7. Гумилёв Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. - М.: 1992, с.136. 8. Там же, с.135-136. 9. Там же, с.14-18. 10. Чернышов А.В. Очерки по истории Тверского княжества XIII-XIV вв. - Тверь, 1996, с.101. 11. Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1484). - Тверь, 1994, с.13. Э. Клюг обратил внимание на необходимость разработки русской исторической регионалистики: «Русской тенденции к государственному централизму соответствует также определённая историографическая тенденция, часто оставляющая вне сферы внимания регионы России… Лишь в последнее время проблематика регионализма в русской истории стала попадать в поле зрения историков». 12. Гадалова Г.С. Женщины Тверского княжеского дома. - Тверь, с.149-160. 13. Гумилёв Л.Н. Там же, с.138. 14. Гайдуков В.Н., Осипов В.Г. Региональный этос и «москвоборчество»: феноменология политической культуры современной России. - Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. Материалы семинара (Тверь, 5-7 марта 1999 г.) - М.: 1999, с.151-163. 15. Елисеев М.Б. Москва против Твери. Великое противостояние XIV века/Михаил Елисеев. - М.: 2018, с.140. 16. Академия предлагает учредить орден Михаила Тверского. - Вече Твери, 23 ноября 1993 г., с.3; Хухарев В. Орден великого князя Михаила Ярославича Тверского как символ тверского регионального самосознания. - Региональное самосознание как фактор формирования политической культуры России. Материалы семинара (Тверь, 5-7 марта 1999 г.) - М.: 1999, с.236-238. 17. Интернет ресурс: http://kremlin.ru/events/president/news/65418 18. Владимир Осипов, Юрий Травкин. О Соборе тверских святых и патриархе Тихоне . - Интернет-ресурс Осипов Владимир Глебович, вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения, профессор и академик Петровской академии наук и искусств, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека, кандидат философских наук Основа статьи в первом варианте написана мною ещё в январе 1997 года, в современном, исправленном и дополненном, виде исследование закончено 21 апреля 2021 года в городе Твери.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/27/...

Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской и прп. Анна Кашинская. Икона. Нач. XX в. (ц. блгв. кн. Михаила Тверского в Твери) Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. Блгв. кн. Михаил Ярославич Тверской. Роспись ц. Рождества Христова в с. Хабоцком Краснохолмского р-на Тверской обл. Кон. XIX в. С XVIII в. получили распространение композиции с образами М. Я. и др. Тверских святых. В описях старицкого Успенского мон-ря 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. упоминаются образы свт. Арсения и М. Я., преподобных Макария Калязинского и Нила Столобенского, а также икона, на к-рой помимо этих святых были изображены преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские (Ист. б-ка Тверской епархии. Тверь, 1879. Т. 1. С. 153, 154, 155, 178, 207, 214). Аналогичную программу имеет образ нач. XIX в. (ок. 1801-1804) из местного ряда иконостаса ц. прор. Илии в Старице (Частный музей русской иконы; Иванникова А. И. Возрожденные из небытия//Рус. искусство. 2012. 3(35). С. 66-73. Ил. на с. 70; сохр. 5 икон местного ряда, в т. ч. схожий по композиции образ св. Иоанна Предтечи, образы 3 Вселенских святителей и преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских). Святые представлены в молении Христу Вседержителю; М. Я. в характерном для Твери иконографическом типе,- слева, позади свт. Арсения, симметрично прп. Аркадию Новоторжскому. Известна икона М. Я., свт. Арсения и Новоторжских чудотворцев (XIX в., частное собрание). Сохранились данные и о др. иконах или комплексах, в которых образ М. Я. соседствовал с образами Тверских святых: в кладбищенском храме кашинского Сретенского девичьего мон-ря, сооруженном в 1863 г., находилась икона свт. Арсения и М. Я., а также его супруги - прп. кнг. Анны Кашинской; на парном образе были представлены преподобные Сергий Радонежский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский ( Лебедев А. Н.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

В составе рукописи 549 – похвала великому князю Михаилу Ярославичу, Житие с чудесами и плачем великой княгини Анны, слово ο переложении мощей (лл. 257–340 об.). Часть листов рукописи перепутано. Название текста: «Мсяца въ 22 день. и блаженного страдальца великаго князя Михаила Ярославича, Тверскаго чудотворца. Благослови, отче». Из четырёх рукописей, ο которых идёт речь, одной из лучших, несмотря на отсутствие первого и нескольких последних листов, является рукопись 1299, включающая в себя Житие великого князя Михаила Ярославича с чудесами и плачем великой княгини Анны, похвалу блаженному, слово ο переложении мощей, слово об устроении плащеницы (лл. 23–91). Наконец, рукопись 1307 содержит Житие великого князя Михаила Ярославича, похвалу ему, слово ο переложении мощей, повесть об обретении мощей и чудеса, a также молитву Михаилу Тверскому (лл. 245–329 об.). Древнейший список Жития из коллекции ΓΑΤΟ Перейдём теперь к древнейшему списку Жития из коллекции Государственного архива Тверской области – в рукописи 1103, датируемой второй половиной XVII в. Рукопись эта описана В.А.Кучкиным 39 , Б.М. Клоссом 40 , Е.Л. Конявской 41 , a ныне подробно Г.С. Гадаловой (см. настоящее издание, с. 17–18). Исследуя текст Жития Михаила Тверского в рукописи 1103, В.А. Кучкин пришёл к выводу, что это один из семи известных в то время списков Пространной редакции данного памятника. Три списка Пространной редакции находятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки – РГБ, ф. 310 (собрание В.М. Ундольского), 1254, сборник житий, повестей, слов и поучений; РГБ, ф. 304 (собрание Троице-Сергиевой лавры), 671, Минея Четья на ноябрь Германа Тулупова; РГБ, ф. 299 (собрание Н.С. Тихонравова), 587, сборник исторический. Один список был известен в Государственном историческом музее – ГИМ, Синодальное собрание, 799, Минея Четья на ноябрь Иоанна Милютина. И, наконец, ещё два списка были известны в Санкт-Петербурге – в архиве Санкт-Петербургского филиала Института российской истории РАН, коллекция 238 (собрание рукописных книг Н.П. Лихачёва ), 397, повесть ο смерти в Орде Михаила Тверского, a также в древлехранилище им. В.И. Малышева Института русской литературы РАН (Пушкинского Дома), собрание М.Ф. Першина, 7, сборник житий (прежде эта рукопись находилась в г. Коврове) 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По этому информационному поводу предлагаем вниманию заинтересованных читателей иллюстрированный исторический очерк тверских исследователей — нашего постоянного автора, председателя Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, академика ПАНИ Владимира Осипова и его соавтора члена-корреспондента ПАНИ Елены Радчук. Историко-культурное сравнительное исследование Статья содержит обобщённый материал о судьбе тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора и раки с мощами святого благоверного Великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского, которые находились в этом соборе. Дана современная научная оценка личности и духовного наследия князя. Приведено подробное описание в качестве произведений прикладного искусства двух рак, где покоилось тело князя Михаила. Проведено сравнительное исследование истории создания и художественного сходства их с «елизаветинской» ракой святого благоверного великого князя Александра Невского. Рассказано о деятельности Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств в этом направлении. Научная новизна данной работы заключается в выявлении причин уничтожения собора; определении имён советских партийных лидеров, ответственных за принятие данного решения (гипотеза о том, что первичное решение о взрыве тверского Спасо-Преображенского собора принималось в Москве Л.М.Кагановичем и Н.С.Хрущёвым); выявление параллелей с технологиями уничтожения Храма Христа Спасителя в Москве; моделировании раки Святого князя по описи церковного имущества тверского кафедрального Преображенского собора 1855 г., сравнение её с ракой, хранящейся сейчас в Тверском епархиальном управлении; анализ вариантов возможного местонахождения мощей Михаила Тверского. Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) вот уже многие годы осуществляет свои долгосрочные программы, три из которых напрямую относятся к теме данной статьи. Это — программа 1993 г. «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие», программа 2000 г. «Союз науки и православия в стратегическом развитии России третьего тысячелетия» и новая, 2020 года рождения — «Поиск и возвращение культурных и исторических ценностей Тверской земли» . Накопленный опыт, связи со специализированными организациями, методологическая база научно-православного интеллектуального синтеза, русского человековедения и тверской регионологии позволяют нам браться за крупные социально-значимые проекты и успешно их осуществлять.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

наст. изд., т. 1). 146 ...княгиню Юръеву повеллъ еси уморити... – Женой Юрия Даниловича Московского была сестра хана Узбека Кончака (в крещении Агафья), умерла в 1318 г. в Твери, в плену у Михаила Ярославича; был слух, что ее отравили. 149 ...отца его духовнаго Александра игумена... – Игумен Тверского Отроча монастыря, предполагаемый автор жития. 158 ...близ вратъ желзных... –Дарьяльский перевал. Возможны другие варианты – либо Дербент, либо теснина в среднем течении Дуная, узкий проход в южной части Урала, через который неоднократно устремлялись на запад орды азиатских кочевников. 167 ...з Борисом и Глбом... – Сыновья великого киевского князя Владимира Святославича, убитые в 1015 г. по приказу своего старшего брата Святополка, первые русские святые. 168 ...с Михайлом с Черниговьским. – Михаил Всеволодич (80–90-е гг. XII в. – 1246) – великий князь черниговский (1224–1234 гг.), убитый в Орде, почитавшийся на Руси как мученик, погибший за христианскую веру (Сказание об убиении в Орде князя Черниговского... см. в т. 5 наст. изд.). 170 Кыпт – варианты др. списков: якыпт, апокит, апокыт, набкит, абъкит. Значение слова не зафиксировано др. источниками. Судя по всему, в данном случае имеется в виду плащ из войлока (подробнее см.: Кучкин В. А. Повести ο Михаиле Тверском, с. 214). 172 ...въ церкви всемилостиваго Спаса в монастыри. – Монастырь Спаса на Бору в Московском Кремле. 173 ...князь Дмитрей брата своего Александра... – Дмитрий Михайлович Грозные Очи (1299–1326) – старший сын Михаила Ярославича, великий князь тверской (с 1319 г.), 21 ноября 1324 г. убил в Орде Юрия Даниловича Московского и 15 сентября 1325 г. был казнен ханом за самоуправство. Александр (1301–1339) – второй сын Михаила Ярославича, великий князь владимирский (1325–1327), после набега Чол-хана (Шевкала) бежал в Литву, с 1337 г. великий князь тверской, казнен в Орде. 175 ...въ церкви святаго Спаса... – Спасо-Преображенский собор, главный храм Твери, построенный по повелению Михаила Ярославича и его матери великой княгини Ксении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герои Жития размышляют о приобретении рационального знания, об обучения наукам, ибо «правила, преподаваемая в науках, много споспешествуют к просвещению разума» (Житие князя Михаила Ярославича Тверского, п. 10). Во всех этих рассуждениях присутствует и скрытая полемичность, обращенная к приверженцам старой традиции. И в конце концов Макарий прямо формулирует: «Учение бо не вредит, якоже нецыи глаголют, но точию злое онаго употребление пагубно есть» (Житие князя Михаила Ярославича Тверского,п. 122). Среди постигаемых юношей-князем наук находится место и дисциплине сродни тому богословию, которое сначала изучал, а потом и преподавал сам Макарий: «...наипаче же потщася Бога, елико можно, лучше уразумети, обаче не вдавашеся предерзостно в любопытное испытание непостижимых, ведая, яко любопытство еретичество раждает, а незнание есть суеверия мати. Узнав же Бога, делаше сравнение, умом возлегая, яко по Лествице от тварей ко Творцу и прилежно имеющееся между Богом и нами различие, отонуду же стяжа совершенное познание вещей» (Там же, п. 12). В понимании Макария, все, что связано с Господом, с проявлением его благодати на человеке, с чудом, может быть изучено, подвергнуто критике и даже оспорено. Одним из объяснений того, что так мало записывались чудеса от гроба Михаила Ярославича, для Макария является боязнь «строгаго изследования и так называемыя критики» (Там же, п. 122). Одним из наиболее примечательных в этом отношении является объяснение чуда, случившегося с «искусным древоделом» Назарием, дерзновенно засунувшим руку в гроб Михаила, вложенное автором Жития в уста святителя Евфимия (Там же, п. 120). Чудеса подобного рода случались и ранее (см., например, чудо Анны Кашинской над некоей Акилиной, с небрежением прикоснувшейся ко гробу святой княгини и опершейся на него, наст. изд. Т. 17), но агиографам прошлого не приходило в голову давать им объяснение. И сам вопрос, не является ли подобное чудо проявлением мстительности святого, показался бы святотатством. С точки зрения агиографа второй половины XVIII века, чудо может вызывать вопросы и должно быть изъяснено просвещенным человеком для непросвященных. К XVIII веку жанр жития проделал огромный путь и стоял на пороге своего кризиса. У читателя «Библиотеки литературы Древней Руси» есть возможность проследить эволюцию того образа святости, который нашел свое воплощение в личности святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, от наиболее ранней редакции Жития (см. наст. изд. Т. 6) до совершенно нового, всецело соответствующего своей эпохе Жития, написанного архимандритом Макарием в 1765 году за считанные дни до своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ ТВЕРСКОЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. вел. кн. Михаил Тверской. Альбом изображений святых икон, издание хромолитографии Е.И.Фесенко в Одессе. Конец XIX века Свв. блгвв. вел. кн. Михаил Ярославич и кнг. Ксения Юрьевна, Тверские. Икона (Тверь, кон. XVII в. 51×40). Центральный музей им. Андрея Рублёва, Москва В 1313 году новгородцы, воспользовавшись пребыванием князя Михаила в Орде, куда он отправился за получением ярлыка от нового хана Узбека , прогнали его наместников и пригласили к себе Юрия Даниловича . Вернувшийся Михаил разбил новгородцев под Торжком , взял с них окуп в 5000 гривенок серебром, равно с жителей Торжка, и казнил главных виновников возмущения, продолжая в то же время не пропускать в Новгород хлебных обозов. В 1315 году снова поднялся на новгородцев со всею Низовскою землею, но до сражения дело не дошло. В следующем году против него поднялся получивший ярлык на великое княжение и женившийся на сестре Узбека, Кончаке, Юрий Данилович , пользуясь содействием новгородцев. В войско Юрия входили посланные Узбеком татарские отряды во главе с Кавгадыем. Однако тверичи, возглавляемые святым князем Михаилом, 22 декабря 1317 года наголову разбили Юрия при селе Бортеневе, после которого был заключен мир. Михаил Ярославич, боясь татар, согласился на уступки. Было захвачено много пленных, в том числе Кавгадый, которого святой Михаил отпустил, и жена Московского князя Кончака, которая неожиданно умерла в Твери. Князь Юрий оклеветал святого князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки. Хан разгневался, угрожая разорением княжеской вотчины Михаила, и потребовал его к себе для ответа. Не желая проливать кровь русских воинов в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, понимая, что это грозит ему смертью. Он простился с семьей и тверичами, взял благословение на мученический подвиг у своего духовного отца игумена Иоанна. " Отче, - сказал святой, - много заботился я о покое христиан, но, по грехам моим, не мог прекратить междоусобий. Теперь благослови меня, если придется пролить кровь мою за них, лишь бы они несколько отдохнули, а мне бы простил Господь грехи " .

http://drevo-info.ru/articles/11678.html

3613 ...Житие и страдание блаженного и великаго князя Михаила... – Название «Житие и страдание» имеет единственная редакция Жития Михаила Ярославина Тверского – вторая редакция конца 50-х гг. XVII в. Создание этой редакции В. А. Кучкин отнёс ко времени между 26 июля 1657 г. и 10 июля 1658 г. (Кучкин В. А. Повести о Михаиле Тверском: Историко-текстологическое исследование. М., 1974. С. 198). До XVII в. Житие Михаила Ярославина «житием» не называлось. Первая редакция 50-х гг. XVII в., созданная, по мнению В. А. Кучкина, чуть раньше второй и тем же автором, сохранилась в одном дефектном списке. Ее начало до нас не дошло, но, как показал В. А. Кучкин, судя по косвенным признакам, она тоже называлась «житием». Обе эти редакции восходят к одному источнику, созданному после перенесения мощей Михаила Ярославича 30 сентября 1654 г., по мнению В. А. Кучкина, тем же автором. Т. е. две сохранившиеся редакции и не дошедший до нас их общий источник представляют собой различные этапы работы одного и того же человека. Есть основания полагать, что уже этот общий источник двух известных нам редакций назывался «житием и страданием». Хронологически Житие Анны Кашинской не может восходить ни к первой, ни ко второй редакции 50-х гг. XVII в., оно может быть соотносимо только с их источником (подробнее см.: Семячко С. А. Круг агиографических памятников, посвящённых Анне Кашинской. II. Агиографический цикл). 3614 ...треклятого и зверообразного варвара Кавгадыя... – Имеется в виду один из ордынских военачальников, сыгравший роковую роль в судьбе князя Михаила (см.: Житие Михаила Ярославича Тверского и коммент, к нему). 3615 ...мечем усекновен бысть... – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «3 несогласие»: «В Житии – великий князь Михаил кончину прият мечем усечен бысть. А в летописцах – ножемъ в ребра в десную страну ударен, и тако дух испусти» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 2). 3619 Тело же его пресвятое принесено бысть из Орды в славный град Тверь... в соборной и апостолской церкви... – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «4 несогласие»: «В Житии – тело князя Михаила Ярославина принесено из Орды сыномъ его князем Димитрием во Тферь. А в летописцах – великий князь Юрьи Данилович во Орде повеле, взяти тело его, и привезоша к Москве, и положиша в монастыре в церкви святаго Преображения. Потом же, по прошению великия княгини Анны и сынов ея, князь великий Юрьи Даниловичь отпусти тело его с Москвы во Тферь» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 2). Имя князя Димитрия в этом фрагменте фигурирует, в частности, в списке ГИМ, Синод, собр., 622, XVII в., бывшем предметом рассмотрения на соборах 1677 и 16781679 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 Житие Михаила Ярославича Тверского. Перевод С.А. Семячко//Библиотека литературы Древней Руси. – СПб., 1999, т. 6. 40 Клосс Б.М. Избранные труды, т. II. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI веков. – М., 2001, с. 183–185. 41 Конявская Е.Л. Житие св. Арсения, епископа тверского//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. – М., 2001, 3, с. 68. 50 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Герб города Амстердама»: Каталог.– М., 1998.168 с., с ил. – (Труды Гос. Ист. музея). 51 См.: ДиановаТ.В. Филиграни «Голова шута»: Каталог. – М., 1997. – 166 с., ил.– (Труды Гос. Ист. музея; Вып. 94). 52 Текст воспроизводится с соблюдением орфографии писца: сохраняются буквы – оу, , ъ, ь, , выносные буквы передаются в строке курсивом, лигатуры раскрываются с помощью угловых скобок. 53 17 в. в Жёлтиковом монастыре было два архимандрита, носивших имя Иов: первый был архимандритом в 1663–1666 гг и в 1671 г., второй – в 1683–1686 гг. См.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. – Стб. 457; Кучкин В.А. Повести о Михаиле Тверском. – М., 1974. – С.45. и прим. В заглавии рукописи указан год по принятому в Древней Руси летоисчислению от сотворения мира. Для современного читателя в скобках указывается год от Рождества Христова. 55 Ярослав Ярославич (после 1220–1271 гг.), князь тверской с 1247 и великий князь владимирский с 1263 г. Михаил Ярославич Тверской (1271–1318 гг.) был младшим из его сыновей. 56 Ярослав Всеволодович (1191–1246 гг.) княжил в Переяславле, Галиче, Рязани, несколько раз приглашался и изгонялся новгородцами; участник феодальных войн, потерпел поражение в Липицкой битве (1216 г.). В 1236 –1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. великий князь владимирский. Умер при возвращении из поездки в Орду. Говорили, что он был отравлен. Карамзин ставит версию с отравлением под сомнение, но характерно, что так же впоследствии умерли сыновья этого князя Александр Ярославич Невский и Ярослав Ярославич Тверской. 57 Великая княгиня Ксения (?–1312 гг.), вторая жена Ярослава Ярославича и мать Михаила Ярославича. По наиболее достоверной версии – дочь новгородца Юрия Михайловича (о браке с ней Ярослава Ярославича под 1265 г. упоминают Троицкая и Воскресенская летописи). По другой версии – дочь тарусского князя Юрия Михайловича, сына великого князя Михаила Черниговского. И по третьей – дочь пономаря Афанасия из села Едимоново, неподалеку от Твери. Согласно Тверскому патерику, «отличалась необыкновенной красотой, твердым характером, искренним благочестием и отличными административными способностями, что видно из её управления княжеством в малолетство её сына... Летописцы называют Ксению премудрою, блаженною, преподобною и святою...». – Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местночтимых святых. Репринтное издание. Тверь, 1991, с. 20–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

3563 Месяца октомврия во 2 день. – В списке ГИМ, Синодальное собр., No 622: «Месяца июня в 12 день» 3571 Сея убо преподобныя отечество имеяше град Кашин. Дщи бяше... от славных боляр. – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «1 несогласие»: «Написано в Житии, яко благоверная княгиня Анна бяше родом града Кашина, дщи славных боляр. А в летописцах – дщи князя Димитриа Борисовича Ростовскаго» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 1 об.). 3574 Обручиша бо ея родители великому князю Михаилу Ярославичу... Твери. – Житие Михаила Ярославича Тверского (в его Пространной нелетописной редакции) см.: наст, изд., т. 6, с. 6891, 525528. 3588 ...ничимъже лишена быста Авраама, Иова и Давида... – Об Аврааме см. библейскую книгу Бытие, об Иове – Книгу Иова, о Давиде – 1 –3 книги Царств, Паралипоменон, Псалтирь. 3589 ...последоваста сродником своим ... великому князю Александру Невскому. – Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора и Житие Александра Невского см. соответственно: наст, изд., т. 5, с. 156163, 479480 и 358369, 518520. 3590 ...родистася има четыре сына: первый князь Дмитрий, вторый князь Александр, третий князь Василий, четвертый князь Констянтин. – У Михаила и Анны родились четверо сыновей и дочь: Димитрий Грозные Очи (15 сентября 1298 г.), Феодора (11 октября 1299 г.), Александр (7 октября 1300 г.), Константин (1307 г.) и Василий (между 1307 и 1318 г.). 3595 ...ордынскаго царя Озбяка... – Имеется в виду хан Узбек (см. коммент. к Житию Михаила Ярославина Тверского). 3599 ...брат твой великий князь Георгий... – Имеется в виду племянник Михаила Ярославина Юрий Данилович Московский (см. коммент, к Житию Михаила Ярославина Тверского). 3606 ...сродницы твои благовернии князи Борис и Глеб от брата своего Святополка зависти ради убиени быста. – Сказание о Борисе и Глебе см.: наст, изд., т. 1, с. 328351, 527531. 3611 ...епископа своего, блаженного Варсонофия... – Варсонофий был епископом тверским с 1315 по 1328 г. 3612 ...и отъиде во Орду, точию поим единого сына своего, князя Димитрия... – В соборном определении февраля 1677 г. этот момент отмечен как «2 несогласие»: «В Житии написано: великий князь Михаил Ярославичь, шед во Орду, взя с собою сына князя Димитриа. А в летописцах написано: был во Орде с князем Михаилом Ярославичем сын его князь Константине» (РНБ, собр. Погодина, 1608, л. 1 об. – 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010