Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Голубович), архиеп. Минский и Бобруйский. Гравюра. Кон. XIX в. (Голубович Михаил Алексеевич; 8.11.1803, мест. Высоко-Литовск (ныне г. Высокое Каменецкого р-на Брестской обл., Белоруссия) - 6.03.1881, мест. Жировицы (ныне дер. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., там же)), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью. Род. в семье дворянина, униатского священника, в 1816-1823 гг. учился в Слуцкой гимназии, затем в Главной ДС при Виленском Имп. ун-те. По окончании семинарии со степенью магистра богословия 14 сент. 1828 г. рукоположен во униат. иерея. Главная семинария отличалась «мирным соприкосновением» белого униат. духовенства с «римским», ее называли рассадником архиереев: помимо митр. Иосифа (Семашко) семинарию закончили еще 5 его сподвижников, дослужившихся до архиерейского сана ( Киприанович. 1897. С. 14). 7 окт. 1828 г. открылась греко-униатская Литовская ДС при Жировицком (Жировичском) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре . 27 нояб. того же года М. А. Голубович был назначен ее 1-м инспектором и профессором. С 10 февр. 1829 г.- д-р богословия (каноническое право), диссертацию защитил в Виленском ун-те. После того как стал совмещать должности преподавателя догматического богословия и церковной истории в семинарии и заседателя (асессора) Литовской униат. консистории, оставил инспекторство. 22 авг. 1835 г. Голубович был возведен в соборные протоиереи (протопресвитеры) и 7 сент. 1835 г. определен вице-председателем (вице-оффициалом) Литовской униатской консистории. Являлся вице-председателем учрежденной еп. Иосифом (Семашко) комиссии, которая испытывала «в способностях и познаниях всех предназначаемых к священно- и церковно-служительским местам», а также к другим местам служения по епархиальному управлению (Там же. С. 98). В то время Голубович познакомился с гродненским губернатором М. Н. Муравьёвым. По воспоминаниям последнего, когда в 1834 г. еп. Иосиф начал совершать в Жировицах службу без возглашения имени папы Римского и собирать со старших клириков подписки о готовности присоединиться к Православию, «один Михаил Голубович… противился этому по наущению католиков». «Семашко обратился ко мне, и вскоре Голубович смирился, сделавшись впоследствии ревностным православным» (РС. 1882. Т. 36. 12. С. 630-631). Он не только дал подписку о воссоединении с Православием, но и убеждал это делать других, напр. прелата М. К. Бобровского в Пружанах во время совместных с еп. Иосифом (Семашко) ревизий Каменецкого и Брестского благочиний.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Г. Э. Щеглов Глава 1. Формирование мировоззрения и начало научной деятельности (1867–1899) 1.1. Детство и годы учебы Стефан Григорьевич Рункевич родился 11 января 1867 года в семье священника Григория Рункевича, служившего в то время настоятелем Свято-Васильевской церкви села Корытное (Корытно) Бобруйского уезда Минской губернии. В восьмой день после рождения, 18 января, он был крещен. Восприемниками его были известный в Минской губернии благотворитель – помещик Слуцкого уезда Константин Ксавериевич Войнилович 3 и дочь священника Кличевской церкви Игуменского уезда Иоанна Костки – Евгения, родная сестра матери младенца, Пелагии Ивановны. Крещение, по просьбе отца, совершил настоятель Голынской Покровской церкви, духовник благочиния Илья Андреевский (†1886) 4 . Кроме Стефана в семье Рункевичей были еще старшие дети Михаил (род. 15 ноября 1862 г.) и Мария. Летом 1868 года ввиду крайне неблагоприятных обстоятельств, возникших вследствие интриг Бобруйской уездной администрации против священника Григория, семья Рункевичей вынуждена была оставить Корытнянский приход и переехать на новое место. Григорий Рункевич со своей семьей оказался заложником давнишних болезненных проблем Белорусского края. Он стал одной из многочисленных жертв произвола и фанатизма местных польских помещиков и чиновничества, имевших в то время здесь огромное влияние. Отец Стефана, священник Григорий, происходил из семьи дьячка Стефана и Феклы Рункевичей. Образование он получил в Пинском духовном училище и Минской духовной семинарии. Во время учебы в семинарии Григорий Рункевич в течение пяти лет (с 1 октября 1855 г. по 1 октября 1861 г.) занимал должность штатного письмоводителя семинарского Правления, а также около трех лет исполнял обязанности секретаря Комитета по строительству семинарского корпуса и архиерейского дома 5 . После окончания семинарии женился на дочери священника Кличевской церкви Пелагии Ивановне Костко. 1 января 1862 года Григорий Рункевич был рукоположен архиепископом Минским и Бобруйским Михаилом (Голубовичем) в сан священника и назначен настоятелем на Корытнянский приход 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русские версты юных гренадеров Луганской Народной Республики Завершилась работа жюри регионального этапа XIX Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!» 15.06.2023 404 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором Уже известной дорогой проходят участники нашего конкурса, а также члены жюри, оценивая работы юных талантов. 14 июня 2023 года на базе Центра развития образования Луганского государственного педагогического университета завершилась работа жюри регионального этапа XIX Международного литературно-художественного конкурса для детей и юношества «Гренадеры, вперед!», посвященного 90-летию основателя конкурса Валерия Николаевича Ганичева... Тема Конкурса в этом году «Русские версты». «Да, русские версты – это не только уходящие в дорожную даль столбы, – писал В.Н. Ганичев, – это и устремленные ввысь мечты, это и страдальческие отметины в душе, это и исторические вехи. Быть русским нелегко. Надо немало перестрадать, уметь сострадать. Надо знать. Надо многое знать. Надо беззаветно и, может быть, безответно любить. Сейчас все силы зла брошены, чтобы стереть это знание из души, сердца, памяти. Нам же надо сделать все, чтобы восстановить это в увядших душах, передать это детям, развить в себе. Русские версты. О Русская земле, уже за шеломяням еси…» Каждый год на конкурс приходит огромное количество работ. Сложно ставить оценки, делать выбор, когда одновременно на базе Центра развития образования объявлены итоги регионального этапа IV Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в образовательных организациях Луганской Народной Республики. Из числа хранителей ключей от детских сердец – классных руководителей – тоже было сформировано независимое жюри. Далее следовал подсчет голосов, подведение итогов, отбор и упаковка работ, отправление работ-победителей республиканского этапа на финал в Москву… Традиционно оценку работ ставили педагоги, писатели, художники, деятели культуры и искусств Михаил Голубович, Андрей Медведенко, Артем Фесенко, протоиерей Александр Пономарев, Василий Леонов, Николай Романов... Неизменно Председателем жюри в ЛНР является выдающийся деятель культуры и музыкального искусства, Народная артистка УССР Джульетта Якубович. Впервые в этом году свои оценки работам ставили люди, которые каждый день сталкиваются с непростой людской судьбой, помогают и словом и делом, неравнодушны к жизни каждого – это Уполномоченный по правам ребенка в ЛНР Инна Швенк и Уполномоченный по правам человека в ЛНР Виктория Сердюкова…

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/15/ru...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Москве состоится закрытие годовой программы XIV Славянского форума искусств «Золотой Витязь» 24.11.2023 53 Фото: Из интернет-источников 25 ноября, в 14-00, в Конференц-зале Союза кинематографистов РФ (г. Москва, ул. Васильевская, 13, стр. 1), состоится Пресс-конференция по итогам проведения XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь», который проходил в Москве с 3 по 26 ноября 2023 года в Москве и городах Российской Федерации в рамках XIV Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь» при поддержке Министерства культуры РФ и Общероссийской общественной организации Культурный Фронт России.Также состоится награждение дипломантов форума и победителей молодёжного конкурса эссе по А.Н. Островскому, сообщает пресс-служба форума. 26 ноября, в 19-00, в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя (Москва, ул. Волхонка, 15) состоится Торжественное закрытие годовой программы XIV Славянского форума искусств «Золотой Витязь», награждение лауреатов XXI Международного театрального форума «Золотой Витязь», награждение выдающихся мастеров кино, театра, музыки и изобразительных искусств. В этом году будут награждаться: - Золотой медалью им. А.А. Иванова «За выдающийся вклад в изобразительное искусство» - народный художник России, живописец, график, мастер портрета - Виктор Викторович Шилов; -Золотыми медалями Н.Д. Мордвинова «За выдающийся вклад в театральное искусство» - Народный артист РСФСР - Станислав Андреевич Любшин и Народный артист Украинской ССР и ЛНР, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Михаил Васильевич Голубович (посмертно); - Золотой медалью им. Г.В. Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальное искусство» - Народный артист России, Лауреат Государственной премии Российской Федерации и Премии Президента Российской Федерации, Председатель Совета Союза композиторов России Алексей Львович Рыбников (за 2022 год); - Золотой медалью им. С.Ф. Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» - Народный артист России, Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых и Государственной премии Казахской ССР, Лауреат двух премий «Серебряный лев» Венецианского кинофестиваля, народный артист РСФСР Андрей Сергеевич Кончаловский (за 2020 год);

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/24/...

Михаил, архиепископ Минский и Бобруйский (Голубович) Родился 8 ноября 1803 года в Брестском уезде Гродненской губернии в семье униатского священника. 14 сентября 1828 года, по окончании Главной духовной семинарии при бывшем Виленском университете, рукоположен во священника (тоже униатского). 27 ноября того же года назначен инспектором Жировицкой духовной семинарии. С 10 февраля 1829 года – доктор богословия канонического права. С 7 сентября 1833 года – вице-председатель Литовской униатской консистории. В 1835 году возведен в сан протоиерея. В 1839 году принят в общение с Православной Церковью. В том же году 27 июня пострижен в монашество, а 29 июня возведен в сан архимандрита Бытенского Петропавловского монастыря. 8 сентября 1839 года хиротонисан во епископа Пинского, викария Минской епархии. 28 января 1840 года переведен епископом Брестским, викарием Литовской епархии. С 1 марта 1848 года – епископ Минский и Бобруйский. 19 апреля 1853 года возведен в сан архиепископа. 23 января 1868 года, согласно поданному прошению, уволен на покой с пребыванием в Жировицком монастыре. Скончался 6 марта 1881 года. Преосвященный Михаил был одним из видных деятелей по воссоединению униатов с Православной Церковью и ближайшим сотрудником митрополита Иосифа (Семашко , † 1869). По отзыву своего предшественника, «преосвященный сумел выполнить долг православного иерарха и в то же время привлечь к себе расположение образованных людей без различия исповедания и национальности. Плодами такого отношения его к людям, кроме приобретения им всеобщей любви, было то, что многие из польских помещиков Минской губернии жертвовали на православные храмы деньги и строительные материалы». Большое внимание уделял преосвященный Михаил делу развития просвещения. С первых же дней своего управления епархией владыка занялся устройством духовных училищ. Владыка Михаил был первым, кто созвал в 1865 году собрание благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религиозного воспитания и нравственности. Его примеру последовали епископы других епархий. Его стараниями были заведены церковные училища в каждом приходе. По отчету самого преосвященного, таких церковно-приходских школ в Минской епархии насчитывалось более пятисот, в которых обучалось И тысяч учащихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) МАРИЯ (Тучкова Маргарита Михайловна, урожд. Нарышкина; 1780 - 1852), игум., основательница Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МАРФА (Апарина Марфа Петровна, в схиме Маргарита; ок. 1740-1800), схим., прп. (пам. 1 сент., 18 июня и 28 июля - в Соборе Тамбовских святых), основательница кирсановского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря МЕЛАНИЯ ЕЛЕЦКАЯ (Пахомова Мелания Памфиловна; в монашестве Миропия (?); 1759-1836) затворница елецкого в честь иконы Божией Матери «Знамение» женского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834)

http://pravenc.ru/rubrics/121790_20.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Большие Нестановичи. Церковь Иоанна Богослова. Церковь. Действует.   Престолы: Иоанна Богослова Год постройки:приблизительно не ранее 1990. Адрес: Республика Беларусь, Минская обл., Логойский р-н, д.Большие Нестановичи Координаты: 54.48349, 27.628126 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Деревня Большие Нестановичи расположена на северо-западе Логойского района. Расстояние до районного центра - Логойска - 43 км. Первые упоминания о церкви в населенном пункте относятся к концу 18 века. Согласно источникам, Нестановичская церковь в честь Св. Иоана Крестителя имела земельный фундуш, данный в 1779 г. паном Станиславом Есьманом. Среди документов в приходском архиве находились несколько «Визит генеральных», самые ранние из которых относились к 1750 г. Согласно описанию инвентаря 1811 г. Нестановичская униатская церковь деревянная, старая и требует ремонта, в ней также имеется два колокола. «Клировая ведомость» 1841 г. указывает, что церковь в Нестановичах в честь Св. Иоана Крестителя неизвестно кем и когда была построена, требует ремонта. В 1845 г. в церкви были проведены ремонтные работы. В феврале 1859 г. Владыка Михаил (Голубович) отправил в Нестановичский приход молодого иерея Климента Виторского. С мая следующего, 1860 г., архиепископ Михаил сам посетил приход, после чего 29 июня 1860 г. отослал в Минскую Духовную Консисторию следующую записку: «Нестановицкий приход я осмотрел 3-го истекшего Мая. Церковь маленькая, ничтожная. Предположено строить новую, по вниманию же, что настоящая состоит на краю прихода, в 20-ти верстах от селений, прихожане просят построить в казенном имении Коцелях с уступкой под помещение причта казённых строений, за которые прихожане готовы уплатить. Дом Священника обветшал. Амбарчик и скотный сарай сам священник Виторский построил. Для дьячка ничего не имеется. Назначенный из Ракова дьячок Теодорович до сих пор не явился. Священник Виторский выказанным уже усердием даёт надежду, что будет дельным священником. Консистория объявит ему мои ожидания. О постройке Церкви о помещении для причта войдет, с кем следует в сношение. О дьячке же Теодоровиче потребует от Благочинного объяснения».

http://sobory.ru/article/?object=19578

Жировичи. Успенский мужской монастырь. Церковь Явления Жировичской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Жировичской иконы Божией Матери Год постройки:1672. Адрес: Республика Беларусь, д. Жировичи, Слонимский район, Гродненская область, ул. Советская, 57 (монастырь) Координаты: 53.01475, 25.346581 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Явленская (Рождества Богородицы) церковь Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления. Но примерно в 1520 г. во время сильного пожара храм сгорел, и чудотворный образ исчез. Однако, милость Царицы Небесной не оставила скорбных людей. Вскоре икона была вновь обретена. Крестьянские дети, игравшие на склоне холма, недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необычайной красоты, сидевшую на камне. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили сообщить о необыкновенном видении родителям. Когда жители села вместе со священником пришли на это место, то обрели на камне пропавшую икону, а сам камень запечатлел на себе след стопы Божией Матери. Камень, на котором явилась Пресвятая Богородица, быстро сделался местом особого поклонения. Приезжавшие в Жировичи паломники начали откалывать от камня фрагменты. Чтобы сохранить валун и отметить место чудесного второго обретения иконы, была построена церковь, в наши дни получившая название Явленской. Церковь была построена примерно во второй половине XVII в. (1672 г.). Возможно, что первый храм, воздвигнутый на этом месте, был деревянным. Явленская церковь является самым старым сохранившимся зданием монастыря. В 1769 г. храм был полностью перестроен: разобран фасад, достроен притвор и хоры. Здание приобретает красивый барочный аттик (завершение фасада). В плане храм представляет собой прямоугольник размером 8/20 метров. Внутренний объем церкви небольшой; иконостас относится к концу XIX века. Особенностью церкви можно назвать то, что до сих пор в ней нет электрического освещения. Под ее полом находится небольшая крипта (усыпальница), где в 1881 г. был похоронен архиепископ Михаил (Голубович).

http://sobory.ru/article/?object=09599

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010