Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ ПСЕЛЛ [Греч. Μιχαλ Ψελλς] (1018, К-поль - ок. 1078 или 90-е гг. XI в.), мон., визант. политик, в сер. 40-х - сер. 70-х гг. XI в. был одним из наиболее влиятельных придворных советников; ученый-энциклопедист, историк, литератор, философ, богослов, выдающийся деятель визант. культуры. Основные сведения о жизни М. П. содержатся в его «Хронографии» и др. сочинениях. Тем не менее замечания М. П. о себе кратки и не позволяют интерпретировать их уверенно. Т. о., реконструкция ряда эпизодов жизни и политической деятельности М. П. остается спорной. Мирское имя М. П.- Константин или Констант. Он род. в К-поле в квартале близ Нарсийского мон-ря, в семье столичных чиновников. Среди предков М. П. известны люди, занимавшие должность ипата и носившие титулы патрикиев. Однако к XI в. род Пселлов пришел в упадок. Его дед и бабка дожили до 40-х гг. XI в.; имя отца неизвестно, он умер ок. 1038 г. Мать М. П. Феодота, из столичной семьи невысокого происхождения, после смерти мужа приняла монашество, умерла в 1054 г. У М. П. были 2 старшие сестры, их имена также неизвестны; старшая сестра умерла юной в 1032 г. М. П. получал образование, состоявшее из 3 ступеней. С 5 до 8 лет он обучался в начальной школе грамматики. После этого родственники М. П. решили, что на этом его обучение можно закончить. Однако по настоянию матери он продолжил заниматься, изучать древнегреч. язык и классических авторов и вскоре обнаружил блестящие способности. С 16 лет М. П. начал заниматься риторикой, вероятно у знаменитого педагога Иоанна Мавропода , позднее ставшего митрополитом Евхаиты. Учеба М. П. завершилась ок. 1037-1038 гг. Он называл Мавропода своим единственным учителем, вероятно, тем самым особо выделяя его вклад в свое образование. Михаил Пселл и его ученик имп. Михаил VII Дука. Миниатюра из Четвероевангелия Иоанна Каливита. XI в. (Ath. Pantokr. 234. Fol. 245a) Михаил Пселл и его ученик имп. Михаил VII Дука. Миниатюра из Четвероевангелия Иоанна Каливита. XI в. (Ath. Pantokr. 234. Fol. 245a) О первых годах самостоятельной карьеры М. П. сведения противоречивы. Уже в юном возрасте он оказался в числе визант. придворных. В конце правления имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041) он находился на гос. службе в столице, был знаком с Иоанном Орфанотрофом и был его «сотрапезником» ( Mich. Psell. Chron. P. 57). В правление имп. Михаила V Калафата (1041-1042) он занимал пост имп. секретаря и участвовал в церемониальных выходах императора ( Mich. Psell. Chron. P. 94-95). В это время было написано наиболее раннее из известных сочинений М. П.- стихотворное послание к императору с просьбой назначить его на пост нотария ( Psell. Scripta minora. P. 49). М. П. упоминал также, что совершил поездку в Месопотамию, скорее всего по делам службы, а также некоторое время исполнял должность фемного судьи в Филадельфии (Фракисий или Фригия?) и в феме Вукеллариев.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Но в своем желании император встретил одно большое препятствие: Роман был женат. Это препятствие было устранено следующим образом: Константин притворился, что сильно гневается на Романа и особенно на его жену Елену, и, как бы в наказание обоим супругам, велел постричь Елену в монахини. Несчастная женщина только в монастыре узнала действительную причину своего пострижения ( Cedrenus. Т. II. Р. 485; Zonara. Col. 171; Glycas. Р. 580). При Михаиле Пафлагоне за участие в заговоре был насильно пострижен Михаил Керул- ларий, впоследствии патриарх Константинопольский. Михаил упорно противился пострижению, но безуспешно (Psellus M. Т. V. Р. 320–322; Cedrenus. Т. II. Р. 530). Той же каре и за ту же вину подверглись при Константине Мономахе стратиг Стефан Севастофор (Attaliot. Р. 20; Cedrenus. Т. II. Р. 550) и патриций Лев Торникий (Attaliot. Р. 22; Cedrenus. Lib. II. Р. 561). Когда Исаак Комнин занял столицу и был провозглашен царем, император Михаил Стратиотик вынужден был постричься, чтобы избежать насилий толпы. Для совершения обряда пострижения во дворец были посланы митрополиты. Михаил не оказал им никакого сопротивления, но спросил только: что ему готовят взамен оставляемого царства? Когда митрополиты ответили: «Царство Небесное», он, взглянув на свои красные туфли – принадлежность императорского достоинства, сказал: «За них Михаил не продает благочестия», отшвырнул их прочь с ног и склонил голову для пострижения. В звании монаха Стратиотик жил сначала в патриарших покоях, а потом в собственном доме (Attaliot. Р. 58–59; Zonara. Col. 241). Кесарь Иоанн Дука, дядя императора Михаила VII Парапинака, захотел свергнуть своего племянника с престола и поднял против него восстание. Но попытка Иоанна была неудачна: он был взят в плен союзниками Михаила – турками и отправлен в столицу. Когда его довезли до Пропонтиды, он из предосторожности постригся в монашество и явился пред лицо царя в монашеском платье (Attaliot. Р. 193; Zonara. Col. 282). Брат Парапинака – Константин Дука был насильно пострижен за измену императором Никифором Вотаниатом ( Scylitzae.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

В число заговорщиков вошли многие члены семьи Керуллариев, включая его зятя, мужа сестры Иоанна Макремволита, а также представители многих знатных родов. Позднее, на следствии, Керулларий скажет, что заговор был вызван недовольством не по отношению к самому василевсу, а к Орфанотрофу и другим Пафлагонцам. Но, поскольку сместить их можно было только путем устранения от власти Михаила IV, то заговорщики предполагали сместить царя и заменить его более достойной кандидатурой. Почти наверняка новым василевсом должен был стать Михаил Керулларий, сын большого сановника, занимавшегося при царском дворе финансовыми вопросами. Уже в то время Михаил отличался от своих сверстников трезвым умом, честолюбием, серьезностью и решительным характером и имел все черты прирожденного лидера. Вероятнее всего, заговор мог бы иметь успех, но, как обычно, кто-то из числа самих заговорщиков в последний момент струсил и донес обо всем Орфанотрофу. Мятежных аристократов арестовали, но, к удивлению, обошлись довольно мягко: имущество братьев Керуллариев конфисковали, самого Михаила насильно постригли в монахи, остальных сослали 770 . Летом этого же года был раскрыт еще один заговор, участники которого понесли более суровое наказание. Его организаторами опять стали представители старых аристократических родов: Михаил Гавр, Феодосий Месаникт, Григорий Таронит – все из среды высших воинских начальников. Эти события, а также болезнь Михаила IV вынудили Иоанна Орфанотрофа искать дополнительные гарантии для своей семьи. У Зои от брака с Пафлагоном детей не было и быть не могло, пытаться выдать ее еще раз замуж за представителя семьи Пафлагонов являлось чистой утопией. Поэтому Иоанн придумал вариант с усыновлением императрицей кого-нибудь из числа своих молодых родственников. Для начала он хотел предложить в качестве «сына» своего брата Никиту, дуку Антиохии, но тот скончался в 1034 г. В этой связи выбор пал на племянника Орфанотрофа и Михаила IV Михаила Калафата, занимавшего должность этериарха. Орфанотроф не без труда убедил василевса венчать того цезарем (кесарем) – царь откровенно недолюбливал своего племянника, впрочем, как и сам евнух; однако другой кандидатуры не нашлось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После чего, используя ее состояние, можно было попытаться при помощи лести навязать царице нужное решение. Неожиданно для Зои в ее покои вошли члены семьи Пафлагонов во главе с Иоанном Орфанотрофом и Калафатом. Они пали ниц перед царицей и заявили, что та может поступить по собственному усмотрению: или править самостоятельно, или возвести на престол своего «сына», Михаила Калафата, который якобы будет являться лишь номинальным царем при Зое. Естественно, Зоя была ошеломлена: она действительно думала о том, что с ней будет дальше, но никак не ожидала такого предложения. Чтобы окончательно устранить все подозрения императрицы, Калафат тут же дал клятву на святынях, что всю свою жизнь будет относиться к Зое, как матери и своей госпоже, выполняя все ее требования и желания. Здесь следует сказать, что Зоя очень боялась Орфанотрофа, и не только потому, что физически ощущала его превосходство перед собой в интриге и силе характера. Представим себе – стареющая, одинокая и беззащитная женщина оказалась окруженной группой мужчин, легко способных тут же в случае отказа убить ее. То, что евнух готов к этому, императрица знала не понаслышке. Собственно говоря, никакой альтернативы у нее не было. Зоя сдалась, и 26-летний Калафат был объявлен ею новым императором Византии Михаилом V 775 . Как и раньше, столичный патриарх послушно исполнил волю императрицы. В первые дни всем казалось, что Михаил Калафат выполнит свои обещания: он раболепствовал перед Зоей, величал ее «моя царица», «моя госпожа», но вскоре отставил в сторону ненужный более «политес». Крайне амбициозный, Михаил V решил сделать то, на что не решался даже Орфанотроф, – создать собственную династию и окончательно удалить представителей Македонского дома от власти. Он был молод, имел жену и вполне обоснованно полагал, что сумеет родить наследника царского трона, своего наследника. Правда, для этого нужно было найти для себя опору в общественных кругах. Аристократия, шокированная его появлением в царском платье, ни при каких обстоятельствах не могла стать союзником самозванца, которого считала узурпатором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттого могло произойти, что Роман Диоген при Константине Дуке, будучи патрицием, просил себе чин прямо вестарха, и когда отличился в войне с печенегами, то получил этот чин. Оттого же историк, 1195 рассказывая о Феодате (при Романе III) или о Льве Торнике (при Мономахе), продолжает называть их патрициями, несмотря на то, что они тогда состояли в чине вестов. Наконец отсюда, может быть, происходит, что Михаил Атталиот, имевший уже в 1075 г. чин антипата, прилагает к себе в 1077 г. оба титула вместе (яатрйасх; avBrptaxric;); 1196 то же делают барийский анналист в применении к Аргиру (patricius vestatus) и Аристакес к Саламе (патриций антипат); к Иоанну III, герцогу Амальфи, прилагаются даже все три титула. 1197 Затем бросается в глаза факт, что титулы вестарха и веста встречаются, начиная с Константина Мономаха. Невольно возникает предположение, что оба они введены в употребление при этом императоре; сначала был установлен титул веста, около 1042 г., 1198 а потом вестарха, не ранее 1046 г. 1199 До Мономаха промежуточной ступени между магистром и патрицием не было (не считая титул антипата, дополнительный к патрицию), и потому, может быть, Михаил Пафлагон прямо произвел Алусиана и своего племянника Константина из патрициев в магистры, а Михаил Калафат то я#е сделал относительно Георгия Маниака. 1200 11) Протоспафарий. Этот чин имели при Романе IIÏ Текнея, 1201 Феофи-лакт Афинянин; 1202 при Михаиле Пафлагоне: Михаил Докиан, Ивир Варас-ватце, Катакалон Кекавмен, Константин Мукупел 1203 и Григорий, стратиг далматинский; 1204 при Мономахе Пард 1205 и Иоанн Ивирица; 1206 при Константине Дуке: стратиги Иоанн Майя и Николица Делфина 1207 и Лев, далматинский катепан. 1208 При Михаиле Пафлагоне возведен также в этот чин дож Венеции Доминик Флабанико, 1209 а при Константине Мономахе князь сербский Михала (Mi%ar Xa .г Т1ко1 eimv oi сто nazpiKww ёыс iAA.ou0tptcov (синклитики – от патрикия до светлейших) (illustres с IV в. титул 2-го ранга, после 1-ro nobilissimi, gloriosi, соответствовавшего «высочеству» и дававшегося принцам крови).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

После смерти императора Михаила Пафлагона Михаил V Калафат разрешил ему вернуться из ссылки в столицу, хотя вскоре глубоко в этом раскаялся – Керулларий вовсе не собирался прекращать политической деятельности, даже надев монашеское платье. Возможно, его судьба сложилась бы более печально, но Калафата, по счастью, лишили царства. Почему-то Мономах решил, что при узурпаторе Керулларий боролся за права царственных сестер – удивительная неосведомленность и недальновидность, предопределившие ошибку императора. Впрочем, без всякого сомнения, императору импонировал глубокий ум и опыт Михаила в политических дела. Возраст и альковные забавы порядком утомляли василевса, и он надеялся приобрести в лице Керуллария верного помощника в государственных вопросах. Буквально в течение месяца монах прошел все степени посвящения и 25 марта 1043 г. стал новым Константинопольским патриархом. Эта поспешность посвящения потом будет неоднократно вменяться в вину Керулларию со стороны Римских епископов 793 . Свое назначение Михаил, имевший очень высокое мнение о себе, принял как проявление Божественного Промысла и всю энергию положил на то, чтобы занять в Римской империи высшую ступень власти. Императором ему стать не пришлось, но ведь Константинопольский патриарх, как считал Керулларий, не уступает по статусу василевсу, а в чем-то даже превосходит – Михаил был знаком с «Константиновым даром» и искренне верил в его подлинность. Ему оставалось лишь определить время, когда можно будет обеспечить себе «настоящие», наивысшие полномочия столичного патриарха в Римском государстве по аналогии с теми, какие он имел в Восточной Церкви. Это был не очень сложный по исполнению план, поскольку в эпоху «проходящих» императоров и нынешнего состояния политической власти Константинопольский архиерей постепенно вернул себе утраченные при бывших царях Македонской династии и амбиции, и авторитет. Керулларий не являлся бунтовщиком и мятежником и вовсе не собирался свергать царскую власть – просто он был убежден, что в силу ослабления Церкви в былые годы Константинопольские патриархи оказались лишенными по своеволию отдельных василевсов присущих им по статусу прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме юридической стороны, унаследованной от римского права, усыновление постепенно восполнялось другим актом – церковным, который co временем приобрел даже первенствующее и преобладающее во всем процессе значение. Так, усыновление приобрело в Византии сложный состав, в котором параллельно и совместно существовали два главных элемента – гражданский и церковный. Последний также имеет свою краткую историю. Историю этого последнего автор дает во 2-ой главе своего исследования под заглавием: «Церковное усыновление в Византии» (стр. 36–65). Церковный элемент в процессе усыновления, по его мнению, возник в Византии, под несомненным влиянием таинства святого крещения (стр. 37). Проф. И. И. Соколов приводит несколько примеров усыновления, из которых отметим некоторые. Так, византийский император Михаил III в апреле 866 года усыновил (υοποιετοα) Василия Македонянина, будущего императора, – так как сам не имел детей, – и почтил его достоинства магистра; усыновление, в котором византийский историк усматривает действие промысла Божия, много потом содействовало Василию в занятии царского престола. Анна Комнина сообщает, что императрица Мария, супруга Никифора III Вотаниата (1078–1081), усыновила ее отца Алексия Комнина, будущего византийского императора (1081–1118 г.). Затем, историк Михаил Пселл рассказывает об интересном факте усыновления византийской императрицей Зоей будущего императора Михаила V Калафата, состоявшегося в конце 1034 года. Усыновление совершалось по хитрому совету орфанотрофа Иоанна, фактически захватившего в свои руки всю власть в империи и стремившегося обеспечить престол за Пафлагонским домом. Он уже сумел выдать императрицу Зою, представительницу Македонской династии, в замужество за своего брата, потом императора Михаила IV Пафлагона (1034–1041 гг.), но так как у них не было детей, то единственный прямой путь к престолу состоял для Пафлагонского дома в усыновлении императрицей Зоей кого-либо из членов этой фамилии, дабы он сперва состоял кесарем до смерти Михаила IV, а потом занял его место.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

215 ...великому Василиу... царе от Македония... – Автор вспоминает императора Василия Македонянина (867–886). 216 ...Давыдъ медовный... – Имеется в виду Псалтирь, составление которой приписывалось библейскому царю Давиду. 217 ...Сапсона Далида... – Имеется в виду библейский рассказ ( Суд. 16, 4–30 ), как филистимлянка Далида обрезала волосы, в которых заключалась сила героя, влюбленному в нее израильскому богатырю Самсону, тем самым приведя его к гибели. 219 ...царя Констянтина, брата Василию. – После смерти императора Василия II Болгаробойцы (рассказ о его правлении мы опустили) на престол взошел его шестидесятипятилетний брат Константин (1025–1028) – жестокий, распутный и трусливый. 220 О двою же колебля житие дщерю. – У Константина было три дочери: Евдокия, ставшая монашенкой, Зоя (последовательно бывшая замужем за тремя императорами – Романом III, Михаилом IV и Константином IX – преемниками ее отца) и Феодора. Здесь речь идет о Зое и Феодоре. 221 Царство Рамана Аргиропула. – Роман III Аргир, византийский император (1028–1034), в прошлом эпарх (префект Константинополя), стал мужем дочери Константина VIII – Зои и тем получил право на престол. 223 Михаил, родом от Пефлагон. – Будущий византийский император Михаил IV (1034–1041) происходил из незнатной семьи из Пафлагонии, области на северном побережье Малой Азии. 224 ...недугом лютом, якоже Саулъ... – Михаил был эпилептиком. Он сравнивается с Саулом, основателем Израильско-иудейского царства (конец в. до н. э.). 226 Бяху же ему единокровницы... сиречь братиа... – У Михаила было четыре брата: Иоанн, Никита, Константин и Георгий. Все они, кроме Никиты, были евнухами. Старший – Иоанн был при Романе III препозитом (евнух, ведающий церемониями императорских приемов), а в 1033–1034 гг. также смотрителем сиротского приюта, за что получил прозвище Орфанотроф («кормилец сирот»). Здесь же он именуется попечителем гирокомства, то есть «пекущимся о старцах». 227 ...присьненика сътворити братова си сына... – Славянский переводчик ошибся: речь идет о сыне сестры (а не брата) МихаилеМихаила Калафате, будущем императоре (1041–1042), усыновленном Зоей. Описание его царствования мы опускаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Psell. Chron. III 26). После интронизации имп. Михаила IV Пафлагона З. недолго пользовалась имп. почестями. Она была изолирована на жен. половине дворца, лишена верных слуг и окружена соглядатаями императора. Полнота власти оказалась в руках Михаила IV и его брата Иоанна Орфанотрофа. Дабы обеспечить преемственность власти внутри Пафлагонского дома (семьи Иоанна Орфанотрофа и имп. Михаила IV), было решено ввиду отсутствия детей у З. и Михаила усыновить племянника императора, сына его сестры Марии и Стефана Калафата, Михаила, которому был пожалован титул кесаря. Страдавший эпилепсией имп. Михаил IV вскоре после этого умер (10 дек. 1041). Михаил V, вступив на престол, решил вовсе избавиться от З. и, обвинив ее в том, что она собиралась его отравить, сослал на Принцевы о-ва, где З. должны были постричь в монашество. Такое отношение к порфирородной царевне, представительнице Македонской династии, вызвало возмущение среди знати и народа К-поля и привело к восстанию (19-21 апр. 1042). Испугавшись волнений, Михаил V вернул З. из ссылки, однако это не помогло: восставшие уже провозгласили императрицей не только З., но и ее младшую сестру Феодору, находившуюся в одном из мон-рей К-поля еще со времен царствования Романа III Аргира ( Scyl. Hist. P. 385). Результатом восстания стало свержение и ослепление Михаила V Калафата. Синклит при поддержке народа провозгласил З. и Феодору единственными законными правительницами империи. Новые императрицы повысили денежные выдачи синклиту, отменили продажу должностей и обещали народу всевозможные пожалования. Самодержавное правление сестер, однако, продолжалось недолго. Отсутствие способностей к гос. делам у З. и Феодоры привело к тому, что уже 12 июня 1042 г. З. вышла замуж за Константина IX Мономаха. Патриарх Алексий Студит отказался венчать З. и Константина, т. к. это был уже 3-й брак для обоих, и обряд венчания провел один из пресвитеров храма Св. Софии - Стип. После вступления на престол Константина IX З. жила во дворце, окруженная почетом и уважением.

http://pravenc.ru/text/200093.html

е. был министром финансов. После того как Никифор в 811 году пал в битве с болгарами, в течение нескольких месяцев того же 811 года правил тяжелораненый в той же войне сын его Ставракий. Но еще до своей смерти он был низложен в пользу куропалата Михаила I, принадлежавшего к греческой фамилии Рангаве и женатого на Прокопии, сестре несчастного Ставракия и дочери Никифора I. Но и Михаил I царствовал недолго (811—813). Он был низложен, особенно ввиду его неудачной борьбы с болгарами, военачальником Львом, по происхождению армянином, который и известен в истории как Лев V Армянин (813—820). В 820 году Лев V был убит, и на престол был возведен один из начальников гвардии Михаил II (820—829), с прозванием «Косноязычный», родом из укрепленного города Амория из малоазиатской провинции Фригии, почему и его династия, давшая трех представителей, называется Аморийской, или Фригийской (820—867). Он был грубым, невежественным провинциалом, проведшим свои молодые годы во Фригии «среди еретиков, евреев и полуэллинизованных фригийцев». Один поздний сирийский источник утверждает даже, что дед Михаила был обращенный еврей. После смерти Михаила II царствовал его сын Феофил (829— 842), женатый на знаменитой восстановительнице православия Феодоре, из малоазиатской провинции Пафлагонии. Последним представителем этой династии является их сын, развратный и бесталанный Михаил III (842—867), вошедший в историю с презрительным прозвищем «Пьяница».    Ни об одном византийском императоре не отзывались так плохо в византийской исторической традиции и последующей литературе, как о Михаиле III «Пьянице», «византийском Калигуле». Его невероятное легкомыслие, постоянное пьянство, ужасающее отсутствие благочестия (impiety), отвратительное шутовство и непристойность (scurIIIity) описывались многократно. В последнее время, однако, А. Грегуар предпринял значительные усилия для восстановления репутации Михаила. Он обращал внимание на многие факты времени Михаила и особенно на энергичную и успешную борьбу с восточными арабами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010