Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ ВОИН Болг. мч. (пам. 22 нояб.). Согласно Житию, М. В. был первым сыном в знатной семье болгар «из первородных христиан», живших в г. Потука в Романии (точнее местонахождение города не установлено, возможно близ г. Пловдива (Болгария)). М. В., с детства отличавшегося благочестием, родные и знакомые называли «святое дитя». В возрасте 25 лет, М. В. был избран воеводой (примикюром) вольнонаемных воинов, сражавшихся против «арабов и эфиопов» при «царе Михаиле» (визант. имп. Михаил III (842-867) или, что более вероятно, Михаил IV Пафлагон (1034-1041)): в IX в. болг. вольнонаемные дружины совместно с визант. армией сражались против египетских арабов на берегах Илирии и Италии. Возвращаясь из похода, в котором его отряд спас христ. войско от поражения, М. В. узнал от слуг, что население «Тиранского места», где находилось большое озеро, страдает от змея, поедавшего скот и людей. Воин, сотворив крестное знамение, вышел против чудовища, спас предназначенную в жертву змею девушку и отсек 3 его головы. В бою М. В. был тяжело ранен ударом хвоста в правую щеку и левую руку. По возвращении домой он скончался и был похоронен в храме, где от его мощей стали происходить исцеления. Мощи М. В. после перехода Потуки под власть болг. царей в нач. XIII в. болг. царь Калоян (1196-1207) перенес в Тырново и положил в патриаршей церкви Вознесения Господня. По одним сведениям, после взятия Тырнова в 1393 г. османы сожгли мощи М. В., по другим - в нач. XIX в. они были перенесены в Валахию. Известно, что в сер. XIX в. глава М. В., хранившаяся в церкви святых апостолов Петра и Павла в Тырнове, была продана. Самый ранний гимнографический текст о М. В. сохранился в Драгановой Минее XIII в., а также в Петербургской Минее (РНБ. Fn I 72). В обеих рукописях находится 10 стихир, вероятно, слав. происхождения ( Иванова-Константинова. 1973), но без канона. Полная служба с каноном и 10 стихирами сохранилась только в болг. рукописи XIV в. (Sinait. slav. N 25; Там же). Служба, возможно, возникла в Тырнове в XIII или в нач. XIV в. При обратном переводе части первых слов канона в последней рукописи С. Ю. Темчин прочитал имя Михаил и поэтому выдвинул гипотезу о том, что канон был создан сначала на греч. языке еще в Потуке либо, что более вероятно, после перенесения мощей в Тырново ( Темчин. 2014). В неск. списках перед проложным Житием читается и эпиграмма в честь М. В. ( Томова. 2005). Предположительно в Болгарии XIII в. было составлено проложное Житие М. В., известное по мн. спискам Стишного Пролога XIV в. В XIV-XVII вв. это проложное Житие распространилось и в сербских, валашских, молдавских и русских списках. Также оно вошло под 17 июня в Четьи-Минеи свт. Димитрия Ростовского и иером. Германа (Тулупова) . Во 2-й пол. 70-х гг. XIV в. Тырновский патриарх свт. Евфимий написал Похвальное слово М. В., сохранившееся в молдав. списках XIV в.

http://pravenc.ru/text/2563730.html

Михаил Пселл уделял большое внимание творческому отношению к искусству слова. В трактатах «О соединении», «Стиль Григория Богослова , Василия Великого , Златоуста и Григория Нисского », «Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида» он рассматривал различные виды речи и их компоненты, разнообразные способы сочетания слов, уподобляя их драгоценным камням. В творчестве христианских писателей, особенно Григория Назианзина (Богослова), он высоко оценивал их способность «делать многое единым», свойственное им «смешение фигур по-своему», использование «своих собственных сочетаний», открытых ими приемов, все то, что раскрывало силу их таланта и творческого вдохновения и помогало добиться «наилучшей гармонии» О своем литературном творчестве Михаил Пселл говорил: «Я один впитал в себя многих». Его первым литературным произведением был панегирик Константину IX Мономаху, в котором он описывал изнурительный и неблагодарный труд писца и рассуждал о характере василевсов, их изменчивом нраве, что считал вполне естественным явлением. В энкомии Иоанну Мавроподу Пселл осуждал тех, кто «не изучал египетскую, халдейскую и иудейскую мудрость, кто не познал эллинской науки и не использовал всего, что есть в них полезного». Лучшим произведением Михаила Пселла является новаторское по своему характеру мемуарно-историческое сочинение «Хронография», в котором центральное место отведено образу самого автора и его роли в событиях тех лет, что определило субъективную организацию исторического материала: «... я умолчал о многих значительных событиях ... но без затей сообщил о самом важном, о том, что всплыло в моей памяти, когда я писал». «Хронография» состоит из двух частей, первая из которых в свою очередь делится на семь разделов. В ней освещается столетний период византийской истории, начиная со смерти Иоанна Цимисхия в 976 г. и воцарения Василия II Болгароборца и кончая четырьмя годами правления Михаила VII Дуки (10711078) – 1075 г. Персонажи этого произведения – императоры (Василий II, Константин VIII, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон, Михаил V, Константин IX Мономах, Михаил VI, Исаак I Комнин, Константин X Дука, Роман IV Диоген, Михаил VII Дука) и императрицы раскрываются в движении, во взаимодействии с историческими событиями, в соотношении их внешнего облика с нравственными качествами, в переплетении «добрых поступков» с «дурными», высоких чувств с низменными побуждениями. Характеристики, данные историком, отличаются меткостью и точностью наблюдений, умением несколькими штрихами выявить сущность персонажа, то, что зачастую скрывается «под притворной маской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И действительно, в царствование Романа интрига, в которой бы участвовала Феодора, более не обнаруживается. Под 1033 г. историк замечает, что зять царя, магистр Василий Склир, несмотря на то, что получил от своего шурина титул магистра и другие милости, устроил против него заговор, однако же, уличенный, был выслан из столицы вместе с женой. 571 Но это известие о заговоре слепого Склира, в том виде как оно сообщается, слишком странно. Во всяком случае оно не имеет никакого отношения к делу Феодоры, а скорее может быть поставлено в связь с замыслами против Романа Аргира и его жены, Зои. Недовольство Зои Романом, вызванное пренебрежением его к ней как к жене и стеснением ее в денежном отношении, было замечено одним из приближенных к Роману евнухов, Иоанном, который построил на этом план возвышения своего рода. Евнух Иоанн находился в услужении у Романа Аргира еще до вступления его на престол и тогда уже успел вкрасться в его доверие. 572 Этот евнух был монах. 573 По вступлении на престол Роман пользовался его советами и много ему доверял. 574 В 1031 г. он исправляет должность препози-та, 575 а с 1034 г. обыкновенно называется Орфанотрофом; 576 Орфанотрофом он был назначен, вероятно, после построения Романом III орфанотрофии в конце 1033 или начале 1034 г. 577 Это был человек умный, вместе с тем необыкновенно хитрый и ловкий. Происхождения он был незначительного, родом пафлагонянин. 578 Из родственников его известны: сестра Мария и братья: Константин, Георгий, Никита и Михаил. Сестра Мария была выдана замуж за одного судовщика по имени Стефан, который по свойству своей профессии, состоявшей в том, что он прилаживал корабли, смолил 579 их, чернил сажей и пр., получил прозвание Калафата, 580 и впоследствии предводительствовал греческим флотом. От этого брака родился сын Михаил Калафат, будущий император. Из братьев 581 Иоанна Константин и Георгий были евнухи, Никита был женат 582 и имел детей, старший его сын Константин в чине патриция в 1040 г. управлял Фессалоникой, 583 Михаил, брат Иоанна, был самый младший и отличался красотой; красота его дала Иоанну возможность устроить интригу и из человека, ненавистного 584 Зое, сделаться приятным и необходимым. Братья-пафлагоняне сначала промышляли делом, которое всего более нравится евнухам: они были менялами, торговали деньгами и вообще серебряными изделиями. При императоре Романе бывший в силе Иоанн открыл им доступ ко двору и дал должности. Дана была должность и красавцу Михаилу, – Иоанн позаботился пристроить его при царской опочивальне (apxcov той imav-0eou). 585 Зоя с первого же взгляда прельстилась светлооким, краснощеким Михаилом и, при ближайшем посредстве Иоанна, началась связь. Похотливая старуха искренно увлекалась, а молодой Михаил притворялся увлеченным, исполняя лишь инструкции своего брата. 586

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Глава десятая Существенной принадлежностью византийской церковно-религиозной жизни было умножение монастырей и развитие монашества, его государственное и социально-общественное значение. Эта принадлежность, служа выражением общего направления византийской централизации, всецело проникнутой церковностью, религиозностью, с наклонением на сторону формализма, находилась вместе с тем в связи с особенностями политического строя, гармонировала с ними и в известной мере обусловливалась ими. Политическая сфера в византийском государстве была самой капризной и изменчивой стихией, которую справедливо уподобляли волнующемуся морю. Начиная с вершины трона и кончая его подножием, все стояло на горючем вулкане, ни император, ни его слуги, ни ближайшие его советники, ни отдаленнейшие органы его власти – никто не имел прочной почвы под ногами. Император, не обезопасенный юридически, вследствие отсутствия установленного порядка престолонаследия, каждую минуту мог быть низвергнут со своего царского величия, точно так же успех политического деятеля, не гарантированный от фактического абсолютизма, мог быть неожиданно прерван, по мимолетному неудовольствию главы государства или по интригам доверенных его лиц. Строй жизни в Византии более и нагляднее, чем где-нибудь, должен был убеждать людей в превратности земного счастья и обращать их взоры к тихому и необуреваемому убежищу, какое до известной степени представляли монастыри. Каждый император, поднимаясь по ступеням трона, должен был иметь в мыслях возможную в будущем перспективу, когда он под давлением силы или обстоятельств окажется вынужденным сойти с трона; в воображении его должен был тогда рисоваться монастырь и монашеская мантия, которые скроют его позор и разочарование, дадут мир и успокоение душе и подготовят к другой, лучшей жизни. С царского трона было только две дороги – на эшафот и в монастырь, – припомним только, как закончили свою жизнь Михаил Пафлагон, Михаил Калафат, Михаил Стратиотик, Исаак Комнин с женой Екатериной и дочерью Марией, Роман Диоген с женой Евдокией, Михаил Парапинак, Никифор Вотаниат с женой Марией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Зато оставался простой народ, чье признание Калафат решил приобрести довольно простыми средствами. Неглупый и достаточно хорошо ориентирующийся в государственных делах, Михаил V прекрасно понимал, какое недовольство вызвала в широких массах политика Пафлагонцев, обиравших население. И неожиданно для всех василевс провозгласил себя защитником закона и прав римских граждан. Вскоре после воцарения он выпустил из тюрем всех аристократов, кого туда ранее направил Иоанн Орфанотроф, хотя ранее конфискованное у них имущество не вернул. Затем Калафат освободил Константина Далассина, но тут же приказал постричь того в монахи – для пущей безопасности своей власти. Он отменил непопулярные финансовые налоги и сам часто заседал в суде, неизменно решая дела в пользу простых граждан. Популярность узурпатора в народе быстро росла: ремесленники и купцы души не чаяли в новом царе, защищавшем их интересы нередко в ущерб родовитой аристократии. Когда император проезжал по столице, его бурно приветствовали толпы народа. Впрочем, зная переменчивость настроений толпы, Калафат озаботился создать при себе отряд из иностранных телохранителей, предоставив тем ранее невиданные почести и льготы. Исправляя ошибки предыдущего правления, Калафат вернул из ссылки Георгия Маниака и отправил в Италию, где положение византийцев в последние годы резко осложнилось. Тот нанес врагам тяжелое поражение в апреле 1042 г. при Драгине, и всем казалось, что положение дел в Римской империи скоро поправится 776 . Следует сказать, что наступление византийской армии в Италии произвело страшное впечатление на современников. Солдаты, а в массе своей они были наемники, не щадили никого на своем пути, сжигая города и убивая даже монахов и монахинь. Города Монополи, Матера и Джовинаццо срочно запросили о пощаде. И если бы не последующие события в Константинополе, византийцы имели все основания восстановить свое положение на полуострове 777 . Одновременно с этим Михаил V начал постепенно, но публично отставлять своих родственников от должностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Керулларий в то время, когда на него пал выбор, находился в монашеском звании и был уже известен Мономаху (чем и объясняется самый факт избрания). Принятие монашества и знакомство с Мономахом относятся к предшествующему времени и стоят в связи с происхождением Керуллария, его общественным положением и ролью, которую он играл в прежние царствования. Михаил Керулларий, как уже было упомянуто, 2365 принадлежал к сословию аристократов, отец его занимал видную должность в центральном управлении, дед и прадед были знамениты в рядах властелей, 2366 в числе его родственников считались первейшие роды (например, Макремволиты). Если исключить довольно темное (по отсутствию имен) указание на братьев Керуллариев в Περα, по поводу одного гражданского иска, 2367 то первый случай выступления этой фамилии на сцену истории будет относиться ко времени Михаила Пафлагона, когда (1040) составлен был заговор, в котором принимал участие Михаил Керулларий вместе со старшим братом. После обнаружения заговора у Керуллариев было конфисковано имущество, они высланы из Константинополя в разные места и заключены под стражу. На старшего Керуллария, человека изящного, блестящего и любившего блеск, такой исход предприятия подействовал убийственным образом. Он скоро умер в ссылке, оставив на попечении младшего брата двух сыновей, находившихся еще в том нежном возрасте, от которого не могло остаться никаких воспоминаний об отце. 2368 Михаил Керулларий, отличавшийся вдумчивостью, сосредоточенностью и вообще обладавший столько же внутренней серьезностью, сколько его брат внешним блеском, нашел утешение своему несчастью в богомыслии и подвигах благочестия. Пафлагонянин приказал постричь его в монахи. Сначала Керулларий упорно противился пострижению, но когда узнал о смерти брата, перестал сопротивляться и принял пострижение. В конце 1041 или в начале 1042 г., при новом императоре Михаиле Калафате, он был, вместе с другими, возвращен из ссылки; однако же конфискованное имущество ему отдано не было. 2369 По возвращении он стал жить в Константинополе, где и ранее семья Керуллариев имела оседлость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Получив достойное своему положению образование, Михаил готовил себя к государственной карьере, что соответствовало и его благородному образу, светлому уму и обширным знаниям. «Михаил Керулларий был человек молодой, холостой и в среде молодежи выдавался серьезностью, самоуглубленностью», – приводит отзыв о нем Н. Скабаланович . Но жизнь мирская полна превратностей. В 1040 году был раскрыт заговор против императора Михаила Пафлагона, в котором участвовали братья Керулларии и зять их сестры Иоанн Макремволит. Целью заговора было устранение «пафлагонской клики» – многочисленных родственников императора, разорявших страну поборами, что вызывало недовольство населения и провоцировало волнения. Вместо императора Михаила Пафлагона заговорщики предполагали возвести на престол более достойного – Михаила Керуллария! Однако планы свои заговорщикам осуществить не удалось, братья Керулларии были арестованы, их имущество конфисковано, а сами они вскоре были отправлены в ссылку, причем в разные места. Старший брат вскоре умер, и Михаил, потрясенный этим, принял монашеский постриг и отошел от переменчивой светской жизни, углубившись в познание возвышенных, духовных, неизменных и вечных истин. Но, видимо, не к затворнической жизни готовил его Бог, не в скромном монашеском подвиге было его призвание. Вскоре император Михаил Пафлагон сам оставил престол: перед своей смертью он принял монашество, чтобы быть погребенным по монашескому чину в основанном им монастыре. При императоре Михаиле Калафате Керулларий смог возвратился в столицу. В июне 1042 года на императорский трон восшел император Константин Мономах. Новый император был немного знаком с братьями Керуллариями еще до их ссылки. К тому же роднила и общность судеб: во времена царствования императора Михаила Пафлагона будущий император Константин, подозреваемый в неблагонадежности, также находился в изгнании. Он вспомнил о благочестивом монахе Михаиле Керулларии, а так как патриарший престол к этому времени был свободен, император пожелал видеть на нем только Керуллария.

http://pravoslavie.ru/28997.html

   Как Hukoлaй I в лице Фотия, так и Лев - в лице Михаила Керуллария встретил себе сильного оппонента.     Михаил Керулларий (1043—1058 г.) был преемником на патриаршей кафедре Алексея, бывшего Студийского игумена. В его лице вступил на престол патриарх, который по своим дарованиям скорее был бы на месте на престоле императорском, чем патриаршем. Недаром его прочили в императоры, когда группа заговорщиков пыталась свергнуть с престола Михаила Пафлагонского.    Михаил был аристократического происхождения и знатного рода; отец его занимал высокий сановный пост. Он был молод и холост; среди веселой богатой молодежи он выдавался своею серьезностью и самоуглубленностью; было ясно, что у него ум преобладает над сердцем. После неудачного заговора, летом 1040 г., Михаил Керулларий был лишен имущества и пострижен в монахи; тогда, за недостатком внешней деятельности, он углубил и развил свою духовную жизнь.    Когда в 1043 г. вступил на престол Константин IX Мономах, то Михаил Керулларий был в числе приветствовавших это восшествие. Они не встречались близко ранее, но, аристократичность происхождения обоих и общая предшествовавшая судьба гонимых, тесно связала их и Михаил скоро появляется при дворе, в качестве ближайшего советника царя, а потом занимает и патриаршую кафедру. При каких обстоятельствах стал Михаил Керулларий патриархом, по воле лишь императора, или по собственному домогательству, или по избранию клира и народа - вопросы очень интересные. Однако, для решения их нет данных в исторических источниках.    Обстоятельства, при которых у Михаила Керуллария произошло столкновение с Римом, являются такими сложными и запутанными, что их очень трудно прояснить. Перенести всю ответственность за печальные последствия от происшедших событий на патриарха Михаила Керуллария будет неправильным. Он не принимал никаких агрессивных полемических мер по отношению к Риму в течение 9—10 лет своего патриаршества, когда (до 1048 г.) римская кафедра худо представлялась. Это и понятно: данному спору, из-за каких бы тайных мотивов он ни проистекал, нужно было дать религиозную, догматическую окраску.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

Надо сказать, Калафат, в отличие от Иоанна Орфанотрофа, совершенно не заботился о своей родне – его интересовала лишь собственная участь. Кровная близость казалась ему «детской игрушкой», и, по словам современника, он ничуть бы не расстроился, если бы вдруг всех его родственников накрыло морской волной 778 . Затем настал черед самого Орфанотрофа. Первоначально Калафат осторожно начал возражать дяде на заседаниях синклита, а затем, обвинив во всех грехах, сослал на удаленный остров, где тот и скончался в 1043 г. Вслед за ним на алтарь победы были принесены оставшиеся родственники из семьи Пафлагонов: их безжалостно оскопляли и ссылали. Исключение составил лишь дядя Михаила Калафата Константин, которому он пожаловал титул новеллисима – тот всегда и во всем поддерживал своего племянника 779 . Все было бы хорошо, но тут Михаил V совершил роковую для себя ошибку: он решил, что дело уже сделано, и императрица Зоя, его «мать», может быть безболезненно отстранена от власти. Этот процесс также происходил постепенно. Вначале, окруженный группой льстецов в неизменном присутствии дяди Константина, Михаил бурно негодовал, что имя царицы провозглашали первым перед ним. Однажды, «в сердцах», он даже, говорят, признался, что готов откусить свой язык, некогда назвавший Зою «госпожой». Однако Калафат не учел той популярности в народе, которую снискали себе предыдущие представители славной Македонской династии. А также того простого обстоятельства, что его царствование до тех пор оставалось легитимным в глазах константинопольцев, пока над ним возвышалось имя Зои, власть которой пусть даже оставалась номинальной. Пожалуй, самым испытанным способом убрать ненужную, как ему казалось, Зою являлась естественная кончина царицы, но для этого Калафат был слишком нетерпеливым. А отравить «госпожу» представлялось очень опасным – никто не мог предсказать последствий такого заговора, о котором так или иначе все равно прознали бы в народе. Любопытно, что, подготавливая свой план, Михаил совершенно забыл о Феодоре, которая тем временем все еще жила в монастырской обители, вознося свои молитвы к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ V КАЛАФАТ Иисус Христос. Имп. Михаил V Калафат с ангелом. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1041–1042 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) Иисус Христос. Имп. Михаил V Калафат с ангелом. Золотой солид. Аверс. Реверс. 1041–1042 гг. (Дамбартон-Окс, Вашингтон) [Греч. Μιχαλ Καλαφτης], визант. имп. (11 дек. 1041 - 21 апр. 1042). Основные источники сведений о биографии и кратком правлении М. К. содержатся в: сочинениях деятельного участника описываемых событий Михаила Пселла (5-я кн. «Хронографии», созданная ок. 1060, и речь к имп. Константину IX Мономаху , написанная в апр.-мае 1043); историографических сочинениях младших современников Пселла Михаила Атталиата и Скилицы Иоанна , к-рые не были очевидцами событий; поздневизант. кратких хрониках, восходящих в соответствующих эпизодах к несохранившимся средневизант. источникам ( Schreiner. 1977. S. 145). Наиболее полон подробностями и близок к описываемым событиям рассказ Пселла, однако в нем почти отсутствуют датировки, поэтому даты восстанавливаются по др. источникам, которые часто противоречат друг другу. Также о восстании 19-21 апр. 1042 г., в результате которого М. К. был низложен, упоминает присутствовавший в К-поле в то время Кекавмен . В Житии прп. Лазаря Галисийского (BHG, N 979), созданном вскоре после кончины святого в 1053 г., рассказывается о том, что Лазарь предрек восстание (Vita S. Lazari. 1910. Col. 539-540). Прозвище Калафат дословно переводится с греческого как «конопатчик», однако в действительности отец М. К. Стефан Калафат, вероятно, был либо судовладельцем, либо крупным подрядчиком, занимавшимся оснасткой судов ( Литаврин. 1972. С. 40). После возвышения М. К. положение его отца также изменилось, и он стал друнгарием флота. М. К. был ставленником влиятельного препозита Иоанна Орфанотрофа. Предположительно ок. 1035-1036 гг. Иоанн, обеспокоенный ухудшением здоровья своего младшего брата имп. Михаила IV Пафлагона , желая сохранить власть в руках своей семьи, убедил императора возвести в сан кесаря М. К.- сына Марии, сестры Михаила и Иоанна. В то время М. К. занимал пост главы имп. стражи. Иоанн и Михаил IV уговорили имп. Зою усыновить М. К. Это обеспечивало М. К. права на престол, поскольку Зоя была законной представительницей Македонской династии. Возведение в сан кесаря и усыновление состоялись одновременно на торжественной церемонии в храме Пресв. Богородицы во Влахернах. Однако вскоре Михаил IV раскаялся в своем решении и отдалил от себя М. К. По свидетельству Пселла, М. К. уже в это время питал ненависть ко всей семье Пафлагонов, задумывая расправиться и с Зоей, и с Иоанном ( Mich. Psell. Chron. IV 28-29). После кончины императора (10 дек. 1041) Иоанн Орфанотроф убедил императрицу короновать М. К. В отличие от Пселла Скилица упоминает об усыновлении М. К. Зоей после смерти Михаила IV и утверждает, что коронация М. К. была ее самостоятельным решением ( Scyl. Hist. P. 416).

http://pravenc.ru/text/2563708.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010