13:17–22 Падение Вавилона. Мидянам (17) как главенствующим партнерам в Мидо–Персидском царстве Кира было суждено завоевать Вавилон под предводительством Кира в 539 г. до н. э. Их военную мощь (17–18), сокрушившую Вавилонскую империю, не пришлось применять против самого города, который сдался без боя. Тем не менее это стало началом конца для Вавилона. Ст. 19–22 вкратце описывают процесс его упадка, ставший необратимым, когда Селевк Никатор покинул город в конце IV в. до н. э., чтобы выстроить свою собственную столицу Селевкию в 40 милях (64 км) от Вавилона. Но даже тогда его опустошение не было окончательным вплоть до II в. н. э. Сложно точно установить, о каких существах идет речь в ст. 21–22 (ср.: 14:23; 34:11–15, но также 35:7). Несомненно одно – это должны быть ритуально нечистые животные. Следовательно, «косматые» (разновидность демонов; ср.: Лев. 17:7 ) в ст. 21 вряд ли означают диких козлов, поскольку козлы считались ритуально чистыми. Контраст между красой царств (19) и этим «пристанищем всякому нечистому духу… всякой нечистой и отвратительной птице» (ср.: Отк. 18:2 ) вновь появится в описании последнего нападения безбожного мира в Отк. 18 , названного Вавилоном мира, чью славу сатана предлагал Иисусу в Мф. 4:8–9 . 14:1–2 Поменялись местами. Здесь мы видим зачаток идеи, звучащей в гл. 40 – 66 и частично в гл. 56 – 66, а именно мысль о превосходстве Израиля. Отправная точка здесь, как и в гл. 40, – милосердие Бога, описываемое в выражениях, обозначающих чувства («помилует» в ст. 1, что резко отличается от бессердечности в 13:18) и намерения (поселит). В этом коротком отрывке бегло изображено будущее отношение к Израилю язычников, которым суждено стать либо обращенными, либо рабами, а также присоединившихся к общине иноземцев (1; ср.: 56:3–8). В ст. 2 отображены разные уровни служения, от дружеской поддержки (2а) до вынужденного прислуживания (2б) (см. коммент.). 14:3–23 Насмешка над царем Вавилона. Бог дает напоследок высказаться о великих завоевателях их жертвам, а не поклонникам (3–4а). Сложно со всей определенностью сказать, кто этот царь Вавилона, но совершенно очевидно, что это не Набонид, который последним правил в Вавилоне, и не его старший сын и соправитель Валтасар. Скорей всего в этих язвительных стихах выведен собирательный образ жестоких и надменных царей вавилонских. См. также нижеследующий комментарий к ст. 12–21.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Израиль блудодействовал (5), то есть у неверной жены – Израиля было много любовников. Это утверждение относится к блудной связи Гомери с другими мужчинами и к попыткам Израиля найти благоволение у иных богов. Причина такого поведения Гомери – Израиля заключается в ложной мысли о том, что все радующее ее она получает от них, чужих. В ответ на это преступление Бог не начинает немедленного истребления Израиля, но полагает начало образовательной программе (6–7а). Ряд ярких примеров показывает неверной супруге – Израилю – стеснения и лишения, ожидающие ее (загорожу путь ее тернами; и обнесу ее оградою), когда она погонится и не догонит любовников своих, будет искать их и не найдет. В этой ситуации она окажется у поворотной точки этой лечебной процедуры (7б): она поймет, что ей лучше вернуться к своему супругу, Господу, и она возвратится к Нему. Конечно, скорбь приходит на праведного так же, как и на грешного (ср.: Пс. 43:18–23 ; Ин. 16:32–33 ), однако народу или личности, которые переживают нужду и терпят поражение за поражением, следует обращаться к Богу, не скажет ли Он им что–то (ср.: Ам. 4:6–11 ). В ст. 8 и далее подводятся итоги сказанного выше. «А не знала она», что именно Бог кормил и поил ее, и даже снабжал серебром и золотом, которые использовались ею для изображений Ваала (8). Итак, Бог лишит ее этих даров (ср.: ст. 5) и разоблачит ее донага (ср.: ст. 3), и нет никого, кто мог бы избавить ее от Его руки (10). Иными словами, другие боги неспособны дать благоденствия Израилю и бессильны предотвратить наказание Господне. Ст. 11 – 13 обращают наше внимание на израильские религиозные праздники и торжества, которым Бог положит конец. Все это может случиться вследствие войны или нехватки пищи и питья для жертвоприношений и празднеств. И то, и другое здесь предусматривается (12). В ст. 13 заканчивается этот судебный раздел еще одним напоминанием о наказании за духовный и телесный блуд (ср.: ст. 2б, 7–8). 2:14–23 Предвозвещение восстановления бранных отношений с неверной супругой (Израилем)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

109 Это спокойствие или безразличие, как то мало вяжется с записью Гиппиус 24-го со слов управляющего делами Правительства Гальперина: «все Правительство в панике» – «все погибло», по мнению Карташова. 111 Не следует забывать, что помощником командующего состоял с.-р. Кузьмин. В дневнике Пальчинского отмечается «ясное колебание и боязнь комиссара ЦИК принять активное участие в каких-либо мероприятиях. 112 Некоторые из арестованных большевиками показали, что 2б-го на них была возложена специальная обязанность защищать Зимний Дворец. Если Винберг, примыкавший к организации Пуришкевича, показывал, что он против большевиков не выступал, но «всегда был готов активно действовать против Керенского», то для него подобная аргументация являлась формой самозащиты. 113 По-видимому, этим офицером был с-р. Краковецкий, занявшийся с Полковниковым подсчетом сил. Он и впоследствии играл довольно двусмысленную и роковую роль. 114 По словам Семенова, численность «боевиков-дружинников» партии с.-р. не превышала 80 даже тогда, когда впоследствии партия готовилась к защите Учредительного Собрания. 115 Напрасно историк уверовал в сомнительную концепцию Троцкого и изменил первоначальный текст своей «Истории», где о «переговорах» рассказывалось в большем соответств и с тем, что было, и где допущена была лишь хронологическая ошибка. «Переговоры», скорее разговоры, о едином фронте, как мы знаем, происходили за месяц до октябрьского переворота. Историка, может быть, смутило и глухое сообщение, появившееся в некоторых газетах, будто Авксентьев был вызван вечером 24 октября в Зим. Дворец для обсуждения вопроса о реорганизации власти. 116 Трудно сказать, какова была роль Коновалова в той ночной работе по реорганизации Штаба, которая только что была описана. По воспоминаниям Керенского – это скорее роль простого статиста. 117 Советская историография впоследствии представила это исчезновение, как одно из «боевых заданий», планомерно и с большим риском умело выполненное в ночь на 25-ое. 119 Приказ был передан по юзу вечером, когда ВРК получил в свое распоряжение прямой провод после захвата Штаба.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Ситуация тяжелая, причем не дай бог никому из читающих быть ни одной из сторон этого конфликта: ни администрацией, которая действительно сильно ограничена действующим законодательством и по сути не имеет рычагов воздействия на семью агрессивного ребенка, ни родителями ребенка, против которого ополчился весь класс, ни родителями других детей, приходящих домой с синяками, ссадинами, а то и переломами. Забастовка родителей и детей В одной из московских школ, судя по рассказам родителей, прошли все стандартные этапы развития сюжета и перешли к новому, неожиданному: объявили забастовку и не пустили своих детей в конце апреля на занятия. Уникальное событие в школьной истории: два дня класс школу не посещал. Причина – агрессивное и неадекватное поведение их одноклассника, ставящее под угрозу безопасность учеников. Родители рассказывают, что мальчик бил и душил детей еще в детском саду, за одно первое полугодие в школе на него подали 16 заявлений в администрацию, а во втором классе уже два раза в учебное заведение приходила полиция. В третьей четверти мальчик на уроке физкультуры разбил однокласснику губу ударом по ортодонтическим конструкциям и травмпункт обратился в полицию. Администрация выделила дополнительного педагога, который находился в классе, но в его присутствии мальчик снова напал на одного из детей. Исчерпав все возможности, в отчаянии родители решились на забастовку… Есть ли решение? Все это происходит по нескольким причинам, которые регулярно создают для школ и родителей патовые ситуации. 1. Школа не имеет права выгнать ребенка или куда-то его перевести, более того – учитель даже не может выставить ученика за дверь во время урока. То есть, по большому счету, у нее нет вообще никаких рычагов воздействия или устрашения, и решение о переходе в другое учебное заведение принимают родители ребенка (или суд, если за ребенком числятся преступления), то же самое и в отношении перехода на домашнее обучение. 2. Школьный психолог может работать с ребенком только по заявке его родителей. Если родители «проблемного» ребенка молчат, психолог просто не имеет права вызывать его в кабинет и проводить диагностику и терапию. Школьного психолога в школе может не быть вовсе.

http://pravmir.ru/chto-delat-kogda-odin-...

24а Человек должен наслаждаться благами, дарованными ему Богом. Есть и пить означает радостно пользоваться дарами, которые по воле Божьей получают люди. 24б–25 Когда мы наслаждаемся жизнью, эта радость бытия приходит тоже от Бога. 26 Бог дарует нам три благословения: мудрость (искусство жить), знание (информация, понимание, опыт) и радость. Грешник – это тот, кто своей жизнью не прославляет Бога (в 7:20 несколько иной угол зрения). Суд над грешником тоже в руках Божьих. Собирать и копить: Екклесиаст говорит здесь о стяжательстве. Но приобретенные грешником блага предназначаются для праведного. Это не случайное замечание. Мысль, что «богатство грешника сберегается для праведного» ( Прит. 13:23 ), подтверждается на примере ханаанских городов, которые были отданы во владение израильтян. Эту мысль гораздо легче понять с точки зрения христианского представления о вечности (потому что в этой жизни часто случается как раз обратное), но для Екклесиаста это, вероятно, было вопросом веры. Его убежденность могла опираться на знание фактов истории израильтян (см., напр.: Исх. 12:35–36 ). 3:1–8 Контроль Бога над временем. Здесь звучит призыв поразмышлять о верховном владычестве Бога, которое, с одной стороны, вселяет в нас уверенность, а с другой – заставляет трезво взглянуть на ход вещей. Уверенность определяется тем, что Бог контролирует все сущее, а трезвение – присутствием в этом Божественной тайны. 1 Божественное Провидение властвует над общим ходом вещей, в том числе над временем (см. Пс. 30:16 : «В Твоей руке дни мои»). Время здесь может означать случай или дни жизни; выражение всякая вещь – это неточный перевод еврейского слова hephez, которое означает «намерение, предприятие». 2–8 Контроль Бога над временем подразумевает и Его контроль над нами. В ст. 2а имеется в виду начало и конец жизни (т. е. весь жизненный период). Три пары противопоставлений (2б–3) отражают созидательную и разрушительную стороны человеческой деятельности (использованные глаголы имеют широкий спектр значений).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Весной снаряжают побратимы (Стюрлауг 806 и Аки 807 . – Г. Г.) 10 кораблей к отплытию из страны (Норвегии. – Г. Г.); они грабят в Аустрлёнде 808 и всегда побеждают, куда бы ни пришли. Они позволяли мирно плавать купцам, но подчиняли себе злодеев, и провели 4 лета в викингских походах, а зимой оставались дома. (Перевод: Глазырина 1996. С. 122, 124) Х.5.2 [Стюрлауг отправился искать волшебный рог Урархорн 809 . Он приплыл в Хундингьяланд 810 , и королева этой страны рассказывает ему; где находится это сокровище.] Х.5.2а (Редакция А) Она говорит: «Нужно начать с того, что в Бьярмаланде 811 стоит большой храм. Посвященный Тору и Одину, Фригг и Фрейе 812 , он искусно сделан из дорогого дерева. [Одни] двери храма смотрят на северо-запад, а другие – на юго-запад. Там внутри Тор и Один, а перед ними на столе лежит Урархорн, с виду блестящий, как золото. Но пусть Стюрлауг пойдет в храм один, потому что для него одного это пройдет удачно; но пусть он, все же, не дотрагивается голыми руками до рога, потому что он полон яда и колдовства». [...] (Перевод: Глазырина 1996. С. 150) Х.5.2б (Редакция В) Королева сказала: «Нелегко получить этот рог, даже если ты знаешь, где он спрятан. На восточной окраине Бьярмаланда стоит храм для жертвоприношений, окруженный стеной и построенный из мрамора. Там правит великаноподобная жрица, в колдовстве искусная лучше любой великанши настолько, что я в нескольких словах и не могу рассказать. Ей прислуживают 30 великанш. Храм полон золота и драгоценных камней, которые жрица украла у разных конунгов, так как она за короткое время проносится из одного края света в другой. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде не найти, даже в Арабии 813 . Там находится рог, который ты ищешь: у нее на столе, вместе с другими драгоценными предметами, но так устроено [там], что никто не может войти в храм, не пострадав [при этом], так как прямо при входе в дверь [установлены] шесть балок, покрытых лезвиями мечей. Каждый, кто встанет под ними, тотчас, умрет. А под балками находится ров, наполненный кипящим ядом со смолой и серой. Поэтому для тебя очень рискованно отважиться приблизиться к жрице, но тебя ждет большая удача. Я тебе советую, чтобы никто не входил в храм, кроме одного Стурлауга, так как любой другой из твоих людей, кто отважится, наверняка умрет» [...].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евангелие светит во тьме. Как и в новозаветные времена, мир сомневается, страшится, протестует, отворачиваясь от Иисуса. Для одних – исповедников единого Бога – все еще как бы длится Ветхий Завет, другие пребывают во власти старых и новых форм язычества. Но по-прежнему звучит голос Христа, обращенный к человеку, и, как в первые дни, Он находит сонмы готовых следовать за Ним. «...Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев – соблазн, а для Еллинов – безумие; для самих же призванных, Иудеев и Ел-линов, – Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор 1.22–24 ). Приложения История спасения, запечатленная в Ветхом Завете (схема библейских источников) J. I Священная история (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. X в. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт. 2 .4б 125 ; 3; 4.5–29; 6.1–8; 7.1–5, 7–10, 12, 16б, 17б, 22–23; 8.2б-3а, 6–12, 13б, 20–22; 9.18–27; 10.8–19, 21, 24–32; 11.1–9, 28–30; 12.1–4, 6–20; 13.1–5; 7–11, 12б, 18, 15 (J Е); 16.1б-2, 4–16; 18 (кроме стиха 29); 21.1–2а, 6б-7, 25–26, 28–30, 32–34; 25.11, 14–18; 20–24; 25.1–6, 18, 21–26, 27–34; 26; 27.1–45; 28.10, 13–16, 19; 31–35; 30.36–5, 7, 9–16, 24–31, стихи с 32 по 43 (J Е); 31.1, 3, 21, 31, 38–40, 46, 48–50; 32.2–13, 14а, 22.24–32; 33.1–17; 34 (J Е); 37.1–2 (J Е), 3–4, 11–13, 14б, 18б, 21, 23а, 25–27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42.27–28, 38; 43.1–14, 16–23, 24–34; 44; 45 (J Е); 46.1–5, 28–34 (J Е); 47.12 (J Е); 48.8–22 (J Е); 49 (J P); 50.1–11, 14. (J Е); 6.1; 7.23, 25; 8.1–4, 8–15, 20–32; 9.7, 13–21, 23–24; 10.1–7, 13б-19, 28–29; 11.4–8; 12.21–23, 29–30; 13.21–22; 14.5–7, 10–14, 19–20, 24–26, 27б, 30–31; 15.22–25, 27; 16.4; 17.16–2; 19–20; 24.1–2, 9–11; 32.9–14; 33.7–11; 34.1–5, 10–28. Числ 10.29–36; 11.1–34; 13 .17б-20, 22–24, 26–31, 32б-33; 14 (J Е Р); 16(J Е Р); 20–24, 32 (J Е Р).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Обращая внимание на замечательное сходство пр. Иоиля с Авдией в мыслях, словах и целых выражениях 121 , толкователи находят невозможным не коснуться вопроса об их зависимости между собой. Действительно, это сходство наводит на мысль, что один из пророков имел пред глазами книгу другого и заимствовал некоторые мысли и выражения у своего современника. Но который из них говорил и писал под влиянием другого, на этот вопрос трудно и опасно отвечать категорически. Говорим: трудно и опасно, потому что те соображения, на которых утверждается мнение о зависимости Иоиля от Авдии, нельзя признать решительными и несомненными, хотя такая зависимость и представляется более вероятной, чем обратная. Если Орелли 122 думает, что пр. Авдия иерусалимскую катастрофу имеет ещё непосредственно пред глазами, между тем как Иоиль в Иоил.3 :2б–6 смотрит на это событие уже несколько издалека, то для такого представления собственно нет прямого основания. Из книг Иоиля и Авдии мы видим, что означенное несчастье Иудеи живо предносится взору того и другого пророков; для них обоих оно стоит в недалёком прошедшем: оба они говорят об уведённых в плен и томящихся в далёкой неволе иудеях и ожидают ещё их возвращения в отечество ( Иоил.3:1, 6, 7 ср. Авд.1:11, 20 ); подобно Авдии, который ещё только ожидает наказания Эдому за его злодеяние, Иоиль говорит, что невинная кровь иудеев, пролитая идумеянами, ещё не смыта, т. е. не отомщена ( Иоил.3:21 ). Указывают далее на то, что пр. Авдия изображает иерусалимскую катастрофу более подробно, живо и картинно, чем Иоиль, и отсюда заключают, что первый должен стоять ближе к описываемому событию, чем второй. Но и это обстоятельство не даёт права на такое заключение, как скоро примем во внимание, что пр. Авдия, очевидно, избрал для своего пророчества более специальную тему, чем Иоиль, для которого ближайшим поводом к произнесению пророчества послужил замечательный факт того времени – страшное опустошение страны саранчой и засухой. Несколько большее значение имеют доводы в доказательство зависимости нашего пророка от Авдии, основанные на сходстве, иногда даже буквальном, в мыслях и выражениях обоих пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

4. Разнотипная напряженность тела Наконец, исходная интуиция телесной вещи, будучи интуицией живого, подвижного, целесообразно направленного тела, никак не может окончательно разорвать материальную телесность тела и его осмысленность, его целесообразность, его назначение или, вообще говоря, его идеальную сторону. Конечно, воздухом мы дышим, а идеей воздуха мы не можем дышать. И тем не менее, при всей противоположности самого тела и идеи тела, вся античная философия только к тому и стремилась, чтобы изобразить путь восхождения от тела к идее и путь нисхождения от идеи вещи к ее телу. И эта потребность была настолько сильна в античности, что у стоиков (ИАЭ V 147) была выработана даже целая категория напряженности (tonos) бытия, так что быть для стоиков всегда означало не просто быть, но быть в той или иной степени. И это, конечно, не только стоическая формула. Ведь даже у досократиков один физический элемент всегда сплошно и непрерывно переходит в другой элемент. Земля непрерывно переходит в воду, вода – в воздух, воздух – в огонь, а огонь – в эфир. При этом основной метод такого перехода всегда мыслился как разрежение и сгущение, утончение и уплотнение. Поэтому неудивительно, если в античности мы встречаем такие учения, как учение о физическом теле, душевном теле или ментальном теле. Даже олимпийские божества обладают своим собственным, я именно эфирным, телом. Учение Аристотеля об эфире есть одновременно и учение об умопостигаемой области бытия (ИАЭ IV 271). Таким образом, одним из основных античных методов разработки учения о теле был метод разнотипной напряженности самой субстанции тела. 5. Формула античного тела Если постараться учесть все главнейшие признаки понятия " тело " , как это понятие фигурировало в античности, то можно сказать следующее. Тело есть 1а. субстанциальная 1б. потенция быть 2а. индивидуально нераздельным 2б. носителем 3а. текуче–сущностного и 3б. разнотипно уплотненного 4а. становления 4б. эйдоса. Нетрудно заметить, в чем заключается оригинальность античного учения о теле. Говоря кратко, эта оригинальность заключается в потенциальном характере тела, в его текуче–сущностной структуре и в бесконечно разнообразной типологии его смыслового напряжения.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Кроме внешнего развлечения, врачуемого уединением и степенностью, другие исходища и вместе раздражители внутреннего смятения суть внешние чувства и язык. Отсюда обязанности хранить чувства и обуздывать язык. Чувства могут вносить в душу нечистоту, язык может истощать добро душевное и скрадывать. Должно, впрочем, помнить, что под языком кроется словоохотливость, под чувствами – жажда впечатлений и эффектов, под развлечениями – рассеянность. Поэтому обузданием одного внешнего не должно ограничиваться, а проходить до склонностей и их искоренять. 2б) Жертвы телесные. Теперь о том, как христианин должен обходиться со своим телом. Тело – сосуд души и духа, орган сношения со всем внешним, орудие к выполнению земного назначения и средство воспитания себя для вечности; потому оно достойно всего внимания, попечения и блюдения. Но, имея такое значение, тело само собой не может править, а все должно быть отдано во власть духа. Отсюда главное свойство действования на тело есть владычественное им распоряжение как самонужнейшим органом. Кто подчиняется телу, тот и тело и душу губит. О теле должно заботиться, но отрешенно, бесстрастно, не простирая попечения о нем до «похотей " ( Рим.13:14 ). Не имея самостоятельности в нашем лице и цели в себе, оно и развиваться само собой не может и не должно. Воспитание его и приспособление к цели принадлежит человеку самому. Отсюда: 1. Должно хранить жизнь тела, целость его и здоровье средствами законными дотоле, пока не потребуется что-либо из сего в жертву для последних и высших целей христианина. Долговечность хотя состоит в руках Божиих, однако ж, по воле Божией, не минует и рук человека. Разузнать и выполнять придуманные к тому здравой медициной средства по возможности должно. Мы живем для собрания плодов на вечность; дорожить же должно жизнью, ибо она – условие. Не изживай жизни попусту. В срок жизни делай каждую минуту и не трать времени напрасно. Дана нам мера сил для делания. Сию меру сил должно соблюсти и возрастить, распределив ее на весь срок жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010