Окончание строительства и освящение Спасо-Преображенского собора в 1290 г., женитьба Михаила в 1294 г., обряд «пострига волос» первенца князя в 1302 г. в день тезоименитства тверского князя - 8 ноября, все это лишний раз подчеркивало имя Михаила Ярославича. Кроме того, всех, кто прибывал в Тверь, на берегу Волги встречала церковь архангела Михаила, построенная тверским тысяцким Михаилом Шетеном в честь своего да и княжеского патрона на рубеже XIII - XIV вв. В первые годы правления князь Михаил Ярославич зарекомендовал себя как смелый и решительный защитник Отечества, принявший боевое крещение в августе 1285 г. в совместных действиях тверских, московских, волоколамских, новоторжских, дмитровских, зубцовских и ржевских отрядов против литовских войск, вторгшихся в волость тверского епископа. Ксения могла гордиться сыном: Михаил с честью выдержал выпавшее на его долю испытание, воистину став князем-воином. Кроме того, без поддержки великого князя Дмитрия Александровича он, по сути, возглавил объединенное войско русичей против неприятеля и вышел победителем. Последствия политики Тверского княжеского дома и противодействие Твери великому князю сказались уже в 1293 г. во время нашествия Дюденя, когда русичи стали стекаться в Тверь искать защиты от монголов. Тверь, по словам Борисова, стала общерусским центром сопротивления «Дюденевой рати». В 1294 г. великая княгиня Ксения женила Михаила Ярославича на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича, княжне Анне. Конечно, брак был династическим: он должен был примирить Тверское княжество с воинственным соседом. Но не будем забывать и о личных достоинствах княжны Анны (в семье ростовского князя было три или четыре дочери), которыми она, несомненно, обладала и на которые обратила внимание княгиня Ксения при выборе жены для своего сына, будущего великого князя, ибо, как пишет А.В. Чернышов: «Высокий престиж княжеского рода во многом определялся репутацией его женской половины». Вероятно, после свадьбы Михаила Ярославича, свидетельствующей о зрелости князя, или в 1305 г., когда Михаил вступил на Владимирский стол 14, Ксения ушла в монастырь, приняв в постриге имя Мария. Но, как видно из летописей, от дел она не устранилась. И хотя нет прямых доказательств, Т. Манухина, анализируя взаимоотношения княгини Ксении и Михаила Ярославича, считает, что «в 1305 г., после смерти митрополита Максима, мать и сын сообща стоят за кандидатуру в митрополиты всей Руси своего тверского ставленника – Геронтия». Историки по-разному оценивают поступок князя Михаила Тверского: одни считают попытку выставить собственного кандидата на митрополичью кафедру политической дерзостью великого князя, другие - героической смелостью. По мнению Е.Е. Голубинского, бесспорно одно: «Мысль обратиться к содействию митрополитов в государственной борьбе принадлежала собственно Твери».

http://pravicon.com/info-2745

Михаила Клопского, произведение, соединяющее в себе черты житий преподобного и юродивого), ни от времени, отделяющего кончину святого от создания жития. Так, использование фольклорных источников в Житиях свт. Иоанна Новгородского († 1186; Житие датируется XV в.) и прп. Антония Римлянина († 1147; Житие было написано не ранее 30-х гг. XVI в.) можно было бы объяснить большим временным интервалом между кончиной святых и началом их прославления и в силу этого утратой документальных источников, однако с момента кончины прп. Михаила Клопского (в кон. 50-х гг. XV в. или в 1471) до создания его Жития прошло менее полувека (Дмитриев датирует первоначальный текст Жития 1478-1479; ср.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 178-209), а 1-я редакция представляет собой подборку устных рассказов о святом легендарного характера (подробнее см.: Дмитриев. 1973. С. 185-198). Большинством исследователей используется понятие «севернорусская агиография», под которым подразумеваются жития святых, подвизавшихся в разное время на территории Новгородской епархии: Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (и др. соловецких подвижников), прп. Антония Сийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, прп. Александра Свирского, прп. Александра Ошевенского и др. Долгое время первым памятником тверской Ж. л. считалось Житие блгв. вел. кн. Михаила Ярославича Тверского (20-е гг. XIV в., согласно датировке Кучкина). В первоначальной редакции (Пространная нелетописная редакция) этот памятник называется «Убиение… князя Михаила Ярославича», что явно ориентирует текст на традицию мученичеств. Не случайно центральной в этом произведении является сцена гибели князя (ср. Житие блгв. кн. Михаила Черниговского). В 1972 г. Л. В. Тигановой было введено в научный оборот Житие Софии Ярославны Тверской (РГБ. Рогож. 658), датированное ею 2-й пол. XV в., но после обнаружения 2-го списка (РГБ. Чув. 14) Кучкин отнес его составление к 1305-1306 гг. В составе различных летописных сводов XV-XVI вв. сохранились Повести о тверском кн. Михаиле Александровиче, в т. ч. и тексты, охарактеризованные Я. С. Лурье как «торжественно-агиографические» (в составе Рогожского летописца и Симеоновской летописи - Лурье Я. С. Житие Михаила Александровича//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 299), и названные Е. Л. Конявской Житием (в составе Никоновской летописи - Конявская. 2007. С. 153), однако Михаил Александрович Тверской не был официально канонизирован, а летописная традиция почитания не вылилась в агиографическую. Тема княжеской власти была продолжена и развита в «Слове похвальном благоверному и великому князю Борису Александровичу» инока Фомы, однако этот текст, датируемый сер. XV в., сохранился в единственном списке (Архив СПбИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. 689, 2-я пол. XVI в.), почитания кн. Бориса Александровича не сложилось. Чрезвычайно популярным стало созданное в кон. XV в. (вероятно, после открытия мощей в 1483) Житие свт. Арсения, еп. Тверского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

(23) Пафнутий. Нельзя думать, чтобы он был хиротонисан 1608 года. Притом патриарх Гермоген всея России решился ли бы посвятить его вопреки безвинного Феоктиста, если бы хиротония Пафнутиева последовала в тο время, как страдалец за отечество томился в плену в лагере Тушинском. Этого никак допустить невозможно, доколе не сыщутся неоспоримые на то доказательства. В декабре 1620 года Пафнутий присутствовал на соборе о крещении латын. (Чтен. в Общ. Истор. и древ. Росс. 3 год, 3, стр. 25). 1626 года еще правил тверскою епархией. (Госуд. Грам. III, 292) Удивительно, что при двух сборах святителей земли Русской, бывших по два раза, в первый в январе 1619 г. по случаю посвящения рязанского архиепископа Иосифа, во второй в июне того же 1619 г. no случаю посвящения патриарха Филарета, не было владыки тверского. (24) Евфимий II. Его хиротония последовала гораздо позже 1623 г., какой год положен в обоих изданиях Истор. Рос. Иерархии. 1634 года, января 28, был в Москве на собрании святителей о сборе денег на войну с Польшей. (Археогр. акт. III. 369. Госуд. Грам. III. 347). 1635 года, января 13 погребал в Новгороде тамошнего митрополита Киприана (Собрание русск. летоп. III, 189). 1641 г. прислал в тверской Рождественский монастырь два колокола из упраздненного тамошнего Архангельского монастыря. (25) Иона I. О нем подробностей никаких не найдено, кроме того, что 1645 года, сентября 28 дня, в сане тверского архиепископа присутствовал при короновании царя Алексея Михайловича (Рос. Вивл. VII. 239). (26) Лаврентий. Во 2-м издании Истор. Рос. Иерархии о нем сказано: «хиротонисан из патриарших ризничих в 1657 г. апреля 16, a по Тверскому каталогу 1654 года». Из этих двух годов хиротонии гораздо вернее 1654-й. На это доказательства: 1) на соборе 1654 года об исправлении священных книг владыки тверского не было, заметно потому, что тогда продолжалось в Твери между архиерейства (Лет. о мятеж стр. 361); 2) по житию патриарха Никона (соч. Шушерина, стр. 48) Лаврентий в сане тверского архиепископа переносил в Иверский монастырь мощи преп. Иакова Боровского, что самое случилось незадолго до мая 1654 года, ибо в грамоте царя Алексея Михайловича от 6 мая того года мощи сего угодника уже поминаются в Иверском монастыре (См. эту грамоту в Истор. Рос. Иерарх. IV. 222–239.); 3) в надписи в Калязин монастырь упоминается в сане тверского архиепископа 1654 года, июня 8 (Истор. Росс. Иерарх. IV. 590); 4) 2 июня 1656 года Лаврентий присутствовал на соборе об исправлении книг. Смотри в Скрижали, изданной патриархом Никоном , соборное определение и подписи, в том числе и архиепископа Лаврентия. В святительство Лаврентия, по благословению патриарха Никона, учреждено праздновать 2 июня принесению мощей святителя Арсения, епископа тверского (Опис. рукописей графа Толстого, т. 1. стр. 267). Лаврентий 1655 года во время моровой язвы переложил св. мощи тверского князя Михаила Ярославича, обвив их белою камкою (Истор. Рос. Госуд. Карамз. IV, прим. 248).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/t...

Деяния предков, исторический опыт, результаты государственного и культурного строительства, духовные достижения моих земляков-тверичан, в первую очередь, со времён русского средневековья, представляют сейчас не только чисто историческую, искусствоведческую, нравственную или краеведческую ценность. Они — современное богатство России и всего мира. В подтверждение данного тезиса уместно сослаться на уникальное исследование середины 90-х годов академика РАО, председателя Союза краеведов России С.О.Шмидта «Тверь и тверичи в культуре России». 4 Замечено, что в переходные периоды: во времена политических смут, экономических потрясений, военных противостояний, природных катаклизмов, а тем более в периоды т. н. системных кризисов, когда обесценивается ближайшее прошлое, становится вдруг зыбким настоящее и крайне неопределённым будущее, мы ищем опору в своём далёком прошлом. И происходит удивительный социокультурный эффект: историческое время как бы сжимается; герои, казалось бы давно забытых эпох приближаются к нам, становятся близкими и понятными, вместе с историческими и литературными источниками входят в наш дом; обнаруживается глубинная связь поколений, однотипность проблем, которые стояли перед ними и которые встали перед нами. А потому актуализируется исторический опыт, становится востребованной древнерусская культура; лучшие мыслители, полководцы, политические деятели прошлого видятся своеобразным примером, а их подвиги — высоким критерием оценки деятельности потомков. Вот почему после столетий светского исторического забвения имя, личность и наследие Михаила Ярославича Тверского привлекает всё большее внимание научной и художественной общественности, в первую очередь на его родине, патриотически настроенных граждан всей России, а также некоторых дальновидных политиков. Наряду с этим, публицистика отразила целую гамму чувств скрытого неприятия имени как князя Михаила, так и рождающегося на наших глазах движения по изучению, распространению и использованию исторического опыта, национальных традиций и духовной культуры русского Возрождения периода татаро-монгольского ига; движения, на знамени которого — светлый лик святого благоверного великого князя Тверского и Владимирского Михаила Ярославича.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Рогожский, л. 229 об.), а также пропуск после слов «и мы девы» (Рогожский, л. 230 об.). Можно утверждать, что Чувановский список почти на всем протяжении содержит верные чтения по сравнению с Рогожским, за исключением, пожалуй, только одного места: в Чувановском (л. 399– 399 об.) читается «священным Андреемъ», правильным представляется чтение Рогожского (л. 229 об.): «священоепископом Андреемъ». Что касается времени создания Жития Софьи Ярославны, то Л. В. Тиганова предположительно отнесла его ко второй половине XV в. 397 С этим, однако, нельзя согласиться. Во-первых, пострижение Софьи (в Чувановском списке) датировано по мартовскому стилю, а применение на Руси мартовского стиля ограничено первой третью XV в. Во-вторых, указание автора, что он не может подробно описывать события по причине «скудости ради харатии» (л. 399 об.), вводит нас в век господства харатейного писчего материала, т. е. в XIV век. Но в тексте Жития содержатся уникальные подробности исторического характера, отсутствующие в дошедших до нас источниках: приведена дата пострижения Софьи (10 февраля 1294 г.), указано имя игумена монастыря архангела Михаила (Юрьи Явидович), постригшего Софью; уточнено, что в момент пострижения (10 февраля 1294 г.) князь Михаил Ярославич находился в Орде; воспроизведены даты закладки и освящения церкви святого Афанасия; отмечены день отъезда в 1305 г. Михаила Ярославича в Орду (1 мая), день и час похорон Софьи (20 октября, в 7 часов дня) и факт отсутствия в Твери в тот день князя Михаила. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что автор составлял Житие Софьи во время, близкое к описываемым событиям. Однако – не в начале XIV в. Стремление поставить в центр повествования Михаила Ярославича указывает уже на существование культа Тверского князя. Эту мысль подтверждает фраза, что Михаил Ярославич отправился в Орду, «заступая крестьяне от нашествия поганых» (Чувановский, л. 398 об.). Хотя отмеченная фраза отражает общую идею Жития князя Михаила Тверского, но ближайшим образом она связана с текстом Службы Михаилу Ярославичу: «град свои заступи от нахожения поганых»,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благоверная княгиня Анна, как показывают сохранившиеся в истории события из ее жизни, равно крайне печальный эпизод прекращения чествования ее доселе, является поистине многоскорбной праведницей, которая при высоких своих качествах и подвигах богоугодной жизни понесла тяжелый крест испытаний не только при жизни, но и по блаженной кончине своей, после того как прославление ее Богом ознаменовано нетлением мощей и даром чудесных заступлений и исцелений. Княгиня Анна была старшая дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, по мужской линии правнучка святого благоверного князя Василия (Василько) ростовского и по женской линии правнучка святого благоверного князя Михаила черниговского. С юных лет она воспитана в страхе Божием и отличалась благотворительностью убогим и несчастным, и по прекрасным свойствам ума и сердца была хорошо известна в окрестных княжествах. Княжна Анна Димитриевна 8 ноября 1294 года вступила в брак с тверским великим князем Михаилом Ярославичем, сыном Ярослава Ярославича , великого князя владимирского и тверского, родным племянником святого благоверного великого князя Александра Невского, при чем принесла ему как вено (в качестве приданого) город Кашин, до того времени принадлежавший к Ростовскому княжеству. Отчасти уже отсюда благоверной княжне Анне усвояется название «Кашинской», укреплено же за ней на вечные времена в особенности потому, что последние годы своей жизни она подвизалась в городе Кашине и здесь в обители блаженно почила и погребена. При всей любви и уважении благоверного супруга князя Михаила Ярославича, молодая княгиня Анна не раз испытала тяжкие удары для любвеобильного сердца своего вследствие многих и великих несчастий, имевших место в Тверском княжестве и особенно в семействе своем. Истребление города Твери страшным пожаром в 1295 году, сильный мор скота и великая засуха в 1296 году, пожар в самом дворце, уничтоживший все княжеское имущество, при чем князь и княгиня едва успели выбежать из пламеневшего дворца, также тяжкая болезнь молодого Михаила Ярославича – вот какие бедствия переживала эта благоверная чета княжеская. Родное семейство ее составляли сыновья Димитрий, Александр, Константин и Василий и дочь Феодора. Но семейное счастье и спокойствие князя и княгини не были продолжительны при современных им исторических обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Житие князя Михаила Ярославича Тверского, написанное архимандритом Желтикова монастыря Макарием (Петровичем) Подготовка текста и комментарии С.А. Семячко Житие и страдание святаго благовернаго князя Михаила Ярославича тферскаго чудотворца, сочиненное в Тфери 1765 года тферской семинарии ректором и архимандритом Макарием Печатано в Московской синодальной типографии 1791 года. 1 . Якоже плавающий по морю корабленник, аще и случится ему впасти в зельная обуревания и опасная места, обаче 73 представляя себе других, иже от мореплавания великия получили корысти и богатства, надеждою ободряется и стремительно против неудобств ополчается, тако и нам подобает творити, о любопразднственнии слышателие. Донележе бо есмы в теле, дотоле всех злостраданий, бедствий и печалей, приключающихся нам, неудобно есть избежати; обаче взирающе на мужественныя подвиги святых, иже, доброму последующе предводителю Христу, содеяша правду на земли и достигше к желаемому пристанищу, получиша обещанный им от Бога вечныя славы неувядаемый венец, ополчаемся крепко противу всех врагов и побеждаем о Христе. Блаженный Павел, аще и начисляет беды, яже горестную творят жизнь, обаче присовокупляет, яко за то соблюдается венец жизни. 74 Что убо не предпочтим ли краткой суете житейской целое небо? Аще навыкнути желаеши, чего ради, по преждеписанному, Бог руководствует святых к Небесному Царствию, то слыши Спасителя, глаголющаго, яко нужно есть Царствие и тесный путь к нему предлежит. 75 И яко злато в горниле, искушает огнем страданий любящих его благоутробный Владыка, да тем всему миру изъявит мужественное в святости постоянство их, да даст нам незыблемый христоподражания пример. И да пожившии зде свято вящшее за понесенный крест восприимут воздаяние в будущей жизни, якоже блаженный Павел в послании к евреом учит 76 и якоже сей доблественный страдалец благоверный великий князь Михаил Ярославич доказал то своим примером, о немже предлежит нам настоящее слово. 2 . Егда святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский по четвертом хождении в Орду к Беркалю, 77 татарскому царю, на возвратном пути во граде Городце, облекшися в иноческий чин и схиму, преставися к Богу, 78 тогда общим согласмем возведен бысть по нем на великое княжение Ярослав Ярославич, князь Тферский, яко старейший брат святаго, в лето от спасительнаго промысла 1264. 79 Бысть убо сей двадесять первый великий князь по счислению лет от святаго Владимира, 80 по степени же родства седмый, 81 ибо Ярослав родися от Всеволода Георгиевича Долгорукаго, иже произыде от Владимира Мономаха , сына Всеволода Ярославича, емуже в лето 981 даде начало святый равноапостольный великий князь Владимир Святославич, внук Игоря Рюриковича, 82 российскаго князя из варягов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сего блаженного великого князя Михаила Ярославича не подобает оставлять в забвении, нет, следует его поставить на подсвечник проповедания, чтобы все, видя свет жития богоразумного князя, его терпения, его последних страданий, просветили свои мысленные сердца светом немеркнущей благодати. Я же, хотя и груб, и невежа, но распаляет меня ревностная любовь к своему господину. Убоялся я участи того раба ленивого, скрывшего талант господина своего в земле вместо того, чтобы дать его добрым торговцам, дабы вернули сторицею. Но опять боюсь и трепещу своей грубости: как мне описать из многого немногое, чтобы рассказать о последних страданиях блаженного Христова воина, великого князя Михаила Ярославича, о том, что случилось в недавние времена, в дни наши. С тем и начинаю, молясь: «Владыко Господи Иисусе Христе, подай же мне ум и разум, отверзи мне уста, да провозгласят они хвалу тебе, да возвещу о подвиге блаженного раба твоего». В последние времена Господь наш Иисус Христос , Слово Божие, родился от пречистой девы Марии Богородицы, и принял страдания, исправляя падший наш род, и воскрес в третий день, и вознесся на небеса. В день пятидесятый послал Господь Бог наш Дух свой на апостолов, от того времени начали они учить, обходя все страны, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и вместо себя поставляли патриархов и митрополитов, епископов и пресвитеров. Господь же премилостивый Бог божественным своим промышлением в последний век явил благодать свою на русском народе: привел великого князя русского Владимира ко крещению; Владимир же, просвещенный Святого Духа благодатию, привел ко крещению всю русскую землю. От того времени распространилась святая вера по всей земле, и было веселие и радость великая среди новопросвещенных людей; лишь один дьявол сетовал, побеждаемый теми, кем прежде был почитаем, принимая жертвы и все угодное. Не терпя этого, враг душ наших спохватился, льстивый: как бы совратить их с праведного пути; и вложил в сердца их зависть, ненависть, братоубийство; начали отнимать нажитое сын у отца, младший брат у старшего брата, умножилась неправда, и много злобы в людях, и отдались они слабостям света сего скоротечного. Господь же премилостивый Бог, не хотя видеть погибающим от дьявола род наш, останавливает нас карами, стремясь обратить нас от зла нашего, посылает он нам наказание: то голод, то мор на людей и скотину, – ив последнюю пагубу предал нас в руки измаильтянам. От того времени начали дань давать по татарскому ясаку. И когда кому из князей наших доставалось великое княжение, ходили князья русские в Орду к царю, принося множество своих богатств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благоверная княгиня Анна, супруга святого князя Михаила Ярославича Тверского, была дочь ростовского князя Димитрия Борисовича. Родилась она в городе Кашине, где отец ее когда-то княжил; в Кашине она провела последние годы своей многоскорбной жизни; в Кашине она и погребена, оттого она и известна под именем «Кашинской». С юных лет она была воспитана в страхе Божием, любила уединение и больше всего заботилась о том, как бы побольше сделать добра бедным и убогим. Слава об ее уме, добродетелях и красоте достигла матери тверского князя Михаила, княгини Ксении, которая в то время искала своему сыну достойную невесту, и вот выбор Ксении остановился на княжне Анне. Бракосочетание благоверной четы совершено было в Тверском кафедральном соборе епископом Андреем в самый день ангела жениха-князя, 8 ноября 1294 года, и новобрачные с радостью были встречены матерью – княгиней Ксенией, которая благословила их пречестным крестом и иконой Спасителя. С первых же лет их супружеской жизни Бог привел их познакомиться с разными скорбями и напастями: на следующий год после брака Тверь истреблена была страшным пожаром; еще через год открылся сильный мор скота и была страшная засуха в их княжестве. Молодые князь и княгиня принимали близко к сердцу горе своего народа, но скоро горе коснулось и их самих. В том же году сгорел дотла их княжеский дворец, и только благодаря особенной милости Божией князь и княгиня, первые увидев огонь, не замеченный ни стражей, ни прислугой, успели выбежать и спаслись от огня, а все имущество их погибло в пламени. Большим испытанием для них была и сильная болезнь, посетившая молодого князя вскоре после пожара. Скорби следовали за скорбями. То было смутное время, когда князья ссорились и воевали из-за престола великокняжеского. По смерти владимирского князя Андрея Александровича, в 1304 году, прямым и законным его наследником русские князья признали тверского князя Михаила, и татарский хан Тохта утвердил его в великокняжеском достоинстве. Но против него стал строить козни его родной племянник, князь Георгий Данилович. Когда умер хан Тохта, Георгий женился на сестре нового хана Узбека и ворвался в княжество Тверское, сжигая города, опустошая церкви и селения. Князь Михаил одержал над ним блистательную победу, но тот отправился в Орду и там оклеветал Михаила в отравлении своей жены, сестры хановой, которая случайно умерла в плену у Михаила Тверского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В житии же семь не мало, но много писано неправды, и того ради, аще бы отъчасти нечто было и праведно писано, ни в чесом же ему верити подобает, но совершенно не явствити ё повелеваем, но сожещи» (постановления Собора 1678 г. цитируются по: Колосов В. В. Благоверная княгиня Анна Кашинская//Труды 2-го областного Тверского археологического съезда 1903 г. 1020 августа. Тверь, 1906. С. 106. Знаки препинания мои. – С. С.). Что касается самого дьякона Никифора, то ему было определено: «...аще Никифор вседушно и истинно, без всякия льсти и лукавства кается, яко и на священном нашем соборе пред всеми нами изрече, имеем его с того его содеянного не по разуму дерзновения разрешения. Наложихом же ему епитимию за таковое его блазненное дерзновение, еже во граде Кашине не быти, но быти ему в монастыри до его смерти и каятися ему о том Всемогущу Богу, внимати ему спасению, лжесловным же писанием, от него исшедшим, прельщенный, отвратити ему от того письменно и словесно, и правду всю о том спасении и о своем бывшем дерзновении изъявляти, да не токмо в словесех, но и в делех истинное свое о том покаяние изъявить. Аще же Никифор каяшеся ныне не вседушно, но ухищренно, по некоему лукавству, или страха ради некоего, или инаго ради некоего поучения, да будет под нашим архиерейским запрещением и отлучением, Дóндеже истинно и вседушно о том покается, и тогда да разрешится» (Там же, с. 105). Историю создания Жития Анны Кашинской и всего агиографического цикла можно представить следующим образом. В Соловецком монастыре был создан некий первоначальный текст Жития, которым мы сейчас не располагаем. Этот текст был создан иноком Игнатием по благословению уставщика инока Никодима. Источником этого первоначального текста была Степенная книга, а точнее, входящее в ее состав Житие Михаила Ярославина Тверского. Причём Игнатий не «списывал» Житие Анны с Жития Михаила, а установив, что Анной была супруга Михаила Ярославина Тверского, лишь выяснил основные события, т. е. обращение к тексту Степенной книги, скорее всего, было однократным, перед началом работы, что и объясняет многочисленные расхождения между Житием Анны Кашинской и Степенной книгой, отмеченные церковным собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010