Он изгнал торговцев из храма: Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть? Иисус отвечает вопросом на вопрос: Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они уклоняются от ответа. Тогда Иисус отвечает: И Я вам не скажу, какою властью это делаю ( Мф.21:23–27 ; ср. Мк.11:27–33 ; Лк.20:1–8 ). Таким образом, у синоптиков первосвященники и старейшины оспаривают власть Иисуса поступать так, как Он поступил в храме. У Иоанна же иудеи требуют знамения, которое подтвердило бы правоту Иисуса. В то же время Матфей свидетельствует о том, что одним из обвинений против Иисуса на суде у Каиафы было следующее: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его ( Мф.26:61 ). У Марка это же обвинение приведено в следующей редакции: Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный ( Мк.14:58 ). Разница в формулировках может объясняться тем, что свидетелей было два ( Мф.26:60 ) или несколько ( Мк.14:57 ). То же обвинение, согласно Матфею и Марку, звучало, когда Иисус был распят и проходившие мимо злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста ( Мф.27:39–40 ; Мк.15:29–30 ). Читая Евангелия от Матфея и Марка без учета сказанного у Иоанна, можно было бы предположить, что Иисус никогда не произносил слов, которые были инкриминированы Ему на суде, тем более что показания тех, кто ссылался на эти слова, названы в обоих Евангелиях лжесвидетельствами. Только Евангелие от Иоанна проливает свет на событие, которое легло в основу этих показаний. Это же Евангелие содержит объяснение слов, на тот момент не понятых ни иудеями, к которым они были обращены, ни учениками Иисуса: Он говорил о храме тела Своего. Иисус многократно предсказывал Свою смерть, в том числе в ответ на требование иудеев показать им знамение: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи ( Мф.12:39–40 ). В устах Иисуса «три дня» имели пророческий смысл, символизируя Его смерть и трехдневное воскресение 116 . В храме Иерусалимском, отвечая на вопрос, каким знамением Иисус сможет доказать, что имеет власть так Себя вести, Он говорит о трех днях. Вполне естественно, что пророчество остается непонятым. Лишь после Его смерти и воскресения ученики вспомнят о том, что Он произносил эти слова, и поймут их истинный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мк.15:29 . Проходящие злословили Его, кивая головами и говоря: э! разрушающий храм в три дня созидающий! Мк.15:30 . спаси Себя Самого, и сойди с креста. Мимоходящие хуляху (злословили) Его. По всей вероятности, эти хулители распятого Христа были люди, подушаемые или возбуждаемые врагами Его, книжниками и фарисеями. Кивая головами своими–в знак насмешки. Разоряющий храм (разоряяй церковь ) и в три дня созидающий (и треми денми созидаяй). Это было то изречение, которое высказал Господь однажды при изгнании торгующих из храма, указывая на тридневное воскресение Свое из мертвых и тем на Свою божественность, но которое не поняли Иудеи и представляли на суде Синедриона, как доказательство, что Он богохульник ( Ин.2:19 ; Мф.26:61 ). Спасися Сам (спаси Себя), и сниди со креста, т. е. если Ты всемогущий чудотворец, то покажи теперь всемогущество над Самим Собой, избавь Себя от крестной смерти. Мк.15:31 . Подобно и первосвященники с книжниками насмехаясь говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Мк.15:32 . Христос Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его. Других спасал (ины спасе) от разных бед и страданий, а Себя не может спасти! Какой же Он Мессия? Христос, царь Израилев, т. е. Мессия, да снидет ныне со креста, потому что для Него, как Мессии, Сына, Божия, все возможно. Тогда, говорится в Евангелии Матфея, мы признаем его за Мессию, и сейчас же уверуем в Него. „Синедрион искушает Бога, требуя чуда, пишет святит. Черниговский Филарет, после того как видел столько чудес и лишь смеялся над чудесами. Гораздо более значило восстать из гроба, и, однако, Каиафы не переменились“. Нет, Сын Божий тем-то и даст познать Себя, что не снидет со креста, доколе не положит душу Свою за спасение мира. Еще Давидом предсказано было о Мессии: пронзили руки Мои и ноги Мои ( Пс.21:17 ). Вот это и сбылось теперь над Искупителем мира. „О скверные и пребеззаконные! восклицает св. Златоуст: Пророки разве не были пророками, или праведники праведниками оттого, что их Бог не исхитил от напасти? И они также страдали.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

(Именно у Мк.: 11:1–7 речь идёт только об одном молодом ослёнке, при отсутствии ссылки на тексты Исайи и Захарии, также и у Лк . 19:30–35 один только молодой осёл, это же и у Ин. 12: 14 , хотя и со ссылкой на текст Зах. 9:9 , но уже соответственно изменённый, именно вместо ослицы и осленка содержащий лишь слова о «молодом осле»). Общее заключение, которое может быть отсюда сделано, таково, что событие Входа Господня в Иерусалим, хотя исторически и совершилось в определённом месте и времени, но является сверхвременным или всевременным после этого своего совершения. Господь, однажды вошедший в царственном Своём входе в Иерусалим, продолжает входить в него, воцаряясь во всем мире, и «осанна, благословен грядый во Имя Господне, Царь Израилев» навсегда уже звучит в мире. 132 Эта мысль имеет для себя и более общее применение в отношении и ко всем событиям боговоплощения как имеющим пребывающий характер; это и выражается в их церковном праздновании как «великих праздников». Однако если этот воспоминательный характер о спасительных свершениях боговоплощения связан с их пребывающей силою и всевременным значением, то есть среди них такие, которые по особому своему характеру являются не только сверхвременными и постольку всевременными, но именно продолжающимися в своём свершении. Таково именно воцарение Господа, которое начинается уже с Рождества Христова, когда волхвы с Востока вопрошали, конечно, Духом Святым: «где родившийся Царь Иудейский, ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( Мф. 2:2 ), имея средоточием царский вход вместе с царским проклятием на кресте, на котором было надписание «Царь Иудейский» (в связи с вопрошанием о сем Пилата и утвердительным ответом Господа) ( Ис. 18:33–37 ; Мк . 5:2), издевательством воинов: «радуйся, Царь Иудейский» ( Мф. 27:29 ; Мк. 15:18 ; ср. Лк. 23:27 ). Но он продолжается и в земном явлении Христа с именем, написанным на одежде и на бедре Его: «Царь царей и Господь господствующих» (как бы ни понимать свидетельство Апокалипсиса), как «Царя царствующих» (19:16), и царствия Его в первом воскресении (святые «царствовали со Христом тысячу лет») и в связи со всем содержанием Откровения, посвящённым этому воцарению (20:4), наконец, во втором и страшном пришествии Царя ( Мф. 25:33 ). Сюда же относится и свидетельство Господа: «отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф. 26:64 ; Мк. 14:62 ; Лк. 22:69 ). Через всю цепь этих евангельских событий совершается в разных образах «царское служение Христа, Его воцарение, доколе оно не совершится», и «царство не от мира сего» не станет царством и в этом мире и над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Скачать epub pdf Беседа 39 3. Сопротивление и покорность (Мк.14,26–52) a) На пути к Елеонской горе. Предсказание об отречении Петра (Мк.14,26–31; Мф 26,30–35; Лк 22,31–34; см. Ин 14–17). 26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 27 И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. 28 По воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее. 29 Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. 30 И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 31 Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. После Тайной Вечери, после совместной трапезы с Иисусом, апостолам было невозможно себе представить, что они могут предать или подвести Того, Кто только что так возвышенно предложил им и даровал Свое общение. Но Сам Иисус видел яснее и глубже: «все вы соблазнитесь [о Мне] в эту ночь». Что хотел сказать Иисус этой фразой «соблазнитесь о Мне»? Кстати, слов «о Мне» в критическом тексте нет, то есть просто «все вы соблазнитесь». Этот необычный для современного русского языка глагол «соблазниться» (по-гречески skandalizein от существительного «соблазн», skandalon, ловушка, западня) означает быть пойманным в ловушку, обмануться или быть сбитым с толку какой-либо хитростью или коварством. Таким образом, «соблазнитесь» означает: вы будете разуверены, обескуражены, разочарованы, сбиты с толку. Даже Петр не составит исключения. Он, правда, был слишком уверен в себе, забыв о человеческой слабости и силу дьявольских искушений, забыв о тех ловушках, которые может подстроить жизнь. Мы знаем, что печальное предсказание Иисуса Христа в скором времени сбудется. И Петр предаст-таки своего Учителя. Но пусть Петра осуждают те, кто никогда не нарушал своего обещания. Да, он обнаружил слабость, но при этом всей своей дальнейшей жизнью доказал, что искренне любил Иисуса. Итак, апостолы соблазнятся, разочарованно разбегутся в разные стороны от Креста, обнаружат свою неверность. Но это никак не повлияет на Его верность своим ученикам: «по воскресении же Моем, Я предваряю вас в Галилее» (то есть «пойду вперед вас и буду ждать вас в Галилее»). И эта верность Иисуса Христа придаст силы вновь последовать за Ним тем, кто на короткое время отречется от Него по причине своей слепоты и страха. b) На Елеонской горе. Гефсиманское борение (Мк.14,32–42; Мф 26,36–46; Лк 22,39–46).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Мф.24:30 .  тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; (Ср. Мк.13:26 ; Лк.21:27 .) Что такое «знамение Сына Человеческого», которое явится на небе? Иоанн Златоуст толковал это выражение положительно – о кресте. «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе», то есть крест, который светлее солнца, так как солнце помрачается и скрывается, а крест является; он не явился бы, если бы не был гораздо светлее солнечных лучей». Другие толковали «знамение» в том смысле, что явится или необыкновенная звезда (как при рождении Христа), или Сам Христос, или будет воскресение мертвых. Второе пришествие Сына Человеческого не будет походить на прежнее. Он придет «на облаках небесных с силою и славою великою». Будут ли эти сила и слава только внешними или духовными или же теми и другими вместе, ничего определенного сказать невозможно, и все попытки разрешить эти вопросы представляются только гадательными. Мф.24:31 .  и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. (Ср. Мк.13:27 ; Лк.21:28 здесь добавляет слова, которых нет у Матфея и Марка.) Все выражения образные. Вместо «с трубою громогласною» в подлиннике «с трубою великою» ( μετ σλπιγγος μεγλης). У Марка этого выражения нет. В нескольких рукописях добавляется φωνς (как в русском переводе), некоторые совсем пропускают выражение «с трубою великою» или «громогласною». «От четырех ветров», т.е. из всех стран. «Ибо из каждого конца дует собственный ветер, и их (ветров) четыре, они суть преимущественно ветры» (Евфимий Зигавин). Слово κρος значит «верхний», «крайний». Оно употреблено здесь вместо «пределы», «границы» ( κρα δ τ ηθντα πρατα – Евфимий Зигавин). Ср. 1Кор.15:52 ; 1Фес.4:16 . Мф.24:32 .  От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; (Ср. Мк.13:28 ; Лк.21:29–30 .)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк. 11:1–11 ; Мф. 21:1–17 ; Ин. 12:12–15, 17–19 ; Лк. 19:29–46 За шесть дней до Пасхи Христос пришёл опять в Вифанию, а отсюда отправился в Иерусалим. На пути Он остановился у горы Елеонской и послал двух учеников в ближайшее селение, чтобы они там взяли молодого осла и привели к Нему. Ученики привели осла и посадили на него Иисуса. Много народа собралось к славному учителю иные провожали Его и постилали по дороге одежды свои другие шли навстречу ему с пальмовыми ветвями. Все восклицали: «Осанна! благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!» (спаси нас Вышний). Когда Господь вошёл в Иерусалим, по всему городу заговорили о Нём. Одни спрашивали, кто это? Другие отвечали: «это Иисус из Назарета, Который воскресил Лазаря». А Христос пришёл в храм, здесь дети продолжали восклицать Ему: «осанна в вышних!» В храме Он исцелил слепых и хромых и возвратился в Вифанию. 28. Предательство Иуды и Тайная вечеря Мф. 26:1–5, 14–16, 20–35 ; Мк. 14:10–25 ; Лк. 22:1–30 ; Ин. 13:1–30 Начальники Иудейские ненавидели Иисуса Христа особенно за то, что Он смело обличал их пороки; а царский вход Его в Иерусалим ещё более усилил злобу их. Они искали случая взять Его, но только без народа. В этом помог им один из учеников, Иуда Искариотский. Жадность к деньгам одолела его и он за 30 сребреников (около 26 рублей) обещал врагам Иисуса предать Его когда Он будет один. Это было в среду, а в четверг вечером Христос пришёл с учениками в Иерусалим праздновать Пасху. Вошл они в дом, где для них приготовлена была горница. Прежде всего Иисус Христос показал пример смирения – Сам умыл ноги ученикам Своим, потом за столом говорил им, что Он должен пострадать и умереть в Иерусалиме, и сказал: «один из вас предаст Меня». После того Иуда Искариот не мог оставаться здесь и ушёл. Вечеря ещё продолжалась, Иисус Христос взял квасный хлеб, благословил его, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое». Потом дал им чашу с виноградным вином и сказал: «пейте от нея вси, сия бо есть кровь Моя Нового Завета». При том заповедал: «сие творите в Моё воспоминание». Так Спаситель установил таинство Причащения .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господу было угодно послать этого Пророка, чтобы он уготовал Ему путь, сделал прямыми стези Ему и подготовил сердца людей к принятию Христа как Бога и Спасителя. Среди народа израильского были и те, кто не принял Господа Спасителя, и те немногие, которые последовали за Ним. По крайней мере, часть из них – это люди, которые приходили на Иордан к Иоанну Крестителю и поверили его проповеди. Мы помним слова из евангельского рассказа, когда Господа спросили: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11.28), – и Он ответил: «Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне» (Мк. 11. 29-30). Услышав такие слова, книжники и первосвященники рассуждали между собою: «Если скажем: с небес, – то Он скажет: почему же вы не поверили ему? а сказать: от человеков – боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк» (Мк. 11. 31-32). Люди, которые не поверили проповеди Иоанна Крестителя, которые не знали, что ответить на вопрос: от Бога было это крещение или от человеков, – не поверили и Господу Иисуса Христу, и добились того, что Он был распят по приказу римского прокуратора. А те, которые поверили Иоанну Крестителю, последовали и за Господом Иисусом Христом, в том числе и некоторые ученики Иоанна Предтечи. О чем мы тоже слышим из Евангелия от Иоанна. Когда Иоанн Креститель указал на Иисуса и сказал: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1.36), тотчас двое учеников Крестителя отделились и пошли за Иисусом, а когда Он обернулся и увидел их, они спросили Его: «Равви,– что значит: учитель,– где живешь?» (Ин. 1. 38). Не потому, что им было интересно, где Он живет, а потому, что они хотели узнать, кто Он такой и зачем пришел, и почему Иоанн Креститель, которого они почитали как пророка, именно на Него указал как на Агнца Божия. Иоанн Креститель и сегодня стоит перед нашим духовным взором, указывает нам на Господа Иисуса Христа и говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира» (Ин. 1. 29). И сегодня Иоанн Предтеча обращает к нам свою проповедь и говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 1).

http://mospat.ru/ru/news/59753/

Таким образом, пришествие Царствия Божия для Иисуса Христа не соединено с мировыми переменами и катастрофами, не подчинено им, как если бы эти катастрофы характеризовали пришествие Бога и Его Царствия. Скорее наоборот, пришествие Царствия Божия придает характерный образ миру, как будущему, так и настоящему. Б) Образы будущего мира В отличие от апокалиптики и раввинизма Иисус Христос отказывается от какого бы то ни было предметного изображения будущего мира, который формируется Царствием Божиим. Это потустороннее бытие Он обозначает только двумя способами: как эсхатологический пир и как полное обновление бытия. Иисус Христос многократно использует ветхозаветный образ эсхатологической дружеской трапезы. «И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин» ( Ис. 25:6 ). Спаситель подхватывает этот образ, чтобы выразить мысль о радостном собрании народов в спасительном Царствии: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк. 14:25 ). В последнем случае у Евангелиста Матфея дополнено: «пить с вами» ( Мф. 26:29 ). У Евангелиста Луки это возвещение расширено и дополнено необычным словом: «Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» ( Лк. 22:29–30 ). Основная тенденция всех этих образных речей очевидна: Царствие Божие и в будущем, потустороннем мире – не некое бытие в раю, но конкретное общение с Иисусом Христом и, тем самым, эсхатологическое общение за трапезой с Самим Богом. В прочих случаях о грядущем бытии Иисус Христос говорит только то, что оно будет новым . Согласно ( Мк. 14:25 ) питие там будет «новым» (kainon). Возможно, в этом выражении «новизна» понимается в том же смысле, как и в изречении о молодом (neon) вине и ветхих мехах ( Мк. 2:22 ). Здесь время спасения приносит то новое, которое не может быть смешано с ветхим. Это блаженное время принесет новое, в смысле ветхозаветного пророчества: «Вот, Я делаю новое» (idou poio kaina) ( Uc. 43:19, LXX ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Иисус Христос до 30-летнего возраста жил с ними, как сын тектона, и вдруг, оставив все, начал действовать, как чрезвычайный посланник Божий, творить дела необычайные. Не могли ли они в самом деле соблазняться этим, и, не веруя в Него, как Мессию, но слыша о Его необыкновенных делах, думать, что Он вышел из себя? Конечно, впрочем, если и предположить, что названные братья Господа думали и говорили так о Нем: то Матерь Его, знавшая тайну явления Сына своего, не могла разделять их мыслей, и – только материнское сердце, а не подобные думы, влекло теперь к Нему Ее, может быть, встревоженную слухами, что Сын Ее вышел из себя, и что может быть Ему грозит вследствие этого опасность от врагов Его. Мк.3:22–30 . «Он имеет в Себе веельзевула» и пр.: это сильнее, чем в повествовании ев. Матфея ( Мф.12:24 ). По тому повествованию они говорили только, что Он изгоняет бесов силой веельзевула, т.е.повелевает духами нечистыми, а по рассматриваемому повествованию считают еще Его самого одержимым духом нечистым (ср.ст. 30), каковую нелепость их мысли и обличает Господь. Существенного различия в повествованиях об этом ев. Матфея и Марка очевидно нет; у последнего прибавлена только новая черта, весьма вероятная, или, сказать точнее, совершенно достоверная, так как на эту черту указывает и сам Спаситель в дальнейшем опровержении или изобличении этой хулы на Него, и так как мы из слов самого же Господа знаем, что враги его, во вражде против Него, даже самого Его называли веельзевулом ( Мф.10:25 ); мудрено ли же, что они говорили и разглашали, будто в Нем нечистый дух? – «И призвав их»: из множества окружавшего Его народа вызвал их для изобличения. – «И говорил им притчами» и пр.: до ст. 30: см. прим. к Мф.12:25–32 . – «Но подлежит он вечному осуждению»: вечное осуждение, осуждение на вечные нескончаемые мучения есть необходимое следствие того, что грех хулы против Духа Святого не простится ни в этот век, ни в будущий, т. е. никогда. «Нечистый дух» – то же что веельзевул ст. 22, в противоположность Духу Святому ст. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Весь это длинный текст написан не для формального отчета или какой-либо похвалы. Мне очень важно было всем засвидетельствовать, как все-таки благ Господь. Рукою крепкою и мышцею высокою (Втор. 5: 15) он помогает всем, кто трудится для Него. И мы, когда делаем добро другим людям, это познаем на опыте. Посему и молодежи, и будущим пастырям не стоит бояться трудностей! Если появится желание совершить небольшой «героический» поступок добра, надо его делать. Господь поможет! Совершайте поездки на Русский Север, которые не только дают знания о русской старине, но и позволяют познакомиться с очень хорошими людьми! Творите добрые дела ради Господа! Приобретайте себе сокровища не ветшающие, отправляйтесь выполнять Божие призвание без оглядки и тогда получите в сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель (Мк. 10: 30), получите радость в этой жизни и великое-великое утешение в Небесном Царстве. Как написано, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2: 9). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии И Р 30 августа 2016, 22:08 Настоящие люди, настоящее дело. Слава Богу за всё! раб Божий иоанн Мыскина Наталия 30 августа 2016, 14:28 Отец Ириней ,огромное Вам спасибо за такое любопытное повествование о нашей глубинке. Душа радуется , когда читаешь о таких событиях, что у нас такая замечательная молодежь. Спасибо за Ваши труды отец Ириней . Наша немногочисленная семья молится о Вас. Помоги Вам Господи! Ирина 30 августа 2016, 12:34 Спасибо за статью, написано не шаблонно. Наталья Богоявленская 29 августа 2016, 23:19 Какое это, оказывается, сложное дело -- волонтёрство. О том, что оно нужное и интересное, я знала, а обо всех его проблемах и " подводных камнях " даже не подозревала. Но с нашей замечательной молодёжью да ещё под руководством такого мудрого пастыря, как отец Ириней, возможно всё. Спасибо вам, батюшка, за ваш замечательный рассказ и за вашу важную работу. Она ведь важна не только для восстановления храмов, но и для воспитания людей -- таких разных, и для возрождения Веры Православной на Русском Севере. Низкий вам поклон и помощи Божией!

http://pravoslavie.ru/96484.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010