Наказание Вторым из обещанного было: познати наказание ( Притч. 1:2 ) 79 . А наказание есть некоторое полезное для души образование, которое часто очищает ее от пятен греха не без труда, и в это время кажется не радостью, а печалью: но после наученным через него доставляет мирный плод во спасение ( Евр. 12:11 ). Поэтому познати сие наказание не всякому уму возможно; потому что многие, отказавшись от трудности настоящего, по невежеству не ждут полезного окончания дела, но, огорчаясь суровостью прилагаемого о них попечения, остаются в недуге невежества. Потому достойны удивления слова праведных, которые говорят: Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня ( Пс. 6:2 ). Они желают избыть не наказания, но гнева. Подобно этому и следующее: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем ( Иер. 10:24 ). И: наказание Господне отверзает уши мои ( Ис. 50:5 ) 80 . Как малые дети, нерадивые к учению, после лоз, которыми высечет их учитель или приставник, сделавшись внимательнее, начинают понимать уроки, и то же слово, которого до побоев не слыхали, после боли от лоз, как бы через это отверзались у детей уши, и слухом приемлется, и удерживается в памяти, так бывает и с теми, которые не внимают Божию учению и презрительно относятся к заповедям. Когда Бог нашлет на них наказание, тогда те особенно Божия повеления, о которых всегда им было говорено и которые всегда оставляли они без внимания, приемлются ими, как в первый раз коснувшиеся их слуха. Поэтому сказано: наказание Господне отверзает уши мои... Поскольку же наказание вразумляет бесчинного, как сделал Павел, предавший сатане как мучителю, который вывертывает члены и бичует для того, да накажутся не хулити ( 1Тим. 1:20 ) 81 , и поскольку мятежного возвращает оно к долгу, подобно тому, о ком сказано, что последи пленения его покаяхся ( Иер. 31:19 ) 82 , то нужно знать силу наказания, к чему оно полезно. Потому Соломон, зная пользу его, советует: не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней ( Притч. 23:13, 14 ). Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? ( Евр. 12:7 ). Это наказание для рассуждающих здраво дороже множества денег. Потому Соломон говорит: приимите наказание, а не сребро ( Притч. 8:10 ) 83 , чтобы во время нужды, когда или тело больно, или домашние дела в расстройстве, не возыметь тебе лукавой мысли о Боге, но со многим терпением принимать Его удары, вразумляясь, в чем ты согрешил, и познав наказание, говорить: гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним ( Мих. 7:9 ). И: благо мне, что Ты смирил меня ( Пс. 118:71 ). Таков был Павел, который говорит: нас наказывают, но мы не умираем ( 2Кор. 6:9 ). И: обличаемые от Господа наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром ( 1Кор. 11:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Любостяжание Любостяжание а) запрещено: Не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Исх.20:17 ; Втор.5:21 ). Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения ( Лк.12:15 ). Воля Божия есть, чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим корыстолюбиво ( 1Фес.4:6 ). Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть ( Евр.13:5 ); б) есть идолопоклонство и корень всякого зла: Любостяжатель есть идолослужитель ( Еф.5:5 ). Любостяжание есть идолослужение ( Кол.3:5 ). Корень всех зол есть сребролюбие ( 1Тим.6:10 ); в) ненасытимо: Человек одинокий, а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. И это суета и не доброе дело ( Еккл.4:8 ). Кто любит серебро, тот не насытится серебром; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами. И это суета ( Еккл.5:9–10 ); г) исходит из сердца и оным овладевает: Извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, кража, лихоимство, завистливое око, безумство ( Мк.7:21–22 ). Твои глаза и твое сердце обращены только твоей корысти, к тому, чтобы делать притеснение и насилие ( Иер.22:17 ). Сердце беззаконников приучено к любостяжанию; это – сыны проклятия ( 2Петр.2:14 ). Корыстолюбие ведет а) к безумным желаниям и неверию: Желающие обогащаться впадают во многие безрассудные и вредные похоти. Предавшись сребролюбию, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим.6:9–10 ); б) ко лжи и обману: Сердце корыстолюбца помышляет о беззаконном, чтобы голодного лишать хлеба и отнимать питье у жаждущего; он замышляет ковы, чтобы погубить бедного словами лжи, хотя бы бедный был и прав ( Ис.32:7–8 ). Ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог ( Иез.22:12 ); в) к несправедливости и притеснению: Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни ( Притч.28:16 ). Пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие ( Мих.2:2 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа 388. Ангелы – служебные духи Весь воздух наполнен ангелами, как говорит Писание (см.: 1Кор. 11:10 ; Быт. 48:16 ; Деян. 12:15 ); и еще Иаков: я видел, говорит, полк ангелов (см.: Быт. 32:2 ). Почему он видел полк и воинство ангелов на земле? Как царь повелевает войскам находиться в каждом городе, дабы неприятель не сделал нападения и не вторгся в город, так точно и Бог, поскольку в этом воздухе находятся жестокие и свирепые бесы, всегда воздвигающие войны, и враги мира, противопоставил им воинства ангелов, чтобы они одним появлением своим укрощали бесов, а нам всегда доставляли мир. А чтобы тебе знать, что есть ангелы мира, послушай, как диаконы всегда произносят в молитвах: ангела мирна просим (Просительная ектения). Минь. Т. II. С. 444 Творения Т. II. С. 493 389. В Вознесении Своем Господь возвысил выше небес наше естество, падшее до ада К какому естеству Бог сказал: седи одесную Мене ( Пс. 109:1 )? К тому, которое выслушало: земля еси и в землю отъидеши (ср.: Быт. 3:19 ). Не довольно ли было для него возвыситься над небесами? Не довольно ли было стать вместе с ангелами? Но оно превзошло ангелов, прошло мимо архангелов, превзошло херувимов, вознеслось выше серафимов, миновало начальства, и остановилось не прежде, как достигши престола Владыки. Видишь ли это пространство от неба до земли? Или – лучше – начнем снизу: видишь ли, какое расстояние от ада до земли, также от земли до неба, потом от неба до неба горнего, а от этого до ангелов, до архангелов, до вышних сил, до самого престола царского? Выше всего этого расстояния и этой высоты Он вознес наше естество. Смотри, как низко (человек) находился и как высоко вознесен; невозможно было ни сойти ниже того, куда нисшел человек, ни вознестись выше того, куда вознес его Христос. Это выражая, Павел говорил: сшедый, Той есть и восшедый ( Еф. 4:10 ). Куда Он нисходил? В дольнейшия страны земли ( Еф. 4:9 ); а восшел превыше всех небес ( Еф. 4:10 ). Заметь, кто восшел, или какое естество, или в каком состоянии оно было прежде… Мы были землею и прахом; мы сделались несмысленнее бессловесных животных (см.: Пс. 48:21 ), и даже хуже их (см.: Ис. 1:3 ); мы были бессмысленнее и птиц (см.: Иер. 8:7 ); см.: Прит. 6:6 – сотворенные по образу Божию, мы сделались учениками муравьев. Мы были бесчувственнее камней (см.: Мих. 6:2 ) и даже оказываемся равными змиям (см.: Пс. 57:5 ). Но нужно ли говорить о бесчувственности бессловесных, когда мы, оказывается, именуемся чадами самого диавола? (см.: Ин. 8:44 ). И однако наше естество презренное, безумнейшее всех, ныне стало выше всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Милосердие Милосердие заповедано: О, человек! сказано тебе, что добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим ( Мих.6:8 ). Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему ( Зах.7:9 ). Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение ( Кол.3:12 ). Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры. ( 1Петр.3:8 ). Милосердие вменено в обязанность примером Бога: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд ( Лк.6:36 ). Милосердие приятнее для Бога, нежели жертвоприношения: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Милосердие должно быть запечатлено в сердце: Милость и истина да не оставляют тебя; обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего ( Притч.3:3 ). Милосердие есть одно из свойств божественной мудрости: Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна ( Иак.3:17 ). Верующие бывают милосерды: Он [праведник] всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет ( Пс.36:26 ). Должно творить дела милосердия а) с радостью: Увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием ( Рим.12:8 ); б) бедным: Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен ( Притч.14:21 ); в) животным: Не заграждай рта волу, когда он молотить ( Втор.25:4 ). Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко ( Притч.12:10 ). Творящий дела милосердия а) делает благо себе самому: Человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою ( Притч.11:17 ); б) обретет жизнь, правду и славу: Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу ( Притч.21:21 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

составитель К.В. Гриценко Добро, доброта, доброделание, добротолюбие О, человек! сказано тебе, что – добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим. Мих. 6,8 Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3Ин.11 Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы скрыться не могут. 1Тим.5,25 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. Екк.3,12 Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. 3 Ин,11 ..слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! Рим.2,10 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит. Притч.12,2 Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, – и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами, как вы говорите. Ам.5,14 Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Мф. 7,17–20 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Мф.12,35 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твёрдость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. Не убоится худой молвы: сердце его твёрдо, уповая на Господа. Пс.111,5 ..ибо доброхотно дающего любит Бог. 2Кор.9,7 И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Лк.6,30 ..давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Лк.6,38 И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. Лк.6,32 И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. Лк.6,33

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tsitaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОНМЕМ» [греч. Πρσχωμεν; церковнослав.   - будем внимательны], литургический возглас, произносимый диаконом (при его отсутствии священником) в нек-рые важнейшие моменты богослужения. Хотя в Свящ. Писании этот призыв не встречается, в ВЗ и НЗ присутствуют близкие к нему формы, образованные от того же греч. глагола προσχειν. В ВЗ они относятся к пророческой лексике и поучениям мудрых, означая наставления: «быть внимательными к повелениям Закона», «слушать Слово Господне», «смотреть за собой» (Исх 19. 12; Втор 4. 23; 32. 46; Иов 13. 6; Пс 77. 1; Притч 4. 1; Сир 17. 12; Ис 1. 10; 28. 23; 49. 1; 55. 3; Ос 5. 1; Мих 1. 2; Зах 7. 11; 1 Макк 2. 68). В НЗ употребляются чаще как призывы «быть осторожными», «беречься» и т. п. (Мф 6. 1; 7. 15; 10. 17; 16. 6, 11; Лк 12. 1; 17. 3; 20. 46; 21. 34; Деян 20. 28), а также «быть внимательными к услышанному» (Деян 16. 14; Евр 2. 1). Свт. Иоанн Златоуст, называя призыв «В.» общим голосом Церкви, соотносит его с 1 Тим 4. 13 ( Ioan. Chrysost. In Act. 19. 5//PG. 60. Col. 156). В раннехрист. текстах формы глагола προσχειν употребляются как призыв внимать словам Божиим (1 Клим 2. 1), епископу ( Ign. Ep. ad. Polyc. 6. 1), Богу и Его пророкам ( Greg. Thaum. In Orig. or. panegyr. 15), себе ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 2). По крайней мере с IV в. возглас «В.» употреблялся на Востоке в составе литургии как призыв соблюдать благоговейную тишину во время чтения Свящ. Писания, во время анафоры , во время Причащения. Эта практика укоренилась в Церкви. Так, согласно совр. правосл. чину Божественной литургии, «В.» (отдельно или в составе развернутых возгласов) возглашается перед пением прокимна, чтениями Апостола и Евангелия, Символом веры, началом анафоры, возгласом    . Перед чтением Свящ. Писания «В.» обычно произносится в сочетании с возгласом  . Перед прокимном возглашаются «В.» и  , разделенные преподанием мира; перед Апостолом - в др. порядке:   и «В.», между ними возглашается заглавие читаемой книги; перед Евангелием так же, но возглас   принимает развернутую форму:          , и сразу происходит преподание мира, а возглас «В.» следует перед самим чтением.

http://pravenc.ru/text/155234.html

Разделы портала «Азбука веры» Почему, если на Христа Спасителя, Сына Человеческого хула простится, а на Духа Святого не простится? Ведь Они одно Целое в Троице? Похожие вопросы 2 Ответа Христос и видимый Божий мир дают нам некоторое представление о двух Лицах, на фоне которых о Святом Духе имеется наиболее трудное представление. Симеон Новый Богослов наделяет сокровенной таинственностью Личность Святого Духа, Который для него неизреченный, непостижимый, Могучий, преобразующий, неприкосновенный, Невидимый, неосязаемый, не узнаваемого рода. Бог Святой Дух не функция, не орудие, Он предвечно исходит от Отца, Он не равнодушное и холодное, но живое, чистое, совершенное Восприятие, это только правда, и никакой лжи. Так, Христос говорит Апостолам об Утешителе, как о Духе Истины, Которого мир не видит, но знают о Нём те, в ком Он пребывает ( Ин. 14:17 ), что даёт чистому сердцем возможность воспринять и узреть Бога ( Мф. 5:8 ). Утешитель это Чистое Восприятие, обличающее мир о грехе и о правде и о суде ( Ин. 16:8 ). Не Святое Восприятие говорит, но Оно прославляет Слово (Христа), открывает людям чистое восприятие и наставляет людей в истине, полученную от Слова, Который (Слово) всё получил от Ума, от Отца. ( Ин. 16:13–15 ). Дух Истины даётся человеку чтоб он мог узнать правду и ложь глазами Бога и возвестить миру, потому как Бог всё открывает человеку Святым Духом, ибо Дух всё проницает ( 1Кор. 2:10 ). Вера во Христа открывает из чрева реки воды живой, реки правды, эти реки от Чистоты Восприятия Духа Святого, Которого (Духа) верующие принимают в Церкви ( Ин. 7:38–39 ). Проникновение Духа Истины в человека через Святое Причастие в Церкви, в Его Теле, есть великий Дар не только усвоения Тела и Крови Христова в очищение грехов, но невидимое оживотворение и очищение восприятия для проповеди Истины. Сошествием в Церковь Святого Духа непрестанно наблюдаем Личное присутствие Бога в мире, где Святой Дух освящает, Правдой животворит верующих ( Ин. 6:63 ) и обличает грех, а Христос Своей милостью в этой же Церкви этот грех разрешает ( Мих. 7:18 ).

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-hula-na-...

[Илинский, Иллинский Иван Иванович (по др. источникам, Иван Юрьевич)] († 20.03. 1737), переводчик, составитель первой рус. симфонии на книги НЗ. О происхождении и месте рождения И. достоверных сведений нет. На основании того, что один из переводов И. подписал «Иоанн Ильинский Ярославец» (Краткое описание Комментариев АН. СПб., 1728. Ч. 1 на 1726. С. 207), как правило, считают, что И. род. в Ярославле. Учился в Славяно-латинской академии, однако в списке ее выпускников (1730) его имя указано среди студентов малороссийского происхождения (ОДДС. Т. 10. С. 1313). С 1711 г. был секретарем перешедшего на сторону Петра I молдав. господаря Дмитрия Кантемира и воспитателем его сыновей. Сыграл большую роль в формировании поэтического таланта младшего сына Кантемира - Антиоха, буд. рус. сатирика. Сопровождал Кантемира во время Персидского похода (1722-1723). Как хорошего знатока лат. языка И. собирались отправить в Прагу для перевода книг, однако Кантемир оставил его при себе. Ценным историческим источником является дневник, к-рый И. вел в доме Кантемира. Дневник представляет собой своеобразную хронику с большим количеством бытовых подробностей Петровского времени (Журнал Академии наук переводчика И. Ильинского: Повседневные записки// Майков Л. Н. Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира. СПб., 1903. С. 295-313). И. перевел на рус. язык соч. Д. Кантемира «Книга систима, или Состояние мухаммеданския религии», произведения Эпиктета (1724; РНБ. Мих. Q.226) и Саади (остались в ркп.). Указом от 7 апр. 1725 г. И. был назначен переводчиком при АН. По свидетельству В. К. Тредиаковского , И. снискал расположение библиотекаря Императорской АН И. Д. Шумахера. Участвовал в подготовке т. н. Вейсманова лексикона - переводного немецко-латинско-русского словаря (переводил с лат. языка). В 1732 г. составил симфонию на Четвероевангелие и Деяния апостолов и поднес рукопись имп. Анне Иоанновне, к-рая приказала ее напечатать. В 1733 г. книга была отпечатана тиражом 100 экз. Вероятно, он участвовал в подготовке симфонии на псалмы, составленной А. Д. Кантемиром (СПб., 1727). Симфонии Кантемира и И. были первыми в России опытами составления библейского справочника и использовались до появления в кон. XIX в. словарей П. А. Гильтебрандта. 19 мая 1735 г. И. был вызван в Синод в связи с готовившимся АН изданием рус. летописей (ОДДС. Т. 15. С. 53-54). И. писал силлабические стихи. В. К. Тредиаковский в соч. «О древнем, среднем и новом стихотворении российском» (Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие. СПб., 1755. Т. 1. Июнь. С. 467-510) писал о том, что творчество И. относится ко 2-му периоду рус. стихосложения.

http://pravenc.ru/text/389461.html

«Се, Дева во чреве приимет…» 14.08.2015 09:36:51 Протоиерей Олег Стеняев «А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» ( Мф.1:22-23 ). Данная ссылка апостола Матфея на пророка Исаию неслучайна! Мессианские пророчества Ветхого Завета заслуживают особого внимания. Пророкам Божиим открывались тайны, связанные с жизнью грядущего в их дни Мессии. В момент этих прозрений они видели разные события, которые нашли свое исполнение во дни земной жизни Христа Спасителя. Таким образом Ветхий Завет приуготовлял еврейский народ к пришествию Мессии. Апостол Павел писал: «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу…» ( Гал.3:24 ). Можно обратить внимание только на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля ( Чис.24:17-19 ); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова ( Быт.12:3 ; 17,19; Чис.24:17 ); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина ( Быт.49:10-11 ); Христос будет рожден в Вифлееме ( Мих.5:2 ); Христос родится от Девы ( Ис.7:14 ); время Его Пришествия было точно определено ( Дан.9:25 ); Пришествие Христа было возвещено Предтечей ( Ис.40:3-5 ); Христос будет Богом, явленным во плоти ( Ис.9:6 ); Он проведет Свое детство в Египте ( Ос.11:1 ); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого ( Ис.53:4-5 ); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах.9:9 ); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии ( Пс.68:22 ); ни одна из костей Его не переломится ( Пс.33:21 ); будут бросать жребий о Его одежде ( Пс.21:19 ); Он произнесет в смертной агонии определенные слова ( Пс.21:2 ); Он воскреснет из мертвых ( Пс.15:10 ); Христа предаст «друг» ( Пс.40:10 ); Он будет предан за тридцать сребреников ( Зах.11:12 ); Он будет обвинен лжесвидетелями ( Пс.34:11 ); на Него будут плевать и будут бить Его ( Ис.50:6 ); Его возненавидят без причины ( Пс.34:19 ); Его будут поносить и насмехаться над Ним ( Пс.21:7-8 ) и т. д. В Ветхом Завете содержится более трехсот пророчеств о Христе.

http://radonezh.ru/analytics/se-deva-vo-...

Святая Русь. Худ. Михаил Нестеров      Эту картину увидел зритель в 1902 году. Христос. За Ним – любимые в нашем народе святые: Никола, Сергий, великомученик Георгий. Перед Господом – народ. Все по Тютчеву. «Край родной долготерпенья, край ты русского народа». Христос, правда, не совсем в «рабском виде». Его осанка полна царского достоинства. Но предстоящие вполне смиренны. Они «в рабском виде». Кто-то на коленях. Кто-то стоит поодаль, приводимый к Господу с помощью духовных друзей. Господь, во исполнение слов псалма, стоит перед кроткими земли (Пс. 75: 10). Никого знатного перед Господом. Не блестит ни одно пенсне, не виден ни один мундир, как у Репина на «Заседании Государственного совета». Одни женщины в крестьянских одеждах, старики и дети. Есть только один юноша, испытующе скосивший взгляд на Христа Спасителя. То ли студент, то ли семинарист. Может, Алеша Карамазов до поступления в монастырь. За ним едва виден еще один мужчина из «интеллигентных». Похож на Блока. Он так мал (и мал намеренно), что его можно вообще не брать в расчет. Христа окружают смирившиеся. Святые на заднем плане смирились от понесенного подвига и от живущего в них Духа Божия. Предстоящие смиренны от жизненных тягот. Они пришли за утешением. Вроде бы все прекрасно и соответствует жизненной правде. Однако… Если это точный портрет Святой Руси, то это предсмертный портрет. Всего через три года грянет первая русская революция, показавшая, сколь мало на Руси тех, кому дороги Церковь и Царство. До 1917 года тоже рукой подать, а там, как известно, гражданская война, коллективизация и прочие виды платы за переустройство, вычистившие Русскую землю, словно виноградник при уборке ягод (см.: Мих. 7: 1). В конце концов крестьянство будет уничтожено. Земля потеряет хозяина. Исчезнет тот массовый тип многодетного и рабочего человека, который любит землю, знает ее запах и умеет на ней работать. И если крестьянство действительно навсегда является авангардом христианства на Руси, смиренным, но многолюдным авангардом, то мы видим именно предсмертный портрет русского христианства. Ибо, повторяю, крестьянства скоро уже не будет. Но вот прошло уже более ста лет с тех пор, как Нестеров написал картину. Христианство есть. Все еще есть, подтверждая свою сущностную связь с не могущим более умереть Господом Иисусом Христом. Да, оно потрепано историческими бурями, иногда едва живо, но оно есть. И вовсе не крестьянство, к горю ли, к счастью ли, является его главным носителем. Оно ушло из деревни в города, от лаптей к ботинкам и от зипунов к плащам и макинтошам, из изб в панельные дома с тесными квартирами. Даже намека на эту грядущую метаморфозу художник не угадывает в том будущем, которым уже пахнет исторический воздух.

http://pravoslavie.ru/121161.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010