15/I Серафимовский праздник. Литургия одна в 9 ч. утра. Служил о. Ал-др Державин. Причастников 25. Заболел Михаил Сергеевич . Михаил Сергеевич Ермаков (1909–1973) — завхоз в Знаменском храме. Погребён на Пятницком кладбище в одной ограде с отцом Клеоником и его матушкой. 16/I Святого пророка Малахии среда. Свободный день. Мария Владимировна больна с пятницы 11/I (грипп и ангина). 17/I Четверг. Собор 70 апостолов. Вечером богослужение. Вечерня и утреня. 18/I Крещенский сочельник. Пятница. Часы в 8 ч. утра. Литургия и освящение воды великое. Нужно оставаться одному свя­щен­нику для дополнительного освящения воды. Вечером всенощное бдение. 19/I Святое Крещение Суббота. 2 литургии. 2 освящения воды. После ранней шум был. 20/I Иоанна Крестителя. 2 литургии. Воскресенье. Вечером моя беседа. 21/I Будничная служба. Я заболел гриппом. Запрещено врачом выходить до следующего понедельника. 22/I и 23/I Будничные службы. 24/I тоже вечером служба. 25/I Пятница святой мученицы Татьяны. 2 литургии. 210 причастниц. В прошлом году было 160 причастниц. 26/I Суббота по Просвещении в этом году после недели по Просвещении 2 , которая была 20/I в день Иоанна Крестителя. 27/I Воскресенье 2 литургии. 160 причастников. Позднюю служил о. Ал-др Ветелев. Я не служил, болен. Не служил и о. Ал-др Державин (нарыв на пальце). Мария Владимировна больна уже почти месяц с 8/I. Вечером в воскресенье проповедовал о. Алексий. 28/I, 29/I Понедельник и вторник службы будничные. Во вторник служил о. Ал-др Державин. 30/I Антония Великого. Среда. Служба полиелейная. 29/I было совещание в Новодевичьем о приезжающих на фестиваль. 31/I Святых Афанасия и Кирилла архиепископов Александрийских. Причастников 15, служил о. Алексий. На пожертво­ванные талоны приобрели 2 машины угля и 6 кубометров дров. Февраль 1/II Пятница. Служил о. Ал-др преподобного Макария Вели­ко­го Египетского. 2/II Преподобного Евфимия великая суббота. Служит о. Ал-др Ветелев. Служба полиелейная. Служит о. Алексий. 3/II Воскресенье. 2 литургии. Вечером акафист и беседа моя. На беседе был Иван Михайлович.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В февр. 1921 г. в Киеве был образован Собор (также именовался как синод) епископов Украины, в состав к-рого вошел и Н. Собор епископов принял ряд резолюций по поводу «отпадших от единства со Святейшим патриархом Тихоном». Опираясь на эти постановления, 25 марта 1921 г. Н. подписал указ о лишении Липковского священнического сана. 14 июля того же года Н. подписал обращение Собора епископов Украины с призывом не признавать решений автокефалистского «Украинского церковного собора Киевщины». Н. управлял епархией до прибытия в авг. 1921 г. в Киев патриаршего экзарха митр. Михаила (Ермакова) . В сент. Н. был направлен к поддерживавшему связи с УАПЦ Полтавскому архиеп. Парфению (Левицкому) с патриаршим посланием, в к-ром архиерея призывали отмежеваться от автокефалистов. После этого архиеп. Парфений прекратил отношения с раскольниками и отказался участвовать в «епископской хиротонии» их лидера (в результате автокефалисты были вынуждены прибегнуть к антиканоническому самосвятскому «соборно-мирянскому рукоположению» Липковского в «архиепископа-митрополита Киевского и всея Украины»). В нач. окт. 1921 г. Н. был перемещен на новоучрежденную Радомысльскую викарную кафедру Киевской епархии. Н. не признал обновленчества и в кон. 1922 или нач. 1923 г. был уволен на покой постановлением обновленческого Высшего церковного управления . 25 янв. 1923 г. обновленцы назначили на Радомысльскую кафедру прот. Александра Раевского. Н. не согласился с увольнением и не признал прибывшего на Киевскую кафедру обновленческого «митрополита» Тихона (Василевского) . Митр. Михаил (Ермаков) в тайном завещательном распоряжении от 22 янв. 1923 г. о передаче управления Киевской епархией на случай своего устранения от должности указал Н. 6-м в списке преемников среди киевских викариев. 5 февр. митр. Михаил был арестован, а в ночь на 23 марта органами ГПУ был задержан и Н. (по др. данным, он был арестован в ночь на 4 апр. 1923 одновременно с епископами Димитрием (Вербицким ; впосл. архиепископ), Василием (Богдашевским), архим.

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Отец Василий Ермаков получает награду. Воины знали, что батюшке дарить. Прапорщик Валерий Кустиков, друг Прокопова, сапёрную лопатку вручил. Он откапывал ею наших погибших на местах боёв Великой Отечественной. Лопатку и лжицу – ложечку, которой причащают. В окопе её нашёл. Валерий все отпуска проводил таким образом – искал таких же, как он сам, солдат. Роту поднял, не меньше. Однажды привезли батюшке фотографии из Парфинского, или, как его ещё называют, Демянского котла, где три полка наших бились с тремя дивизиями врага, в том числе с эсэсовской. Копать там можно только зимой – болота. На фотографии было снято освящение крестов на этом месте. Один – воину Евгению Родионову, остальные – десантникам. Священник освящавший в рукавицах – мороз стоял лютый. А ещё камера увидела то, чего не видел глаз. Волны света от крестов и белые точки, словно души погибших. – Вы не думайте, – сказал отец Василий, – что до них далеко. Они рядом стоят. И промежуток между нами и нашими предками очень маленький. И как стыдно будет, когда встретимся и услышим: «Мы погибли за вас. А вы...» Нередко офицеры подходили к отцу Василию и с тем, чтобы он благословил их уйти в отставку. – Я, что ли, за вас служить буду? – отвечал батюшка. – У меня те, кто любит нашу родину. Не нравлюсь – ищи другой храм, где тебя слушать будут, такого умного и хитрого. А хочешь со мной остаться – служи, пока не выгонят. Но пришла пора, и попросили из армии Михаила Фёдоровича. «Сорок пять лет – предельный возраст», – сказали ему. Батюшка благословил смириться, но, видать, помолился, чтобы Михаил-воин продолжил долг исполнять. Так оказался Прокопов на должности учителя начальной военной подготовки в профтехучилище. За восемь лет из его учеников не было ни одного отказника. Кого в десант взяли, кого в морскую пехоту, кого в танкисты. Умел Михаил Фёдорович на вопрос ответить, кого парню защищать. Не Ельцина, не Путина. «Ты видишь меня? – спрашивал он. – А мать у тебя есть? А любимая девушка? Вот нас и защищай. Ту землю, на которой стоишь. Было время, когда я этим делом занимался, теперь ваша очередь».

http://pravoslavie.ru/65878.html

Возведения в сан протодиакона удостоены: Диакон Михаил Гречишкин - клирик Богоявленского Кафедрального Собора, Диакон Георгий Постников - клирик храма св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех; Права ношения палицы удостоены: Протоиерей Феодор Бородин - настоятель храма св. бесср. Космы и Дамиана на Маросейке, Игумен Алексий (Вылажанин) - настоятель храмов Троицы Живоначальной и Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Новоблагословенной, у Салтыкова моста, Игумен Иоанн (Ермаков) - настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи Патриаршего подворья в Сокольниках, Протоиерей Александр Коробейник - клирик храмов блгг. кнн. Бориса и Глеба в Дегунино и Покрова Пресвятой Богородицы при Академии гражданской защиты МЧС России, Протоиерей Сергий Крюков - настоятель храма Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах, Протоиерей Алексий Новиков - настоятель храма сщмч. Власия (Спаса Преображения) в Старой Конюшенной слободе, Игумен Мксим (Рыжов) - настоятель храма Троицы Живоначальной (прп. Сергия Радонежского) в Конькове, Протоиерей Николай Симонов - настоятель храма Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище, Протоиерей Георгий Чвилев - клирик храма Пророка Божия Илии (Воздвижения Креста Господня) в Черкизове; Права ношения набедренника удостоены: Священник Алексий Авдюшко - клирик храма Всех Святых во Всехсвятском Патриаршего подворья на Соколе, Священник Андрей Алексеев - клирик храма св. мц. Параскевы Пятницы в Качалове, что в Бутово, Священник Николай Васильев - клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, Священник Максим Глухих - клирик храма Рождества Христова Патриаршего подворья в Черневе, Священник Михаил Григорьев - клирик строящегося храма св. прав. Иоанна Русского в Кунцеве, Священник Владимир Джурасс - клирик храма свт. Николая Мирликийского Патриаршего подворья в Подкопаях, Священник Александр Добродеев - клирик храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, священник Владимир Духович - клирик храма прп. Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) Патриаршего подворья в Рогожской слободе,

http://pravoslavie.ru/21476.html

  ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ АЛИСА ИЗ СТРАНЫ ЧУДЕС (Россия, Москва, 2020) Автор сценария, режиссёр и оператор: Елена Демидова Производство : ООО Студия «Пассажир» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ БЛАГОДАТЬ (Россия, Ярославль, 2019) Автор сценария и режиссёр: Елена Лобачёва-Дворецкая Оператор: Артурас Лобачёв-Дворецкий Производство: ООО Православное информационное агентство «Русская летопись» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ   ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ КОЛЕЯ (Россия, Иркутск, 2020) Режиссёр: Мария Филатова Ведущий: Александр Мальм Операторы: Роман Рютин, Роман Васехин Производство: ООО «Телерадиокомпания «Иркутский Кремль»» при поддержке Губернского собрания общественности Иркутской области Грамота Синодального отдела по тюремному служению (Председатель - Иринарх, епископ Красногорский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси )   ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПРОГРАММА ДОРОГА К ХРАМУ. [МУЖСКОЙ ПРИЮТ] (Россия, Республика Башкортостан, Уфа, 2020) Автор: Ирина Минигалеева Режиссёр: Ирина Минигалеева Операторы: Виталий Ермаков, Александр Лысенко Производство: ГУП ТРК «Башкортостан» РБ   ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ( Россия, Липецк, 2019) Автор сценария, режиссёр и оператор: Евгения Хридина Производство: Евгения Хридина   ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ МИХАИЛ ЗОРИН ( Россия, Санкт-Петербург, 2020) Режиссёр: Пётр Корягин Автор сценария: Александр Эжбер Оператор: Михаил Якунин Производство: ИП Фатеев Аркадий Валерьевич при поддержке НО Международный благотворительный фонд «Константиновский»   ДИПЛОМ. ОСОБОЕ УПОМИНАНИЕ ЖЮРИ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ СЕРДЦЕ ОСТАНЕТСЯ ЗДЕСЬ НАВСЕГДА ( Россия, Хабаровск, 2019) Автор сценария и режиссёр: Анна Самойлова Оператор: Альберт Самойлов Производство: ООО «Дальневосточная киностудия» при финансовой поддержке Министерства культуры РФ

http://fest.radonezh.ru/2020/11/29/proto...

Ветераны, помните этот день — день Победы и Пасхи! Это был день Победы жизни над смертью. Пасхальный канон возвещает нам: «Смертью смерть поправ». Пора понять, что мы победили не [одними только] нашими сыновьями и дочерьми, павшими на полях войны, но силой духа русского народа. Русские люди XXI века! Подумайте о нас, ветеранах,.. какие мы есть, и не повторяйте наших ошибок. Не отходите от Бога. Если русский человек не ходит в храм, он перестает быть русским. Это главный завет Вам от меня, священника, прослужившего у Престола Божьего 52 года» (Протоиерей Василий Ермаков. Поздравление ветеранам войны//«Церковный вестник» (газ.). М. 8 (309). Апрель—май 2005 г. С. 6). Уже вскоре после завершения войны Сталин опять стал постепенно сворачивать деятельность Церкви (особенно внутреннюю). Вновь начал он отправлять священство в лагеря — хотя, конечно же, уже не в таких количествах, как ранее. Начали, не слишком торопясь, но вполне сознательно и направленно, вновь закрывать духовные учебные заведения и, главное, монастыри и храмы. Так, «согласно докладу, представленному Сталину Советом по делам Русской Православной Церкви, к 1 октября 1949 года «изъято 1150 молитвенных зданий» (на бывшей оккупированной немцами территории)» (Цит. по: Шафаревич И. Русский народ на переломе тысячелетий… М., 2000. С. 156). А в докладной министра МГБ Абакумова Сталину (1948 г.) приведены, например, такие данные о числе арестованных верующих: «В результате работы органов МГБ по выявлению и аресту антисоветского элемента среди церковников и сектантов за время с 1 января 1947 года по 1 июня 1948 года по Советскому Союзу за активную подрывную деятельность арестовано 1968 человек, из них православных церковников — 679 человек» (Там же). Прискорбную лагерную статистику этого времени приводит и протоиерей Михаил Ходанов. Отмечая вновь начатую Сталиным вскоре же после окончания войны «политику удушения Церкви», о. Михаил пишет в одной из статей: «В 1949 году по сводному отчету ГУЛАГа в советских лагерях каторжного режима сидели 3523 священнослужителя… К слову сказать, те священники, которые не подписали известную Декларацию митрополита Сергия, Сталиным из лагерей вообще не выпускались. Оставшиеся в живых неподписанты вышли на свободу только после 1953 года» (Карташев А. Православие и Россия//Православие в жизни. Сборник статей… С. 215—216).

http://bogoslov.ru/article/448272

Архиепископ Серафим признает послание митрополита Сергия к архиепископу Григорию вызывающим восхищение в силу основательного понимания и психологически тонкого истолкования резолюции Патриаршего Местоблюстителя Петра от 19 января (1 февраля) 1926 года на докладе членов ВВЦС. [Там же, с. 449]Конец 1925 г. в архипастырстве Серафима был особо значим. Промыслом Божием он был поставлен во главе нашей Церкви. Произошло это в сложнейший и напряженный период борьбы за сохранение преемственности руководства высшей церковной властью. Патриарший Местоблюститель митрополит Петр 23 ноября (6 декабря) 1925 г. за четыре дня до своего ареста сделал завещательное распоряжение: в случае невозможности ему осуществлять первосвятительскую деятельность в исполнение должности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя должен вступить один из трех иерархов: митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский), митрополит Киевский Михаил (Ермаков), архиепископ Ростовский (будущий митрополит) Иосиф (Петровых). Высокопреосвященнейший Михаил " совершенно отклонил от себя Наше поручение " . [Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Петра (Полянского) от 1 февраля 1926 г., - " Акты Святейшего Тихона ... " , с. 436] В день ареста митрополита Петра 27 ноября (10 декабря) 1925 г. митрополит Сергий был на свободе и как первый кандидат принял на себя управление церковными делами. 25 ноября (8 декабря) 1926 г. он был арестован. В исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вступил митрополит Иосиф (Петровых), и в тот же день подписал Завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или архиепископу Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей.Волей Божией Владыка Серафим стал заместителем Патриаршего Местоблюстителя, о чем он известил чад Церкви в " Послании " от 16 (29) декабря 1926 г.

http://pravicon.com/info-3348

Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий Пётр. Москва, 22 ноября (5 декабря) 1925 г. Польский M., протопресвитер. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1957. Т. 2 Завещательное распоряжение Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] о передаче высшей церковной власти в Православной Русской Церкви, в случае невозможности Ему дальнейшего возглавления Церкви 167 В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам отправлять Мне обязанности Патриаршего Местоблюстителя временно поручаю исполнение таковых обязанностей Высокопреосвященнейшему Сергию [Страгородскому], митрополиту Нижегородскому. Если же сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то во временное исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя вступит Высокопреосвященнейший Михаил [Ермаков], Экзарх Украины или Высокопреосвященнейший Иосиф [Петровых], архиепископ Ростовский, если митрополит Михаил лишён будет возможности выполнить это моё распоряжение. Возношение за богослужением Моего имени, как Патриаршего Местоблюстителя, остаётся обязательным. Временное управление Московской епархией поручаю Совету Преосвященных московских викариев, а именно: под председательством епископа Дмитровского Серафима [Звездинского], епископу Серпуховскому Алексию [Готовцеву], епископу Клинскому Гавриилу [Красновскому] и епископу Бронницкому Иоанну [Василевскому]. 23 ноября (6 декабря) 1925 г. г. Москва. Патриарший Местоблюститель, митрополит Крутицкий, смиренный Пётр. 1. Журнал Московской Патриархии. 1931. 2. Архив составителя 3. Второе письмо митрополита Сергия [Страгородского] к митрополиту Кириллу [Смирнову] (1929) 4. Послание к пастве Тихона [Шарапова], епископа Гомельского от 13(26). 10.1926. Чимбай, Средняя Азия 5. Люперсольский H., протоиерей. Митрополит Сергий – законный, каноничный Заместитель Патриаршего Местоблюстителя. Вятка, 1928 6. Жизнеописание Тихона, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Рукопись Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] на имя управляющего Московской епархией, с уведомлением о вступлении его (митрополита) в исполнение обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Врачеватели тела и духа Протоиерей Михаил Мокрополов уверен, что возможность личной беседы со священником, открытость и готовность клириков храма к общению — важнейшее из достоинств Андреевского прихода. Беседовать с «андреевскими» священниками действительно интересно, им хочется доверять. «Все клирики храма, кроме меня, со светским образованием, причем у всех один профиль — медицинский,— поясняет отец Михаил.— Это очень много дает нашим священникам: они тонко чувствуют человека, умеют слушать, видят, когда ему плохо». Действительно, у каждого из священников свой уникальный опыт столкновения с человеческим горем и свой опыт постижения неразрывности телесного и духовного. Практикующим медиком является протоиерей Артемий Темиров — главный врач и духовник епархиальной больницы святой Ксении Петербургской. «Удивительно, отец Артемий настолько старательно служит у нас на приходе, что мы подчас забываем, что у него, помимо нас, такая колоссальная нагрузка»,— рассказывает настоятель. А старейший священник собора протоиерей Константин Гультяев долгие годы был педиатром-пульмонологом, а затем — врачом скорой помощи. «По благословению отца Василия Ермакова (протоиерей Василий Ермаков (1927–2007) — известный петербургский священник и духовник, долгие годы был настоятелем храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.— Прим. ред.) он пришел к нам в собор и устроил-ся работать на самое скромное место — смотрителем,— рассказывает настоятель.— И очень долго никто не знал, что он заслуженный врач, известный человек. Такое смирение проявил». В настоящее время отец Константин является сопредседателем Общества инвалидов Петроградского района, под его руководством готовится строительство уникального храма блаженной Ксении Петербургской со специальными приспособлениями для людей с ограниченными возможностями. У другого священника, иерея Андрея Битюкова, за плечами учеба в медицинском училище, работа в хосписе и служба в скорой помощи. Сегодня отец Анд-рей также активно помогает больным детям и их родителям: он является настоятелем храма святой мученицы Раисы при Институте детской гематологии и духовно окормляет самое тяжелое отделение — детской онкологии.

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

Из Лондона приехал Михаил Слезкин. По его словам, митр. Германос и Константинополь осведомлены уже о кончине Митрополита и ждут сообщения с просьбой об экзархате. Непонятным становится тогда отсутствие сочувственной телеграммы от Вселенского патриарха. Во вторник будет епархиальный совет, и ему, по-видимому, придется решать вопрос о подчинении Константинополю. Архиеп. Фотий получил во Франции долгосрочную визу. Понедельник 30 июля/12 августа 1946. Похороны митрополита Евлогия В 8 утра был на Дарю для подготовки литургии и чина отпевания. Московские архиереи запоздали на 10 минут, и митрополит Серафим ждал их с архиеп. Владимиром и еп. Никоном в правом флигеле. Встретили всех пятерых владык по нашему кафедральному чину. Облачали посреди храма митр. Григория. Он почему-то по выходе из автомобиля надел перчатки и только в самом храме их снял. Помощников набралось много, но все больше неопытных. Несмотря на это, служба прошла гладко. За старшего диакона был протодиакон митр. Серафима. [...] Служило 5 архиереев (еп. Иоанн приехал с опозданием и вышел только на отпевание), 8 священников (заранее назначенных архиепископом Владимиром) и 3 диакона. Иподиаконствовали Сергей Третьяков и Михаил Слезкин; кроме того, было свыше 20 иподиаконов и прислужников. [...] Духовенство, не участвовавшее в литургии, стало за колоннами налево. [...] Всего было до 40 священников. Служба немного затянулась, и депутации начали прибывать до конца литургии. Первыми прибыли армяне (священник и мирянин), потом – пастор Бёгнер со своим братом. Бёгнер представлял не только французское протестантство, но и Всемирный экуменический совет. Поставил его на правом клиросе с настоятелем англиканской церкви (на рю Огюст Вакери), представлявшем архиеп. Кентерберийского и англиканство. Во дворе до 11 часов – совсем пусто, да и в храме – свободно. Вообще, народа значительно меньше, чем на погребении о. Георгия Спасского и о. Иакова Смирнова. Даже в 12 часов можно было свободно войти в боковые двери, а вся середина храма была занята катафалком, огромным архиерейским местом и решетками, за которыми стояло духовенство. Во дворе распоряжался и помогал встречать почетных лиц (которых, кроме нескольких советских, приехавших очень поздно, около часа дня, не оказалось) ген. М.П. Ермаков. Я вызвал полицию для порядка на улице, но все прошло без ее вмешательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010