Архангельской епархией организован первый фестиваль колокольного искусства в Поморье 7 мая 2019 г. 10:50 В столице Поморья впервые прошел фестиваль колокольного искусства «Архангельские звоны». Праздник начался с музыкальной эстафеты: благовест по очереди подхватывали один храм за другим. Продолжилось торжество концертом на территории Троицкой церкви Архангельска: выступления звонарей чередовались с номерами творческих коллективов города. «Идея этого праздника принадлежит настоятелю Троицкого храма протоиерею Алексию Денисову, поддержал ее руководитель Архангельской школы звонарей Андрей Дьячков, — пояснила одна из организаторов фестиваля, сотрудник Международного центра колокольного искусства Елена Попова. — Уровень мастерства у архангельских звонарей высокий. Мы давно хотели провести такой фестиваль. Важно, чтобы человек, обучившись колокольному искусству, дальше служил на благо Церкви». Открыл фестиваль самый юный из участников — шестилетний Михаил Попов. Он исполнил свою авторскую композицию «Дорога к храму». Всего мастерство показали 14 музыкантов. Северяне услышали «Архангельские звоны» в исполнении Григория Сальникова (Михайло-Архангельский кафедральный собор); «Успенский праздничный звон» от Татьяны Гузиевой (Успенский храм), пасхальные звоны от Владимира Ломакина (храм Мартина Исповедника) и Елены Поповой (Никольская церковь). Звонари Троицкого храма Максим Назаров, Артем Русин, Сергей Смирнов и Михаил Цаплин представили композиции «Троицкий перезвон», «Традиции Севера» и «Воскресный праздничный звон». Софья Петряева, ученица региональной школы звонарей, исполнила «Архангельский трезвон». Звоны своих церквей представили мастера Александр Яшин (Преображенский храм), Василий Кожевников (храм Всех святых), Мария Чернышева (храм Александра Невского), а также Анатолий Шаршуков (церковь Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, подворье Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря ) и Юлия Пиликина (храм святителя Тихона). «Звонарное искусство много значит для русского Православия. Когда звучит благовест, даже неверующие люди поднимают глаза и крестятся, задумываясь о горнем мире, — сказал один из организаторов фестиваля, руководитель епархиального молодежного отдела священник Леонид Перчугов. — Колокольный звон — своеобразный вид молитвы. Как и пение в храме, он делает богослужения особенно торжественными. Радостно, что у нас есть, кому передавать эти традиции».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Но к началу XVII века храм обветшал. В 1627 году в Нижний Новгород пришел царский указ о возведении за счет государственной казны нового каменного собора-памятника народному ополчению Минина и Пожарского. Весной 1628 года прибыли зодчие Лаврентий Семенов, сын Возоулин, с пасынком Антипой. 23 апреля 1628 года начались работы. В ходе работ Лаврентий умер и погребен на погосте Печерского монастыря. Заканчивал работы один Антип. В 1704 году во время кремлевского пожара Михайло-Архангельский собор был поврежден. Службы были возобновлены 18 марта 1732 года; храм был вновь освящен Нижегородским архиепископом Питиримом. В 1920-х годах храм был закрыт. До закрытия в соборе существовал Иоанно-Богословский придел. С 1962 года здание занимал филиал исторического музея. Собор был возвращен верующим в 2000 году. 16 марта 2009 года в дар Михайло-Архангельскому собору от депутатов Нижегородского законодательного собрания были переданы 9 колоколов. 26 марта 2009 года на звонницу был установлен самый большой из колоколов собора – Законник: его вес 530 кг. Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани в Смоленске Церковь Михаила Архангела, возвышающаяся на Малой Краснофлотской улице, возведена в последней четверти XII века, в княжение великого князя Давида Ростиславовича. Расположение придворной соборной церкви на высоком берегу речки Смядыни, вблизи ее впадения в Днепр, у места схода военных и торговых путей с Северных (Свирских) земель сделало собор известным под именем Свирской церкви. Строя придворный великокняжеский храм, князь Давид имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств. Слава о пышности и богатстве убранства княжеской церкви быстро разнеслась по свету. По свидетельству историков, Свирская церковь была украшена «паче всех церквей». «Ей-же несть подобной во всей полунощной стране, и многие иностранные приходяше для смотрения оной» – отзывается о славе великокняжеской церкви автор Ипатьевской летописи. Галицко-волынский летописец записал: «По вся дни ходя по церкви святаго Архистратига Божия Михаила, иже бе сам создал во княженьи своем, такое же несть в полунощной стране, и всим приходящим к ней дивится изрядней красоте ея, иконы златом и серебром, и жемчугом, и камением драгим украшены, и всею благодатью исполнена».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

С начала 1860-х годов жизнь и творчество Платона Тюрина связаны с Вологдой. Он расписывает интерьеры каменной Никольской церкви в имении на Святой Горе в Тотемском районе, а в 1862-1863 годах – церковь Михаила Архангела в своем родном селе Архангельском. Позднее художник создает росписи в Вознесенском соборе Спасо-Суморина монастыря, в храме Кирика и Улиты в деревне Толстиково Вологодского уезда, пишет иконы для храмов Вологды и других городов губернии. В 20-х годах прошлого века в селе Архангельском на берегу речки Бохтюги насчитывалось около 70 дворов, 2 кузницы, несколько мельниц, маслобойный завод, пять школ, училище. Находящаяся в центре села Михайло-АрхангельскаяБохтюжская церковь была одной из самых крупных и богатых в Вологодском уезде. Строительство этого каменного двухэтажного архитектурного комплекса, состоящего из теплого храма и трапезной первого этажа, холодного храма с трапезной второго этажа и колокольни, относится к 1770 году. Впоследствии, в ХХ веке, Михайло-Архангельская церковь разделила судьбу большинства русских храмов и монастырей. В 1932 году богослужения прекратились, церковь была закрыта и долгое время использовалась не по назначению: в здании размещалась химчистка. Однако на протяжении нескольких десятилетий многих неравнодушных людей не покидало искреннее желание сохранить храм и живопись П.С. Тюрина, хотя сделать это силами горстки энтузиастов было практически невозможно. В 1987 году Министерство культуры РСФСР выделило на реставрацию 40 тысяч рублей, но даже эти средства оказались мизерными по сравнению с огромным объемом предстоящих работ. В начале 1990-х годов церковь находилась в аварийном состоянии. Благодаря незначительному финансированию из муниципального и областного бюджетов были начаты исследование и реставрация сельского храма, выполнена фотосъемка и подготовлена проектная документация. За несколько лет восстановлена кирпичная кладка стен, куполов, колокольни и алтаря. С 1998 года ведутся кровельные, штукатурные и столярные работы: побелены фасады, восстановлена кровля, застеклены окна; соединение первого и второго этажей осуществляется с помощью заново изготовленных деревянных лестниц. С 2003 по 2009 год вологодскими и новгородскими реставраторами проделана значительная работа по реставрации архитектуры и настенных росписей.

http://sobory.ru/article/?object=00254

Урицкого). В 1641 г. при игумене Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка Архангельского монастыря началась. К 1642 г. закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными. Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича " ради монастырского строения " Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега. На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила. К 1683 г. братия Архангельского монатыря составляла 83 чел. Территория монастыря была " в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место " . К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы " для скотины и пашни " в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Великом Устюге, Вологде, Москве. В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Архангельский монастырь был местом несения епитимий для духовенства епархии.

http://sobory.ru/article/?object=37144

в) Для отвращения от казны всякого рода на сие учреждение издержек, монастырю сему воспринять существование вместо существующего ныне в Вологодской епархии третьеклассного Устюжского Гледенского мужеского монастыря 45 , в котором, при существовании в той епархии довольного числа других монастырей, нет особенной нужды, и который, по сему, может быть уничтожен, тем более, что он, стоя на горе постепенно обваливающейся, может подвергнуться со временем ниспровержению. Вследствие сего, г) производимое ныне от казны содержание на Гледенский монастырь 1610 руб. 2 к. асс. или серебром 460 р. 4 1/7 к. обратить на предполагаемый Одесский женский монастырь, распределив его следующими образом: Число людей Им жалованья в год ассигнациями Одному Игуменья Казначея Монахинь Священников Дьякон Причетников Служителей На церковные потребности На ризницу На содержание монастырских зданий ВСЕГО: Примечание: 1, содержание причта дополняется доходами от оставляемого в его ведении прихода Михайло-Архангельской церкви; 2, если по соображениям епархиального начальства признано будет за лучшее учредить в сем монастыре совершенное общежитие, то означенные в штате игуменье и сестрам оклады не раздаются по рукам, а поступают безраздельно на содержание игуменьи и сестер обители. Но чтобы усилить средства к поддержанию зданий и ризницы вновь учреждаемого монастыря в должном приличии и благолепии, обратить на сей предмет кошельковые и от свечной продажи получаемые деньги. Вместо же положенных по штату земель, утвердить за ним приобретенную через покупку у чиновника Чижевича и пожертвованную Одесским купцом Ростовцовым. д) Построение потребных для нового девичьего монастыря зданий, предоставить Херсонскому епархиальному начальству за счет пожертвований усердствующих, которых ныне имеется у епархиального начальства до 40572 р. 34 ½ к. асс. 1, Михайло-Архангельскую церковь , входящую в составь учреждаемого монастыря оставить вместе и приходской, каковой она и ныне существует с причтом и содержанием на оный, по вышеизложенному штату назначенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С мая 1941 года по 1945 годы территорию Михайло-Архангельского монастыря занимало Пуховическое военное пехотное училище. С сентября 1945 года и по настоящее время на территории монастыря находится вновь открытый автотранспортный техникум (с 1954 года автомобильно-дорожный техникум). В настоящее время по сведениям Вологодской епархии Михайло-Архангельский монастырь числится в списке утраченных. Преподобный Киприан Устюжский Родился в деревне Савкино Устюжской волости, дата рождения и настоящее имя неизвестно. Считается, что был богатым землевладельцем, но принял монашество с именем Киприан в обители Пресвятой Троицы в Гледене. Жители вновь основанного города Устюга просили преподобного Киприана устроить обитель недалеко от города. Киприан, обойдя город и осмотрев местность, избрал место при Озерках, за Острожской осыпью. По преданию, когда преподобный Киприан выбирал место для монастыря и обходил город, то там где сейчас стоит обитель, было болотисто, на небольшом расстоянии друг от друга находилось семь озер. Вознеся к Господу Богу усердную молитву, взывая о Его помощи, Киприан взял попавшийся ему тут шарообразный камень и прокатил его по той черте, где должна была быть монастырская ограда. Милосердый Господь повелел тому месту просохнуть, и оно стало совершенно удобным к возведению на нем предполагаемой обители. Этот же камень служил преподобному Киприану для возбуждения себя к бодрствованию, так как он имел привычку держать его в руках, чтоб его тело, утомленное трудами и молитвенными подвигами, не предавалось неблаговременной дремоте. Кроме того соскобленные частицы этого камня врачевали от недугов. Первоначально Киприан поставил келью, а с 1212 года начал строить церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Архистратига Михаила. Жители города приносили все необходимое и помогали Киприану возводить обитель. Приняв на себя управление обителью (до смерти оставался простым монахом отказавшись принимать священный сан), преподобный Киприан всего себя посвятил трудной обязанности непрестанно заботиться о назидание и успокоении братии.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Пройдя через арку Святых ворот, посетитель попадал на внутреннюю площадь монастыря, и перед ним открывалась наиболее выгодная точка зрения на всю живописную группу центральных монастырских сооружений. Прямо перед посетителем вырастал могучий и величественный пятиглавый объем собора, окруженного легкими пристройками паперти, на которую вело нарядное висячее крыльцо, расположенное по оси Святых ворот монастыря; юго-западный угол собора венчала шатровая колокольня, видимая отсюда от ворот монастыря примерно под углом 45, справа от главного сооружения ансамбля группировались необычайно выразительные, строгие и лаконичные объемы Введенской церкви и трапезной палаты. Расположенная на переднем плане скромная и маленькая церковь Преполовенья первоначально не заслоняла собой общей перспективы основных сооружений, но в то же время она играла в этом ансамбле очень важную роль, отделяя парадную официальную часть от внутренней монастырской площади. Пройдя мимо этой церкви, обогнув колокольню и выйдя из-под арки бывшего северного перехода, посетитель попадал в интимную часть этого ансамбля: сюда выходили своими главными фасадами корпуса братских и настоятельских келий, здесь располагались разнообразные хозяйственные постройки и монастырские огороды, а главные сооружения ансамбля в эту сторону были обращены своими алтарными апсидами. Михайло-Архангельский монастырь был крупным центром феодального землевладения и относился к числу наиболее богатых монастырей Северного края. Поэтому наряду с культовыми и жилыми зданиями ему принадлежали разнообразные хозяйственные и служебные постройки, а также обширные сады, огороды, рыбные пруды и другие угодья, располагавшиеся не только в самом монастыре, но и за его пределами в окрестностях города и на территории городского посада. Кроме того, монастырь владел многочисленными деревнями, мукомольными мельницами и заимками как в Устюжском уезде, так и в других районах русского Севера, в Приуралье и даже в Сибири. В 1787 г. после упразднения великоустюжской епархии к Михайло-Архангельскому монастырю перешла также и основная загородная резиденция местного духовенства - село Богородское. Все эти владения приносили монастырю громадные доходы, в чем и была заключена одна из основных причин широкого размаха строительных работ этого монастыря, вплоть до наших дней сохранившего замечательные сооружения, наглядно характеризующие собой основные формы устюжского монументального зодчества второй половины XVII в. Шильниковская В.П. Великий Устюг. — М.: Стройиздат, 1987. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Адрес: ул. 1 Мая, 4 Телефон: +7(49246) 2-26-32 , 2-28-48 Подробнее... Храмы [ править править код ] Георгиевский собор [ править править код ] По приказу Святослава Всеволодовича в 1230-1234 гг. разобрали церковь, построенную его дедом, Юрием Долгоруким, и на её месте возвели Георгиевский собор – белокаменное чудо, сверху донизу покрытое искусной резьбой. В храме были похоронены благоверные князья Святослав Всеволодович и Димитрий Святославович. Мощи князя Димитрия были уничтожены в 1919 г. Первоначально храм был вдвое выше, чем сейчас. В нынешних пропорциях храм восстановили в 1472 г., после того как он частично обрушился. При восстановлении перепутали резные плиты, в результате чего «книгу», изображённую создателями храма, теперь уже невозможно прочесть. Но в ней угадываются сюжеты отдельных «глав» – «Преображение Господне», «Вознесение Господне», «Даниил во рву львином», «Покров Богородицы», «Семь отроков» и др. Сейчас храм принадлежит музею Юрьева-Польского и довольно часто бывает закрыт; о том, чтобы войти внутрь, необходимо договариваться с работниками музея (в Михайло-Архангельском монастыре). Внутри выставлены резные блоки, оказавшиеся лишними после реконструкции. В алтаре установлен Святославов крест – святое распятие, вырезанное в 1224 г. князем Святославом, по преданию, в память о чудесном спасении его ладьи, когда он возвращался в 1220 г. из победного похода на волжских булгар. Этот каменный образ издавна считается чудотворным; для поклонения ему приезжал в числе прочих и царь Михаил Романов. Большой обезглавленный храм красного кирпича рядом – Троицкий собор. Подробнее... Покровский храм (Юрьев-Польский) [ править править код ] Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл, да не просто построил, а возвел рядом несколько деревянных келий для нового девичьего Покровского монастыря. Однако долго монастырь тут не просуществовал, четыре инокини были переведены в Введенский монастырь, а церковь осталась стоять на берегу Колокши не у дел. В прошении юрьевского повытчика Григория Меньшикова к Святейшему Синоду указывается, что монастырь здесь существовал до литовского разорения, а также сообщается о запустении девичьей обители. Предлагалось даже перенести церковь отсюда. Деревянная Покровская церковь была вскоре превращена в приходскую. В 1768 году храм «по недосмотру пономаря и дьячка» полностью сгорел, но жителям окрестных домов удалось спасти из огня книги, ценную утварь и иконы. Год спустя прихожане перестроили свой храм в камне. Это здание и сохранилось до наших дней: высокая пятиглавая церковь с многочисленными резными украшениями по фасадам и красивыми наличниками на окнах. В ней было устроено три престола: главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и два теплых.

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский

Грехи и светлые тайны – Таким образом, Северная Фиваида – это далеко не только Вологодская область? – Само понятие Северной Фиваиды за Вологодской землей закреплено историей развития монастырей. Вологодская земля была духовным центром Русского Севера, который связывает многих великих подвижников благочестия. Русский Север хранит в себе очень много духовных тайн, требующих изучения и осмысления. Нужно открывать для себя святых и приближаться к пониманию их подвига – Много тайн. Получается, что Северную Фиваиду можно открывать постоянно? – Не только можно – нужно. Открывать для себя и каждый раз приближаться к пониманию подвига тех святых, которые здесь трудились, и к пониманию значения этой земли. Северная Фиваида не известна многим именно как духовный центр, духовное понятие. А ведь в северных землях за столетие до образования Троице-Сергиева монастыря возникали славные монашеские обители. В Великом Устюге в 1226 году преподобным Киприаном Устюжским был основан Михайло-Архангельский монастырь. Сейчас часть зданий Михайло-Архангельского монастыря передаются Великоустюжской епархии. – И святых Северной Фиваиды мы должны узнавать вновь и вновь – так получается. – Да. Постоянно общаться с ними, молиться им, изучать ту эпоху, в которую они жили, историческую эпоху по документам. Человек же должен просвещаться всем: и ум должен просвещаться, и сердце, и чувства – всё. Всё должно освящаться и осмысляться. Потому что жизнь святых происходила в реальных исторических условиях, это надо понимать. Очень часто святые для нас – это какие-то лубочные картинки, и мы не имеем возможности познать их реальный подвиг. – Меня ужас берет, когда думаю, сравниваю жизнь святых и собственное, извините, житие… – Нам не нужно сравнивать. Жизнь святых нужно изучать, молиться им, читать их творения. Не надо забывать, что все мы призваны к святости. А к чему нас Господь призывает? К святости. К святости как к отделенности от греха – Даже я? – Все. А к чему нас Господь призывает? К святости. К святости как к освящению, как к отделенности от греха. Об этом всегда необходимо помнить.

http://pravoslavie.ru/113018.html

Храм Архангела Михаила (Улан-Удэ) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Михаило-Архангельская церковь (Михайловская церковь, Храм Архангела Михаила) — православная церковь в городе Улан-Удэ. Была возведена в 1904 — 1906 годы в историческом районе Зауда. Один из памятников русской архитектуры начала XX века в Прибайкалье. Содержание История [ править править код ] В 1904 году на средства бывшего казака, а затем золотопромышленника Михаила Григорьевича Титова в станице Заудинской за рекой Удой была начата постройка нового храма, приписного к Верхнеудинской Спасской церкви. Новая церковь была освящена 26 сентября 1906 года. Так-как для нового престола не нашлось мощей, у прибывшего для освящения владыки Забайкальского Мефодия (Герасимова) было испрошено разрешение взять святые мощи из антиминса старого Михаило-Архангельского придела Вознесенского храма. В этой связи новую церковь освятили во имя Архангела Михаила, а старый антиминс поместили на хранение в ризницу нового храма. Монахини переехали в Заудинское подворье Посольского монастыря в конце 1912 года. При подворье работал свечной завод. 23 июня 1923 года в Михайло-Архангельском храме Заудинского подворья была отслужена последняя Божественная литургия, после чего власти передали храм живоцерковникам («живистам»). В сентябре 1923 года сюда были переведены Педагогические курсы (позднее русское педучилище). С ноября 1924 года во флигеле монастырского подворья располагалась радиостанция. 6 июня 1925 года церковь была возвращена православным. Насельниц зачислили в певчие и сторожа, что давало, наряду с продукцией подсобного сельского хозяйства, средства к существованию. В сентябре 1928 года, по согласованию с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским), епископ Евсевий (Рождественский) преобразовал Заудинское подворье Посольского монастыря в Заудинскую Михайло-Архангельскую женскую общину, которую возглавила монахиня Дорофея. Подворье было закрыто в июне 1929 года. Возрождение прихода [ править править код ] Приход Михаило-Архангельской церкви был вновь образован 15 сентября 1997 года. Прилегающий участок земли был передан в ведение прихожан постановлением 172 администрации города Улан-Удэ от 27 апреля 1999 года, на котором водружён поклонный крест. До настоящего времени в здании Михаило-Архангельской церкви находился Республиканский центр народного творчества. В 2018 году храм был передан Русской Православной Церкви. 30 июля 2018 года совершен чин освящения церкви и отслужена первая, за последние 95 лет, Божественная литургия. Престольные праздники [ править править код ] Михаил, Архистратиг - 19 сентября, 21 ноября Как добраться [ править править код ] Адрес: ул. Красногвардейская, 32, Улан-Удэ, Бурятия Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Архангела...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010