Первое документальное упоминание о деревянной церкви Михаила Архангела встречается в начале XVII в. в Патриарших окладных книгах (1628): " ... церковь собор Михаила Архангела на Утроке... дани три алтына две деньги, десятильнечьих три алтына " ... Настоящая каменная церковь была построена в 1814 г. вместо прежней деревянной, пришедшей в ветхость. В трапезной устроены тёплые приделы: Успенский и Спиридоновский. В храме хранились древние богослужебные книги печати 1670-1680-х гг. После революции Михайло-Архангельская церковь была закрыта и разграблена. В начале 2000-х гг. предпринимались попытки консервации здания. В настоящее время церковь окормляют сёстры Киржачского Благовещенского монастыря. Но для восстановления Михайло-Архангельской церкви у них нет средств. Источник: http://prokudin-gorskiy.ru/funikova_gora.php Примерно в 16 километрах к востоку от Киржача, у деревни Халино, стоит храм Архангела Михаила, ныне приписанный к Киржачскому Благовещенскому монастырю. Храм этот существовал уже в начале XVI века, позже он упоминается в источниках под 1628 годом как " церковь Михаила Архангела на Утроке " (сейчас эта речка чаще называется Утрика). Первая церковь была деревянной, а каменный храм начали строить в 1814 году. Тёплые его приделы достроены и освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Спиридона Тримифунтского, в 1829 году, а сам храм - во имя Архангела Михаила - в 1837 году. Приход состоял из сельца Фуникова Гора и деревень Митино, Халино, Новосёлки и Новинки. В 1885 году при храме открыли церковно-приходскую школу, в 1896 году в ней обучалось 60 учащихся. Храм Архангела Михаила связан с историей одной из самых славных фамилий киржачской земли - Прокудиных-Горских. Фуникова Гора являлась их родовым имением и в течение нескольских веков входила в состав прихода Архангельского погоста. Считается, что первым Прокудиным, который добавил к фамилии приставку " Горский " (по названию имения), был Михаил Иванович Прокудин - писатель и дипломат, ездивший в 1760 году на переговоры в Турцию. Другой яркий представитель рода, племянник Михаила Ивановича Алексей Неофитович Прокудин, - участник Аустерлицкого сражения, чудом уцелевший в этой битве. Он видел в своём спасении особую Божию милость и, вернувшись на родину, стал щедрым благотворителем, много помогал православным храмам, был близко знаком с преподобным Серафимом Саровским, у которого часто гостил в Саровской пустыни. Однако, пожалуй, более всего из Прокудиных прославился Сергей Михайлович Прокудин-Горский - изобретатель уникального метода цветной фотопечати, личный фотограф царской фамилии. Выполняя поручение императора, Сергей Михайлович объездил почти всю страну и оставил уникальную коллекцию цветных фотографий России начала ХХ века.

http://sobory.ru/article/?object=00687

Иконостас сооружался с 1776 по 1784 год резчиками из Тотьмы  братьями Тимофеем и Николаем Богдановыми, вместе с ними работали устюжанин М. И. Шурухин и москвичи С. С. Соколов и Н. Евстратьев. Участие в работе над иконостасом братьев Богдановых объясняет его столь ярко выраженный барочный характер: на 1770-1780-е годы приходится расцвет барокко в Тотьме. Напомним, что Великий Устюг именно в это время вовлекается в сферу художественной жизни Петербурга и ряд его памятников отмечен уже чертами нового стиля — классицизма. Золотил царские врата и, вероятно, возглавлял работы по золочению самого иконостаса Петр Лабзин. Расписывал фигуры ангелов и «крыласы» устюжанин Прокопий Андреев, фигуры евангелистов – устюжанин Семен Попов. К сожалению, имена создателей самих фигур евангелистов и ангелов неизвестны. Иконы нижнего яруса (на обороте их есть авторская подпись: «писал иконописец Алексей Колмогоров 1776 г.») и ряд верхних в 1776-1781 годах писал известный художник Алексей Колмогоров. В 1781 году после его смерти десять апостольских икон и ряд других написали Егор Шергин и Василий Афанасьевич Аленев, священник городского Успенского собора. Вот что пишет об иконостасе С. Васильев: «Церковь во имя Троицы по отделке иконостаса может быть причислена к лучшим по епархии, а из монастырских в здешней губернии ее можно почитать первою после церкви, построенной баронами Строгановыми в Соль-Вычегодске. Резной, по полименту вызолоченный иконостас, в царских дверях евангелисты, а над ними серафимы и по сторонам ангелы, вырезанные из дерева – можно почитать мастерским произведением в художественном отношении. Живопись итальянской школы, исполненная здешними иконописцами, делает честь устюжским художникам и особенно протоиерею Оленеву». В 1973 году под руководством Ю. А. Рузавина (Всесоюзный научно-исследовательский институт реставрации) реставрируется иконостас Троицкого собора. Монастырь был построен теми же зодчими, которые возводили Михайло-Архангельскую обитель. Поэтому сооружения обоих монастырей имеют между собой много общего. Троицкий собор Гледенского монастыря сходен с собором Михайло-Архангельского. Аналогичны композиции трапезных и связанных с ними церквей.

http://sobory.ru/article/?object=01861

А подписал Государев Царев и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси Диак Иван Федоров. 7183 Сентября в 20 день, Великий Государь Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, указал сю жаловалную грамоту подписать на свое Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, имя и рудити ее не велел, а о всем быть как в сей жаловалной грамоте написано, кроме тех статей, которые по Уложенью отставлены. Диак Филип Артемьев. 7191 Октября в 23 день, Великие Государи Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич , Петр Алексеевич, всея Виликия и Малыя и Белыя России Самодержцы. Указали сю жаловалную грамоту подписать на свое Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, имя и рудити ее не велели, а о всем быть так, как в сей жаловалной грамоте написано, кроме тех статей, которые по их Государским указом и по Уложению отставлены. Диак Максим Бурцов. 3. Грамота Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича, 1623 апреля 3 Божиею милостию, мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович, всея Русии Самодержец, пожаловал есмя с Устюга с посаду монастыря Архистратига Михаила Архимандрита Варлама с братьею, или хто по нем в том монастыре иный Архимандрит и братья будут: в нынешнем во 131 году, по нашему указу, положили они перед нами жаловалную грамоту Царя Бориса 107 году, и во 114 году на Царя Васильево имя и во 122 году на наше Государево Царево и Великого Князя Михаила Федоровича всея Руси имя та грамота подписана, и рудити тое грамоты никому ничем у них не велено; а в той жаловалной грамоте написано, что их монастырские деревни в Устюжском уезде в станех и в волостях и в селех Вычегоцкие Соли. И мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Федоровичь всея Руси и отец наш Государев, Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Руси, с Устюга с посаду монастыря Архистратига Михаила Архимандрита Варлама с братьею, или хто по нем в том монастыре иный Архимаидрит и братья будут, пожаловали велели им тое прежнюю жаловалную грамоту по нашему Государскому но новому Уложеныю переписати вново и велели им дати сю нашу Государскую жаловалную новую грамоту; и которые за тем Архангелским монастырем вотчинные села и деревин и ночники и пустоши и всякие угодья ныне есть и вперед будут, и теми вотчинами и всякими угодьи владети к Архангелскому монастырю по прежнему; а по нашему Государскому указу и по сей нашей жаловалной грамоте с тое их монастырские вотчины монастырским людем и крестьяном наших никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожново дела; а ямские им денги и стрелецкие хлебные запасы давати и городовое и острожное дело делати по писцовым и по дозорным книгам с живущего с сошными людми вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В 7131/1623 году Царь и Великий Князь Михаил Феодорович с отцом своим, Святейшим Патриархом Филаретом, пожаловал монастырю сему ещё с большими преимуществами следующую грамоту: Божией милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Фёдорович всея, Руссии Самодержец, пожаловал есми с Устюга с посада монастыря Архистаратига Михаила Архимандрита Варлаама с братией или кто по нём в том монастыре иной Архимандрит и братия будут; в нынешнем 131 году по Нашему Указу положили они перед Нами жаловальную грамоту Царя Бориса 7107 года, и в 7114 году на Царя Васильево имя и в 122 году на Наше Государево Царёво и Великого Князя Михаила Феодоровича всея Русии имя та грамота подписана, и рушить ту грамоту никому ничем у них не велено; а в той жаловальной грамоте написано, что их монастырские деревни в Устюжском уезде в станах и в волостях и в сёлах Вычегодской Соли. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Михайло Феодорович всея Русии, и Отец Наш, Государев Великий Государь Святейший Патриарх Филарет Никитич Московский и всея Русии с Устюга с посада монастыря Архистратига Михаила Архимандрита Варлаама с братией или кто по нём в том монастыре иной Архимандрит и братья будут, пожаловали велели им ту прежнюю жаловальную грамоту по Нашему Государскому по новому Уложению переписать вновь и велели им дать сию Нашу Государскую жаловальную грамоту, и которые за тем Архангельским монастырём вотчинные сёла и деревни и починки, пустоши и всякие угодья ныне есть и вперёд будут, и теми вотчинами и всякими угодьями владеть к Архангельскому монастырю по-прежнему. А по Нашему Государскому указу и по сей Нашей жаловальной грамоте с той их монастырской вотчины монастырским людям и крестьянам Наших никаких податей и денежных всяких поборов и казачьих хлебных запасов и кормов с сошными людьми не давать, кроме ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городового и острожного дела. А ямские им деньги и стрелецкие хлебные запасы давать и городовое и острожное дело делать по писцовым и по дозорным книгам с живущего с сошными людьми вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

На восточной стороне храма, у церковной ограды, выходящей на проспект Вернадского, поставлен памятный знак с фамилиями жителей из села Тропарева, погибших в годы Великой Отечественной войны. В настоящее время храм Архангела Михаила находится в ведении и подчинении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и имеет статус Патриаршего подворья. Источник: По некоторым данным, первая деревянная церковь на территории современного московского района Тропарёво-Никулино появилась ещё в XIII веке. Её посвящение мы не знаем. Не исключено, что эту церковь разобрали во второй половине XIV столетия, возведя на том месте " одноимённый " Михайло-Архангельский храм. Впрочем, возможно, посвящение храма связано с чудесным исцелением ордынской царицы Тайдулы митрополитом Московским Алексием. Дело было 6 (19) сентября 1357 года; в этот день Церковь вспоминает чудо, совершённое Архистратигом Михаилом в Хонех. Царь Джанибек щедро отблагодарил митрополита Алексия. По преданию, он подарил спасителю своей матери принадлежавший хану дворик в Москве, и на его территории через несколько лет вырос не дошедший до нас Чудов монастырь. Ещё одним сооружением, напоминающем о событии, вполне могла стать деревянная церковь Чуда Михаила Архангела. К тому моменту она стояла (или же её возвели заново) на землях, принадлежавших приближённому святителю Алексия - боярину Ивану Михайловичу по прозвищу Тропарь. Он стал родоначальником рода Тропарёвых, по имени которых село и получило своё название. Дальнейшая история храма неразрывно связана с судьбой села Тропарёва. Считается, что в XV веке оно по-прежнему принадлежало потомкам Ивана Михайловича. В конце XV века, в годы правления великого князя Московского Ивана III, тропарёвские земли вместе с Михайло-Архангельской церковью перешли в дворцовую вотчину. По велению великого князя Василия III в 1524 году село вместе с окрестными деревнями передали Новодевичьему монастырю. До наших дней дошло " монастырское " упоминание о храме, относящиеся к последней четверти XVI века: " Пречистые Одигитрия Нового Девичья монастыря село Требарево, а в нем церковь Чуда Архистратига Михаила древяна... " В писцовой же книге 1627 года говорится: " Новодевичья монастыря, что на Москве, вотчина село Тропарево... а на нем место церковное, что была церковью Чудо Архистратига Михаила, да в селе во дворе поп Наум Иванов да двор монастырской " . Таким образом, в первые десятилетия XVII века с деревянным храмом что-то случилось. Логично предположить, что он сгорел с Смутное время.

http://sobory.ru/article/?object=03292

Митрополит Крутицький звершив в Михайло-Архангельському д. 27 травня 2019 р. 15:45 26 мая 2019 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  совершил Божественную литургию в Михаило-Архангельском храме деревни Бушарино Одинцовского района Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Одинцовского округа священник Игорь Нагайцев, настоятель Михаило-Архангельского храма священник Михаил Федоров, духовенство Одинцовского благочиния. Богослужебные песнопения исполнил мужской молодежный хор Георгиевского собора г. Одинцово под управлением П.Е. Карпова. В храме присутствовали первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Л.О. Ставицкий с супругой, депутат совета депутатов Одинцовского городского округа Ю.П. Супрунов, заместитель главы города Краснодара В.Л. Ставицкий, благотворители храма. За богослужением митрополит Ювеналий рукоположил диакона Дионисия Семенцова в сан пресвитера. По окончании Литургии архиерей совершил чин освящения поклонного креста, изготовленного в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре . Крест установлен недалеко от храма, на голгофе, сделанной из камней, привезенных из Соловецкого монастыря. Л.О. Ставицкий поблагодарил митрополита Ювеналия за совершенное богослужение и преподнес Его Высокопреосвященству икону Царственных страстотерпцев и изготовленный в мастерской Соловецкого монастыря якорный крест с надписью «Соловецкое благословение». Патриарший наместник Московской епархии обратился к верующим с архипастырским словом: «Всечестные отцы, дорогой Леонид Оскарович, Людмила Юрьевна, почетные гости, местные жители, прихожане! Я очень рад, что Господь привел меня совершить Божественную литургию в этом святом храме. Вашему усердию, дорогой Леонид Оскарович, нет предела, и рядом с этим храмом завершается строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Я молю Господа, чтобы, несмотря на мой возраст, Господь дал мне возможность еще раз сюда приехать, чтобы вместе с духовенством освятить и этот новый храм. В жизни каждого из нас встречается много трудностей, как у нас в Церкви говорят, искушений, но храм Божий дает нам силы оставить грех, получить прощение в таинстве Покаяния и готовить себя к вечной жизни.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5442198...

В кладбищенской церкви св. Онуфрия после литургии была совершена панихида с поминовением всех почивших лиц Дома Романовых и некоторых близких Ее Высочеству покойных . В тот же день Великая княгиня вторично посетила Филиппову пустынь. А в 8 часов вечера уже была на пароходе «Вера», где отслужили молебен, и Ее Высочество отправилась в Архангельск. Торжественным звоном колоколов и пушечным салютом провожала Соловецкая обитель высокую паломницу. На море был штиль. Утром на палубе по случаю дня рождения наследника цесаревича по желанию Ее Высочества служили молебен св. Алексию, митрополиту Московскому и Иоанну Воину. Ее Высочество выразила желание остановиться в Соломбале, чтобы посетить Соловецкое подворье. Затем она на лошадях отправилась в город. На пути ею были сделаны остановки у городских церквей: у Успенской (XVIII века), Михайло-Архангельской (тоже XVIII века), в Михайло-Архангельском монастыре (XIV века) и на подворьях монастырей: Сурского, Красногорского и Николаевско-Корельского. Останавливаясь в этих обителях, Великая княгиня с чувством глубокого благоговения осматривала святыни храмов и внимательно слушала разъяснения Преосвященного Нафанаила. Вскоре после прибытия в Архангельск Ее Высочество в сопровождении огромного количества народа отправляется поездом в обратный путь. 31 июля, еще будучи в дороге, из Семигороднего монастыря Вологодской епархии Великая княгиня направляет Преосвященному Нафанаилу телеграмму: «Переживая с умилением чудные молитвенные дни в Соловецкой святой обители и посещение Архангельских святынь, сердечно благодарю Вас, Владыко, за сопутствие и радушный прием в Вашей епархии. Прошу Ваших святых молитв. Елисавета» . Разумеется, множество обителей, которые в течение жизни посетила Великая княгиня, занимает свое, вполне определенное место в ее православной эволюции и укреплении. И все же соловецкому паломничеству принадлежит особое место, определяемое масштабностью духовного воздействия всех святынь монастыря на мироощущение Елисаветы Феодоровны.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:1653. Адрес: Вологодская обл., Великоустюжский р-н, г. Великий Устюг Координаты: 60.762884, 46.307092 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь во имя Введения во храм Божией Матери с трапезной палатой Первоначальная деревянная церковь Введения строилась Киприяном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. 26 мая 1651 года преосвященный Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский, дал благословящую грамоту на постройку в МихайлоАрхангельском монастыре новой каменной церкви в честь Введения Божией Матери, строилась 1653-1656 годы на средства купца Никифора Ревякина. Церковь Введения одноглавая, расположена с восточной стороны трапезной (пристроена в 1842 году), составляет с ней неразрывное целое. Из внутреннего убранства Введенской церкви почти ничего не сохранилось, хотя известно, что в ней вскоре после возведения был поставлен трехъярусный позолоченный иконостас, просуществовавший более ста лет. В 1765 году в алтаре и в трапезной появились печи из зеленых изразцов, делал их местный каменщик Дмитрий Сучков. Наиболее впечатляюща огромная трапезная, западный фасад которой завершен оригинальным треугольным фронтоном с сильно удлиненной левой половиной и узкими щелевидными проемами типа бойниц по сторонам центрального киота. По планировке она типична для своего времени и состоит из обширной одностолпной палаты для общих трапез и примыкающих к ней с севера хозяйственных помещений — келарской, кладовой и прочее. Однако сводчатый зал с массивным квадратным столбом в центре (ныне перегорожен) выделяется среди других монастырских трапезных палат своими крупными размерами. Трапезная на уровне второго этажа соединяется с главным храмом крытым переходом. На переходы с двух сторон ведут широкие каменные лестницы. Из описаний Михайло-Архангельского монастыря архимандритом Августином, напечатанных в «Вологодских Губернских Ведомостях» в 1847 году известно, что в трапезной с правой стороны находился вставленный в большую деревянную доску вытесанный из белого камня крест. Первоначально крест находился в деревянной часовне построенной на месте смерти Прокопия Устюгского. В 1737 году при архимандрите Пахомии, когда началось строительство каменной ограды, часовня была разрушена (в 1814 году построена каменная часовня) крест перенесен в Введенскую церковь, а позднее в трапезную.

http://sobory.ru/article/?object=06297

Великий Устюг. Михаило-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты История главного храма монастыря насчитывает почти восемьсот лет. Деревянный собор Архангела Михаила «о тринадцати верхах» был одним из интереснейших сооружений древнего Устюга. Каменный храм построен на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653–1656 годах. Михайло-Архангельский собор четырехстолпный, пятиглавый, прямоугольный в плане, вытянутый на восток, поднят на подклет. Перекрыт по-местному на четыре ската. На северо-западном углу возвышается шатровая колокольня с восьмериком звонов и двумя рядами слухов. Апсида представляет собой простой трехстенный объем. Стены собора расчленены лопатками. Закомары отделены от стен сплошным карнизом. Световые барабаны украшены аркатурными поясами. С южной стороны примыкает трапеза с церковью Введения. Трапеза на уровне второго этажа соединена с собором крытым переходом на мощных аркадах. На переход ведут крытые лестницы с рундуками. Эти крыльца и переход, украшенные поясом ширинок и валиков, огибающим часто расположенные окна, очень живописны, особенно по контрасту с суровостью храма и трапезой, лишенной украшений, кроме лопаток и асимметричного фронтона на южном фасаде. Украшение интерьера собора Архангела Михаила – высокий трехъярусный резной золоченый иконостас XVII–XVIII вв., в котором совмещены два стиля – барокко и классицизм. В настоящее время в храме находится музей. По главе «Красота минувших веков» В.В. Кокарева в книге «Великий Устюг». – Архангельск.: Северо-Западное книжное издательство, 1976 Первоначальная деревянная церковь во имя Архангела Михаила была построена Киприяном в 1212-1216 годах, одновременно с основанием монастыря. Последний деревянный храм сгорел 21 апреля 1651 года. 2 августа 1653 года преосвященный Иона, митрополит Ростовский и Ярославский, дал благословящую грамоту на постройку в МихайлоАрхангельском монастыре нового храма во имя Архангела Михаила (Архангельский собор), с приделами Вход Господень в Иерусалим и Николая Чудотворца, строился 1653 – 1656 годы, на средства купца Никифора Ревякина.

http://sobory.ru/article/?object=06296

К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Гонение на церковь при советской власти ударило и по усть-вымским храмам. В 1930-е годы они были закрыты (трагичной была судьба священников). Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви, да и то потому, что в первой помещалось пожарное дело, а во второй - столовая начальствующего состава, находившегося на другом берегу Выми Вогваздинского лагеря печально известного ГУЛАГа. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 1980-е годы были отреставрированы. Сегодня лишь в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы - старейшие каменные строения на территории Республики Коми. Македонская Н. М. Стефанова Усть-Вымская Архангельская пустынь. Описание Зверинского В.В. 1330 Стефанова Усть-Вымская Архангельская мужская пустынь, ныне село Усть-Вым или Михаило-Архангельское Вологодской губернии Яренского уезда Часовской волости, в 83 верстах к востоку-юго-востоку от Яренска, при впадении реки Выми в Вычегду. Основан в последней половине 14 века первым епископом Пермским Стефаном для сотрудников его, распространявших христианство между зырянами. До начала 16 столетия пустынь была резиденцией преемников святителя Стефана, в 1503 году епископия переведена отсюда в Вологду, а в 1764 году сам монастырь закрыт и церковь обращена в приход. В Благовещенской церкви сооружена общая гробница над епископами пермскими Герасимом, Питиримом и Ионой, над которою лежит икона с изображением сих святителей и надписью 1607 год; память их чтится 29 января. Находилась на правом берегу реки Вымь при впадении её в Вычегду. Ныне село Усть-Вымь - районный центр в Коми. Основатель пустыни - святитель Стефан епископ ПермскийСтефан родился в Устюге в семье клирика соборной церкви. Мать Стефана происходила из народа коми, просторно жившего в Пермском крае, занимавшем громадную территорию. Пермяне, жившие по берегам Вычегды и её притоков назывались зырянами. Благодаря матери, Стефан отлично говорил на зырянском наречии. Повзрослев и не чувствуя привязанности к мирской жизни, Стефан отправился в Ростов, где был принят в число послушников Иоанно-Богословского монастыря и вскоре удостоился иноческого пострига. Больше 10 лет провел Стефан в стенах Ростовского Иоанно-Богословского монастыря, за это время он окреп духовно, изучил богословскую литературу и перевёл на зырянский язык тексты богослужебных книг, составив зырянскую азбуку (анбур).

http://sobory.ru/article/?object=14466

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010