Ювеналий Половцев 1898–1904. Никандр Молчалов 1904–1910, Агафангел Преображенский 1910. Ковенкое викариатство, учр. в 1843 г. Епископы (в Ковне): Платон Городецвкий 1843–1848. Евсевий Ильинский 1849–1851. Филарет Малышевский 1851–1860. Александр Добрынин 1860–1868. Иосиф Дроздов 1868–1874. Евгений Шерешило 1875–1877. Владимир Никольский 1877–1881. Донат Бабинский-Соколов 1881–1882. Сергий Спасский 1882–1885. Смарагд Троицкий 1885–1886. Антонин Державин 1886–1889. Кирилл Орлов 1889–1890. Григорий Полетаев 1891–1892. Христофор Смирнов 1892–1897. Михаил Темнорусов 1897–1899. Михаил Ермаков 1899–1903. Сергий Петров 1903–1907. Владимир Садзагелов 1907–1908. Владимир Филантропов 1908 – 1911. Елевферий Богоявленский 1911. Минская, учр. в 1793 г. 30 Кафедра в Минске (с 1795 г.) Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796. Еп. до 1795. Иов Потемкин 1796–1812. Серафим Глаголевский 1812–1814. Анатолий Максимович 1816–1832. Евгений Бажанов 1832–1834. Еп. Никанор Клементьевский 1834–1840. Еп до 1835. Антоний Зубко 1840–1848. Еп. до 1841. Михаил Голубович 1848–1868. Еп. до 1853. Александр Добрынин 1868–1877. Еп. до 1877. Епископы Минские и Туровские (с 1878 г.): Евгений Шерешило 1877–1880. Варлаам Чернявский 1880–1889. Симеон Линьков 1889–1899. Михаил Темнорусов 1899. Архп. с 1911. Могилевская, учр. в 1633 г. Кафедра в Могилеве Епископы Мстиславские, Оршанские и Могилевские: Иосиф Бобрикович-Анехожский 1632–1635. Сильвестр Коссов 1635–1647. Игнатий Оксенович-Старушич 1650–1650. Иосиф Кононович-Горбацкий 1650–1653. Мефодий Филимонович 1661–1669. Иосиф Нелюбович Тукальский 1661–1664. Феодосий Василевич (избран. в 1669 г.) 1672–1678. Серапион Польховский 1697–1704. Сильвестр Святополк кн. Четвертинский 1704–1728. Арсений Берло 1728–1733. Иосиф Волчанский 1734–1742. Иероним Волчанский 1744–1754. Могилевские, Мстиславские и Оршанские: Георгий Конисский 1755–1795. Архп. с 1783. Могилевские и Полоцкие: Афанасий Вольховский 1795–1797. Белорусские и Могилевские (до 1803 г.): Иларион Кондратковский 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Ноябрь 1947 г. Митрополит Вениамин (Федченков). Раскол или единство. Статья. Церковно-Исторический Вестник 4-5 1999 г., с.18. Издание Общества любителей церковной истории. Москва Кострюков А.А. К истории разделения между Московской Патриархией и Североамериканской митрополии. (Вестник ПСТГУ. 2011. II: Вып. 3 (40) С. 46-59). Комментарии ( 26): Ростислав Юрьевич Просветов, г Тамбов 18 сентября 2012г. 18:19 Благодарю Вас, отец Михаил, за хорошее исследование и замечательное заключение, которое было просто необходимо. С интересом читал выдержки из докладов архиепископа Вениамина митрополиту Сергию этого периода.  священник Михаил Капчиц, Байонн, США 20 сентября 2012г. 10:05 И Вас благодарю за отзыв, Ростислав Юрьевич! прот. Александр Голубов 19 сентября 2012г. 18:55 Отец Михаил! С большим интересом прочитал Ваше исследование о митр. Вениамине. Рад, что Вы решились на публикацию собранных Вами материалов, которые имеют непосредственное отношение к правильному пониманию ключевых узлов истории Русской Православной Церкви в США в сложный и весьма неоднозначный период её бытия, период революционных событий в России, московского Собора 1917-18 гг., и начала, как выразился уже в 1930-е годы митр. Сергий (Страгородский) " небывалого потрясения " (тогда еще) Алеутской и Северо-Американской епархии. В 20-х числах ноября 1920 г. вместе с митр. Антонием (Храповицким) и иными иерархами Временного Высшего Церковного Управления на Юге России (ВВЦЮР) заседавший на стоявшем на Константинопольском рейде корабле " Вел. Кн. Александр Михайлович " , а затем непосредственно вошедший в состав Высшего Русского церковного управления за границей (ВРЦУ) (что следует из " Указа Высшего Русского церковного управления за границей " ,  разосланного митр. Антонием из Константинополя в январе 1921 г. настоятелям Православных Русских Церквей в Западной Европе , в котором, в частности указывается, что «Постановлением Священного Синода Вселенской Патриархии # 9084 от 2 декабря старого стиля 1920 г. на основании представления всех собравшихся в Константинополе восьми русских архипастырей учреждено под покровительством Вселенского Патриарха Высшее Русское церковное управление за границей, являющееся правопреемником Высшего Церковного управления на Юге России и представляющее из себя высшую церковную власть для русских зарубежных приходов, причтов и мирян, впредь до установления правильных и свободных почтовых сношений с Святейшим Патриархом Всероссийским.

http://bogoslov.ru/article/2823600

священник Илья Соловьев 06 октября 2012г. 01:28 Уважаемый о. Михаил! А Вам что-нибудь известно про обновленческого митрополита Иоанна Кедровского. Есть ли его фотография? Этот вопрос меня интересует профессионально! священник Михаил Капчиц, Байонн, США 10 октября 2012г. 11:08 Уважаемый отец Илья! Что-то мне, конечно, известно про Кедровского, но специально этой темой я не занимался. Если попадется его фотография, постараюсь Вам прислать. Священник Илья Соловьев 12 октября 2012г. 01:32 Дорогой о. Михаил! А я вот как раз писал о деятельности зарубежных " обновленцев " статью и имею еще и другой интересный архивный не опубликованный материал. Однако положение " обновленцев " в США почти неизвестно, даже о самом Кедровском и его сыне известно очень мало. А ведь, между тем, именно в США " обновленцы " достигли наибольшего успеха. Прошу Вас перенести разговор наш напрямую по почте, а не на этом сайте. Пишите мне, пожалуйста, сюда OLCI@MAIL.RU прот. Александр Голубов 03 октября 2012г. 11:41 «Для русского зарубежья— Вы пишете—вопрос общения с другими православными церквями был не менее важным. Евхаристическое общение со всей Православной церковью более богословски и экклезиологически важная вещь, чем поминовение того или иного первоиерарха: это уже вопрос во многом административный». Дорогой мой тёзка, диакон Александр! Мне вот о чем хочется Вас спросить: Завершая работу над дневниками теми, Вы когда-нибудь участвовали в совершении «самой обыкновенной» проскомидии, в служении такой же «самой обыкновенной» Божественной Литургии? Вы когда-нибудь хоть краюшком уха прислушивались к так называемым «тайным» молитвам Евхаристического канона, не важно, какой именно редакции — св. Апостола Иакова, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста? Вы когда-нибудь, просто ради интереса, читали те самые молитвы в Служебнике, и вникали в их таинственный смысл? Ведь любой священник, в самом провинциальном, глухом приходе российской глубинки, совершая проскомидию, служа Божественную Литургию, через те молитвы всякий раз общается со всей полнотой Вселенской Церкови, как впрочем это же делает, на практике — и да, очень просто—любой «столичный» протоиерей, или даже архиерей, в Москве, Париже, или том самом Нью Йорке. Ну и что с того, что о. Киприан Керн в Иерусалиме поминал Патриарха Иерусалимского, а в Сербии поминал Патриарха Сербского? Не велика заслуга, делать такое просто по месту проживания.

http://bogoslov.ru/article/2823600

Соловьев Алексей, родился около 1855 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Феодор Соловьев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Шуколово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 10; д. 2007, л. 7). Соловьев Григорий, родился около 1856 г.; Перервинское духовное училище, Московская духовная семинария, Вифанская духовная семинария (1871–1877 гг.). Отец : Василий Антонов Соловьев, пономарь (в 1873 г.), диакон (в 1877 г.); Московская губерния, Подольский уезд, село Кувекино, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 12 об.; д. 2007, л. 2). Соловьев Иван, родился около 1852 г.; Волоколамское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Илья Васильев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Середа, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 18 об.). Соловьев Михаил, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Константин Петров († до 1873 г.), пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Голубово, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 4). Соловьев Николай, родился около 1853 г.; Звенигородское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1870–1877 гг.). Отец : Михаил Петров, пономарь; Московская губерния, Звенигородский уезд, село Пятницкое, церковь во имя свт. Николая Чудотворца (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 9 об.; д. 2007, л. 27). Соловьев Николай, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Илья Васильев, священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Среда, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 24). Сперанский Александр, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Петр Васильев, диакон; Московская губерния, Рузский уезд, село Борзецово, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 19). Сперанский Михаил, родился около 1854 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Петр Васильев, сторож; Московская губерния, Дмитровское духовное правление (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Всеподданнейше просить Благочестивейшего Государя Императора настоящее намерение наше в своё Августейшее покровительство принять, и исполнение оного к миру и спасению душ Высочайшим своим благоусмотрением и державною волею споспешествовать, да и мы под благотворным его скипетром, со всем русским народом, совершенно едиными и не разнствующими устами и единым сердцем славим триединого Бога, по древнему чину апостольскому, по правилам святых вселенских соборов и по преданию великих святителей и учителей Православно-Кафолической Церкви. В уверение чего мы все, епископы и начальствующее духовенство, сей соборный акт утверждаем собственноручными нашими подписями, и в удостоверение общего на сие согласия прочего Греко-Униатского духовенства прилагаем собственноручные же объявления священников и монашествующей братии – всего тысячи трёхсот пяти. Дан в Богоспасаемом граде Полоцке, лета от сотворения мира семь тысяч триста сорок седьмого, от воплощения же Бога Слова тысяча восемьсот тридцать девятого, месяца февраля в двенадцатый день, в неделю Православия. Смиренный Иосиф, епископ Литовский. Смиренный Василий, епископ Оршанский, управ. Белорусск. епархией. Смиренный Антоний, епископ Брестский, викарий Литовской епархии. Заседатель Греко-Униат. духовн. коллегии соб. прот. Игнатий Пильховский. Заседатель Греко-Униат. духов. коллегии соб. прот. Иоанн Конюшевский Заседатель Греко-Униат. духов. коллегии соб. прот. Лев Паньковский. Председатель Литовской консистории соб. прот. Антонии Тупальский. Председат. Белорусской консистории ректор сем. соб. прот. Михаил Шелепин. Вице-председат. Литовской консист. соб. прот. Михаил Голубович. В должн. ректора Литовской семинарии соб. прот. Фердинанд Гомолицкий. Вице-председатель Белорус. консистории прот. Константин Игнатович. Член Литовской консистории и эконом семин. крест. иг. Иоасаф Вышинский. Член Белорусской консист. игумен Иосиф Новицкий. Инспектор Белорус. семин. соб. прот. Фома Малишевский. Инспектор Литовск. семин. крест. иером. Игнатий Желязовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

5-й, – на запад от Нагады, в ½ часа пути, у подошвы Ливийских гор, находится монастырь дер-Малак Михаил, – романский, но вновь переделанный, с малым колодцем-Иорданью. В Нагаде 2 церкви: 1-ая во имя Богоматери, 2-ая – Архангел Михаил. Священников в Нагаде 22, из них 5 для Нагады, a прочие для монастырей. В Нагаде фамилий коптских 150. Из Нагады, богатой стаями голубей, отправились в 20 мин. 2-го часа в Гус (Кос). Идем задом барки одним течением, без весел. В 4¾ час. пополудни, я посетил в Гусе епископа Авраама. По его словам, у него 4 монастыря (в Саламие, Лукзоре, близ Гуса, на север, у подошвы гор Мари-Бохтур, и в Гусе). Он из монахов, – из монастыря Св. Антония, что над Нилом, епископствует 6 лет. Предместник его был Иоасаф, а сего зовут Матфей. В Гусе 80 душ коптов. Дом архиерея изрядный, большой. Церковь отдельно, но близко от сего дома, во имя первомученика Стефана, единственная в целом Египте сего имени. Древняя церковь в Гусе обращена в мечеть. На пути я видел ее. Римское высокое здание из красного кирпича – попорченное. Архиерей прислал мне в подарок хлеба и баранчика. Он думал, что русские паписты. Он был одет в суконную голубоватую рясу с тюрбаном на голове и паллием. Гус довольно далеко от берега, так ¾ часа. В 6½ часов отправились из Гуса в Ден-деры. МАРТ 11 , Воскресение . В 7 часов утра пристали к берегу Кене. Поеду на другой берег смотреть развалины Дендеры. В Дендерском храме – портик прекрасный, да внутренняя лестница, которая ведет на верх, отменно хороша тем, что приступки сделаны так, что не чувствуешь, что идешь вверх: возвышение приступка над приступком очень мало; да и лестница – поворотная; каждый поворот не велик и потому и возвышение лестницы, немного косвенное, не чувствительно. Эта лестница напомнила мне лестницу в колокольне храма Св. евангелиста Марка в Венеции. В верхней комнате, к которой ведет лестница, – фигуры растянутой женщины и святого человека, от которого лучи падают на женщину. Что бы это значило? Не символ ли это оплодотворения во вселенной или в человечестве?

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вильны пятьсот рублей, препровожденные им с этою целью в кафедральный собор. 19-го ноября скончался высокопр. Филарет, митрополит Московский, на 86-м году своей жизни. По этому поводу были совершаемы богослужения в Виленских церквах, и, кроме того, владыка предоставил „усердию всего духовенства Литовской епархии вознести теплые молитвы о упокоении столь знаменитого заслугами Московского архипастыря». Последний день 1867 года был ознаменован, или, лучше сказать, довершен новым торжеством православия. 31-го декабря была освящена преосвященным Александром, епископом Ковенским, главная церковь в Виленском Мариинском женском монастыре. Из распоряжений митрополита Иосифа по епархии, в 1867 году, заслуживает особенного внимания учреждение 41-ой церковной библиотеки, по одной на каждое благочиние Литовской епархии. Всемилостивейше уволенный на покой, 23-го января 1868 года, Минский архиепископ Михаил Голубович просил митрополита Иосифа дозволить ему проживать в Жировицком монастыре. Митрополит охотно согласился на это. Архиепископу Михаилу назначено было содержание ежегодно по 5,000 рублей. Он скончался в Жирвицах в 1881 году. Другой знаменитый иерарх, архиепископ Василий Лужинский , так же как и Михаил, ближайший сотрудник митрополита Иосифа по воссоединению, уволен был от управления Полоцкой епархией еще 27 марта 1866 года, с назначением в члены Св. Синода и с содержанием по 7114 рублей в год. Он скончался 21 января 1879 года в С.-Петербурге. Высокопр. Иосиф, как сказано выше, устроил пещерную церковь в честь трех Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия и переложил мощи их в новую, дорогую, изящную раку в 1852-м году. Ему же суждено было, на остатке дней своих, издать и нарочитую службу этим св. Виленским угодникам. Известный ученый Невоструев случайно отыскал и выписал из рукописи трефология Московской синодальной библиотеки древнюю службу, содержащую в себе стихиры и канон св. Виленским мученикам. Служба, а также акафисты, составленные неизвестными лицами, были рассмотрены, по поручению высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Геннадий Андреевский 1753–1757 Дамаскин Аскаронский 1758–1769 Симон Лагов 1769–1778 Павел Зернов 1778–1800 Евгений Романов 1800–1811 Сергий Крылов-Платонов 1812–1817 Самуил Запольский-Платонов 1817–1830 Павел Подлипский 1830–1836 Владимир Алявдин 1836–1842 Виталий Щепетов 1842–1845 Иустин Михайлов 1845–1850 Леонид Зарецкий 1850–1853 Филофей Успенский 1853–1857 Платон Фивейский 1857–1877 с 1867 года архиепископ Игнатий Рождественский 1878–1883 Александр Кульчицкий 1883–1888 Августин Гуляницкий 1889–1891 Виссарион Нечаев 1891 Курская Учреждена в 1666 году. 36 Митрополиты Белоградские и Обоянские: Феодосий, серб 1667–1671 Мисаил 1671–1684 Авраамий Юхнов 1684–1702 Иустин Базилевич 1704–1709 Иларион Властелинский 1711–1720 Епископы Белоградские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731 Досифей Богданович-Любимский, архиеп. 1731–1735 Арсений Берло назн. в 1735, но не был Петр Смелич, серб, архиеп. 1736–1742 Антоний Черновский, митроп. 1742–1748 Иоасаф Горленко, святой 1748–1754 Лука Конашевич 1755–1758 Иоасаф Миткевич 1758–1763 Порфирий Крайский 1763–1768 Самуил Миславский 1768–1771 Аггей Колосовский 1774–1786 Епископы Курские и Белоградские. 37 Феоктист Мочульский 1787–1818 с 1801 года архиепископ Евгений Казанцев 1818–1822 Владимир Ужинский 1822–1831 Иннокентий Сельнокринов 1831–1832 Илиодор Чистяков 1832–1860 с 1884 года архиепископ Сергий Ляпидевский 1861–1880 Ефрем Рязанов 1880–1883 Михаил Лузин 1883–1887 Иустин Охотин 1887–1893 Ювеналий Половцев 1893 Брестское викариатство. 39 Епископы Брестские (в Гродно): Антоний Зубко 1839–1840 Михаил Голубович 1840–1848 Игнатий Железовский 1848–1870 Евгений Шерешило 1870–1875 Владимир Никольский 1875–1877 Ианнуарий Попов 1877–1879 Донат Бабинский-Соколов 1879–1881 Авраамий Летницкий 1881–1885 Анастасий Охотский 1885–1891 Иосиф Соколов 1891 Минская. 40 Учреждена в 1793 году.  Кафедра в Минске (с 1795 года). Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796 Иов Потемкин 1796–1812 Серафим Глаголевский 1812–1814 Анатолий Максимович 1816–1832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Издание службы святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. Последнее служение преосвященного Иосифа в крестовой церкви, в день Святой Пасхи, и письмо его к архиепископу Михаилу Голубовичу. Правительственные мероприятия к уменьшению латино-польской пропаганды в Западном крае. Заботы преосвященного Иосифа о народном образовании. Назначение и прибытие в Вильну генерала Потапова. Неудачные его попытки к примирению с поляками. Смутившая Иосифа высылка из Западного края иеромонаха Смарагда. Обратное движение в латинство воссоединенных поселян еще более увеличивается. Равнодушие гражданских властей и меры Иосифа против указанного обратного движения. Число воссоединенных в Литовской епархии в последний год жизни Иосифа. Назначение преосвященного Александра епископом Минским. Процветание местных епархиальных ведомостей при поддержке митрополита Иосифа. Вопрос об открытии православной духовной академии в Вильне и участие в этом деле митрополита Иосифа. Освящение Пречистенского, древнего митрополитального, собора, воздвигнутого из развалин. Торжество православно-русских начал в крае при закате жизни Иосифа. Занятие преосвященного Иосифа епархиальными делами. Кончина и погребение митрополита Иосифа. Ежегодное его поминовение 23 ноября. Крест-памятник. Всемилостивейше уволенный на покой, 23 января 1868 года, Минский архиепископ Михаил Голубович просил митрополита Иосифа дозволить ему проживать в Жировицком монастыре. Митрополит отвечал, что он ничего не имеет против помещения высокопреосвященного Михаила в указанном монастыре, только бы от этого не произошло никакого затруднения для монастыря и помещающегося в нем духовного училища. 364 Архиепископу Михаилу назначено было содержание ежегодно по 5 тысяч рублей. Он скончался в Жировицах в 1881 году. Другой знаменитый иерарх, архиепископ Василий Лужинский , также, как и Михаил, ближайший сотрудник митрополита Иосифа по воссоединению, уволен был от управления Полоцкой епархией еще 27 марта 1866 года, с назначением в члены Святейшего Синода и с содержанием по 7.114 рублей в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Никольский прихожанин по своей привычке больше ходить к Николе, изредка к Покрову, иль вовсе не ходить; но с Покровской церковью делиться не должен, да не будет распря, или разорвание в телеси. Так и единоверие не есть особое тело, или особый член Церкви, но, можно сказать, приход той же единой, Соборной, Апостольской Церкви, содержащий то же единство веры и соединение Церкви. Различие точию в обрядах, за которые не должно быть разделение тела церковного, как и Василий Великий пишет к Неокесарийцам (Послание 204): «хотящим ратоватися за обряды Церкви (говорит он), стыд есть о сем ратоватися и разделятися». Посему желающие присоединиться к Церкви и соблюсти обряды, употреблявшиеся в России при Иосифе патриархе, должны знать, что они не с той единой частью тела Церковного (единоверием) сочленяются, но чрез оную со всею Вселенской Церковью, и должны пещись о славе и пользе не единой токмо части, но всей Церкви, защищать ее верование и самые обряды, кроме некоторых опущений, которые касаются не всей Церкви, по отдельных лиц. Единоверия обряд для старообрядцев нужен: он много покоит их обыкновение и чрез это единит с Церковью». 59. Записка о двух беседах с беспоповскими наставниками, происходивших в городе Новоалескандровске, Ковенской губернии, 28 и 29 января 1875 года На беседах присутствовали со мной из православного духовенства: 1. Новоалександровский протоиерей Афанасий Ковалевский. 2. Псковский миссионер, единоверческий благочинный, священник Константин Голубов. 3. Полковой священник Александр Мещерский. 4. Новоалександровский единоверческий священник Артемий Сухоруков. Из беспоповских наставников были следующие: 1. Местечка Гривки – Савелий Иванов. 2. Деревни Войтишек – Федор Спиридонов. 3. Деревни Руданцы – Парфений Осипов. 4. Девевнн Володиной – Михаил Петров. 5. Деревни Рестонишек – Евтропиии Карпов. 6. Деревни Миновкин – Иларион Петров. 7. Деревни Сипалишек – Никита Андреев. 8. Деревни Кровна – Михаил Федоров. 9. Местечка Видз – Иларион Семенов. 10. Деревни Буткун – Василий Минов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010