РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Августа 27 (9 сентября)   Священномученик Михаил Воскресенский   Где изобилует грех, там преизобилует благодать, говорит слово Божие. Когда-то село Бортсурманы, расположенное в Нижегородской епархии, назы­валось Никольским. Но с XVII века, как повествует предание, прилепилась к его жителям кличка: басурманы. В те времена управляющий имением был человек жестокий. И вот два брата сговорились его убить. Управляющего почитали в селе колдуном, и кто-то сказал братьям, что нельзя убить колдуна, как только в Пасхальную ночь, между заутреней и обедней, и ничем иным, как задней осью колеса телеги. И сговорились они совершить это дело в ближайшую Пасху. За добрым делом находишься, а худое само при дороге лежит. Пришла светозарная Пасхальная ночь. Братья притаились на паперти и ждали выхода управляю­щего. И только он вышел – ударили его в темноте, но удар получился слабым.  В смертельном страхе управляющий бросился бежать. Братья догнали его и убили.   Мигом разнеслась весть по селу. Перед обедней, когда крестьяне собра­лись, барин их укорил: «Басурманы! В светлое Христово Воскресенье, когда мы говорим «Христос воскрес», вы человека убили... Басурманин – и тот того не сделает, что вы сделали!..» С той поры и стало село так называться, но смягченно, как бы и не о том – Бортсурманы. Говорят, впрочем, что жители его некогда занимались бортничеством – отсюда и название. Здесь затеплился и запылал пламенем божественной любви и благодати великий подвижник веры и благочестия священник Алексей Бортсурманский, по молитвам которого многие и до сего дня получают исцеления. (Память 21 апреля ст. ст.). Здесь в 1918 году мученически окончил свои дни священник Михаил Воскресенский. Священник Михаил Григорьевич Воскресенский родился в 188 6 году в селе Теплый Стан в семье станового пристава Григория Дмитриевича Воскре­сенского. Дед о. Михаила был настоятелем храма в селе Порецком и преподавал Закон Божий в школе. Здесь учился будущий тесть о. Михаила Иван Данилович. Однажды уже после смерти, о. Дмитрий явился ему. Иван Дани­лович почел это явление за особое предзнаменование, и когда много лет спу­стя, внук о. Дмитрия – Михаил попросил в жены его дочь Марию, он без раздумий согласился.

http://fond.ru/kalendar/733/mihail/

После окончания учебы в семинарии в июле 1864 года правление семинарии предлагало ему отправиться на казенный счет продолжать образование в Московской Духовной Академии. Целый год трудился молодой выпускник на поприще приходского служения. Весной 1865 года он приехал в Тулу к ректору семинарии архимандриту Андрею, который, надо заметить, в то время был настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря. Михаил надеялся получить от него ободрение и поддержку в своем стремлении к получению академического образования. К величайшему удивлению, он услышал от архимандрита Андрея настойчивое предложение оставить мысль об академии и поступить на место приходского священника в город Белёв. «В этом деле мы видим особенный Перст Божий. Неизвестно, что стало бы с ним, если бы он отправился в Академию, — писал священник Белёвского Крестовоздвиженского монастыря Владимир Введенский. — Здоровье его тогда было очень слабым. Быть может, его давно уже не было бы в живых». Особенный Перст Божий в поступлении на священническое место в Белёв видел и отец Михаил. «В Белёве, — говорил он, — я сразу же нашел любовь и расположение со стороны духовенства и белёвцев. Уж если Господом назначено мне трудиться в скромной доле пастырского служения, то, значит, я здесь именно должен сделать всё, что только могу, для блага родной епархии». И он, действительно, начал трудиться с любовью, до самопожертвования, не покладая рук. Он избирает путь священника Воскресенской церкви г. Белёва, в сан которого был рукоположен в июне 1865 года. Но не только и, может быть, даже не столько по состоянию здоровья, он ступил на стезю приходского священника. По его же собственному позднейшему признанию, пастырское служение «...казалось нам (выпускникам семинарии) самым священным, самым важным из всех служений, самым дорогим для нас русских, православных христиан, а вместе и самым трудным из всех, потому именно, что мы ощущали в себе присутствие какой-то особенной, благодатной, неодолимой силы, которая звала нас именно к этому служению от дней младенчества нашего и теперь влекла нас к нему...». С 1865 года и до конца жизни он служил священником Воскресенской церкви (находилась на бывшей Воскресенской, ныне улица Софьи Перовской).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/

Архитектор Михаил Петрович Коринфский Михаил Петрович Коринфский (настоящая фамилия Варенцов), выдающийся российский архитектор позднего классицизма, оставил заметный след в архитектуре 19 века. Родившись в семье резчика по дереву, он с ранних лет проявлял интерес к искусству. Получив образование в Петербургской академии художеств, Коринфский посвятил свою жизнь созданию архитектурных шедевров, работая в различных регионах России. Его творчество характеризуется глубоким пониманием классических принципов архитектуры и стремлением к совершенству форм. Среди его наиболее известных работ - Воскресенский собор в Арзамасе, который считается одним из ярких примеров церковного зодчества того времени. Троицкий собор в Симбирске также выделяется своей монументальностью и величием, демонстрируя мастерство Коринфского в работе с большими пространствами. В Казани, где Коринфский провел значительную часть своей карьеры, его вклад в архитектурный облик города особенно заметен. Здания Казанского университета до сих пор являются важной частью научной и образовательной жизни города, служа напоминанием о таланте архитектора. Помимо церковной и гражданской архитектуры, Коринфский занимался проектированием жилых зданий, создавая комфортные и эстетически привлекательные пространства для жизни. Его подход к дизайну, акцент на гармонии и балансе, продолжает вдохновлять современных архитекторов. Умер Михаил Петрович Коринфский в Казани, оставив после себя наследие, которое продолжает изучаться и восхищать поклонников архитектуры. Список храмов, которые построил Михаил Петрович Коринфский (или с его участием) Нижегородская область Кафедральный собор Воскресения Христова Арзамасский район и г. Арзамас, Арзамас Архитектор: М.П. Коринфский Год постройки: Между 1814 и 1842 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Троицы Живоначальной Арзамасский район и г. Арзамас, Семёново Архитектор: М.П. Коринфский Год постройки: Между 1815 и 1839 Архитектурный стиль: Классицизм Церковь Троицы Живоначальной Ардатовский район, Автодеево

http://sobory.ru/architect/mpkorinfskiy

Шуя. Храмовый комплекс. Соборы Воскресения Христова и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Между 1756 и 1832. Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, г. Шуя, Зелёная пл., 4 Координаты: 56.857477, 41.382861 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Собор Воскресения Христова Собор Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс: соборы Воскресенский и Никольский и колокольня.  2-я пол. 18 в. - 1-я треть 19 в., нач. 20 в., пл. Зелёная.    Главный храмовый комплекс Шуи расположен на высоком берегу Тезы, на одной из центральных площадей -бывш. Соборной, и главенствует в панораме города, доминируя в широком окрестном пространстве. Деревянная приходская церковь Воскресения известна здесь с 1629 г.; на ее месте в 1667 г. была сооружена каменная, с 1690 г. она стала соборной. В 1710 г. храм сгорел. В пожаре погиб и зимний собор Николая Чудотворца, известный с нач. 18 в. Формирование существующего комплекса началось с 1756 г., когда у древнего взвоза, на небольшой террасе, укрепленной подпорной стенкой, на месте прежнего был построен зимний Никольский собор. В 1792-98 гг. к югу от него на средства прихожан был заново выстроен летний Воскресенский собор. В 1810 г. еще южнее итальянским архит. Я. Маричелли начато строительство колокольни. Возведенная до третьего яруса, в 1819 г. колокольня рухнула, и дальнейшую работу по ее сооружению (до 1833 г.) проводил крестьянин Владимирского уезда Михаил Саватеев под руководством губернского архит. Петрова. Строительство субсидировал в основном купец Д.В. Корнилов. Он же в 1833 г. пристроил к Никольскому собору северный придел Митрофания Воронежского и западный портик. В 1912-13 гг. Воскресенский собор был расширен: его трапезная сделана двусветной с устройством боковых приделов и высокой трехсветной паперти-притвора на западе. Прежде в соборный комплекс входили также две часовни: Смоленская (сер. 19 в., перестроена в 1876) - рядом с колокольней и Александра Невского (1896) - к юго-западу от колокольни, у рынка; обе ныне утрачены. Все сооружения возведены из кирпича и оштукатурены, детали белокаменные. Храмовый комплекс в стиле классицизма, определивший облик центральной части города.

http://sobory.ru/article/?object=07519

Филарет (Денисенко Михаил Платонович), М von Kiev und Hali Родился 28 января 1929 года в с.Благодатном, Амвросиевского района, Донецкой области, в семье шахтера. В 1946 году по окончании средней школы поступил в третий класс Одесской духовной семинарии. В 1948 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. I января 1950 года, будучи студентом второго курса академии пострижен в монашество с именем Филарета и назначен исп.обязанности смотрителя Патриарших покоев в Троице-Сергиевой Лавре. 15 января того же года рукоположен в сан иеродиакона, а в 1952 году – в сан иеромонаха. В 1952 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем Священного Писания Нового Завета в Московской духовной семинарии. Одновременно выполнял обязанности благочинного Троице-Сергиевой Лавры. С 1953 г. – преподаватель Священ. Писания Нового Завета на первом курсе Московской духовной семинарии. В марте 1954 г. присвоено звание доцента и назначен старшим помощником инспектора. В августе 1956 г. возведен в сан игумена и определен инспектором Саратовской духовной семинарии. В 1957году переведен на должность инспектора Киевской духовной семинарии. 12.VII.1956 года возведен в сан архимандрита. С 1960 года – управляющий делами Украинского Экзархата. С мая 1961 г. по январь 1962 г. – настоятель подворья РусскойПравославной Церкви при Александрийском Патриархате в Александрии (ОАР). 4 февраля 1962 года хиротонисан во епископа Лужского, вик. Ленинградской епархии и управляющим Рижской епархией. Чин хиротонии совершали: митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен, архп.Ярославский и Ростовский Никодим, епископ Казанский и Марийский Михаил (Воскресенский), епископ Тамбовский и Мичуринский Михаил (Чуб), епископ Новгородский и Старорусский Сергий, епископ Дмитровский Киприан и епископ Костромской и Галичекий Никодим. С 16 июня 1962 года назначен вик.Среднеевропейского Экзархата, освобожден от обязанностей викария Ленинградской епархии и поручено временное управление Среднеевропейским Экзархатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 1 часть 27.11.2023 186 Время на чтение 33 минут 17 октября 1937 года на Бутовском полигоне вместе со 128 казнёнными в этот день священнослужителями и мирянами был расстрелян мой двоюродный прадед священник Михаил Иванович Страхов. Миша Страхов родился в день священномученика Игнатия Богоносца, 20 декабря по юлианскому календарю 1872 года в селе Поджигородово Троицкой волости Клинского уезда Московской губернии, в семье настоятеля Михаило-Архангельской церкви священника Иоанна Сергиевича Страхова и его супруги Леониллы Иоанновны . У о. Иоанна Страхова было четверо сыновей – Сергий (мой прямой прадед, отец моей бабушки по линии отца Надежды Сергеевны Страховой-Закатовой), Иоанн, Алексий и Михаил . Все они получили образование в Волоколамском духовном училище и Вифанской духовной семинарии . М.И. Страхов окончил училище в 1887 году и семинарию в 1893 году . Его обучение в Вифанской семинарии пришлось на период ректорства будущего Митрополита Томского Иакова (Пятницкого) и будущего Архиепископа Тверского и Кашинского Антония (Каржавина) . После получения образования, с 1894 года М.И. Страхов стал надзирателем в Волоколамском духовном училище. В 1897 году был определен на должность псаломщика в московский храм Сошествия Святаго Духа у Пречистенских Ворот , на месте которого ныне находится здание станции метро «Кропоткинская». В 1900 году вернулся в Волоколамск и уже в сане иерея служил в Воскресенском соборе Волоколамского Кремля . В 1900-1908 гг. состоял членом Волоколамского отделения Епархиального училищного совета; в 1904-1908 гг. – членом Правления Волоколамского духовного училища. В 1904 году получил богослужебную награду – набедренник. Заведовал Волоколамским свечным складом Епархиального свечного завода до 1908 г., а затем состоял заведующим такого же склада в Коломне. В 1908 году отец Михаил был переведен в Коломну в храм Рождества Христова . В 1909 году награжден правом ношения скуфьи. С 1911 (по другим данным – с 1912) года являлся законоучителем Коломенской ремесленной низшей школы и настоятелем домового храма Мартина Исповедника при богадельне братьев Шаниных .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/27/...

Арзамас. Кафедральный собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России, в 1842 году арзамасцы воздвигли величественный пятиглавый, с 48-колонными, кафедральный собор Воскресения Христова. Храм стоит на высоком холме Арзамаса, завершая ансамбль Соборной площади. В панорамах с дальних точек белый куб и пятиглавие собора безраздельно господствуют над застройкой, подчиняя себе все многообразие храмовых зданий города. Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами на строительство. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А.В. Ступина. Здание имеет форму греческого креста, положенного на квадрат. Длина и ширина здания равны и имеют по 30 сажен (63 м 90 см), а высота до среднего креста - 22 сажени (46 м 86 см). На фронтонах собора расположены большие фрески на библейские сюжеты: " Воскресение Христа " (восточный фронтон), " Явление св. Троицы Аврааму " (южный), " Собор всех святых " (западный), " Покров Пр.Богородицы " (северный). По общему облику и прекрасным пропорциям арзамасский собор не имеет себе равного среди классических соборов Москвы и может идти в сравнение лишь с петербургскими соборами Стасова. Чтимые святыни: Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный у Макарьевского монастыря; иконы вмч. целителя Пантелеимона, святителя Николая Чудотворца, Казанской Божией Матери. Воскресенский собор в городе Арзамасе был воздвигнут как благодарение Господу Богу за победу в Отечественной войне 1812 года и как памятник героическим русским воинам. После триумфа над Наполеоном жители Арзамаса были единодушны в желании возвести новый храм: на центральной площади города был установлен ящик для сбора пожертвований. В результате собор целиком построен на народные деньги, более того, каждый житель города считал своим долгом внести посильный вклад в строительство: кто-то лепил и обжигал кирпичи, кто-то добывал камень, кто-то плавил руду, а кто-то перевозил грузы. На здание ушло 5,5 млн. штук кирпича, 1000 кубов бутового камня для фундамента и 164 тонны железа.

http://sobory.ru/article/?object=00903

В недавно отремонтированный трудами прихожан храм вошли нанятые Семеновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении. Храм Успения Божией Матери в Касабланке ( Марокко ), возведенный усилиями русских эмигрантов в 1958 году, находится под угрозой сноса. Это один из двух оставшихся русских православных храмов на всей территории королевства Марокко (кроме двух русских храмов в Марокко существует еще один греческий храм). Священник Максим Массалитин Ситуацию комментирует настоятель русского Воскресенского храма в Рабате священник Максим Массалитин. Бывший священник Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) и гражданин Франции Николай Семенов, лишенный сана в 2001 году, осуществил незаконную продажу имущества Успенского прихода марокканской предпринимательнице с целью дальнейшего сноса храма и реализации на его территории девелоперского проекта. Успенская церковь расположена в центре города в одном из престижных деловых районов. 1 февраля 2012 года в недавно отремонтированный трудами прихожан храм вошли нанятые Семеновым марокканские рабочие, разломали ценный иконостас, отодрали от стен старые иконы и попытались вынести святыни храма в неизвестном направлении, но были остановлены арендатором приходских помещений. Демонтированный иконостас в Успенском храме. Фото: flickr.com 16 февраля срочно прибывший в Касабланку архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, в ведении которого находится Успенский храм, вместе со священником Максимом Массалитиным, настоятелем русского Воскресенского храма в Рабате, подали жалобу в полицию и генеральному королевскому прокурору Касабланки. После возбуждения уголовного дела Семенов был задержан марокканской полицией в аэропорту Касабланки в конце февраля и с тех пор не выпускается из Марокко в связи с предварительным расследованием происшествия. Фото: flickr.com Формально храм находится в собственности приходской ассоциации Communauté et Eglise orthodoxe russe au Maroc (Община и православная русская церковь в Марокко), созданной в 1948 году адмиралом А.И. Русиным, княгиней В.В. Урусовой и рядом других видных деятелей русской эмиграции. Первым настоятелем Успенского прихода РПЦЗ в Касабланке был протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, будущий епископ Бостонский. С 1970-х годов в связи с тем, что прихожан Успенского храма почти не осталось, Русская Зарубежная Церковь более не назначала в Касабланку настоятеля.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-xram-v-ka...

Вичуга. Церковь Николая Чудотворца в Новой Гольчихе. Зимний храм /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1850 году был построен небольшой деревянный храм (летний) на средства купчихи Д.С. Морокиной. В 1868 году на средства купца Е.И. Миндовского построен каменный храм (зимний) с высокой колокольней. В 1884 году исследователь вичугских фабрик В. Пирогов писал: «Местная единоверческая церковь пользуется большой известностью в крае по своему богатству. Кроме размеров и изящества в архитектурном отношении она замечательна иконами старинного письма, в дорогих окладах; престол и жертвенник вылиты из серебра и покрыты стеклянной оболочкой. Вокруг церкви - тенистое кладбище, с высокой решетчатой оградой, на мраморных памятниках которого можно встретить почти все Вичугские фабричные фамилии». При Никольской церкви на средства Ивана Александровича Миндовского в 1882 году было выстроено Никольско-единоверческое училище. В 1890-е гг. в храме служил регентом хора Михаил Василевский, в семье которого в 1895 году родился Александр, будущий маршал А.М. Василевский, стратег Второй мировой войны. Ныне на месте храма стоит хрущёвка с адресом ул. Василевского, д. 13. Рядом сохранились деревянные " поповские дома " , в одном из которых родился маршал Василевский. Местное кладбище также было полностью уничтожено. На нём, в частности, были похоронены такие известные купцы, как Александр Федорович Морокин (владелец местной крупной фабрики, известный публицист конца 19 века) и Иван Александрович Миндовский (вичугский прототип купца Лопахина из " Вишневого сада " Чехова, владелец знаменитого московского особняка в стиле модерн на Поварской улице). И. Антонов " Негасимый свет. Судьбы храмов и судьбы людей земли ивановской " , Иваново, 2000, стр. 79. Николаевская единоверческая с. Гольчиха (г. Вичуга) имеет 2 храма: а) деревянный, с такою же оградой, постр. в 1850 г. тщанием Кинешемской купчихи Дарьи Семеновны Морокиной, с помошью прихожан, и б) каменный, с такою же колокольнею, постр. в 1868 г. на средства Кинешемского купца Ефима Ивановича Миндовского. Оба храма обнесены одною каменною оградою. Кладбище при церкви. В деревянном храме один престол в честь святит. Николая Чудотворца; в каменном также один - во имя Живоначальной Троицы. В Николаевском храме замечательная своею древностию икона святит. Николая Чудотворца; также есть древние иконы в иконостасе Троицкого храма, приобретенном от Костромского Богоявленского монастыря. Расстояние от Костромы 90 в., от Кинешмы 27 в. Ближайшие церкви: Воскресенская и Петропавловская с. Тезина в 2 в., Воскресенская с. Бонячки в 2,5 в. и Покровская с. Хренова в 4 в. Оба храма утрачены в советский период. В настоящее время на месте, где находились церкви стоит жилая пятиэтажка.

http://sobory.ru/article/?object=41602

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл совершил панихиду у гробницы Святейшего Патриарха Алексия II 05.12.2022 355 Время на чтение 3 минуты Фото: Monasterium.ru Сегодня, 5 декабря, в четырнадцатую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил панихиду у гробницы своего приснопамятного предшественника в Благовещенском приделе Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы, сообщает Патриархия.ru. В этот день раннюю Божественную литургию в Богоявленском соборе возглавил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Павлово-Посадский Силуан. Позднюю Литургию совершил управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря г. Москвы митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии, настоятеля Богоявленского собора архиепископа Одинцовского и Красногорского Фомы, столичного духовенства. За панихидой Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий; митрополит Липецкий и Задонский Арсений; архиепископ Одинцовский и Красногорский Фома; епископ Луховицкий Евфимий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилл; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Богоявленского собора (регент — А.К. Майоров). Заупокойное богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/05/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010