Оба эпитета, как γιος, так и ληθηνς, в Ветхом Завете прилагаются к Иегове как Владыке святого избранного народа израильского ( Ис.6:3, 40:25 ; Авв.3:2 ; Пс.77и др.; Ис.65:9, 16–17 ). Рассмотрение ветхозавет­ных мест, в которых Иегове присваиваются оба эти названия, открывает их глубокий смысл в применении к лицу Иисуса Христа в настоящем слу­чае: перенесение эпитетов выражает мысль об одинаковом Божественном достоинстве, одинаковых Божественных правах Иисуса Христа с Богом Отцом и устанавливает те же самые отношения Иисуса Христа к новому Израилю, какие связывали ветхозаветный Израиль с Иеговой. Как следствие и пояснение к первым двум эпитетам присоединяется последний: «имеяй ключ Давидов» и проч. Этот образ находит объяснение в гл.22 Исаии: обличая царедворца Севну ( Ис.22:15 ), Господь Саваоф говорит устами пророка: «Возложу ключ дома Давидова на рамена... Елиакима, сына Хелкиина» ( Ис.22:20, 22 ); «отворит он, и никто не запрет» ( Ис.22:22 ). С ключом дома Давидова соединяется право над входами и выходами в нем, а ключ, принадлежащий самому Давиду, сообщает обладателю наследственные права Давида, то есть власть над крепостью Сионом ( 2Цар.5:7 ; 3Цар.8:1 ), городом Иерусалимом ( Ис.10:24, 33:20 ), а вместе с тем и над всем Израилем (Мих.4и мн.др.). Объем власти определяется с положитель­ной и отрицательной стороны: от Христа зависит допустить или не допу­стить в Иерусалим; следовательно, власть является во всех отношениях неограниченной. А так как Царство духовного Израиля есть Царство Не­бесное, то ключ Давида имеет одинаковое значение, как и ключи Царства Небесного у Мф.16:19 . В главной части определения Иисус Христос 1) высказывает похвалу достоинствам Церкви (ст. 8), 2) изрекает пророчество об иудейской сина­гоге (ст. 9), затем присоединяет 3) обетование и 4) увещание верующим (ст. 10–11). Ст.10. «Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины иску­шения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущая на земли». По словоупотреблению Апокалипсиса, вселенная вся понимается в собственном смысле и обозначает всю землю как поприще всемирно-исторической жизни человечества и само человечество, населяющее землю: в Апок. 12диавол называется «обольщающим всю вселенную»; в Апок. 16бесовские духи, творящие знамения, выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в великий день Бога Вседержителя, и между этими царями есть цари из-за Евфрата, от восхода солнечного ( Апок. 16:12 ). В том и другом случае οικουμνη δλη, конечно, не Римская империя, а вся вселенная.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: «Господь оправдание наше!» ( Иер. 33:14–16 ). Доказательства же того, что оба эти текста относятся к Мессии: сами раввины Иудейские понимают их так, а не иначе 1 . 2) Места, в которых Мессия называется Адонай, Элогим и подобными именами, которые, хотя уже не суть исключительные имена одного Бога и иногда в Писании даются царям и Ангелам, однако ж, по-преимуществу, суть имена Божии. Сюда относятся: а) слова Пс. 44:7–8 : «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», – слова, единодушно относимые к Мессии; б) слова Пс. 109 , также относимого к Мессии 2 ; в) Исаия пророк пишет: «Глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего» ( Ис. 40:3 ): «Се Бог ваш, се Господь: Господь с крепостию идет» (ст. 10); г) слова пророка Малахии: «И внезапу приидет в церковь Свою Господь» ( Мал. 3:1 ) и проч. 3) Наконец, места, где Мессия изображается Сыном Божиим, рожденным от вечности. Так, в псалме 2-м, который вся церковь Иудейская относила к Мессии, Мессия говорит о Себе: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (ст. 7); в псалме 109-м, который так же весь относится к Мессии, Бог говорит к Нему: «Из чрева прежде денницы родих Тя» (ст. 3); пророк Михей свидетельствует о Мессии, что «исходи его из начала от дней века» ( Мих. 5:2 ). Соединение двух естеств человеческого и Божеского в лице Иисуса Христа, соответственно всем этим пророчествам, проповедует нам Евангелие. (Введение в Правос. Богословие сочин. Архиманд. Макария, параграф 84, стран. 242–244). Евреи могут возразить нам тем, что мы, дескать, не отрицаем того, что рассмотренные пророческие писания относятся к Мессии-Искупителю, но не веруем в пришедшего Мессию, в которого верят христиане, а ждем еще пришествия Мессии-Искупителя. Для устранения сего разногласия между иудеями и Христианами, относительно времени пришествия на землю обещанного Мессии, нужно обратиться к Священному Писанию , в коем содержатся указания на это время.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

3:6 Иудеев продавали грекам в столь отдаленные земли, что у них уже не оставалось никакой надежды на возвращение на родину. 3:7 Возрожденный народ Божий свершит правосудие над Тиром, Сидоном и Филистией. 3 продадут их Савеям. Т.е. купцам и работорговцам из далекой Савы ( 3Цар. 10,1–13 ; Иер. 6,20 ). 3:9–12 Иоиль призывает приготовиться к битве «всех ратоборцев», заведомо зная, что они обречены, ибо противостоит им Сам Господь. 3 Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья. Ср. Ис. 2,4 ; Мих. 4,3 . 3 туда. Т.е. на поле великого сражения, в долину Иосафатову. 3:13 Как хлебные колосья созрели для серпа ( Ис. 17,5 ), а виноградные гроздья для точила ( Ис. 63,3 ), так нечестивые народы готовы для «жатвы» (ср. Откр. 14,15.18.20 ), т.е. суда Божия. точило полно и подточилия переливаются. Уподобление переполненных виноградным соком или молодым вином давильных прессов и чанов с преисполненными нечестием народами, собранными в долине суда. 3 в долине суда. Долина Иосафатова отождествляется с той долиной, где Господь совершит Свой суд над народами. близок. Указание на неотвратимость дня Господня суда над нечестивыми (1,15; 2,1.31). 3 Солнце и луна... звезды. Вся вселенная отзовется на пришествие дня Господня (2,10.31; Ам. 5,18 ). 3 возгремит Господь... и даст глас Свой. Небо и земля содрогнутся от гласа Господня ( Пс. 28,3–9 ; Иер. 25,30 ; Ам. 1,2 ). защитою... и обороною. Гнев Господень повергнет в прах нечестивых, но сохранен и благословен будет народ завета ( Ис. 25,4 ; Пс. 45,2 ). 3 Я Господь Бог ваш, обитающий на Сионе. Основа уверенности Иудеи в покровительстве Господа в том, что народ знает о присутствии Самого Бога среди него, на Сионе ( Пс. 45,5.6 ; Ис. 8,18; 52,1.2 ; Зах. 2,10 ; Откр. 21,3 ). Ср. 2,27. 3:18 Завершается описание грядущих событий обетованием изобилия и блаженства (ср. 2,19–26). из дома Господня выйдет источник. Храм иерусалимский станет истоком некоего животворного потока ( Иез. 37,1–12 ; Пс. 45,5 ; Откр. 22,1.2 ), который напитает даже бесплодную долину Ситтим.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Неожиданные слухи о перемещении Вас в Москву, а сюда – арх[иепископа] Варнавы 4 теперь как-то замолкли, а то об этом здесь все говорили. Также говорили много и о каком-то новом назначении Михаила Владимировича 5 , и это даже беспокоило его, т. к. эти сведения были привезены из Петрограда некоторыми дворянами. В воскресенье вечером у нас был Ваш племянник Коля, и мы втроём много беседовали по самым разнообразным вопросам. Он был более спокоен, чем тогда, и мы очень приятно провели время. Он у меня ужинал и ушёл лишь тогда, когда надо было ему уже на поезд в Трубичино. Как неожиданно и как будто преждевременно скончался Романцев! 6 Вчера, провожая отца, я видел на вокзале тёщу, О. А. Сметанину, которая ехала за телом. Когда будет погребение, ещё не известно, слышал, что хотят отпевать в Никольском соборе, а хоронить – в Антониевом монастыре. Вероятно, придётся мне выходить на отпевание. А обедню, пожалуй, будет служить пр[еосвященный] Варсонофий 7 , его хороший знакомый. Пр[еосвященный]Варсонофий служил 10-го раннюю в Иоанновской церкви, в четверг акафист читал я в соборе, а сегодня он, в воскресенье он служил в соборе, а я болел. В это воскресенье мы оба служили: он в Знаменском соборе, а я в Софийском. Теперь он уже освоился и служит совсем уверенно. В пятницу, то есть завтра, будет заседание Совета Братства святой Софии 8 , и мы ему поднесём икону святой Софии Премудрости Божией на память о его долголетней миссионерской деятельности. Мне говорил о. Тихон 9 , что Вы собираетесь приехать на Сретение. Сие весьма приятно. Конечно, необходимо Вам приехать на этот прекрасный праздник, когда поются такие чудные стихиры и припевы, которые Вы к тому же особенно любите. Итак, до свидания. Желаю Вам благополучно и с утешением съездить в Тихвин. Прошу святых молитв Ваших. Ваш усердный послушник Е. Алексий. Письмо 2 Лл. 5–5 об. Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко! Сегодня в 4 ч. скончалась Мария Михайловна 10 . Я составил телеграмму о сём Вам срочную, которую м[ать] игумения послала в 9 часов. Посоветовавшись сам с собою, решил не посылать от монастыря телеграммы Государыне, а просить Вас известить её о кончине старицы. Вам там ближе и виднее, как это сделать. М[ария] Мих[айловна] прямо заснула. Последние дни она была до того слаба, что еле могла выговорить слово, хотя была в полной памяти. Я был у неё на днях. Похороны предполагает матушка в среду. Вы к тому времени будете уже здесь и, наверно, будете сами отпевать её. Пишу Вам эти строки не уверенный, что они Вас застанут в Петрограде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ту молитву из Великого повечерия я включила в свое ежедневное правило: «Сподоби меня…миро благоухания Тебе приносити, житие чисто, покаянием ми созданное…». Поначалу на этих словах мне становилось смутно и страшно: я не в силах очистить свое житие, оно остается нечистым, разве что маленькие окошки в нем протерты-прочищены моими неуклюжими Исповедями… Но это ведь опять о той же вере, о том же, то есть, доверии, с которым нужно безотлагательно идти ко Христу – к Единственному, кто может по-настоящему очистить мое житие. Не бойся, только веруй, и спасена будешь. Рейтинг: 10 Голосов: 622 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергий 20 августа 2023, 23:36 Спасется верующий и видящий Господа. В Евангелие всем кому помог Господь не только веровали но и видели Господа. Можно прожить в грехе веровать, но не видеть Господа и тогда погибель вечная. Алевтина! 19 июля 2023, 15:42 Спасибо большое! Вот и пришёл ответ,как всегда вовремя! Антоний 19 июля 2023, 08:48 При этом важно помнить, что " как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва " . Важно избежать соблазна ложного толкования: зачем делать дела, ведь если я спасаюсь верой, то достаточно только верить. Собственно, вопросу соотношения веры и дел апостол Иаков посвятил главу Евангелия с тем, чтобы разобрать вопрос соотношения веры и дел. " Бездушному телу подобна одна вера без дел, брат мои христианин, и мертва есть сия вера, как мертвое тело, если бездеиственна и бездеятельна совершенно " (при. Никодим Святогорец), потому так и живём, подводя итог каждого дня: оказали ли сегодня помощь нуждающимся в ней, соблюли ли каноны и заповеди. Галина И. 19 июля 2023, 08:09 Марина, спасибо! Вера приходит к нам на стыке двух вех в нашем сознании и в нашей жизни, между мучительным отчаяньем и светлой надеждой, когда мы, пытаясь оторваться от своих проблем и глядя в Небо, отвечаем на зов любви своего Небесного Отца и соприкасаемся в своем молитвенном духе с Его Св. Духом. У каждого свой опыт веры и богопознания: одно без другого невозможно. Истинная вера, верность Богу и дела веры неразрывно взаимосвязаны. Бог дал нам средства для спасения, отличные от средств мира: это прощение, милосердие и любовь. " О, человек! сказано тебе, что-добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом " (Мих 6,8).

http://pravoslavie.ru/154906.html

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх. Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью ( Исх. 12 ).         Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства ( Исх. 14:22 ).         Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом ( Исх. 19 ).         Вкушение чудесно посылаемой Богом манны ( Исх. 16:14 ). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога.         Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей ( Чис. 21:9 ).         Вступление евреев в обещанную их отцам землю ( Нав. 4 ). Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ( 1Кор. 5:7 ). Пророчества о Воскресении Христовом О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, Ис. 9:6 , Иер. 23:5 , Мих. 5:2 , Мал. 3:1 . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: Быт. 49:10 , 2Цар. 7:13 , Пс. 2 , Пс. 131:11 , Иез., Дан. 7:13 , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя. Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Воспрянем все, братья, радостным духом в Господе и воспоем Богу, Спасителю нашему 1 ! Что же касается прочего, поверим в истинность того, что должно исполниться и что мы ожидаем, благодаря тому, что уже ушло. Мы видим, что исполнилось предсказанное Господом: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести, чтобы было одно стадо и один Пастырь ( Ин.10:16 ). Поэтому не сомневаемся, что весь мир может поверить в Христа и прийти к единой Церкви, мы знаем, что Он Сам свидетельствует об этом в Евангелии: И проповедано будет cue Евангелие Царствия no всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец ( Мф.24:14 ). Если осталась какая-нибудь часть мира или варварский народ, не просвещенный верой Христовой, мы никоим образом не усомнимся в том, что он поверит и придет к единой Церкви, если мы признаем истинными слова Господа. Братья, на место зла пришла доброта, и истина одолела заблуждение, и как гордыня разделила народы различием языков, так любовь собрала их вновь в лоно братства : . Господь один обладает всем миром, поэтому нужно, чтобы Его владение имело одно сердце и один дух: Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе ( Пс.2:8 ). Весь род человеческий произрос от одного человека, поэтому те, кто произошел от этого одного, стремятся к одному, ищут и любят единение. Естественный порядок требует, чтобы люди, ведущие свое происхождение от одного предка, испытывали взаимную любовь и не отделялись от истины веры, будучи соединенными по природе. Из источника пороков изливаются ереси и расколы, следовательно, кто приходит к единению, возвращается от порока к своей природе, ведь природе свойственно соединять многие воедино, а пороку – отвергать сладость братства. Так воспрянем радостно всею душою, потому что народы, погибшие из-за стремления к раздорам, Христос принял к Себе и ввел их в согласии и любви в единую Церковь . Именно об этой Церкви предсказывает пророк: Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов ( Ис.56:7 ). И еще: И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева ( Мих.4:1 –2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи нек-рых святых (прп. Серафима Саровского и др.) перевезли в Центральный антирелиг. музей, открывшийся в 1929 г. в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-ре в Москве, а после сноса обители - в Музей истории религии и атеизма (находился в закрытом Казанском соборе в Ленинграде). Нек-рые св. мощи в годы гонений скрывались верующими и лишь недавно переданы в храмы и мон-ри (напр., глава прп. Саввы Сторожевского). В кон. 80-х - нач. 90-х гг. нек-рые изъятые в музеи мощи рус. святых возвращены РПЦ. Так, в 1991 г. идентифицированы и возвращены Церкви мощи прп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского. Судьба мн. св. мощей, изъятых из храмов в советскую эпоху, до сих пор неизвестна. Возможно, часть была ликвидирована или захоронена, др. часть до сих пор находится у верующего населения. Арх.: ГЛРФ. Ф. 130. Оп. 3. Д. 208; Оп. 4. Д. 206; Оп. 6. Д. 330; Ф. 1235. Оп. 7. Д. 13; Ф. 5263. Оп. 1. Д. 55. Ист.: «У святых Отцев»//Изв. ВЦИК. 1918. 270. 10 дек. С. 3; Семашко Н. Л. Вопрос о «мощах» с науч.-метод. точки зрения//Революция и Церковь. 1919. 1. С. 16-17; Хроника VIII отдела//Там же. 1919. 1. С. 42; 2. С. 44; 3-5. С. 64; 6-8. С. 110-111; Горев Мих. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского//Там же. 1919. 2. С. 9-28; он же. Троицкая лавра и Сергий Радонежский//Там же. 1919. 3-5. С. 17-28; он же. «Под спудом»//Там же. 1919. 3-5. С. 28-32; он же. На «вскрытии»//Там же. 1919. 6-8. С. 50-58; Красиков П. Религ. хитрость//Там же. 1919. 2. С. 23-25; Протокол вскрытия//Там же. 1919. 6-8. С. 58-60; Донесение троицких монахов Патр. Тихону о вскрытии «мощей»//Там же. 1919. 6-8. С. 60; Циркуляр Наркомюста губисполкомам о ликвидации мощей//Там же. 1919. 6-8. С. 124-125; Семеновский [П. С. ] Данные науки о мумификации трупов//Там же. 1920. 9-12. С. 35-44; Церковники и их агенты перед нар. революционным судом//Там же. 1920. 9-12. С. 45-53; Отчет VIII (ликвидационного) отдела НКЮ VIII-мy Всероссийскому съезду Советов//Там же. 1920. 9-12. С. 72-82; Ликвидация мощей Иоасафа Белгородского//Там же. 1920. 9-12. С. 106.

http://pravenc.ru/text/155572.html

Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских святителей, так что орлец на Руси был не царской наградой, а самостоятельным символом Церкви. В XVI-XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе их в храм и при выходе из него стоя на нем, епископы полагали обычное начало богослужению делали последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха орлецами могут пользоваться только митрополиты Новгородский и Казанский. Затем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам, где им надлежало останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий. Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа. Орел – символ высшей горней твари ангельских чинов. Принадлежностью служащего епископа является жезл – высокий посох с символическими изображениями. Его прообраз – обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов. Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил, пася стада тестя своего Иофора, Моисей в стране Мадиамской. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими – древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу ( Исх. 4, 2–5 ). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (7, 8 – 10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его ( Исх. 14, 16 ). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне ( Исх. 17, 5–6 ). Преобразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания . Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: “Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего” ( Мих. 7, 14 ). Пастырство неизменно включает в себя и понятие о справедливом суде и духовном наказании. Поэтому апостол Павел говорит: “Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?” ( 1Кор. 4, 21 ). Евангелие указывает на посох, как на принадлежность странничества, в которой не нуждаются, по слову Спасителя, апостолы, так как у них есть поддержка и опора-благодатная сила Господа Иисуса Христа ( Мф. 10, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских святителей, так что орлец на Руси был не царской наградой, а самостоятельным символом Церкви. В XVI–XVII bb. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе их в храм и при выходе из него; стоя на нем, епископы полагали обычное начало богослужению делали последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха орлецами могут пользоваться только митрополиты Новгородский и Казанский. Затем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам, где им надлежало останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа. Орел – символ высшей горней твари ангельских чинов. Принадлежностью служащего епископа является жезл – высокий посох с символическими изображениями. Его прообраз – обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов. Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил, пася стада тестя своего Иофора, Моисей в стране Мадиамской. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими – древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу ( Исх. 4, 2–5 ). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (7, 8–10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его ( Исх. 14, 16 ). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне ( Исх. 17, 5–6 ). Преобразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания . Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: «Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего» ( Мих. 7, 14 ). Пастырство неизменно включает в себя и понятие о справедливом суде и духовном наказании. Поэтому апостол Павел говорит: «Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор. 4, 21 ). Евангелие указывает на посох, как на принадлежность странничества, в которой не нуждаются, по слову Спасителя, апостолы, так как у них есть поддержка и опора – благодатная сила Господа Иисуса Христа ( Мф. 10, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010