Так практиковалось всегда в истории Церкви с низложенными патриархами (и в Греческой, и в Русской Церкви). Лишение ТИХОНА возможности управлять базирующейся на нем контрреволюцией внесло бы мир в Церковь и предотвратило бы возможность целого ряда сейчас не исключённых, эксцессов государственного порядка против власти рабочих и крестьян. За председателя Священного Синода ВЕНИАМИН, Митрополит Ленинградский; СЕРАФИМ, Митрополит Московский; Митрополит АЛЕКСАНДР Введенский Члены Священного Синода Епископ Георгий […] Секретарь Св. Синода проф. В. Белолизов [Печать: Священный Синод Российской Православной Церкви] Журнал Московской Патриархии. 1993. 1 Письмо Святейшего Патриарха Тихона в редакцию газеты “Известия” с опровержением обвинения его в издании приказа о сокрытии церковных ценностей в Киево-Печерской лавре В связи с обнаружением в Киево-Печерской Лавре скрытых ценностей в «Известиях» от 6 января за 4 (2337) помещена заметка, нас компрометирующая. Автор заметки утверждает, что 1) ценности, вероятно, скрыты по нашему распоряжению, так как лавра подчинена непосредственно нам, что 2) кроме ценностей, найдена обширная контрреволюционная переписка, заключающаяся в донесениях монашеской агентуры, существовавшей при лавре; таковые агентурные сведения якобы отправлялись Нам для передачи за границу. В интересах истины считаю необходимым заявить о нижеследующем. Киево- Печерская лавра искони была оплотом Православия и одной из главных святынь Православной Русской Церкви. Она всегда находилась в непосредственном ведении Киевских митрополитов. В последние годы до своей ссылки управлял ею Наш Экзарх Украины митрополит Михаил [Ермаков). После него управляли лаврой замещавшие его архипастыри, и лишь после того, как все они были лишены фактической возможности управления, Мы в целях сохранения Лавры, как очага Православия, от покушений на неё со стороны «обновленцев», приняли [её] в своё непосредственное ведение. Но это имело место лишь в начале 1924 г., и потому, естественно, Нам не может приписываться распоряжение о сокрытии ценностей в Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 февраля 1926 г. [н. ст.] В глубокой скорби осведомились Мы из настоящего доклада. что в Православной Церкви начались разделения, могущие вызвать новый раскол, что Высокопреосвященный митрополит Сергий проживает не в Москве, а в Н. Новгороде, откуда не вправе выехать и где не дано ему строительство в церковном управлении и что Высокопреосвященнейший митрополит Михаил [Ермаков] совершенно отклонил от себя Наше поручение по исполнению обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, а Высокопреосвященный архиепископ Иосиф [Петровых] не может принять его, так как совсем не известен советской власти. Если с Нашей стороны для успокоения верующих и блага Церкви требуется особое распоряжение в изменение такового от 6 декабря 1925 г. [н. ст.], то в интересах мира и соединения церковного, признаем полезным временно, до выяснения Нашего дела, поручить исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя коллегии из 3-х архипастырей: Высокопреосвященного Николая [Добронравова] Владимирского, Высокопреосвященного Димитрия [Беликова], архиепископа Томского, Высоко- преосвященного Григория [Яцковского], архиепископа Екатеринбургского. При этом считаем долгом пояснить, что только эта коллегия является выразительницей Наших, как Патриаршего Местоблюстителя, полномочий по всем вопросам, кроме вопросов принципиальных и общецерковных, проведение в жизнь которых допустимо лишь с Нашего благословения. Означенная комиссия [«коллегия». – Сост.] по соглашению с властями пользуется правом пригласить для совместной работы потребное количество других архипастырей. (Со своей стороны предлагаю им архиепископов Сильвестра [Братановского] Вологодского и Серафима [Остроумова] Орловского и Преосвященных епископов: Николая [Могилевского] Тульского и Сергия [Зверева], управляющего Самарской епархией.) Преосвященным епископу Виссариону [Зорину], Тихону [Русинову] и Иннокентию [Бусыгину ] благословляем отправиться на свои епархии. Подписал: митрополит Пётр. С подлинным верно архиепископ Григорий Екатеринбургский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Боязнь потерять Христа побуждает христианина не бежать куда-то в сторону от законного священноначалия, а наоборот, крепче за него держаться и от него неустанно искать разъяснений по всем недоумениям, смущающим совесть. Вот почему каноны нашей Св. Церкви оправдывают разрыв со своим законным епископом или Патриархом только в одном случае: когда он уже осуждён Собором или когда начнёт проповедовать заведомую ересь, тоже уже осужденную Собором. Во всех же остальных случаях скорее спасётся тот, кто останется в союзе с законной церковной властью, ожидая разрешения своих недоумений на Соборе, чем тот, кто восхитив себе Соборный суд, объявит эту власть безблагодатной и порвёт общение с ней (правило 15-е Двукратного Собора и многие другие). Поэтому апостольски умоляем вас: не будем больше «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» ( Еф.4:14 ). Не пойдём за теми, кто по всякому мнимому поводу торопится раздирать хитон Христов, а, наоборот, будем «стараться сохранить единство Духа в союзе мира» ( Еф.4:3 ), помня о едином Теле Христовом, о Святой Его Церкви, Которой одной на земле дано совершать наше спасение ( Еф.4:12 ), через Богом учреждённое и Апостолами начатое священноначалие ( Еф.4:11 ), Господь же все устрояющий но благое да дарует Своей Церкви мир и ими же весть судьбами, да соберёт расточенное паки воедино. Благодать Его, милость и мир да пребудут со всеми вами. Аминь. Зам. Патриаршего Местоблюстителя Сергий, митрополит Нижегородский. Члены Временного Патриаршего Священного Синода: Патриарший Экзарх Михаил [Ермаков], митрополит Киевский, Галицкий и всея Украины. Серафим [Александров], митрополит Тверской. Сильвестр [Братановский], архиепископ Вологодский. Алексий [Симанский], архиепископ Хутынский. Анатолий [Грисюк], архиепископ Самарский. Севастиан [Вести], архиепископ Костромской. Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Об этом можно судить не только по ежегодным всеподданнейшим отчетам обер-прокурора Св. Синода, но и по судебным процессам. Главными распространителями скопчества и «мастерами» в настоящее время, должны быть названы: Николай Федоров, Байбаков и Иван Крупчатников (в Москве); Картавцев, (в Самаре); Михаил Умеренников (в Курске); Иван Уваров (в Туле); Иван Ермаков (в Херсонской губернии); Симеон Терехов (в Мелитополе, Таврической губернии); Панов, Ларион Бекетов и Ожерельев (в Саратове); Панов, Мотов, Дорожкин и Плынин (в Орле); Лисин, Плотицын, Шахов, Ряботягов, Яркин, Булганин, Баздырев (по всему югу России) и др. В последнее время, под влиянием движения, происходящего в Румынии, в России стало пропагандироваться в больших размерах, так называемое, духовное скопчество, или новоскопчество. О нем будет сказано ниже. Учение скопцов Как уже было упомянуто, скопчество выделилось из хлыстовства только из-за двух пунктов своего вероучения: 1. Оно учит о необходимости оскопления человека, ради умерщвления плоти и 2. отрицает многократные перевоплощения Христа с верой, что, согласно Своему обетованию о втором пришествии на землю, Христос явился в лице основателя скопчества, именно, Селиванова, или батюшки государя императора Петра III Феодоровича. Все остальные пункты хлыстовского вероучения и нравоучения, скопчество удержало без всяких изменений. Поэтому и здесь будет речь только о двух указанных пунктах лжеучения, составляющих собственность скопчества. Признавая, что оскопление есть единственное радикальное средство для умерщвления половых похотей, составляющих, будто бы, источник всех других греховных вожделений, скопцы стараются подкрепить свое лжеучение ссылкой на Божественное Откровение ветхого и нового заветов. Уже Адам и Ева – учат скопцы, – были сотворены Богом без половых органов, которые появились у людей лишь после того, как диавол соблазнил Еву вкусить запрещенного плода, а Ева соблазнила Адама; из рая они были изгнаны, будто бы, за то, что удовлетворили свои половые влечения, внушенные им диаволом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В этой исключительно сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность обновленцы, григорьевцы и украинские самосвяты. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но 30 марта 1927 г. был освобожден митрополит Сергий. 7 апреля архиепископ Серафим передал ему бразды церковного правления. Выйдя из заключения, митрополит Сергий получил наконец возможность жить в Москве. 7 мая митрополит Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. Из рассказов близкого к нему митрополита Сергия (Воскресенского) известно, что в тюрьме от митрополита Сергия требовали сделать заявление в поддержку советской власти, осуждения контрреволюционных выступлений внутри страны и за рубежом, церковных прещений эмигрантскому духовенству, устранения неугодных властям епископов от управления епархиями. Настаивали на том, чтобы выбор кандидатов на архиерейские кафедры согласовывался с НКВД, арестованные архиереи увольнялись или даже запрещались в священнослужении церковной властью и прекращалось их поминовение за богослужением, гражданская же власть должна была обязательно поминаться на литургии. В ответ митрополит Сергий просил о легализации высшего и епархиального церковного управления, о разрешении на созыв Поместного Собора и выборы патриарха, об освобождении заключенных и сосланных священнослужителей, о разрешении на восстановление духовных школ и издание церковного журнала. 18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. В него вошли митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумской Константин (Дьяков) (впоследствии митрополит и экзарх Украины). Позже членами Синода стали также митрополит Михаил (Ермаков), экзарх Украины, митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов), архиепископ Самарский священномученик Анатолий (Грисюк) , архиепископ Вятский Павел (Борисовский), епископ Серпуховский Сергий (Гришин).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Правительство пыталось утвердить в сознании населения законность обновленческой церкви. Константин Криптон, свидетель той эпохи, вспоминал, что коммунисты везде объявляли, что обновленцы - представители единственно законной церкви в СССР , а остатки «тихоновщины» будут разгромлены. Власть усматривала в нежеланиипризнавать обновленчество новый вид преступления, что каралось лагерями,ссылками и даже Евгений Тучков Лидер обновленческого движения протоиерей Александр Введенский выпустил секретный циркуляр, обращенный к епархиальным архиереям, в котором рекомендовалось в случае необходимости обращаться к органам власти для принятия административных мер против староцерковников. Этот циркуляр приводился в исполнение: «Боже, как они меня мучают, - говорил о чекистах митрополит Киевский Михаил (Ермаков), - вымогают от меня признания " Живой Церкви " , угрожали в противном случае Уже в конце мая 1922 года ГПУ запрашивает у ЦК РКП(б) деньги для проведения антитихоновской кампании: «Ограничение работающих с нами церковников в средствах на издание печатных органов, пропаганду, передвижение по республике и др. работы, требующие немедленного выполнения, было бы равносильно атрофированию этой деятельности, не говоря о содержании целого штата приезжающих церковников, которое при ограниченности средств ложится тяжким бременем на Полит. Е. А. Тучков, начальник секретного VI отделения ГПУ, постоянно информировал ЦК о состоянии агентурной работы Высшего Церковного Управления (ВЦУ). Он посещал различные регионы страны для контроля и координирования «церковной работы» в местных отделениях ГПУ. Так, в докладе от 26 января 1923 г. по результатам проверки работы секретных отделений ГПУ он сообщал: «В Вологде, Ярославле и Иваново-Вознесенске работа по церковникам идет сносно. В этих губерниях не осталось ни одного правящего епархиального и даже викарных архиереев тихоновского толка, таким образом, с этой стороны обновленцам дорога очищена; но миряне всюду реагируют отрицательно и в большинстве церковно-приходские советы сохранились в прежних

http://ruskline.ru/opp/2017/avgust/15/ob...

Это — история. Я привел эти примеры, чтобы показать трагедию русского человека, втянутого силой обстоятельств в борьбу со своими соотечественниками. Партия коммунистов возглавляла Отечественную войну советского народа против фашизма, и она же рушила святые храмы, воспитывавшие в людях патриотизм, верность Отечеству. Есть легенда о том, что в блокадном Ленинграде, да и на других фронтах возили икону Казанской Божьей Матери; что в Ленинграде совершались Крестные ходы с иконой в сторону Пулкова, где в августе — сентябре 1941 года шли особенно тяжелые бои. Но эта легенда не находит своего подтверждения. Из духовенства в осажденном городе осталось считанное количество священнослужителей: митрополит Алексий (Симанский), отец Павел Тарасов, отец Михаил Славницкий, отец Владимир Румянцев, отец Филофей Полозков — вот и все духовенство. И они были измождены голодом и вряд ли могли поднять икону. И кто бы позволил? Шли обстрелы, был введен комендантский час… Даже в 1942 году в Пасху запретили совершить Крестный ход в действующем Никольском соборе — это задокументировано. Думаю, что один из авторов этой легенды Василий Швец просто не знал обстановки, когда писал об этом. То же можно сказать и о Сталинграде. Какие там могли быть Крестные ходы, если почти весь город был в руках немцев? А нашей оставалась лишь узкая полоска у Волги! И эта полоска простреливалась и с земли, и с воздуха. Провести Крестный ход было практически невозможно. Другое дело, что война вынудила советское правительство изменить отношение к Церкви — о причинах я уже писал выше. И то более на словах, с пропагандистской целью. А после войны было запрещено крестить, ходить по требам, произносить проповеди, а в 1948 году прошла новая волна ссылок священнослужителей в лагеря. Но человек так устроен, что хочет верить в лучшее: и в Крестные ходы в войну, и в то, что Сталин в роковые дни перед московской битвой молился в Успенском соборе Кремля о победе… Нет, это было не в его демоническом характере и слишком много он нанес вреда православной церкви, чтобы молиться Святым Угодникам. Странно, но попытки реабилитировать Сталина предпринимаются с разных, порой даже диаметрально противоположных сторон. А то был истинно демон, у которого руки по локоть в крови. И истреблял он не только Духовенство, но и выдающихся ученых, писателей — все это известно.

http://pravmir.ru/protoierej-vasilij-erm...

Позднейшим церковным же алфавитом: «Св. Иоанн Златоуст , будь ходатаем мне многогрешному митрополиту Якову, аминь». Монастырь Палавра должен быть один из тех монастырей св. Земли, в которых подвизались и работали грузинские иноки; о местонахождение его мы сведения не имеем; но въ записи одного из Сванетских евангелий некто иерей Палаврский Михаил, из Мцхета, поступивший в монастыр на Голгофе, обращается в 1046 г. «к святому иерею Стефану» с просьбою о молитве за себя (Сванетия в Зап. Кавк. отд. географ. общ., кн. VI, стр. 93–96). Название Палавра, кажется, было перенесено в самую Грузию, ибо, по указанию весьма интересного акта или Гуджара XI в., внесенного всецело в Грузинские летописи и дошедшего до нас, грузинский католикос Мелкиседек при Баграте IV приобретает для Мцхетской кафедры, между прочими недвижимостями, «монастырь Палавру в Карталинии» (H. de la G., I, 315). Монастырь Дертави расположен был въ Чорохском бассейне и хотя в памятниках грузинской письменности, за исключением записи нашего манускрипта, мы пока сведений об нем не находим, но с ним ознакомил нас г. Ермаков, снявши его несколько лет тому назад. Местность, в которой лежит монастырь по его сообщению, до сих пор носить название Дертави и, конечно, древняя церковь его, как видно, весьма почтенных размеров и своим стилем подходящая к древнему стилю Урбниси, и должна быть женский монастырь нашей записи. Об Якове, бывшем, при Гуриели Мамии III (†1717 г.), митрополитом Шемокмеди, признаваемом автором трактатов: «Опровержение мусульманского исповедания» и «О семи таинствах», и умершем в Иерусалиме см. Археологическое путешествие по Гурии и Адчарии, стр. 156. Собственноручная приписка его в книге «Толкований Иоанна Златоуста на евангелие Иоанна» в монастыре Креста указывается г. Цагарели в его Памятниках грузинской старины в св. Земли и на Синае (стр. 187–188). 11 . Синаксарь. Пергаментный в малую четвертушку. «Он заключает в себе, сказано в заголовке, сборник правил и распорядков, установленных святыми иерархами, и изложение в оном церковных, на весь год, псалмопений и других песнопений, чтений священных книг, празднований и поминаний святых, с молитвословиями в честь их, и вседневных, вкратце изложенных, жизнеописаний и мученических подвигов святых»; в конце же помещен исторический перечень патриархов: римских, иерусалимских, александрийских, антиохийских и константинопольских, как и царей: еврейских, сирийских, македонских и константинопольских (византийских) из христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

22 сентября, накануне праздника Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня благодетель нашей епархии Константин Вениаминович Голощапов привез нам из Афона св.мощи Георгия Победоносца и частицу Животворящего Креста Господня, которые все время находились в Новодевичьем монастыре., Господь сподобил меня в канун праздника Воздвижения прикоснуться к Его Честному Древу, на котором Он был распят, и благословить, как некогда Патриарх Иерусалимский Макарий, наш город Святого Петра и его жителей. Я пережил непередаваемые чувства, держа в руках сам Крест Христов - упование всех христиан! Следующим по важности событием в жизни нашей епархии в этом году был визит в августе в Санкт-Петербург Предстоятеля нашей Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Святейший Патриарх Алексий посетил нашу епархию после освящения верхнего храма во имя Преображения Господня в Валаамском монастыре, где мы с Владыкой ректором также принимали участие. После Валаама Святейший Патриарх на вертолете прибыл в Иоанновский женский ставропигиальный монастырь, где совершил Божественную литургию. По пути в аэропорт Святейший Патриарх Алексий и сопровождающие его лица по моей просьбе посетили Александро-Невскую Лавру. Я показал Святейшему Патриарху, как у нас с помощью губернатора В.И.Матвиенко ведутся ремонтно-восстановительные работы фасада Лавры. Святейший Патриарх Алексий остался очень доволен нашей работой, и благодарил всех, кто принимает в этом активное участие. Важнейшим событием в жизни нашего государства в этом году было празднование 60-летия победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Нам отрадно отметить, что Русская Православная Церковь не осталась забытой в праздновании этого великого юбилея. Среди клириков, прошедших войну и отмеченных наградами и подарками Святейшего Патриарха Алексия, есть также и наши священники. Это протоиерей Аркадий Васильевич Иванов - профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии, протоиерей Михаил Владимирович Сечейко , настоятель Спасо-Парголовского храма в Шувалово, протоиерей Василий Тимофеевич Ермаков - настоятель храма прп.Серафима Саровского, протоиерей Василий Иванович Стойков, настоятель храма св.Иоанна Милостивого в г.Отрадное Кировского района, протоиерей Иоанн Егорович Миронов - настоятель храма в честь иконы Божией Матери " Неупиваемая Чаша " при заводе АТИ, протоиерей Василий Емельянович Бутыло. Мы поздравляем наших ветеранов и желаем им долгих лет жизни и многолетнего служения Матери Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=188...

«Тогда немедленно, – продолжает М. Е. Губонин, – кажется, в тот же самый день, – посол был направлен в Нижний Новгород, к митрополиту Сергию, который без каких-либо оговорок принял злополучный пакет и немедленно убрал его “до времени”. Каким образом было доставлено завещательное распоряжение в Ростов Ярославский третьему кандидату, архиепископу Иосифу (Петровых), – сведений у нас не имеется» 28 . Период «до времени» продлился совсем недолго и уже 14 декабря того же 1925 года митрополит Сергий объявил о своем вступлении в исполнение местоблюстительских обязанностей. Сделал он это письмом временно управляющему Московской епархией (без указания имени): «Прошу Вас уведомить находящихся в Москве (а по возможности и вне Москвы) православных архиереев, что я не считаю себя вправе уклониться от возложенного на меня (распоряжением Патриаршего Местоблюстителя) от 6 сего декабря временного поручения исполнять при создавшихся обстоятельствах обязанности Местоблюстителя. О времени моего прибытия в Москву, если встретится к тому необходимость и возможность, я постараюсь известить особо, до тех же пор дела по должности Местоблюстителя пусть направляются ко мне в Н[ижний] Новгород» 29 . Так, впервые в истории Русской Православной Церкви, во главе ее встал Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, то есть заместитель заместителя Патриарха. Антицерковная политика государства, однако, привела к тому, что менее чем через год замещать митрополита Петра уже должен был другой иерарх. В ноябре 1926 года митрополит Сергий был арестован. Новое завещание он составить не успел или не счел нужным. В результате вновь было применено завещательное распоряжение митрополита Петра от 6 декабря 1925 года. Согласно ему, в исполнение местоблюстительских обязанностей, в отсутствии митрополита Сергия, должен был вступить Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), но он отказался от этого еще в 1925 году, а, кроме того, с лета 1926 года вновь находился в ссылке (на этот раз на Кавказе). Оставался третий кандидат – Высокопреосвященный Иосиф (Петровых), ставший к тому времени митрополитом Ленинградским.

http://bogoslov.ru/article/395859

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010