Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Мк.16:1-8 Лит.: Ап.- 1Тим.1:15-17 Ев.- Лк.18:35-43 ап. от 70-ти: Лит.: Ап.- 2Тим.1:3-9 Ев.- Лк.10:1-15 мчч.: Лит.: Ап.- Рим.8:28-39 Ев.- Лк.21:8-19 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 2 Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный,/тогда ад умертвил еси блистанием Божества;/егда же и умершия от преисподних воскресил еси,/вся Силы Небесныя взываху://Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. Кондак воскресный, глас 2 Воскресл еси от гроба, Всесильне Спасе,/и ад видев чудо, ужасеся,/и мертвии восташа;/тварь же видящи срадуется Тебе,/и Адам свеселится,/и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно. апостолу Тимофею Ефесскому Тропарь апостолу Тимофею Ефесскому, глас 4 Благости научився и трезвяся во всех,/благою совестию священнолепно оболкся,/почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная,/и веру соблюд, равное течение совершил еси,/апостоле Тимофее./Моли Христа Бога,//спастися душам нашим. Кондак апостолу Тимофею Ефесскому и преподобномученику Анастасию Персянину, глас 1 Божественнаго ученика и спутешественника Павлова Тимофея,/вернии воспоим вси,/с сим почитающе мудраго Анастасия,/возсиявшаго от Персиды яко звезду,/и отгонящаго душевныя наша страсти//и недуги телесныя. преподобномученику Анастасию Персянину Тропарь преподобномученику Анастасию Персянину, глас 4 Мученик Твой, Господи, Анастасий/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/имеяй бо крепость Твою,/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу Тропарь преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу, глас 4 От мирскаго жития изшед/в тихое пристанище жизни иноческия, преподобне Макарие, вшел еси,/в нейже добре подвизався,/душу твою добродетельми превысокими обогатил еси,/и явился еси добр пастырь и учитель иноческому собору,/емуже и обитель возградил еси,/таже в безмолвие вшед и боговидения сподобився,/ко Господу преставился еси,/Иже даром чудес тя обогати./Егоже ныне моли,//да спасет верою и любовию почитающих святую память твою. Кондак преподобному Макарию Жабынскому, Белевскому чудотворцу, глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл: Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего 29 ноября 2017 г. 11:26 В своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о главном призвании Церкви — осолять этот мир (ср. Мф. 5:13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7:38-39). «Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире», — подчеркнул Предстоятель. Святейший Патриарх указал на то, что Церкви непрес танно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. «Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам, — продолжил свою мысль Святейший Владыка. — Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями». Его Святейшество напомнил, что слова Спасителя «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15) представляют собой призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды, отметил Святейший Патриарх Кирилл. «Служение Церкви в мире — это, образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто. Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен — путем нравственного и таинственного преобразования людей, а не путем, к примеру, политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://patriarchia.ru/db/text/5072679.ht...

Подпишитесь на наш Телеграм Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1480. Фреска. Трапезная церкви Оньисанти, Флоренция Что такое вера? Не есть ли это открытие в себе взгляда, который преображает все вокруг, позволяет увидеть мир в абсолютно новом свете, разглядеть во всем окружающем Божественное присутствие? Взгляда, который высекает искру красоты и поэзии из каждого будничного момента, превращая его в Событие Встречи? Об этом — размышления протоиерея Владимира Зелинского, современного религиозного писателя, философа, богослова. « Ты удостоил мою память Своего пребывания… сделал ее Твоим жилищем с того дня, как я узнал Тебя» (Блаженный Августин. «Исповедь», книга 10, XXV) Что будит память Есть два внутренних побуждения, стимулирующих работу нашей памяти, как бы два удара молоточком, которые высекают воспоминания, таящиеся под спудом: перенесенная некогда боль (во многих ее разновидностях: стыд, гнев, злость, обида…) и благодарность. Голос благодарности куда более тихий, чем скрежет боли, зато у благодарности больше тем, вариаций, имен. Благодарность, кому бы она ни была, — это зашифрованная весть о Боге, о Котором мы узнаём еще до того, как овладеваем языком или только начинаем учить алфавит веры. Иногда оба эти вида памяти — та, которая отзывается болью, и та, которая откликается благодарностью, — соединяются вместе. «Нет ничего страшнее памяти смертной и дивнее памяти Божией, — говорит Добротолюбие, — та вселяет спасительную печаль, эта исполняет духовным веселием. Ибо пророк Давид поет: Помянух Бога и возвеселихся (Пс 76:4), а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир 7:39)» (Илия пресвитер, Добр. III, 432). Зло и беспамятство Иногда, чтобы убедиться в благословении дара памяти, нужно прибегнуть к доказательству от противного: не от беспамятства ли совершается в мире большая часть зла? Когда приходит враг человека , он похищает Слово, некогда посеянное в нас (Мк 4:15), воруя прежде всего память или наводя на нее столбняк. Иной раз он грабит в открытую, среди бела дня, даже и не прячась. Всякий полагает, что может держать в жесткой узде если не поступки, то, по крайней мере, содержимое своего сознания. Ибо нам в слепоте нашей кажется, что все, мыслимое нами, — целиком наше, неотделимо от подручного нам я , которым мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Но случается так, что кто-то вдруг словно отрубает это усмотрение от всего, что им движет и его держит, не только от системы «нравственного оповещения», но иной раз и от здравого смысла, даже инстинктивного чувства опасности. Вошел же сатана в Иуду… (Лк 22:3), вошел, не представившись, надев личину житейской хитрости или еще чего, и вот, не зная, как и почему, Иуда отдал в его распоряжение глаза свои, и расчеты, и пути шагов. Не с одним Иудой могло такое случиться, и тогда, с одной стороны, сатана вершит свое дело, а с другой — отданный ему в наем человек поодаль за ним наблюдает, но помешать сатане не в силах, да и не хочет, ибо в то мгновение отдан ему.

http://blog.predanie.ru/article/zametit-...

Святейший Патриарх Кирилл: Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего Москва, 29 ноября 2017 г.      В своем выступлении на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о главном призвании Церкви — осолять этот мир (ср. Мф. 5:13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7:38-39). «Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире», — подчеркнул Предстоятель. Святейший Патриарх указал на то, что Церкви непрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего, чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. «Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам, — продолжил свою мысль Святейший Владыка. — Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору или медиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями», сообщает Патриархия.ru . Его Святейшество напомнил, что слова Спасителя «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16:15) представляют собой призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды, отметил Святейший Патриарх Кирилл. «Служение Церкви в мире — это, образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто. Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен — путем нравственного и таинственного преобразования людей, а не путем, к примеру, политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение», — подчеркнул Святейший Владыка.

http://pravoslavie.ru/108745.html

Слово Предстоятеля Русской Церкви по окончании Божественной литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице 14 ноября 2010 г. 15:39 14 ноября 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к его участникам с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Сердечно приветствую и поздравляю вас с воскресным днем. В этот день мы совершили рукоположение нового архипастыря Русской Церкви для несения послушания в Казахстане, для того чтобы и в этой стране укреплялось Православие, развивалось, во имя спасения людей, преданное Церкви и жертвенное пастырство. Сегодняшний день отмечен замечательным чтением из послания к Ефесянам святого апостола Павла. Апостол призывает верующих быть достойными того звания, к которому они призваны, сохраняя единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3). Эти слова употребляются очень часто, но, наверное, мы редко пытаемся проникнуть в их смысл. Что означает «единство духа»? О каком духе говорит апостол Павел? В следующей строке мы читаем, что тело едино и един дух (Еф. 4, 4), и это помогает нам понять, что апостол говорит о Духе Святом, Который пребывает в теле Церкви. Мы должны быть едины в Духе Святом. А когда достигается это единство в Духе Святом? Тогда, когда мы пребываем в союзе мира. Этот союз мира дарует верующим людям огромную силу, потому что в единстве наша сила. Когда разделяется царство, оно исчезает из истории (см. Мк. 3, 24). Именно потому враг рода человеческого так часто насылает разного рода искушения и соблазны на верующих людей — чтобы разделить Церковь Божию, чтобы лишить нас союза мира, чтобы мы утратили единство в духе. Но единство в духе, осуществляемое на невидимом для человека мистическом, духовном уровне, имеет некое рациональное выражение. Собственно говоря, все, что делает человек, он осмысляет, а осмысляя, способен выразить. Так и это непостижимое единство в Духе Святом обретает совершенно конкретное выражение в единомыслии. Единый дух является нам в исторической жизни Церкви как принадлежность всех чад Церкви единой системе ценностей, которую начертал Сам Бог. Именно для того чтобы лишить людей этого совместного исповедания, этого совместного труда во имя утверждения Божественных ценностей в своей жизни и в жизни всего мира, враг рода человеческого и разделяет христиан, разделяет Церковь, пытаясь отделить от нее хоть какие-то части, чтобы помрачить саму способность Церкви Божией нести миру свидетельство об этих непреходящих Божественных ценностях.

http://patriarchia.ru/db/text/1318650.ht...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы 5 января, 2017 «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Начало Евангелия», которая является первои в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Иисус обличал книжников и фарисеев за то, что они строят гробницы пророкам, украшают памятники праведникам и говорят: Если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков (Мф. 23:30). Своих оппонентов Иисус считает продолжателями гонителей пророков: Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших (Мф. 23:31–32). Себя и Своих последователей Иисус, напротив, считает продолжателями дела пророков (Мф. 23:33–39). В Евангелиях содержится немало параллелей между отдельными аспектами служения Иисуса и деятельностью пророков . Так, например, пророк Михей, сын Иемвлая, говорит о народе израильском: я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря (3 Цар. 22:17). Об Иисусе говорится: Иисус… увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря (Мк. 6:34). Себя Он называет пастырем добрым, который полагает жизнь свою за овец (Ин. 10:1–11). Поведение Иисуса в храме, когда Он выгнал из него продающих и покупающих (Мф. 21:12–13; Мк. 11:15–17; Лк. 19:45–46; Ин. 2:15–17), напомнило ученикам слова псалма: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68:10). А слова, которые Иисус обратил к изгоняемым, были не чем иным, как аллюзией на слова пророка Иеремии: Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (Иер. 7:11). Эль Греко. «Христос изгоняет торговцев из храма» Пророчество Иисуса о разрушении Иерусалимского храма (Мф. 24:2; Мк. 13:2; Лк. 19:42–44) было возобновлением аналогичного пророчества Иеремии (Иер. 7:12–14), а также пророчества Даниила, на которое Иисус прямо ссылался (Мф. 24:15; Мк. 13:14). В этом пророчестве предсказана смерть Христа, за которой должно последовать нашествие иноплеменного царя, разрушение храма и прекращение левитского священства (что и произошло в 70 г. по Р. Х.):

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Разделы портала «Азбука веры» Православный календарь Нет литургии. Утр.: Ин.13:31-18:1; Ин.18:1-28; Мф.26:57-75; Ин.18:28-19:16; Мф.27:3-32; Мк.15:16-32; Мф.27:33-54; Лк.23:32-49; Ин.19:25-37; Мк.15:43-47; Ин.19:38-42; Мф.27:62-66 1-й час: Гал.6:14-18; Мф.27:1-56 3-й час: Рим.5:6-11; Мк.15:16-41 6-й час: Евр.2:11-18; Лк.23:32-49 9-й час: Евр.10:19-31; Ин.18:28-19:37 Веч.: 1Кор.1:18-2:2; Мф.27:1-44; Лк.23:39-43; Мф.27:45-54; Ин.19:31-37; Мф.27:55-61 Тропари, кондаки, молитвы и величания на Великую Пятницу Тропарь на Великую Пятницу, глас 4 Искупил ны еси от клятвы законныя/Честною Твоею Кровию,/на кресте пригвоздився, и копием прободся,/безсмертие источил еси человеком,//Спасе наш, слава Тебе. Кондак на Великую Пятницу, глас 8 Нас ради Распятаго, приидите, вси воспоим:/Того бо виде Мария на Древе и глаголаше://аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой. преподобному Александру Ошевенскому Тропарь преподобному Александру Ошевенскому, глас 4 Христа, истиннаго Бога, всею душею возлюбил еси/и Тому невозвратным желанием последовал еси,/вся же красная и сладкая мира сего возненавидев,/яко небопарный орел, на Небеса возлете/и тамо со Ангелы ликуеши и со всеми святыми Святей Троице предстоиши,/моли и нам спастися, чадом твоим,//якоже обещася, Александре преподобне, отче наш. Кондак преподобному Александру Ошевенскому, глас 8 Родителей своих любовь отринул еси/и дом свой, яко чужд, оставил еси,/водвори бо ся в пустыню,/и тамо виде Бог труды твоя и подвиги,/пастыря и наставника избранному Своему стаду сподобляет тя/и по преставлении великими чудесы прославляет тя,/исцеляти различныя недуги./Моли о нас Христа Бога,/празднующих любовию святую память твою,/да вси единогласно вопием ти://радуйся, Александре преподобне, отче наш. мученику младенцу Гавриилу Белостокскому Тропарь мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 5 Святый младенче Гаврииле,/ты за Прободеннаго нас ради от иудей/люте от онехже в ребра прободен был еси/и за Истощившаго кровь Свою за нас/все тело твое на истощение крове/в лютыя язвы предал еси,/ныне же во славе вечней с Ним вселился еси./Тем помяни и нас, молим, зде чтущих память твою,/прося нам здравие телеси//и спасение душам нашим. Кондак мученику младенцу Гавриилу Белостокскому, глас 6

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-05-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВРАЧЕВАНИЯ ЧИНЫ церковные священнодействия и чинопоследования, содержанием к-рых являются обращенные к Богу прошения об исцелении больного от физических или душевных заболеваний, а также о прощении его грехов, к-рые могли послужить их причиной. Церковь, отдавая должное медицинской науке (ср.: 1 Тим 5. 23; Кол 4. 14; в совр. серб. Требнике имеется чин благословения на хирургическую операцию), основным и наиболее действенным всегда признавала благодатное врачевание, происходящее по молитве и помогающее одолеть даже те болезни, к-рые совр. медицина считает неизлечимыми. Чудесные исцеления, совершавшиеся Господом или Его святыми, известны во множестве, но кроме особых случаев таких исцелений Церковь знает и специальные чины, посвященные молитве об исцелении больных,- В. ч. В раннем христианстве Исцеление расслабленного. Роспись юго-зап. свода Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563–1564 гг. Исцеление расслабленного. Роспись юго-зап. свода Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле. 1563–1564 гг. По свидетельству евангелистов, Сам Господь еще во время земной жизни посылал апостолов совершать исцеления (Мк 6. 6-13; Мф 9. 35-10. 11; Лк 9. 1-6). Отправленные Им 70 учеников (Лк 10. 1, 9), вернувшись, подтвердили силу Его имени (Лк 17-20; ср.: Мк 9. 38; Деян 19. 13-19; использование имени Христа в более позднее время зафиксировано и вне христ. среды, в греч. магических папирусах). В Мк 6. 13 отмечается употребление для совершения чудесных исцелений елея, к-рый в средиземноморской культуре являлся одним из распространенных медицинских средств ( Cels. De med. 2. 14. 4; Seneca. Ep. 53. 5; Plin. Sen. Natur. hist. 15. 4; 23. 39; Philo. Somn. 2. 58; Ios. Flav. Antiq. 17. 172; De bell. 1. 657). Апостолы продолжили служение после Крестной смерти и Воскресения Иисуса Христа (Деян 5. 16; 8. 7; 9. 34), совершая исцеления во имя Его (Деян 3. 16). Эти исцеления происходили по вере (Деян 3. 1-10; 14. 8-10), через молитву и возложение рук (Деян 28. 7-8). В Деяниях святых Апостолов сообщается, что исцеляли даже тень ап. Петра (Деян 5. 15) и одежды ап. Павла (Деян 19. 12). Ап. Павел говорит и об особых личных дарах исцелений (χαρσματα αμτων) (1 Кор 12. 9, 28, 30; ср.: Iust. Martyr. Dial. 39).

http://pravenc.ru/text/врачевания.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Матфей. Икона. XIV в. (мон-рь Хиландар, Афон) Ап. от 12, согласно христ. традиции, автор Евангелия от Матфея, вошедшего в состав канона НЗ (пам. 16 нояб., 30 июня; пам. зап. 21 сент.). В агиографической традиции отождествляется с Левием из Мк 2. 14 и Лк 5. 27. Евангелие от Матфея Текстология Самый ранний текст Евангелия от Матфея представлен 13 греч. папирусами, к-рые датируются в основном III-IV вв. и содержат лишь небольшие фрагменты: 1 (Мф 1. 1-9, 12, 14-20), 35 (возможно, V в.) (Мф 25. 12-15, 20-23), 37 (Мф 26. 19-52), P45 (Мф 20. 24-32; 21. 13-19; 25. 41 - 26. 39), 53 (Мф 26. 29-40), 64+67 (вероятно, древнейший, кон. II в.) (Мф 3. 9, 15; 5. 20-22, 25-28; 26. 7-8, 10, 14-15, 22-23, 31-33), 70 (Мф 2. 13-16; 2. 22 - 3. 1; 11. 26-27; 12. 4-5; 24. 3-6, 12-15), 77 (Мф 23. 30-39), 101 (Мф 3. 10-12; 3. 16 - 4. 3), 102 (Мф 4. 11-12, 22-23), 103 (Мф 13. 55-56; 14. 3-5), 104 (также возможна датировка II в., см.: Orsini P., Clarysse W. Early NT Manuscripts and Their Dates: A Critique of Theological Palaeography//EThL. 2012. Vol. 88. N 4. P. 443-474) (Мф 21. 34-37, 43, 45), 110 (Мф 10. 13-15, 25-27). Известен фрагмент унциального пергаменного кодекса (0171), к-рый датируется III в. (возможно, древнее) и содержит Мф 10. 17-23, 25-32 (см. изд. и комментарии: Min Kyoung Shik. Die früheste Überlieferung des Matthäusevangeliums (bis 3./4. Jh.): Edition und Untersuchung. B.; N. Y., 2005). Поскольку, за исключением 1, 35, 64+67 и 104, в большинстве случаев имело место т. н. свободное копирование, в тексте Евангелия от Матфея в этих памятниках встречается множество ошибок, сокращений и др. изменений, привнесенных переписчиками, что существенно ограничивает использование папирусов для реконструкции первоначального текста. Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v) Иисус Христос благословляет ап. Матфея. Миниатюра из Евангелия. 1346 г. (Sinait. gr. 152. Fol. 16v)

http://pravenc.ru/text/2562632.html

[Греч. Κυρσο; лат. Kursi; евр.    ], место на вост. побережье Тивериадского оз. (Галилейского м.; в 5 км к северу от кибуца Эйн-Гев, Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах (Мф 8. 28-34; Мк 5-20; Лк 8. 26-39). Как Гергеса, земля Гадаринская или Гергесинская, эта местность упоминается у Оригена в Толкованиях на Евангелие от Иоанна (сер. III в.; Orig. Comm. ad Joh. VI 24//PG. 14. Col. 270-272), у еп. Евсевия Кесарийского в «Ономастиконе» (нач. IV в.; Euseb. Onomast. S. 64), у свт. Епифания Кипрского в «Панарионе» (кон. IV в.; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66//PG. 42. Col. 84) и у Прокопия Газского (нач. VI в.; Procop. Gaz. Commentarii in Genesim. 15//PG. 87a. Col. 349). Прокопий Газский, вероятно, мог видеть выстроенный новый монастырский комплекс К., но лично его не посещал. В Вавилонском Талмуде упоминается, что в К. был построен языческий «храм Нево» (Авода Зара. 11b). В Иерусалимском Талмуде сохранилась история о некоем Гамлиеле Кунтехе, к-рый умер и был похоронен в К., но позднее погребение было перенесено в его родной город (Моэд Катан. 82c; Tzaferis. 1983. P. 46). В Мишне неоднократно упоминается танна Иаков, иногда именуемый как Иаков бен Куршай или Иаков Коршит ( Tzaferis. 1983. P. 46). К. как христ. паломнический центр (Хорсия) отмечен в Житии св. Саввы Освященного Кирилла Скифопольского (сер. VI в.). В визант. эпоху в К. существовал мон-рь, в центре к-рого находилась базилика. В ее юж. пастофории (баптистерии) сохранилась греч. ктиторская надпись о том, что напольная мозаика храма была сделана игум. пресв. Стефаном в дек. 4-го индикта, во времена правления царя Маврикия, 1-го консула (В. Дзаферис датирует надпись между 582 и 587 - Ibid. P. 28). Храм, вероятно, был возведен несколько раньше. Также существовали 2 надписи в часовне юж. галереи; от них остались лишь отдельные буквы. Храм представлял собой базилику с прямоугольной алтарной частью и 2 пастофориями; его посвящение неизвестно. В описании путешествия паломника св. Виллибальда на Св. землю (723-727) также есть сведения о христ. церкви, уже полуразрушенной в тот момент ( Wright T., ed. Early Travels in Palestine. N. Y., 1969. P. 16-17). В X в. о К. писал Евтихий Александрийский, к-рый также застал здесь лишь разрушенные постройки, опустевшие после нашествий персов и арабов.

http://pravenc.ru/text/2462309.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010