Смысл слов пророчественных такой: «И будет в последние дни, то есть в пришествие обетованного Спасителя, – говорит Бог, – излию Духа Моего на всех людей, без различия состояния, пола и возраста, и будут разуметь тайны спасения (дотоле непонятные) сыны и дщери ваши, юноши и старцы. Ибо на верующих в Меня излию тогда Духа Моего, и будут пророчествовать, разуметь и объяснять другим истины спасения» – Слово «пророчествовать» означает не только предсказывать будущее, но вообще – разуметь тайны Божии, необходимые для спасения, которые со времени сошествия Святого Духа, при помощи благодати Его, соделались удобопостижимыми и открытыми для верующих во Иисуса Христа. Следующие за тем стихи: 19–21. и дам чудеса на небеси горе.... и всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется.... относятся непосредственно к обстоятельствам разрушения Иерусалима, как страшного свидетельства истины евангельского учения, отвергнутого иудеями, и посредством сего события, как прообразования будущего суда, к обстоятельствам скончания сего мира. в) Особенно ясно и поразительно доказывают и истину и божественное величие сего события – действие Святого Духа на Апостолов, их чудеса, и чрезвычайные дары Святого Духа в первенствующей Церкви. 3. Действие Святого Духа па Апостолов Чтобы яснее видеть Божественное всемогущество Святого Духа в Его благотворном, чудесном действии на Св. Апостолов, покажем: 1) чем они были прежде сошествия на них Святого Духа, и 2) чем стали после сего. 1 . Хотя Спаситель учеников Своих, избранных в Апостолы, различным образом приготовлял на служение евангельской проповеди; учил их не только вместе с народом, но и особо ( Мф.10:27, 13:18, 18:1 и след.; Деян.1:3 ), в различных случаях давал им наставления и изъяснения на Своё учение ( Мф.13:36–37, 15:15 и след.; Мк.10:10 и след.), и сообщал им некоторые дары чудотворений ( Мф.10:1, 8 ): но при всём этом будущие столпы новоустрояемой Церкви Христовой ещё мало были готовы к своему Апостольскому служению. Они ещё не были свободны от влияния общих мнений и приверженности к выгодам житейским, как напр., сыны Зеведеевы ( Мк.10:35–37 ); не понимали иногда учения Иисуса Христа ( Лк.24:25–26 ; Ин.16:12 ), или даже прекословили Ему ( Мф.16:23 ); среди опасностей показывали себя малодушными, и оставили своего Учителя предаваемого в руки злодеев ( Мф.26:56 ); по смерти Господа, собираясь вместе в доме, заключались страха ради иудейска ( Ин.20:19 ); и даже по воскресению Господа, когда снова были наставляемы от Него в истинах спасения, всё ещё не понимали тайн Божия домостроительства, и не были совершенно свободны от ошибочных мнений своих соотечественников ( Деян.1:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Услышав о проповеди и чудесах Иисуса, он тревожно говорил: это воскрес из мертвых Креститель. Страстный до чудесного, он хотел видеть Иисуса и для того, чтобы быть очевидцем чудес Его ( Лк.9:7–9 ). Понятно, что с таким пустым человеком Господь Иисус не хотел иметь никакого дела. И вот Он как для того, чтобы ученики Его могли отдохнуть в уединенном месте, так и для того, чтобы не встретиться как-нибудь с бездушным Иродом и его слугами, удаляется за озеро галилейское ( Мк.6:14–16, 31 ; Мф.2:13 ). Славянский перевод: иде на он пол моря Галилеи Тивериадска, столько же неверен и темен, сколько не верен и русский: «пошел на ту сторону моря Галилейского в окрестности Тивериады». Иисус был пред тем в Назарете и его окрестностях ( Мф.13:54 ; Мк.6:5–6 ). Тивериада от Назарета в 4½ часах пути на северо-востоке и в 3 часах от Капернаума на юг. – Все эти места были на западной стороне Галилейского озера. Поскольку же Тивериада лежала на западном берегу озера Галилейского (Plinius hist. 5, 15), по переправе через озеро на восточный берег Иисус вовсе не мог быть «в окрестности» Тивериады. Славянский перевод следовал мысли Зигабена: «на ту сторону озера Галилейского или Тивериадского». Только в подлинном тексте нет: ητοι или. Держась строго текста, переводят так: «пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, насупротив Тивериады». По словам св. Луки, Иисус удаляется в пустынное место, что близ Вифсаиды ( Лк.9:10 ). Иоанн указывает в этой пустыне гору, где отдыхали ученики и Спаситель ( Ин.6:3 ). Вифсаида восточной стороны Галилейского озера иначе назывались Юлиадою. О ней знают не только Иос. Флавий (de bello iud. 3, 10. 7), но и Плиний (hist nat. 5, 15). Находясь в нижней Гавлаопитиде, она принадлежала к тетрархии Филипповой (Флавий de bello 2, 9. 1. antigv. 18, 2. 1) и след. была не во власти Ирода Агриппы, жалкого убийцы Предтечева. И по нем идяше народ мног. По словам св. Марка ( Мк.6:33 ), «пешие из всех городов бежали туда и пришли прежде их». Иисус с учениками переправился на восточный берег в лодке ( Мф.14:13 ), а народ сухим путем обошел озеро и однако прибежали на место прежде Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вы часто имели подвиг с пресильными врагами: но они ниспровержены, и, хотя были вы неравносильны, как числом, так и оружием, но Бог ниспосылал вам счастливые победы». Все дело заключается в том, чтоб не сомневаться, «что Бог силен есть покорить всех нечестивых, поскольку ничто Ему противиться не может " 299 . Независимо от сего, истребление и рассеяние иудеев, в самом начале основания Церкви Христовой, было и совершенно необходимо, для того, чтобы квас фарисейский и саддукейский не препятствовал распространению ее (сравн. Мф. 16:6 и след.; Мк. 8:15 и след.). И, чтобы не оставалось никакого сомнения даже для самих, имеющих погибнуть, иудеев, что взятие Иерусалима будет не делом случайности, а делом Божиим, имеющим совершиться ради пользы Церкви Христовой, оно будет сопровождаемо страшным землетрясением: и станут ноги Его (Божии) в тот день на горе Масличной, которая подле Иерусалима, на восточной стороне 300 ; и рассядется гора Масличная пополам; от востока к морю будет долина весьма большая, и половина горы отойдет к северу, и половина ее к югу. И побежите на долину, что между гор Моих 301 : ибо долина между гор будет простираться до Ацала 302 ; и побежите так, как бежали вы от землетрясения, во дни Озии, царя Иудина (сравн. Ам. 1:1 ); и придет Иегова, Бог мой, все святые с Тобою ( Зах. 14:4–5 ). Бедствие, след., будет так велико, что иудеи будут искать себе спасения там, откуда бы в другое время бежали, как от места погибели, – именно, в расселине горы, образовавшейся от землетрясения 303 . Но святые, приобретенные Богу кровавой жертвой Искупителя, и в это время, по-видимому, всеобщей гибели, будут спасены. И проявится, таким образом, тогда во всей своей силе, правда Божия, карающая нераскаянных грешников и милующая праведников 304 . «Ибо, если ради Озии, учинившего, как говорит блаж. Феодорит, меньший грех и незаконно посягнувшего на священство, Господь всяческих поколебал землю, то справедливо было испытать большие бедствия, отважившимся на большее злочестие; потому что, увидев, как восколебалась тварь, когда дерзнула вознести Спасителя на крест, не приняли они врачества покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Лист. 2 об. и сл. Ирод, хитрый идумеянин, во всё свое продолжительное управление преследовал одну цель: создать самостоятельное царство на началах чисто языческих. Чтобы силънее влиять на евреев, он хотел связать свое имя с С. IV. p. 56. Le grand Hérode, laissant des souvenirs impérissables, des monuments qui devaient forcer la postérité la plus malveillante il’ associer son nom à celui de Salomon, et néanmoins une oeuvre inachevée, impossible à continuer.... astucieux Jduméen.... son idée d’ un royaume profane d’ —343— 1866 г. Белюстин: Ренан: именем Соломона; для этого великолепно возобновил храм, окружил его новыми постройками, воздвигал и другие громадные здания. Но всё это окончилось с его смертью. Его три сына не получили и тех прав, какими он пользовался: они были уже не больше, как правители и ответственные исполнители римской власти. Israel... Ses trois fils ne furent que des lieutenants des Romains... > Далее, на об. 3-го л. и след., сведения о Капернауме, о Генисаретском озере, о городах и селениях, лежащих окрест сего озера, о происходящих из сих городов и селений учениках и ученицах И. Христа извлечены из разных мест сочинения Ренана, как-то: pag. 133, 139, 141, 149–153. Л. 4 об. примеч. 1. Сведения об устройстве иудейских синагог и о порядке чтения в них закона Моисеева сообщаются у Ренана на стр. 135 и след. – Здесь свящ. Белюстин, выписывая из сочинения Ренана цитаты, допустил немаловажную ошибку; вместо – Деян.13:15 , он написал 18:15. Л. 5. Об отношении Ирода Антипы к И. Христу см. у Ренана на стр. 321 и сл. – Здесь также Белюстин в одной из цитат допустил грубую ошибку; вместо Мк.8:15 , он ставит XVIII гл., каковой главы ни в одном кодексе или издании евангелия от Марка не существует. Л. 6–7. О путешествиях И. Христа в Иерусалим и об отношениях иерусалимлян, и в особенности фарисеев, к Галилеянам см. у Ренана на стр. 205–209. Л. 8. О храме иерусалимском и его значении для народа – у Ренана pag. 211–213. Л. 9. Изгнание из храма иерусалимского торговцев и меновщиков у Ренана pag. 213–214.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Потом, Он передал Свое Божественное право учительства Своим ученикам, двенадцати и семидесяти, которых Сам нарочито избрал к этому великому служению из среды всех Своих слушателей ( Лк. 6:13 , снес. Лк. 10:1 и след.) – передал сперва на время еще во дни Своей земной жизни, когда посылал их проповедовать Евангелие Царствия только «овцам погибшим дому Израилева» ( Мф. 10:5–16 и дал.), а за тем и навсегда, по воскресении Своем, когда, совершив Сам все дело Свое на земле, и отходя на небо, сказал им: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» ( Ин. 20:21 ), «шедше... научите еся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:18 ); и с другом стороны, весьма ясно и с страшными угрозами обязал всех людей и будущих христиан принимать учение апостолов и им повиноваться: «Слушаяй вас, Мене слушает... отметаяйся вас, Мене отметается: отметаяйся же Мене, отметается пославшего Мя» ( Лк. 10:16 . См. также Мф. 10:14, 18:15–19 ; Мк. 16:16 ). в) Наконец, в то же самое время, как передавал Господь Свое Божественное право учительства апостолам, Он выразил желание, чтобы от апостолов непосредственно перешло право это и на их преемников, а от сих последних, переходя из рода в род, сохранялось в мире до скончания мира, ибо Он сказал ученикам Своим: «шедше в мир весь, проповедите евангелие всей твари... шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мк. 16:15 ; Мф. 28:19–20 ). Но эти ученики, без сомнения, не могли жить до скончания века, и если могли проповедовать Евангелие всем языкам, какие только были им современны, то не могли же проповедовать народам последующих веков. Следовательно в лице Своих апостолов Спаситель послал на дело всемирной проповеди, равно как обнадежил Своим присутствием, и всех их будущих преемников: это не простое гадание ума, а положительное учение одного из самих апостолов, который говорит, что Сам Христос дал церкви Своей не только «апостолы, пророки, благовестники», но и «пастыри и учители» ( Еф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На эти времена падает происхождение великого синедриона ( sanhedrin gdolah). Как уже показывает образованное талмудистами, по образцу греческого συνδριον, имя sanhedrin, это учреждение явилось только во времена греческого владычества, хотя раввины производят его от коллегиума семидесяти старейшин, устроенного Моисеем, Чис.11:16 во время странствования по пустыне. 1148 Первый исторический след о нем встречается, кажется, в γερουσα των ’Ιουδαων 2Мак.1:10; 4:44; 11:27 ; 3Мак.1:8 (слич. Иосифа Antiq. 3, 3. 5, 8) при владычестве Селевкидов, а имя το συνδριον в первый раз во времена Антипатра и Ирода у Иосифа (Antiq. XIV, 9, 4). Это, устроенное в Иерусалиме, высшее юридическое и административное присутственное место состояло из обер-священников (αρχιερες, т. е. настоятелей или начальников 24 священнических чред вместе с первосвященником), старейшин (πρεσβτεροι главы колен и семейств) и специалистов в св. Писании книжников (γραμματες. Слич. Мк.15:1 ; Лк.22:66 ; Мф.26:57,59; Деян.5:21; 22:30 ), также фарисеев и саддукеев ( Деян.5:34; 23:6 ). По талмудическим и раввиническим показаниям этот суд состоял из семидесяти членов с президентом (rosch или nasi), обыкновенно только первосвященником, вице-президентом (ab beth din) и слугами суда (πηρται, Ин.18:22 ; Мк.14:65 . Слич. Деян.23:2 ). 1149 Свои заседания синедрион имел в судебной палате во дворе храма; 1150 но в случаях, не терпевших отлагательства, он собирался также в доме первосвященника ( Мф.26:3 ); по Sanhedrin 1,5, он произносил приговоры о судебных делах, которые относились к целому роду, или колену, также к ложным пророкам, произвольной войне; вероятно также насчет государственных преступлений, хотя под римским владычеством у него было отнято право на жизнь и смерть (jus gladii), так что произносимые им смертные приговоры должен был утверждать римский прокуратор. 1151 В религиозных делах его влияние простиралось далеко за границы Иерусалима и Иудеи, даже за пределы Палестины до Сирии ( Деян.9:2 ). Кажется даже, что он продолжал существовать и по разрушении Иерусалима. 1152 Глава вторая. – Феократическое уголовное право

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

И такое правило выполняется им весьма часто. В этом особенно ему помогали еврейские наименования городов и людей, по большей части взятые от какого-либо предмета, или выражающие какое-либо отвлеченное понятие. Напр. по Евангелию Матфея ( Мф.21:1–3 ), Иисус Христос, перед торжественным входом во Иерусалим, пришел в Висфагию к горе Елеонстей, откуда послал двух учеников в ближайшую весь, говоря: абие обрящета осля привязано и жребя с ним, отрешивша приведита Ми. Ориген прежде всего замечает, что, по сказанию Евангелиста Марка ( Мк.11:1 ), Иисус Христос пришел не в Висфагию, а в Вифанию 101 ; по Евангелию же Луки ( Лк.19:29 ) в Висфагию и Вифанию. Оставляя без примирения это разногласие, Ориген прямо приступает к изъяснению духовного смысла указанного места. Для сего он обращает внимание на значение названия помянутых местностей. Вифания, по его словам, в переводе значит: дом повиновения, а Висфагия – дом челюстей (οον σιαγνων). Принимая во внимание место книги Судей ( Суд.15:19 ), где говорится об источнике из челюсти, напоившем жаждущего Самсона, – а может быть и заповедь Спасителя – ударяющему в ланиту (σιαγνα) обращать и другую, Ориген замечает: Висфагию можно считать символом терпения. Итак, говорит он, те, которые имеют быть разрешены, приводятся сперва в дом повиновения и терпения. Под именем двух учеников, посланных отрешить осля и жребя с ним, по Оригену , разумеются Апостолы Петр и Павел. Они друг другу десницы даша общения ( Гал.2:9 ), чтобы одному идти во обрезание, т. е. к подъяремным закону, а другому во языки, как бы юному и не носившему седла жребяти, идти с целью разрешить и тех и других от уз греха и привести к Иисусу. Впрочем, по словам Оригена , под двумя учениками, в смысле анагогическом, можно разуметь двух Ангелов, управлявших Иудеями и язычниками: но раскрыть этот смысл, Ориген предоставляет более способному, удостоившемуся большей, чем он, благодати 102 . – И бысть егда сконча Иисус словеса сия... ( Мф.19:1 ). Ориген здесь нужным счел остановиться на слове: сконча (τλεσεν), которое и нашел вполне приложимым только к Иисусу Христу, совершившему и исполнившему закон и Пророков ( Мф.5:33 и след.; Мк.14:49 ), а потом чрез учеников Своих поведавшему людям тайны Отца, – так как τελετ (от τελω) означает именно посвящение в тайны 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-truda...

В подтверждение же того, что в свящ. Писании нередко месту или времени приписывается как действие их то, что в этом месте или в это время должно совершаться, можно указать на след. места: Мал.4:1 : «попалит их (беззаконников) грядущий день», Иов.3:3 : «погибни ночь, которая сказала: зачался человек», Иов.3:10 , где ночь проклинается «за то, что не затворила дверей утробы», носившей Иова. Veal kenaf scliikkumzim meschomem – эти слова представляют собой одно из труднейших мест для понимания и перевода. Прежде всего, слово: kenaf понимается весьма разнообразно. Разнообразие понимания зависит от того прежде всего, что это слово, очевидно, употреблено здесь не в собственном смысле. Так под ним или понимают вершину храма (Hengs. Chrism. 111. 103); или сам xpaм(LXX, Феодот., Вульг., Гаверн., Цоклеръ и др., Keil. 306, Lang. 185); или вершину жертвенного алтаря (Визелер, Гофман, – Hengst. 111. 125, Lang. 185), или враждебное войско (Розенмиллер, – Hengs. 111:125), или в религиозно-духовном смысле – верх мерзостей (Эвальд, Оберлейн, Гитциг и др., Heng. 111, 126; Lang. 185), или возбуждающую и поднимающую к предприятиям и действиям силу (Кейлъ, Сотт 309). Относительно значения слава schikkûmzim толковники в существе дела согласны и определяют его так, как нами выше указано было; но не согласны относительно положения его в ряду других слов. Одни из толковников доказывают, что schikkûmzim находится в stat. Consmrucm. со словом kenaf, стоит с ним в теснейшей связи и зависимости от него, так что по ним буквальный перевод обоих слов должен быть такой: и на крыле мерзостей (Генгем. Кейлъ, Гитцигъ, Эвальд, Гаверник и мн. др.); другие же слово schikkûmzim ставит в теснейшую связь со словом meschomem, причём это последнее слово признают уже не подлежащим предложения, как многие из первого разряда толковников, а определением к признаваемому им подлежащему schikkûmzim, и meschomem понимают в значении родительного описательного по отношению к слову schikkûmzim (Цокклер и др.). Держась их, слова следует переводить так: и на крыле мерзость запустения. Что же касается до понимания слова meschemem толковниками первого разряда, то большая часть из них понимают его в значении: опустошитель или опустошая и потому всё изречение буквально так передают: и на крыле мерзостей, или: на крыло мерзостей опустошитель придёт, или явится. Так как изречение до сих пор служит предметом споров, так как в первой книге Маккав. (1:53), в древнейших переводах LXX, Феодот., Вульг., наконец в речи Спасителя, передаваемой ев. Мф. и Мк. (24:15 Мк.13:14 ), изречение передаётся согласно с чтением его в славянской Библии и (и во святилище мерзость запустения будет); то мы и удержали это чтение, как предпочтительное пред другими.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Такие же применения идеала, – временно-исторические и идеалом не требующиеся, даже принижающие его, как нечто, по отношению к идеалу, «излишнее – τ περισσν, – идеальной нравственности брачной греховною похотью мужчины в отношении к женщине ( Мф.5:28 ), по необходимости деторождения и продолжения человеческого рода для осуществления цели спасения мира в многовековом историческом процессе достижения человечеством в Церкви Христовой совершенного возраста, вследствие «мирового греха – μαρτα το κσμου» ( Ин.1:29 ) или «из-за зла – κ το πονηρο» ( Мф.5:37 ), – мы видим и в христианстве. Отсюда, например, понижение «великой тайны» идеально-христианского брака, как святого и нерасторжимо-единого союза мужа и жены в одну плоть для порождения истинных и духовных «чад Божиих» ( Ин.1:12–13 ), во образ «великой тайны» святого и нерасторжимо-единого союза Христа с Церковью ( Еф.5:23–33 ; Мф.5:27–32, 19:3–15 и парал. Мк.10:2–16 ; Лк.16:18 ; 1Кор.7:10–11 ), в исторической жизни Церкви, – допущением развода и повторяемости брака «вследствие распутства» супругов (именно «распутства πορνεα», нарушения и извращения вообще половой нравственности, а не «прелюбодеяния – μοιχεα» только, нарушения брачной нравственности, морально приравнивающегося к «всякий, смотрящий на женщину с похотью к ней, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»). Здесь же свою причину имеет допускаемое или терпимое христианско-церковным браком понижение идеальной нравственности христианского брака, чистоты и святости тайны союза мужа и жены во образ великой тайны союза Христа с Церковью, – «похотью мужчины в отношении к женщине» („всякий смотрящий πς βλπων», без ограничения – всякий мужчина, след. и муж, – «на женщину – γυνακα», также неограниченно без τν, т. е. на всякую вообще женщину, след. и на жену, – «с похотью – πρς τ πιϑυμσαι», разночтение: «к ней – ατν» – «уже прелюбодействовал с нею в сердце своем – δη μοχευσεν ατν», уже совершил прелюбодеяние, нарушил идеальную чистоту тайны христианского брака), по необходимости-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. О последовании Господу нашему Иисусу Христу...     «Аще кто мне служит, Мне да последствует» (Ин.12:26), сказал Господь. Каждый христианин, обетами, произнесенными при святом крещении, принял на себя обязанность быть рабом и служителем Господа Иисуса Христа: последовать Господу Иисусу Христу непременно должен каждый христианин.    Назвав Себя пастырем овец, Господь сказал, что «овцы глас этого Пастыря слышат,... и овцы по Нем идут, яко видят глас Его» (Ин.10:3-4). Глас Христов — учение Его; глас Христов — Евангелие; шествие во след Христа по пути земного странствования — деятельность, всецело направленная по заповедям Его.    Чтоб последовать Христу, надо ведать глас Его. Изучи Евангелие, и возможешь жизнию твоею последовать Христу.    Кто, родившись по плоти, внидет в «пакибытие» (Тит.3:5) при посредстве святого крещения, и сохранит состояние, доставляемое крещением, при посредстве жительства по Евангелию: тот «спасется». Он «внидет» в богоугодное поприще земной жизни духовным рождением, «и изыдет» из этого поприща блаженною кончиною, и в вечности вечную, обильнейшую, сладостнейшую, духовную «пажить обрящет» (Ин.10:9).     «Кто мне служит, Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет: И аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» (Ин.12:26). Где находился Господь, когда Он произнес эти слова? Человечеством, соединенным с Божеством, Он находился посреди человеков, на земле, в юдоли их изгнания и страданий, пребывая Божеством и там, где находился от безначального начала. «Слово бе у Бога» (Ин.1:1) и в Боге. Это Слово возвестило о себе: «во мне Отец, и Аз в Нем» (Ин.10:38). Туда достигает и последователь Христов: «иже исповесть» устами, сердцем и делами, «яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, а Той в Бозе» (1Ин.4:15).     «Аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой: побеждающему» мир и грех, последующему Мне в земной жизни, «дам» в вечной жизни «сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его» (Апок.3:21).    Отречение от мира предшествует последованию за Христом. Второе не имеет места в душе, если не совершится в ней предварительно первое. «Иже хощет, — сказал Господь, — по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иже бо аще хощет душу свою спасти, погубит ю; а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю» (Мк.8:34-35). «Аще кто грядет ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матерь, и жену, и чад, и братию, и сестр, еще же и душу свою, не может Мой быти ученик. И иже не носит креста своего, и в след Мене грядет, не может Мой быти ученик» (Лк.14:26-27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3187...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010