Михаил Хониат



 001   002   003

Византийский урок Пролог, СегодняИскать в Источникеzakonbozhiy.ru
... и военную помощь, но, конечно же, обманул и цинично бросил их перед собой на пути турецких орд. Преданные Западом балканские народы на долгие столетия оказались под жесточайшим турецким игом. А Византия уже ничем не могла помочь. Национальное превозношение сыграло самую скверную роль для империи. Большой проблемой стала постепенная утрата реального контроля над отдалёнными областями и провинциями. Особенно остро чувствовалось противоречие между провинциями и сытой, богатой столицей - Константинополем, который во многом жил за счёт нищих окраин. В начале XIII века византийский писатель Михаил Хониат с горьким упреком писал, обращаясь к жителям столицы: " Разве не вливаются реки всех богатств в столицу, как в единое море? Но вы не желаете выглянуть из-за своих стен и ворот, не хотите посмотреть на окружающие вас города, ждущие от вас справедливости; вы посылаете в них одного за другим налоговых чиновников, с их зубами звериными, чтобы пожирать последние останки. Сами же вы остаётесь у себя, предаваясь покою, и извлекая богатства " . ... Вся политическая, культурная и общественная жизнь, по сути, проходила в Константинополе. Правительство не хотело замечать, что создаётся ... далее ...
Феоктист Студит — византийский агиограф и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... он иногда неверно указывает авторов некоторых цитат и путает источники. Например, в одном месте жития ( Пападопуло-Керамевс. 1905. С. 40. 15–16 ) Феоктист приписывает Геродоту стих из Гомера, таким образом показывая, что ему непонятен метрический характер стиха. Тщательное исследование творений Феоктиста позволяет сделать вывод, что его знакомство с классической древностью не было непосредственным. Текста жития св. Афанасия свидетельствует, что почти все ссылки на классиков находятся в отрывках, заимствованных Феоктистом у таких известных византийских риторов и писателей, как Никита Хониат и Михаил Пселл. Таким образом, ссылки на античных авторов в тексте творений Феоктиста обычно являются указанием, что данный фрагмент текста не принадлежит перу Феоктиста [2]. При этом обращение Феоктиста к неявному цитированию других авторов гораздо шире и касается не только классических цитат и аллюзий: исследование показало, что около 1 5 части жития является заимствованиями. Не исключено, что дальнейшее исследование текстов Феоктиста увеличит этот процент. Если говорить обо всех сочинениях Феоктиста, то круг по преимуществу христианских авторов, цитируемых им, весьма широк. Его ... далее ...
Богословские ресурсы для понимания христианской ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... что образ Божий нужно ассоциировать с душой, а не с телом [29]. Существует, однако, значительное меньшинство, которое придерживается более целостного подхода, утверждая, что образ Божий охватывает всего человека: его тело, душу и дух. Св. Ириней, наглядный представитель этой второй тенденции, выражает следующую мысль: «Руками Отца, то есть, Сыном и Духом, личность человека была создана по образу и подобию Божию. Вся личность была так создана, а не только ее часть. Теперь душа и дух, конечно, часть личности, однако они не являются личностью как таковой» [30]. В подобном ключе Михаил Хониат пишет тысячу лет спустя: «Термин " человек " применяется не в одиночку к душе или к телу, но к ним обоим в совокупности; так, относительно их обоих сказано, что Бог создал человека по Своему образу» [31]. Доводя до конца выводы этой унитарной точки зрения, святой Григорий Палама настаивает на том, что человек целиком — его тело, душа и дух — участвует в и дении Божественного Света; нетварные энергии преображают не только наше внутреннее «я», но и нашу телесность. Стремясь точнее обрисовать Божественный образ, православные авторы связывают его более конкретно с пятью ... далее ...
Богословские ресурсы для понимания христианской ...Искать в Источникеazbyka.ru
... утверждают, что образ Божий нужно ассоциировать с душой, а не с телом 29. Существует, однако, значительное меньшинство, которое придерживается более целостного подхода, утверждая, что образ Божий охватывает всего человека: его тело, душу и дух. Св. Ириней, наглядный представитель этой второй тенденции, выражает следующую мысль: «Руками Отца, то есть, Сыном и Духом, личность человека была создана по образу и подобию Божию. Вся личность была так создана, а не только ее часть. Теперь душа и дух, конечно, часть личности, однако они не являются личностью как таковой» 30. В подобном ключе Михаил Хониат пишет тысячу лет спустя: «Термин «человек» применяется не в одиночку к душе или к телу, но к ним обоим в совокупности; так, относительно их обоих сказано, что Бог создал человека по Своему образу» 31. Доводя до конца выводы этой унитарной точки зрения, святой Григорий Палама настаивает на том, что человек целиком – его тело, душа и дух – участвует в и дении Божественного Света; нетварные энергии преображают не только наше внутреннее «я», но и нашу телесность. Стремясь точнее обрисовать Божественный образ, православные авторы связывают его более конкретно с пятью моментами: ... далее ...
К небу / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1: 18 ) , поэтому образом ( по-гречески – иконой ) Бога Отца является Сын Божий Иисус Христос. В Православии отцы Церкви связывали этот образ с темой воплощения предвечного Сына Божия и искупительной жертвы, а также с образом грядущего Судии Второго пришествия. Архиепископ Андрей Кесарийский в Толковании на Откровение Иоанна Богослова говорит: «Принесенный в жертву за нас в эти последние времена, Он, однако, древний, точнее – Он вечный, свидетельство чему Его белые волосы». Так же понимает этот образ митрополит Афинский Михаил Хониат: «Белые волосы означают вечность, однако Он, принесенный за нас в жертву, – Младенец в воплощении». – Почему же этот образ стал пониматься как образ Бога Отца? – Причиной превращения «Ветхого денми» (Ветхого днями) в иконографию Бога Отца является неоднозначность текста видения пророка Даниила, который после описания «Ветхого денми» как седовласого старца пишет: «Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему» ( Дан. 7: 13 ) . Исходя из того, что Сын Человеческий Иисус Христос – подводится к «Ветхому денми», ... далее ...
О титуле архиепископа / Поместные Церкви // ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... по всей видимости, была возведена в этот ранг сразу же из епископии. В подчинении Афинской митрополии было пять епископий: Эврипская, Диавлейская, Коронейская, Андросская и Орейская, в то время как Коринфская митрополия насчитывала только три епископии: Дамаласскую, Аргосскую и Монемвасийскую. В царствование императора Льва VI Мудрого (886–911) Афинская митрополия возвысилась еще более, и в ее подчинении находилось уже десять епископий. Однако при захвате Греции крестоносцами среди прочих была упразднена и Православная Афинская митрополия, а выдающийся тогдашний митрополит Афинский Михаил Хониат был смещен с кафедры и проживал на острове Кеа (ок. 1220) . С конца XIV века и до турецкого завоевания, начавшегося с Афин, было позволено поставление православного Афинского иерарха. Если кафедральный собор латинского архиепископа располагался в Парфеноне на Акрополе, то православный митрополит имел местом пребывания убогое и незначительное строение, а православным кафедральным собором был, по всей вероятности, храм святителя Дионисия Ареопагита у Ареопага. Православный Афинский иерарх носил титул митрополита Афинского, экзарха всей Греции и предстоятеля Фивейского и Новых ... далее ...
Спор на руинах империи / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... эти слова во фразе? Можно посмотреть и на другие примеры создания рецензентом заведомо ложного представления о содержании фильма. Так, С. А. Иванов говорит про создателей фильма: «если спуститься на почву реальной истории, то окажется, что Византия-то им безразлична. Они ею совершенно не интересуются, хоть и поют ей дифирамбы». И в подтверждение этого тезиса, помимо прочего, пишет об авторе: «Называет ли он хоть три имени великих писателей? » В рецензируемом фильме упоминаются следующие имена византийских писателей: Гемист Плифон, Геннадий Схоларий, Константин Багрянородный, Михаил Хониат, Феодор Ласкарь, Виссарион Никейский. С какой стороны ни посмотреть, а три-то уж точно набираются, причем, два раз. Очевидно, что проф. Иванов умеет считать до трёх. Но тогда чем объяснить вышеприведённые слова? Другой пример заведомо ложной информации: «Между прочим, некоторые из мозаик, которые в фильме нам продают за византийские, на самом деле сделаны уже венецианскими и норманнскими мастерами». Рецензент создаёт у читателей, не смотревших фильм, представление о том, что в нём будто бы коварные авторы «продают за византийские» мозаики, которые «на самом деле сделаны уже ... далее ...
Феофилакт Охридский - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... с помощью другой литературной традиции. Именно ее влиянием в немалой степени объясняется проскальзывающее в некоторых его письмах презрение к болгарской пастве. Многие византийские чиновники, волею обстоятельств оказавшиеся вдали от родины, поддавались искушению сравнивать неприхотливую провинциальную жизнь с соблазнами далекого Константинополя. В XI–XII веках византийские провинциальные епископы были очень подвержены этой моде. Один из них, Иоанн Мавропод, митрополит Евхаиты на севере Малой Азии, не раз писал своему ученику Михаилу Пселлу о страстном желании вернуться в столицу. А Михаил Хониат, ученый митрополит Афинский, бьлч настолько потрясен тем, сколь разительно отличается город, населенный неотесанным простонародьем, изъясняющимся на просторечном диалекте, от Древней Греции, лучезарный образ которой жил в его воображении, что обронил такие примечательные слова: «Живя долгое время в Афинах, я становлюсь варваром». Когда подобные люди оказывались в негреческой среде, они особенно страдали от одиночества. Тоскуя, они тянулись к перу и бумаге, и в их письмах друзьям и коллегам, которым посчастливилось жить в Константинополе, слышались отзвуки тех традиционных ... далее ...
Византия, Словарь имен, названий и терминов - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Иоанн Итал. См. : историки Византии, география. Михаил Сириец (1126–1199 гг) – монофиситский Патриарх и сирийский хронист. Родился в семье клирика в Мелитине, получил духовное образование и в 1166 г. принял посвящение в духовный сан. Был в центре политических отношений всего Ближнего Востока. Составитель «Хроники», сохранившей много материалов по ранней истории Византии, особенно по церковной истории конца VI – начала VII вв. Включил в свое сочинение материалы из «Истории» Иоанна Эфесского, летописи VIII в. Дионисия Телльмахрского, «Хроники» Иакова Эдесского и многих других писателей. Михаил Хониат (ок. 1138–1224 гг) – ритор, писатель, старший брат Никиты Хониата, с 1182 г. – митрополит Афин. В старости нуждался и был парализован. Известен своими многочисленными письмами, рисующими бедственное положение греческой провинции в последней четверти XII в. Могаричев Юрий Миронович (род. 1964 г.) – известный крымский археолог конца ХХ – начала ХXI вв., доктор исторических наук, профессор, издатель и исследователь ценных для истории византийского Крыма памятников агиографии (Житий свв. епископов Херсонских, Иоанн Готского, Стефана Сурожского) . Автор книг о «пещерных» городах ... далее ...
Церковный устав (типик), его образование и судьба ...Искать в Источникеazbyka.ru
... об уставе, а о книге «βίβλος αυτὴ», но такое неопределённое обозначение очень нередко встречается в послесловиях писцов, которые называют свой труд не по содержанию рукописи, а βίβλος, βίβλιον, δέλτος. Примеры встречаются то и дело. Что же касается памяти Михаила Хониата, которая занесена в этот устав под 4 июля, то это не может ещё служить доказательством происхождения самой рукописи из Афин, как говорится в Агиологии I, 135. К концу XIII века память эта могла уже распространиться по многим областям востока и войти в служебные книги студийские, иерусалимские и константинопольские. Хотя Михаил Хониат и был епископом Афинским, но по своей последней деятельности и по своим сношениям всего ближе принадлежит столице, с которой его имя связано самым тесным образом. Сосланный в изгнание латинянами, по взятии Константинополя, и несколько лет проведши изгнанником на острове Кос, Михаил Хониат приобрёл известность исповедника не в Афинах только, но на всём востоке, и его канонизация, поэтому, всего легче могла идти из Никеи и Малой Азии, куда был перенесён центр тогдашней государственной жизни Византии. Наконец, неправда и то, будто бы эта память есть единственная и встречается ... далее ...

 001   002   003

Постоянная ссылка на эту страницу: Михаил Хониат
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"