Л. Толстой проповедует, что человек совсем не должен жить для себя, а только для других. А это, по его учению, возможно только при полном отречении человека от блага своей личности, при совершенном уничтожении всяких обязанностей по отношению к себе самому и решительном отвержении всякого совершенствования того, что человеку прирождено. Таков, по словам графа, закон человеческой жизни, установленный мировым разумом. К выполнению этого закона людей располагает сознание того, что благо человеческой личности, недостижимое при ее служении самой себе, непременно достигается, когда она живет не для своего блага, а только для блага других... Не станем излагать всех тех умствований, которыми граф, с голоса язычески философствующих мудрецов, подкрепляет свою мнимо новую и мнимо высокую проповедь . Лучше же для предохранения душ, колеблемых ветром его учения, раскроем истинно христианское учение о том, должен ли человек, любя Бога и ближних, любить и себя самого, и, если должен, то как и насколько. Раскрытие Христова учения об этом само, красноречивее всяких человеческих слов, покажет, что граф Л. Толстой – неверный ученик Спасителя, и дерзко он обманывает людей, предлагая им свое якобы истинное разумение Божественных писаний. Священное Писание не находит нужным распространяться и доказывать необходимость любви человека к самому себе, так как чувство любви к себе лежит в самой природе человека ( Еф.5:29 ). Оно вложено в нее Самим Высочайшим Творцом вселенной, по образу Которого, как беспредельной Любви ( 1Ин.4:8 ) и прежде всего к Себе Самому ( Притч.16:4 ; Рим.11:36 ; Кол.1:16 ; Евр.2:10 ), создан человек, являющийся в видимом мире существом божественного рода ( Деян.17:29 ). Как первое и необходимое чувство человека по отношению к себе самому, эта любовь ставится христианством мерой человеческой любви к ближним ( Мф.22:39 ; Мк.12:31 ; Иак.2:8 ; Рим.13:9 ; Гал.5:14 ), заповедываемой христианину, как нравственная обязанность его, подобная обязанности любить Бога, и таким образом узаконивается и освящается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Дойдя до места (Мк. 11 :1; Лк. 19 :29; Мф. 21 :1), напротив которого находилась Виффагия, небольшое селение, видное и из Иерусалима, на северном склоне горы Елеонской, Господь остановился и подозвал к Себе двух учеников (Петра и Иоанна). «Идита», – сказал им, – «в весь, яже прямо вама; и абие входяща в ню обрящета осля привязано и жребя с ним, на неже никтоже николиже от человек вседе: отрешивша приведита Ми, и аще кто вама речет: «Что творити сие? Почто отрешаета?» – сице рцете ему: «Господь требует е»; и абие послет е семо» (Мф. 21 :2–5;Мк. 11 :2–3; Лк. 19 :29–31). Такое поручение, несмотря на его незначительность, было не совсем обычно – Иисус Христос всегда ходил пешком, до Иерусалима было недалеко, а между тем, теперь нужно было идти за ослицей, как бы для какого-либо дальнего и утомительного пути! И как дивно было слышать из уст Иисуса:«Господь того требует!» Но ученики не в первый раз были изумлены поступками своего Божественного Учителя и привыкли понимать цель их уже из последствий; посланные тотчас пошли в Виффагию, нашли ослицу с осленком на том самом месте, о котором говорил Иисус; предстоящие действительно спросили их, зачем они берут ослов; и когда они отвечали, как им было велено, то беспрепятственно отпустили их. Такое точное соответствие события с предсказанием еще больше должно было удивить учеников, если бы они уже не привыкли к необычному. Сын Божий начинал являть Божественную славу Свою даже в маловажных, по-видимому, обстоятельствах, потому что скоро должно было последовать величайшее затмение Его Божества. Иисус, между тем, оставался на том же месте, откуда отправил учеников. Число народа, Его окружающего, час от часу увеличивалось: жители Иерусалима и богомольцы, пришедшие на праздник, узнав, что Он идет в Иерусалим, шли Ему навстречу многочисленными группами (Ин. 12 :12–13). Посланные вернулись. По усердию и чтобы удобнее было сесть на осленка, ученики покрыли его своими верхними одеждами. Когда Учитель воссел, прерванное шествие снова продолжалось с медлительностью, которая свойственна этому роду езды.

http://pravmir.ru/svyatitel-innokentiy-h...

Восьмиконечный кипарисовый настоятельский крест на Елизавету Федоровну возложил на следующий день после обряда посвящения в крестовые сестры митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) в Вербную субботу 10 апреля 1910 года. На лицевой стороне святыни — иконографические образы Спаса Нерукотворного и Покрова Божией Матери, на обороте — изоб­ражения святых равноапостольных жен Марфы и Марии и слова Господней заповеди «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем умом твоим и всею крепостию твоею; возлюбиши ближнего своего яко сам себе» (ср. Мк. 12, 29–31). Все эти символы не случайны. Икону Спаса Нерукотворного будущей великой княгине преподнес император Александр III в Вербную субботу 13 апреля 1891 года в день ее присоединения к Православию. В честь Покрова Пресвятой Богородицы освящен соборный храм Марфо-Мариинской обители милосердия, а святые покровительницы этого места в центре российской столицы — святые жены Марфа и Мария. Цепь креста состоит из двадцати соединенных между собой звеньев в виде малых кипарисовых крестиков. Еще один раритет, который «помнит» руки великой княгини Елизаветы Федоровны, — возвращенный к жизни салонный рояль фирмы J. Becker, больше ста лет назад купленный для обители и долгие советские десятилетия простоявший в подвале городской поликлиники, занимавшей до недавнего времени настоятельские покои. Реставраторы снабдили восстановленный инструмент собственной автономной системой климат-контроля. Этот музейный объект в рабочем состоянии: если вам повезет, на экскурсии вы услышите, как на нем играет друг дома-музея Елизаветы Федоровны известный московский концертмейстер Алла Басаргина. Век подвигу петроградских мучеников Древлехранилище Александро-­Невской лавры . Санкт-Петербург, Наб. р. Монастырки, 1. До 26 декабря 2022 г. Старейший монастырь северной российской столицы одним из первых принял удары безбожной власти. В конце октября в Лавре открылась выставка «100-летие подвигу священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и с ним пострадавших в ходе кампании по изъятию церковных ценностей». В экспозиции — фотографии священников и епископов, ставших жертвами сталинских репрессий: Красного и Большого терроров. Присутствуют здесь и раритеты: письма священномученика протоиерея Михаила Чельцова, ряса и епитрахиль расстрелянного в 1937 году последнего в советское время настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. За дверью камеры из дома предварительного заключения на Шпалерной улице (митрополита Вениамина после ареста привезли именно туда) выставлены экспонаты из частного собрания — конверт письма владыки и фотография с его автографом.

http://e-vestnik.ru/reports/zima_v_rossi...

И тут на юношу набросились дикие звери и страшные чудища. Они стали терзать его тело, своими когтями и дыша ему в лицо зловонным жаром. Кровь полилась из тела юноши ручьями. Изнемогая, он вспомнил слова матери: «Терпи все, сын мой – и будешь жить». На мгновение он заколебался. Перед ним явная смерть, какая же здесь может быть жизнь? Уже раздался торжествующий победный рев чудовищ, но юноша собрался с последними силами, поднялся, шатаясь, шагнул вперед и …упал в объятия Великого Царя, который вышел к нему навстречу вместе со своими приближенными. В тот же миг все его раны затянулись, как будто их и не было. «Я есть жизнь, которой будешь жить и ты, храбрый юноша», – радостно сказал ему Великий Царь. Он объявил юношу своим сыном и ввел его в царские покои. Верой и правдой юноша служил Великому Царю, а на своем золотом щите, в память о любимой матери, он написал: «Терпи все, сын мой – и будешь жить». 28. «Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия.» (Мк. 12:34). Поездка на Красную площадь Отец взял с собой маленького сына посмотреть Кремль и Красную площадь. Они все осмотрели и вечером, усталые, вернулись домой. Мать спросила малыша: «Ну как, сынок, тебе понравился Кремль?» – «Понравился». – «А Красная площадь?» – «И Красная площадь». – «А ты можешь мне рассказать, что ты чувствовал при этом?» – «Конечно! – ответил мальчик. – Я все время чувствовал папину руку, потому что боялся потеряться». 29. «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.» (Пс. 18:9). Твои учителя Ради одного выстрела охотник всю ночь сидит в засаде, Для рыбака провести день за удочкой – отдых, Читающий интересную книгу может не спать до утра. Если ты следишь за умом, тогда охотник, рыбак и читатель - это твои учителя. 30. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Переезд за границу престарелого отца Взрослый сын поселился за границей и решил забрать к себе своего престарелого отца. Опытные люди сказали молодому человеку, что сделать это ему удастся лишь в том случае, если ему будет сопутствовать удача. Приехав к отцу, он увидел, что тот серьезно болен, и положение угрожающее. В больнице, узнав, что больной уже старый человек, оставили просьбы сына о помощи без внимания. Удрученный молодой человек сидел в коридоре больницы, не зная что и делать.

http://isihazm.ru/1/?id=109

Когда народу Израильскому дан был закон, и исключительным местом Богослужения назначена Скиния свидения и потом – храм Иерусалимский, здесь для всех членов Церкви самим законом определено было и место исповеди, которая с сего времени преимущественно соединилась с жертвоприношениями и имела служителями своими Священников. Преступники закона должны были приносить жертвы о своих грехах, и, возложив руки на жертвенное животное, исповедывать над ним грехи ( Лев.4:2,4,15,24,29,33 . сн. Чис.5:7 ) и таким образом по силе веры в будущую жертву Сына Божия за грехи людей и по молитве жреца получали оставление грехов своих ( Лев.4:20,26,31 ) 4 . Кроме сего в Церкви Иудейской назначен был один особенный день в году для всенародного покаяния, в который Первосвященник при различных Таинственных обрядах, исповедовал грехи всего народа, как его представитель пред Богом ( Лев.16:21 ). День сей называется – днем очищения. Иногда в Ветхом Завете для принятия исповеди от некоторых особенно важных преступников, Бог посылал и особенные чрезвычайные лица. Так Пророк Нафан послан был для обличения и принятия исповеди Давида ( 2Цар.12:1–14 ); Пророк Илия, обличив по повелению Божию Ахава и Иезавель в убиении Навуфея, принял покаяние и исповедь первого ( 3Цар.21:17–27 ). – Иногда же при особенных обстоятельствах, самим народом, или его вождями и Священниками, назначаема была особенная всенародная исповедь, пример чего видим в Неем.9:1–3 . Пред вступлением Иисуса Христа в дело искупительного служения, явился в Иудейской пустыне Иоанн. Чтобы приготовить людей к приближавшемуся Царству Божию, он внушал им изменить и исправить жизнь свою, и, в знамение имевшего вскоре последовать отпущения грехов жертвою Сына Божия 5 , совершал крещение покаяния ( Мк.1:3–5 ; Лк.3:3 ) При сем крещении, по свидетельству Евангелиста Матфея, совершалась исповедь ( Мф.3:6 ), и притом, как видно из повествования Евангелиста Луки, исповедь подробная; ибо кающимся Иоанн давал частные наставления, приспособленные к их прошедшей греховной жизни: мытарям – не делать более повеленного им; воинам – не обижать, не клеветать и т.д.; и каждого класса люди, имевшие какие-либо особенные грехи, сами спрашивали у него особенных наставлений – что сотворим? и мы что сотворим? А сие само собой предполагает, что они высказывали и особенности грехов своих ( Лк.3:7–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Настойчивый интерес к нему проявляется в протестантском мире 22 . Центральное место он занимает и в Православии, как об этом можно судить по каталогу тем, подлежащих рассмотрению на Всеправославном предсоборном совещании и, если Бог благословит, на Всеправославном соборе. От того, как он будет решен всеми христианскими исповеданиями, зависит, будет ли найден ключ к вожделенному общехристианскому единству и станет ли мир свидетелем нового, благодатного света, исходящего из недр единой святой Христовой Церкви, и обратятся ли сердца людей к Богу или мир по-прежнему будет пребывать в разделении, во тьме и сени смертней. Парадоксальность проблемы Церкви в настоящее время состоит в антиномии между объективным признанием всеми христианами общецерковного единства, данного в Боге, и фактом церковного разделения и связанного с ним различного понимания основных вопросов экклезиологии. По глубокому православному убеждению, излечить этот недуг нельзя в плоскости рационалистического соглашения, компромисса в учении о Церкви, несмотря на то, что призывы к некоей новой унии в вопросе о Церкви, как наиболее скорому и легкому пути единения, возможны и время от времени слышатся 23 . Церковное единство должно созидаться не на минимуме догматического согласия, а на возвращении западных исповеданий к полноте, максимуму апостольского и святоотеческого Предания, возвращении к атмосфере раннехристианской духовной жизни в любви Божией. Со стороны Православного Востока для этого требуется преодолеть психологию конфронтации, альтернативности, и в духе братского благорасположения к Западу благовествовать в новой ситуации живым голосом, современным языком неизменную, всегда тождественную самой себе истину Церкви. Апостольская преемственность, верность Востока апостольской традиции состоит не в сохранении и консервации прошлого ради самого прошлого, а в живом, динамичном служении евангельской истине и спасению братьев во Христе. Это общехристианское дело Божие предполагает подвиг отрешения от всего наносного, нецерковного, от ложного престижа, от псевдонаучного эгоизма, которые при человеческом несовершенстве накопились на протяжении многих веков. Если Церковь вообще есть продолжающееся на протяжении всей истории мира воплощение Христово и реализация дела Божия, то путь к актуализации единства Церкви для всех христиан должен лежать в отказе от индивидуализма, субъективизма и самости, в утверждении себя на двух заповедях: «Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею...» и «...возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:29–31 ). Нужно чистым сердцем и благоговейным умом молитвенно прислушиваться к этому гласу Божию, органически войти в тело Христово, жить его жизнью – и тогда будет едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 ). Через самоотвержение и послушание Богу лежит путь к совместному обновлению и единству.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Почему же массовое евхаристическое возрождение не привело к заметному возрастанию любви, доверия и принятия в Церкви? На наш взгляд, одной из важнейших причин такой ситуации является забвение в церковной педагогике прямой взаимосвязи обóжения и деятельной любви, потому что в духовническом дискурсе на первый план выходят темы покаяния и очищения от грехов . Фактически Евхаристия давно перестала восприниматься как таинство единящей любви, создающее по образу Троицы единство человеческих душ, то есть Церковь как Тело Христово, которое есть тем самым средство благодатных сил для исполнения «новой» и «первой» заповеди Христа о самоотверженной любви к ближним ( Ин.13:34 ; Мк.12:29–31 ). Это нашло свое отражение и в нашей литургии. Так, в славянской редакции дьяконский возглас перед Чашей: «Со страхом Божиим и верою приступите» — с течением времени утратил свою более древнюю формулу, которая в старейших рукописных текстах литургии добавляла: «…и любовию». В греческой традиции и по сей день используется эта формула: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите». Наверняка каждый из нас не раз слышал вопрос: «Как регулярно ты причащаешься?» или «Как давно ты причащался?» А теперь попробуем вспомнить, когда в последний раз нас кто-нибудь спрашивал: «Как часто ты проявляешь действенную любовь?» или «Когда в последний раз ты проявлял любовь?» Звучит как-то нелепо, не так ли? Заметим также, что если у нас есть аскетическая практика подготовки к причастию, включающая пост и целое молитвенное правило до и после причастия, то для дел любви есть лишь короткая молитва перед началом и по окончании всякого дела. Стандартная приходская практика в русской традиции предполагает, что причащаться может тот, кто постился, читал канон и исповедовался в грехах. Деятельная любовь к ближнему как цель и условие причащения даже не упоминается, в том числе и в официальном документе Московской патриархии — «Об участии верных в Евхаристии». Исторические причины забвения этики любви Как это часто бывает, гиперакцентуация на одном аспекте, пусть и крайне важном, приводит к оскудению и забвению другого. Исторически так сложилось, что в традиционном институциональном христианстве евангельская этика любви оказалась в тени огромной фигуры сакраментализма. Донатизм на Западе и мелитианство на Востоке в своем моральном ригоризме во многом де-факто дискредитировали идею святости как практической нормы христианской жизни общины. Коль скоро действительность таинств не зависит от нравственного состояния клирика (и шире, даже общины), невольно возникает соблазн отодвинуть евангельскую этику и ортопраксию на второй план. Кроме того, эту непростую ситуацию церковного сознания обостряет доминанта правоверия (напрямую следующая из самой структуры Символа веры ) как главного критерия принадлежности верных к Церкви. Иными словами, в духовной жизни евангельская этика любви перестает восприниматься как безусловно необходимая, раз есть действительные таинства и декларирование ортодоксии.

http://azbyka.ru/zabytyj-smysl-evharisti...

Смирение  –  это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится  по отношению к  Богу , людям и самому себе . Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество. Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным. В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный  Иоанн Лествичник  пишет о трёх степенях смирения. 1я степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На 2й степени истребляется всякий гнев. 3я же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться. Как смириться? Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только исполнением евангельских  заповедей . «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный  авва Дорофей . Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой. Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя  ( Мк.12:29–31 ) Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св.  Игнатия Брянчанинова , он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

http://azbyka.ru/smirenie

Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно. ( Мф.19:16–26 ) Как видно из данного фрагмента Евангелие, здесь акцентировано внимание на четырех вещах. О важности соблюдения заповедей акцентировано внимание еще в одном месте Евангелие: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам”. ( Ин.14:21 ) Наивысшая заповедь: “Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет”. ( Мк.12:29–31 ) Соответственно, грехи могут быть против Бога, ближнего и против себя. (Более детально грехи против наивысшей заповеди перечислены в 10 заповедях Книга Исход 20:2–17) Если у Вас получается более-менее соблюдать наивысшую заповедь, то Вы можете задуматься о том, что-бы попробовать “быть совершенным”, уйти в монастырь и дать монашеские обеты. При этом важно взять благословение у своего духовника (священника, который Вас хорошо знает и будет знать у Вас “прелесть” или это искреннее желание). Перед тем как дать монашеские обеты и стать монахом, кандидат сначала становится трудником, послушником, иноком. Так человек готовится к настоящей монашеской жизни, проверяет себя и свои силы. Стремление к христианскому совершенству — это дело похвальное и богоугодное. Но исполнение евангельского совета, о котором вы спрашиваете, должно быть обязательно с ясным пониманием цели и периодом времени для самоиспытания. Иметь в юности такие порывы — это нормально для христианина, но одних порывов недостаточно. Неслучайно, что сейчас запрещено постригать в монашество лиц младше 30 лет, поскольку желание такой жизни должно быть подтверждено временем и делами. Что касается цели, то св. Диадох Фотикийский пишет следующее:

http://azbyka.ru/vopros/pravilno-li-otno...

3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, 586 потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). 587 О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни. – Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010