5) Правослные Пастыри – наемники (ср. Ин.10:12 ). Господь называет пастыря «наемником» не за получение им содержания от пасомых, так как Сам сказал, что «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ), но за нерадение в деле пасения овец («нерадит об овцах», – «оставляет овец и бежит» – Лк.10:12–13 ). 6) «Священники учат за плату» ( Мих.3:11 ). Пророк обличает в любостяжании священство ветхозаветное, которому по закону, установленному Богом, назначено было содержание за службу ( Чис.18:21 ; Втор.18:1–8 ; Иез.44:30, 45:4–5 ). Приведенное место не воспрещает новозаветному священству получать плату за труды. Опровержение возражений Сектанты говорят: «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову» ( 1Кор.11:4 ). В Коринфской Церкви мужи, когда молились и пророчествовали, покрывали свои головы. По поводу этого обычая, заимствованного от язычников, апостол делает наставление. Под «мужами» разумеются мужчины, простые верующие, миряне, которых апостол противополагает «женам», а не пастыри Церкви, покрывающие свои головы не для выражения своего зависимого, подчиненного положения, но для «славы и благолепия», подобно «старцам» ( Откр.4:4, 10 ). Иерархические лица православной Церкви, как посвятившие себя на служение Богу, носят длинные волосы по примеру Иисуса Христа, «Назорея» ( Деян.22:8 ; ср. Чис.6:5 ; 285 Деян.18:18 ). Предание Церкви свидетельствует, что Иисус Христос носил длинные волосы. Изображения, относимые к первым векам христианства, найденные в римских катакомбах, подтверждают это свидетельство. 286 Благословение священническое Пастыри Церкви, благословляя мирян именем Божиим, поступают по слову Божию: «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя!.. Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:23–27 ). Благословение пастыри должны совершать руками: «поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его» ( Лев.9:22 ). «И обняв их, возложил руки на них и благословил их» ( Мк.10:16 ). «Подняв руки Свои благословил их» ( Лк.24:50 ). Пастыри благословляют именем Господа Иисуса Христа, и через это благословение ниспосылается Божие заступление и помилование: «именем Моим будут изгонять бесов..». ( Мк.16:17 ). «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ). Целование руки пастырей

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

1Пар.4:19 .  Сыновья жены его Годии, сестры Нахама, отца Кеилы: Гарми и Ешфемоа – Маахатянин. Русское чтение: «сыновья жены его Годии», Годию считают за женщину. Но, как имя многих левитов послепленного периода ( Неем.8:7,10:10 ), Годия – имя мужское, а не женское. Личность его, его жены, имена Гарми и Ешфемоа Моахотянин совершенно неизвестны. Равным образом точно не определено и положение Кеила, находящегося в иудейской низменности. 1Пар.4:20 .  Сыновья Симеона: Амнон, Ринна, Бенханан и Филон. Сыновья Ишия: Зохеф и Бензохеф. Личность Симеона и его детей совершенно неизвестна; нельзя также ничего сказать об их положении в родословии колена Иудина. Вельсгаузен без достаточных оснований предполагает, что они принадлежат к линии Есрома. Иший упоминается выше, в ( 1Пар.2:31 ), в качестве потомка Иерахмеила и ниже, ( 1Пар.4:42 ), как потомок Симеона; но ни у того, ни у другого нет сына Зохева. По-видимому, это – совершенно различные лица. 1Пар.4:21 .  Сыновья Силома, сына Иудина: Ир, отец Лехи, и Лаеда, отец Мареши, и семейства выделывавших виссон, из дома Ашбеи, 1Пар.4:22 .  и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. 1Пар.4:23 .  Они были горшечники, и жили при садах и в огородах; у царя для работ его жили они там. Потомки Шелы, третьего сына Иуды от хананеянки, дочери Шуевой ( 1Пар.2:3 ; Быт.33:5 ), почему-то пропущенные в ( 1Пар.2 ). Ира, отца Лехи, нельзя смешивать с Ирою, братом Шелы, первенцем Иуды, дядею Ира настоящего стиха. Одинаковые имена у дяди и племянника – обычное явление в поколении Иуды ( 1Пар.2:9,25 ). Мареша – город колена Иудина, лежавший в Софельской долине ( Нав.15:44 ; 2Пар.11:8 ; 2Пар.14:8,9 ; Мих.1:15 ). Что такое за «дом Ашбеа» («дом Есова» по чтению LXX и «дом клятвы» по Вульгате, заменяющей собственное имя нарицательным) сказать невозможно. 1Пар.4:22 .  и Иоким, и жители Хозевы, и Иоаш и Сараф, которые имели владение в Моаве, и Иашувилехем; но это события древние. Имена «Иоким, жители Хозевы» не поддаются объяснению. Предполагают, что Хозева – то же самое, что Кезив ( Быт.38:5 ) – место родины самого Изелы. Равным образом неизвестно, когда потомки Шелы владычествовали над Моавом. Судя по замечанию: «это дела древние», сам автор не знал времени и обстоятельств отмеченного им события.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Манассия заявил себя не только ревностным язычником, но и жестоким тираном, царствование которого впервые в библейско-еврейской истории ознаменовалось мученичеством за религию Иеговы. Стражи дома Израиля – пророки не молчали и в это мрачное время упадка религии просвещения, развития народа Божия: несмотря на противодействие ложных пророков ( Ис.30:10,56:10,57:1–4 ; Мих.3:3–4 ): они возвещали грозные определения суда Божия на царство Иудейское, в которых судьба последнего совершенно приравнивалась (ср. блаж. Феодорит, вопр. 54) постигшей уже царство Израильское, ст. 12–13, (ср. 1Цар.3:11 ; Иер.19:3 ; Ам.7:7,17 ): «веревка и отвес – орудия, употребляемые для правильности размера. Угрожая измерять Иерусалим тою же веревкою и отвесом, каким измерен Шомерон, Иегова открывает, что Иерусалим подвергнется таким же бедствиям, как и Шомерон» (проф. Гуляев, с. 369) «Остаток удела Иеговы» (ст. 14), т. е. Иудейское царство, состоящее только из двух колен, будет оставлен Иеговой, и, как такой, подвергнется расхищению и разграблению со стороны других народов (ср. Ис.42:22 ). Ответом на пророческие обличения со стороны Манассии явился кровавый террор: Иерусалим от края до края залит был потоками невинной, мученической крови (ст. 16, ср. И. Флав. Иуд.Древн. 10:3, 1). По иудейской традиции (Gemara, Jebamoth 4, 13; Sanhedr. f. 103), усвоенной некоторыми церковными учителями (Tertullian. De patientia, 14. Augustin. De civitate Dei, 18, 24) при Манассии умер мученической смертью и великий пророк Исаия, будучи перепилен деревянной пилой (ср. ( Евр.11:37 ); блаж. Феодорит, вопр. 54). Из Библии, правда, неизвестно, проходил ли Исаия пророческое служение и при Манассии (ср. ( Ис.1:1 ), где последним царем иудейским назван Езекия, а Манассия не упомянут), но древность традиции несомненна, ей принадлежит и внутренняя идеальная достоверность. ( 2Пар.33:11–20 ) дает сведения, существенно восполняющие повествование 4 книги Царств о Манассии, именно сообщает, что Иегова наказал Манассию за грехи его нашествием военачальников царя ассирийского, которые пленили Манассию и в цепях (вероятно, с продетым через губу кольцом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4. Д. как средоточие или субъект желаний и эмоциональных состояний. В контекстах, где слово   обозначает субъект желаний, стремлений или различных эмоциональных состояний, оно в наибольшей степени соответствует рус. слову «Д.». В корпусе древнеевр. библейских текстов есть множество случаев употребления   в качестве субъекта при глаголах и причастиях со значением «хотеть», «желать» (  ), «просить», «говорить» (    ) или несогласованного определения при именах, производных от этих глаголов (      ): «Горе мне! ...Ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя» (Мих 7. 1); «...ты скажешь: «поем я мяса», потому что душа твоя пожелает есть мяса,- тогда, по желанию души твоей, ешь мясо» (Втор 12. 20; ср.: Притч 13. 4; 21. 10). Важнейшим отличием этой части употреблений слова   от тех, в к-рых оно имеет значения «желание», «стремление», состоит в том, что в данном случае им называется не само желание или стремление, но некий элемент природы, с которым риторически отождествляется тот, кто желает и стремится. В этом значении   может относиться и к животным: «Праведный печется и о жизни скота своего» (         букв.- «знает желание скота его» - Притч 12. 10). Изображение гонимой души прор. Давида. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛПД. F. 6. Л. 8) Изображение гонимой души прор. Давида. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (РНБ. ОЛПД. F. 6. Л. 8) Сходным образом   используется при описании эмоциональных состояний - скорби, тоски, печали, озлобленности или радости и утешения, обозначая ту часть естества, посредством к-рой подобные состояния ощущаются и переживаются. Во множестве оттенков этого значения   употребляется в устойчивых сочетаниях с различными образованиями от корня   «быть горьким». Такие выражения часто описывают внутренние страдания человека, вызванные несправедливым отношением др. людей, смертью близких или собственными болезнями. Об Анне, жене Елканы и буд. матери прор. Самуила, сказано, что, будучи бесплодной, «она была в скорби души» (       букв.- «она горька душой» - 1 Цар 1. 10). Прор. Елисей говорит своему слуге Гиезию о женщине, у к-рой умер сын, что «душа у нее огорчена» (       букв.- «душа ее горька в ней» - 4 Цар 4. 27). По словам Иова, причиной такого состояния может быть и действие Бога: «...жив Бог, лишивший [меня] суда, и Вседержитель, огорчивший душу мою» (     букв.- «сделал мою душу горькой» - Иов 27. 2). К Давиду, скрывающемуся от гнева Саула в пещере Одолламской, собрались «все притесненные и все должники», а также «все огорченные душою» (         - 1 Цар 22. 2; ср.: 2 Цар 17. 8; 1 Цар 30. 6). В Книге Иова человек, умирающий «с душою огорченною (    ), не вкусив добра» (Иов 21. 25), противопоставлен тому, кто в момент смерти пребывает «в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный», внутренности к-рого «полны жира», а кости «напоены мозгом» (Иов 21. 23-24).

http://pravenc.ru/text/180712.html

10, ´νοπλοι, слав.: «вооружение» – что более удобоприемлиемо, чем чтение еврейского текста: «бегадим бегорен» – «одетые, на гумне»; Gratz читает вместо этого: " ширейон» – «панцирь»; Vulg.: vestiti culto regio; рус. синод. и проф. Гуляева: «одетые в царские одежды»), может быть, делая смотр союзным войскам своим; а сонм пророков широковещательно предсказывал и воспевал грядущую победу союзников (ст. 10). Один же из этих пророков, Седекия, употребляет (ст. 11), подобно символике истинных пророков Божиих ( 3Цар.11:29–32 ; Иер.28:12–14 и др.), выразительный символ предстоящей победы Ахава: он делает себе железные рога – символ силы израильского царя, в таком смысле рог, евр.: керен, употребляется в Библии весьма часто, напр. ( Пс.74:11,88:25 ; Иер.48:25 ; Мих.4:13 ) – образ весьма понятый и глубоко симпатичный израильтянину, поскольку он напоминал пророчество Моисея о судьбе Ефремова колена (главенствовавшего в Израильском царстве): «крепость его, как первородного тельца, и рога его, как роги буйвола» ( Втор.33:17 ) 24 . 3Цар.22:13 .  Посланный, который пошел позвать Михея, говорил ему: вот, речи пророков единогласно предвещают царю доброе; пусть бы и твое слово было согласно с словом каждого из них; изреки и ты доброе. 3Цар.22:14 .  И сказал Михей: жив Господь! я изреку то, что скажет мне Господь. Из просьбы посланца к пророку Михею говорить согласное с другими пророками (ст. 13), просьбы, вероятно, исходившей от Ахава, видно и то, как глубоко было у Ахава и его приближенных воззрение на пророчество, как на магию, и то, что прорицания 400 своих пророков Ахав ценил ниже пророчества одного Михея, видимо, чувствуя в нем действительного пророка. Как истинный пророк Бога Истинного, Михей обещает говорить лишь то, что откроет ему Иегова (ст. 14); ср. ( Иер.23:28,42:4 ; 1Пет.4:11 ). 3Цар.22:15 .  И пришел он к царю. Царь сказал ему: Михей! идти ли нам войною на Рамоф Галаадский, или нет? И сказал тот ему: иди, будет успех, Господь предаст его в руку царя. 3Цар.22:16 .  И сказал ему царь: еще и еще заклинаю тебя, чтобы ты не говорил мне ничего, кроме истины во имя Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

7 . Михей – Иоафаме, Ахазе и Езекии – 758–700 г. 8 . Наум при Езекии во вторую половину царствов. – 710–699 г. 9 . Аввакум – Иосии – 642–611 г. 10 . Софония – Иосии – 640–625 г. 11 . Иеремия – Иосии до 11 года царств. Седекии – 629–588 г. 12 . Иезекииля – Иоаким до неизв. времени – 599 г. 13 . Даниил, в вавилонском плену, неизвестные годы. 14 . Аггей, при Дарии Истаспе от – 520 г. 15 . Захария, при том же царе 16 . Малахия, при Артаксерксе Лонгимане, между 433–422 г. Разные состояния, в которых пророки получали откровение от Бога и различные образы, чрез которые воспринимались ими откровения Хотя один Бог , открывающий тайны свои пророкам, и хотя все пророки свидетельствуют: рече Господь ко мне, или: тако рече Господь; но образ Его откровений многоразличен, a чрез это и пророческое состояние разнообразно. Мы не можем иметь понятия о всех тех образах, каковыми Бог древле многократно и многочастно глаголал отцем чрез пророков. На основании указаний св. Писания можно только представить на вид следующие главные формы состояния пророческого, при котором сообщалось божественное откровение. 1) Чаще всего Бог открывался своим пророкам в видениях, то во сне, то в бодрственном состоянии ( Исх.3:3 ; Чис.12:6–8 ). Он являлся им в разных видах, представлял взору их разные символы, давал им слышать свой голос, или говорил им чрез ангелов ( Быт.15:1,5, 28:12–22, 46:2 ; Исх.3:2, 6:1 ; Иез.1:3–28 ; Зах.1:8, 2:1, 4:2 ). В состоянии видения, восхищения (экстаз), человеческий дух пророка возвышался над обыкновенными границами пространства и времени, и так проникаем был Духом Божиим, что мог видеть своим внутренним взором предметы мира невидимого и будущие события (ср. Деян.22:17 ; Апок.1:10 ). Созерцаемое в этом состоянии он мог, при посредстве рассудка и разума, сообщить понятным образом и другим. 2) Бог сообщил откровение своим пророкам без видений, внушением св. Духа, побуждая их говорить и писать ( 2Тим.3:16 ; 2Пет.1:20,21 ). При этом способе откровения человеческий дух тихим и спокойным образом возвышался божественным Духом: деятельность человеческая получала особенное возбуждение к новым созерцаниям, однако так, что человек мог различить божественные действия и их содержание от своих собственных ( Исх.6:5 ; Иер.1:6 ). Здесь божественное действие соединяется больше с естественными дарованиями, является в связи с исследованиями и испытаниями закона и с прежними откровениями (ср. Деян.9:2 ; Исх.2:2–4 ; Мих.4:1 ) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Потому что Он дал бытие Вселенной Своим творческим актом, создал ее по Своей воле, приведя “из небытия в бытие”. Творец и творение качественно различны: бытие как таковое принадлежит Богу, а тварь его получила от Бога ( Быт. 1:1 ; Пс. 8 ). Библия отрицает, что мир по природе причастен Божеству (как думают пантеисты). 10. Что такое “видимое и невидимое”? “Видимой” частью творения называется его материальный аспект (он “видим” не только для органов чувств, но и для различных способов научного познания). К “невидимой” – относится весь духовный мир, включая дух человека. 11. Как создавалась Вселенная? Вера не учит нас этому. Утверждая, что процесс творения шел от простого к сложному, от низшего к высшему, она, однако, предоставляет человеческому разуму самому исследовать конкретные пути и законы этого процесса. По наиболее прочно утвердившейся концепции, Вселенная создавалась путем развития (эволюции). 12. Противоречит ли учение о творении человеческому разуму? Сам разум может прийти к мысли о необходимости для мира столь сложного – Причины, достаточной, чтобы вызвать его к бытию ( Рим. 1:19-20 ). “Конфликты” между верой и разумом возникли в истории по причине неправомерного смещения этих двух путей постижения реальности. Вера обращена к невидимому, духовному, а разум – к материальному аспекту бытия. Поэтому, например, для религиозного сознания приемлема любая концепция космогонии или антропогенеза, если только она не вторгается “на чужую территорию”, т. е. в область духа. При этом в цельное христианское мировоззрение вполне могут вписываться те или. иные достижения науки и философии, образуя гармоничный синтез веры и знания. Тема 3. Мессия и Завет. Ветхий Завет 13. Что означают имена Иисус и Христос? Иисус – личное, земное имя Богочеловека (в переводе с еврейского означает: “Сущий – спасение”). Христос (евр. Мессия, Машиах) означает Помазанник. В Ветхом Завете так называли царей и пророков. Пророки учили о том, что замыслы Божии в мире будут осуществлены высшим Помазанником, Христом. Они также учили, что с приходом Мессии Сам Бог явит Себя миру ( Ис. 9:6-7; 11.1-10 ; 53; Иер.,31. 31; Мих. 4.1-4 ). В лице Христа оба пророчества (обетования) исполнились.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Но Он есть жезл и в ином отношении, как обладающий всем и содержащий в благосостоянии, восстановляющий немощное или естество человеческое, едва не потрясаемое и не потопляемое от страстей. Так блаженный Давид поет от лица всех вообще людей: жезл твой и палица твоя, та мя утешиста ( Пс.22:4 ); потому что утверждает праведныя Господь, согласно написанному ( Пс.36:17 ). Наименован Он устами пророков также и палицею славною, жезлы величия ( Иер.48:17 ). И в ином смысле Он есть жезл, поскольку есть пастырь добрый, душу свою полагающий за овцы ( Ин.10:11 ). Так и сказано Ему чрез одного из святых пророков: паси люди твоя жезлом, племя твое 37 , овцы наследия твоего ( Мих.7:14 ). Но если кому кажется, что поскольку Он есть Судия и воздаст каждому по делам его, поэтому, и весьма справедливо, именуется жезлом, то он будет разуметь так же прекрасно. Ибо сказано было Ему, когда Израиль безумствовал против Него и неудержимо склонился к непослушанию: упасеши и жезлом железным, и то сосуды скуделничи сокрушиши я ( Пс.2:9 ), Так нам назнаменает Его и закон премудрого Моисея; потому что в прообраз Христа принимается и жезл Ааронов прозябший и внесенный во Святая святых, так как он процвел и произвел орехи ( Числ.17:8 ; сн. Евр.9:4 ). Теперь необходимо сказать, в чем состоит смысл изображаемого в тенях. Некоторые, занимающиеся естествословием (естественными науками), утверждают, что ореховый жезл, если его приложить к голове чьей-нибудь, способен по своему естеству произвести бессонницу. Итак, поскольку Христос имел благодатию Божиею, как говорит блаженный Павел, за всех вкусить смерти ( Евр.2:9 ) и, как бы немного воздремав, опять восстать от сна и воскреснуть боголепно, поправ смерть: то посему Он и уподобляется ореховому жезлу. Посредством этого-то Божественного и мысленного жезла совершал чудеса Моисей, избавляя Израиля от рабства Египетского. Поэтому он и наименовал его жезлом Божиим ( Исх.17:9 ; срав. Исх.4:20 ), так как он был для него как жезл силы, согласно написанному ( Пс.109:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Слав.-грек.-лат. уготоваша (приготовили) стрлы въ тл (=в колчане), ср. евр.-русск. (=халд.-сирск. и бл. Иерон.): стрелу свою приложили к тетиве. 70 толк. вм. (стрелу свою) читали: =стрелы, а слово =тетива, принимая в другом его значении: остаток, избыток, перевели метонимически: «колчан», место собрания или запаса остающихся стрел. Зан же ты совершилъ н разршиша, ср. евр.·халд.-русск.: когда разрушены основания, 70-т слово (основания) принимали за причастие мн. 4. ж. р. от= основывать, полагать, оттуда: совершать. првникъ же что сотвор; – прош. вр. в смысле будущего: сотворитъ=что может сделать? д. Гдь во храм стмъ своемъ. Гдь, на нбс пртолъ чи на нищаго призирает, вжди испытает сыны 4. Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах, очи Его зрят [на нищего]; вежды Его испытывают сынов человеческих. 4 . Упование на Господа, основывается на твердой уверенности псалмопевца в непрестанном бодрствовании над миром и в частности над царством израилевым божественного Промысла. Если на земле, по-видимому, не остается никакой надежды к спасению, то не должно забывать, что над землею, во святом Своём чертоге (= во храм стмъ своемъ, ср. Пс.17:7 русск. и 32:13–14 гр.-слав.), т. е. на небесах, обитает Господь, и что на небесах престол Его, т. е. что Он с небес царствует над миром (ср. Пс.9:8, 37; 102:19 ) и дает последнее решение во всех человеческих делах и предприятиях ( Мих.1:2 ; Авв.2:20 ), и действует при этом не по человеческим соображениям и расчётам, а по Своему, основанному на всеведении и бесконечной правде, премудрому смотрению. Очи Его зрят, т. е. всеведущий Промысл Божий простирается всюду, на всех людей и особенно на нищего – смиренного страдальца земли, и в настоящем случае угрожаемого опасностью и по-видимому беспомощного праведника; вежди Его ( – образ внимательного рассмотрения, при котором обыкновенно сжимают веки и ресницы) испытывают сынов человеческих, т. е. Господь проникает Своим промыслительным всеведением и самые сокровенные мысли и намерения людей, так что не может ошибиться в оценке их действий и в Своём решении о них (ср. Пс.7:10 -б).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010