А вот точное время Воскресения остается тайной. В Евангелии от Марка сказано лишь, что Иисус воскрес рано в первый день недели (Мк 16:9). Настолько рано, что еще не начало светать: апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет, что Мария Магдалина пришла ко гробу затемно — и камень, закрывавший вход в пещеру, был уже отвален. Какое значение это событие имеет для нас Основополагающее! Как пишет апостол Павел: … если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор 15:17—19). Именно абсолютная уверенность в Воскресении Христовом сделала Его учеников апостолами — смелыми и вдохновенными проповедниками и строителями Церкви. Для христиан факт Воскресения Христова — залог того, что и наша земная смерть не станет завершающей точкой, конечной правдой о нашем существовании. Если воскрес Христос — воскрес как Человек (ведь как Бог Он не умирал), — значит, воскреснем и мы, значит, и наша человеческая природа преобразится и станет бессмертной. На Воскресении Спасителя основывается вера христиан во всеобщее воскресение, после которого душа каждого вновь соединится с телом, преображенным по образу воскресшей плоти Христа. И этот опыт предстоит пережить каждому из нас! 2. ВСТРЕЧИ ЖЕН-МИРОНОСИЦ С ВОСКРЕСШИМ СПАСИТЕЛЕМ Что мы об этом знаем Евангелисты повествуют об этих встречах по-разному. У Иоанна первой воскресшего Христа видит одна Мария Магдалина, у Матфея — Мария Магдалина и другая Мария (в которой толкователи часто видят Богородицу), у Луки жены-мироносицы вообще только слышат о Воскресении от Ангелов, а Самого Христа не встречают… Одну из возможных попыток согласовать их рассказы предпринял в конце XIX века епископ Таврический и Симферопольский Михаил (Грибановский; 1856–1898): у него получается, что разные группы женщин приходили ко гробу Господа в разное время, а некоторые приходили даже по несколько раз, отсюда и разница в повествованиях. Самый подробный рассказ о встрече с воскресшим Господом мы находим в Евангелии от Иоанна. Мария Магдалина приходит к пещере раньше всех, еще затемно, обнаруживает, что гроб пуст, и бежит за апостолами Петром и Иоанном. Придя, те убеждаются, что она сказала правду, и в недоумении уходят. Мария же остается плакать у гроба — и сподобляется видеть сначала Ангелов, а потом Самого Господа, Которого поначалу не узнает (Ин 20:11–17). Она хотела бы дотронуться до Него, но Господь запрещает: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин 20:17). Мария бежит исполнить порученное, а между тем (об этом рассказывают уже другие евангелисты) к пещере приходят Саломия, Мария Иаковлева и другая Мария . Они тоже видят Ангела, узнают от него, что Господь воскрес, и спешат поделиться радостной вестью с учениками.

http://foma.ru/ot-voskresenija-do-voznes...

Вот что говорит премудрый царь Соломон о кротости: " Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей " (Притч. 14, 30). " Кроткий язык - древо жизни, но необузданный язык сокрушение духа " (Притч. 15, 4). " Кротость склоняет к милости вельможу, мягкий язык переламывает кость " (Притч. 25, 5). Апостол Петр указывает, что пусть украшением женщин будет " не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом " (1 Пет. 3, 3-4). Кротость потому является столь высоким свойством человека, что она есть плод духа, как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание (Гал. 5, 22-23). " Кротость ваша, - пишет апостол Павел Филиппийцам, - да будет известна всем человекам. Господь близко " (Флп. 4, 5). Тот же апостол в Послании к Титу (Тит. 3, 2) предлагает ему напоминать пастве, чтобы верующие никого не злословили, не были сварливыми и оказывали " кротость во всем человекам " . Кротость предохраняет раздражительность от возмущения, и смирение освобождает ум от надмения и тщеславия " - говорит Максим Исповедник (см.: " Добротолюбие " , т. III, стр. 189). Господь Иисус Христос дает великие обетования людям, достигшим кротости: " Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю " (Мф. 5, 5). Это говорится о конечных судьбах человечества и Церкви, и поэтому не должны мы смущаться тем, что наблюдаем теперь на земле преобладание везде и во всем зла над добром и грубого насилия над миролюбием и кротостью. Верно по этому поводу говорит оставивший по себе светлую память покойный епископ Таврический Михаил Грибановский (1857-1898) в своем замечательном труде " Над Евангелием " : " Пути Церкви в руках Бога. Предадим Ему пути наши и не будем бояться. Он выведет, как свет, правду нашу и справедливость нашу, как полдень. Мы должны твердо верить в силу и крепость нашего Бога. Даже гнева мы не должны допускать в своем сердце, видя успехи беззаконников, и тем более ревновать до того, чтобы им делать зло " . И далее, указывая, что во вселенной все в руках Божиих, продолжает: " Злые силы, побивая и ниспровергая друг друга, а иногда карая и добрых за преступления и грехи, исполняют великий закон нравственного возмездия и неумытной справедливости, которая присуща самим стихиям мира и от которой никто и нигде вырваться не сможет. И этот закон рокового саморазрушения зла, насилия, гибнущего от собственного же насилия, исполняясь здесь, на земле, очищает на ней место торжеству кротости. " Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю " (Пс. 36, 34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/442/...

Избрание человека на пророческое служение Богу остается тайной. Мы можем только предполагать, почему избирался именно этот, а не другой человек. Но ведь подобным вопросом задаются люди, недоумевая, почему Бог призвал никому не известного тогда Авраама из Ура Халдейского, и именно от него благоволил произвести народ Божий? Ведь ко времени Авраама в Египте сменилось несколько династий, отцвел Шумер, начали и окончили свое существование множество иных народов – неужели Бог не мог там найти кого-то более пригодного, более образованного и цивилизованного? Как свидетельствует Библия: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15: 6; Рим. 4: 3). Таким образом, главное – вера человека Богу. А верующий человек – не тот, кто, как говорится, «допускает гипотезу Бога», а тот, кто в своей жизни реально следует за Богом с полным доверием к Нему. Как сказано в Откровении святого Иоанна Богослова: Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14: 4). Как писал в начале ХХ века епископ Таврический Михаил (Грибановский): «Вопрос не в том, что мы признаем или не признаем, а в том, за чем мы жизненно следуем в данный момент» . Момент призвания человека Богом на пророческое служение всегда переживался человеком как кризис. Человек умом и сердцем понимал, что его прошлая спокойная жизнь на этом кончается. И начинается новая, ведомая одному только Богу; что покой и простое человеческое счастье остались в прошлом, а впереди – гонения от царской и храмовой власти, непонимание, насмешки и отвержение от народа, а в конце, возможно, насильственная смерть от тех, к кому он послан вестником. Поэтому неудивительно, что человек иногда страшится такого призвания и даже бежит от него: И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня (Ион.1: 1–3). И лишь после многих скорбей пророк возвращается и исполняет волю Божию. В других случаях призвание от Бога пророки переживают как нечто такое, чему невозможно противиться: Лев начал рыкать, – кто не содрогнется? Господь Бог сказал, – кто не будет пророчествовать? (Ам. 3: 8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Когда апостолы вышли на берег, народ был уже там, предупредил их. Но Господь был не с ними – Он уединился несколько далее по направлению к востоку, – и народу нужно было пройти еще, чтобы прийти к Нему. Народ, таким образом, предупредив апостолов, в то же время действительно не предупредил Господа, а пошел к Нему. И еще оттенок: когда апостолы вышли на берег, народ побежал к Господу, конечно, вразброд; он собрался только тогда, когда поджидал выхода Господа, находящегося в уединенном месте. Потому и говорит апостол: (пришли прежде нас к месту нашей высадки) «предупредили нас и собрались к Нему». Так мог сказать только очевидец. Выражение κα συνλθον πρς Ατν во многих древних кодексах не встречается, и потому Тишендорфом оно опущено. Но если смотреть на дело не с внешней, а с внутренней стороны, то данное выражение звучит такой правдивой наивностью очевидца, передающего раздельно моменты события, что должно присоединиться к александрийскому кодексу и другим, сохранившим это выражение. 332 Обычно думают, что тут разумеется выход Господа из лодки: «Выйдя из лодки, Иисус увидел множество народа». Но, по моему мнению, здесь следует разуметь выход Иисуса не из лодки, а из пустого места в пределах Вифсаиды. Лк.9:10 : «Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидой». Мы уже видели, что необходимо признать, что евангелисты Матфей и Марк, упоминая о переправе лодкой, не придавали этому центрального значения. Для них важно было удаление в уединенное место, и они именно об этом и рассказывают, упоминая о лодке лишь между прочим. Поэтому и «вышедши» (ξελθν) правильнее относить в смысле выхода к центральной мысли, а не к второстепенной. Умственные взоры апостолов устремлены не на переправу, а на то, что произошло после переправы, на ту цель, которую они имели в виду. Матфей говорит: «И услышав, Иисус удалился оттуда, на лодке, в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним... И выйдя, Иисус увидел множество народа...» По моему мнению, гораздо естественнее относить «выйдя» к «пустынное место», чем к «на лодке».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Марк тоже говорит: «И удалились в пустынное место, лодкой, одни... и предупредили их, и собрались к Нему. И выйдя, увидел Иисус множество народа». И здесь удобнее относить «выйдя» именно к тому моменту, когда народ, предупредив апостолов, затем собрался около того места, где Он был в уединении. Главная выгода такого понимания та, что тогда рассказы Матфея и Марка вполне приводятся в согласие в повествовании евангелиста Луки. Последний говорит: «И Он (Иисус – Авт.) удалился особо в пустое место (близ. – Авт.) города, называемого Вифсаидою; но народ, узнав, пошел за Ним, и Он, приняв их, беседовал с ними»... О лодке и о выходе из нее – ни слова. Представляется, что Господь удалился в пустое место; народ за Ним; и Он принял его... Очевидно, если «выйдя» Матфея и Марка понимать в смысле выхода из лодки, то получится разноречие. Они говорят, что Иисус, выйдя из лодки, увидел народ и стал учить его. А Лука говорит, что Иисус удалился в пустое место и там уже принял народ. Если же ξελθν Матфея и Марка понимать в смысле выхода из уединения, то получится совершенное их согласие с Лукой. Лука лишь пропускает эпизодическую вставку, что переправа была лодкой, что для неочевидца разумелось само собой. Что касается того, можно ли ξελθν понимать в таком смысле выхода не из чего-либо прямо и точно определенного, как, например, лодка или жилище, а из пустынного места вообще, то в этом не может быть сомнения. Немного далее, в повествовании о жене Хананеянке, говорится, что она вышла (ξελθοσα) из пределов Тирских и Сидонских ( Мф.15:22 ) и Господь затем вышел (ξελθν) из пределов Тирских и Сидонских ( Мк.7:31 ). И вообще глагол ξρχεσθαι имеет самое широкое значение в евангельском языке, обозначая не только телесное исхождение, но и духовное (исхождение злых духов из человека, исхождение силы из Иисуса, исхождение Святого Духа, распространение молвы и пр.). Затем нужно отметить и то, что тот же евангелист Марк, рассказывая о выходе Господа из лодки по возвращении Его обратно на эту сторону озера, находит нужным точно прибавить «из лодки»: ξελθντων αυτν κ το πλοου, когда они вышли из лодки (ст. 54).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Марк тоже говорит: «И удалились в пустынное место, лодкой, одни... и предупредили их, и собрались к Нему. И выйдя, увидел Иисус множество народа». И здесь удобнее относить «выйдя» именно к тому моменту, когда народ, предупредив Апостолов, затем собрался около того места, где Он был в уединении. Главная выгода такого понимания та, что тогда рассказы Матфея и Марка вполне приводятся в согласие с повествованием Евангелиста Луки. Последний говорит: «И Он (Иисус) удалился особо в пустое место (близ) города, называемого Вифсаидою; но народ, узнав, пошел за Ним, и Он, приняв их, беседовал с ними»... О лодке и о выходе из нее – ни слова. Представляется, что Господь удалился в пустое место; народ за Ним; и Он принял его... Очевидно, если «выйдя» Матфея и Марка понимать в смысле выхода из лодки, то получится разноречие. Они говорят, что Иисус, выйдя из лодки, увидел народ и стал учить его. А Лука говорит, что Иисус удалился в пустое место и там уже принял народ. Если же εξελθων Матфея и Марка понимать в смысле выхода из уединения, то получится совершенное их согласие с Лукой. Лука лишь пропускает эпизодическую вставку, что переправа была лодкой, что для неочевидца разумелось само собой. Что касается того, можно ли εξελθων понимать в таком смысле выхода не из чего-либо прямо и точно определенного, как, например, лодка или жилище, а из пустынного места вообще, то в этом не может быть сомнения. Немного далее, в повествовании о жене Хананеянке, говорится, что она вышла (εξελθουσα) из пределов Тирских и Сидонских ( Мф.15:22 ), и Господь затем вышел (εξελθων) из пределов Тирских и Сидонских ( Мк.7:31 ). И вообще глагол εξ?ρχεοθαι имеет самое широкое значение в Евангельском языке, обозначая не только телесное исхождение, но и духовное (исхождение злых духов из человека, исхождение силы из Иисуса, исхождение Святого Духа, распространение молвы и пр.). Затем нужно отметить и то, что тот же Евангелист Марк, рассказывая о выходе Господа из лодки но возвращении Его обратно на эту сторону озера, находит нужным точно прибавить «из лодки»: ξελθν­των ατν κ το πλοου, когда они вышли из лодки ( Мк.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением руки священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникая в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя”. ( 1Тим. 4:12-16 ). “Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” ( 2Тим. 1:6-7 ). Что добавить к этому? — все так просто и ярко сказано первоверховными апостолами… Но — раскрытие апостольского откровения о пастырстве есть дело целой жизни, а потому и многих слов, направленных ко благу, чтобы прежнее и вечное сказать по-новому, приложить к новым условиям жизни и страданий Церкви. Философия православного пастырства О. Михаил Грибановский , епископ 1893 г. Дорогой о. Антоний, с большой радостью получил Ваше письмо. Храни Вас Господь за братскую любовь и память. Ваши “письма к пастырям” читал с искренним удовольствием и полным сочувствием. Вы знаете, что я говорю правду. Так скажу Вам, что ни одна Ваша статья не была так близка нашему сердцу и уму, как эти письма. Прекрасно это жизненное противоположение мира Церкви миру земли. Всеми силами на этом нужно настаивать в настоящее время. Прекрасно изображение брачной радости пастыря, венчающегося своей Невесте — пастве. Внутренний Ваш огонь передается душе, и я наслаждался. Прекрасно указаны методы и способы влияния на разнородного умственного и нравственного склада людей… Только одно могу сказать, что у Вас мало оттенено то, что Вы имеете в виду методологию пастырского делания… Вы справедливо говорите, что надо входить в настроение, в мысли пасомых и от них уже возводить их ко Христу, к Церкви, что тут догматические и канонические споры ни к чему не приведут. Но посмотрите на пастырей, как они есть. Но разве они уж этим особенно страдают — ревностью по догматам и канонам? Не смотрите на проповеди — это официя, не смотрите на споры — тут берется то, что есть под рукой, что легче, привычнее… Разве мы мало знаем пастырей, готовых спуститься с пасомыми в какие угодно дебри их мыслей и сомнений, но ничуть не умеющих ни себя, ни их вновь возвести в свет церковной тишины? Ведь может случиться, что мы, ловя овец, сами запутаемся с ними.

http://azbyka.ru/pastyrstvo

Они бежали вместе, но другой ученик бежал скорее Петра и пришел ко гробу первый и, наклонившись, видит лежащие пелены, однако он внутрь не вошел. Вслед за ним приходит и Симон Петр и вошел во гроб и видит лежащие пелены и плат, который был на главе Его, лежащий не вместе с пеленами, но особо свитый в одно место. Тогда вошел и другой ученик, пришедший первый ко гробу, и уверился: они еще не знали Писания, что должно Ему из мертвых воскреснуть. И отправились опять к себе ученики ( Ин. 20:3-10 ). 7) Мария (Магдалина) же плачущая стояла у гроба. И когда она плакала, наклонилась в гроб и видит двух Ангелов в белом, а затем ей явился Сам Спаситель и велел возвестить ученикам о Его воскресении ( Ин. 20:11-18 ). 8) А раннее утро первого дня все более светлело, и уже восходило солнце. Подруги Марии Магдалины, купившие вместе с ней ароматы, спешат ко гробу. Им является Ангел и повелевает возвестить апостолам о воскресении Христа. Мария Иаковлева, объятая трепетом и ужасом, направляется отдельно прямо к Петру. ( Мк. 16:1-8 ; Мф. 28:5-8 ). Когда женщины шли, им встретился Христос ( Мф. 28:9-10 ). 9) Между тем галилейские жены, возвратившись от гроба, возвестили апостолам о явлении им Ангелов. Апостолы не поверили. А Петр вновь побежал ко гробу, ничего там, кроме пелен, не увидел и дивился сам в себе происшедшему ( Лк. 24:9-12 ). 10) Мария же Магдалина и Мария Иаковлева, подтверждая пред всеми собравшимися, среди общего недоверия, свидетельство галилейских жен, никак не могли осмелиться присовокупить к нему еще то, что было лично ими одними видено и слышано. Они дожидались момента, когда останутся только одни ближайшие ученики — одиннадцать апостолов. ( Мк. 16:8 ). 11) И вот, когда этот момент настал, Мария Магдалина возвещает им, «бывшим с Ним», плачущим и рыдающим, что видела Господа, и передает слова, которые Он сказал ей. Но они, услышав, что Он жив и она видела Его, не поверили ( Мк. 16:9-11 ). «Такова была воскресная ночь, — пишет епископ Михаил (Грибановский) , — так происходили разнообразные движения жен-мироносиц; так получились ими различные и друг от друга особенные впечатления, и так создавался материал для их непохожих один на другой рассказов, передаваемых евангелистами».

http://azbyka.ru/fiction/zheny-mironosic...

Сознавая это, тем более мы должны искать помощи у Господа, Божией Матери и святых угодников: «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Лк.15:5 ). Надо укреплять нашу веру. Люди не задаются вопросом, почему Апостолы, ежедневно общаясь с Господом, непосредственно научаясь у Него, будучи свидетелями многочисленных Его чудес, тем не менее, просили Господа: «Умножь в нас веру» ( Лк.17:5 ). «Волны нашей веры — лишь прибой и отбой к нашему духу беспредельного моря божественной жизни. И он — в руках Бога; его движения и сила повинуются Господню мановению. Он учащает его темп, увеличивает его высоту и соразмеряет его силу» (еп. Михаил (Грибановский) . В Евангелии постоянно обращается внимание на важность веры, даются прекрасные вдохновляющие примеры веры, той веры, к которой мы должны стремиться, «Истинно говорю вам: если вы будете, иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф.17:20 ), «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:40 ). Надо сделать так, чтобы дети наши смогли глазами веры увидеть Сына Божия и уверовать в Него. Семена веры посеяны в нас Самим Господом. Наша задача, как со-работников Божиих, взрастить эти семена, не дать им зачахнуть и погибнуть. Мы должны крепить нашу веру по примеру Апостолов с помощью Божией. Во взаимоотношениях человека и Господа изначально лежит любовь Творца к своему творению: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8,16 ). А одно из свойств Божиих — Его неизменяемость. Поэтому и любовь Господа к человеку изначальна и неизменна. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Ев.13:8). Человек же, сознавая бытие Божие, но будучи на низших ступенях своего духовного развития, может проявлять доверие к Господу, стремление повиноваться воле Божией, из боязни наказания со стороны Всемогущего за свои грехи (неповиновение воле Божией) или из желания получить «награду» (благополучие личное и своих близких, материальные блага и проч.) Однако по мере духовного роста страх и корыстный расчет вытесняется любовью творения к своему Творцу.

http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-prichas...

Таким образом, из всех движений жен-мироносиц только в двух случаях мы можем предполагать возможность встречи, но и то возможность очень маловероятную. Для полноты впечатления нельзя не заключить боговдохновенно правдивых евангельских картин воскресной ночи, где среди любящих Господа и близких Ему лиц весть о Его воскресении встречает или изумление пред неожиданностью у одних, или полное сомнение и неверие у других, последней мрачной картиной сознательной и бесчестной к Нему злобы среди Его врагов. Когда жены, обрадованные явлением воскресшего Господа, шли к себе, «некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам и сказали: скажите, что ученики Его, прийдя ночью, украли Его, когда мы спали. И, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» ( Мф.28:11–15 ). На таком темном, но обычном всегда и всюду фоне человеческой косности и маловерия у любящих Господа и злобной энергии у ненавидящих Его ярче, молниеноснее, благодатнее должен воссиять для нас нисшедший прямо с неба помимо всего людского, вопреки всем и всему светоносный облик нашего воскресшего Спасителя. 316 Термин «резонирующее помешательство» был введен в XIX в. последователями французского психиатра Ф. Пинеля (1745–1826), который выделил особую форму душевной болезни. Сам Ф. Пинель называл ее «манией без бреда». Больные, страдающие этим заболеванием, часто не представляли никаких видимых расстройств со стороны мыслительной деятельности, не были подвержены галлюцинациям. Суждение, память и сообразительность у таких больных казались нормальными, однако периодически или постоянно у них наблюдались тяжелые расстройства, выражающиеся в насильственных, иногда жестоких поступках. Это учение очень быстро получило широкое распространение и оказало большое влияние на законодательства о душевнобольных. 317 Шарко Жан Мартен (1825–1893) – французский врач и невропатолог. С 1872 г. занимал кафедру патологической анатомии в Парижском медицинском факультете, где в 1882 г. для него была учреждена специальная кафедра нервных болезней. Сделал ряд научных открытий в области невропатологии. На русский язык переведен, в частности, его труд «Болезни нервной системы» (СПб., 1876).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010