Преподавание Церковной истории введено было в училище с 1868–69 учебного года, когда составился первый старший 3-й курс в училище. По рекомендации М.И. Хераскова, как преподавателя этого предмета, учебником назначена была книга прот. Богданова под названием: «Краткая история христианской церкви при Апостолах и после времен Апостольских до XVIII века». Книга эта составлена была применительно к учебной программе гимназий, в которых для преподавания Церковной истории назначалось два недельных урока. Но в виду ограниченного числа уроков по этому предмету и в училище, первоначальным уставом которого полагалось изучение лишь «краткой» Церковной истории, та же книга оказалась наиболее удобным учебным руководством и здесь, – тем более, что у названного автора и общая и Русская история Церкви излагаются в одной книжке. При талантливом объяснении наставника, этот учебник усвоялся ученицами толково и прочно. Простые, живые и ясные рассказы М.И. Хераскова на уроках церковной истории возбуждали внимание и сосредоточенность учениц на предмете, и в пределах краткого курса его ученицы имели ясные и связные сведения о судьбах Церкви Христовой. Из всех учебных предметов Закона Божия только Катихизис М.И. преподавал воспитанницам училища в продолжение почти всей своей училищной службы. Православный катихизис, по изложению святителя Филарета, изучался воспитанницами во всем его объеме. Приемы, каких держался при преподавании этого предмета М.И. Херасков, были следующие. Изучаемые тексты Свящ. Писания, на которых обосновываются положения христианского вероучения, для ясности и отчетливого их понимания ученицами были переводимы на русский язык. Вероучительные же истины приближаемы были к сознанию воспитанниц посредством живых классических бесед, к участию в которых наставник приглашал и самих воспитанниц, чтобы таким образом дать место и самодеятельности мысли последних: в беседах поднимались разные соприкосновенные вопросы, путем рассмотрения которых уяснялись и самые истины христианские.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Мечта сбылась, я пела «Многая лета!» Как восьмилетнюю девочку взяли на клирос после венчания ее родителей 13 января, 2018 Как восьмилетнюю девочку взяли на клирос после венчания ее родителей Она смотрела на венчающихся маму и папу с восторгом и торжественно осеняла себя крестным знамением. А потом пошла за ними к Царским вратам. Певчие поймали ее на клиросе. И больше не отпустили. Даже несмотря на то, что девочка «пела басом». Маму с папой ведут к алтарю, а я следую за ними Зимой 1994 года мои родители повенчались. Им было уже по тридцать пять лет. Папа был заместителем начальника полигона, мама работала в библиотеке. У них было двое детей. Наверное, двум воцерковляющимся супругам не хватало только Божьего благословения на дальнейшую жизнь в браке. И эта жизнь вскоре после Венчания изменится. Но в тот прекрасный день памяти великомученицы Татьяны и, соответственно, маминых именин замерзшие, но счастливые родители венчались в Георгиевском храме и не подозревали, что в венчанном браке у них родится еще один сын. Мне было восемь лет. Я стояла в любимом храме и просто радовалась происходящему событию. Венчание родителей в памяти запечатлелось особенно ярко благодаря фильму, который снимал наш друг и сосед Михаил Богданов. Удивительно, что в те годы он владел видеосъемкой как настоящий художник, мастер своего дела. Дядя Миша был отцом той самой Оленьки, моей лучшей, моей единственной подруги детства, с которой мы вместе ходили в детский сад. В нашем семейном фильме о венчании видно, с каким восторгом я смотрю на маму и папу, с какой серьезностью осеняю себя крестным знамением и молюсь. Спроси меня тогда, в чем суть наблюдаемого мной таинства, я бы, конечно, ответила что-то не совсем уж неправильное, но я больше просто чувствовала неповторимость, глубину, неземную праздничность происходящего события. И вот маму с папой ведут к алтарю, а я неотступно следую за ними. Певчим пришлось поймать меня почти у самых Царских врат и поставить на клирос. Мечта сбылась. Я пела «Многая лета!». На клиросе! Наступил момент поздравления венчавшихся. А меня переполняет восторг, и я делюсь радостью с родителями: «Я! Там! Пела!» «Клиросные бабушки» открыли для меня красоту службы

http://pravmir.ru/mechta-sbyilas-ya-pela...

VIII. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на представление о. Ректора Академии от 13 октября сего года: „1892 Окт. 15. Разрешается“. Справка: В означенном представлении о. Ректор ходатайствовал пред Его Высокопреосвященством, о разрешении принять в число своекоштных студентов 1-го курса Академии студентов духовных семинарий: Дмитрия Цитовича и Осипа Барилова, державших в сентябре месяце сего года приемные испытания в Академию, но не поступивших потому, что до общего балла, принятого Советом Академий за решающий (3 1/2), им не доставало одной десятой. Определили: Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению. IX. Отношения Канцелярий г. Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 19 сентября сего года за No 5035: „По утвержденному Г., исп. об. Синодального Обер-Прокурора, 10) текущего сентября, —307— докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены на духовно-учебную службу кандидаты Московской Духовной Академии: Николай Глаголев и Сергей Липягов учителями в духовные училища, первый в Осташковское по русскому языку, а последний в Вятское (в параллельные классы) по греческому языку“. б) от 28 сентября сего года за N 5167: „По утвержденному г. и. д. Синодального Обер-Прокурора, 17 текущего сентября, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Прокл Бычковский учителем по латинскому языку в параллельные классы Кременецкого духовного училища, с разрешением Правлению оного предоставить Бычковскому и уроки по арифметике в тех же классах училища и с производством ему жалованья из местных средств“. в) от 9 октября сего года за 5363: „По утвержденному г., исполн. обяз. Синодального Обер-Прокурора, 1 текущего октября, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определен на духовно-учебную службу кандидат Московской Духовной Академии Александр Донской помощником Инспектора в Костромскую Духовную Семинарию. г) от 14 октября сего года за 5499: „По утвержденному г. и. д. Синодального Обер-Прокурора 8 текущего сентября, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены на духовно-учебную службу кандидаты Московской Духовной Академии: Михаил Тареев преподавателем по гомилетике и соединенным с нею предметам в Псковскую духовную семинарию, Александр Богданов учителем по греческому языку в Нолинское духовное училище и Иван Тюрнин – помощником Инспектора «в Вятскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И.А. Ермолаев. «Власть Советам!..»: о событиях в Кронштадте 1–18 марта 1921 г. 68 В числе 19 арестованных моряков был и я. Вот имена товарищей, арестованных вместе со мной: Андрейченко Павел, Богданов Андрей, Брусникин, Гурьев Михаил, Ершов, Куркин, Кулышев Степан, Мартынов Владимир, Рассказов Матвей, Тюкин Степан, Терентьев Степан, Лобанов, Белов Леонид, Захаров Александр, Федоров Яков, Федотов Василий, Юдин Владимир, Эвелькис Иван. Больше года сидели мы в тюрьме на Шпалерной в Петрограде, ожидая решения нашей участи. За все это время нам не предъявили никакого обвинения, не вызывали на допросы. В конце концов, мы объявили голодовку. Нас разместили в подвале тюрьмы по одиночным камерам. Осматривая свое новое «жилье», я обнаружил на стенке камеры нацарапанную чем-то твердым надпись: «Здесь сидел в ожидании расстрела член ревкома мятежного Кронштадта матрос с «Севастополя» Перепелкин. Нас выводили на пятнадцатиминутные прогулки, и во время одной из них я встретился с Васей Яковенко – так звала его на корабле братва. В знак солидарности с нами он тоже объявил голодовку. Яковенко рассказал, что вернулся в Россию осенью 1922 года и ему предъявлено обвинение по 58 статье, как государственному преступнику. Через пять дней мы прекратили голодовку – нам, всем девятнадцати, был объявлен приговор: три года ссылки в Соловецкий концлагерь. Яковенко в этой группе не было, и дальнейшая его судьба мне неизвестна. Позже, уже на Соловках, нам рассказали, прибывшие в ссылку, что, будучи в Бутырской тюрьме, они слышали, что из Петрограда туда был доставлен под усиленным конвоем матрос, участник кронштадтского мятежа Яковенко. Скорее всего, его расстреляли. В октябре 1923 года нашу группу привезли в концлагерь Кемь, который служил, как бы, перевалочной базой по пути в Соловки, и разместили в дощатом бараке. Как-то на прогулке, возле барака, мы познакомились с двумя анархистами, как мне помнится, по фамилии Мамай и Минский. Они прибыли из Соловков и направлялись по вызову в Москву. От них мы узнали о порядках, царивших в Соловках, причем, они предупредили нас о главном: в Соловках существует два режима содержания заключенных, уголовные и политические содержатся отдельно. Политические – в скитах Муксольма и Савватеевский, уголовники – в Кремле. Политические к принудительным работам не привлекаются, а уголовники строят узкоколейку, ведут лесозаготовки и все хозяйственные работы, связанные с обслуживанием лагеря. Как правило, все прибывающие в Соловки, независимо от того, кто они, сразу направляются в лагерь уголовных преступников, а уж потом, после настойчивых требований политических направляют в «свой» лагерь. И, поскольку, мы не уголовники, нам следовало требовать, чтобы нас сразу направили в лагерь политзаключенных с соответствующим режимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сразу вспоминаются строки М. Ю. Лермонтова: «Мы долго молча отступали,/Обидно было, боя ждали…»   Искал смерти В таких условиях император не мог оставить прежнего командующего армии и заменил его на М. И. Кутузова, с которым оживились надежды на наступление, однако тот продолжил тактику Барклая, ибо именно она давала верную надежду на победу в дальнейшем. В день Бородинского сражения 26 августа 1812 года Барклай, по собственному выражению, «искал смерти — не нашел». Под ним было убито пять лошадей, но сам полководец не получил ни царапины. Бородинское сражение. Художник Луи Лежен В оставляемой Москве толпа кинулась к карете Барклая, намереваясь разорвать его. Один из сопровождающих А. А. Закревский обнажил саблю и отпугнул нападавших. В Калуге в возок бывшего командующего бросали камни с криком: «Вот едет изменник!» Но Александр I сохранил доверие к Барклаю, вскоре он вернул его в армию. Сначала командующим немногочисленной 3-й армией, потом командующим объединенной русско-прусской армией. Михаил Богданович провел успешную осаду крепости Трон. М. Б. Барклаи-де-Толли. Художник Д. Доу, 1829 В сражении при Бауцене 8–9 мая 1813 года помешал французскому маршалу М. Нею обойти правое крыло союзников. После Битвы народов при Лейпциге Барклая-де-Толли возвели в графское достоинство. К концу войны император буквально осыпал его наградами, как бы извиняясь за вынужденную несправедливость. Шпага с алмазами и лаврами, чин генерал-фельдмаршала за взятие Парижа, пост главнокомандующего. После войны Барклай-де-Толли уже купался в славе. Однако к 1818 году его здоровье начало стремительно ухудшаться. Он отправился в Германию на лечение, но на пути скончался недалеко от города Инстербурга. Мавзолеи Барклая-де-Толли в бекгофском имении. Эстония. Фото Bonio/Wikimedia Commons/CC-BY-3.0   Заканчивая стихотворение «Полководец», Пушкин назвал современников «жрицы минутного, поклонники успеха». «Как часто мимо вас проходит человек,/Над кем ругается слепой и буйный век…» И что же? Именно он оказывается спасителем тех, кто в своей слепоте издевался над ним.

http://foma.ru/barklay-de-tolli-nelyubim...

Каждый период, по Белецкому-Носенко, оказал свое влияние на народ и его язык. Скажем, с юго-востока в него «вкрались… многие азиатские выражения от гуннов, казаров, печенегов, косогов, торков, берендеев, черных клобуков и проч.…, а впоследствии от половцев, монголов, ногайцев или крымцев». Автор приводит «некоторые из очень многих азиатских слов»: «сарай, амбар, башка, базар, буздыгарня, бардак, бурдюк, кавун, гарбуз, баштан, батлажан, козак, гайдамак, карман, гаман, кавьяр, куля, гуля, отара, бугай, огир, чабан, кукуруза, инжир, тютюн, майдан, хабара, шатер, баркан, кизяк, канчук, корга и проч. и проч.». Такое же влияние оказывало «иго унии и Польши», откуда в язык влились латинизмы и полонизмы, о чем мы уже упоминали. Сам же малороссийский язык Павел Белецкий-Носенко считает языком церковнославянским, испорченным в Запорожье разнообразным языкосмешением. Малороссы отправляли в Сечь молодежь на воспитание и возмужание, а те, возвращаясь, распространяли язык по другим регионам. Вместе со словарем автор, как водится, присылает Уварову и созданную им грамматику малороссийского языка. Министр отправляет обе рукописи в Императорскую академию наук, та пересылает их М. А. Максимовичу для анализа и рецензии. Михаил Александрович высоко оценил труды ученого, дал добро на публикацию, однако предложил «почтенному автору» сделать в них «некоторые улучшения», чтобы они «соответствовали современному требованию филологии». А именно: опустить размышления о том, «что язык Южнорусский есть церковнославянский, измененный и исковерканный в Запорожье после нашествия Татарского и уже в этом виде распространившийся по всея Южной Руси, что приказки Гребенки не уступают басням Лафонтена и Крылова и т. д.». Максимович предлагает отделить в словаре письменные западнорусские слова от простонародных южнорусских и выстроить весь словник по другому принципу. Павел Белецкий-Носенко был человеком екатерининской эпохи, характерным, с пяти лет воспитывался в питерском Сухопутном шляхетном корпусе, прошел воинскую службу, участвовал в сражениях, брал Измаил. Выйдя в отставку, он занялся переводами и литературными трудами, написал около 60 художественных и научных сочинений: «Сказки на малороссийском языке» (1812), «Словарь немецких писателей» (1816), «Ломоносов и Державин величайшие лирики российские» (1816), «Существенные свойства поэзии и риторики» (1821), «Логика» (1821), «Баллады на малороссийском языке» (1822-1829», роман «Зиновий Богдан Хмельницкий» (1829) и т.д. Павел Павлович был не из тех, кто ради публикации своего даже многолетнего труда отказывается от собственных мыслей и убеждений, чем, скажем, всегда грешили литераторы советского, да и нынешнего времени. Он не согласился с замечаниями, написав: «Я почел бы себя счастливым, если бы мои сочинения были изданы как они есть». К тому же переписывание словаря заняло бы не один год, на что, по слову автора, его века уже не хватит. Хотя писатель прожил еще более 10 лет и умер в 1856 году.

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

Свою лепту в преодоление романтического мифа внесла историческая наука. Любая мифология имеет, как известно, свой древний сказочный «золотой век». В русской – это время великого киевского князя Владимира Красное Солнышко, былинных богатырей, защищавших родную землю от чудищ поганых и врагов. Украинофилы свой «золотой век» вели от времен запорожского казачества, вольной и беззаботной жизни. В 1828 году император Николай Павлович подписал указ о создании Императорской археографической комиссии для собирания, описания, подготовки и публикации письменного исторического наследия Руси. В ней были задействованы десятки ученых, филологов, историков, которые совершали экспедиции в архивы дальних и ближних губерний, городские, судебные, епархиальные, монастырские и частно-помещичьи. С «Повести временных лет» в ее трех древнейших списках в Российской империи началось издание «Полного собрания русских летописей», которое длиться до сих пор. В 2004 году в России вышел в свет 43-й том. В 1843 году была образована Киевская археографическая комиссия для собирания рукописей в Киевской, Подольской и Волынской губерниях. Ею в монастырских, государственных и частных архивах были обнаружены десятки тысяч документов (начиная с 14 века) по светской и церковной истории, экономике и хозяйствованию, памятники полемической литературы, казацкие летописи (Величко и др.), универсалы, переписка гетманов и т.д. 37 томов «Архива Юго-западной России, издаваемого временной комиссией для разбора древних актов, высочайше учрежденной при Киевском военном, Подольском и Волынском генерал-губернаторе» были опубликованы в Киеве в 1859-1914 гг. Документы засвидетельствовали не казаческий «золотой век» процветания и «братания с вольными ляхами», а трагедию народа, веками разграбляемого южными рабовладельческими государствами (Крымским ханством и Османской империей) и католической властью Речи Посполитой. Не от хорошей ведь жизни народ-хлебопашец прятался на днепровских островах и пребывал на благодатной земле, как в осажденной крепости. Предел «обезлюдиванию» родной земли положили Богдан Хмельницкий и царь Алексей Михайлович, воссоединившие Северную и Южную Русь. С Хмельницкого началось не закабаление и упадок, а возрождение Малороссии. Недаром возглавлявший археографическую комиссию профессор Михаил Юзефович, происходивший из известного казацкого рода, был и председателей комитета по установлению в 1888 году в Киеве знаменитого памятника Богдану Хмельницкому.

http://radonezh.ru/2021/11/12/za-chto-pr...

1654 г. мая 17 – 2 июля 1655 г. (приехали в Москву). – Посланники к императору Фердинанду III дворянин Иван Иванович Баклановский и дьяк Иван Михайлов известить о вступлении на престол царя Алексея, поздравить Фердинанда со вступлением на престол, «напомянуть о братстве и о любви и объявить неправды и вечному докончанью нарушения королей Польских Владислава и Яна Казимира». – 29 сентября 1654 г. приехали в Вену. 9 октября были приняты в г. Эберздорфе. 12 ноября отпущены. – с ними два человека дворян, 2 переводчика Иван Адамов (Яган Бекер фон-Делен) и Андрей Чамбрус, и двое подьячик Афанасий Ташлыков и Григорий Башмаков. 1656 г. января 7 – 20 мая (приехал к государю на Григорий Богданов и «дл переводу и толмачества» московский торговый иноземец Тимофей Англер. Посланы к императору Фердинанду вместе с гонцом от находившихся в то время в Москве императорских послов Николаем Винделт (Винцент, Минцент) для извещения о присылке полномочных послов на съезд для заключения мира с Польским королем. – 8 марта прибыли в Вену. 13 марта отпущены, а 4 апреля выехали из Вены. 1656 г. июля 13. – Посланник к императору Фердинанду Михаил Клешнин и подьячий ….. (отправление не состоялось). 1656 г. сентябрь. – Гонец Федор Зыков из государева обоза из-пол Риги с грамотой к императору Фердинанду III/ 1658 г. – Посланники Лихарев (Елизаров) и Песков см. в списках послов в Венгрию. 1661 г. июня 1 – сентябрь. – Гонец к императору Леопольду дьяк Ефим Прокофьев с грамотой, в которой царь поздравляет императора со вступлением на престол и отвечает на предложение императора о посредничестве в заключении мира между русскими и поляками. – В Польше был схвачен и посажен в тюрьму (25 июля), и по освобождении возвратился в Москву с посланником стольником Афанасием Нестеровым, не быв у императора. – С ним поехали сын его Василий и толмач Алексей Плетников и гонец от цесарских в Москве послов Еновеггер. 1662 г. сентября 21 – 8 ноября 1663 г. (приехали во Псков).– Посланники к императору Леопольду – стольник Иван Яковлевич Коробьин и дьяк Иван Микулин – поздравить со вступлением на престол, «подкрепити прежнюю братскую дружбу и любовь» и для переговоров о посредничесве в заключении мира между русскими и поляками. – В Вену приехали 16 июня 1663 года. 27 июня приняты, а 28 августа отпущены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

1094 Петр Михайлович Глобо-Михаленко – губернский секретарь (с 1874 г.), судебный следователь Московского окружного суда для производства следствий по особо важным делам; впоследствии, в 1894–1895 гг., председатель Сарапульского окружного суда. 1095 Возможно, полковник Андрей Михайлович Измайлов (1819–1895), в период Русско-турецкой войны командир 18-го Донского казачьего полка. 1096 И. А. Пашков (1847–1889), дипломат и журналист, знакомый Гилярова с конца 1860-х гг. Именно он автор многочисленных «Сербских писем», печатавшихся в «Современных известиях» в годы войны (начиная с августа 1876 г.) под криптонимом «Влад–ов» (не упомянут в «Словаре псевдонимов» И. Ф. Масанова). На рубеже 1870–1880-х гг. под той же подписью он публиковал в гиляровском издании «Петербургские письма». Заведующая редакцией «Современных известий» А. М. Гальперсон после кончины Гилярова, 1 декабря 1887 г., писала А. И. Елишеву, выкупившему права на издание газеты: «…Ипполит Александрович прекраснейший человек, очень уважал Никиту Петровича…» (ИРЛИ. Ф. 71. Д. 44б. . Л. 2 об.). 1097 Высокопреосвященный Михаил (в миру Милое Милованович Йованович; 1826–1898), выпускник Киевской ДА (1853), епископ Шабацкий (с 1854 г.), митрополит Сербский (с 1859 г.). Тепло относился к Гилярову; в 1887 г. отпевал его в Москве. 1098 См., например, большие, почти на всю полосу, такие списки жертвователей под названием «От Славянского комитета»: СИ. 1876. 10 сент. 249; 12 сент. 251; 16 сент. 255; 19 сент. 258; 25 сент. 264 (везде с. 1). 1100 Сергей Николаевич Голяшкин (1829–1903), выпускник Демидовского лицея (1854), московский чиновник; собиратель живописи, домовладелец. 1101 Племянник Гилярова по жене, сын его свояченицы Марии Алексеевны Тихобразовой (ур. Богданова); журналист, корреспондент «Современных известий», чиновник акцизного ведомства. 1102 Петр Алексеевич Сухомлинов – нотариус Московского окружного суда; жил против Английского клуба, на углу Малой Дмитровки. 1104 Писчебумажная фабрика была куплена Гиляровым в 1873 г. у штабс-ротмистра Н. И. Шумова в с. Брынкове Рузского уезда Московской губ. за 50 тысяч рублей (15 тысяч внесено наличными, на остальные 35 оформлены векселя). См. Свидетельство о покупке фабрики от 12 июля 1873 г. и ее Опись (ИРЛИ. Ф. 71. Д. 66).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Глава 4 Стычки под Пилавою – Хитрость Хмельницкого – Бегство поляков – Расхищение польского лагеря – Взятие Константинова, Збаража, Брод – Осада Львова – Окуп – Осада Замостья Переговариваясь с Заславским, Хмельницкий стоял в пилявском замке . Загоны спокойно проходили мимо польского лагеря и соединялись с его главным казацким войском, которое стояло табором в защищенном месте посреди болот 1 . Хмельницкий ждал крымцев; а между тем старался приготовлять своих воинов к приближающейся войне. У казаков господствовал воинственный дух и религиозное воодушевление. Священники служили в войсках молебны; сам Хмельницкий, проезжая по рядам своих завзятых молодцов, говорил им не длинные речи, а коротко напоминал им, что они воюют за веру. Готовые к битве, они чужды были той самонадеянности, какою отличались их враги. Старики удерживали жар молодости. «Кто знает, что будет? (говорили они) придет, быть может, час – и нам положить голову, порадовать ляхов! На все воля Божия!» Когда поляки показали охоту вступить в дело, стража, поставленная над рекою, побежала в казацкий табор. «Гей! гей! молодцы! (кричал гонец) паны опомнились, подступают к реке, вызывают казаков!» Мгновенно тревога на трубах раздалась по всему табору. «Спешите, спешите! (восклицали есаулы) веселите пана гетмана Хмельницкого!» 2 . Табор подвинулся ближе к реке Пилявке. Кривонос тотчас был отправлен к Константинову в засаду, так что если б поляки вздумали отступить, то встретили бы на пути казаков 3 . Это было первою причиною неудачи поляков, ибо Кривонос занял ровное пространство, а поляки стояли между горами 4 . Маленькая речка Пилявка разделяла неприязненные полчища; от нее по обеим сторонам тянулся болотистый луг, очень топкий, особенно в тогдашнее осеннее дождливое время. Обе стороны соединяла плотина. Хмельницкий, чтоб не позволить полякам пройти через реку, отрядил казаков за плотину, где они выкопали шанцы. Казаки нарочно разгрузили болото конями, порыли рвы и копанки и стали в оборонительное положение. В понедельник 20 сентября сражение началось разом в трех пунктах. Самуил Лащ и князь Корецкий нашли повыше плотины брод и пустились в перестрелку с казацким обозным, храбрым Иваном Чорнотою: и поляки и казаки, пешие и конные, рассеялись по кустарникам и вели рассыпную битву с равным мужеством. Осинский вступил в дело при плотине и принудил казаков отступить с противного берега; таким образом проход на другой бок реки остался свободным для поляков. Михаил Иордан нашел другой брод пониже плотины и перешел его. В этот первый день битвы счастье было на стороне панов. Тогда поляки так ободрились, что уже кричали: «Ударим залпом! Добывать курятник!» – так они называли маленький пилявецкий замок. Только вести, доставленные пленными русскими, охлаждали их самонадеянность: пленные показывали, что Хмельницкий дожидается, с часу на час, хана со страшною силою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010