Иконы праздничного и деисусного рядов были перенесены из иконостаса Успенского собора. Местный чин остался монастырским и был почти полностью утрачен. Храмовая икона " Собор Архангела Михаила " , написанная на рубеже ХШ-Х1У веков, находится в Государственном Русском музее. На паперти собора сохранились четыре разновременные росписи. Уникальной является стенопись рубежа XVII - XVIII веков, названная в описях XVIII века " Притчи старческие " , назидательные сюжеты которой показывают путь духовно-нравственного совершенствования монаха. Представляют интерес и орнаментальная роспись проема южного входа в храм, и портрет архиепископа Великоустюжского и Тотемского Иосифа, похороненного в соборе, и эпитафия архимандрита монастыря Варсонофия. " В целом живописный декор южной части паперти собора Михайло-Архангельского монастыря, - по мнению искусствоведа В.М. Сорокатого, - своеобразный и неповторимый памятник, позволяющий оценить некогда многочисленнные великоустюжские стенописи XVIII века " . В настоящее время собор Архангела Михаила Михайло-Архангельского монастыря, один из интереснейших памятников устюжского каменного зодчества середины XVII века, является объектом музейного показа. В. Михаило-Архангельский монастырь, 2 класса, в городе Великом Устюге. Основан иноком Киприаном. Соборный Михаило-Архангельский храм и Введенский (древне-византийского стиля) построены в 1653 году. В монастыре особенно чтутся Тихвинская и Владимирская иконы Божией Матери; Тихвинская икона, по преданию, была прежде храмовою приписанной в 1786 году к монастырской приходской церкви села Богородского, куда ежегодно 26 июня с этой святой иконой бывает, при большом стечении богомольцев, торжественный крестный ход. В церкви Преполовения находится гробница Киприана. К монастырю приписаны: 1) с 1842 года Гледенский-Троицкий монастырь, 3 класса, в 4 верстах от города Великого Устюга, на горе Гледень, основанный в XII веке; в монастыре есть церковь во имя святого Иоанна Устюжского; ежегодно в Духов день из монастыря бывает крестный ход в село Пухово — место рождения святого Иоанна (см.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Республика Коми Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание Православие в Коми [ править править код ] Начало Православию на земле Коми было положено святителем Стефаном Пермским во второй половине XIV века. Он составил зырянскую азбуку, перевёл несколько важнейших богослужебных книг, начал свою проповедь в 1376 году в селении Пырас (Котлас) в 20 верстах от Сольвычегодска. В 1383 году Стефан был поставлен епископом для новопросвещённого народа, чем была создана Пермская епархия с центром в Усть-Выми. В XIX — начале XX века нынешний епархиальный центр, Сыктывкар, назывался Усть-Сысольском и являлся центром одноименного уезда Вологодской губернии и епархии. Северные районы нынешней Республики Коми относились к Архангельской губернии и епархии. После 1917 года начались антирелигиозные гонения, храмостроительство было свернуто, и к маю 1941 года не осталось ни одной действующей церкви. Только после Великой отечественной войны было разрешено открыть три храма. С конца 1980-х годов началось восстановление православных приходов. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 октября 1995 года была создана новая епархия на территории Республики Коми, будучи выделенной из Архангельской епархии. 16 апреля 2016 года из состава Сыктывкарской епархии выделена Воркутинская епархия. Населённые пункты [ править править код ] Сыктывкар Усть-Вымь Святыни Коми [ править править код ] УСТЬ-ВЫМ: Михайло-Архангельский монастырь - мощи святителей Герасима, Питирима и Ионы УЛЬЯНОВО: Троице-Стефаново-Ульяновский монастырь - мощи основателей монастыря архимандрита Матфея и иеромонахов Амвросия, Паисия и Феофилакта; рака мученицы Иулиании Никомидийской Монастыри Коми [ править править код ] Все монастыри Михаило-Архангельский мужской монастырь [ править править код ] Михаило-Архангельский мужской монастырь Михайло-Архангельский мужской монастырь был основан святителем Стефаном Пермским в XIV веке. В последующие два столетия в Усть-Выми находился Владычный городок и кафедра Пермских епископов. Монастырь был упразднён в 1764 году в ходе секуляризационной реформы Екатерины II и вновь открыт 21 марта 1996 года указом Священного Синода по ходатайству епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима.

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Ком...

1774 г.; Димитрий Гусев (умер 10.7.1779); Иоанн Безщечкин (умер в 1791 г.); Петр Володимиров; Василий Васильевский и Константин Носов (все вместе служили менее 2 лет); Стефан Ключарев до 1793 г. (закончил семинарию); Стефан Воскресенский до 1.7.1801; Афанасий Рожин 1.7.1801-1803 г.; Петр Иванов Кутейников 1803-17.7.1851 (сын священника); Михаил Щеколдин 1859-1874 г.г.; Аркадий Лысков 1874-1875 г.г.; Афанасий Подосенов 7.1.1876-17.4.1878. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1. - Архангельск, 1894. С. 56-62. Михайло-Архангельская церковь построена на берегу Сев. Двины на месте ранее бывшего Михайло-Архангельского монастыря между ул. Воскресенской и улиц Полицейской (ул. Свободы), в настоящее время на месте разрушенной церкви и из ее кирпича построена школа 4. Эта церковь была построена после пожара 1636 г.. уничтожившего до основания монастырь, место которому (на Нечерах) отвел после пожара царь Михаил Федорович. Главный храм был освящен во имя Происхождения Честнаго Креста Господня с приделом во имя чуда Михаила Архангела в Хонех. Служили в церкви монахи. К 20-ым годам XVIII столетия церковь сильно обветшала, по грамоте Варнавы от 5/X 1721 г. начата постройка нового деревянного храма о трех престолах: главный - во имя чуда Архангела Михаила в Хонех. Южный придел Тихвинской Божией Матери. Северный - Великомученицы Екатерины. Освящена в 1720 г. архимандритом Архангельского монастыря Иосафом. Четырехъярусный иконостас холодного главного храма обращает на себя внимание из-за своей древности. Иконостас Екатерининского храма дважды заменялся. В 1738 г. пожар уничтожил церковь. Вид деревянных храмов описать невозможно, так как сгорели документы о церквах. По храмозданной грамоте преосвященного Варсонофия от I3/X 1742 г. и грамоте Елизаветы Петровны начато строительство каменного храма, освящ. 3/Х 1743 г. во имя Чуда Михаила Архангела с теплым северным приделом во имя великомученицы Екатерины. В 1763 г. начата постройка теплого придельнаго Тихвинской Божией Матери, упраздненный за ветхостью в 30-х годах XIX столетия и в 1845 г.

http://sobory.ru/article/?object=36201

Манипуляция сознанием – очень опасная вещь. Для того, кто манипулирует – Светлая! Если мы возьмем нынешнюю информационную картину, складывается впечатление, что людей настойчиво отучают видеть свет в жизни. – Думаю, так оно и есть. Там, где есть неумение видеть свет, а то и нежелание, происходит забвение добрых правил, уставов, традиций. Та самая манипуляция сознанием. Это же очень опасная вещь. И для того, кем манипулируют, и для того, кто манипулирует. – Почему? Для жертв манипуляций – понятно, но для их устроителей – в чем вред? – Потому что такой человек становится заложником этой манипуляции сам. Ведь если человек применяет определенные недостойные методы, он становится зависим от них, «подсаживается на иглу». – Однажды я сказал владельцу одного из новостных агентств, которые кормят читателей известиями о трупах, авариях, эпидемиях и прочей радостью: «Вы не боитесь, что ваши дети станут заложниками того, что вы сами делаете в информационном поле, – начитаются ваших же новостей, будут считать, что кровь, насилие, смерть – это нормально, или столкнутся с теми, кто так считает, начитавшись публикуемой вами дряни?» Ответ мне понравился: «Пусть звучит цинично, но я надеюсь, что к этому времени меня здесь не будет». – Где – «здесь»? Человек этими словами уходит от ответа. – Не знаю. Наверное, «лишь бы не в этой стране». – Где бы ни был человек, он всегда остается с тем, что у него внутри. От себя не убежишь. И внутри нас, как мы хорошо знаем, может быть не только мир, любовь, спокойствие… – И гадов там полно… Левиафанчик еще плещется. – Всего много, и далеко не всё достойное. А насчет ответа того человека – здесь даже вопрос самоощущения. Так себе самоощущение, по-моему. Пример добрых отношений Владимирская церковь Михайло-Архангельского монастыря в Великом Устюге Вологодской области – Владыка, вы сказали о передаче Церкви Михайло-Архангельского монастыря. Тема сейчас болезненная. Если брать даже когда-то тихую Вологду. Очень часто получаются трения. От прямой клеветы, что вот, «церковники отбирают народное достояние», до фактов очень прискорбных, когда музею или картинной галерее грозит опасность оказаться просто быть вышвырнутыми на улицу, а делается вид, будто всё хорошо и у нас полная, радостная симфония властей светских и церковных. Есть ли конфликт в Великом Устюге?

http://pravoslavie.ru/113018.html

Казань, 1881. К-1883 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу, написанные слышавшим, по убеждению следующего изречения в Слове Божием: «Тайну цареву добро есть хранити, дела же Божия открывати славно» ( Tobum. XII, 7 )/Издание второе, игумена Паисия, настоятеля Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань, 1881. К-1884 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Изд. третие, исправленное и дополненное, Михайло-Архангельского Черемисского мужского монастыря. Казань, 1884. П-1930 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Под редакцией и с предисловием Б. П. Вышеславцева . P.: YMCA PRESS, 1930. П-1933 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Под редакцией и с предисловием Б. П. Вышеславцева . Второе издание. P.: YMCA PRESS, 1933. I.3. Сокращенная редакция М-1882 – Замечательный рассказ о благодатных действиях молитвы Иисусовой. М., 1882. II. Пятый – седьмой рассказы II.1. Рукопись Опт-б/н – Ранее: Архив Введенской Оптиной пустыни. Б/н. 2°, нач. XX в., скоропись. 117 л. (опубликовано: Рассказ. 1992б). II.2. Печатные издания С-1911а – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой//Троицкое слово. 1911. 74. С. 375–379; 75. С. 399–393; 79. С. 451–456; 80. С. 468–472; 81. С. 486–490; 82. С. 501–506; 83. С. 517–521; 84. С. 533–537; 85. С. 549–552; 86. С. 565–569; 87. С. 580–583; 88. С. 596–599; 90. С. 628–634; 91. С. 546–540; 92. 659–665. С-1911б – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой. Сергиев Посад, 1911. В-1933 – Из рассказов странника о благодатном действии молитвы Иисусовой/Под редакцией игумена Серафима. Русская церковная типография во Владимировой на Словенску, 1933. III. Первый – седьмой рассказы III.1. Рукопись Муз–10952 – см. Приложение II. I.7. III.2. Печатные издания П–1948 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Третье издание. P.: YMCA PRESS, 1948. П–1973 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Четвертое издание. P.: YMCA PRESS, П–1989 – Откровенные рассказы странника духовному своему отцу/Пятое, дополненное издание. Предисловие архим. Киприана Керна . Послесловие иеромон. Василия Гролимунда. P.: YMCA PRESS, 1989. Приложение II. Краткое описание рукописей, содержащих тексты, составленные или переписанные иеромонахом Арсением (Троепольским) I. Тома из «Подвижнического сборника в XV частях» (автографы) 1. Муз-10947 – ОР РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). 10947. Автограф. 4°, 351 л., 21,0 х 11,5 см, переплет картонный в черной клеенке. Л. III. Подвижнический сборник, содержащий выписки из Святых Отцев, в XV частях. Часть третия (Продолжение плодов молитвы). Л. 1. Откровенное послание пустынного отшельника, к своему старцу и наставнику во внутренней молитве (3–17 октября 1859, 1866, 1868, 1870 гг.). Л. 310. Три чтения в 1869-м году. Л. 314. Ответ наставника на откровенное послание ученика его. Л. 343. Перечень. Л. 345. Оглавление.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Освоение этого участка Киприян начал со строительства деревянного " тына " , скромной клетской церкви Введения и " малой кельицы " , расположенной на месте будущего настоятельского корпуса. В 1276 г. Киприян был похоронен у самых ворот монастыря, а над его могилой поставлена скромная деревянная часовня, существовавшая несколько столетий. В 1438 г. одновременно со строительством первых укреплений городского посада монастырь был обнесен новой деревянной стеной, а его главные ворота получили форму проездной четырехугольной крепостной башни с тремя рядами бойниц. Эти ворота располагались на том месте, где была сооружена надвратная Владимирская церковь, а обращенная к городу юго-западная монастырская стена примыкала к воротной башне фронтально, оставляя за пределами монастыря и Криночный ручей, и оба озерка, которые, вероятно, играли роль дополнительного оборонительного рубежа. Таким образом, общая территория монастыря в древности была значительно меньше современной, а самый монастырь в тревожный и полный военных событий период XV-XVI вв. представлял собой надежную крепость, способную к длительной самостоятельной обороне. От главных ворот Михайло-Архангельского монастыря брали свое начало две важнейшие магистрали города - улица Архангельская и Спасская Гулыня, ведущие к Успенскому собору и к торгу. Перед входом в монастырь эти улицы образовали небольшую площадь, связанную с монастырской воротной башней деревянным подъемным мостом, перекинутым через Криночный ручей. Любопытно, что, подобно мосту Спасских ворот Московского Кремля, он служил своеобразной " биржей труда " для безработного духовенства: здесь собирались " безместные попы и дьяконы " в ожидании найма, здесь же велась торговля духовной и светской литературой. По местному преданию, популярный устюжский юродивый Прокопий, бывший другом основателя монастыря Киприяна, скончался именно здесь, в конце моста (1303 г.), где в его честь была сооружена деревянная часовная, существовавшая также долгое время. К сожалению, нам не известна дата основания первоначального собора, посвященного архангелу Михаилу, а сведения об этом замечательном сооружении имеются лишь самые отрывочные, так как в начале XVII в. он сгорел и поэтому не попал ни в описание сотной книги 1630 г., ни в изображение на иконе " Прокопий и Иоанн Устюжские " . Однако совершенно очевидно, что этот нарядный и живописный храм " о тринадцати верхах " был одним из интереснейших сооружений древнего деревянного Устюга и, играя роль главного ядра всего ансамбля Михайло-Архангельского монастыря, безраздельно господствовал и над скромными рублеными кельями, и над часовнями, и над церковью Введения, которая после освящения собора была обращена в зимнюю и, по сведениям писцов XVII в., принадлежала к клетскому типу, располагалась " на подклете " и имела прирубы трапезной и келарской.

http://sobory.ru/article/?object=00247

Второй день конференции начался докладом Е. Б. Рашковского, заведующего отделом религиозной литературы ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, на тему “Время протоиерея Александра Меня: поиски свободы”. Доклад был посвящён условиям работы и проповеди отца Александра. Протоиерей Вячеслав Тулупов, настоятель Михайло-Архангельского храма города Сергиева Посада, раскрыл тему покаяния в проповедях отца Александра Меня, что явилось совершенно новым исследованием служения священника. И. К. Языкова, преподаватель истории искусства Коломенской Духовной семинарии, рассказала о той духовной традиции, которую отец Александр привнёс в советские времена из дореволюционной эпохи, о книгах, которые читал отец Александр, о людях, с которыми он был знаком. Доклад профессора университета “Париж X” Ива Амана (Франция) был посвящён восприятию отца Александра за рубежом. О духовных основаниях и богословском методе отца Александра рассказал протоиерей Лев Шихляров, настоятель храма Казанской иконы Богородицы в Хомяково, Сергиев Посад. Игумен Афанасий (Селичев), настоятель Михайло-Архангельского монастыря в Юрьеве-Польском, выступил с докладом на тему «Движение “непоминающих” как среда духовного становления протоиерея Александра Меня». Поэт Д. В. Кантов рассмотрел вопрос о влиянии отца Александра на творчество Н. Я. Мандельштам и А. Галича. Д. А. Карпук, преподаватель Санкт-Петербург­ской Православной Духовной академии, провёл исследование об обучении отца Александра в Санкт-Петербургской семинарии на базе материалов, содержащихся в архиве духовных школ. Эти сведения вызвали оживлённую дискуссию, так как противоречили мнениям, бытующим среди прихожан отца Александра. Следующим выступающим была Е. Ю. Гениева, генеральный директор ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, которая рассказала о разных изданиях книг отца Александра, о его отношении к книгам, и поделилась своими личными воспоминаниями. Иеромонах Никон (Белавенец) говорил о необходимости полемики на Чтениях, так как только благодаря этому диалог будет развиваться, принося свои плоды. После этого, вслед за вопросами из зала, завязалась дискуссия о формах издания и распространении книг отца Александра.

http://pravmir.ru/v-menevskie-chteniya-p...

Троицкий собор (слева спереди) и Никольский храм (справа сзади) Селенгинского Троицкого монастыря. Фото Аркадия Зарубина от 26 сентября 2012 г. Возрождение В середине 1990-х годов в селе Троицком был зарегистрирован приход, и верующим была передана часть надвратного Михайло-Архангельского храма обители. Богослужение совершалось периодически приезжавшими священниками. С 1998 года по заказу Научно-производственного центра охраны памятников Минкультуры Бурятии и Бурятского благочиния Читинской епархии пошло инженерное обследование сохранившихся исторических строений. По ходатайству епископа Читинского Евстафия в декабре 2000 года глава Бурятии Л. В. Потапов подписал распоряжение о проведении мероприятий по освобождению исторического комплекса Свято-Троицкого Селенгинского монастыря от занимавшей его Троицкой психиатрической больницы. В течении шести лет в селе Новая Брянь шла реконструкция здания под больницу. Тем временем больница передавала Бурятскому благочинию одно за другим здания обители. Охрану этих зданий осуществляли один-два монаха или послушника Посольского Спасо-Преображенского монастыря . С осени 2005 года до конца июля 2006 года совместно с больницей на территории обители начали проживать в отдельном помещении несколько монахов и послушников под началом иеромонаха Николая (Кривенко) . В октябре 2005 года в обитель проездом были доставлены мощи святителя Иннокентия Иркутского , перед которыми был совершен торжественный молебен с крестным ходом вокруг обители. Указом епископа Евстафия в июле 2006 года был назначен первый исполняющий обязанности наместника возрождаемого Селенгинского монастыря. Ядром новой монастырской общины стали монахи Посольского монастыря. 1 августа того года новоприбывшая братия совершила первую Божественную литургию в восстанавливаемом Михайло-Архангельском храме. Задачами первостепенной важности перед новыми братьями обители стали окончательная приемка зданий монастырского комплекса и минимальная внутренняя реставрация старейшего Троицкого храма обители. Состояние храма было в крайнем запустении, пришлось разбирать два пристроенных к зданию храма туалета. 11 сентября того же года, в день крестного хода в память о чудесном явлении иконы Иоанна Крестителя у села Ильинки , впервые за восемьдесят с лишним лет в Троицком соборе была отслужена Божественная литургия. Следующими задачами были ремонт фасада Михаило-Архангельского храма и решение бытовых вопросов.

http://drevo-info.ru/articles/24558.html

Вид на храмы Соборного дворища открывается не только с набережной, но и со стороны Советского проспекта, Красноармейской улицы. А еще лучше смотреть на комплекс с противоположного берега Сухоны — со стороны Дымковской слободы. 2 Комплекс Михайло-Архангельского монастыря Комплекс Михаило-Архангельского монастыря. Фото vologda-mitropolia.ru Это второй по древности устюжский монастырь после Троице-Гледенского. Предание гласит, что мужской монастырь во имя Архангела Михаила в Великом Устюге основал преподобный Киприан Устюжский в XIII веке. Каменное строительство началось здесь в XVII веке. По благословенным грамотам Ростовских и Ярославских митрополитов Варлаама II и Ионы (Сысоевича) на средства устюжского купца Никифора Ревякина в 1653 году в обители построили и освятили теплую церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1653–1656 годах тот же купец Ревякин организовал и оплатил строительство каменного пятиглавого холодного (то есть неотапливаемого) храма во имя Собора Архангела Михаила. До него на этом месте стояла деревянная церковь с тринадцатью главками. Одновременно с собором поставили каменную восьмигранную шатровую колокольню. До нынешнего времени в соборе и на его паперти сохранились росписи разных веков, древнейшая из которых датируется рубежом XVII–XVIII веков. В конце 1680-х годов над монастырскими святыми вратами появилась церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. На протяжении нескольких веков в ней находился Владимирский образ, который устюжский иконописец Афанасий Соколов скопировал с московской святыни. В 1711 году над могилой преподобного Киприана встала церковь Преполовения Пятидесятницы. На территории монастыря располагалось Великоустюжское духовное училище, а с 1737 по 1786 годы — Великоустюжская духовная семинария. В 1918 году монастырь закрыли, до 1941 года здесь были концлагерь, исправительно-трудовой дом, следственное отделение, тюрьма. Затем сменилось несколько учреждений — от пехотного училища до автотранспортного техникума. Сейчас Михайло-Архангельский монастырь — часть Великоустюгского государственного музея-заповедника, памятник истории и культуры федерального значения.

http://sever.foma.ru/jeta-reka-vedet-k-h...

12. Ровинский Д. А. Подробный словарь русскихъ граверовъ XVI – XIX вв. Томъ 1. А – I. Санктпетербургъ. Типография императорской Академии наукъ. 1895. Стр. 51. 13. Голосов А. Велико-Устюжский Михайло-Архангельский монастырь Вологодской епархии. Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям. Марта 15. 6. 1900. Стр. 138. 14. Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Сольвычегодск, Великий Устюг, Тотьма. - Л., 1983. Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния. Монастырские церкви: Соборная Михаило-Архангельская, 1653 года, каменная, престол в честь Архангела Михаила. Введенская с трапезной, 1653 года, каменная, престолы в честь: Введения во храм Пресвятой Богородицы - главный, Всех Святых. Этой церкви предшествовала деревянная тёплая церковь с трапезой и с келарской, шатровая, на подклете. Преполовенская (Киприановская), 1780 года, каменная, под спудом - мощи преп. Киприана Устюжского, престолы в честь: Преполовения Пятидесятницы - главный, сщмч. Киприана Карфагенского. Надвратная Владимирская церковь, 1688 года, каменная, престол в честь иконы Божией Матери «Владимирская». В церкви св. прав. Иоанна Устюжского чудотворца 10 декабря 1872 г. освящён придел во имя мцц. Софии, Веры, Надежды и Любви. Иеромонах Устюжского Михаило-Архангельского монастыря Рафаил, исполняющий пастырские обязанности на эскадренном броненосце " Цесаревич " , 12 апреля 1904 г. награждён набедренником. ВЕВ. - 1873, с. 52-53; 1904, с. 143.Описание Великого Устюга в устюжской писцовой книге " письма и меры Микиты Вышеславцова да подьячего Агея Федорова 131 и 132 и 133 и 134 году " .//Бысть на Устюзе... Историко-краеведческий сборник. - Вологда: ЛиС, 1993.Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. С. 29-30, 135, 136, 201. Михаило-Архангельский монастырь Общие принципы организации монастырского ансамбля нагляднее всего можно проследить на примере древнейшего из всех устюжских монастырей - Михайло-Архангельского. По сведениям летописца, монастырь этот был заложен в 1212 г., когда основатель его монах Кип-риян " ...изобрел место при езерах за острожною осыпью " . Участок, выбранный Киприяном для строительства монастыря, представлял собой в то время невысокий холм, расположенный среди заболоченной долины у семи небольших озер. С юго-западной стороны территорию монастыря ограничивал ручей Криночный с двумя озерками, а с северо-востока к монастырю примыкал обширный пруд, названный позднее Архангельским. По мнению автора " жития " Киприяна, основной причиной выбора именно этого места послужило то, что среди дремучего непроходимого бора этот холм был менее залесен, что значительно облегчало его освоение. Кроме того, расположение в глубине территории на расстоянии около километра от берега реки и непосредственно за вновь основанным городом-крепостью обеспечивало этой первоначально маленькой и скромной " пустыне " сравнительно надежную защиту от нападения врагов.

http://sobory.ru/article/?object=00247

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010