Но свойственная некоторым лицам поповская жадность, в данном случае актуализировавшаяся посредством кармана, и тут меня подвела. «Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб. Щелк щелку ведь розь. Да понадеялся он на русский авось». При пошивке следующего подрясника я попросил Любу сделать карманы еще глубже. Просьбу она выполнила. И вот я, в новом подряснике, раскладываю панихидное приношение по карманам. Поместилось на удивление много, я доволен. Выхожу из церкви. Во дворе за летним трапезным столом сидят несколько прихожан, друзей. Мы договорились тут обсудить накопившиеся вопросы и заодно перекусить. Я иду к столу, достаю из карманов угощение. Хлеб и бутылку домашнего компота достал без проблем. Но когда дошла очередь до консерв, яблок, пакетика с печеньем и конфетами, оказалось, что извлечь я их не могу. Слишком глубоко. Я весь перекособочился и даже присел – не помогает: руке до дна кармана не дотянуться. После нескольких минут дерганий и ужимок пришлось попросить недоуменно глядящих на меня прихожан помочь. Помощь мне оказали: один помощник держал карман приподнятым, другой извлекал припасы. Я развел руками: «Вот, братцы, пожадничал…» Провальные карманы я, естественно, попросил укоротить. Но поскольку Любочка приезжала к нам не каждую службу да и я в городе бывал не часто, то пришлось потерпеть ямы карманов несколько недель. Все это время инвентарь и пожертвования носил в руках или под мышкой. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!» Рейтинг: 9.4 Голосов: 30 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 СПРАВКА Священник Михаил ШПОЛЯНСКИЙ живет в селе Старая Богдановка под Николаевом. В 1980-е годы работал инженером-кораблестроителем, в лесничестве, на стройке, в бригаде по декоративному оформлению помещений. В возрасте 34 лет (в 1990 году) рукоположен во иерея. С 1990-х годов и доныне руководит детским домом семейного типа. Литературного образования отец Михаил не получал, и даже в школе прогулял большую часть уроков русского языка и литературы. Тем не менее пишет и издает книги, которые пользуются неизменным успехом. Наиболее популярны сборники рассказов, объединенные общим названием «Мой Анабасис». Слово «анабасис» буквально переводится с греческого как «восхождение и спуск», в литературе оно нередко употреблялось в юмористическом ключе как синоним похождений, приключений, например «Будийовицкий анабасис Швейка». Предлагаем читателю несколько рассказов из готовящегося, пятого тома «Анабасиса».

http://pravoslavie.ru/47875.html

Оболваненные словами о свободе и демократии, о скорой богатой жизни, как " в Америке " , люди, впавшие в нищету, вскоре услышали о себе от своих кумиров другие слова. " Ну что вы так волнуетесь за них? - заявил Чубайс. - Ну, вымрут 30 миллионов - так они же не вписались в наши реформы! Ничего, русские бабы снова нарожают " . (Но " русские бабы " рожать отказываются, и мы вымираем со скоростью миллион человек в год). Средневековый государственный деятель Никколо Макиавелли писал: " Народ по своей сути переменчив, его легко убедить в чем-то, но трудно удержать в этом убеждении, а чтобы удержать, надо заставить народ верить " . И здесь средства массовой информации постарались во всю. Запад стал неотъемлемым фактором внутренней жизни страны. Начался стремительный распад всех основ безбожного общества. Стала разваливаться экономика, деградировать культура, разлагаться моральные и нравственные устои людей. Кровавые конфликты покрыли страну, началось невиданное в современной истории разграбление государства. Установилась диктатура денег. Что же мы имеем сегодня? С одной стороны бедственную нищету с другой - кричащее богатство. Американский еженедельник " Форбс " опубликовал ежегодный список миллиардеров. Есть ли среди них российские граждане? Есть. И даже целых восемь. Они не только правят национальной экономикой, но и лично владеют миллиардами долларов. Самый богатый - глава нефтяной компании " ЮКОС " Михаил Ходорковский, состояние которого оценивается в 2,4 млрд. долларов. Его банк " Менатеп " установил контроль над " Юкосом " во времена правительственных аукционов 1995 года. Глава " Интерроса " Владимир Потанин имеет 1,8 млрд. долларов. Бывший чиновник советского министерства внешней торговли, в начале 90-х годов стал во главе двух банков, а затем установил контроль над крупнейшим в мире производителем платины и палладия " Норильским никелем " ; владеет крупными пакетами нефтяных компаний " Сиданко " и " Тюмень " . Генеральный директор " Сургутнефтегаза " Владимир Богданов оценивается в 1,6 млрд. долларов. На счету бывшего председателя правления " Газпрома " Рема Вяхирева - 1,5 млрд. долларов. Губернатор Чукотки, нефтяной и металлический магнат ( " Сибнефть " и " Русский алюминий " ) Роман Абрамович имеет 1,4 млрд. долларов. Состояние президента крупнейшего добытчика российской нефти " Лукойла " Вагита Алекперова оценивается в 1,3 млрд. долларов. Глава " Альфа-банка " Михаил Фридман также имеет 1,3 миллиарда долларов. Замыкает список богатейших россиян с 1,1 млрд. долларов бывший председатель правительства, ныне российский посол на Украине Виктор Черномырдин. Обратите внимание, их общее состояние равно половине бюджета страны.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/01.h...

Этими народными преданиями объясняется то глубокое уважение, какое местные христиане питают к этим священным развалинам, так что даже кирпичи с них они кладут в могилы умерших для того, чтобы ничто не тревожило их покоя (Волын. епарх. ведом. за 1876 г., 1, стр. 17). 240 См. Памятники, – изд. К. Н. Батюшковым, вып. 4; срав. ст. А. Сендульского – «Г. Овруч» в Волын. епарх. вед. за 1876 год 1, стр. 3, 17, 18. 242 В состав Овручского повета входили: Овруч, Искорость, Ксаверов, Базар, Чернобыль, Олевск, Норинск, Народичи, Мартинов и др. 243 По свидетельству древних актов, Овручскими старостами (а также наместниками и державцами) были: Бржуховский Юзеф-Антоний, Васьковский Илья, Вишневский Михаил Михайлович, Волчко Романович, Ивашкевич Роман, Кмитич Криштов, Козинский Тихно Гринкович, Лащ-Тучанский Самуил, Мышка-Варковский Авррам, Мышка-Варковский Михайло, Немирич Владислав Стефанович, Ольшанский Юрий, Полозович Сенько, Потоцкий-Любич Франтишек Северинович, Рудзкий Павел, Сапега Николай, Сенюшко Романович, Стецкий Ян, Халецкий Есиф Михайлович, Халецкий Михайло Михайлович. Подстаростами (и наместниками староства) были: Вержбицкий Ян, Витовский Рафаил, Войнаровский Пётр, Гаспарский Ян, Достоевский Ярош, Павша Махайло, Прушинский Николай, Сурин Ремигиян, Сычневский Михайло, Трясецяк Александр. Комиссарами для устройства староства были: в 1647 году – Дудин Иероним, Лубовицкий Габриель, Тржецяк Криштоф; в 1691 году – Павша Теодор, Ставецкий Михайло. Имение старостинское было Михайловка или Михайлов. Городничими в замке были: Вышнопольский Николай-Станислав, Скипор Николай, Федкевич Михаил. Каштелянами Овручского повета были Прушинский Коска-Станислав, Рыбинский Мартин-Антоний; подкомарии: Павша Ян и Якубовский Юзеф (см. указатель к изданиям временной комиссии – в Киеве – т. II Н. Н. Новицкого, 1883 г., стр. 556 и 559. 244 Так в акте от 1649 года 18 апреля в письме неизвестного из г. Трешина сказано, что в Овруче казацкий полковник Наталчич (в тексте (ошибочно – Наталищ) имеет 6,000 войска; с ним находится и шляхтич Горностай – сотник, это – начальники отрядов Богдана Хмельницкого (Памятники, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Доримедонтов возразил: наплевать на людей, надо было спасать груз, прежде всего: он стоит больших денег 2000 р. Вы за это ответите. Это заявление Доримедонтова — подлинный факт, мною проверенный, а не выдумка моей мести. В этом заявлении Доримедонтова сказалась вся Соловецкая атмосфера, весь тамошний удушающий быт. Доримедонтов (десятилетник) — корабельный инженер, высший специалист корабельного дела. Заведующий лесничеством Кириллин отзывался о нем очень сочувственно. Он у нас в Варваринской часовне очень часто бывал по должности, и я, как делопроизводитель, хорошо был с ним знаком, и он меня хорошо знал, как составителя всех докладов по лесному делу в ЭПО. Однажды летом 1928 г. я сопровождал его с женой, приехавшей к нему на побывку, в Филимоново к преосвященному Илариону (Троицкому) — леснику, где мы пили чай у гостеприимного Владыки; после пришел и Кириллин для деловой беседы. Теперь этот Доримедонтов освобожден (1929 г.) и оставлен в Кеми для работы в ЭПО на 500 руб. в месяц. В своей плохой одежде я не перенес бы мороза, сырости и ветра, если бы поехал с Кутовым. И он меня не пригласил, а я не настаивал. В Соловках рассуждают: за работой не гонись, отдыхай, где можешь, ведь срок каторги идет без остановки. Не торопился и я в хозчасть шестого отделения, а жил у Дехтярева, да меня и не торопили. Лишь 13-го вместе с вновь назначенным доктором Голгофской в Анзере больницы, азербайджанцем Тирбейли, нас переправили через залив пешком. В Кеми дали доктору лошадь, а он взял меня с собой. Я водворился счетоводом в хозчасти шестого отделения. Уже начался в Соловках голодный период. С марта 1929 г. канцеляристам давали только 3/4 фунта хлеба и мое внедрение в хозчасть было для меня кладом — был сыт. И квартира была суха, тепла, просторна и народ хороший — свои сотрудники о. Михаил Богданов, о. Михаил Ильинский, И. П. Зотов — офицер, И. М. Михайлов — учитель. Зотова расстреливали, но он, следя за счетом — раз, два, три — быстро упал, и пуля прошла мимо. Его бросили в могилу с другими, но он выбрался и скрылся.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

Святоотеческое наследие Сборник философских работ, сделавший эпоху в русской общественной мысли. С одной стороны, «Вехи» — свидетельство культурного поворота в умах интеллигенции от атеизма к вере, с другой стороны — страшный диагноз, вынесенный интеллигенции самой себе. «Вехи» — сборник философских работ, сделавший эпоху в русской общественной мысли. С одной стороны, «Вехи» — свидетельство культурного поворота в умах интеллигенции от атеизма к вере, с другой стороны — страшный диагноз, вынесенный интеллигенции самой себе, как больному слою общества, ведущего страну к гибели. Как писалось в продолжении «Вех» — сборнике «Из глубины», написанном уже после революции, — «Сборник “Вехи”, вышедший в 1909 г., был призывом и предостережением. Это предостережение, несмотря на всю вызванную им, подчас весьма яростную, реакцию и полемику, явилось на самом деле лишь робким диагнозом пороков России и слабым предчувствием той моральной и политической катастрофы, которая грозно обозначилась еще в 1905–1907 гг. и разразилась в 1917 г. Историк отметит, что русское образованное общество в своем большинстве не вняло обращенному к нему предостережению, не сознавая великой опасности, надвигавшейся на культуру и государство». Оглавление сборника: Михаил Осипович Гершензон. ПРЕДИСЛОВИЕ Николай Александрович Бердяев. ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА И ИНТЕЛЛИГЕНТСКАЯ ПРАВДА Сергей Николаевич Булгаков. ГЕРОИЗМ И ПОДВИЖНИЧЕСТВО Михаил Осипович Гершензон. ТВОРЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ Богдан Александрович Кистяковский. В ЗАЩИТУ ПРАВА Петр Бернгардович Струве. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ Семен Людвигович Франк. ЭТИКА НИГИЛИЗМА Арон Соломонович Изгоев. ОБ ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ МОЛОДЕЖИ Кроме текста «Вех» вы здесь найдете и их аудиоверсию (Коваленок Алексей). Другие русские религиозно-философские сборники начала XX в.  «Проблемы идеализма» ,  «Из глубины» ,  «Освальд Шпенглер и закат Европы» ,  «О религии Льва Толстого» ,  «Царь и революция» ,  «Христианство, атеизм и современность» ,  «Христианское воссоединение» ,  «Православие и культура» ,  «Русская религиозно-философская мысль XX века» .

http://predanie.ru/gershenzon-mihail-osi...

В Киеве вышел фотоальбом «Украинская деревянная архитектура» 23 сентября 2006 г. 15:06 21 сентября в читальном зале научной архитектурно-строительной библиотеки имени Заболотного издательство «Балтия-Друк» презентовало общественности художественный фотоальбом заслуженного работника культуры, лауреата Государственной премии Украины в области архитектуры Виктора Васильевича Вечерского «Украинская деревянная архитектура». На мероприятии присутствовали ведущие отечественные специалисты в области истории, искусствоведения и архитектуры. Среди них — Михаил Сопилка, Михаил Дехтярьов (Киевский национально-художественный центр), Владимир Константинов, Богдан Колосок (Центр памятниковедения НАН Украины), архитектор Владимир Тимофеенко, а также сотрудники библиотек, научных учреждений столицы, общественные и культурные деятели, представители национальных СМИ (радио «Свобода», ТРК «Киев», «Хрещатик», «Украина Молода») и многочисленные ценители искусства. Издание «Украинская деревянная архитектура» знакомит читателей с шедеврами украинского деревянного зодчества, выдающимися памятниками храмовых сооружений, сохранившихся до наших дней. На презентации фотоальбома автор Василий Вечерский отметил, что, готовя издание к печати, он стремился показать все типологические группы деревянных сооружений и при этом представить все регионы Украины. Автор коротко рассказал о процессе подготовки книги и о трудностях, которые встречались на этом пути. Так, многие памятники деревянной архитектуры находятся в аварийном состоянии. Множество из них сохраняется недолжным образом, что приводит к постепенному их разрушению. Поэтому, по словам Василия Вечерского, лишь 70% из запланированных памятников архитектуры было сфотографировано и размещено в фотоальбоме, а остальные их не отвечают первобытному своему виду и поэтому в сборник включены не были. Издательство «Балтия-Печать» широко известно на издательском рынке благодаря прекрасным альбомам и иллюстративным путеводителям. Фотоальбом вышел печатью всего в 1000 экземпляров. Однако, как сказал Виктор Вечерский, это издание является лишь первой попыткой показать красоту и величие старинных деревянных храмов Украины. Сейчас в процессе разработки находится более обширная за объемом книга, в которую будут включены фотографии храмов из предыдущей книги, и плюс еще добавятся новые шедевры украинского деревянного зодчества. «Православие в Украине» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/144574.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕСТВЕННИК певч. книга, предназначенная исключительно для записи песнопений демественного пения , фиксированных демественной нотацией . В бытовании Д. отчетливо прослеживается 2 этапа. 1-й охватывает XVII в. и характеризуется незначительным количеством рукописных памятников, включающих образцы многоголосной традиции пения. 2-й этап, начавшийся в кон. XVIII в. и продолжающийся до наст. времени, связан со старообрядческой культурой, где Д. представлен сотнями прекрасно оформленных рукописей, содержание к-рых составляют монодийные песнопения демественного распева. Термин «Д.» в качестве определения особого типа певч. книги впервые встречается в описи б-ки царя Феодора Алексеевича 1682 г. (см.: Протопопов). Основную часть этой б-ки составили певч. книги корпорации государевых певчих дьяков , датируемые кон. XVI - посл. четв. XVII в. В описи упомянуто 5 Д., 2 написаны Богданом Ивановым Златоустовским, служившим в хоре в 1614-1645 гг., один - Михаилом Осиповым, время службы которого приходится на 1617-1653 гг. Анализ указаний описи позволяет говорить об использовании в демественном распеве различных форм записи. Так, Михаил Осипов написал «Демественник во все строки» ( Протопопов. С. 130), что может означать только поголосное изложение партий демественного многоголосия, поскольку первые партитурные записи демественного 3- и 4-голосия стали появляться в рукописях в посл. четв. XVII в., а Михаил Осипов умер в 1653 г. Указания «низом да демеством», «демеством да низом, да путем» (Там же. С. 130) свидетельствуют об использовании 2- и 3-голосной партитурной записи. Исходя из материалов описи, можно утверждать, что уже в 1-й пол. XVII в. бытовала книга, тип которой был определен как Д., и к-рая не имела аналогов в др. видах многоголосия - в знаменном и в строчном пении . В описи содержание Д. не раскрывается, его можно восстановить по сохранившимся 2 рукописям, в названиях которых имеется термин «Д.».

http://pravenc.ru/text/171654.html

Так идея человекобожества достигает высшей точки своего развития. В начале был коллектив Горьковскую «Исповедь» дополняет его статья «Разрушение личности», опубликованная в 1909 году, в которой была изложена утопическая историософия Горького, сформировавшаяся под влиянием идей Богданова и Луначарского. Суть ее такова. На заре человеческой истории существовал первобытный коллектив («мы»), боровшийся за жизнь с природой. В страхе и удивлении перед стихиями он сотворил религию, которая была его поэзией. Этот первобытный коллектив был, по Горькому, творящим жизнь «богом», полным творческих сил и энергии, и – богостроителем. «Бог, о котором я говорю, был, когда люди единодушно творили его из вещества своей мысли, дабы осветить тьму бытия», – поучает рабочий Михаил в «Исповеди». «Бог есть комплекс тех выработанных племенем, нацией, человечеством идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм», – поясняет Горький в статье, отчасти вторя Луначарскому. В коллективе человек был неотъемлемой частью целого. Коллектив и человек взаимно обменивались опытом. Природа была первым объектом, с которым вступил в борьбу человеческий коллектив. Первые одержанные победы принесли народу гордость собой – и он сотворил первые героические эпосы. И вот над родом (коллективом) возвышается герой – «вместилище всей энергии племени, отражение всей духовной силы рода». Роды объединялись в племена, и Горький считал возможным, что, например, 12 подвигов Геракла знаменуют союз 12 родов. По мере роста народонаселения возникали новые коллективы племен, враждовавшие друг с другом. Кроме понятия «мы» появляется понятие «они», и отсюда, ради специализации борьбы с «ними», в коллективе возникает понятие «я». Появление личности стало началом дробления целостной энергии коллектива. По мысли Горького, коллектив питал личность и выдвинул ее над собой, чтобы осветить себе дальнейшие пути, но со временем талантливая и творческая личность захотела возвыситься над народом и властвовать, осознав себя как новую творческую силу – уже не коллективную. С этого момента началась драма индивидуализма – личности, оторванной от коллектива. В «Исповеди» Михаил говорит об этом так: «Началась эта дрянная и недостойная разума человеческого жизнь с того дня, как первая личность оторвалась от чудотворной силы народа, от массы, матери своей, и сжалась со страха перед одиночеством и бессилием своим в ничтожный и злой комок мелких желаний, комок, который наречен был “я”. Вот это самое “я” и есть злейший враг человека».

http://pravoslavie.ru/1265.html

Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

(...) Несмотря на приниженность и дезорганизацию Совета, последний совершил неслыханное ныне деяние, исключив его из числа студентов при переходе с 3-го на 4-й (последний) курс единственно за педагогические грехи (ибо о скандальных его подвигах с воспитанницами в приюте Синего Креста, одну из коих «он поял себе в жены», монахи не сочли нужным сообщать ни Совету, ни Правлению). Но Гапон в глаза всем смеялся, говоря, что «советские постановления для него ничего не значат». Так оно и вышло. Митрополит утвердил наше мнение об увольнении Гапона, а в тот же месяц дал предписание, что он принял его в Академию и приказывает произвести экзамены вне сроков... Княгиня Лобанова-Ростовская победила академический Совет в чисто академических делах (...) Диссертацию Гапон писал не «О социализме и христианстве» (как заявлялось в газетах), а просто «О церковных приходах», читал же ее «известный» и Вам о. Михаил [Семенов], который дал одобрительный отзыв, почему Совет не имел ни малейшего повода входить в особое обсуждение одного этого сочинения. А теперь о. Михаил открыто говорит, что последнее было списано почти буквально наполовину из его брошюр и наполовину у Папкова и др. ... От таких ли монахов ждать нам свободы и покоя, но где?., где лучшие? (...) По окончании академического курса Гапон был назначен на место по особым влияниям и благоволениям – без академических документов, которые были задержаны Академией за разные неисправности (кажется, за невозврат казенных книг и т. п.)» 1832 . В воспоминаниях Глубоковский указывал, что Гапон восстановлен личным распоряжением митрополита Антония (Вадковского) , сделанным «по особому принудительному давлению» на митрополита. Сам Глубоковский был убежден, что Гапон «нигде и никогда не играл активной роли, а пойманный на болезненном самолюбии, был лишь пешкой в руках великую православную Россию» 1833 . 17 января (в понедельник), на первой после рождественских каникул (и событий 9 января) лекции, ввиду распространившихся слухов о возможности забастовки, Глубоковский обратился к студентам с призывом «выждать», дабы прошли смятение и первые пламенные порывы, не менее опасные и вредные для личности и для дела «даже своей искренней стремительностью» 1834 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010