Изложенное в слове Божием дело нашего спасения составляет собою тайну не только для нас, смертных людей, но даже для Ангелов ( 1Пет.1:12 ),для самих апостолов представляет много неудобовразумительного. Апостол Павел говорит об этом во всех посланиях, в которых есть «нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ; ср. 1Пет.1:12 ; 1Тим.3:16 ; 1Кор.2:4 ). Неудивительно после этого, что сам человек не в силах изъяснить в Слове Божием никакого пророчества ( 2Пет.1:20–21 ). Даже ученикам Спаситель открывал ум «к уразумению Писаний» только после того, когда Сам всё изъяснял им ( Лк.24:45 ). Кроме того, Слово Божие называется «живым и действенным и острее меча обоюдоострого, проникающим до разделения души и духа, составов и мозгов, и судящим чувствования и помышления сердечные» ( Евр.4:12 ; ср. Еф.4:17 ; 1Кор.10:4 ), а потому неумелое и неправильное обращение с Словом Божиим может принести человеку не спасение, а гибель, как и сказано в Евангелии, что «тот, кто упадёт на этот камень, разобьётся; а на кого он упадёт, того раздавит» ( Мф.21:44 ). Поэтому-то не всем, а только избранным людям Господь «дал знать тайны царствия небесного» ( Мф.13611 ; Мк.4:14:34 ; Ин.17:8–9 ), чтобы эти люди «здраво» и «верно» истолковывали писаное и неписаное учение Христово ( 2Тим.1:13 ; 2Тим.2:15 ; Тит.1:9:2:1 ). И без этих высших истолкователей мы никак не можем понять Слово Божие ( Деян.8:30–31:35 ; Рим.10:14 ), а такими истолкователями для нас являются святые отцы Церкви, сохранившие писанное апостольское наставление (Священное Писание) и записавшие неписанное (Священное Предание). Это те «верные люди», о коих говорит апостол Павел во 2 Послании к Тимофею: 2Тим.2:2 , а также поставляемые чрез преемственное рукоположение от апостолов пастыри Церкви ( Тит.1:5 ), пользуясь наставлениями коих мы доверяемся не им, а действующему в них Духу Святому ( Деян.20:28 ). Люди же, не поставленные на проповедь и служение, отнюдь не должны принимать на себя права истолковывать Священное Писание. Как такие люди могут «проповедовать, если не будут посланы»? ( Рим.10:15 ; ср. 1Кор.12:28–29 ). Если же за это дело берутся люди неподготовленные и злонамеренные, которые не посланы и не поставлены, то такие толкователи, на погибель себе и другим, превращают и повреждают Слово Божие ( 2Пет.3:16 ; 2Кор.2:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Комментарии Женевской Библии на Исход Введение Автор В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея ( Мк. 12,26 ; ср. 7,10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает. Название книга получила по основной теме исходу евреев из Египта. Время и обстоятельства написания Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. года смерти Моисея. Книга является продолжением истории осуществления Божиего обетования Аврааму, состоявшего в том, что Господь благословит его и произведет от него великий народ ( Быт. 12,2 ). Согласно Божиему обещанию ( Быт. 15,14 ), число израильтян в Египте увеличилось. Исход не является завершением долгого пути Израиля в Ханаан землю, где Бог будет пребывать среди израильтян. Главная тема этой книги обитание Бога со Своим народом, достигшее кульминации в сошествии Его славы на стоявшую в центре стана скинию собрания (40,34.35). Бог провозглашает Израиль Своим сыном (4,22), которого Он избавил от рабства в чужой земле, дабы тот мог служить, поклоняться и повиноваться Ему (19,4; 29,46). Все народы земли принадлежат Творцу, однако Он избрал Израиль Своим уделом из всех народов (19,5.6) не по причине каких-либо его заслуг, а по Своей благодати и верности обетованиям, данным патриархам (3,15). Благословение Богом Израиля связано с тем, что его семя станет благословением для всех народов. Книга Исход начинается с упоминания о пришествии Израиля в Египет этот отрывок служит связующим звеном между книгами Бытие и Исход ( Быт. 46,8–27 ), а завершается заключением завета Бога с Израилем на Синае и сооружением скинии. События, о которых рассказывается в этой книге, происходили в реальном историческом отрезке времени. Возвышение Иосифа, поставленного фараоном «над всею землею Египетскою» ( Быт. 41,41 ), произошло в благоприятных для Израиля условиях, связанных с господством в Египте (ок. 1780–1550 гг. до Р.Х.) гиксосов, семитских завоевателей. Упоминание о новом царе (1,8), который уже не знал Иосифа, скорее всего, свидетельствует о свержении гиксосов основателем восемнадцатой династии Яхмосом I (1570–1546 гг. до Р.Х.). Фараоном, угнетавшим израильтян, по всей вероятности, был Тутмос I (1526–1512 гг. до Р.Х.), тогда как во время исхода правил Тутмос III (1483–1450 гг. до Р.Х.) или Аменхотеп II (1450–1425 гг. до Р.Х.). Такая датировка позволяет отождествить израильтян с народом хабиру (кабиру), о котором упоминается в архивах Эль-Амарны (XIV в. до Р.Х.), содержащих переписку между Египтом и его сирийско-ханаанскими вассалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

О последовании Господу нашему Иисусу Христу «Аще кто Мне служит, Мне да последствует» ( Ин.12:26 ), сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин. Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что «овцы глас этого Пастыря слышат, ...и овцы по Нем идут, яко ведят глас Его» ( Ин.10:3–4 ). Глас Христов – учение Его; глас Христов – Евангелие; шествие во след Христа по пути земного странствования – деятельность, всецело направленная по заповедям Его. Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу. Кто, родившись по плоти, внидет в «пакибытие» ( Тит.3:5 ) при посредстве святого крещения, и сохранит состояние, доставляемое крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот «спасется». Он «внидет» в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, «и изыдет» из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную «пажить обрящет» ( Ин.10:9 ). «Кто Мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» ( Ин.12:26 ). Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. «Слово бе у Бога» ( Ин.1:1 ) и в Боге. Это Слово возвестило о Себе: «во Мне Отец, и Аз в Нем» ( Ин.10:38 ). Туда достигает и последователь Христов: «иже исповесть» устами, сердцем и делами, «яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и Той в Бозе» ( 1Ин.4:15 ). «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: побеждающему» мир и грех , последующему Мне в земной жизни, «дам» в вечной жизни «сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» ( Апок.3:21 ). Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое. «Иже хощет, – сказал Господь, – по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» ( Мк.8:34–35 ). «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик» ( Лк.14:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

О чтении Священного Писания I. Православное учение о чтении священного Писания Изъяснение св. Писания есть преимущественная обязанность лиц, нарочито поставленных, однако, читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного спасения и назидания. Для уяснения непонятных мест, мы должны обращаться к руководству и наставлению тех людей, которым открыто это Самим Господом, и которые для вразумления нашего поставлены (см. Толков, св. Пис.). При чтении Библии мы обязательно должны руководствоваться правильными приемами. Следующие приемы для отыскания истинного смысла текста показаны нам Самим Господом и св. апостолами: 1) Необходимо понять каждое слово текста в его точном смысле, так как одно и то же слово может иметь различные значения (см. Гал. 3:16 ; Еф. 4:8–9 ; Евр. 12:26–27. 2 ) Необходимо рассматривать данное место в общем ходе и последовательности речи (контекст) св. писателя (см. Евр. 10:3–10 ). 3) Для выяснения данного места сделать подбор однозначащих мест св. Писания (см. Рим. 15:8–12, 3:9–18. 4 ) Сделать сопоставление с данным местом мест, по содержанию родственных или противоположных (см. Евр. 1:13–14 ). 5) Необходима бывает историческая справка (см. Деян. 2:24–35, 13:34–37 ). 6) Исторические сказания обязательно понимать в буквальном значении (см. Мк. 2:25–26 ); притчи понимать непременно в смысле переносном (см. Мф. 13:18–23. 36–43 ). Итак, для разумения истинного смысла св. Писания, необходимо основательное знание всего св. Писания и всего божественного учения. При самостоятельном чтении св. текста, для избежания ошибки, обязательно проверять свое понимание объяснениями людей, от Господа поставленных (см. 1Кор. 8:2. 10:12 ); если же чего-нибудь из слова Божия человек не разумеет, то «пусть не разумеет» ( 1Кор. 14:37–38 ), потому что он совсем не должен браться за то, что выше его разумения и сил. ( Сир. 3:21–24 . Ср. 38:24–25). II. Основания для православного учения о чтении священного Писания Читать св. Писание полезно и необходимо каждому для собственного назидания:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Седмица 15-я по Пятидесятнице 18.03.2013 Рубрика: Евангелие дня Метки: Седмица 15-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 21 зач., 5, 24—34 Тогда за Иисусом следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, — услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Эта женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, «много потерпела от многих врачей». Однако ей не стало лучше. Напротив, ее состояние только ухудшилось. Господь показывает, что речь идет об очень серьезной болезни, поражающей сами токи жизни. Она подошла ко Христу сзади в толпе и прикоснулась к Его одежде. Она сказала себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». У этой женщины бесконечное дерзновение. Можно сказать — тройное дерзновение. Она верит, что достаточно прикоснуться к одежде Христа, чтобы исцелиться, — даже если Он не заметит. Она подходит ко Господу как чистая, хотя, согласно Закону, она нечиста. И она верит, что если Христос заметит, то не обличит ее перед толпой, которая сразу же изгонит ее из-за ее нечистоты. Почему столь многие боятся приблизиться ко Христу только потому, что сознают себя грешными? На самом деле прикоснуться ко Господу, тронуть Его может только подлинное смирение и вера. И нам показана радость исповеди. Со страхом и трепетом бросается эта женщина к ногам Спасителя и говорит всю истину. Так трудно было для нее сделать это! Но никогда не трудно исповедаться перед Тем, Кто весь только свет и любовь.

http://moral.ru/седмица-15-я-по-пятидеся...

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 15-я по Пятидесятнице Понедельник Мк, 21 зач., 5, 24–34 Тогда за Иисусом следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Эта женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, «много потерпела от многих врачей». Однако ей не стало лучше. Напротив, ее состояние только ухудшилось. Господь показывает, что речь идет об очень серьезной болезни, поражающей сами токи жизни. Она подошла ко Христу сзади в толпе и прикоснулась к Его одежде. Она сказала себе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею». У этой женщины бесконечное дерзновение. Можно сказать – тройное дерзновение. Она верит, что достаточно прикоснуться к одежде Христа, чтобы исцелиться, – даже если Он не заметит. Она подходит ко Господу как чистая, хотя, согласно Закону, она нечиста. И она верит, что если Христос заметит, то не обличит ее перед толпой, которая сразу же изгонит ее из-за ее нечистоты. Почему столь многие боятся приблизиться ко Христу только потому, что сознают себя грешными? На самом деле прикоснуться ко Господу, тронуть Его может только подлинное смирение и вера. И нам показана радость исповеди. Со страхом и трепетом бросается эта женщина к ногам Спасителя и говорит всю истину. Так трудно было для нее сделать это! Но никогда не трудно исповедаться перед Тем, Кто весь только свет и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Седмица 15-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 21. (5,24–34) О ДЕЙСТВИИ БЛАГОДАТИ Плод веры нашей христианской есть здравие души. Затем Бог соделался человеком, чтобы душа чрез Него могла восприять здравие свое. Следовательно, у кого душа не здорова, тот еще не стал христианином настоящим. Здоровою же душа и делается силою Божественною и светом благодати, даруемой Христом за веру (57,68)… Огонь благодати прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия (30,190). Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение (30,273). Нисходящая благодать, чрез очищение внутреннего человека и ума, совершенно отьемлет покрывало сатаны, наложенное на людей преслушанием, и отрывает от души всякую скверну и всякий нечистый помысл с той целью, чтобы душа соделалась чистою и, прияв собственное свое естество, ясными очами и сообразно взирала на славу истинного Света (30,412). Благодать требует, чтобы причащающаяся оной душа была благоговейна и благомысленна, чтила благодать и показывала в себе достойные плоды (30,456)… Благодать Божия не только отсекает ветви зла, но и самые корни развращенной воли исторгает (50,563). По мере веры и благодать обитает в душе (22,193). Волны благодати согревают и ум, и душу. Явление благодати приносит усладу, безмолвие и сокрушение (22,364). Волны благодати и озарения Святого Духа делаются приятными в сердце: и душа забывает вдруг земное и плотские страсти (22,364)… Божественная благодать отверста, чтобы каждый наслаждался сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет ( Ин. 7,37 ) (23,478). Вверься нежной любви благодати, потому что она начало всякого стяжания. Ты пока не видишь еще любви ее, потому что младенцы, сосущие молоко, не знают матерней попечительности. Будь долготерпелив, предоставь себя воле ее и тогда уразумеешь ее благодеяния (23,635). Сколько блаженны мы, грешники, потому что самая благодать восстает на помощь нашу. Если принесем одну каплю слез, она изгладит и уничтожит все рукописание наших долгов (25,212).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Храм I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В Библии Х. [лат. templum, «помещение, посвящ. божеству» ] – это святилище Господа в ⇒ Иерусалиме . Еврейское слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. ( Ис. 6:1 ; Мал. 3:1 ). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон («святилище»; Мф. 4:5 ; Мф. 21:12 ; Мк. 14:49 ) или наос («храм»; Лк. 1:9 ). Иногда о нем говорится как о «святом храме» ( Авв. 2:20 ), многокр. – как о «доме Господнем» ( 3Цар. 8:10 ) или как о «доме Божием» ( 2Пар. 5:14 ). II. ХРАМ СОЛОМОНА 1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа ( 2Пар. 3:1 ) или Сион ( Пс. 64:2 ; Пс. 134:21 ), на том месте, которое было указано Давиду Господом ( 2Цар. 24:18 ). Это место – плоская часть возвышенности, назв. в Иер. 21 " скалой равнины», – единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф – «возвышенное святилище». Совр. размеры площадки – 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит «святая скала» – скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе; 2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу ( 2Цар. 7 ), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи ( 1Пар. 28 – 1Пар. 29:8 ). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику ( 1Пар. 28:3.6 ). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла ( 3Цар. 5:1 ; 3Цар. 7:13 ). Строит. лес доставлялся по морю ( 3Цар. 5:9 ); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому ( 3Цар. 6:7 ). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:1 ) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:38 ). Освящение Х. в 7-м месяце ( 3Цар. 8:2 ), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении ⇒ скинии ( Исх. 40:34 ), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание ( 3Цар. 8:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монета времени Ирода Филиппа (4–34 гг. по Р. Х.). Аверс, реверс имя, к-рое исследователи часто усваивают одному из сыновей Ирода Великого . Традиционно этим именем называют 7-го сына Ирода, ставшего впосл. одним из тетрархов. Однако из-за путаницы в источниках нек-рые исследователи называют так 4-го сына Ирода Великого, Ирода II. Имя Ирод Филипп составлено из 2 имен, упоминаемых в разных источниках. В Евангелиях (Мк 6. 17; Мф 14. 3; ср.: Лк 3. 19) Филиппом назван 1-й муж Иродиады, брат ее 2-го мужа Ирода Антипы и, следов., он должен был быть сыном Ирода Великого. Древнеевр. историк Иосиф Флавий называет 1-го мужа Иродиады, к-рый был сводным братом Антипы, Иродом, т. е. сыном Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Боэтуса ( Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 1; 6. 2). Иосиф Флавий считает его также отцом Саломеи (Ibid. 5. 4). Допуская, что речь идет об одном и том же человеке, историки приходят к выводу, что его имя было Ирод Филипп (о проблеме отождествления 1-го мужа Иродиады см. также в ст. Иродиада ), однако и в др. источниках этот сын Ирода под именем Ирод Филипп не встречается. О тетрархе Филиппе (между 26 и 21 гг. до Р. Х.- 34 г. по Р. Х.; правил с 4 г. до Р. Х. по 34 г. по Р. Х.), сыне Ирода Великого и Клеопатры Иерусалимской, к-рый мог носить и тронное имя Ирод, известно очень мало. Иосиф Флавий сообщает, что, согласно последнему завещанию отца (4 г. до Р. Х.), имп. Август отдал ему в управление сев.-вост. часть владений Ирода Великого: Гавланитиду, Авранитиду, Батанею, Трахонитиду, Панеаду и Итурею (Ibid. XVII 9. 4; Idem. De bell. II 6. 3; ср.: Лк 3. 1). Его подданными оказались преимущественно сирийцы и греки (иудейские территории этого региона (Галилея, Перея) перешли под управление Ирода Антипы), и потому Филипп, 1-й правитель из династии Ирода, мог чеканить на монетах изображение императора, не боясь нарушить традиций подвластного населения. По сравнению с др.

http://pravenc.ru/text/674089.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДУМЕЯ [греч. Ιδουμαα], в период Второго храма название территории, расположенной к югу от Иудейского нагорья до сев. части Негева. На севере ее границы проходили в районе Беф-Цура , в то время как юж. граница достигала вершины линии Арад -Малата- Вирсавия - Ароер . На востоке И. граничила с Иудейской пустыней и Мёртвым м., на севере она достигала границы территории независимых городов Газы, Аскалона и Ашдода. Этимология названия И. точно не определена: исследователи допускают, что оно может восходить к евр. названию Эдома (  ,  ) или просто к евр. слову «земля» -  ,  (Hübner). Эпиграфические и археологические данные свидетельствуют о присутствии эдомитов (в синодальном переводе - идумеев) на территории Негева, принадлежащей И., уже в кон. VII - нач. VI в. до Р. Х. (см. ст. Эдом ). При персид. царе Дарии I И. выделяется в качестве отдельной провинции в составе сатрапии. Вопрос о столице И. в персид. период остается дискуссионным; во всяком случае, она входила в состав персид. адм. системы и в зону персид. экономического и культурного влияния, о чем свидетельствуют данные археологических исследований ( Беляев, Мерперт. 2007. С. 59). В IV в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. территория И., по всей вероятности, входила в качестве отдельной адм. единицы (эпархии или топархии) в состав гос-в Диадохов и Хасмонеев ( Ios. Flav. De bell. III 3. 5; 2 Макк 12. 32). После смерти царя Ирода Великого (4 г. до Р. Х.), видимо, выделяли сев. И. (т. н. верхнюю - Ibid. IV 9. 9 или великую (Ibid. IV 9. 4)) (Об археологии И. эллинистического и рим. периодов см. в ст. Мареша ). Населяли И. преимущественно племена эдомитов ( Strabo. Geogr. XVI 23. 34), евреи (Мк 3. 8; Ios. Flav. De bell. 2. 43), набатеи (Ibid. 2. 34) и др. народы. Основными занятиями населения были сельское хозяйство, торговля (Ibid. 2. 2); здесь жили солдаты, наемники и ветераны ( Ios. Flav. De bell. II 4. 1; 5. 3; папирусы Зенона). В начале Маккавейского восстания в И.

http://pravenc.ru/text/293555.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010