная, освящена в 1903 г. во имя Св. и Чудотворца Николая. В.И. Шабалин, архивариус Вятской духовной консистории. «Краткая история об открытии приходов и о построении церквей Вятской епархии»;Дела архива Вятской духовной консистории: 89/1770, 95/1774, 872/1777 (переименование церкви), 80/1799, 139/1804, 742 (построение каменной колокольни), 1067/1818, 578/1828, 1182/1829, 135/1831, 903/1837, 1711/1838, 227/1839, 1537/1850, 531/1855, 402/1869, 325/1873, 545/1875 (расширение храма), 36/1883, 211/1897 (построение Сычевской церкви). Метрические книги с 1741 г. Примечание: Дела архива Вятской духовной консистории: 6/1750, 10/1753, 6/1754, 89/1770, 95/1774 (разобрание деревянной церкви), 372/1777. [Вятские] епархиальные ведомости 1866 г. 6 Комментарии и обсуждение Построена была в 1754 году, расширена в 1878 году. 29 октября 2010. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=08895

Митрофан (1747-1763), к-рый в миру мог носить имя Михаил. Образы М. В. без головного убора, в горностаевой шубе и Феодора в более скромных одеждах сохранились в росписях рубежа XVIII и XIX вв. в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Великого (Ярославская обл.) и Крестовоздвиженской ц. пос. Палех (Ивановская обл.). Под воздействием стилистики и иконографических схем искусства барокко и классицизма в этих и подобных памятниках Черниговские мученики изображены в торжественных позах, с молитвенно сложенными на груди или разведенными в стороны руками. Важные произведения с изображениями Черниговских чудотворцев были созданы в 70-х гг. XVIII в. в связи с новым перемещением их мощей, последовавшим за упразднением и разрушением кремлевского Черниговского собора и здания Приказов для строительства Большого Кремлевского дворца по проекту В. И. Баженова. В 1770 г. раку с мощами перенесли в дворцовый Сретенский собор, а в 1774 г.- в Архангельский собор, куда поместили и несколько икон из разрушенного храма; его созданный незадолго до этого иконостас передали в собор Покрова на Рву ( Скворцов. 1914. С. 279-280). К перенесению мощей, состоявшемуся 21 нояб. 1774 г., была сделана новая серебряная рака работы Р. Пиля по рисунку Баженова, с надписью, составленной Московским архиеп. Амвросием (Зертис-Каменским), отредактированной Крутицким еп. Самуилом (Миславским) и утвержденной Екатериной II, к-рая в том же году вложила в собор бронзовую лампаду для гробницы мучеников ( Иванчин-Писарев. 1839. С. 43-44; Лебедев. 1880. С. 231-247, 302; Зыбалов. 2006). Из сохранившихся описаний раки, чьи серебряные пластины в 1812 г. были похищены французами, следует, что на ее стенках находились изображение Батыя, подступившего в 1240 г. к Киеву, и сцена приведения М. В. и Феодора к Батыю, а также надписи - краткое жизнеописание святых, обращенная к ним молитва и вкладная надпись, в которой говорилось о создании раки повелением Екатерины II по случаю победы в русско-тур. войне и заключения Кючюк-Кайнарджийского мирного договора 1774 г.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

Еп. Геннадий оставил в силе свою прежнюю резолюцию, и консистории передан был высший дисциплинарный надзор в семинарии. 87 С того времени, если префект Арсений хотел кого-нибудь подвергнуть телесному наказанию, то предварительно должен был сноситься с консисторией и ожидать ея распоряжений. 12 мая 1774 года скончался архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Ефрем. Преосв. Геннадий рекомендовал на его место двух кандидатов – Соломона, игумена Угрешского монастыря, и префекта Арсения. Указом Св. Синода от 20 июля того же года в Суздаль переведен был Соломон, а на освободившееся место в Угрешском монастыре назначен Арсений. 88 6 марта 1774 года Арсений был переведен в сан архимандрита в Архангельский Устюжский монастырь, в 1780 г. в Можайский Лужецкий; в 1794 году перешёл в Саввин Сторожевский, где, кажется, и скончался. Через два года по выходе из Суздальской семинарии Арсения место префекта в Суздальской семинарии было предоставлено Антонию, в миру Афанасию Семеновичу Великосельскому, питомцу Суздальской семинарии. В 1771 году Афанасия Великосе льского встречаем в звании сениора Суздальской семинарии. В этом именно звании он фигурирует в упомянутом выше деле С. Быстрицкого по обвинению его в провозе корчемного вина. В 1772 году А. Великосельский послан был для окончания образования в Московскую славяно-греко- латинскую академию. В июле 1774 г., по окончании образования, возвращен в Суздаль 89 , принял в октябре монашество с именем Антония и назначен учителем синтаксимы. В 1775 г. Антоний произведён в иеромонахи. 90 В апреле месяце 1776 г. когда ректор семинарии Соломон заявил себя целым рядом проступков, обнаруживших его болезненное состояние, иеромонах Антоний назначен был вице-префектом семинарии, а чрез некоторое время и префектом. До выздоровления Соломона в руках Антония сосредоточено было управление всей семинарией. Видную роль Антоний продолжал играть и по выздоровлении Соломона. После перевода Соломона в Лужицкий монастырь Антоний в течении трёх лет стоял во главе семинарии, управляя ею со всеми полномочиями ректора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1774 г. ректором ДС недолгое время состоял архим. Тарасий (Вербицкий), 20 авг. 1774 г. принял постриг учитель риторики Иоанн Заболотский (впосл. архиеп. Иоасаф (Заболотский) ). В 1774-1782 гг. ДС возглавлял архим. Феофил (Раев). В его ректорство, впервые после братьев Лихудов, в Новгороде появились педагоги с европ. образованием - выпускник Лейденского ун-та Василий Багрянский (в монашестве Вениамин (Багрянский) ; пострижен в Антониевом мон-ре 24 июня 1776, в 1784-1788 ректор ДС, впосл. епископ Иркутский) и уроженец «австрийской Сербии» архим. Николай (Киждобрянский), перешедший в дек. 1781 г. в российское подданство. В 1776 г. приняли постриг 2 выпускника ДС - Емельян Романов (впосл. Костромской еп. Евгений), обучавший «русскую школу» (в один день с В. Багрянским), и Пахомий Петров (впосл. Архангельский и Холмогорский еп. Парфений), учитель синтаксимы (26 нояб.). В 1782-1783 гг. ДС возглавлял архим. Амвросий (Серебренников ; впосл. архиепископ), 26 дек. 1783 г. хиротонисанный в викарного епископа Олонецкого и Каргопольского (последним с этим титулом). В 1786 г., при подготовке к открытию Главных народных уч-щ в 25 губерниях, для «учения нижних классов» было приказано выбрать 40 семинаристов (ПСЗ. Т. 22. 16342); из Новгородской ДС было выбрано 3 чел. 6 мая 1788 г. имп. Екатерина II подписала указ о соединении сумм, предназначенных для Новгородской и С.-Петербургской духовных семинарий, и об учреждении Главной семинарии для обеих этих епархий в Александро-Невском мон-ре в С.-Петербурге (Там же. 16659). Другим указом, подписанным в тот же день, ликвидировалась Великоустюжская епархия вместе с местной ДС, а еще ранее, в марте 1787 г., была упразднена Олонецкая ДС в Александровом Свирском монастыре. В результате Новгородская ДС оказалась урезана до 4 младших «школ» и, по словам историка Г. И. Светлова, оказалась «как бы на нелегальном положении». В 1788 г. в ней была упразднена должность префекта, в 1791-1795 гг. она не имела и ректора (настоятелем Антониева мон-ря числился и получал соответствующее жалованье ректор Александро-Невской Главной семинарии в С.-Петербурге архим. Иннокентий (Дубровицкий)).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

С этого времени храм святых апостолов Петра и Павла играет важную роль в церковной жизни Тобольска и всей епархии. В 1989 году была открыта Тобольская духовная семинария, и сей храм, освященный 19 декабря 1989 года архимандритом Макарием (Веретенниковым), стал семинарской церковью: первые семинаристы здесь пели за Богослужением, преподаватели семинарии и воспитанники в священном сане совершали Богослужения. Здесь в приделах храма были устроены классы. В основном приделе храм был разделен перекрытием – на втором этаже размещались библиотека семинарии, канцелярия и кабинет ректора. Часть воспитанников проживала в Петропавловской церкви. Позднее, когда семинария расширилась, получила новые помещения, учебная база переместилась в кремль, семинарским храмом стал Покровский собор. Но и сейчас церковь Петра и Павла играет большую роль в жизни Тобольской семинарии. Здесь размещены учебные помещения (мастерские) иконописной школы при Тобольской православной духовной семинарии. За Богослужением в храме поют воспитанники регентского отделения, а службы совершают учащиеся семинарии в священном сане. Очень интересен архитектурный стиль Петропавловского храма – это первая и единственная в Тобольске церковь с явно выраженными чертами классицизма. Храм был заложен в то время, когда волна «тобольского барокко», оставившая городу более десятка церквей, быстро шла на убыль, и в формах церкви апостолов Петра и Павла проявил себя классицизм. В 2011 году завершилась реставрация храма. Ныне существующий каменный храм во имя Петра и Павла был заложен 13 сентября 1768 года взамен деревянного, сгоревшего в 1765 году. Согласно проекта в храме были обустроены приделы свт. Алексия, митрополита Московского (освящён 10 августа 1774 года) и преподобного Нила Столобенского (освящён 7 декабря 1774 года). Да и сам храм был закончен построением и освящён в 1774 году. В приходе было 286 дворов, 9 деревень, а также деревянная часовня во имя Воздвижения Животворящего Креста в деревне Анисимово (ныне микрорайон города Тобольска). В начале 1910-х годов в приходе числились деревни: Ивановская, Анисимово, Серебрянка, Клюсово, Токарёво, Утёмово, Денисово, Соколово. Причт храма состоял из священника и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=00971

Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий и отправился в Константинополь, где и был хиротонисан в епископы в январе 1765-го года, будучи в возрасте 34-х лет, патриархом Самуилом I Хадзерисом (1763-1768, 1773-1774). Вступив на кафедру, он с большой энергией и решительностью начал исправлять те недостатки, которые нашел в Коринфской епархии: стал бороться с процветавшей тогда симонией, неграмотных священников заставлял учиться, а не желавших это делать запрещал в служении, прекратил практику рукоположения до установленных церковными канонами сроков и т.д. Известно также, например, что за свои деньги он покупал баптистерии для сельских храмов, чтобы детей в них крестили полным погружением. Особое внимание он продолжал уделять народному образованию. Им было открыто несколько школ для простого народа. К сожалению, эта плодотворная деятельность продолжалась недолго. В 1769-м году на Пелопоннесе, при поддержке России, началось восстание греков против турок. Макарий, вместе с другими епископами округи, принял деятельное участие в его подготовке. С этой целью, например, он имел ряд встреч с русским посланником Георгием Папазолисом . Также он убедил своего отца поддержать восстание. Восстание, тем не менее, провалилось. Турки начали жестокие гонения против его участников. Нотарасы, в том числе и Макарий, были вынуждены спасаться бегством. Они оказались на острове Закинф, к западу от Пелопоннеса. Это было в 1770-м году. Заботу о беженцах взяли на себя жители острова. На Закинфе Макарий прожил до 1773-го года. Затем он поселился в монастыре Богородицы на острове Гидра, тоже недалеко от Пелопоннеса, но уже с восточной его стороны. Незадолго до окончания русско-турецкой войны в 1774-м году, Константинопольский патриарх Феодосий II (1769-1773), под давлением турецкой Порты, потребовал от епископов, которые были замешаны в Пелопоннесском восстании, написать прошение о добровольном отречении от своих кафедр. Макарий отказался писать такое прошение, объясняя это тем, что " священные каноны… повелевают подавшего либеллум об оставлении (своей кафедры) ни епископом не называть, ни иметь ему ничего от архиерейского сана " . Действительно, согласно канонической традиции Церкви, архиерей, добровольно желающий оставить свою кафедру, подвергается наказанию запрещения в служении. Поэтому, в 1775-м году уже другой патриарх - Софроний II (1774-1780) - особым письмом был вынужден подтвердить каноничность архиерейского сана Макария. Ему было разрешено учить народ и служить за пределами Коринфской епархии, в которую он уже не мог вернуться. То есть, по сути, к нему была применена такая мера наказания как лишение кафедры, которая предполагает возможность совершения богослужений с позволения местного епископа. Но и это, по сути, была мера церковного прещения, которой св. Макарий не заслуживал. Она была применена к нему не из канонических, а политических соображений.

http://pravoslavie.ru/39704.html

33.   Гавриил IBopohob, родной брат Арсения, произведен в архимандриты в 1729 г. из иеромонахов Вологодского архиерейского дома, где был и ризничим; управлял Спасоприлуцким монастырем в бытность брата своего в Чудове монастыре (с октября 1729 по декабрь 1730 г.), а по возвращении Арсения из Чудова, переведен в 1733 г. в Спасокаменный монастырь. 33 34.   Арсений III Борщевский, с 1737 по 1762 год, из архимандритов Вологодского Корнилова монастыря. В 1740 г., по указу Св. Синода, он был в С.-Петербурге при погребении Императрицы Анны Иоанновны; в 1748 г. отправлял чреду священнослужения; в 1762 году испросил себе увольнение от управления монастырем, и, приняв схиму, жил в нем на покое до 1764 года, в котором скончался. Погребен в этом же монастыре. 35.   Марк Антонский, киевлянин, с 1762 но 1774 г., из игуменов Колоцкого монастыря. Скончался 8 октября 1774 г. и погребен против крыльца холодной монастырской церкви. При этом настоятеле все монастырские церкви и прочие строения покрыты новым тесом и выкрашены; в соборной церкви у столпов были устроены новые иконостасы из липового дерева и писаны для них иконы; на все это издержано более тысячи рублей; для настилки пола в нижней церкви были заготовлены плиты; кроме ежегодного ремонта церковной обстановки, было приобретено ризничных вещей на сумму до пятисот рублей. 36.   Иннокентий Лавров,с 1774 по 1805 г., из экономов Вологодского архиерейскогоо дома и игуменов Корнилиева монастыря. При этом настоятеле – пол в церкви у преподобных был выстлан плитами; покрыты железом главный собор (холодный) и Введенская церковь с кельями; с 1799 года был устрояем придел во имя св. Александра Невского в северной паперти главного собора и освящен 6 октября 1801 года. В. Архимандриты и ректоры Вологодской семинарии: 37.   Амвросий Рождественский (Вещезеров), с 1805 по 1811 г., из архимандритов Вологодского Спасокаменного Духова монастыря. В 1811 г. он был вызван на чреду священнослужения, после которой переведен в Новгородскую епархию; в 1817 году хиротонисан во епископа в Вятку; оттуда в 1822 году, с возведением в сан архиепископа перемещен в Тобольск, где и скончался в 1825 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Причт издавна состоял из священника, диакона, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Петр Данилов, упомянутый в писцовой книге; Григорий Алексеев, († 1774 г.); Матфий Иоаннов, определенный в 1774 г. В данном 1774 г., дек. 22 указе, о его определении говорится, между прочим, что он был избран на место Григория Алексеева из студентов, что по свидетельству консистории он «явился» в книгочтении «исправен», в чтении катехизиса, по свидетельству экзаменатора иеромонаха Иоанна, „искусен”; что по резолюции викария Новгородской епархии, Вениамина, епископа Олонецкого и Каргопольского, велено его привести к исповеди и присяге и потом представить к посвящению во священники; говорится, что во диакона он посвящен, декабря 7, в Новгородском Иерусалимском соборе, а во священника декабря 12, в Воскресенской церкви, Новгородского Деревеницкого монастыря. Потом – наставление: „Того ради, тебе Матфею, будучи при воспомяненной церкви св. Архангела Михаила, священником, священнослужение и приходские требы исправлять, и житие препровождать добропорядочное, трезвенное, и во всем поступать, как святые правила, духовный регламент, государственные права, Ее Императорского Величества указы повелевают непременно; а между тем трудиться тебе, как в преподавании катехизиса, так и в слова Божия, неленостно, в чем ты в консистории и подпиской обязан; пропитание иметь тебе священнической части от пашенной земли, сенного покоса, руги и от бываемого церковного дохода; а егда в Новгородскую епархию местный архиерей определен будет, тогда с сим указом явиться тебе к его преосвященству немедленно и о ставленной священнической грамоте просить». Этот указ был дан на время, вместо ставленной грамоты, пока будет определен в Новгород архиерей. О. Матфей был одним из лучших здешних пастырей. Овдовев чрез полтора года по поступлении на место, он посвятил себя на служение приходу: завел в доме богадельню, с призреваемыми имел общую трапезу; отправляясь в приход по делам службы, брал с собою и призревамых и, за столом, уступал им почетные места; бранных слов, кроме слова: „негодница», никогда не говорил. Когда церковь сгорела, он заботился о ее восстановлении; обличая роскошь, увещевал жертвовать на храм. Он умер в 1808 году. После него поступил Терентий Евтихиев. Он украсил храм на пожертвования прихожан, собирал деньги на разоренных в тяжкую годину 1812 года и тщанием своим устроил временную каменную церковь во имя св. Митрофана. Он умер в ноябре 1843 года. После него поступил Стефан Митрофанов и кажется – с 1848 г. Петр Недремский. По переходе Недремского в Творожковскую общину священствует Иван Федоров Князев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«Преосвященнейший архепископ Санкпетербургский Гавриил. Как строение Невского Монастыря вам известно по вашему пребыванию и начальству в том Монастыре и требует оно надзирания ближайшего, то мы, ведая вашу к тому способность и усердие к трудам для славы храмов Божиих, поручаем вам отныне навсегда главную дирекцию строения сего Монастыря и с находящеюся для производства оного Конторой, в которой определили быть по-прежнему, у отправления дел конторских и строительных, коллежскому ассесору Ивану Бровцыну. Мы охотно желаем, чтобы ваше преосвященство труд сей, к благолепию Церкви Божией служащий, на себя приняли, и пребываем к вам благосклонны. Екатерина. Ноября 18-го дня, 1774-го года» 3530 . Одновременно с рескриптом Государыня, по докладу Теплова, повелела Государственной Коллегии Экономии на отстройку строения для Семинарии, на постройку стены каменной по болверку от Невы реки вокруг Монастыря и отделку внутреннюю для Ризницы и Библиотеки отпустить из доходов зкономических 15.619 рублей 77 3 / 4 копейки 3531 . Отпущенная сумма предназначалась «на постройку в Монастыре флигеля с правой стороны для Семинарии, на построение вновь при ней трапезы, приборной, кухни, приспешной, бани, трех больниц, сарая», ограды – «как около Семинарии, так и Монастыря со стороны Невы» – и шкафов в Ризнице. Все строение в 1775-м году окончено было квадраторною работой 3532 . Отделана Библиотека, построены «определенные по плану для выгод Семинарии 3 корпуса и между ними стеной каменной перемкнуто»; по каналу проведена каменная стенка в 5 аршин высоты до больверка, протяжнием в 5 сажень; сооружена каменная ограда против Монастыря по больверку и покрыта железом. В конце августа семинарские строения были приняты по описи ректором Семинарии, архимаидритом Иоанникием 3533 . Стена, соединяющая Северный корпус с церковью святого Александра Невского и в ней ворота и калитка, построена еще осенью 1774-го года 3534 . 15-го ноября 1774-го года Государыня выразила волю, чтобы архиепископ Гавриил поручил архитектору Старову сочинение проекта о строении соборной церкви. В год с небольшим работа была исполнена и 17-го февраля 1776-го года архиепископ Гавриил представил план и смету на высочайшее благовоззрение. В круглых цифрах, по смете было исчислено на сооружение фундамента 85 тысяч рублей, «за отломку от калждого флигеля строения до 6-и сажень» 5, на постройку церкви 204, всего, за вычетом имевшихся в распоряжении строительной Конторы сумм и материалов, 268.000 рублей. 26-го февраля Государынею были подписаны следующие рескрипт и указ 3535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010