Закрыть itemscope itemtype="" > Тверская земля и Россия под покровом святого Великого князя Михаила Ярославича Выступление на 8-ой Межрегиональной научно-практической конференции «Калязинские чтения» 27.04.2021 1371 Время на чтение 42 минут Икона святого благоверного великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского ( XIX в.) в Тверской областной картинной галерее На тему «Святые заступники Земли Русской и современная Россия» (г. Калязин Тверской области, 25-26 февраля 2021 г.) Статья представляет собой оригинальное исследование личности и наследия святого благоверного великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского с методологических позиций русского человековедения и тверской регионологии. Особое внимание уделено современной оценке его государственно-политической, полководческой, патриотической и духовно-православной стратегии. К научной новизне содержания можно отнести описание четырёх тенденций восприятия эпохи Михаила Тверского и выявленные причины современного интереса к нему ; анализ пассионарности князя Михаила; соотнесение проблем Северо-Восточной Руси XIV века и Тверского княжества с современными проблемами России и Тверского региона; вычленение ключевых вопросов в личностных характеристиках, нравственных заветах и историческом наследии Михаила Ярославича, которые актуальны сегодня для развития Российской Федерации и её регионов, для становления самосознания русского народа. Уважаемый Анатолий Дмитриевич! Уважаемый Константин Геннадьевич! Дорогие участники нашей традиционной встречи на Калязинских чтениях: гости из других регионов России и сами хозяева — калязинцы! Позвольте поначалу поздравить Вас всех от лица Петровской академии наук и искусств с позавчерашним праздником — Днём защитников Отечества! Здесь нет ветеранов Великой Отечественной войны, но есть бывшие солдаты и офицеры Советской армии. Есть сегодняшние защитники поруганного в идеологической и информационной войне Отечества. И в этой благородной борьбе нам не только Бог в помощь, но и заступничество святых Земли Русской!

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Бортенево, урочище. Часовня Михаила Тверского. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Михаила Тверского Год постройки:Между 1998 и 2002. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, д. Балашутино Координаты: 56.409439, 35.423653 Проезд:Автобус Старица-Москва, граница Тверской и Моск. областей Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Бывшая деревня Сидоровского сельского округа, находилась в 32 вёрстах (на конец XIX в.) от Старицы, близ р. Шоши. Располагалась на ровной местности, у ручья Астраганец. Бортенево известно с 1317 г., когда тверской князь Михаил Ярославич разбил рать московского князя Юрия Даниловича, вторгшегося в пределы Тверского княжества. В битве при Бортеневе на стороне Москвы участвовали и татары во главе с Кавгадыем. В этом сражении тверские воины взяли в плен брата московского князя Бориса и жену Юрия Кончаку, которая умерла в Твери. Возможно, ее отравили. В 1997 г. на Бортеневском поле открыт памятный знак на месте предполагаемой битвы князя Михаила Ярославича Тверского с ордынскими отрядами Узбека под командованием Кавгадыя и войсками Юрия Московского. В 2002 г. на мемориале Бортенево освящена часовня Михаила Тверского. Источник: Тверская деревня. Старицкий район: Энциклопедия российских деревень. 2007. Часовня Михаила Тверского расположена недалеко от деревни Балашутино на территории урочища Бортенево в Старицком районе Тверской области. Бортенево известно в летописях как место сражения, произошедшего здесь 22 декабря 1317 года, когда тверской князь Михаил Ярославич дал отпор объединенным войскам московского князя Юрия Даниловича и татарского темника Кавгадыя, вторгшихся в пределы Тверского княжества. До 1917 года на краю деревни Бортенево стояла часовня, служился благодарственный молебен в честь победы Михаила Тверского в Бортеневской битве. Сейчас на месте битвы создан мемориальный комплекс: установлен памятный гранитный крест и воссоздана часовня Михаила Тверского. Небольшое каменное строение воссоздано в 1998-2002 годах и представляет собой кубический объем на бетонном фундаменте, завершенный высоким шатром и луковичным венчанием. Карнизы четверика украшены кирпичным узором, а арочные оконные проемы обрамлены в строгие наличники. В настоящее время часовня Михаила Тверского в урочище Бортенево в Тверской области действует, в ней совершаются регулярные Богослужения. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10159

2) Библиотечный: РНБ, F.I.306. Сборник переписан в 1528–1529 гг. в пределах Ростовской епархии, как это следует из записи писца на л. 547 об.: «В лето 7000 тридесят седмаго написана бысть сиа книга при дръжаве великого князя Васильа Ивановичя всея Руси и при священном архиепископе Кириле Ростовском повеленьем многогрешнаго священоинока Сергеа Васильева сына Батурина». Житие Михаила Ярославича помещено на л. 200–212 об. и имеет заголовок: «В лето 6000-ное 800 убьен бысть благоверныи вел[икыи] князь Михаило Ярославичь месяца ноемвриа в 22 день». В конце текста приписка: «В лето 6894 (!) написано бысть сие убьение великаго князя Михаила Ярославичя месяца ноемвриа в 17 день». 3) Список Ундольского: РГБ, ф. 310 (собр. В. М. Ундольского), 1254. Сборник в 4 , на 709 листах. Житие Михаила Ярославича написано на л. 30–50 об. в 30-х годах XVI в. (филигрань: высокая тиара, под ней литера А – Брике, 4979 (1532–1536 гг.)). Заголовок: «В лето 6800 убиен бысть благоверныи и христолюбивыи великыи князь Михаило Ярославичь месяца ноября 22 день». 4) Лихачевский: Санкт-Петербургский филиал Института российской истории РАН, ф. 238 (Коллекция Н. П. Лихачева), оп. 1, 397. Фрагмент Жития Михаила Ярославича Тверского в 4 , на 5 листах. Датируется концом 50-х годов XVI в.; филигрань: Перчатка под короной с 6 фестонами – совпадает с указанной Лихачевым под 2980 (1559 г.). Текст начинается со слов «…выи Кавгадыи сам судия, тои же и сутяжии», обрывается на словах: «И посла на Москву боляр своих со игумены и с попы, и привезоша мощи.» Между 4 и 5 листами также недостает нескольких листов: текст на л. 4 об. кончается словами «Минувши же 20 и 4-мъ», на л. 5 начинается словами «сании святого, множьство народа съ свищами» (факт не отмечен в описании В. А. Кучкина). 5) Першинский: ИРЛИ, Коллекция М. Ф. Першина, 7. Сборник 20-х годов XVII в., филигрань: Кувшин с одной ручкой под короной с цветком, на тулове литеры G и RO – Дианова («Кувшин»), 34 (1622– 1623 гг.) 312 . Житие Михаила Ярославича занимает л. 498 об. – 523 об., заголовок: «В лето 6800. Убиение благоверного и христолюбиваго великого князя Михаила Ярославича месяца ноября в 22 день». Текст обрывается из-за утери последнего листа на словах: «Да како можем по достоянию въсхвалити, блаженныи княже…» Житие Михаила Тверского по данному списку опубликовано 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

СПб., 1883. Вып. 7. С. 48). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. св. Александра Невского в Абастумани, Грузия. 1899–1904 гг. Худож. М. В. Нестеров В произведениях светского искусства 2-й пол. XIX в. наметилась тенденция к поиску исторически точных вариантов интерпретации образа Тверского князя. Тем не менее в целом они продолжали академическую традицию, истолкованную в национально-романтическом духе. На памятнике «Тысячелетие России» в Вел. Новгороде (1862, проект М. О. Микешина, фигура М. Я.- работы скульптора М. А. Чижова) облик М., стоящего на коленях, со скованными руками, напоминает о тяготах татарского ига, тогда как представленные рядом с ним князья Александр Невский и Димитрий Донской олицетворяют собой образы героев событий рус. истории XIII-XIV вв. Выполненная В. П. Верещагиным композиция с изображением М. Я. и кн. Юрия Московского на суде у хана из альбома «История Государства Российского в изображениях державных его правителей» (СПб., 1896) отличается большей по сравнению с памятником исторической точностью. Условный образ князя в средневек. одеждах включен в композицию «Древо государей Российских» на своде парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, выполнена под рук. Ф. Г. Торопова). Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Икона. 10-е гг. XX в. (ЦМиАР) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) Убиение блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского в Орде. Центральная часть иконы-складня. 80-е гг. XIX в. (собрание В. М. Федотова) В кон. XIX в. иконография М. Я. в профессиональном церковном искусстве приобретает большую историческую точность и все более следует рекомендациям иконописных подлинников, хотя имеет мало общего с памятниками XVI-XVII вв., в т. ч. с произведениями, отражающими аутентичную тверскую традицию.

http://pravenc.ru/text/Михаилу ...

Г.С. Гадалова Неувядаемый венец Перед вами памятник русского средневековья, самого продолжительного исторического периода. Именно в этот период, в XI–XVII веках, создан огромный пласт древнерусской литературы. Самое загадочное и знаменитое произведение – «Слово ο полку Игореве». Широко известны «Житие Александра Невского», «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. «Житие Михаила Тверского» пока менее известно. Возвышается душа перед нравственным подвигом великого князя Михаила Ярославича Тверского. И через семь столетий слышны и созвучны нам, вступившим в XXI век, заповедные слова: «И задумал положить душу свою за своё Отечество». В год 730-летия со дня рождения выдающегося политического и военного деятеля средневековой Руси, великого князя тверского и владимирского Михаила Ярославича, мы счастливы открыть читателю древнейший текст Жития, подлинная рукопись которого хранится в Государственном архиве Тверской области. Л.М. СОРИНА, начальник Архивного отдела администрации Тверской области, почётный архивист В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области, в одной из многочисленных рукописных книг, затерявшейся в фондах среди других и прежде не привлекавшей к себе особого внимания, сохранилось произведение, представляющее собой подлинный шедевр древнерусской литературы – наиболее раннюю редакцию Жития великого князя Михаила Ярославича Тверского 1 . Особая ценность данной рукописи состоит в том, что это, как выясняется при внимательном чтении, может быть, один из лучших списков этой редакции Жития 2 . Житие Михаила Тверского (Пространная редакция Повести ο Михаиле Тверском) – одно из выдающихся произведений древней русской литературы, по своему значению, литературным достоинствам, нравственному воздействию стоящее в ряду таких шедевров, как «Сказание ο Борисе и Глебе», «Поучение Владимира Мономаха », «Житие Александра Невского». Повесть дошла до нас в части летописей 3 , a Житие в древнерусских сборниках 4 . Это произведение хорошо знали и так или иначе опирались на него при изложении событий начала XIV века почти все русские историки – В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин , H.A. Полевой, митрополит Макарий, С.М. Соловьёв, Н.И. Костомаров , В.О. Ключевский , а также историки, писавшие, собственно, ο Твери, – Д.И. Карманов, B.C. Борзаковский, В.И. Колосов 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благоверные князья Всеволод (Гавриил) Псковский и Михаил Ярославич Тверской. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Благоверные князья Всеволод (Гавриил) Псковский и Михаил Ярославич Тверской. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме. 1685 г. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Фрагмент росписи Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Фрагмент росписи Софийского собора в Вологде. 1686–1688 гг. В монументальной живописи XVII в. (как правило, на столбах крупных храмов с развитыми циклами образов князей и царей) М. Я. также изображался не очень часто, однако во 2-й пол. XVII в. количество его образов возрастает, особенно в В. Поволжье, где князь мог восприниматься как местный святой. М. Я. изображен на сев.-зап. столбе ц. свт. Николая (Николы Надеина) в Ярославле (росписи 1640, поновлены в 1882). Если верить поздней надписи, это фигура князя с бородой из коротких вьющихся прядей, однако не исключено, что поновители ошиблись при опознании образа св. кн. Михаила Черниговского, а М. Я. был представлен рядом в виде князя с длинной бородой (поскольку М. Я. в иконописных подлинниках уподоблялся Михаилу Черниговскому, чья иконография имеет неск. вариантов, обе версии являются вероятными). Князь вместе со св. равноап. кн. Владимиром был изображен на юго-зап. столбе Троицкого собора Макариева Калязинского мон-ря (росписи 1654), находившегося на территории Тверской епархии, где М. Я. почитался как местный святой ( Антонова Л. И. Фрески Троицкого собора Макарьевского Калязина мон-ря//Филёвские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 359). Образы М. Я. помещены на столбах храмов: свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673), Крестовоздвиженского (1676) и Воскресенского (1678-1679) в Романове-Борисоглебске (Тутаеве), Софийского собора в Вологде (1686-1688), Троицкого собора Ипатиевского монастыря в Костроме (1685), возможно, Преображенского собора Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689), где М. Я. при поновлении XIX в., по-видимому, был назван мч.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Храм в честь Рождества Богородицы (Тверь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм в честь Рождества Богородицы в городе Тверь построен в 1784 году, главный престол был освящен в 1795 году, второй придел — во имя Михаила Архангела освящен в 1802 году. Здание храма имеет типовую архитектуру для Твери — " восьмерик на четверике " . Содержание История и описание [ править править код ] Начало XX века В старину напротив того места, где ныне находится храм Рождества Богородицы, на берегу реки Волги, располагался один из древнейших монастырей Тверской Земли­ — монастырь во имя Архангела Михаила. В 1764 году монастырь был упразднен, т.к. на протяжении длительного времени находился в упадке и разорении. На месте древнего монастыря во имя Архангела Михаила остались две деревянные церкви: одна во имя святого князя Михаила Ярославича, другая — во имя Рождества Богородицы (ее перевезли из Кашинского монастыря). В 1766 году была устроена одна деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святого благоверного князя Михаила Ярославича, которую освятили 5 февраля того же года. 7 июля 1777 года священник Алексей Алексеев подал архиепископу Тверскому и Кашинскому Арсению «всепокорнейшее прошение». Результатом прошения стало возведение нового каменного храма — того, что существует и по сей день. В 1784 году был освящен южный придел святого Михаила Тверского в трапезной. Освящение основного «холодного» храма был совершено 23 сентября 1795 года. В 1800 году в трапезной был устроен северный придел, и 6 ноября 1802 года придел в честь Архистратига Божия Михаила был освящен. В 1803 году была построена каменная колокольня над притвором и заменена глава. В 1814 году вокруг храма была выстроена каменная ограда, которая несколько раз чинилась. В 1847 году была перестроена вся трапезная. В 1887 году в холодной части храма установили голландские печки, и он стал теплым. В 1889 году храм был расписан фресками. В 1903 году в храм была привезена святочтимая икона святого благоверного великого князя Михаила Тверского и святого Иоанна Милостивого — Александрийского патриарха, с частицами их мощей. В 1910 году на пожертвования прихожан были вызолочены два креста на храме, покрашена церковь и построена часть железной ограды кругом церкви (вторую часть доделали в 1911 году). В 1912 году, с разрешения архиепископа Тверского и Кашинского Антония, были вызолочены два киота (с образами Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери), обновлены два иконостаса в приделах св. благоверного князя Михаила Тверского и св. Архистратига Михаила, сделан новый киот к иконе Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_Р...

Лит .: Макарий (Петрович), архим. Житие и страдание св. блгв. кн. Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца, сочиненное в Твери в 1765 г. М., 1798; СИСПРЦ. 1836. С. 190-196; Филарет (Гумилевский). Обзор. 1859. Кн. 1. С. 98; он же. РСв. 2008. С. 635-641; Ключевский. Древнерус. жития. С. 71-74, 170-171; Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 371-372; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 118-119; Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов. Нояб. С. 105-111; он же. Тверской патерик. Каз., 1907. Тверь, 1991р. С. 5, 11-12; Верный месяцеслов всех рус. святых. М., 1903. С. 44; Голубинский. Канонизация святых. С. 67, 104, 541; Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918; Кучкин В. А. «Сказание о смерти митрополита Петра»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 59-79; он же. Источники «Написания» монаха Акиндина//АЕ за 1962. М., 1963. С. 60-68; он же. Повести о Михаиле Тверском. М., 1974; он же. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984; он же. О принятии Михаилом Ярославичем Тверским и владимирскими князьями титула «великий князь всея Руси»//Михаил Ярославич Тверской - вел. князь всея Руси. Тверь, 2008. С. 8-21; он же. Права и власть великих и удельных князей в Тверском княжестве 2-й пол. XIII-XV вв.//Там же. С. 216-226; Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского//СККДР. Вып. 1. С. 166-168; она же. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007 (по указ.); она же. Тверь в литературных памятниках периода независимости княжества: власть и народ//Славянский мир: общность и многообразие. Тверь, 2009. С. 227-236; она же. Политика тверских Рюриковичей в период становления Тверского княжества//У истоков Российского государства. Тверь, 2015. С. 9-23; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.): Пер. с нем. Тверь, 1994 (по указ.); Кучкин В. А., Флоря Б. Н. Княжеская власть в представлениях тверских книжников XIV-XV вв.//Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. М., 1995. С. 186-201; Михаил Тверской: Личность. Эпоха. Наследие: Мат-лы междунар. науч. конф., посвящ. 725-летию со дня рожд. Михаила Ярославича - вел. кн. Тверского и Владимирского (г. Тверь, 27-29 нояб. 1996 г.). Тверь, 1997; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Михаил Ярославич Тверской - вел. кн. всея Руси: Мат-лы Всерос. науч. конф.: К 700-летию принятия титула «великий князь всея Руси»: роль Тверского княжества и Михаила Ярославича Тверского в становлении рос. государственности. Тверь, 21-22 дек. 2005 г. Тверь, 2008; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской: 690 лет в нар. памяти: Сб. докладов науч. конф. Тверь, 2009; Св. блгв. вел. кн. Михаил Тверской/Сост.: Г. С. Гадалова и др. Тверь, 2015; Борисов Н. С. Михаил Тверской. М., 2017. (ЖЗЛ).

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1328/29, Тверь), еп. Тверской. Поставлен св. митр. Петром до 14 февр. 1317 г., после того как Андрей 28 марта 1316 г. оставил Тверскую кафедру. Необычна форма летописной записи, посвященной данному событию: «Причтен бысть Варсонофии епископии Тферскои». П. М. Строев , как представляется, без достаточных оснований отождествлял В. с еп. Сарским и Подонским Варсонофием , поставленным митр. Петром зимой 1313/14 г. Архиерейство В. пришлось на период острого соперничества московского и тверского правителей за ярлык на Великое княжение Владимирское. Согласно житию св. кн. Михаила Ярославича Тверского , В. вместе с местными боярами высказался в пользу сражения Тверского князя с войсками вел. кн. Георгия (Юрия) Данииловича (Бортеневская битва 1317). Епископ благословил Михаила Ярославича на поездку в Орду, закончившуюся мученической кончиной князя. 6 сент. 1319 г. вместе с княжеской семьей В. возглавил встречу тверским клиром и горожанами тела вел. кн. Михаила на берегу Волги у Михайловского мон-ря. Нет сомнений в том, что В. отпевал князя при погребении в его в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. «Повесть о Михаиле Тверском», созданная вскоре после гибели вел. князя в кон. 1319 - нач. 1320 г., подчеркивает духовную связь Михаила Ярославича с В. В 1321 г., когда войска вел. кн. Юрия «ходиша... ратью ко Тфери», В. выступил как посол тверского кн. св. Димитрия Михайловича Грозные Очи (по сообщению Рогожского летописца, эту миссию исполнял бывш. Тверской еп. Андрей). Согласно перемирию, заключенному в Переяславле, Димитрий отказался от претензий на Великое княжение Владимирское и должен был уплатить вел. кн. Юрию дань для передачи в Орду - 2000 р. серебром. В 1323 г. в тверском Феодоровском мон-ре в устье р. Тьмаки был заложен каменный собор во имя св. Феодора Стратилата , в том же году скончался предшественник В. на Тверской кафедре еп. Андрей, похороненный в Спасо-Преображенском соборе. Закладка храма и погребение бывш. Тверского владыки не могли обойтись без участия В. В 1325 г., будучи в Москве, В. участвовал в погребении вел. кн. Юрия, убитого в Орде тверским кн. Димитрием, возможно, также в хиротонии юрьевского архим. Моисея во архиепископа Новгородского. В 1327 г. в Твери произошло крупное антиордынское восстание, роль в нем В. неизвестна. В 1328 г. Тверь была разорена войсками Орды и ратью московско-суздальских князей. Видимо, епископ, как и тверские князья, бояре, духовенство, а также большая часть населения, бежал из города (возможно, вслед за вел. кн. Александром Михайловичем во Псков). В. погребен в тверском Спасо-Преображенском соборе. В рассказе об обновлении Спасо-Преображенского собора в 1399 г. перечисляются Тверские епископы с краткими характеристиками - о В. сказано, что он был «честныи епископ».

http://pravenc.ru/text/154343.html

Этот, подлинный текст Повести ο Михаиле Тверском и Жития Михаила Тверского, строго говоря, приходит к читателю лишь в последние годы. Первый перевод и первое отдельное издание Повести ο Михаиле Тверском в древнейшей редакции Софийской I летописи впервые были осуществлены в 1991 г. 10 . В 1996 г. в сборнике докладов и сообщений Тверского университета был опубликован перевод Пространной редакции, по так называемому, Першинскому списку, введённому в научный оборот В.И. Охотниковой 11 . В 1997 г. Повесть и Житие пришли к читателю в двух древнейших редакциях (редакция Софийской I летописи и Пространная редакция по Першинскому списку) с древнерусским текстом и переводом, a также необходимыми комментариями 12 . В 1999 г. Житие Михаила Ярославича Тверского (Пространная редакция no Першинскому списку) было опубликовано в своде памятников древнерусской литературы 13 . Великий князь Михаил Ярославич Тверской Для понимания событий, излагаемых в Житии, кратко расскажем ο жизни Михаила Ярославича Тверского. Михаил Тверской родился в 1271 году. Его отец великий князь Ярослав Ярославич (брат Александра Невского) умер несколькими неделями раньше рождения сына, при возвращении из Орды. Тверским князем после смерти Ярослава Ярославича стал его сын от первой жены – Святослав, княживший с 1271 по 1282 или 1285 год. Княгиня Ксения, прожив с мужем шесть лет (с 1265 по 1271 год), осталась с тремя детьми – двумя дочерьми и сыном Михаилом. Старшая сестра Михаила, которую мы не знаем по имени, в 1282 году вышла замуж за князя Юрия Львовича Галицкого. Ο второй сестре, Софье Ярославне, известно, что она в 1293 году постриглась в монахини. Княгиня Ксения, которая, как говорят летописи, отличалась красотой и твёрдым характером, какое-то время, возможно, была фактической правительницей княжества. Детство Михаила Тверского прошло под сильным влиянием матери. Именно она, по свидетельству Жития, научила его «святым книгам и всякой премудрости». Следует предположить большое влияние на Михаила и его наставников из числа духовенства – прежде всего епископа Симеона, занимавшего епископскую кафедру в Твери с 1271 по 1289 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010