Мф.5:27 . «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.» Мф.5:28 . «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Мф.5:29 . «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» Мф.5:30 . «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.» «Что ты не исполняешь заповеди Спасителя: аще око твое десное соблазняет тя, отсеки и верзи от себе (Ср.: Мф. 5:29 ) – тебя соблазнил глаз скупостию: что ты не отвращаешь его от предметов, которыми он соблазняет тебя? Доколе ты не научишься пренебрегать чувственным? – Доколе в тебе будет так слаба вера в будущие блага?» 696]. " Если правый глаз твой соблазняет тебя... если правая твоя рука соблазняет тебя ( Мф. 5:29–30 )... Человек сотворен правым и должен быть таковым, оставив лукавство греха; нужно отсекать страсти, а не руки и ноги, вырвать страсти, а не глаз. Из сердца исходят злые помыслы (око лукавое) ( Мф. 15:19 ). Все это должно быть отсечено, вырвано с корнем с помощью благодати Божией» 84]. «Не забывай в нужных случаях, когда подстрекает страсть и распаляет враг, заповедь Спасителя: аще око твое десное (сердце) соблажняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих ( Мф. 5:29 ) (умертвите уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, похоть злую и лихоимание) ( Кол. 3:5 ) – а не все тело твое – не весь плотской, ветхий, греховный человек твой ввержен будет в геенну огненную ( Мф. 5:29 ), Много зла терпят люди от несоблюдения этой заповеди Спасителя» 471]. «Когда единородный твой – разум твой – кичит и идет против истины Божией, соглашаясь с отцом лжи ( Ин. 8:44 ) или понуждаемый к восстанию на Отца Истины, распни и заколи этого единородного своего и принеси его в жертву Богу (Ср.: Быт. 22:2, 10 ). Болезненно это распятие и заклание чада своего, всегда в нас находящегося, но необходимо: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми ( Гал. 5:24 ); под плотию разумей и ум плотский, или мудрование плотское, которое есть вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже может. Мудрование плотское смерть есть, мудрование же Божие живот и мир (Ср.: Рим. 8:7, 6 ). (Или вот еще тебе побуждение заклать своего единородного, то есть разум, противящийся истине Божией): аще око твое десное, разумея сердце и кичливый разум, соблазняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд (плотского человека) твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную, идеже червь их не умирает, и огнь не угасает ( Мф. 5:29 ; Мк. 9:43–44 )» 194].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Глава 9 1–13. Преображение Господа Иисуса Христа. – 14–29. Исцеление бесноватого отрока. – 30–32. Повторение предсказания о смерти и Воскресении. – 33–50. Об отношении учеников друг к другу: смирение, любовь. Беседа о соблазнах. Мк.9:1 .  И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. (Ср. Мф. 16:28 .) Эти слова представляют собой заключение к речи Господа, содержащейся в Мк.8:34–38 . Евангелист Матфей выражается гораздо конкретнее, чем Марк (и с ним Лука). Он говорит именно о пришествии Христа как могущественного Царя, а Марк – о наступлении Царствия Божия вообще. Об исполнении этого пророчества Христова нужно сказать следующее. Царство Божие «в силе», т.е. распространение Евангелия во всем тогдашнем мире ( Рим.1:8 ; Кол.1:6 ; 1Фес.1:8 ), увидели некоторые из тех, которые были слушателями Христа. Они видели, как Царство Божие проникло в сердца людей, обновляя их и снабжая новыми жизненными силами, – словом, обнаруживая всю свою чудодейственную силу. Мк.9:2 .  И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Начинающееся здесь повествование о Преображении Христа в общем сходно с повествованием Евангелия Матфея ( Мф.17:1–13 ), но имеет и некоторые особенности. Мк.9:3 .  Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. Не упоминая об «изменении лица Христова» (ср. Мф.17:2 ), евангелист Марк особенно обстоятельно говорит об одеждах Христовых, которые были озарены необычайнейшим светом. Сам свет этот был небесного происхождения, как видно из того, что с ним, говорит евангелист, нельзя было сравнить блеск одежды, вычищенной белильщиком «на земле». Мк.9:4 .  И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. Евангелист Марк на первом месте ставит Илию (а не Моисея, как Матфей), может быть, потому, что далее идет беседа об Илии (стих 11 и сл.). Мк.9:5 .  При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6. Гефсимания Гефсимания – место на склоне Елеонской горы, за потоком Кедрон, протекающим между Иерусалимом и этой горой. Здесь разворачиваются события, которым будет посвящена настоящая глава: Гефсиманское борение и арест Иисуса. Гефсиманским борением в литературе принято называть эпизод, который непосредственно предшествует рассказу об аресте. Этот эпизод содержится только в синоптических Евангелиях, тогда как сам арест описывают все четыре евангелиста. 1. Гефсиманское борение Гора Елеонская неоднократно упоминается в Евангелиях. Приходя в Иерусалим, Иисус проводил ночи на горе Елеонской, а утром возвращался в город ( Ин.8:1 ). Возле нее Он находился в тот момент, когда дал повеление двум ученикам найти ослицу и молодого осла для Его въезда в Иерусалим ( Мф.21:1–3 ; Мк.11:1–3 ; Лк.19:29–31 ), и возле спуска с этой горы народ начал приветствовать его как Царя, грядущего во имя Господне ( Лк.19:37 ). Здесь же находилась Вифания, связанная со многими событиями евангельской истории ( Мф.21:17; 26:6 ; Мк.11:1, 11–12; 14:3 ; Лк.24:50 ; Ин.11:1, 18; 12:1 ). На горе Елеонской Иисус говорил ученикам о признаках Своего второго пришествия и кончины века ( Мф.24:3 ; Мк.13:3–4 ). В последние дни Своей земной жизни Иисус днем учил в храме, а ночи проводил на горе Елеонской ( Лк.21:37 ; Мф.21:17 ; Мк.11:11 ). Сюда же Он отправился после Тайной Вечери. Марк и Матфей описывают этот путь очень просто: И, воспев, пошли на гору Елеонскую( Мф.26:30 ; Мк.14:26 ). Но Лука выражается несколько иначе: И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его ( Лк.22:39 ). У Луки не вся группа движется к горе, а Иисус идет к ней, тогда как ученики лишь следуют за ним. Эта картина больше соответствует тому, что известно о пути из Иерусалима к Кедрону: это была узкая тропинка, которая шла по склону горы и по которой люди могли идти только один за другим. 232 Можно в связи с версией Луки вспомнить, как за несколько дней до этого, когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе ( Мк.10:32 ). Ученики слышали предсказания Иисуса о Своей смерти и видели, что Он решительно и сознательно движется навстречу ей. Они следовали за ним, но делали это неохотно и со страхом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но теперь «они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду» ( Лк. 9:6 ), «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:13 ). Этим начинается жизнь двенадцати со Христом, причем в евангельском изображении эта двенадцатерица составляет духовную единицу, в своей совокупности общающуюся со Христом: «Он проходил по градам и весям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать», ο δδεκα σν ατ. ( Лк.8:1 ). Они являются свидетелями Его чудес и проповеди , они исповедуют устами Петра веру в Него как во Христа, Сына Бога живого, на пути в Кесарию Филиппову ( Мф.16:13–16 ), и им начинает Господь все настойчивей и определенней возвещать о предстоящем страдании и крестной смерти ( Мф.16:21; 20:17 : «...отозвал двенадцать учеников Своих одних «τος δδεκα κατ’ ιδαν Мк.10:32 ; Лк.9:43–45 ). Им всем без всякого ограничения дано обетование в ответ на вопрошание Петра «что же будет нам», оставившим все и последовавшим за Христом: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19, 27–28 ; у Лк.22:29–30 , уже на Тайной Вечере). Даже когда колебалось это единство двенадцати, как, например, когда Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы ( Мк.10:35–40 ), вместе с матерью своей ( Мф.20:20 ) просили у Учителя для себя первых мест в царстве Его, тем нарушая союз любви, остальные десять ο δκα. ( Мк.10:41 ; Мф.20:24 ), стало быть, и Иуда, вознегодовали против двух братьев. Но эти мимоходящие раздоры устраняются, и единство двенадцати снова пребывает нерушимым. Таковым оно является на пути в Иерусалим ( Мк.10:32 ), при торжественном входе Господнем, когда «все множество (παν τ πλθος) учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они» ( Лк.19:37 ). После сего Иисус «вышел в Вифанию с двенадцатью» ( Мк.11:11 ). Они созерцают проклятие смоковницы ( Мф.21:20 ) и внемлют последним речам Господа ( Мф.23:1 ), завершающим разрыв с иудейским народом, присутствуют с Ним на горе Елеонской, слышат Его последнюю весть о предстоящем Ему пропятии в эту Пасху ( Мф.26:2 ) и, наконец, присутствуют на вечере в доме Симона прокаженного. Заслуживает внимания, что относительно его апостольства нет в Евангелиях никаких сведений о его искушениях, каковые имеются о самых главных апостолах, как о Петре, Иакове и Иоанне. Можно сказать, что на протяжении всего Евангелия у трех синоптиков не только отсутствуют указания на какие-либо черты, отличающие Иуду от других апостолов и выделяющие его из единства двенадцатерицы, напротив, мы имеем здесь положительное свидетельство о равноапостольности Иуды, который входил в лик апостольский органически, разделяя его общую жизнь около своего Учителя. И это положительное, хотя и молчаливое, свидетельство Евангелия в высшей степени важно и для понимания природы его предательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мк.7:28 . Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. Слова Хананеянки: так (ей), Господи, ибо псы и пр. имеют следующий смысл: „пусть иудеи пользуются великими Твоими благодеяниями, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, подобно тому, как псы пользуются остатками от трапезы своих хозяев, т. е. исцели и мою дочь“. „Какая твердость духа! восклицает при этом Златоуст. Господь говорить: несть добро, она отвечает: ей, Господи. Он называет ее псом, а она приписывает себе и действие, свойственное псу. Видишь ли тут и ее смирение?“ Мк.7:29 . И сказал ей: за это слово пойди, бес вышел из твоей дочери. Мк.7:30 . И пришедши в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели. И Господь за великую веру и великое смирение женщины-хананеянки исцелил дочь ее. О женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему, по Евангелию Матфея, сказал Господь Хананеянке, исцеляя ее дочь. Такова сила усиленной, неотступной молитвы. Если Бог иногда медлит, это не значит, что совсем отказывает. Зач. 31. Возвращение Иисуса Христа из пределов Тирских и Сидонских и исцеление глухого-косноязычного. Читается в субботу 4-ой недели Великого поста. Мк.7:31 . Вышед из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Из пределов Тирских и Сидонских. Чит. объясн. 24 ст. К морю Галилейскому. О море чит. в объясн. 16 ст. 1 гл. Между пределы Декапольски (чрез пределы Десятиградия ( Мк.5:20 ). Это – путь по северо-восточному берегу Галилейского или Геннисаретского озера на восточную сторону Иордана. Мк.7:32 . Привели к Нему глухого косноязычного, и просили Его возложить на него руку. Исцеление сего глухого косноязычного описано только у одного еванг. Марка. Св. Марк не говорит, что болезнь этого несчастного происходила от действия злого духа, следовательно, этот человек не был бесноватым. Так Господь и евангелисты строго отличают простые естественные болезни от болезней, производимых действием злых духов на человека (Мих.). И моляху Его, да возножит нань руку (просили Его возложить на него руку), – т. е. для исцеления, как не раз делал Иисус Христос, исцеляя больных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Взглянув на него, полюбил его» (стих 21). Христу угодна была жажда, с которой юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничиваясь его внешним, буквальным, исполнением. «Одного тебе недостает». Чего же? Под этим «единым» нельзя понимать то, что перечисляет Христос далее: продажу имения, раздачу нищим и последование за Христом, потому что это уже не одно, а три дела. По контексту речи лучше всего здесь видеть обозначение покаяния или обращения, подобно дитяти, к Христу. «Взяв крест». Ср. Мк.8:34 , впрочем, в лучших кодексах этого выражения нет. «Как трудно надеющимся на богатство...» (стих 24). В лучших кодексах слов «надеющимся на богатство» не имеется (Тишендорф, 8 изд.). Господь говорит, что доступ в Царство Небесное труден вообще. Мк.10:28   И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Мк.10:29 .  Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, Мк.10:30 .  и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Мк.10:31 .  Многие же будут первые последними, и последние первыми. (См. Мф.19:27–30 ). Евангелист Марк точнее определяет награду, ожидающую верных последователей Христа. Он говорит, что эта награда двоякая – временная и вечная (Матфей говорит только о «вечной» награде, в будущей жизни). Здесь верующий получит во сто раз больше всего того, от чего он ради Христа отказался, а там, за гробом жизнь вечную или вечное блаженство. Конечно, под новыми «домами», «отцами», «братьями» и т.д. нужно понимать духовные блага и связи, которые пошедший за Христом и разорвавший для этого связи с своими родными по плоти находит в новой жизни. Однако Христос прибавляет, что христиане в то же время должны претерпеть и гонения ( «среди гонений»), от преследований врагов они не будут избавлены в этом веке ( ν τ καιρ τοτ). В упоминании о получении наград на земле нет упоминания о возмещении разлуки с «женой». Блаженный Феофилакт сообщает, что нечестивый Юлиан нарочно вставлял здесь и такое упоминание, как бы обвиняя христиан в том, что они могут, по учению их Спасителя, иметь сколько угодно жен, расставшись с женами, которых они имели, будучи язычниками. Господь таким образом намеренно не упомянул, не повторил этого выражения «жену» в обещании награды. Об исполнении пророчества Христова относительно земных наград последователю Христа можно читать Деян.2:44 и сл.; Деян.4:32, 37 ; Рим.16:13 ; 1Тим.5:2 и в др. местах апостольских посланий, где, например, старцев рекомендуется почитать как отцов, старых женщин – как матерей и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 30. Неделя 4 Великого поста. Об исцелении немого бесноватого. О необходимости поста и молитвы (Мк. 9:17–29) «Сей род не может выйти иначе... как от молитвы и поста »( Мк. 9:29 ). Много чудес, братия и сестры, совершил Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни. Большинство из них касалось исцеления больных, слепых, сухих, прокажённых, бесноватых. Об исцелении одного из бесноватых и повествуется в сегодняшнем Евангельском чтении. Остановим своё внимание на этом чуде. После Своего Преображения Господь спускался с горы Фавор с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, беседуя с ними. В это время остальные ученики невдалеке от горы Фавор спорили с книжниками в связи с тем, что не могли исцелить бесноватого отрока, которого привёл к апостолам его отец, прося их исцелить его. Страждущий сын был одержим «духом немым и глухим». В новолуния этот нечистый и страшный дух особенно мучил свою жертву: больной повергался на землю, испускал пену, скрежетал зубами, цепенел ( Мк. 9:18 ). Когда Христос подошёл к спорящим и узнал обо всём случившемся, то с горечью и укоризной сказал: О, род неверный (и развращённый), доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас ( Мк. 9:19 ). С этими словами Господь хотел подчеркнуть, что неверие рассудка и развращённость воли не допускают проникнуть в сердце человека благодатной вере, – вере истинной, непоколебимой, чудотворящей. Такой веры не оказалось у отца страждущего отрока, и апостолы не могли исцелить его сына. К тому же и у самих апостолов ещё не было той веры, которая двигает горами. Поэтому Христос сказал: приведите его ко Мне. И когда отец привёл сына, то тотчас же на глазах Христа и народа открылась жуткая картина страшной болезни; нечистый дух сотряс больного, и он упал на землю и валялся, испуская пену ( Мк. 9:20 ). И тут отец, скорбя сердцем за своего сына, обращается с просьбой к Иисусу Христу: Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. В последних словах: сжалься над нами и помоги нам слышится такая же страдающая родительская любовь, какая слышится в словах жены-хананеянки: Помилуй мя, Господи, дочь моя жестоко беснуется ( Мф. 15:22 ). Страдания детей всегда отзываются болью в сердцах родителей и переживаются как собственные страдания, однако, в тяжёлых случаях из жизни детей мало одной родительской любви, требуется ещё и горячая вера в помощь Божию. Такой-то веры и не хватало у отца отрока. Поэтому он и говорит в своём обращении к Христу: «если что можешь». В этих словах всё ещё скользит сомнение и неверие в возможность исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

И Петр пошел, но испугался волн, начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня ( Мф. 14:30 ). Иисус Христос протянул руку и поддержал Петра. Когда они вошли в лодку, ветер утих. Таково сегодняшнее повествование Евангелия. Невольно на мысль приходят наши дни и наша жизнь, окруженная житейской бурей. Становится страшно жить. И мы вспоминаем Господа. Но Он нам кажется призраком. Хорошо, если мы подобно Петру воскликнем: «Господи, если это Ты, повели прийти к Тебе». Хорошо, если мы, идя к Господу, не испугаемся житейской бури или если испугаемся, то все же воскликнем: «Господи, спаси меня!» Господь всегда поможет. Но если мы с самоуверенностью отвернемся от Господа, утверждая, что это призрак, если мы, утопая, не обратимся к Господу, то приходит наша погибель. Это закон жизни: Господь, Утверждение и Спаситель мой, кого убоюся? Господь – камень, на котором должна строиться наша жизнь, и тогда никакая буря нас не собьет – мы сами устоим и еще другим поможем. Да будет в сердцах наших обращенность ко Господу, и тогда никакая житейская буря нам не страшна. Исцеление бесноватого отрока. (Ин. 17:14–24) Неделя 10-я по Пятидесятнице У одного отца был бесноватый сын. С детских лет страдал, несчастный. Злой дух бросал его и в огонь и в воду и всячески хотел погубить его. Отец просил учеников Христовых исцелить несчастного, но они не могли. Тогда отец обратился к Христу Спасителю: сжалься над нами и помоги нам ( Мк. 9:22 ). Иисус Христос ответил: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему ( Мк. 9:23 ). На это отец воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию ( Мк. 9:24 ). И Господь Иисус Христос исцелил несчастного сына несчастного отца. Потом ученики Христовы спрашивали Спасителя, почему они не могли исцелить? И Спаситель ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ). Что из этого евангельского повествования может относиться к нам? Иногда, пожалуй, и мы бываем бесноватыми от гордости, от злобы, от нечистых искушений и других страстей. Как справиться с такой бедой? И слышим слова Спасителя: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста ( Мк. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Скачать epub pdf Беседа 18 V. ПУТЬ МЕССИИ (Мк.8:27–10:52) 1. «За кого вы меня почитаете?» (Мк.8,27–33) а) Исповедание Петра (Мк.8,27–30) (Мф 16,13–20; Лк 9,18–21) 27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? 28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. 29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. Этот эпизод приходится в Евангелии от Марка как раз на середину книги, он является как бы поворотным пунктом в жизнеописании Иисуса. Если до сих пор Марк описывал множество встреч Иисуса с людьми Его родной страны, то отныне он меняет тему. Деятельность Иисуса в Галилее подошла к концу. Начинается мессианский путь к Иерусалиму. Новая сцена переместилась в Кесарию Филиппову, которая находилась уже за пределами Галилеи. Она была расположена не на территории подвластной Ироду Антипе, а на территории тетрарха Филиппа, еще одного сына Ирода Великого. Поскольку начинается именно мессианский путь Иисуса, Особый смысл приобретает то, что этот путь начинается с важного вопроса Иисуса и важного исповедания Петра: « 27 За кого почитают Меня люди? 29 ...А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос». Все дальнейшее в евангельском повествовании будет стоять под знаком этого ответа Петра и будет понятно только в том случае, если знать, что путь Иисуса, неизбежно ведущий к страданиям и смерти, – это путь Мессии , совершаемый по воле Божией. Мессианство Иисуса и путь к крестным страданиям неразделимы. И до тех пор, пока эта важнейшая истина не понята или не могла быть понята, действует запрет Иисуса ученикам вообще что-либо говорить об этом другим людям: » 30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем». Итак, Иисуса сейчас волновал вопрос – какое влияние Он оказал на людей? Понял ли хоть кто-нибудь, кто Он есть в действительности? И Он спросил учеников, что думают о Нем люди, и услышал от них общее мнение и слухи. Эти мнения и слухи можно понять только на фоне представлений современников Иисуса о собственной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010