Учитесь смирению у святого апостола Павла! Он ни во что ставит все свои подвиги во имя Христово, всю свою славу при воспоминании о своем грехопадении. Нужно, чтобы каждый из нас видел многие свои скверны, был смиренным перед лицом Господа, сознавая себя грешником и ослушником воли Божией. Нам нужно быть смиренными и друг перед другом, ничем не превозноситься один перед другим, хотя, может быть, и были бы какие-нибудь внешние, земные для этого поводы, потому что грешен каждый из нас. А во имя чего святые апостолы Петр и Павел несли свой тяжелый апостольский подвиг? Во имя любви ко Господу Спасителю и во имя любви к людям, ибо они проповедовали слово Божие, чтобы спасать людей, чтобы не погибли для вечности бессмертные души, но, пробужденные словами их проповеди, готовили себя для вечного блаженного Царства. Такова сила их любви к людям! Святой Иоанн Златоуст говорит об апостоле Павле: «Я не найду слов, чтобы описать, какой любовью к людям пылало сердце этого великого апостола. Его любовь была шире океана, она была ярче и жарче любого огня». Он любил людей, как будто был отцом или матерью, родившими этих людей. Больше того, он был готов даже быть отлученным от Господа, только бы спаслись те люди, которым он проповедовал слово Божие. Пусть погибла бы его собственная душа, но спаслись бы те люди, которых он звал ко спасению. Так говорил он сам! Какая любовь! Каким пламенем исторгалась она из его горячего сердца, о котором он сам говорит, что в нем все вмещаются и никому не тесно, которое всех людей обнимало в себе, всех людей любило этой необычайной любовью (см.: 2 Кор. 6. 11-12)! И эта любовь апостола, такое любящее его сердце подняли его на недосягаемую высоту величия и святости. О, если бы, дорогие мои, хоть крупицу такой любви друг к другу имело сердце каждого из нас! О, если бы наша любовь друг к другу, завещанная Господом, удерживала наши уста, наше сердце, наши шаги, наши руки и ноги от всяких скверн! Ведь такая любовь спасает бессмертную душу для вечности, ибо Господь сказал, что заповедь о любви наибольшая; кто ее исполнит, кто воспитает свое сердце в такой любви друг к другу, тот исполнит весь закон Христов (см.: Мк. 12. 29-31).

http://pravmir.ru/apostolskie-uroki/

Царие земли – по изъяснению Деян.4:27 , пророк здесь разумеет Ирода и Понтийского Пилата. Но, а) если псалом объемлет царство Мессии во всех концах земли; б) царство, не ограничивающееся одним каким-либо народом, но всеми языками, следственно и веками; Пс.144:13 . в) пророк научает всех судящих земли повиноваться Царю: то изъяснение Апостола, приняв за средоточие, можно с пророком отселе возводить на всех царей Ветхозаветной церкви, и низводить по степеням веков на царей же до скончания мира, восстающих на Господа. И князи. По общему употреблению сего слова суть начальники, имеющие власть, в республиках правитель (ρχων), в иудейском народе старцы, занимающие место в великом Сенедрионе, так как Анна и Каиафа во время распятия Христова. В различных переводах можно видеть: сильные, вельмож, владыки и советники царей. Собрашася вкупе () производя от () тайна, или () основал, двоякое имеет значение. Но испытатели свойств еврейского языка совокупляют оное, и основание здания или храма ( Исх.45:2 ) твердое и глубокое, уподобляя тайному и глубокому совету, многими совещаниями утвержденному, прелагают: совещались вкупе. Поскольку тайный совет, как в здание основание, есть начальное расположение, на коем зиждутся прочие действия. Исполнение сего можно видеть в Евангелии, когда совещаемо было об отвержении Христа и учеников Его от сонмища ( Ин.9:22 ), желание умертвить Иисуса (11:47), и посрамлять Его вопросами ( Мк.12:31 ) так же в преграждении успехов Евангельской проповеди ( Деян.4:7 ). На Господа, – по ближайшему переводу, против Иеговы. Здесь Господь, в отношении к последующим словам, есть особенное лице от Иисуса Христа, Бог Отец, а потому советующиеся против Иеговы, вооружаются на Того, который есть верховное начало всех сущностей и тварей. И на Христа Его. Евр: против Мессии его. Название Мессии приписывается патриархам ( Пс.104:15 ), пророкам, так как Илия помазывал Елисея ( 3Цар.19:16 ) царям, как Саулу (12:3) и Киру ( Ис.45:1 ), первосвященникам, как Аарону ( Исх.29:7 ) и наконец сие имя усвоено единственному искупителю рода человеческого Иисусу, как пророку, царю и священнику, помазанному неземным елеем, но небесным, ( Пс.44:8 . Ис.61:1 ), коего прообразовали В.З. патриархи, пророки, цари и священники. Нет сомнения, что Давид в последнем значении употребил здесь сие слово; потому что Иегову соединяет с Мессиею, называет его сыном Иеговы, царем над языками и всею землею. См. еще Евр.1:5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1) Итак, будьте подражателями Богу, как чада возлюбленные, 2) и ходите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя Самого за нас в приношение и жертву Богу, в сладостное благоухание. 3) Блуд же и всякая нечистота, или жадность да не именуются у вас, как прилично святым; 4) или же непристойность, или глупая болтовня, или шутовство, которое к делу не относится, но, скорее, благодарение. 5) Ибо сие знайте с пониманием, что никакой блудник, или нечистый, или алчный, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царствии Христа и Бога. 6) Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противопоставления; 7) итак, не становитесь соучастниками их. 8) Ибо вы были некогда тьма, ныне же – свет в Господе. Ходите как чада света, 9) ибо плод света состоит во всякой благости, и праведности, и истине. 10) Испытывайте, что будет благоугодно Богу, 11) и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, паче же обличайте. 12) Ибо о том, что ими делается втайне, постыдно и говорить. 13) Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, что делается явным, свет есть. 14) Сего ради говорит: «Восстань, спящий, и воскресни из мертвых, и просветит тебя Христос» (ср. Ис. 26:19, 40:1, 52:1 ). 15) Итак, смотрите, братия, насколько осторожно ходите, не как неразумные, 16) но как мудрые, окупая время, потому что дни лукавы. 17) Посему не будьте нерассудительными, но познавайте, что есть/чем является/воля Божия. 18) И не упивайтесь вином, в котором бывает распутство; но исполняйтесь Духом Святым, 19) говоря друг к другу в псалмах и гимнах, и песнопениях духовных, поя и воспевая псалмы в сердцах ваших Господу, 20) благодаря всегда за все, во имя Господа нашего Иисуса Христа, Бога и Отца, 21) повинуясь друг другу во страхе Христовом. 22) Жены да будут подчинены мужьям своим, как Господу, 23) потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви; Он – Спаситель тела его. 24) Но как Церковь подчинена Христу, так и жены мужьям своим во всем. 25) Мужья, любите жен ваших, как и Христос возлюбил Церковь и Самого Себя предал за нее, 26) да освятит ее, очистив омовением в воде посредством слова жизни; 27) чтобы представить ее Самому Себе славною Церковью , не имеющею пятна, или порока, или чего-либо в этом роде, но да будет свята и непорочна. 28) Так и мужья должны любить жен своих, как свои тела. Кто любит свою жену, любит самого себя. 29) Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти; но питает и греет ее, как и Христос Церковь, 30) ибо мы – члены тела Его, «от плоти Его и от костей Его. 31) Сего ради оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей, и будут двое во одну плоть» (ср. Быт. 2:23–24 ; Мф. 19:5–6 ; Мк. 10:7–8 ). 32) Тайна сия велика есть; говорю же я применительно ко Христу и к Церкви. 33) Но и каждый из вас по отдельности да любит жену свою, как самого себя; жена же да убоится мужа своего. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В 1990 году Николай Павлович на четвертый день Пасхи слег с левосторонним инсультом и через 15 дней, 2 мая, скончался после соборования и причащения Святых Христовых Тайн. Чин отпевания совершен в храме Пророка Илии, что в Обыденском переулке, протоиереями Борисом Балашовым, Василием Владышевским и иереем Владимиром Воробьевым. Похоронен отец Николай на Ваганьковском кладбище Москвы в семейной могиле. О сущности христианства Когда Иисуса Христа спросили, что самое главное для верующего. Он сказал: «Первая и главная заповедь – возлюби Бога, Творца твоего всем сердцем твоим, всем разумением твоим, всею крепостию твоею. Это первая и главная заповедь. Вторая заповедь – возлюби подобным же образом человека, ближнего твоего (ср. Мк.12:29-31 ; Мф.22:36-40 ). Это две величайшие и основные заповеди. На них, сказал Христос, зиждется все. И действительно, все евангельское учение выводится из этих двух заповедей, это основа, в которой, как в зерне, заключается все остальное. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; подобно тому, как Я возлюбил вас , – говорил Христос, прощаясь со своими учениками перед тем, как идти на крестную смерть ( Ин.13:34 ). Жертвуя собой за спасение людей. Он тем самым подавал и ученикам Своим пример этой любви:  Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих  ( Ин.15:13 ). Это слова из последней беседы Христа с любимыми учениками. Мы спрашиваем вас, людей, читавших эти строки: может ли быть на свете еще что-либо более великое, чем подобный подвиг, когда человек жертвует собой для спасения друзей? И вместе с тем спрашиваем: существует ли и может ли существовать какое-либо учение, какая-либо заповедь, более возвышенная, чем эта заповедь Христа? Сущность христианства – в призыве к совершенству, к перевоссозданию человеческой природы, к созданию нового человека. Евангелие называет Христа Новым Человеком, Новым Адамом. Христос стал первенцем в нескончаемом ряду, который начал свое бытие на земле по возвещении Евангелия. …Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный… Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд… Блаженны вечно стяжающие силу духа… блаженны чистые сердцем… блаженны милостивые… кроткие сердцем; блаженны насаждающие везде мир… блаженны алчущие и жаждущие правды… – таковы основные заповеди Христа  ( Мф. 5, 48 ; Лк. 6, 36 ; Мф. 5, 3-10 ). И всюду, в каждой строке Евангелия – призыв к активной борьбе со злом, к преодолению страха перед мучениями, наказаниями, гонениями: блаженны изгнанные правды ради, блаженны будете вы, хотя вас изгонят отовсюду и будут говорить о вас зло и пронесут даже самое имя ваше как символ зла, за то, что вы проповедуете Евангелие. Не печальтесь, но радуйтесь и веселитесь, если вам придется страдать за правду, за Евангелие.

http://azbyka.ru/o-smysle-zhizni-bogoslo...

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», – Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою» . У церковных писателей можно найти мысль о том, что одна и та же божественная любовь становится для принявших Бога в свою душу светом, радостью, блаженством, а для тех, кто не пожелал быть с Богом, отвергнувшим Его любовь, – жгущим пламенем. К тому же, если представить, что Бог спасет всех людей, независимо от их добродетелей и пороков, то кем в этом случае наполнится рай? Убийцами, ворами, блудниками, сквернословами, смертельными врагами… Во что же превратится такой «рай»? Очевидно, в свою противоположность – в ад. Любовь к Богу и к ближнему Без любви к человеку, к ближним своим мы не сможем наслаждаться благами Царства Небесного Без любви к Богу вечность для человека не может стать блаженством, поскольку в вечности человек не будет иметь иного источника радости, кроме Бога. Но и без любви к человеку, к ближним своим мы не сможем наслаждаться благами Царства Небесного. Поэтому и Господь говорит о двух главных заповедях: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12: 29–31). Если представить, что мы попали в рай, но встретили там своего заклятого врага, с которым не примирились в земной жизни, то это соседство может отравить нам даже небесную радость. Поэтому Церковь и призывает нас прежде чтения молитв перед Причастием: «первее примирися тя опечалившим». То есть каждый христианин, перед тем как приступить к Таинству Причастия, должен испытать свою совесть не только на предмет того, попросил ли он прощения у тех, кого обидел, но и примирился ли он с теми, кто опечалил или обидел его самого. В противном случае мы остаемся в состоянии, которое делает для нас невозможным не только достойное причащение Святых Христовых Таин, но и пребывание в блаженной вечности. И главной причиной этого становимся мы сами.

http://pravoslavie.ru/147470.html

Значение Авраама в свете Нового Завета В Новом Завете Авраама вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники Ветхого Завета. Писатели Нового Завета признают значение Авраама в истории спасения Израиля (Мф 8, 11; Мк 12, 26; Лк 16, 22-24; Лк 19, 9]]; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с Авраамом (Лк 1, 55, 73) и то,что Израиль есть семя Авраама (Лк 13, 16; Лк 16, 24; Лк. 19, 9 и др.), но эта причастность к детям Авраама отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8, 33; Мф 3, 9; Лк 3, 8), ибо Господь Иисус больше Авраама (Ин 8, 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком Авраама по плоти («семя Авраама», Ин 8, 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела Авраама, суть подлинные дети Авраама. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3, 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с Авраама (Мф 1, 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок Авраама (Мф 1, 1), на котором сбылись пророчества Ветхого Завета. Евангелист Лука упоминает Авраама не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3, 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3, 13; Деян. 7, 32; Деян. 13, 26; ср. Деян. 7, 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9, 7; Рим. 11, 1; 2 Кор 11, 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9, 7-9; Гал 4, 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера Авраама имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. Авраам - прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование Аврааму и его веру: еще необрезанный Авраам оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4, 13-15). Согласно Гал 3, благословение Авраама народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3, 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя Авраама и наследники обетования (Гал 3, 29).

http://pravicon.com/info-1620

Итак, вернемся к вопросу, заданному законником Христу: « какая наибольшая заповедь в законе? » Как мы выяснили, вопрос был не однозначный, и имел несколько решений. Мф.22:37–40 . «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Святитель Кирилл Александрийский так истолковал эти слова: «Итак, “первая заповедь” учит всякому виду благочестия. Ибо “любить Бога всем сердцем” есть основание всякого блага, а вторая содержит справедливое (отношение) к людям. И первая указывает путь ко второй, а вторая составляется из первой. Ибо преуспевший в любви к Богу с очевидностью всячески любит и ближнего, как самого себя» 327 . В Своем ответе Сын Божий изымает из контекста и соединяет две заповеди из разных книг Пятикнижия: 1) «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ); 2) «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш]» ( Лев.19:18 ). Рассмотрим Закон Божий о любви к Богу: « возлюби » – здесь Господь впервые предлагает установить любовные отношения между Собою и Своим творением, не подчиненные, не раболепные, но любовные, почти семейственные. Любовь к Богу предполагает особую преданность Ему со стороны Его служителей. Поэтому невозможно любить Бога и не служить Ему, не стремиться исполнить Его Святой Закон. Сказано: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» ( 2Ин.1:6 ). Неким таинственным образом заповедь о единстве Бога связана с Заповедью о любви к Богу и человечеству. Сказано: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» ( Мк.12:29–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Картина эта, выставлена теперь уже во второй раз; в первый раз она выставлена была в 1906 году и тогда уже много было писано о выдающихся достоинствах ее в художественном отношении, как такой, в которой особенности таланта Васнецова, сказавшиеся в сделанной им росписи Киевского Владимирского собора, как бы достигли своего совершенства. Уже по одному этому я не должен рассматривать ее с этой стороны, и как в картине «Распятие» остановлюсь лишь на содержании и идейном его значении. Содержание этой картины так описано в продающемуся тут же на выставке листочке. «Основанием изображения служат: Мф.25:31–46 ; Мк.18:24–27 ; Лк.21:27 ; Ин.5:28–29 . Исполнена картина согласно древним иконописным подлинникам. На главном месте изображен Судья, Господь Наш Иисус Христос , сидящий на престоле с раскрытым Евангелием и крестом в руках. На листе правой стороны Евангелия написано: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» ( Мф.25:34 ); на левом же листе: «идите от Мене, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» ( Мф.25:41 ). При престоле Господа – предстоящие: с одной стороны, Пресвятая Матерь Господа, Заступница кающимся грешникам, а с другой стороны: Иоанн Креститель. Далее по краям предстоит Арх.Гавриил и Арх.Михаил, поражающий древнего змия зла – и диавола. По сторонам престола, непосредственно за Богоматерью и Крестителем – Апостолы на 12 престолах. За Апостолами – сонмы Ангелов. Вверху картины изображен Бог Отец, благословляющий Сына на Суд, и Дух Святый. У ног Господа – распростерты ниц прародители рода человеческого – Адам и Ева. В центре картины, ниже престола Господа Судии, – Ангел, держащий в одной праведные весы, а в другой руке – запечатанный семью печатями свиток с праведными делами. Пред Ангелом с весами судимая душа человеческая по воскресении. Слева от Ангела – диавол с развернутым свитком грехов. Нет слов, основная идея, вложенная в изображение страшного суда и так живо в данных на картине образах воплощенная, вполне согласна с учением православной Церкви; и в целом, и в частях, верная традиционным иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Мк.15:27 .  С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. Мк.15:28 .  И сбылось слово Писания: «и к злодеям причтен». Мк.15:29 .  Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! Мк.15:30 .  спаси Себя Самого и сойди со креста. Мк.15:31 .  Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Мк.15:32 .  Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. Мк.15:33 .  В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. Мк.15:34 .  В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! лема савахфани? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Мк.15:35 .  Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. Мк.15:36 .  А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Мк.15:37 .  Иисус же, возгласив громко, испустил дух. Мк.15:38 .  И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Мк.15:39 .  Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15:40 .  Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, Мк.15:41 .  которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. (См. Мф.27:35–56 ). «И распяли Его» (стих 25). Вместо этого выражения в некоторых кодексах стоит выражение: «и стерегли Его» ( φλασσον ατν). Так как о «распятии» Христа уже сказано в стихах 23–24, то лучшим представляется принять последнее чтение. Воины, следовательно, стерегли Христа, чтобы Его не похитили с креста Его друзья. Этим сообщением начинается у евангелиста Марка описание того, что случилось в то время, когда Господь висел на кресте. «И сбылось слово Писания...» (стих 28). Во многих уважаемых кодексах этого стиха нет. Новейшие критики также считают несогласным с характером Евангелия Марка приведение исполнившихся пророчеств. Но можно думать, что 53-я глава книги Исаии, откуда взято это пророчество ( Ис.53:12 ), хорошо была известна и христианам из язычников (ср. Деян.8:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всеобъемлемость христианской любви, простирающаяся на всех людей, какого бы происхождения, звания и состояния они ни были ( Лк. 10:29,37 ; Деян. 17:26 ), не возбраняет нам, однако же, питать и особенную, предпочтительную любовь к некоторым лицам, к которым мы поставлены в ближайшие отношения по связи исповедуемой нами веры, кровного родства, тесной дружбы или по каким-либо благодеяниям. Иметь преимущественную любовь к некоторым из наших ближних совершенно в порядке вещей; с такими людьми мы чаще встречаемся на жизненном пути, чаще пользуемся их одолжениями и сами оказываем им одолжения и проч.; между тем как другие лица, с которыми мы не вступаем в непосредственные отношения, представляются нам какими-то не столько конкретными, сколько абстрактными величинами 933 . Само слово Божие высказывается в этом же смысле, допуская разные степени нашей любви к людям, ибо не иной кто, как Сам Бог ставит нас в особое ближайшее отношение к некоторым из них ( Мф. 19:6 ). Так, прежде всего Сам Иисус Христос называет заповедью Божиею заповедь Моисея об особом почитании отца и матери и об особой заботливости о них и осуждает фарисеев за непочтительное и беззаботливое отношение к их родителям ( Мк. 7:9–13 ). Что касается самих родителей, то, по учению Господа, их любовь и попечительность должны быть направлены прежде всего на их собственных детей ( Мф. 15:26 ; Лк. 11:11–13 ). Охлаждение и попрание родственных уз Спаситель считает вообще признаком крайнего нравственного падения людей ( Мк. 13:12  и др.; ср. в обратную сторону Мк. 1:29–31 ). К самим ученикам Своим относился Он не с безразборчивой любовью, удостаивая некоторых из них особенной любви и особенной близости к Себе ( Ин. 13:23 ). И из других ближайших последователей Иисуса Христа некоторые пользовались таким Его расположением, что даже назывались дорогим именем Его друзей ( Ин. 11:5, 36 ). Некоторые из лиц, изредка и случайно приходивших к Спасителю за разрешением тех или других своих недоуменных вопросов, вызывали в Нем предпочтительную любовь к себе ( Мк. 10:21 ). Равным образом преимущественную любовь и внимание оказывал Он тем, кто приняли Его учение и сделались Его последователями ( Ин. 17:9 ), прилагая к ним даже нежно-родственные наименования (в духовном, конечно, смысле) матери, братьев и сестер ( Мф. 12:46–50 ). Самих учеников Своих Спаситель побуждал к тому, чтобы они проявляли к достойнейшим и любовь наибольшую ( Мф. 10:11  и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010