Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Гора Фавор [евр.   - круг; греч. Γαλιλαα], область Сев. Палестины, с к-рой связаны мн. события библейской истории и зарождение христ. Церкви. Здесь произошло Благовещение Деве Марии (Лк 1. 26-38; Мф 1. 18-25), сюда Св. семейство вернулось после бегства в Египет, детские годы Иисуса прошли в Назарете (Лк 2. 39-52). В Г. Он творил чудеса, проповедовал на берегах Галилейского моря (Мф 5-7; Лк 6. 20-49), здесь призвал Своих первых апостолов и явился ученикам после Воскресения. В Евангелии от Марка противопоставляется Иерусалим и Г., т. к. именно в ней Христос нашел преданных учеников (Мк 16. 7). Хотя Христос укорял и нек-рые города Г., не принявшие Его учения (Мф 11. 20-24), но последняя встреча с учениками и послание их на проповедь произошли в Г., а не в Иерусалиме (Мф 28. 16). Для евангелиста Луки Г.- место, откуда начинается проповедь Иисуса Назарянина (Лк 23. 5; Деян 10. 37). Иоанн уделяет меньше внимания Г., но отводит ей роль убежища (Ин 4. 1-3) и места откровения (Ин 2. 11; 4. 44; 21. 2). География Г. отделена с юга от плато долиной Йизреэль (см. Изреель ), с запада равниной Акко и финикийскими низменностями, с севера р. Эль-Литани (впадает в Средиземное м. севернее Тира), с востока Голанскими высотами. Деление на Верхнюю и Нижнюю Г. проходит по хребту Эш-Шагур от Акко к Цфату (Сафеду) (ср.: Ios. Flav. De bell. III 3. 1; 3. 38). Границы этих частей обозначает Кфар-Ханания. Устойчивым топонимом Г. стала, вероятно, к VII в. до Р. Х.: при описании Кедеса говорится, что его «отделили» в Г. (Нав 20. 7; 21. 32; 1 Пар 6. 76; в XV в. до Р. Х. Г., возможно, вошла в список городов Тутмоса III ( Simons. Handbook. 1937. List I. 80)). В ВЗ топоним Г. употребляется исключительно по отношению к сев. району Палестины (Ис 9. 1; 1 Макк 5. 15; Мф 4. 15; 4 Цар 15. 29). Главные черты ландшафта Г.- мощные хребты, расположенные в направлении север-юг в Верхней Г., общее повышение (хребтов) к югу и постепенное снижение к северу до долины р. Эль-Литани. Юг Верхней Г. скалистый и образует одно из самых труднодоступных, изолированных мест Палестины. На западе Г. находятся долины приморья, прорезающие хребты.

http://pravenc.ru/text/161531.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Обращаясь к одной из самых драматических страниц в Евангелии, Перов предлагает свою трактовку сюжета, основанную на личностном переосмыслении многовековой истории христианства. Молитва Христа в Гефсиманском саду описана в Евангелиях от Марка ( Мк.14:33-42 ), Матфея ( Мф.26:36-46 ) и Луки ( Лк.22:39-46 ), каждое из которых добавляет новые подробности, а в Евангелии от Иоанна упоминается одной строкой: « Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад » ( Ин.18:1 ). Это было уединенное место, где Христос часто пребывал со своими учениками. Описание Сюжет картины «Христос в Гефсиманском саду» повествует о тяжелом душевном томлении Спасителя накануне крестных страданий. В картине Перова нет изображения лица Христа. Спаситель здесь изображен лежащим ничком, именно это положение Иисуса во время молитвы описано в Евангелие от Матфея: « И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты » ( Мф.26:39 ). В этой молитве явилось великое смирение Христа перед волей Божией. Художник, отказываясь от написания лика Спасителя, в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Мы видим природу, строения и саму фигуру Иисуса, которые прописаны художником достаточно объемно. Зритель почти физически осязает лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, раскинутые локоны темно-русых волос. Кисти Его вытянутых вперед рук напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело. Средний план картины представлен мощными стволами деревьев, ветвей которых мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что эти мощные стволы деревьев образуют огромный крест, который тяжелым монолитом ожидает решения Христа. История В 1878 году (за 4 года до смерти) Перов дописывает картину под названием «Христос в Гефсиманском саду» .   Рекомендуемая литература Тематическая подборка Прочее Популярное Сейчас в разделе 50  чел. Всего просмотров 1.1 млн. Всего записей 1118 ©2024 Азбука искусства к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/art/hristos-v-gefsimans...

Разделы портала «Азбука веры» Служение – исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему ( Мф.22:36-40 ). Образец истинного служения являет Собой Иисус Христос: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ). Христос дал нам пример, чтобы мы подражали Ему ( Ин.13:15-17 ). Люди должны служить друг другу любовью ( Гал.5:13 ) и полученными дарами ( 1Пет.4:10 ). Служение ближнему, как и любое служение вообще, – это, прежде всего, служение Господу, богослужение ( Еф.6:6 и след.; Кол.3:22 и след.). Цитаты о служении «На самом деле христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить. Слова апостола Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Петр.2:9 ) – обращены ко всем христианам, ко всем нам. Значит, все мы – священники Божии и все призваны к служению, а не к работе. Под служением обычно понимают лишь немногие виды человеческой деятельности: принадлежность к священной иерархии, воинское служение, врачебная и преподавательская деятельность. Но в действительности любое дело – служение Богу, если я делаю его ради Бога, как послушание воле Божией». прот. Константин Островский «Если вы живете с другими, то служите им, как Самому Богу: не требуйте за любовь — любви, за смирение — похвалы, за службу — благодарности». архимандрит Агапит, настоятель Нило-Столобенской Пустыни «Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем:  Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией  ( 1Пет.4:10 ). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом:  Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех  ( 1Кор.12:5-6 ). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему ( Мф.22:37-39 ) заключается важнейшая задача христианина». Документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви» Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/sluzhenie

О значении событий в Гефсиманском саду Свт. Филарет, митр. Московский. Из Слова в Великий Пяток. «Воскресное чтение» Страдания Господа открылись в саду Гефсиманском; там Он начат скорбети и тужити, говорит евангелист; и глагола ученикам: прискорбна есть душа Моя до смерти ( Мф. 26:30–38 ). Для чего в саду? Был некогда иной сад, о коем сказано в Писании: И посади Господь Бог рай в Едеме на востоцех. И прозябе Бог от земли всякое древо красное в видение, и доброе в снедь. И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости ( Быт. 2:8; 2:15 ). Но этот рай сладости потерян, и, начиная от первого Адама до второго, никто не входил в оный. Спаситель, молясь в саду Гефсиманском, тем самым уже открывает некий доступ в рай, заключенный грехом в продолжение многих тысяч лет. В неизъяснимой скорби – это была плата за временную сладость грехов человеческих – Спаситель повергается на землю, молясь к Отцу Своему, и землю орошает потом кровавым. Паде на лицы Своем, паде на земли ( Мф. 26:39 ; Мк. 14:35 ). Что означает сие падение? Во-первых, безмерную тяжесть грехов, кои Господь с целого мира подъял на рамена Своя и кои потому как бы невольно преклонили Его земле. Во-вторых, мы можем видеть здесь образ милосердия Господа к грешной земле. Она была проклята некогда Создателем: Проклята земля в делех твоих, – с казано Адаму. Теперь Создатель снимает с нее проклятие; падая на лицо, с распростертыми руками, Он как бы лобызает и объемлет ее. Он паки делает ее землею живых, землею благословения. «Земле, земле, – восклицает святой Димитрий Ростовский , – внуши слово; Бог Слово припадает к тебе лицем Своим, как друг, оплакивая прежнее отпадение твое, и теперь снова обнял тебя, как свою искреннюю, в лоно Его возвращенную». Спаситель орошает землю потоком кровавым; она покрыта была некогда водами потопными; но сии беды, погубивши беззаконников, не смыли беззаконий с лица ее. Теперь кровавый пот Господа обновляет лицо земли. Бысть пот Его, яко капли крове, каплющия на землю. Пала некогда на землю кровь невинного Авеля; но она вопияла на небо об отмщении; падает кровавый пот Спасителя: но вопиет об отпущении и прощении. Читать далее Источник: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия с библиографическим указателем : [В 2-х том.]/Сост. инспектор Симбирской духовной семинарии М. Барсов. - Москва : Лепта Книга, 2006./Том 2. – 832 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Разделы портала «Азбука веры» Досада — чувство неудовольствия, обусловленного неудачей, обидой, неудовлетворенностью ожиданий и т.п. Досада является проявлением страсти гордости . Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми. Всегда ли грех ли досаждать своим ближним? На это вопрос нет однословного ответа: многое зависит от того, что именно вызывает досаду у ближнего и почему. Скажем, праведник или даже «обычный» человек может испытывать чувство досады, видя ближнего , грешника, упорно не желающего освобождаться от своих греховных страстей . В свою очередь грешнику могут досаждать дела праведника. Скажем, доставить досаду мужу может преданная пьянству жена ( Сир.26:10 ) или жена, стремящаяся «преобладать над своим мужем» ( Сир.25:24 ). Такого рода досаждение, по понятным причинам, может быть названо небогоугодным. А вот противоположный пример. Когда, по словам псалмопевца, «добрый человек милует и взаймы дает» ( Пс.111:5 ), когда он «расточил, роздал нищим» ( Пс.111:9 ), то «правда его пребывает во веки» ( Пс.111:9 ). Между тем, «нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает» (111:10). Эти библейские стихи показывают, что праведные дела, совершаемые добрым человеком, могут служить для грешника поводом для досады даже в случае, если тот, кто их совершает, не имеет целью доставить ему скорбь. Грешник может досадовать уже в силу того, что подобные дела не согласуются с греховным расположением его ума и воли , то есть причина его досады — в нём самом. Аналогичную форму досады испытывали иудеи, имевшие неприязнь ко Христу , но не имевшие сил и способностей Его уязвить ( Мк.12:12 ), то есть их досада была связана с тем, что у них не получалось Ему досадить. Характерным библейским примером осознанного, нарочитого, греховного досаждения ближнему служит пример с Иосифом и женой Потифара, которая, в ответ на решительные отказы Иосифа вступить с ней в интимную связь, оклеветала его перед своим мужем, и тот отправил невиновного Иосифа в темницу ( Быт.39:7-20 ). Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/dosada

Архив Пн В Томске прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Душа и киберпространство: проблемы и перспективы богословского осмысления цифровизации» 18 ноября 2023 г. 17:39 15 ноября 2023 года по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава в Большом зале Научной библиотеки Национального исследовательского Томского государственного университета прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Душа и киберпространство: проблемы и перспективы богословского осмысления цифровизации». Организаторами конференции выступили Синодальная комиссия по биоэтике , Томская духовная семинария и Национальный исследовательский Томский государственный университет. С приветствием к организаторам, участникам и гостям конференции обратились: митрополит Томский и Асиновский Ростислав; председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии  кандидат богословия епископ Петергофский Силуан ; ректор Томской духовной семинарии кандидат богословия архимандрит Иосиф (Еременко); проректор по образовательной деятельности Томского государственного университета, доцент кандидат исторических наук Е.В. Луков. На пленарном заседании были заслушаны следующие доклады: После пленарного заседания состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Синодальной комиссией по биоэтике, Томской епархией и Томской духовной семинарией. Затем была проведена панельная дискуссия, на которой обсуждались документы «Призыв Рима к этике искусственного интеллекта» и «Искусственный интеллект: евангелическое заявление о принципах». Модераторы — секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов и директор юридической фирмы «LL.C-npabo» г. Томска Д.С. Лизунов. Работа конференции продолжилась по секциям: Томская духовная семинария /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6077803.ht...

Архив Пн Отошел ко Господу настоятель храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы протоиерей Леонид Ролдугин 1 декабря 2023 г. 13:39 1 декабря 2023 года, на 87-м году жизни, после продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Московской (городской) епархии , настоятель храма Рождества Христова в Измайлове г. Москвы протоиерей Леонид Ролдугин. Леонид Васильевич Ролдугин родился 11 августа 1937 года в Москве. Крещен в младенчестве, с пяти лет начал прислуживать в алтаре. Окончив школу, поступил в медицинский институт, но после первого курса оставил его и поступил в Московскую духовную семинарию. В 1955 году стал иподиаконом-крестоносцем Святейшего Патриарха Алексия I. В 1963 году окончил Московскую духовную академию. В декабре 1965 года рукоположен в сан диакона, через несколько дней — в сан иерея; был назначен в храм Воскресения Словущего. В 1972 году возведен в сан протоиерея. В 1981 году назначен настоятелем храма, в котором служил, в следующем году переведен настоятелем в храм Рождества Христова в Измайлове г. Москвы. В 1990 году назначен благочинным Преображенского церковного округа, совмещавшего территорию сразу двух нынешних округов — Восточного и Юго-Восточного. В 1992 году избран членом Епархиального совета г. Москвы, затем переизбирался на эту должность трижды: в 2001, 2004 и 2007 годах. Принимал участие в состоявшемся 17-18 мая 2004 года в Москве собеседовании членов делегации Русской Зарубежной Церкви с делегацией Московского Патриархата. 15 января 2009 года избран делегатом от священства епархии на Поместный Собор Русской Православной Церкви. Был членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви; членом Епархиального суда г. Москвы. 4 декабря 2015 года в Успенском соборе Московского Кремля удостоен права ношения Патриаршего наперсного креста. Московская (городская) епархия /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г. Поделитесь с друзьями

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Словеса Господня - словеса чиста " - цикл бесед священника Константина Кокоры. Притчи Господни передача 4 19.03.2024 22:03 Священник Константин Кокора «И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». Эту притчу нам поведал только Марк. О чем она? Евангелие, провозглашенное Иисусом Христом в самом начале Его публичной деятельности, звучало так: «Исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие!» (Мк_1.15). Царствие Божие означает тот день, когда воля Божия будет совершаться на земле так же идеально, как и на небе. В притче о посеве и всходах говорится не только о Царствии Божием, но и о беспомощности человека. Не крестьянин взращивает семя, он даже не знает механизма роста. Секрет жизни заложен в самом семени. Ни один человек никогда не знал тайны жизни и не сотворил ничего в полном смысле этого слова. Человек может открыть, изменить вещи, может усовершенствовать их, но сотворить их он не может. То же относится и к тайне жизни будущего века. Мы не можем сами собой восстать из мертвых, мы не можем создать Царствия Божия... Всё это принадлежит Богу. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/03/19/22-0...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Чтение и краткое объяснение Богослужебного Евангелия вторника 15 седмицы по Пятидесятнице, у микрофона протоиерей А. Шаргунов, настоятель храма святителя и чудотворца Николая в Пыжах 12.09.2023 22:06 Протоиерей Александр Шаргунов " И, призвав двенадцать, начал посылать их по два, и дал им власть над нечистыми духами " .. .(Мк., 22 зач., 6, 1–7) С самого начала Своей проповеди Господь имел возможность увидеть непонимание близких. И вот теперь Он приходит в Свой родной город. Христос не был в нем с начала Своего служения после принятия Крещения от Иоанна Предтечи. Здесь находятся Его родные и близкие. Но Он прибыл сюда не для того, чтобы просто навестить их. Он прибыл как Учитель в сопровождении Своих учеников. В первую же субботу Господь отправился в синагогу и начал учить. Однако Его учение было встречено с большой настороженностью. Жители Назарета соблазнялись тем, что человек с прошлым как у Него, может так говорить и совершать такие дела. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2023/09/12/22-0...

Глава 8 Зач. 32. Чудесное насыщение народа семью хлебами. Читается в пяток 16-ой недели по Пятидесятнице. Это чудесное насыщение Иисусом Христом народа, о котором повествует св. еванг. Марк, было второе; об этом чуде повествует и еванг. Матфей ( Мф.15:32–39 ). О первом чит. 6 гл. 34 ст. и дал. При первом было народа 5000, а при втором 4000; при первом было употреблено 5 хлебов, а при, втором 7; при первом собрано остатков 12 корзин, а при втором 7. Самое же повествование еванг. Марка об этом втором чуде буквально согласно с повествованием св. Матфея, как равно в нем есть много сходного и с повествованием его же самого о первом насыщении. Мк.8:1 . В те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть. Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: Мк.8:2 . жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне и нечего им есть. Мк.8:3 . Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека. Мк.8:4 . Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? Мк.8:5 . И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Откуда мог бы кто взять здесь в пустыни хлебов (откуда сих возможет кто зде насытити хлебы) и пр. Апостолы или забыли о недавнем чуде насыщения Господом 5-ю хлебами 5000 человек, или напоминать Ему о прежнем способе насыщения им казалось нескромностью. Поэтому они так говорят Господу: откуда взять здесь в пустыни и пр. „Приметив их (апостолов) несовершенство, говорит св. Златоуст читателю о чуде, ты удивляйся любви их к истине, как они в своих писаниях не скрывают собственных недостатков и притом великих. Или не малая та вина, так скоро забыть чудо, недавно бывшее?“ Мк.8:6 . Тогда велел народу возлечь на землю; и взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Мк.8:7 . Было у них и немного рыбок; благословив, Он велел раздать и их. И повеле (велел) народу возлещи (возлечь) ни землю. Возлечь значит сесть. У восточных народов в обычае не сидеть за столом при вкушении пищи, как у нас, но полусидеть и полулежать на земле под открытым небом или на полу в домах (чит. в объясн. 15 ст. 2 гл.). И прием (взяв) седмь хлебов, хвалу воздав. Имяху рыбиц мало (было у них и немного рыбок), и сия благословив. Воздав хвалу пред раздачей народу хлеба, благословил и рыбы пред раздачею их; это – возношение молитвы Господом к Богу Отцу Своему при вкушении пищи и пример для нас молиться в подобное время. (Чит. объясн. 6, 41). Некоторые толкователи при этом замечают, что Господь возносит благодарение к Богу Отцу, как человек, а благословляет, как Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010