Порядок служб в этом Типиконе представляет собой смесь послеиконоборческой к-польской и древней иерусалимской традиций; гимнографические тексты, приведенные в Типиконе полностью,- это в основном те песнопения, к-рые известны по рукописям Триоди и памятникам визант. монашеского богослужения с IX-X вв. и к-рые используются в правосл. Церкви вплоть до наст. времени. Согласно Святогробскому Типикону, в В. п. должны совершаться те же самые 3 службы, что упомянуты и в памятниках древней иерусалимской традиции: 1) бдение («Чин с Богом и последование Св. Страстей Господа Нашего Иисуса Христа»), представляющее собой шествие с остановками на св. местах; 2) служба чтений («С Богом последование часов и тропарей»); 3) вечерня; литургии в В. п. нет ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 2. Σ. 116-161). Бдение в ночь с Великого четверга на В. п. включено в структуру утрени и начинается в Сионской ц. сразу по окончании чтения после литургии и чина умовения ног. После шестопсалмия и мирной ектении поется «Аллилуия» с тропарем Великого четверга и читается 1-е Евангелие (Ин 13. 31-18. 1), вслед за к-рым все отправляются на Елеонскую гору (во время шествия поются первые 3 антифона - циклы тропарей с припевами из псалмов). Там читается 2-е Евангелие (Ин 18. 1-28), и шествие отправляется на гору Св. Поклонения (место Гефсиманского борения Христа; во время шествия поются след. 3 антифона, а также седален). На горе читается 3-е Евангелие (Мф 26. 57-75), и все переходят в Гефсиманию (поются псалом, 3 антифона, седальны) и читают 4-е Евангелие (Ин 18. 28-19. 16). Из Гефсимании шествие отправляется (поются псалом, 3 антифона, седален) на место раскаяния ап. Петра, где читается 5-е Евангелие (Мф 27. 3-32), а оттуда - в храм Св. Софии (поются псалом, последние 3 антифона, седален), где читают 6-е Евангелие (Мк 14. 53-15. 32). Во время шествия в главный храм поют псалом, блаженны (с тропарями) и кондак; в храме читают 7-е Евангелие (Мф 27. 33-54). Оставшаяся часть службы - стихиры, прокимен и «Всякое дыхание» , 8-е Евангелие (Лк 23.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Он действует не по принуждению, не по необходимости; он может повиноваться и не повиноваться внушениям благодати, содействовать и противодействовать; он не всегда исполняет волю Божию; иногда не делает того, что Бог повелевает ему сделать. Одним словом, он может следовать и не следовать движению благодати, делать и не делать добро. «Бог, – говорит Св. Златоуст , – призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми; если же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает» (Св. Иоанн Златоуст . Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 80:3). В св. писании предлагаются людям, как свободным и самостоятельным существам, внушения и убеждения следовать и повиноваться внушению благодати ( Откр.3:20 ; Иак.4:7 ; Евр.3:7 и след.; Ис.55:6 ), не ожесточать сердца при гласе благодати ( Евр.3:7, 4:7 ), сделать себе сердце новое, как Господь делает новое ( Иез. 11:19–20 ), приближаться к Богу, как Он приближается к нам ( Иак.4:8 ), обратиться к Нему, как Он обращается к нам ( Иер.31:18–19 ; Мф.3:2 ; Мк.1:15 ), направлять наше сердце к заповедям Господним ( Ис.55:3 ), содействовать благодати ( 2Кор.6:1 ; Еф.6:10–18 ) и заботиться об умножении ее ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). Человеку делаются обличения, когда он противится благодати ( Деян.7:51 ; Ис.5:4, 65:2, 66:4 ). Благодать Божия, не стесняющая свободы человека до его обращения, оставляет его свободу неприкосновенной и тогда, когда он преисполнен благодати и достиг совершенства духовного. «Природа человеческая такова, – говорит Макарий Великий , – что хотя бы кто находился в бездне зла и работал греху, может обратиться к добру; равно прилепившийся к Духу Святому и преисполненный дарами имеет возможность обратиться к злу. Посему как погрязший во зле и делающий себя сосудом диавола не привязан к злу какой-либо необходимостью, но имеет свободу быть сосудом избрания и жизни: так упоенные Божеством, хотя исполнены и соединены с Духом Святым, но не удерживаются какой-либо необходимостью и имеют свободу возвратиться и делать то, что хотят в веке сем» (Преподобный Макарий Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Важность этого свидетельства открывается из важности самого вопроса со стороны синедриона Иоанну, из значения самого лица Иоаннова, о котором весь народ думал: не Христос ли он ( Лк.3:15 ), и сами первосвященники и старейшины признавали его пророком ( Мф.21:23–26 ); наконец, из указаний на него Самого Христа, как на свидетельство об истине ( Ин.5:33 ) и как на единственное, которое было доступно его современникам. По свидетельству Иоанна, грядущий Мессия, в противоположность самому Иоанну, должен будет крестить верующих Духом Святым и огнём. Это крещение Христово не есть только сообщение даров Духа Святого в большей или меньшей степени, а есть полное, всеобъемлющее, обильное и в высшей степени животворное излияние Божественного Духа, которое по Апостолу, омывает, освящает и оправдывает верующих ( 1Кор.6:11 ), и, проникая в самое существо человека, возрождает его, делает новою тварью, даёт пакибытие ( Тит.3:5,6 ), или же делает людей – чад гнева – чадами Божиими, причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ). Вместе с тем, по самому свойству Духа Бога, Который есть огнь потребляяй ( Втор.4:24 ; Евр.12:29 ), крещение Христово будет огненное, потребляющее и очищающее всякую скверну, согревающее и возжигающее в душе пламенную ревность к жизни святой и Богоугодной, и, наконец, крещение, очень часто сопровождающееся тяжёлыми страданиями, испытаниями и всякого рода несчастьями ( Мф.20:22,23 ; Лк.12:49,50 и след.). Святой Иоанн Златоустый (беседа на Мф.11:5 ) и другие святые отцы в этом указании Предтечи на крещение Духом Святым и огнём видят пророчество о двух действиях Христа – Искуплении, когда Он сообщит верующим Духа Святого, и всеобщем Суде, когда Он подвергнет грешников огню неугасающему. Крещение Господне (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22; Ин.1:29–34) Своё свидетельство о Мессии Иоанн запечатлел крещением Его. О Нём он проповедовал и через Него получил освящение своему служению. Когда к Иоанну приходили принять крещение из Иерусалима, всей Иудеи и со всей окрестности Иорданской, тогда явился к нему на Иордан и Иисус из Назарета Галилейского и требовал от него крещения. Иоанн удерживал Его, считая себя недостойным крестить Его, хотя и не знал ещё, что Он есть Мессия, а только судил о Нём по Его безупречной жизни – может быть, по рассказам о Нём своей матери, по слухам – наконец – о Его возрастании и о преуспеянии во всякой мудрости и любви у Бога и людей ( Лк.2:52 ), что, конечно, делало излишним для Него крещение Иоанна, назначенное для покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Паремии читали диаконы; в конце каждой из них - ектения и молитва; одна из рукописей предваряет паремии прокимнами, к-рые взяты последовательно из псалмов с 9-го (перед 1-й паремией) по 20-й (перед 12-й паремией). В отличие от арм. перевода Лекционария груз. перевод не сообщает к.-л. деталей о пении библейских песней в составе паремий. По завершении паремий и последней ектении с молитвой в церковь входили новокрещеные с пением «Елицы во Христа крестистеся» (Гал 3. 27) и начиналась Божественная литургия апостола Иакова . Тропарь в начале литургии: «Христос воскресе из мертвых...»; литургийные чтения: прокимен из Пс 64, Апостол - 1 Кор 15. 1-11, аллилуиарий со стихом Пс 101. 14 (или 147. 2), Евангелие - Мф 28. 1-20 (т. о., по сравнению с данными из арм. перевода Лекционария чтения не изменились, не считая стиха аллилуиария); тропарь после Евангелия (груз. келтабанисай - «на умовение рук»): «Ангел, Воскресение нам возвестивший...» (в Иадгари упом. еще и альтернативный тропарь); в качестве херувимской - пение «Аллилуия» (либо со стихом Пс 23. 7, либо без него; Р. Тафт интерпретирует упом. этого стиха как след раннехрист. традиции использовать Пс 23 с припевом «Аллилуия» в качестве входного антифона: Taft. Great Entrance. P. 99-100); во время или после причащения: «Воскресый из мертвых...» (либо иные тропари). Краткая литургия на Гробе Господнем сразу по завершении бдения в главном храме в груз. переводе Лекционария уже не упоминается; чтение из гл. 20 Евангелия от Иоанна, к-рое предназначалось для этой литургии, перенесено на «утреню» П. (для к-рой кроме Евангелия указаны только стихи псалмов до чтения и 2 гимна - после). Между бдением и утреней - чтение «по книге»: вероятно, после бдения прочитывалась к.-л. из святоотеческих пасхальных проповедей, затем пели псалмы, читали Ин 20. 1-18 и в конце службы пели гимны. В день П., к-рый в древнегруз. источниках преимущественно обозначается как день «полноты», т. е. «полнолуния», или «исполнения» (/ - аговсеба/агвсеба), либо как «праздник» (/ - затии/задии, то же слово доныне используется в арм. языке), с утра совершалась Божественная литургия (по чину ап. Иакова) в главном храме города. Тропарь в начале литургии: «Единородный Сыне» ; литургийные чтения: прокимен из Пс 117, паремии Ос 5. 13 - 6. 3 и Соф 3. 6-13, Апостол Деян 1. 1-8, аллилуиарий со стихом Пс 67. 2 (одна из рукописей указывает целую серию стихов аллилуиария: Пс 101. 14, 20-22, 112. 1, 67. 2); Евангелие - Мк 16. 1-8; тропарь после Евангелия: «Животворящий Крест...» (также упоминаются альтернативные тропари, один из к-рых использован в качестве 4-й стихиры на хвалитех в составе воскресной службы 7-го гласа, согласно печатному Октоиху); в качестве херувимской - вновь «Аллилуия», как на бдении (со стихом «Возьмите врата...» либо со вступлением: «Кто Бог велий?»); во время причащения одна из рукописей Лекционария предписывает петь те же строфы, что на бдении, дополняя их еще и строфами после причащения.

http://pravenc.ru/text/Пасху.html

И посмотрите, как точно и верно всё это над Христом Иисусом в своё время сбылось и оправдалось? Даже самые слова богохульные, влагаемые здесь в уста богохульников, произнесены были, по свидетельству Евангелистов, буквально, жестокосердыми Иудеями ко Христу распятому. Вот как описывают случившееся тогда евангелисты Матфей и Марк: мимоходящии же, говорят они, хуляху Его, покивающе главами своими, и глаголюще: аще Сын еси Божий, сниди со креста; иныя спасе, Себе ли не может спасти? упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему, рече бо, яко Божий есмь Сын ( Мф.27:39–43 ; Мк.15:29–32 ), между тем, как рассматриваемый нами псалом написан был слишком за две тысячи лет. Подивитесь же после сего прозорливости, ясновидению и глубокой основательности взора пророческого не только в общем объёме предмета, но и в отдельных частях его, до малейших подробностей. Пророк, от лица Христова возносящий к Богу Отцу псалмопесненную молитву сию, за такое огромное число лет умел предузнать и предсказать даже и то, что и как будут говорить нечестивые хульники, издевающиеся, над распятым Христом Господом, и, что замечательно также, говорил об этом не как о будущем, но как о прошедшем и как бы пред его глазами совершившемся. Не сказал: поругаютмися, возглаголют устнами и проч., а сказал: поругашамися, глаголаша устнами, покиваша главою, и проч. Дальнейшее рассмотрение псалма сего ещё больше покажет нам удивительных сего рода особенностей; так верно и несомненно, что не своею силою, или волею, или домыслом, но от Святаго Духа просвещаеми, глаголаша святии Божии человецы, каковы были наши пророки ( 2Пет.1:21 ). Яко Ты еси исторгий Мя из чрева, упование мое от сосцу матере моея: к Тебе привержен есмь от ложесн, от чрева матере моея Бог Мой еси Ты. Да не отступиши от Мене, яко скорбь близ, яко несть помогаяй Ми ( Пс.21:10–12 ). Предыдущие слова были вносные от лица хулителей Христа распятого, а теперь снова начинает говорить Сам Христос Богочеловек, умоляя Отца Своего Небесного принять Его прошение и не лишать Его Своей помощи, и в убеждение к тому представляя четыре главные причины: 1) что Ты, Господи, извёл Меня из чрева матере моея, след.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

В день Обрезания Господня совершается память св. Василию Великому ; потому в этот день совершается литургия св. Василия Великого. На утрени – величание 881 , полиелей, Евангелие, припевы на 9-й песни положены св. Василию Великому . Но отпуст всех служб особый – Обрезанию. Если день Обрезания случится в Неделю (воскресение), то со службой Обрезания и св. Василия Вел. поется и воскресная служба. И отпуст, обыкновенно, произносится воскресный, а не Обрезания, подобно тому, как тогда, вместо припевов Обрезания и св. Василию, поется «Честнейшая». Песнопения воскресные предшествуют другим (Тип.). Катавасия на утрени: «Глубины открыл есть дно» поется с 1-го января до отдания Богоявления – 14 января (Тип., гл. 19). 1-го января у нас (с 1700 года) празднуется начало нового года. В России начинали год сперва с 1-го дня марта, так как в это время «началобытный свет сей видимый сотворен» (След. Псалт.); потом – с 1-го сентября, так как тогда начало индикта, сиречь нового лета. Счет годов и начало их от индикта 882 , состоящего из 15-ти лет, принят вообще христианской Церковью со времени избавления ее от гонений, со времени победы св. Константина Великого над Максентием, бывшей в 312 году. С января ведут счет годы от Рождества Христа Спасителя: 1-го января даровано Богомладенцу имя Иисус – Спаситель. 1-го января, после литургии, бывает, на Новый год, молебен с коленопреклонением. 6-го января – великий праздник святого Богоявления, или Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Господь, на 30-м году Своей жизни, пред вступлением в дело служения человеческому роду, пришел на реку Иордан и потребовал от Иоанна, чтобы тот крестил Его. Предтеча Христов, узнавши, по откровению Божию, Господа, считал себя недостойным крестить Его. Но, услышав от Господа, что Ему нужно исполнить всякую правду, крестил Его. Когда Иисус Христос вышел из воды и молился ( Лк.3:21 ), отверзлись небеса, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него; и слышен был глас Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Мф.3:13, 17 . Мк.1:9–11 . Лук.3:21–23 и Ин.1:33–34 ). Праздник Крещения Господа называется Богоявлением потому, что при крещении Господа явилась божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне; Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца; Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Это св. Церковь выражает в песнопении: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, тройческое явися поклонение». В древности в навечерие Богоявления были крещаемы оглашенные. И так как крещение, по своим спасительным действиям, есть просвещение, то и праздник Крещения именуется праздником Просвещения (например: Неделя по Просвещении).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но не удивляйся этому: слушатели были еще слабы, и речь его была применительна к ним, по снисхождению к немощи слушателей» (Феофилакт). Узы были похвалой Павла ( Еф.3:1; 4:1 ); ( Флп.2:17 ), но, конечно, он не желал, чтобы все христиане были в узах всегда (у преосвящ. Михаила). По благодати Божией мы носим бесценное имя христиан, но к сожалению это же вмале, которое воспрепятствовало Агриппе быть христианином, препятствует и нам идти путем спасительной веры» (см. «Воскресное Чтение», 1836 г. ч. 2, стр. 101 и след.). 563 Прервалось заседание потому, что Агриппа не мог более выносить того, что производил в его душе Апостол. Царь встал, за ним встали другие и начали вслух делиться своими мыслями о виновности Павла, причем все единогласно говорили, что в нем нет ничего достойного не только смерти, но и уз. Агриппа же добавил, что его можно было бы и отпустить, если бы он не требовал суда кесаря. Посему и решено было послать Павла к кесарю. «Теперь Павел отправляется (в Рим) славнее, нежели если бы был свободен от уз. Ибо после того, как столько судей признали его невинным, он отправляется уже не как обвиняемый в возмущении и нечестии. Таким образом, раскрыв все, где он родился и как воспитан, он отправляется в Рим не просто, но уже чистым от всякого подозрения. Это случилось по смотрению (Божию), и не только это, но и то, что он отправился в узах. Посему он и сказал: «даже до уз, яко злодей» ( 2Тим.2:9 ). Если Господь его со беззаконными вменился ( Мк.15:28 ), то тем более мог он; и как Господь оттого не сделался причастным их бесчестию, так и он; ибо то и достославно, чтобы, считаясь в числе их, не потерпеть от них никакого вреда» (Златоуст). 564 Описание путешествия из Кесарии в Рим сделано со всею полнотой. Видимо, оно произвело сильное впечатление на описателя его, бывшего в числе немногих спутников Павла. Кроме двух добровольных спутников, были еще невольные узники, виновные в разных преступлениях. Всеми узниками заведывал сотник императорского полка, по имени Юлий, который, вероятно, был в командировке и теперь должен был возвратиться в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

а) праведный и благочестивый Симеон чаял явления утехи Израилевой, получив откровение свыше, что он не увидит смерти до явления Спасителя мира. Бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти прежде даже не видит Христа Господня ( Лк.2:26 ). Ожидали сего во Иерусалим и другие сыны и дщери Израиля: Евангелист Лука повествует, что когда праведный Симеон благословил Бога, приняв на руки свои Богомладенца Иисуса, – Анна Пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от Храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, – в той час приставши, исповедашеся Господеви, и глаголаше о Нем всем чающим избавления во Иерусалиме ( Лк.2:38 ). б) Далее, когда Иисус Христос вступил уже в общественное служение спасению рода человеческого, a Иоанн Креститель проповедовал покаяние и приготовлял к принятию спасения чрез веру во Иисуса Христа, – иудее, приходившие к Иоанну, также показывали своё ожидание обетованного Мессии: ибо думали видеть в Иоанне обетованного Христа ( Ин.1:19 , след. Лк.13:15 ). в) То же показывают слова жены Самарянской, которая говорила Спасителю: вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос: егда Той приидет, возвестит пам вся ( Ин.4:25 ). г) Необыкновенное стечение народа к Иисусу Христу, для слушания проповеди, также показывает, что народ предрасположен был к сему, равно как во время входа Иисуса Христа во Иерусалим многочисленный народ встречал Его с радостными восторгами, как обетованного и давно ожиданного Царя, Потомка Давида, и Наследника его царственного престола, как повествуют о сем Евангелисты. Народи же предходящии Ему и вследствующии зваху, глаголюще: Осанна Сыну Давидову: благословен грядый во имя Господне: Осанна в вышних ( Мф.21:9 ). Благословено грядущее царство, во имя Господа отца нашего Давида (Мк.11:10). Даже и вне избранного народа Божия, пред пришествием Спасителя в мир, распространилось ожидание необыкновенного переворота к лучшему. Так Виргилий, за сорок лет до рождества Христова, изображает наступление нового порядка земных вещей, или возвращение золотого века 317 ; Светоний 318 и Тацит 319 рассказывают, что, около пришествия Иисуса Христа в мир, по всему Востоку распространилось мнение, будто в это время, по определению судеб, возвысится Восток, и люди, вышедшие из Иудеи, завладеют светом, – хотя сии историки, как язычники, блуждавшие во мраке суеврий, сего предания и не относили к Иисусу Христу, истинному Царю благодатного царства, чрез Апостолов и других проповедников из Иерусалима распространившегося по всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. еретическое учение, приняли только те, которые земная мудрствовали, а не небесная, и которые работали чреву и плоти, a не Богу; а Церковь Христова осталась невредима, хотя диавол многих прельстил и отторгнул от Христовой Церкви, и потопил в разных ересях и расколах. Сии слуги диаволи и предтечи антихристовы, еретики и раскольники, много делали в Церкви Христовой смущения, и многих прельщали и от Церкви Христовой отторгали, и доныне еще прельщают и отторгают. О сих ложных христианах и о антихристах, еретиках и раскольниках, предъявил нам Сам Предвечное Слово, Господь наш Иисус Христос, и велел нам быть осторожными, блюстись и остерегаться их прелести. Он сказал: внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы ( Мф.7:15 ). И паки: Блюдитеся, да никто вас прельстит. Мнози бо приидут во имя Мое, глаголюще: яко Аз есмь: и многи прельстят ( Мк.13:5 . Мф.24:5 . Лк.21:8 ). Такожде вопиет и сын громов, святой Апостол Иоанн Богослов: Дети, последняя година есть: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози Быша: от сего разумеваем, яко последний час есть. От нас изыдоша, но не беша от нас: аще бы от нас были, пребыли убо Быша с нами: но да явятся, яко не суть ecu от нас ( 1Ин.2:18–19 ). Такожде и святой Апостол Павел, препоручая паству свою епископам, и пророчествуя повелевает им быть осторожными: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею. Аз бо вем cue, яко no отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: и от вас самех востанут мужие глаголющии развращения, еже отторгати ученики в след себе ( Деян.20:28–30 ). Такожде и святой верховный Апостол Петр глаголет: Быша же и лживии пророцы в людех, якоже и в вас будут лживии учители, иже внесут ереси погибели, и искупльшаго их Владыки отметающеся, приводяще себе скору погибель: и мнози последствуют их нечистотам, ихже ради путь истинный похулится. И в преумножении льстивых словес вас уловят: ихже суд искони не коснит, и погибель их не дремлет ( 2Пет.2:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Но и такого предположения нет необходимости делать. По всем ветхозаветным обетованиям и пророчествам обещанный Богом Спаситель мира, Мессия, есть Сын человеческий. В первом обетовании, данном еще в раю нашим прародителям, Он называется семенем жены ( Быт.3:15 ); в дальнейших обетованиях Он есть семя Авраама, Исаака и Иакова, с прибавлением, что в нем и чрез него получат благословение все народы земли ( Быт.12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14 ); – затем, как семя или, точнее, – потомок Иуды ( Быт.49:10 ) и, наконец, Он прямо называется сыном Давида ( 1Пар.17:11–14 ). He воспроизводя всех этих обетований и пророчеств, сошлемся на родословия И. Христа в Евангелиях Матфея и Луки, из которых в первом по нисходящей линии И. Христос называется сыном Давида, сыном Авраама – ( Мф.1:1 ), а во втором, по восходящей, род Его доводится даже до Адама. Нужно ли после этого доискиваться, откуда Господь заимствовал Свое любимое имя – Сын человеческий. Оно не было заимствовано Им, но вылилось из самой глубины души Его, как Его собственное имя, всегда принадлежащее Ему по человечеству Его, 227 подобно тому, как имя Сына Божия вечно принадлежит Ему по Божеству Его. Как истинный человек, будучи плоть от плоти нашей и кость от костей наших, Господь преимущественно называл Себя Сыном человеческим для того, чтобы показать Свою великую любовь к нам и Свое неразрывное единение с нами. Таково собственно понимание и отцов церкви. По разумению их, Иисус Христос указал этим именем, с одной стороны, на Свое воплощение и человечество, а с другой – на Свои страдания и смерть за грехи людей. 228 По мнению новейшей отрицательной критики, повествование евангелиста Иоанна о призвании первых учеников стоит в прямом противоречии с повествованием первых трех евангелистов о призвании апостолов ( Мф.4:18 и след. Мк.1:16 и сл. Лк.5:1 и сл.). По Бауру, 229 писатель четвертого Евангелия искусно будто бы воспользовался готовым повествованием синоптиков о призвании первых учеников к апостольству, и то, что они передают исторически, он все это идеализировал и представил как первый момент обнаружившейся славы (δοξα) божественной природы в Иисусе Христе, как Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010